Двигатель вентилятора охлаждения радиатора – Тест электровентиляторов охлаждения — Журнал Движок.

Содержание

Тест электровентиляторов охлаждения — Журнал Движок.

С наступлением лета некоторые автомобилисты сталкиваются с необходимостью замены электровентилятора охлаждения. Как не ошибиться с выбором такого важного узла, от которого зачастую зависит вопрос «выживания» двигателя в пробке и в жаркую погоду?  

 

Электровентилятор производства Калужского завода автомобильного электрооборудования (КЗАЭ) модели 70.3730 на самом деле имеет куда более широкое применение. Его можно устанавливать на двигатели практически всех отечественных автомобилей (ЗАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, ГАЗ и ЗиЛ). Главное, чтобы подходили его параметры — 110 Вт и 2600 мин-1, о чем свидетельствуют соответствующая надпись на упаковке и установочный чертеж.
КЗАЭ мод. 70.3730 имеет 8-лопастную крыльчатку без обода, в отличие от конкурентов по тесту. Он упакован в картонную коробку. Однако, кроме электровентилятора, в ней больше ничего обнаружить не удалось. Неизвестными оказались и гарантии завода-изготовителя.
Прежде чем приступить к испытаниям электовентилятора, мы замерили диаметр крыльчатки (см. таблицу в конце статьи).

Следующим шагом стало измерение энергопотребления и частоты вращения крыльчатки. Замер проводился в двух режимах: в момент пуска и при установившейся работе. По результатам замеров выяснилось, что испытуемый оказался наиболее «экономным» среди конкурентов, однако частота вращения крыльчатки оказалась самой маленькой.
Выполнив замеры, мы приступили к разборке вентилятора. Крыльчатка электровентилятора КЗАЭ имеет одинаковое крепление с PEKAR и Kraft, и они могут быть взаимозаменяемы между собой. На валу она удерживается с помощью штифтов, которые вставляются в сквозное отверстие на валу электродвига те ля.Закрепляется крыльчатка обычной гайкой с гровер-шайбой. Электродвигатель КЗАЭ является разборным в отличие от вентилятора LUZAR.
Он конструктивно выполнен двухопорным: с одной стороны вал опирается на шарикоподшипник, с другой — на втулку (см. фото). Такая разборная конструкция является более предпочтительной с точки зрения ремонтопригодности.
Щетки электродвигателя имеют сечение 6,5х6,5 мм при длине 11 мм. Соединение щеточных узлов выполнено с помощью проводов. При этом была обнаружена посредственная пайка.
Электровентилятор питерской компании «Топливные системы» производителя автозапчастей PEKAR куда более конкретен, поскольку имеет адресный посыл в виде каталожного номера 2103- 1308008. Он также имеет 8-лопасную крыльчатку и обод для уменьшения вибрации и шумности.
Помимо упаковки в картонную коробку был вложен технический паспорт и крепеж для монтажа электровентилятора. Гарантия завода-изготовителя — два года.
Выполнив замеры как и у предыдущего испытуемого, мы разобрали вентилятор. Крыльчатка электровентилятора PEKAR, уже отмечалось, имеет одинаковое крепление с КЗАЭ и Kraft и также могут быть взаимозаменяемы между собой. На валу она удерживается с помощью штифтов, вставленных в сквозное отверстие на валу электродвигателя. Закрепляется крыльчатка при помощи гайки с нижним зубчатым ободом. Электродвигатель так же конструктивно выполнен двухо порным.
Сечение щеток 6,5х6,0 мм, длина — 11 мм. Соединяются щеточные узлы с помощью проводов, как и у КЗАЭ, но пайка проводов выполнена на более технологичном уровне.
Электровентилятор под немецкой торговой маркой Kraft (КТ 104500) как две капли похож на питерский. При этом мы испытали некое чувство дежавю. Точно такая же крыльчатка и габариты двигателя.
На этом, правда, сходство и заканчивается: ни паспорта, ни крепежа, да и гарантия всего лишь один год.
Замерив диаметр крыльчатки (заметим, что для вентиляторов, имеющих обод, диаметр крыльчатки замерялся по внутреннему ободу), а также энергопотребление и частоту вращения крыльчатки, мы приступили к разбору этого вентилятора и обнаружили полное сходство с электровентилятором PEKAR.

 

Электровентилятор LUZAR разительно отличается от своих собратьев восемью профильными лопастями, объединенными единым ободом.
В картонной коробке кроме вентилятора мы нашли технический паспорт и крепеж. Гарантия на данный электровентилятор составляет два года.
По результатам замеров энергопотребления и частоты вращения крыльчатки вентилятор оказался в «золотой середине». При этом у него зафиксирована самая большая частота вращения крыльчатки.

Разбор показал, что крыльчатка электровентилятора LUZAR удерживается за счет проточки на валу электродвигателя и фиксируется с помощью гайки с левосторонней резьбой, имеющей нижний зубчатый обод. Помимо этого, гайка закрепляется фиксатором резьбы. За счет этого крыльчатка электровентилятора LUZAR является невзаимозаменяемой с другими электровентиляторами.
Электродвигатель LUZAR также выполнен по двухопорной схеме, как и предыдущие испытуемые, но на двух шарикоподшипниках.
Из этого следует, что разборные конструкции являются более предпочтительными с точки зрения ремонтопригодности, в то же время два подшипника на валу делают конструкцию более надежной и долговечной.
Переходим к щеточному узлу. В электродвигателе вентилятора LUZAR использованы искрогасящие дроссели (витая медная проволока). Подобная конструкция существенно продлевает ресурс изделия. Сечение щеток — 7,0х8,0 мм при длине 20 мм.
Соединительные провода щеток также имеют большее сечение (способствуют снижению нагрева). Для соединения щеточных узлов и искрогасящих дросселей используются латунные пластины, к которым специальными токопроводящими сварными клещами привариваются подводящие провода и провода щеток (по всей вероятности, это приводит к уменьшению переходных сопротивлений и меньшему нагреву).
При осмотре всех четырех роторов в электродвигателе вентилятора LUZAR была обнаружена двойная обмотка ротора. Ее применение как раз и приводит к усилению магнитного потока и мощности электродвигателя при тех же размерах.
При сопоставимости цен на испытуемые вентиляторы выявилась некоторая неадекватность в предложении товара по критерию «цена–качество». За откровенно низкое качество запрашивается более высокая цена. Если же учесть полученные данные при испытаниях, наши предпочтения мы склонны отдать в пользу вентилятора LUZAR.

 

dvizhok.su

Электро вентилятор. + мини доработка системы охлаждения. — logbook Moskvich 2140 1983 on DRIVE2

Решил установить эл. вентилятор.
плюсы: более эффективное охлаждение и быстрый прогрев.
были мысли поискать на разборах вентиля от иномарок от кондиционеров. они большие и тонкие.
но приехав раз Спорт Моторс за пайпом увидал линейку универсальных кулеров марки no name размеры от совсем мелких до огромных. довольно тонких по габаритам и сносной ценой.

съездил домой за радиатором. в магазе прикинули вживую самый максимальный под наш радиатор. (продавец сказал что радиатор сильно смахивает на хондовский :?!)))
взял. цена 1100р.
сильно удивил способ крепления.

через соты радиатора насквозь! не слыхал раньше такого. продавец успокоил мол на их боевой восьмёрке 2 года подобное стоит и норм. комплект крепления отдельно-350р.

Поставил всё легко и быстро. удобно ни каких кронштейнов не мудрить. ни чего ни резать ни пилить. красота!

сместил максимально вправо (от помпы подальше) упёр дополнительно нижней частью в нижний бачок. правой частью диффузора в правую планку. для большей фиксации


лишнее потом откусил


дырявил отверстие шилом. фольга мягкая. расстояние между трубками достаточное. клипса самофиксирующая. притянул и всё.


пружинки и прокладки-в комплекте креплений

в итоге в качестве эксперимента поднял радиатор за вентилятор-ни люфтов ни чего. норм.
включил для проверки. ни чего не задевает при вращении. до трубок место есть. диффузор плотно к сотам. материал лопастей на ощупь достойный-думаю не должны от нагрева раскиснуть и шоркать по радиатору. шум минимальный. поток довольно хороший.

даже с таким тонким вентилем. радиатор не входит. упирается в шкив помпы. помыслил. решил сместить радиатор вперёд. крепления радиатора-планки телевизора с наклоном- радиатор стоит тоже в стоке с наклоном к набегающему воздуху. в результате здоровая щель между телевизором и радиатором через которую воздух благополучно утекает вверх минуя соты ( знаю с учёбы с термодинамики воздух идёт по пути найменьшего сопротивления сбегает туда куда легче- хрен пойдёт через соты ему легче вверх уйти). этот недочёт сказывается на эффективности охлаждения. тут сдвинув радиатор подвернулась возможность убрать щель до минимума сверху и снизу. это плюс.

всё вымерял. снизу получилась втулка 18 мм. приварил к планке.


так как крепления с наклоном. сверху по максимуму получилось 32 мм. использовал латуневую трубку.

всё поставил. шланги маслокулера пришлось переносить. они у меня проходили как раз через эту щель перед телевизором. (об этом позже). вообщем радиатор прижался вплотную к телевизору. расстояние между эл. вентилятором и шкивом помпы достаточное. смотри фото выше.

все шланги к радиатору благополучно дотянулись. в верхний патрубок в разрез вживил патрубок с термодатчиком включения вентилятора.

подгон товарища Алексея от его бывшей Волги (самодел). сверху виден инжекторный тройник под 2 датчика температуры. благодарность товарищам Sega544 и Lex72

Также выяснилась причина постоянно красной рожи летом при езде. я думал от пьянки, но оказалось на поверку-кран стоковый самоварного типа при закрытии даже не с троса а вручную всё равно пропускал жидкость. короче ездил постоянно с печкой. решил вопрос ребром- поставил путёвый шаровый кран.

точили 2 переходника. трос упразднён

также реализовал давнюю задумку. не для кого не секрет, что существует такая проблемка на наших машинах как воздушная пробка в печке после заливки ОЖ. зальёшь-заведёшь-газуешь-на горку встаёшь — опять газуешь- если вообще повезёт и движок перегреешь разок. пока воздушный мешок выпрыгнет. бороться можно но неинтересно. ещё во времена владения мной самоделки Ската www.drive2.ru/cars/selfmade/lex72/ там была реализована система со спускником воздуха. открываешь его. заливаешь ОЖ. заливаешь в него до полного. заводишь. красота! пробок нет.
решил сделать подобное.

www.drive2.com

Устройство и назначение вентилятора радиатора, обзор распространенных неисправностей

string(10) "error stat"

В любом двигателе внутреннего сгорания должна стоять эффективная система охлаждения. Без которой мотор перегреется и все его подвижные части могут выйти из строя. Современные автомобили оборудованы системой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Циркуляция осуществляется при помощи специального насоса – помпы. Любая охлаждающая жидкость при долговременном её нагреве начинает кипеть. Для предотвращения этого в системе охлаждения предусмотрен радиатор. Радиатор охлаждения двигателя состоит из множества тонких трубок, к которым крепятся специальные ламели, для увеличения площади охлаждения. При движении автомобиля воздух проходит сквозь ламели радиатора и охлаждает металл, тем самым снижая температуру охлаждающей жидкости. Но на малых скоростях или при стоянии в пробке радиатор не в состоянии в одиночку противостоять перегреву двигателя. В такой ситуации на помощь приходит электровентилятор, который активируется автоматически при определённой температуре охлаждающей жидкости. Если вентилятор системы охлаждения выйдет из строя, мотор будет перегреваться. Далее мы рассмотрим, из-за чего не включается вентилятор радиатора, а также возможные причины и неисправности, которые к этому приводят и методы их устранение.

Вентилятор радиатора

Что же такое электровентилятор радиатора?

Вентилятор системы охлаждения автомобиля – это обычный электродвигатель, который питается от бортовой сети авто. К его валу прикреплена крыльчатка, которая направляет сильный поток воздуха на радиатор, к передней части которого он и прикреплён с помощью специальной станины. Для более эффективной работы система охлаждения оснащается диффузором вентилятора. Большинство автомобилей имеют один вентилятор, но бывают авто и с двумя независимыми электромоторами с крыльчаткой, которые включаются одновременно. Два вентилятора ставится для того, чтобы охлаждение мотора происходило быстрее.

Каким образом включается вентилятор?

В разных моделях автомобилей устройство запускается по-разному. В карбюраторном двигателе стоит датчик включения вентилятора, который посылает сигнал на реле после того, как жидкость нагреется до установленной температуры (100-105 ۫). Затем срабатывает реле вентилятора и подаёт напряжение на электродвигатель. В инжекторном двигателе управление происходит при помощи электронного блока, который сначала анализирует информацию, полученную контролёром, а затем передаёт на реле.

Возможные неполадки в работе электровентилятора

Когда температура охлаждающей жидкости в критически больших пределах и не включается вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла неполадка. Перед нами стоит задача – определить её и исправить. Вот некоторые часто встречаемые причины отказа работы вентилятора:

  • Поломка электродвигателя;
  • Обрыв проводки питания вентилятора или датчика включения;
  • Окислились контакты подключения датчика или электродвигателя;
  • Сгорел предохранитель электровентилятора;
  • Сломалось реле выключения вентилятора;
  • Вышел из строя датчик включения;
  • Неисправен клапан расширительного бачка.

Как проверить вентилятор радиатора

Самым первым делом, при отказе работы вентилятора охлаждения, следует проверить электродвигатель привода вентилятора. Для этого необходимо взять два провода и подключить их напрямую от аккумулятора к электродвигателю. Если он заработал, значит, проблему следует искать в чем-то другом. Сразу же можно проверить качество контактов подключения электромотора. Иногда бывает, что они окисляются или в них попадает грязь и пыль. Если же электромотор не запустился после подключения его напрямую, скорее всего он вышел из строя. Причиной неисправности, могут быть стёртые щётки электродвигателя, замена которых решит проблему. Бывают поломки, и посерьёзней, например, обрыв обмотки, разрушение коллектора. В такой ситуации ремонт вентилятора радиатора не поможет, необходима замена вентилятора радиатора.

Проверка электропроводки

Неисправность электропроводки – это ещё одна из наиболее распространённых причин, по которой может не работать электровентилятор системы охлаждения двигателя. В проводке может быть как обрыв, так и замыкание на «массу». Проверяется целостность проводки при помощи тестера, который переведён в режим детектора. «Прозвонить» необходимо всю цепь, от двигателя к реле, от реле к предохранителям, от предохранителей к контролёру, от контролёра к датчику. Если с проводкой всё в порядке, переходим к следующему этапу проверки.

Проверка исправности реле запуска электровентилятора и предохранителей

Для начала проверяем предохранитель электровентилятора. Обычно он расположен в блоке под капотом машины. Найти нужный предохранитель можно с помощью руководства пользователя автомобиля, хотя зачастую на крышке монтажного блока есть маркировка с расположением предохранителей. Проверку проводим при помощи тестера. Если неисправность не выявлена, идём дальше. Находим реле включения электровентилятора. Проверить его с помощью тестера не получится, для проверки понадобится заменить данное реле рабочим.

Проверяем датчик включения электровентилятора

Одной из причин отказа работы электровентилятора, может быть поломка датчика. С точностью установить, что из строя вышел именно датчик включения вентилятора, можно только на инжекторном двигателе. Когда отключаем датчик от питания, блок управления запускает электровентилятор в аварийном режиме. Для проверки следует прогреть двигатель до температуры около 100۫С, затем заглушить мотор поднять капот и отключить датчик от сети. После чего включаем зажигание и, если вентилятор запустился, значит поломка в датчике включения электровентилятора. На карбюраторном двигателе проверить исправность работы датчика, можно только заменой его на новый. После чего, так же необходимо прогреть двигатель до того момента пока не запустится электродвигатель охлаждения радиатора.

Замена предохранительного клапана бочка радиатора

Одна из причин неполадок в работе системы охлаждения – выход из строя предохранительного клапана бачка радиатора. Стоит проверить исправность его работы, если он вышел из строя, поможет только его замена.

Непрерывная работа электровентилятора охлаждения

Одной из проблем, с которой может столкнуться автолюбитель, является непрерывная работа вентилятора охлаждения. Если вентилятор запускается очень рано, когда температура жидкости не дошла до рабочей, или не выключается вовсе, следует найти причину поломки и удалить её. Вот некоторые причины постоянной работы вентилятора:

  1. Залипание контактов реле. В таком случае электромотор вентилятора будет запускаться, как только включится зажигание;
  2. Неполадки датчика. Если вентилятор стал запускаться раньше положенного, зачастую неисправен датчик включения вентилятора. Его необходимо поменять;
  3. Не открывается термостат. В данной ситуации охлаждающая жидкость не попадает в радиатор и быстро перегревается, что заставляет включаться электровентилятор. А так как жидкость не доходит до радиатора, её температура не будет падать и вентилятор будет работать в постоянном режиме.

Однако, непрерывная работа электровентилятора не так опасна, как выход его из строя полностью, но только не в третьем случае, когда заклинил термостат.

Регулярно проверяйте исправность работы всех составляющих системы охлаждения двигателя. Следите за показаниями температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, вслушивайтесь, запускается ли электровентилятор. Проверяйте, чтобы уровень охлаждающей жидкости был в норме. В положенные сроки проводите замену охлаждающей жидкости. Следите за чистотой крышки расширительного бочка и хотя бы раз в полгода промывайте её под струёй воды. Это поможет продлить срок эксплуатации предохранительного клапана.

При любой неисправности в системе охлаждения двигателя, необходимо остановится и принять меры по их устранению. Если вышел из строя термовыключатель вентилятора радиатора, реле электровентилятора или предохранители, для продолжения движения можно подключить электродвигатель охлаждения радиатора напрямую к аккумулятору, в случае с карбюраторным двигателем, а на инжекторном моторе необходимо отключить питание датчика электровентилятора от бортовой сети. Таким образом, вы сможете доехать до станции технического обслуживания не перегрев двигатель.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

зачем нужен сильный поток воздуха?

Если из-под капота Вашего автомобиля периодически доносится странный монотонный шум, то это не обязательно говорит о какой-то неприятности – возможно, это просто включается вентилятор радиатора. Друзья, в этой статье мы уделим внимание именно ему, ведь данный узел играет не последнюю роль в процедуре охлаждения двигателя машины.

Вентилятор системы охлаждения: зачем и для чего?

Для начала давайте вспомним, для чего вообще нужен этот вентилятор. Данный элемент является частью системы охлаждения двигателя автомобиля, принцип работы который мы сейчас кратенько рассмотрим.

Подавляющее большинство современных легковых авто оборудованы жидкостной системой охлаждения. Это значит, что теплоносителем в ней выступает специальная жидкость – дистиллированная вода или антифриз.

Источником тепла, как Вы знаете, является сам мотор, который в процессе работы довольно ощутимо нагревается. Чтобы избавить сердце автомобиля от такой напасти необходимо его принудительно остужать.

Для этого в ключевых частях силового агрегата проделаны каналы, по которым бежит та самая жидкость. Имея отличную теплопроводность она отбирает ненужное тепло, нагреваясь сама. Понятное дело, что на ходу подливать холодной водички в систему никто не будет, поэтому, прежде чем она вновь поступит к мотору, её температуру необходимо понизить.

Для этого система содержит насос, качающий жидкость, расширительный бачок, термостат, поддерживающий определённый уровень нагрева, необходимый для нормальной работы двигателя, радиатор – основной элемент для понижения температуры жидкости и, собственно, вентилятор радиатора.

На последнем лежит функция по улучшению эффективности охлаждения – он увеличивает поток набегающего воздуха, благодаря чему жидкость, проходящая через радиатор, остывает качественнее. Обычно, вентилятор работает непостоянно — блок управления двигателя включает его только тогда, когда датчик температуры мотора или антифриза сигнализирует о перегреве, но бывают и исключения. О них далее…

Разнообразие вентиляторов

Сам по себе вентилятор охлаждения радиатора не является чем-то оригинальным. Конструктивно он такой же, как и бытовой вентилятор, спасающий нас с Вами от жары – крыльчатка, нагнетающая воздух, и её привод. В автомобильном мире крыльчатка может раскручиваться по-разному. Существуют такие способы:

  • механический;
  • электрический;
  • гидравлический или гидромеханический.

Первый способ довольно архаичен, встретить его на современном легковом автомобиле практически невозможно, а вот на грузовиках и тракторах ещё вполне реально. Главная фишка механического привода – прямая связь с коленчатым валом двигателя, что влечёт за собой хоть и небольшой, но отбор полезной мощности.

Ещё один нюанс – вентилятор вращается постоянно, пока работает мотор. Это и есть то исключение, о котором мы упомянули выше.

Наиболее распространён электрический вентилятор радиатора. В его основе лежит обычный электромотор, запитанный от бортовой сети. Удобство такой схемы налицо.

Во-первых, им можно легко управлять – включается обдув автоматически электроникой, когда она обнаруживает превышение температуры. Как правило, такое случается во время длительной стоянки, когда нет набегающего потока воздуха.

Во-вторых, дешевизна — электромоторы не дефицит, и всю конструкцию легко заменить.

Гидравлические варианты встречаются под капотами и грузовых, и легковых машин, но, правда, не так часто, как электрические. Подобные вентиляторы идеологически ближе к механическим, так как имеют привод от коленвала мотора, но в их случае вращение передаётся через вязкостные или гидравлические муфты, что позволяет поддерживать стабильные обороты крыльчатки.

Как оказалось, коллеги-автолюбители, даже о такой простой вещице, как вентилятор радиатора, нашлось что рассказать. До встречи на страницах нашего блога, подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие и интересные статьи!

auto-ru.ru

ШИМ-контроллер вентилятора охлаждения двигателя ВАЗ(прототип) — DRIVE2

Эта статья — 2 часть и логическое продолжение опыта разработки доступного адаптивного контроллера для охлаждения электровентилятора ВАЗ. (1 часть читаем по ссылке здесь)
Первый опыт был направлен, прежде всего, на то, что бы понять и оценить собственные возможности в разработке микроконтроллерного устройства для решения наболевшей у всех темы перегрева либо же надоедливого щелканья и гула под капотом.

Почти 10 месячный период эксплуатации самодельного контроллера на моей «десятке» показал просто отличные результаты: стрелка показателя ОЖ при любой температуре и дорожной обстановке (пробки, жара, дальняки в 600 и более км и т.д.), практически никогда не отклонялась от отметки в 90 градусов, что способствовало постоянной ровной работе двигателя и бортовой сети. После этого было решено продолжить разработку уже более качественного и функционального прототипа устройства, которое можно было бы адаптировать под другие авто, а так же вручную настраивать поддерживаемую температуру ОЖ.

В алгоритм работы нового контроллера лег всё тот же принцип, как и в первой версии: с помощью дополнительного датчика ОЖ читались пороговые значение температуры, при которых вентилятор плавно стартовал, разгоняясь при повышении и замедляясь при понижении температуры, и по достижении максимального порога температуры раскручивался на полную мощность (как при штатной сработке реле). Но теперь значения датчика температуры не «жестко» вписывались в прошивку, а появилась возможность множество раз программировать эти значения «на ходу» с помощью внешней кнопки, и светодиода, отображающего процессы настройки и режимы работы контроллера. При первом нажатии на кнопку, действующие температурные показания датчика записываются как пороговое значение запуска вентилятора, а по нажатию во второй раз – записывается порог максимальных оборотов. Значения остаются в энергонезависимой памяти микроконтроллера и при отключении питания данные сохраняются. Теперь можно калибровать любые значения температуры, даже обратные(для датчиков с положительным/отрицательным температурным коэффициентом), и использовать почти любые резистивные датчики. Такой подход поможет более четко регулировать температуру ОЖ как в теплый, так и в холодный сезоны.

www.drive2.ru

Контроллер электровентилятора системы охлаждения двигателя — DRIVE2

После сборки и установки на свой автомобиль устройства плавного пуска электровентилятора системы охлаждения двигателя, было предложено McSystem собрать устройство плавного регулирования оборотов того же электровентилятора системы охлаждения относительно температуры двигателя. Максим предложил собрать по своей схеме Контроллер вентилятора охлаждения радиатора. Для сбора данного устройства как раз нашлись все подходящие детальки. Решил собирать на макетной платке, так как не было времени и разрабатывать плату было честно лень. Провозившись часа три и проматерив всё и вся устройство было готово. Фотографировать не стал, так как это был, просто ужас, куча спутанных проводков и деталек. После включения устройство естественно не за работало. Схему перепаивал дважды, но с таким же печальным результатом. Уверен, что предложенная Максимом схема, правильная, виной всему мой корявый монтаж на макетной платке. И, чтобы не тратить опять время, собрал схему по оригинальной версии модуля плавного регулирования оборотов автомобильного электровентилятора системы охлаждения двигателя Смерч-7 предложенную Турмалином-НН.
Так как Турмалин-НН не предлагает нам версию своей печатной платы, разрабатывать пришлось самому в своей любимой программе DipTrace.

Схема контроллера

Схема довольно простая и не составит особого труда повторить её начинающим радиолюбителем.

А вот и моя плата, под дип.

Плату разрабатывал исключительно под свои компоненты. Как видите, транзистор посадил на довольно мощный радиатор SK-104, так как охлаждение много не бывает. Резисторы ставил столбиком, как на плате в старом телевизоре. Штепсель использовал от платы стиральной машины.

Готовое устройство

www.drive2.ru

Вентилятор охлаждения радиатора: устройство и возможные неисправности

Конструкция любого современного автомобиля состоит из множества различных узлов и механизмов. Одним из таких является система охлаждения двигателя. Без нее мотор терпел бы постоянные перегревания, которые в конечном итоге вывели бы его из строя. Немаловажной составляющей данной системы является и вентилятор охлаждения радиатора. Что это за деталь, как она устроена и для чего предназначена? Ответ на этот вопрос – далее в нашей статье.

Характеристика

Вентилятор охлаждения радиатора – это деталь, которая обеспечивает принудительную циркуляцию воздуха для двигателя. За счет равномерного и постоянного отвода тепла от его элементов температура ДВС всегда остается в пределах рабочей и редко когда превышает +95 градусов Цельсия.

Разновидности

Всего существует два типа конструкций данных элементов:

  1. Электрическая.
  2. Механическая.

Последний вид работает за счет клиноременной передачи усилий от шкива коленвала. Что касается электрического, такой вентилятор охлаждения радиатора приводится в действие специальным моторчиком. Также данная конструкция предполагает наличие отдельной системы управления. Интенсивность работы данного элемента напрямую зависит от показаний датчика температуры.

Устройство и принцип работы

На данный момент принято различать три вида вентиляторов:

  • С вискомуфтой.
  • С термовыключателем.
  • С ЭБУ (электронным блоком управления).

Что касается первого типа, системы на основе вискомуфты сейчас практически не встречаются на автомобилях. В основном они устанавливались на машины с продольным расположением двигателя либо на массивные полноприводные внедорожники, которые преодолевали еще и водные преграды. Вискомуфта, отвечающая за вращение вентилятора, полностью герметична. Такая конструкция позволяет защитить ее от воздействий внешних факторов, в том числе и воды. Кстати, электрические вентиляторы после проникновения внутрь блока жидкости сразу же выходят из строя. Дальнейшему ремонту и восстановлению они больше не подлежат.

Вискомуфта наполняется силиконовым маслом. Последнее при воздействии высокой температуры меняет свои свойства и, в зависимости от уровня нагрева, увеличивает либо уменьшает интенсивность вращения вентилятора. Конструкция вискомуфты предполагает наличие таких деталей, как пакет дисков ведомого и ведущих валов, а также герметичный корпус с гелем или маслом.

Как это все работает? Принцип действия данного элемента основывается на передаче вращательных движений от ведущего вала за счет пакетов дисков. Последние помещаются в силиконовую жидкость, то есть в гель или масло. Вязкость этих компонентов, как мы уже сказали ранее, меняется в зависимости от температуры.

Элементы с электроприводом

Что касается вентиляторов с электрическим приводом, они состоят из следующих элементов:

  • Электродвигателя.
  • Электронного блока управления.
  • Температурного датчика.
  • Реле включения вентилятора.

Более современные узлы имеют в своей конструкции два температурных датчика, один из которых устанавливается в патрубок, выходящий из радиатора, а второй — в корпус термостата. Иногда он монтируется в патрубок, который выходит из двигателя. Электронный блок, в зависимости от разницы показаний этих двух датчиков, управляет интенсивностью вращения крыльчатки. А приводит ее в действие электрический мотор вентилятора охлаждения радиатора.

Для корректной работы данного моторчика важно также наличие расходометра воздуха и устройства, которое будет следить за частотой коленчатого вала (ДПКВ). После того как блок управления получил короткий сигнал со всех датчиков, происходит обработка информации, и электроника активирует реле, включающее вентилятор. Во время его работы система контролирует количество вращений и может увеличить либо уменьшить частоту оборотов крыльчатки. Подобная конструкция используется сейчас на большинстве легковых автомобилей и внедорожников.

Устройства с термовыключателем

До появления на свет систем с электронным управлением все машины оснащались вентиляторами с термовыключателем. Именно этот элемент выполнял функцию выключения и включения двигателя крыльчатки.

Принцип работы такой системы заключается в следующем. С датчика температуры, который установлен в корпусе блока цилиндров двигателя, подается сигнал на шкалу, что находится в салоне. Далее, в зависимости от полученных показаний и степени реагирования жидкости в радиаторе на термоизменения, происходит включение или выключение вентилятора.

Как только температура охладителя увеличится до определенного значения, внутри термовыключателя замыкаются контакты, подключенные к цепи питания крыльчаткой. Дальше происходит подача электрического тока на моторчик, благодаря чему вентилятор начинает вращаться. После того как температура тосола снова падает, контакт размыкается и, соответственно, крыльчатка перестает работать.

Как найти причину поломки элемента?

Как мы уже сказали во вступлении, неисправность вентилятора может стать причиной частого перегрева силовой установки. Поэтому водитель должен регулярно контролировать его работоспособность и в случае обнаружения поломки немедленно ее ликвидировать.

Как проверить данную деталь на исправность? Сначала необходимо извлечь штекерный разъем из температурного датчика. Если этот элемент одинарный, следует проверить и его исправность. Сделать это несложно – достаточно просто произвести ручное замыкание клемм в штекере при помощи небольшого отрезка проволоки. Если температурный датчик двойной, то для его проверки необходимо замкнуть сначала бело-красный, а затем и красный провод. В идеале после этого должен медленно закрутиться вентилятор охлаждения радиатора.

Далее необходимо замкнуть красный и черный провода. В таком случае крыльчатка должна вращаться с максимально большой скоростью.

Но что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не включается даже после нескольких попыток замыкания? Вывод – температурный датчик пришел в неисправность либо сгорели предохранители. Последние проверяются следующим образом. В разъем вентилятора на бело-красный или черно-красный провод подается ток от клеммы АКБ с положительным зарядом. В это же время с минусовой клеммы аккумулятора идет питание на коричневый провод. Если вентилятор радиатора системы охлаждения после этих манипуляций не заработал, значит, пришла пора заменить саму крыльчатку. В другом случае рекомендуется осмотреть все разъемы и штекера, которые идут от температурного датчика к ней.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не выключается?

В случае если узел сразу при запуске приводится в работу и при этом никогда не выключается (а этого быть не должно), это свидетельствует о поломке датчика включения узла. Как проверить данный элемент на исправность? Для этого нужно включить зажигание и снять с датчика наконечник провода. После этого вентилятор должен выключиться. В случае если крыльчатка все равно продолжает работать, следует произвести замену датчика. Также следует запомнить, что при подобных симптомах двигатель вентилятора охлаждения радиатора находится в абсолютно рабочем состоянии, и проверять его в данном случае нецелесообразно. Но может случиться и такое, что источником неисправности оказались окислившиеся клеммы. При диагностике их тоже следует осмотреть и по необходимости зачистить контакты.

Возможен ли ремонт вентилятора?

В некоторых случаях нет смысла целиком менять деталь на новую, так как неисправность может быть вовсе незначительной. Гораздо дешевле будет отремонтировать его своими руками.

Прежде чем снять деталь с креплений, рекомендуется отключить минусовую клемму аккумулятора и снять все провода, которые идут к вентилятору. Затем необходимо открутить крепежные элементы устройства и вынуть его наружу.

В некоторых случаях бывает так, что виновником неисправностей оказывается банальная грязь. Поэтому после успешного демонтажа лопасти вентилятора тщательно очищаются от пыли и прочих отложений. Лучше всего это делать щеткой.

Кроме этого, поломка может заключаться в плохом контакте проводов. Происходит сие явление из-за окисления элементов в соединительных штекерах. Далее необходимо проверить работоспособность обмотки ротора. Иногда не работает вентилятор охлаждения радиатора из-за замыкания или обрыва данной части системы. В таком случае следует осматривать каждый виток.

Однако есть в конструкции данного узла элементы, не подлежащие восстановлению. Помимо температурных датчиков, ремонту не подлежит электрический двигатель вентилятора охлаждения радиатора. Что говорит о его неисправности? Определить нерабочее состояние электромотора можно по состоянию работы крыльчатки. Если во время перегрева силовой установки она не включается, вероятнее всего, пришел в негодность двигатель вентилятора охлаждения радиатора. В таком случае необходимо срочно произвести его замену.

Другие неисправности

Все автомобилисты знают, что вентилятор охлаждения радиатора (ВАЗ 2110-2112 можно привести в качестве примера) является источником повышенного шума и вибраций. Но если этот звук его работы превышает предельную норму, да так, что не слышно сам двигатель, это говорит о ряде неисправностей. Итак, почему шумит вентилятор охлаждения радиатора ВАЗовских автомобилей? Причин может быть несколько:

  1. Открученный болт, крепящий крыльчатку к шкиву (прикрутить деталь).
  2. Отломленная часть лопасти (заменить вентилятор).
  3. Отсутствие смазки на электродвигателе.
  4. Разбитый подшипник (здесь только замена).

Заключение

Итак, мы выяснили, почему не работает вентилятор охлаждения радиатора, а также рассмотрели способы его диагностики и ремонта.

Как видите, данный узел представляет огромную важность для автомобиля. Его поломка непременно даст о себе знать в виде регулярных перегревов двигателя. А ведь уже после первой такой неисправности риск выхода из строя деталей цилиндро-поршневой группы увеличивается в разы. Поэтому не стоит откладывать эту проблему на потом.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о