Датчик в глушителе – Проверяем датчик кислорода в выхлопной системе

Содержание

Проверяем датчик кислорода в выхлопной системе

От правильности работы датчика кислорода, во многом зависит продуктивность работы двигателя автомобиля. В связи с экстремальными условиями эксплуатации, датчик может приходить в неисправность. Узнаем как выявить неправильную работу устройства.

Датчик кислорода, является важнейшим компонентом системы выхлопа отработанных газов. Благодаря показаниям датчики, определяется необходимый расход топливной смеси, обеспечивающий корректную работы системы двигателя. От состояния датчика, во многом зависит производительность работы двигателя автомобиля. Проверка кислородного датчика, важная и полезная процедура. Необходимо своевременно проверять и обслуживать устройство, во избежание преждевременного износа составляющих двигателя. Результаты и польза от проверки датчиков, зависит от правильности проведения процедуры. Для того, чтобы спешно проверить датчик, необходимо хорошо понимать его устройство и основные принципы его функционирования.

В состав устройства, входят следующие компоненты:

  • Металлическая оболочка датчика. С помощью корпуса, датчик крепится на рабочую поверхность.
  • Резиновый уплотнитель.
  • Уплотнители проводников.
  • Счетчик сигналов.
  • Спираль.
  • Проводник тока.
  • Защита, с отверстием для выхода отработанных газов.

В связи с экстремальными условиями работы датчика, все элементы изготавливаются из специальных материалов, устойчивых к высоким температурам. В современном автомобилестроении используется несколько типов кислородных датчиков. В зависимости от модели датчика и завода — изготовителя, количество проводников может изменяться.

Неисправности измерителя кислорода.

Устройство может выйти из строя, при недостаточном уходе и нарушении правил эксплуатации.

Распространенными причинами поломки измерительного прибора, являются:

  • Очистка корпуса, не соответствующими требованиям средствами.
  • Попадание в топливную смесь, посторонних частиц.
  • Влияние рабочей жидкости (охлаждающей или тормозной).
  • Перегрев корпуса элемента, в связи с попаданием загрязненного топлива.
  • Выход топливного фильтра из строя.
  • Неправильная работа других датчиков топливной системы.

Факторы, указывающие на неправильную работу прибора:

  • Увеличение расхода топливной смеси.
  • Произвольное изменение скорости движения.
  • Снижение производительности двигателя.

В ходе эксплуатации автомобиля, считывающее устройство постоянно подвергается разрушающим факторам. В связи с этим, необходимо своевременно диагностировать элемент.

Этапы проверки датчика кислорода.

Для проведения работ, необходимо использовать: руководство производителя, измерительные приборы (вольтметр и осциллограф). Для проверки устройства, необходимо запустить двигатель и дать ему прогреться. Основные параметры прибора и его расположение, мы узнаем из соответствующей инструкции. Первым делом, необходимо диагностировать устройства — зависимые от кислородного измерителя (система зажигания, топливная подача). Так же, стоит проверить сам элемент и его проводники на предмет механических повреждений. Проводники, с нарушением герметичности — подлежат обязательной замене.

Теперь, находим прибор в месте, указанном производителем. Поверхность прибора, должна быть чистой. Если в ходе осмотра вы обнаружили толстый слой налета, датчик необходимо заменить. К данным последствиям, как правило, приводит плохое качество топливной смеси или неправильная очистка бензина. Если рассматриваемая поверхность в хорошем состоянии, необходимо продолжить диагностику.

Подключаем контакты устройства к измерительному прибору, проводником от колодки. Далее, необходимо запустить двигатель автомобиля на средние обороты. Теперь, необходимо следить за показателями измерительного прибора. При исправной работе устройства, показатель должен быть равным 9/10 В. В ином случае, показатели свидетельствуют о неправильной работе устройства.

Для следующего этапа проверки, нужно осуществить подсос воздушного потока. Показатель прибора, должен упасть до 2/10 В. Другие параметры, говорят о необходимости ремонта рассматриваемого элемента.

Таким образом, мы диагностировали важнейший элемент системы выхлопа. При возникновении неполадок, необходимо оперативно заменить неисправный датчик. От правильного функционирования устройства, напрямую зависит срок службы важнейших компонентов автомобиля. Поэтому, не стоит использовать автомобиль с разрушенным устройством слежения, необходимо оперативно устранить причину поломки.

Удачных результатов диагностики!

carmend.ru

Кислородный датчик -принцип работы, диагностика неисправностей и замена

Кислородный датчик

Несмотря на не слишком внушительные размеры и простоту устройства, кислородный датчик и, более известный как датчик лямбда-зонда играет не самую последнюю роль в работе двигателя автомобиля. Именно поэтому, его поломка может привести к довольно серьезным неприятностям, с которыми уже давно «воюют» владельцы инжекторных автомобилей. В этой статье речь пойдет о том, для чего предназначено данное устройство, как обнаружить поломку кислородного датчика и произвести соответствующую замену.

Зачем нужен кислородный датчик и как он работает?

Название «кислородный» для этого датчика является ошибочным, так как он реагирует совсем не на кислород. Датчик устанавливается в выхлопной системе автомобиля, возле катализатора и имеет один электрод, помещенный внутрь выхлопа. При прохождении выхлопных газов внутри системы, датчик «улавливает» не сгоревшие остатки топлива и электризуется, посылая небольшое напряжение на контроллер. Тот, на основе полученных данных, принимает наиболее рациональное решение о том, какое соотношение смеси должно быть выбрано для режима работы мотора, выбранного в данный промежуток времени. Контроллер всегда будет стараться выбрать идеальное соотношение, то есть количество бензина и подаваемого из атмосферы воздуха будет выбираться наиболее оптимальным, исходя из режима работы.

При отказе этого устройства, контроллер больше не получает важный сигнал и мгновенно переводит двигатель в аварийный режим работы. Соотношение бензина и воздуха больше не регулируется, и он подается в количествах, лишь необходимых для бесперебойной работы двигателя. Таким образом, расход увеличивается, а мотор работает в не самых приятных условиях. Данный режим предназначен для того, чтобы добраться до места ремонта.

Видео — Кислородные датички — какими они бывают

Неисправности кислородного датчика

Как и любой другой элемент автомобиля, кислородный датчик тоже имеет свойство выходить из строя. Чаще всего, об этом свидетельствует соответствующий сигнал на приборной панели автомобиля — «Check Engine». Это говорит о том, что двигатель перешел в аварийный режим работы. Чтобы убедиться в том, что проблема точно коснулась лямбда-зонд, необходимо провести электронную диагностику с помощью бортового компьютера. Код ошибки для вашего типа двигателя можно узнать из технической литературы к автомобилю. Если проблема действительно заключается в датчике кислорода, то необходимо произвести его срочную замену.

Почему датчик выходит из строя? Дело в том, что в выхлопных газах могут содержаться специальные примеси, которые отрицательно воздействуют на электроды устройства. Данные примеси попадают в выхлоп вместе с некачественным бензином, которым заправляют большинство российских автомобилей. Датчик быстро окисляется и перестает выдавать необходимые для контроллера показания. В конечном итоге, двигатель начинает переходить в аварийный режим.

Кроме некачественного бензина, датчик может сломаться из-за других неисправностей двигателя. Например, поврежденная прокладка ГБЦ, допускает попадание антифриза в камеру сгорания. Новое химическое вещество в выхлопной среде очень быстро выводит датчик из строя.

Замена кислородного датчика

В замене лямбда зонд, на самом деле, нет ничего конструктивно сложного. Автомобиль устанавливается на смотровую яму или эстакаду и полностью обездвиживается. Делается это для того, чтобы обезопасить его и мастеров от случайного перемещения автомобиля и травматизма.

С аккумулятора скиньте «минусовую» клемму, чтобы исключить возможность возникновения короткого замыкания при работе с электронными приборами. Контактный штекер датчика тоже отсоединяется, таким образом, датчик, с электрической точки зрения, полностью готов к замене.

Открутите датчик из катализатора с помощью соответствующего ключа. Выполнять данную работу нужно только на холодном двигателе, иначе есть риск получить серьезную термическую травму. Если устройство выкручивается с трудом или вообще не поддается, не нужно брать его «силой», так как есть риск очень хорошо испортить катализатор, и тогда неисправности выхлопной системы выйдут гораздо дороже. Если датчик «прикипел», обработайте его с помощью керосина или тормозной жидкости, в лучшем случае — WD-40. После этого, дайте ржавчине раскиснуть и тогда снова попробуйте открутить датчик. Обычно, после такой обработки, снять его становится не такой уж и большой проблемой.

Как только датчик будет выкручен, достаньте его штекер и вытащите из подкапотного пространства. Затем, закрутите новый датчик и подключите его. Старайтесь закручивать датчик как можно герметичнее, иначе есть риск получить «дыру» в выхлопе, а следовательно, неприятный звук работы двигателя.

На этом замена кислородного датчика завершена.

vipwash.ru

как работает этот элемент выхлопной системы авто?

Рассмотрим кислородный датчик или, как его ещё именуют, лямбда-зонд. Датчик следит за выхлопом мотора, на сколько соответствует он экологическим нормам. Познакомимся с ним поближе.

[contents]

Кислород: секрет чистого выхлопа

Не секрет, что отработавшие газы, вырывающиеся из недр двигателя, содержат массу вредных примесей и веществ, от которых необходимо избавиться, прежде чем они достигнуть кромки выхлопной трубы.

Ключевыми устройствами в этом процессе являются каталитический нейтрализатор (катализатор) и сажевый фильтр (если речь идёт о дизельном авто).

На первый взгляд эти узлы самодостаточны – ну фильтры и фильтры, что с них взять. Но на самом деле ситуация немного иная, дело в том, что идеально они работают только при условии правильной пропорции воздушно-топливной смеси, подаваемой в камеры сгорания.

Так, к примеру, при соотношении воздуха и горючего 14,7:1 она сгорает полностью.

Если же электроника, формирующая смесь, что-то напутала, в выхлопе изменится концентрация кислорода, и желательно откорректировать её состав до идеальных пропорций.

Именно за кислородом в выхлопе и следит лямбда-зонд, он же кислородный датчик. Устанавливают его, как правило, перед катализатором или, если конструкция машины предусматривает наличие двух таких датчиков – на его входе и выходе.

Возможно, у Вас возник вопрос: «А что такое «лямбда»?» Всё очень просто – эта буква греческого алфавита обозначает в технической литературе коэффициент избытка воздуха в топливной смеси.

Как устроен кислородный датчик — лямбда-зонд?

Теперь рассмотрим конструкцию и разновидности этого элемента. Всего существует три типа датчиков кислорода, а именно:

  • на основе диоксида циркония;
  • на основе диоксида титана;
  • широкополосные (LSU).

Элементы первой разновидности работают при помощи сравнения концентрации кислорода в выхлопных газах и эталонного атмосферного воздуха.

Чтобы этот процесс стартовал, датчик необходимо разогреть до 300 градусов, что, в принципе, учитывая температуру выхлопной системы, довольно легко. В этом случае диоксид циркония становится проницаем для ионов кислорода, и на внутренних электродах начинает образовываться напряжение, равное разнице его концентрации.

Считается, что такие датчики обладают высокой надёжностью и не боятся воды.

Устройства на основе диоксида титана функционируют немного по другому принципу. Им не нужен эталонный воздух, так как материал, из которого они изготовлены, может менять электрическое сопротивление в зависимости от концентрации кислорода в выхлопе.

Такие элементы прочны, имеют небольшие габариты и быстро реагируют на изменения концентрации в газе.

Последний в нашем списке кислородный датчик – широкополосный. Можно сказать, что это наиболее прогрессивные устройства из перечисленной тройки.

Данный тип может выдавать сигнал, пропорционально зависящий от концентрации кислорода в очень широко диапазоне.

Внутри у него находится несколько ячеек – измерительная и накачивающая. Они разделены очень тонким барьером (десятки микрометров), в котором поддерживается идеальный состав газовой смеси.

Когда датчик контактирует, например, с газами с малым количеством кислорода, в элементе начинается перераспределение кислорода при помощи насосной ячейки, сопровождающееся ростом электрического тока.

На основе таких колебаний тока и происходит считывание данных электроникой машины.

В целом такие элементы очень надёжны и быстро реагируют на изменения состава выхлопа.

В завершение стоит сказать, что кислородный датчик – элемент не вечный. Как правило, замену этих устройств приходится проводить каждый 80 тысяч километров, а то и того меньше.

Причём выходят из строя они не моментально, а деградируют постепенно, что добавляет головной боли при диагностике их неисправностей.

Поломанный лямбда-зонд негативно влияет на стабильность работы двигателя, повышает расход топлива и так далее.

На этом всё, коллеги-автолюбители. Подписывайтесь на наш блог и следите за новыми и интересными публикациями. Их будет ещё много.

 

auto-ru.ru

Датчик выхлопных газов — Статьи

Датчик выхлопных газов играет немаловажную роль в автомобиле, хотя не всегда ему отводится должное внимание. Основным параметром расчета данного устройства является температура и если она выходит за пределы нормы, концентрация выхлопных газов становится завышенной, а в салоне авто при включенном двигателе могут появиться неприятные запахи. Чтобы разобраться с принципами работы данного датчика и по какой причине температура может превышать допустимую норму, необходимо четко представлять себе работу основных узлов автомобиля, взаимодействующих или вырабатывающих выхлопные газы.

Принцип работы узлов связаных с выхлопными газами

Их образование происходит в процессе сгорания горючей смеси. В карбюратор поступает топливо, которое равномерно, определенными порциями и концентрацией, передается в цилиндр. В это время клапан находится в открытом состоянии. После впрыскивания горючей смеси, цилиндр начинает движение вниз до плотного закрытия. Далее происходит рабочий такт, после чего, при помощи свечи зажигания производится воспламенение горючей жидкости в клапане и в результате горения следует очередной такт с выбросом отработанных веществ.

Эти процессы вызывают запредельные температурные показатели, поэтому, чтобы детали служили довольно долго, предусмотрена специальная система охлаждения. Также, с ее помощью можно проводить регулирование температуры.

Причина неприятного запаха в салоне?

Эта проблема может возникнуть при разгерметизации системы, а запахи будут проникать внутрь авто посредством печки, неправильной работы системы отводов, в открытые окна и двери, либо через уплотнители, которые уже частично или полностью вышли из строя. В хэтчбеках или универсалах, подобные запахи может поступать через багажное отделение.

Если происходит появление запаха тухлых яиц, проблему необходимо искать в катализаторе. Его основной функцией является нейтрализация вредных веществ, которые появляются в результате горения горючей смеси, встроенный непосредственно в выхлопную систему.

Сладковатый запах говорит о том, что происходит утечка тосола, а если из глушителя валит чрезмерный черный дым, это говорит о неисправностях карбюратора. Хотя в этих обоих случаях проблема может быть связана и с системой охлаждения.

Опасность появления выхлопных газов в салоне авто

Количественный показатель в большей степени, прямо пропорционально, зависит от скорости езды. В процессе горения могут образовываться угарный газ, альдегиды, канцерогены, водородные соединения и т.п. Все это негативно сказывается на иммунитете человека, недомогании, может вызвать нарушение работы сердечно-сосудистой системы, болезни бронхит, гайморит и т.п. Если же концентрация будет запредельной, это может привести и вовсе к летальному исходу прямо в салоне автомобиля. Поэтому, если водитель или пассажиры стали ощущать посторонние запахи в салоне машины, следует не медлить, а срочно предпринять действия для устранения поломки.

Визуальный осмотр и диагностика собственными силами

Сначала необходимо удостовериться в нормальной работе системы отвода выхлопных газов. Для этого откройте капот и внимательно осмотрите соединение главного блока цилиндров с выпускным коллектором на наличие возможных разломов. Также необходимо убедиться в целостности прокладки между ними. Если крепление произведено неплотно или герметичность нарушена, причина попадания выхлопных газов состоит именно в этом.

Далее нужно загнать машину на смотровую яму. При работающем автомобиле необходимо тщательно осмотреть все элементы. Произведите осмотр глушителя, распределительную емкость и трубы. Не стоит забывать и о кулисном пыльнике, ведь если он поврежден или негерметичен, это может вызвать утечку выхлопных газов.

Осмотрите все комплектующие части системы охлаждения. Очень внимательно нужно изучить все трубки соединения на наличие разрывов и разломов. Если это действительно так, их необходимо заменить, ведь в этом случае охлаждение производится не должным образом, из-за чего и происходит чрезмерный выброс газов. При этом стоит помнить, что подобная поломка может привести к куда большим проблемам, чем появление неприятного запаха в салоне.

Не стоит забывать и об осмотре багажника, боковых окон на предмет неплотного закрытия. Со временем, любой уплотнитель может износиться и выхлопные газы могут поступать непосредственно через щели.

Что делать, если визуальный осмотр не дал результатов?

Всему причиной может быть неисправности в карбюраторе и радиаторе. Однако это довольно сложный узел и разобраться здесь довольно сложно, в этом случае необходимо обращение к профильным специалистам. Также не стоит забывать и о клапане системы рециркуляции. Если в нем имеются неполадки, здесь ремонт невозможно провести и потребуется полная замена узла.

Как снизить уровень концентрации выхлопных газов?

Для этого необходимо знать о принципе работы катализатора. В системе рециркуляции имеется клапан, который при определенных условиях объединяет впускной и выпускной коллектор. После этого, определенная часть выхлопных газов проникает в цилиндры, что приводит к определенному снижению температуры горения топлива. В итоге, в выхлопных газах за счет этого снижается концентрация оксидов азота. В более ранних моделях клапана рециркуляции срабатывает лишь в процессе разряжения, а на холостом ходу он не работает. Сейчас же существуют и другие, в которых работа этой части обеспечивается и контролируется при помощи компьютера.

Современный каталитический нейтрализатор состоит из трех частей: корпус, блок-носитель, теплоизоляция, который называется трехкомпонентным. Именно с его помощью производится регулирование состава выхлопа.

Перед нейтрализатором также еще предусмотрена установка датчика температуры выхлопных газов. В его функции входит передача определенных сигналов на ЭБУ, а уже на основании полученных данных производится впрыск определенного количества горючей смеси, что бы в процессе сгорания уничтожалась и сажа.

Возвращаясь к началу статьи о важности установленного датчика выхлопных газов, можно сделать определенные выводы:

  1. его работоспособность будет обеспечивать оптимальное количество топлива, что позволит увеличить срок эксплуатации карбюратора;
  2. будет оптимизирован расход потребляемого топлива;
  3. он является одним из узлов, который обеспечивает допустимый уровень выхлопных газов и концентрации вредных веществ.

Признаки и возможные неисправности датчика выхлопных газов

Эта запчасть, как и любые другие может выходить из строя. Если автолюбитель заметил, что автомобиль стал потреблять больше топлива или работа двигателя в целом ухудшилась – это может быть связано непосредственно с этим прибором. Подобная ситуация может сложиться из-за:

  • длительного срока эксплуатации;
  • езда по неровностям приводит к ощутимым вибрациям, вследствие чего внутренние контакты датчика могут быть повреждены;
  • если температура будет продолжительное время достигать 900 оС и более, может выйти из строя терморезисторный элемент.

 Для выявления поломки датчика температуры выхлопных газов может указывать и индикатор на приборной панели, сигнализирующий неисправность двигателя. В ЭБУ двигателя она отображается в виде комбинации символов DTS.

Этапы снятия и установки нового датчика:

  1. Отсоедините разъем от температурного датчика.
  2. При помощи динамометрического ключа открутите гайку, при помощи которой производится закрепление.
  3. Установите новый прибор и зафиксируйте его крепежной гайкой.
  4. Подключите разъем датчика температуры.

Если визуальный осмотр системы охлаждения, циркуляции, отвода и других не дал результатов в поиске проблемы появления выхлопных газов в салоне авто, рекомендуется незамедлительно обратиться в один из сервисных центров.

 Благодаря проведению компьютерной диагностики, специалисты довольно быстро выяснят причины и в кратчайшие сроки устранят неполадки. Если Вы не знаете, в какой автосервис обратиться для диагностики и качественного выполнения ремонтных работ, на нашем сайте Вы сможете без труда найти наиболее подходящий по стоимости и местоположению. Абсолютно во всех автомастерских из предоставленного перечня работают высококвалифицированные специалисты, которые подходят к своей работе со всей ответственностью и выполняют ее качественно. Вам стоит лишь оставить заявку на сайте Uremont.

uremont.com

Обманка лямбда зонда – для чего нужна, и какие бывают виды? | Статьи, обзоры

Обманка лямбда зонда – для чего нужна, и какие бывают виды?

Подавляющее большинство автомобилей относительно нового года выпуска, снабжаются специальным элементом – каталитическим нейтрализатором (катализатором), который устанавливается в выхлопную систему сразу за коллектором или приемной трубой. Катализатор отвечает за уменьшение вредности отработанных газов автомобиля, что важно для экологии, ну и удовлетворяет экологическим нормам, существующим у нас в стране для автомобилей.

Однако в нашей стране с катализаторами существует несколько проблем:

  • во-первых, очень много б/у автомобилей попадает в страну или продается на рынке, а значит установленные в них катализаторы либо вышли из строя, либо близки к этому, а купить новый катализатор и дорого, и его менять придется довольно часто;
  • во-вторых, топливо низкого качества у нас в стране приводит к уменьшению рабочего ресурса катализатора, а вышедший из строя катализатор является проблемой для нормальной работы двигателя.

В связи с этим возникает популярная ситуация, когда катализатор удаляется из выхлопной системы совершенно. Такой подход полностью устраняет проблемы с катализатором в автомобиле, улучшается работа двигателя, существенно уменьшаются затраты на ремонт выхлопа, если сравнивать с покупкой нового катализатора.

Вместо удаленного катализатора устанавливают:

  • простую трубу с фланцами, соответствующую размерам катализатора;
  • обычный пламегаситель;
  • коллекторный пламегаситель, который вваривают в корпус старого катализатора.

Мы рекомендуем последний вариант, и дело вот в чем. Катализатор, когда был установлен в выхлоп, уменьшал температуру и скорость движения отработанных газов. Именно под такую температуру и скорость движения газов были рассчитаны резонатор и глушитель. После удаления катализатора температура и скорость выхлопных газов будут напрямую воздействовать на резонатор и глушитель, что уменьшит их ресурс работы. Коллекторный пламегаситель несколько сглаживает эту нагрузку, и в отличие от обычной трубы, защищает остальную часть выхлопной системы. Плюс его строение позволяет несколько уменьшить уровень шума от работы двигателя, который также увеличиться после удаления катализатора.

Однако при удалении катализатора из выхлопной системы возникает один побочный эффект.

Назначение лямбда зонда

Чтобы корректировать работу автомобиля и двигателя на уровне бортового компьютера, отработанные газы проверяются на уровень содержания кислорода при помощи датчика лямбда зонда. Сведения об уровне кислорода подаются в компьютер (электронный блок управления автомобилем), который автоматически будет регулировать топливную смесь.

В старых автомобилях стоял один кислородный датчик, между коллекторной трубой и катализатором. Однако для автомобилей со стандартом ЕВРО – 4 и выше, в выхлопную систему устанавливают два датчика кислорода: один между коллектором и катализатором, а второй в сам катализатор на выходе отработанных газов из катализатора.

При удалении катализатора из автомобиля второй датчик лямбда зонда будет выдавать на приборной панели водителя загорающуюся ошибку Check Engine, а сведения о неисправном катализаторе будут трактоваться бортовым компьютером, как повод корректировки топливной смеси. Это часто приводит к увеличению расхода топлива и не оптимальной работе двигателя.

Как решить проблему с лямбда зондом?

Есть три способа решения проблемы со вторым (катализаторным) датчиком лямбда зонда:

Все три пункта требуют комментариев, и мы начнем с последнего. Новая прошивка программного обеспечения автомобиля требует наличие оборудования и специалиста высокой квалификации с обширным опытом. Если установленная перепрошивка будет некорректной, то автомобиль будет работать неправильно, а это чревато проблемами. Здесь есть риск, и если вы идете на него, то убедитесь, что доверяете свой автомобиль в надежные руки мастера.

Механическая обманка лямбда зонда

Установка механической обманки лямбда зонда самое бюджетное решение проблемы. В гнездо лямбда зонда вкручивается обманка лямбда зонда, в которую вставляется сам лямбда зонд.

Обманка лямбда зонда имеет небольшое отверстие, через которое на датчик кислорода будут подаваться лишь частично отработанные газы, а значит, избыток кислорода также будет регистрироваться лишь частично. Плюс отверстие имеет термостойкую металлическую сетку, а за ней керамическую крошку, что позволяет очистить отработанные газы, перед их попаданием на датчик.

По сути, механическая обманка лямбда зонда это миникатализатор, который будет работать только для того, чтобы датчик кислорода регистрировал корректный состав отработанных газов и передавал на бортовой компьютер соответствующие данные.

Есть варианты более простых механических обманок лямбда зонда, без внутреннего наполнения. Такие обманки может изготовить хороший токарь на станке за короткое время.

После установки механической обманки лямбда зонда перестает загораться ошибка Check Engine на приборной панели.

Электронная обманка лямбда зонда

Хоть установка механической обманки и является наиболее дешевым вариантом решения проблемы, но она не всегда приводит к желаемому результату. Даже на автомобилях ЕВРО – 4 стандарта ошибка Check Engine может не исчезнуть, после установки механической обманки. И практически во всех случаях не получается устранить ошибку на автомобилях стандарта ЕВРО – 5.

Также не всегда есть место для установки механической обманки, это зависит от специфики строения кузова автомобиля и конфигурации выхлопной системы.

Чтобы решить проблему с ЕВРО – 5 и случаями, когда не получается установить механическую обманку лямбда зонда, применяется электронная обманка лямбда зонда.

Электронная обманка лямбда зонда представляет собой схему, включенную в цепь связи с бортовым компьютером. Такая схема позволяет скорректировать сигнал, посылаемый от датчика лямбда зонда на компьютер автомобиля, как будто катализатор в выхлопной системе есть и он работает исправно.

Обычный лямбда зонд имеет сигнальные контакты и электронагреватель. Нагревательный элемент позволяет нагреть в холодное время года датчик, так как исправный катализатор начинает работать только после нагрева до 360 градусов. К нагревателю обычно подводятся белые провода.

Измененная схема касается только сигнальных контактов и не затрагивает электронагреватель датчика. В простейшем случае в электронную обманку лямбда зонда включается резистор высокого сопротивления и конденсатор на 1 мкФ, (простая схема электронной обманки лямбда зонда приведена на рисунке).

Величина сопротивления резистора и емкости конденсатора подбирается в зависимости от модели автомобиля и характеристик его двигателя.

Стоит отметить, что в продаже имеются уже готовые электронные обманки лямбда зонда, которые устанавливаются в цепь и позволяют сразу решить проблему отсутствия катализатора в выхлопной системе и ошибки Check Engine.

Выводы

Если вы приняли решение совсем удалить катализатор из выхлопной системы вашего автомобиля, то устранить проблемы с лямбда зондом и загорающейся ошибкой Check Engine можно одним из предложенных способов. Для автомобилей прошлых лет выпуска, лучшим вариантом будет установка механической обманки лямбда зонда под соответствующий стандарт ЕВРО – 2, 3, 4. Для некоторых моделей авто со стандартом ЕВРО – 4, а также автомобилей ЕВРО — 5, скорее всего вам понадобится установка электронной обманки.

Электронную обманку вы можете поставить и на автомобили прошлых лет выпуска также, но она дороже стоит, а переплачивать в этом случае особого смысла не имеет.

vyhlopnie-systemi.com.ua

Датчики системы контроля отработавших газов

Кроме датчиков кислорода, системы контроля отработавших газов содержат датчики содержания оксидов азота.

Датчик оксидов азота

Рис. Датчик оксидов азота:
1 – микросхемы; 2 – корпус

Датчик оксидов азота вворачивается в выпускную систему непосредственно за накопительным нейтрализатором. Он позволяет определять концентрации оксидов азота и кислорода в отработавших газов. Сигналы с датчика передаются на вход блока управления. Блок управления датчиком оксидов устанавливается на днище кузова вблизи от датчика оксидов азота. Такое расположение снижает до минимума внешние помехи при передаче сигналов датчика оксидов азота. В блоке управления датчиком происходит подготовка сигналов датчика оксидов азота, которые передаются на блок управления двигателя.

По сигналам датчика определяется соответствие настройки установленного перед нейтрализатором широкополосного датчика кислорода на стехиометрическую смесь, работоспособность нейтрализатора, необходимость регенерации нейтрализатора по оксидам азота и сере.

Датчик содержит две камеры, две насосных ячейки накачки, несколько электродов и подогреватель.

Принцип работы датчика оксидов азота

Рис. Принцип работы датчика оксидов азота:
1 – базовая ячейка; 2 – камера 1; 3 – отработавшие газы; 4 – первая ячейка накачки; 5 – электроды; 6 – блок управления датчиком оксида азота; 7 – освобожденные от кислорода отработавшие газы; 8 – вторая камера; 9 – вторая ячейка накачки; 10 – электроды; 11 – блок управления двигателя

Чувствительный элемент состоит из диоксида циркония, который пропускает отрицательные ионы кислорода, перемещаемые от отрицательного электрода к положительному, под действием приложенного к ним напряжения.

Действие датчика оксидов азота основано на измерении потока кислорода аналогично действию широкополосного датчика кислорода.

Первая (насосная) ячейка настроена на концентрацию кислорода, соответствующую стехиометрическому составу смеси (14,7 кг воздуха на 1 кг топлива, коэффициент избытка воздуха – 1,0). Сначала определяется коэффициент избытка воздуха в первой камере датчика при поступлении части потока отработавших газов в первую камеру датчика по величине потока ионов через твердый электролит между двумя электродами. Ввиду различной концентрации кислорода в отработавших газах и в базовой камере на электродах появляется разность напряжений. Блок управления датчиком регулирует напряжение (около 425 мВ), соответствующее коэффициенту избытка воздуха, равному единице. При отклонениях напряжения от заданного значения кислород перекачивается от одного электрода к другому. Необходимый для этого ток накачки используется как мера для определения коэффициента избытка воздуха.

После определения коэффициента избытка воздуха в первой камере, освобожденные от кислорода отработавшие газы перетекают из первой во вторую камеру.

Здесь молекулы оксидов азота разлагаются с помощью специального электрода на азот (N2) и кислород (O2). Под действием постоянно прилагаемого к электродам напряжения, равного 450 мВ, ионы кислорода движутся от внутреннего электрода к наружному. Поддерживаемый таким образом ток накачки является мерой концентрации кислорода во второй камере датчика. Величина тока накачки соответствует концентрации оксидов азота в отработавших газах.

Если количество задержанных в накопительном нейтрализаторе оксидов азота превысило уровень, соответствующий его насыщению, проводится цикл регенерации оксидов азота. Частое повторение циклов регенерации свидетельствует о загрязнении нейтрализатора серой, при этом проводится цикл ее регенерации.

Датчик температуры отработавших газов

Этот датчик установлен непосредственно перед накопительным нейтрализатором. По сигналу датчика определяется работоспособность накопительного нейтрализатора NOx и оптимизируются его функции. Помимо этого получаемые посредством датчика температуры данные используются для определения теплового состояния предварительного нейтрализатора, поддержки температурной системы выпуска, а также для защиты ее компонентов от перегрева.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Экспресс диагностика по пульсациям выхлопа

Этот метод основан на анализе сбоев пульсаций выхлопных газов. Известен он давно и многие им уже пользовались, поднося руку к выхлопной трубе, чтобы определить – есть ли пропуски воспламенения в цилиндрах двигателя. Выявлять проблемные цилиндры по выхлопу первой стала компания SenX Tecnology при помощи разработанного ей датчика FirstLook и осциллографа.

Для анализа пульсаций потока выхлопных газов, патрубок датчика FirstLook необходимо было вставить в выхлопную трубу и записать его выходной сигнал совместно с сигналом искры цилиндра 1.

Но этот принцип не получил большого распространения из‑за сложности получаемой формы сигнала. Ведь на фоне разных по величине дополнительных пульсаций, не так‑то легко определить, в каком цилиндре имеется пропуск воспламенения, а в каком нет.

Эту технологию доработал Юрий Игнатенко, предложив вместо патрубка подсоединять к пьезоэлектрическому датчику «воронку», изначально предназначенную для залива жидкостей в бутылки. Располагать такую воронку с датчиком рекомендовалось напротив выхлопной трубы на небольшом расстоянии, подложив под датчик, к примеру, ящик нужной высоты.

Различия в сигналах теперь получились хорошо заметными: на фоне почти ровной линии, отражающей нормальную работу цилиндров, пропуск воспламенения стал выглядеть как хорошо заметный всплеск. Но полярность импульса, отражающего пропуск воспламенения, получилась необычной.

Естественным было желание доработать эту технологию, чтобы сделать ее более удобной в применении. В ходе испытания различных вариантов появилась конструкция из свернутого в кольцо пластикового шланга, предназначенного для прокладки электрических кабелей.

Изготовить такое приспособление может каждый самостоятельно:
из одного метра гофрированного шланга можно сделать два устройства для датчика разрежения Dx, входящего в комплект USB Autoscope. Всё зависит от жёсткости пластика, из которого сделан шланг, и от возможности свернуть его в кольцо нужного размера. Полтора витка удобны тем, что такая конструкция позволяет хорошо зафиксировать датчик на выхлопной трубе; при этом, датчик не касается пола, а его электрический разъем направлен в сторону двигателя, что уменьшает необходимую длину кабеля для подключения к осциллографу. Кроме того, такая конструкция предотвращает попадание в датчик влаги от водяных паров, присутствующих в выхлопе. Диаметр гофрированного шланга выбирается примерно равным диаметру датчика Dx. Две прищепки позволяют выбрать глубину установки шланга в выхлопной трубе, так как выхлопные трубы на разных автомобилях различаются по диаметру и имеют разные декоративные насадки.

Глубина установки шлага в выхлопной трубе влияет на амплитуду и, частично, на форму получаемого сигнала. При правильно выбранной глубине, на горизонтальной линии сигнала будут заметны небольшие пульсации, а пропуск воспламенения будет выглядеть значительным провалом сигнала, что хорошо сочетается с логическим восприятием пропуска воспламенения.

Если шланг в выхлопную трубу установить глубже, то амплитуда пульсаций от работающих цилиндров возрастает, тогда как амплитуда пульсаций возникающих вследствие пропусков воспламенения увеличивается незначительно. В результате, разница между пульсациями от работающих и неработающих цилиндров становится менее заметной.

Но небольшие пульсации от работающих цилиндров полезны для визуального отсчёта номеров цилиндров относительно искры цилиндра 1.

Сигнал пьезо датчика может отображать аналогичные процессы несколько по‑другому – с положительным и отрицательным импульсом почти одинаковой амплитуды.

Это может оказаться неудобным при анализе некоторых неисправностей, к примеру, связанных с работой клапанного механизма. Если датчик будет показывать двойные импульсы, а в действительности присутствовать только одинарные, то определить различия в некоторых неисправностях будет сложно.

Правильную форму сигнала способны показывать датчики, отображающие фактическое давление, такие как датчик Dx. А датчики, основанные на пьезо‑электрическом эффекте и показывающие только изменения давления, вносят некоторые искажения в реальную форму сигнала. В зависимости от подключения к выхлопной трубе, датчики Dx и пьезо‑электрический, могут по разному отображать сигнал пульсаций выхлопа.

Главное преимущество пьезодатчиков в их высокой чувствительности, но диапазона чувствительности каналов USB Autoscope вполне достаточно для того, чтобы отображать сигналы любых из перечисленных типов датчиков. Поэтому, усилитель для датчика Dx нужен только при работе со старой версией программы USB Осциллограф, которой сейчас мало кто пользуется.

Порядок проведения измерений следующий. Чтобы настроить осциллограф для просмотра сигнала пульсаций выхлопа или записи сигнала для последующего просмотра, можно выбрать двух канальный режим. Развертку установить 5…10 ms на клетку, в зависимости от величины холостых оборотов двигателя и ширины экрана используемого монитора, так, чтобы на экране помещались две метки искры цилиндра 1. Для USB Autoscope III / IV в панели настройки канала 1 лучше выбрать максимальный предел напряжений ±6 V.

Затем нужно соединить датчик Dx со входом 1 USB Autoscope  посредством удлинителя, через который от осциллографа к датчику будет поступать питание, а от датчика к осциллографу – сигнал. Такой удлинитель несложно изготовить самостоятельно, или можно приобрести у производителя осциллографа. При наличии обычного BNC‑удлинителя его можно подключить к сигнальному кабелю датчика Dx, а питание подать от стандартной 9 V батарейки типа «Крона».

Если после подачи питания на датчик горизонтальная линия канала 1 выйдет за пределы экрана, то вернуть её в область отображения будет удобнее всего при помощи меню “Операции => Настроить сигналы”.

Второй канал необходим для визуальной привязки пропусков воспламенения к искре цилиндра 1. Для этого в панели канала 2 нужно выбрать аналоговый вход 7, и подключить датчик синхронизации на высоковольтный провод цилиндра 1. Если двигатель оснащён индивидуальными катушками зажигания, то можно воспользоваться индуктивным датчиком Lx из комплекта USB Autoscope.

Далее необходимо закрепить датчик Dx на выхлопную трубу и запустить двигатель автомобиля. На горизонтальной линии канала 1 должны присутствовать небольшие пульсации. Их количество между метками искры цилиндра 1 должно быть равным количеству цилиндров двигателя. Если эти пульсации выглядят недостаточно отчётливо, то можно вставить датчик немного глубже в выхлопную трубу.

На первых порах с определением номера цилиндра, в котором возникают пропуски воспламенения, могут возникнуть трудности. Тогда можно отключить любой из цилиндров для появления на осциллограмме еще одного пропуска воспламенения от, теперь уже, известного цилиндра. Это поможет легко определить номер цилиндра с пропусками, если известен порядок работы цилиндров и номер искусственно отключенного цилиндра. С опытом, дополнительное отключение цилиндров может понадобиться только при анализе пульсаций в многоцилиндровых двигателях.

Для того чтобы осциллограф отображал на экране номера цилиндров, можно воспользоваться панелью анализатора Dx_Panel.

Несмотря на то, что эта панель предназначена для анализа пульсаций разряжения во впускном коллекторе, её можно использовать и для анализа неравномерности пульсаций на выхлопе. Чтобы порядок работы цилиндров соответствовал отображаемым на графике пульсациям, маркеры необходимо устанавливать не по меткам искры цилиндра 1, а посредине между этими метками.

Для наглядности, чтобы лучше понять в какой момент на выхлопной трубе появляется пропуск воспламенения, приведена запись с дополнительным сигналом датчика давления в цилиндре Рх, вкрученного в свечное отверстие цилиндра 4. Двигатель работал на холостых оборотах.

Здесь хорошо видно, что момент появления пропуска воспламенения на выхлопной трубе отстаёт от начала такта выпуска примерно на 180° угла поворота коленвала. При этом, задержка на прохождение импульса по выхлопной трубе составляет около 30 ms. Поэтому, данный метод больше подходит для определение пропусков воспламенения на холостых оборотах двигателя.

Несмотря на некоторые ограничения, этот метод не требует сложного подключения к автомобилю и хорошо подходит для экспресс диагностики. Позволяет выявлять цилиндры даже с единичными пропусками воспламенения. По нему можно легко определить – относятся ли пропуски воспламенения
к строго определенным цилиндрам, или они имеют бессистемный характер (например, когда пропуски вызваны неправильным составом смеси). При поиске причины неисправности путём замены местами индивидуальных катушек или свечей зажигания, позволяет определить – переходит ли дефект в другие цилиндры. Помогает выявлять пропуски, появляющиеся на несколько секунд (к примеру, при проявлении дефекта сразу после запуска холодного двигателя).

При использовании 4‑х канальной записи с дополнительными сигналами разрежения во впускном коллекторе и управления форсунками, можно получить еще больше информации для анализа причин неисправности. Для примера, рассмотрим 2 секунды записи при пуске 3‑х цилиндрового двигателя Daewoo Matiz, которые позволили выявить пропуски воспламенения
(по отрицательным импульсам, появляющимся синхронно с двумя цилиндрами, а затем синхронно только с одним цилиндром) и отклонения в работе клапанов одного из цилиндров (по положительным выбросам на выхлопе от одного цилиндра).

Основная проблема здесь – это пропуски воспламенения в цилиндрах 2 и 3 из‑за износа свечей зажигания. Кратковременные отклонения в работе клапанов при запуске двигателя хоть и присутствовали, но на работу двигателя в штатных режимах они не влияли.

Запись пульсаций на выхлопе автомобиля Chevrolet Cruze помогла выявить причину неровной работы 4‑х цилиндрового двигателя, который холодным запускался без каких либо нареканий, но через 40…60 секунд работы
начинал «троить». После небольшого прогрева двигатель снова начинал нормально работать до следующего утреннего запуска. В блоке управления двигателем фиксировалась только ошибка P0300 – пропуски воспламенения в одном, или нескольких цилиндрах.

Следует заметить, что номера цилиндров, показанные на приведенном выше графике пульсаций, не указывают на проблемный цилиндр, так как положительная полярность пульсаций на выхлопе указывает не на пропуск воспламенения, а на прорыв газов через выпускные клапана. Согласно порядку работы цилиндров, когда цилиндр 3 находится на такте выпуска отработавших газов, в цилиндре 4 происходит такт рабочего хода, когда газы могут прорываться в выпускную систему через неплотно закрытые выпускные клапана.

Андрей Бежанов, журнал “Автомастер”, №1, 2016

a-master.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *