Жидкость для системы охлаждения двигателя – Охлаждающая жидкость — Энциклопедия журнала «За рулем»

Содержание

Как выбрать охлаждающую жидкость для авто?

Правильно выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля могут далеко не все автомобилисты. Многие из них считают, что жидкость для охлаждения двигателя не так уж важна. Это мнение довольно распространено, и является заблуждением.

Защита мотора от размораживания блока цилиндров зимой или перегрева обуславливает интенсивную эксплуатацию охлаждающей жидкости. При этом ее постоянные параметры меняются. Использованный несколько раз состав охлаждающей жидкости не обеспечит должной защиты двигателя, а только навредит ему.

Каждый автомобилист когда-либо сталкивался с проблемой замены охлаждающей жидкости по различным причинам:

  • Жидкость совершенно изменила свою структуру и цвет в процессе работы.
  • По желанию автовладельца, например, после полного ремонта двигателя совместно с применением нового масла меняется и охлаждающая жидкость.
  • В процессе эксплуатации из-за периодических утечек выполнялась доливка воды или жидкости неизвестного качества.
  • Температура замерзания антифриза не соответствует условиям эксплуатации автомобиля.
  • Истек срок службы жидкости.

Также причиной замены может быть много других факторов. Практика показывает, что с проблемой замены охлаждающей жидкости владельцы автомобилей обычно сталкиваются  перед наступлением зимы. Но выполнять это необходимо независимо от температуры внешней среды, а согласно условиям технического обслуживания.

Отечественная торговая сеть предлагает большой ассортимент охлаждающих жидкостей разных торговых названий, цветов и маркировок. Бывают и некачественные жидкости, являющиеся поддельным товаром. В этом случае вместо качественной жидкости для охлаждения может использоваться вода, закрашенная красителем. Часто в такие поддельные жидкости добавляют химические вещества, повышающие ее плотность.

Это делается для того, чтобы доказать потребителю, что этот продукт замерзает при низкой температуре, так как у настоящих охлаждающих жидкостей чем больше плотность антифриза, тем ниже температура его замерзания. Поэтому при езде на автомобиле с использованием некачественных жидкостей для охлаждения могут возникнуть серьезные проблемы.

Наиболее существенные из них – неисправность элементов системы охлаждения мотора и обогрева салона. Никому не хочется нарваться на поддельный товар, создавая вероятность выхода из строя своей машины и подвергать себя опасности. Разберемся, как необходимо выбирать жидкость для охлаждения двигателя автомобиля.

Что такое охлаждающая жидкость

Таким термином называют определенный химический состав жидкости, не замерзающий при отрицательных температурах, и предохраняющий детали двигателя от размораживания. Заводы изготовители такого товара дают им свои названия, и обозначают на упаковке температуру замерзания.

Тосолом называют охлаждающую жидкость, которая была создана в 1971 году. Ее производили для автомобилей ВАЗ. Предполагалось заменить этой жидкостью итальянский состав «ПАРАФЛЮ». Завод изготовитель «Тосол» не стал регистрировать свою разработку, поэтому это название сейчас применяют многие отечественные изготовители антифриза.

Антифризом называют более современную охлаждающую жидкость для мотора автомобиля. Она необходима для наилучшего охлаждения двигателя и недопущения чрезмерного нагревания.

Антифриз переводится с латинского языка – «незамерзающий». Но это всего лишь химический состав в виде жидкости с температурой кристаллизации меньше, чем у воды. Такой параметр применяют при отрицательной температуре для предотвращения обледенения техники, и для охлаждения моторов.

Из физики известно, что при замерзании вода увеличивает свой объем, и при нахождении в водяной рубашке двигателя она просто разорвет блок цилиндров на морозе. Поэтому в автомобилях используют современные жидкости для охлаждения – антифризы, не замерзающие при эксплуатации, и не разрывающие двигатель.

Состав антифриза

  • Дистиллированная вода.
  • Краситель.
  • Набор присадок.
  • Пропиленгликоль или этиленгликоль.

Пропорция этих составляющих непосредственно связана с расширением воды при понижении температуры до замерзания. Чистая вода при замерзании расширяется на 9%, а если ее смешать с компонентами антифриза, то процент расширения уменьшается до 1,5%. Это позволяет вести речь о безопасном применении антифриза зимой в период морозов.

Этиленгликоль имеет и другой параметр – высокую температуру кипения. Это оптимизирует его характеристики при охлаждении двигателя в летнее время. Набор присадок состоит из смазывающих, антипенных и антикоррозийных компонентов. Он может отличаться по своему качеству и составу. Это непосредственно влияет на его стоимость.

Краситель вообще не влияет на эксплуатационные качества антифриза, и является только своеобразной рекламной «приманкой» для визуального восприятия потребителем. Цвет охлаждающей жидкости не имеет никакого значения, а только определяет покупательский спрос и пристрастия.

Если при эксплуатации цвет жидкости меняется, и появляются хлопья и осадок, то жидкость необходимо срочно менять, так как она уже непригодна к использованию. Если при приобретении автомобиля, бывшего в употреблении, охлаждающая жидкость оказалась коричневого или бурого цвета, это означает, что за мотором не следили, и он подвергался периодическим перегревам. От такой покупки лучше отказаться.

Классификация антифризов

Охлаждающие жидкости (антифризы) можно разделить на три вида. Основным отличием разных антифризов является содержание набора присадок, которые называют ингибиторами.

  1. Гибридные антифризы G11. В их состав входят неорганические (нитриты, силикаты, бораты) и органические присадки. Они являются наиболее дешевыми присадками и способны оседать в виде силиконового слоя по поверхности охлаждающей системы. Поэтому эффективность охлаждения снижается, так как уменьшается тепловой обмен. Срок эксплуатации антифриза не более 5 лет.
  2. Карбоксилатные антифризы G12. Главной особенностью этого класса стал состав применяемых присадок. Это ингибиторы на основе органических карбоновых кислот. Присадки этого вида распространяются только в зонах, подвергаемых коррозии, и не оседают на остальной части поверхности. Поэтому не ухудшается тепловой обмен и увеличивается эффективность процесса охлаждения двигателя. Антифризы 12 класса можно применять в двигателях автомобилей с большой скоростью вращения, при повышенном нагревании, и где нужна эффективная система регулировки рабочей температуры. Срок эксплуатации антифриза 12 класса больше 5 лет.
  3. Антифризы G13 изготавливают с содержанием органических присадок и пропиленгликоля. При этом присадки являются минеральными ингибиторами. Присадки не содержат в составе отравляющих веществ и способны быстро разложиться во время утилизации. Жидкость для охлаждения 13 класса разработана для экологической безопасности и относится к наиболее качественным и дорогим составам.

Какую марку антифриза выбрать

Наиболее рациональным вариантом выбора охлаждающей жидкости для автомобиля являются технические параметры автомобиля с учетом допуска. На каждую марку автомобиля имеется определенная спецификация к допуску. Для примера:

  • Для автомобиля БМВ спецификация BMW № 600 . 69 . 0.
  • Для Фольксваген допуск VW TL — 774.
  • Для автомобиля Форд имеется спецификация FORD SSM — 97B 9102 A.

Точные данные можно найти в руководстве по эксплуатации машины, либо у официальных дилеров на их сайте.

Применение охлаждающих жидкостей

С выбором антифриза особых сложностей обычно не возникает. Но при его использовании возникают некоторые особенности.

При приготовлении раствора охлаждающей жидкости и концентратов необходимо выполнять требования пропорции.

Антифриз необходимо заменять по мере необходимости или по графику технического обслуживания, если замена не требуется во время ремонта двигателя. Нельзя смешивать различные по свойствам и виду охлаждающие жидкости, так как могут возникнуть неисправности системы охлаждения.

Если неизвестна марка залитого в двигатель антифриза, то лучше его весь слить, и приобрести новый антифриз. Нежелательно смешивать разные марки антифриза, так как разные наборы присадок обладают разными свойствами, и в итоге химических реакций возникнет их разбалансировка. При смешивании разных реагентов возможно возникновение неисправностей и осадка балласта, поломка водяной помпы, перегрев двигателя, засорение охлаждающей системы, капитальный ремонт силового агрегата. Не стоит экономить на покупке антифриза, так как ремонт двигателя обойдется гораздо дороже.

Антифриз для двигателя автомобиля продается в готовом или концентрированном состоянии. Многие автолюбители привыкли приобретать концентрат, чтобы самому делать раствор в необходимой пропорции. Но нельзя забывать, что для разведения раствора необходима только дистиллированная вода, а пропорция должна определяться температурой замерзания. Каждый раз необходимо пользоваться только инструкцией изготовителя концентрата.

Влияние антифриза на перегрев мотора

Температура закипания жидкости ОЖ-40 более 108 градусов. Но перед закипанием образуется паровая пробка, мешающая нормальной циркуляции жидкости в системе. Это провоцирует перегрев мотора.

При постоянной эксплуатации машины в экстремальных условиях, лучше использовать жидкость с высокой температурой кипения.

Как слить жидкость

Ответ на этот вопрос очень простой. Охлаждающая жидкость требует слива в следующих случаях:

  • При необходимости замены по сезону.
  • При замене радиатора охлаждения.
  • При установке нового термостата.

Работа выполняется в два шага, так как антифриз имеется в радиаторе и в двигателе. Эта работа уже стала привычной для владельцев автомобилей отечественного производства.

Нужно начинать сливать жидкость из радиатора:

  1. Заглушить двигатель.
  2. Выждать 15 минут, чтобы двигатель немного остыл.
  3. Рукоятку отопителя салона переключить на крайнее правое положение. При этом откроется сливной кран печки.
  4. Далее необходимо открыть пробку расширительного бачка.
  5. Открутить сливную пробку радиатора.
  6. Подождать около 10 минут до полного сливания жидкости.

Из двигателя охлаждающая жидкость сливается следующим образом:

  1. Взять накидной ключ и отвинтить сливную пробку на блоке двигателя.
  2. Подождать около 10 минут до полного слива жидкости.
  3. Протереть сливную пробку и проверить качество уплотнительной резинки, при необходимости заменить ее, и пробку закрутить на место.

При сливе антифриза необходимо соблюдать осторожность, так как эта жидкость имеет сладковатый запах, который привлекает к себе детей и домашних животных. Поэтому тосол или антифриз необходимо сливать в емкость, и утилизировать, а не выливать на землю.

Советы по выбору антифриза

​Приобретение охлаждающей жидкости лучше делать по инструкции завода изготовителя автомобиля, в специализированной торговой точке, а не на рынке. Концентрат реализуется для приготовления раствора.

Руководство по приготовлению жидкости для охлаждающего состава составляет производитель. Подделка всегда стоит дешево, поэтому перед покупкой лучше заранее пройти несколько магазинов и узнать цены.

По внешнему виду канистры уже можно понять качество товара, так как качественную продукцию упаковывают аккуратно, не допуская небрежности. Канистра должна быть закрыта пломбой с лентой или ярлыком. Пломба не должна иметь повреждений.

Чтобы проверить герметичность канистры, нужно перевернуть ее и слегка сжать по бокам. Течь из канистры не допускается. Качественный товар имеет четкую маркировку, без расплывчатых цифр и рисунков.

Информация на канистре должна указывать: производителя, аннотацию, рабочие температуры, сроки хранения, дату и номер партии.

Прозрачные упаковки дают возможность увидеть наличие в жидкости осадка. Такие антифризы лучше не приобретать.

mirmotor.ru

Правда об охлаждающих жидкостях (часть 1) — DRIVE2

Правда об охлаждающих жидкостях
О. М. Гольтяев, кандидат физико-математических наук, зам. Генерального директора ОАО «ТЕХНОФОРМ»
Редакция вторая, исправленная и дополненная, январь 2012 г.

Данная статья посвящена разъяснению на популярном уровне основных понятий, связанных с автомобильными охлаждающими жидкостями и проблем, которые могут возникнуть в автомобиле из-за «некачественной» охлаждающей жидкости. В ней даны ответы на вопросы, которые задавались автору на семинарах, конференциях, лекциях, в повседневной работе. Написание данной статьи обусловлено отсутствием в нашей печати достоверной информации о современных охлаждающих жидкостях и низкой культурой производства и потребления охлаждающих жидкостей в России. Она является продолжением предыдущей публикации «Мифы об охлаждающих жидкостях».

1. Какие проблемы могут быть у автомобиля из-за некачественной охлаждающей жидкости?

Постановка этого вопроса и ответы на него важны для автовладельцев, поскольку у нас в России, к сожалению, бытует поверхностное, а иногда превратное представление об охлаждающих жидкостях.
Охлаждающая жидкость является одной из главных функциональных жидкостей автомобиля, наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью, топливом. Однако у нас исторически сложилось небрежное отношение к охлаждающей жидкости, вызванное недооценкой или непониманием ее значения. Пагубные последствия от применения некачественной охлаждающей жидкости, как правило, проявляются не сразу, а через год-два после начала ее использования. Да и не всякий специалист сможет понять, что причиной проблемы, возникшей в автомобиле, является охлаждающая жидкость.
Приступая к изложению, поясним, что будет далее подразумеваться под термином «некачественная» охлаждающая жидкость. Во-первых, это всевозможные Тосолы и антифризы, никогда не проходившие испытаний у производителей автомобилей, не имеющие допуска/одобрения на применение хотя бы для одного вида автомобилей. Состав и эксплуатационные свойства таких жидкостей остаются на совести их производителей. Увы, такими продуктами заставлены полки наших магазинов, а их использование связано с риском возникновения перечисленных ниже проблем.
Во-вторых, это охлаждающие жидкости, не предназначенные для данного типа автомобиля. Например, в руководстве по эксплуатации Volkswagen Golf 5 2004 сказано, что в него можно заливать только антифриз, соответствующий спецификации VW TL 774-F (G12+). Это означает, что если вы зальете какой-либо другой антифриз, то, как минимум, автомобиль снимут с гарантии, а, как максимум, с автомобилем возникнут серьезные проблемы, за которыефирма-изготовитель не будет нести ответственности. В этом смысле, все антифризы, не соответствующие спецификации компании Volkswagen TL 774-F (G12+) будут являться для данного автомобиля «некачественными». Ниже будет объяснено, что означает допуск/одобрение на применение и соответствие антифриза автомобильной спецификации.
Перегрев. Охлаждающая жидкость выполняет основную функцию в работе автомобиля — охлаждение двигателя, и дополнительную функцию — обогрев салона. Она отводит примерно одну треть тепла, выделяемого в двигателе при сгорании топлива. Еще одна треть тепла переходит в энергию движения, остальное тепло уносится с выхлопом и тепловым излучением двигателя.
Оптимальной температурой работающего двигателя является 85–90°С. Когда по каким-либо причинам в системе охлаждения ослаблена эффективность отвода тепла, начинается перегрев, приводящий на первых порах к увеличению расхода топлива и уменьшению мощности двигателя. Если двигатель в обычном режиме постоянно перегревается или даже «кипит», это означает, что в системе охлаждения автомобиля появились серьезные «болезни». Если «болезни» вовремя не устранить, то они начнут отрицательно влиять на работу других систем, а срок службы двигателя уменьшится в 2–3 раза. Перегрев двигателя в подавляющем большинстве случаев вызван некачественной охлаждающей жидкостью и дефектами, которые она вызывает.
Коррозия. Наиболее частым дефектом, связанным с охлаждающей жидкостью, является коррозия металлов, с которыми эта жидкость контактирует. Коррозионный слой (ржавчина) на стенках каналов двигателя и радиатора становится изолятором тепла, так как имеет теплопроводность примерно в 50 раз меньшую, чем металл. Возникает следующая причинно-следственная связь: двигатель хуже отдает тепло, радиатор хуже его принимает, двигатель перегревается, охлаждающая жидкость перегревается, отвод тепловой энергии будет происходить при повышенных температурах. Проблема усугубляется тем, что коррозионный слой сужает каналы радиатора (которые и без того узкие) и увеличивает гидравлическое сопротивление каналов (гладкая прежде поверхность становится шершавой). Это ведет к уменьшению скорости движения охлаждающей жидкости, снижению теплоотвода и дополнительному перегреву.
Перегрев и неравномерное тепловое расширение цилиндров, вызванное коррозией, приводит к деформации маслосъемных колец. Моторное масло начинает попадать в выхлопные газы, а выхлопные газы в масло. Некачественная охлаждающая жидкость становится причиной почернения и ускоренного «срабатывания» моторного масла.
Из-за продуктов коррозии (частиц ржавчины), находящихся в охлаждающей жидкости может «заклинить» термостат, разрушиться крыльчатка помпы, протечь (разгерметизироваться) подшипник помпы, засориться радиатор и даже каналы двигателя. В предельном случае «запущенная» коррозия может «съесть» радиатор до дыр, или головку блока цилиндров.
Поэтому если вы заметили в расширительном бачке своего автомобиля «ржавую муть», необходимо срочно менять антифриз и промывать систему охлаждения.

Рис.0. Коррозионный слой на поверхности каналов двигателя препятствует отводу тепла и приводит к перегреву двигателя.

Осадки. Другим дефектом, связанным с охлаждающей жидкостью, является выпадение осадков (нерастворимых частиц) из самой жидкости. Наиболее опасны в этом отношении так называемые «силикатные» антифризы с высоким содержанием силикатов (соединений кремния). Силикаты осаждаются на поверхности металлов в виде нерастворимого слоя, что, также как и слой ржавчины, ведет к перегреву двигателя. О силикатах и других компонентах, входящих в состав охлаждающей жидкости, речь пойдет в разделе «типы охлаждающих жидкостей».

Кавитация. Еще одним серьезным дефектом, вызываемым охлаждающей жидкостью, является кавитационная эрозия, или, как ее чаще называют, «кавитация». Физическое явление кавитации — это образование и схлопывание пузырьков пара в жидкости, находящейся в состоянии, близком к кипению. Мы все можем увидеть кавитацию в момент закипания воды в чайнике и услышать кавитацию как «гудение» чайника — звук схлопывающихся пузырьков. Когда пузырьки длительное время схлопываются вблизи металлической поверхности, то из нее высекаются микрочастицы металла, и поверхность покрывается язвами (ямками) — подвергается эрозии. Обычно кавитационная эрозия начинается с небольших ямок, затем эти ямки разрастаются, углубляются, объединяются в «овраги». В предельном случае кавитация может «продырявить» и даже полностью «испарить» части металлической детали.

В больших двигателях с «мокрыми» гильзами, которые уста

www.drive2.ru

Какую охлаждающую жидкость залить в систему охлаждения? — DRIVE2

Итак, возник вопрос: Какую охлаждающую жидкость залить в систему охлаждения?

Вероятно, что для большинства эта тема понятна и давно закрыта, но Я хотел бы поделится своими знаниями с другими участниками проекта Drive2.

К выяснению данного вопроса подтолкнула запись sundeviI о промывке системы охлаждения. Он ездил на дистиллированной воде. По причине потемнения у него ОЖ в системе.

Итак, для начала внесу небольшую ясность. Тосол и Антифриз по своей функции одно и то же. Это чтобы не было недовольных комментариев, что это все разные вещи и всего подобного.

Но эти ОЖ различны по своему химическому составу. То есть если сравнить состав Антифриза произведенного во времена СССР и Антифриза дней сегодняшних мы увидим разницу. Выражена она будет тем что Антифриз СССР состоит из двух вещей:
-этиленгликоль;
-дистиллированная вода;
В составе же современного качественного антифриза присутствуют еще добавки или правильно называемые присадки. Которые призваны подавить агрессивность этиленгликоль. Он (этиленгликоль) по своим свойствам активен к коррозии, а присадки призваны подавить данные его свойства на определенный период времени так как этиленгликоль привод к истощению защитных качеств присадок.

Теперь очередь дошла к Тосолу. В советское время, а точнее с началом производства автомобилей ВАЗ возникла проблема, а именно образование ржавчины в системе охлаждения. Поэтому в каком-то институте был разработан состав антифриза, который не приводит к образованию ржавчины в системе охлаждения, опять же таки в определенный отрывок времени. Название произошло от названия места где был «открыт» состав антифриза Теория Органического Синтеза ОЛ, это окончание взято из каких-то химических понятий.

В дни сегодняшние Антифриз и Тосол по сути одно и то же, только по разному называется. Это утверждение верно только если производитель не нарушает технологию получения Тосола или Антифриза.
Если же он нарушает, то мы сможем это определить по цвету ОЖ, но только через некоторое время после работы ОЖ в двигателе. При нарушении технологии получения ОЖ через некоторое время работы темнеет, что и есть свидетельством нарушения производства.

Кустарные производители тосола или антифриза не используют присадки вовсе или в недостаточном количестве, с целью снижения стоимости производства и повышения своих доходов.

И тут вполне логичный вопрос, а что же тогда использовать в качестве ОЖ?
Точно не воду, даже дистиллированную. Потому что в химическом составе воды присутствуют соли, которые при нагревании образуют соли, которые могут привести к закупориванию трубопровода системы охлаждения.
Дешевый Тосол кустарного производства заливать не стоит, грозит образованием ржавчины в системе.

Можно заливать ОЖ фирм, которые рекомендую известные производители (это не реклама) к примеру Audi, BMW, Volkswagen, Volvo, Maybach и т.д. Списки представлены на их сайта, но ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПОДДЕЛОК.

Есть и третий вариант. Есть производители готовых присадок для системы охлаждения, это фирма Glysantin – ассортимент продуктов продукты данной фирмы достаточно разбавить водой, желательно дистиллированной, дабы увеличить качество ОЖ.

Для любителей экспериментов есть еще один вариант. Можно самому смешать ОЖ.
Для этого потребуются:
-этиленгликоль (40% от объема системы охлаждения)
-дистиллированная вода (60% от того же объема)
-присадки — НО увы состав присадок держится всеми фирмами в строжайшем секрете.
Но есть у меня один знакомый, который может составить предположительный список необходимых элементов. Когда будет список поделюсь со всеми.

Понравилась запись жмем Нравится, не понравилась то же жмем.
Все комментарии приветствуются

www.drive2.ru

Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю?

На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.

Разнообразие охлаждающих жидкостей

Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?

Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.

Глисантин

Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.

Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?

Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.

Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.

Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.

Принцип работы системы охлаждения двигателя

Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.

Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?

На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?

  • Соли и кальций, растворенные в воде, оставляют «шубу» на стенках рубашек охлаждения. Этот слой нарушает теплообмен;
  • Замерзание воды в зимнее время. Сложно представить автовладельца, который на парковке у офиса сливает воду на асфальт, а затем перед поездкой домой, заливает ее обратно. Да и устройство системы охлаждения в современных авто более сложное, просто выкрутить пробку недостаточно;
  • Внутреннее кипение (так называемая кавитация). Мелкие пузырьки воздуха постепенно разрушают металл, особенно страдает крыльчатка помпы.

Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?

Химический состав антифриза (тосола)

Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.

  • Обычная минеральная соль снижает температуру замерзания. Однако это катализатор коррозии, поэтому в моторах практически не применяется;
  • Этиленгликоль, или двухатомный спирт. Отлично противодействует замерзанию, но способствует коррозии. Причем именно при разбавлении водой, проявляются агрессивные качества: алюминиевые части покрываются раковинами, и в конце концов радиатор течет. В худшем случае – корродирует алюминиевый ГБЦ. Кроме того, этиленгликоль – далеко не самый дешевый продукт;
  • Глицерин. Отлично противостоит замерзанию, и достаточно дешев в производстве, но есть и серьезная проблема: водно-глицериновые растворы вязкие, поэтому циркуляция жидкости через соты радиатора невозможна. Смесь разбавляют метанолом – одноатомным ядовитым спиртом, но этот компонент нестойкий: при 90 ℃ он выкипает, при попадании в моторный отсек может воспламениться. Кроме того, он агрессивен по отношению к алюминию.Водно-глицериновые тосолы (антифризы) распространены среди российских производителей. Стоимость экстремально низкая, на упаковке, как правило, отсутствует спецификация автопроизводителей;
  • Ингибиторы. Это минеральные либо органические добавки, защищающие металл от коррозии. Составляют от 3% до 10% от массы охлаждающей жидкости, и по сути определяют ее совместимость с типами моторов. Та самая спецификация автопроизводителя.

Органика или неорганика, в чем разница?

Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.

Процесс появления коррозии при использовании минеральных ингибиторов

Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.

Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.

Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.

Защита от коррозии органическими ингибиторами

Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».

Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.

И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.

История возникновения названий ОЖ:

Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.

Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.

Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.

Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?

Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:

Соответствие моделей Глисантина маркам автомобилей

Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.

Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.

Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.

Итог:

Как узнать, какой тип тосола был залит, если цвет невозможно определить на глаз? Ответ однозначный: ищите информацию от производителя авто и покупайте «правильную» жидкость. Бренд не имеет значения. Главное – спецификация для вашего автомобиля. При замене промойте систему охлаждения дистиллированной водой.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

Антифриз или тосол, что лучше заливать в систему охлаждения автомобиля. — DRIVE2

История эволюции охлаждающей жидкости – тосола, антифриза

Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Для решения этой проблемы были предложены альтернативные жидкости и растворы, по которым мы кратенько и «пробежимся».

— Глицерин

Из энциклопедии о нем можно узнать следующее: Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос — сладкий). Кстати, глицерин до сих пор применяется в антифризах. В последствии выяснились пару значительных минусов глицирина, как жидкости применяемой для охлаждения ДВС. Это все же относительно высокая температура замерзания. Ну и главный минус, это значительная вязкость, если еще проще, то он словно кисель. Такая консистенция ОЖ сказывается на полезной мощности двигателя, из за необходимости гонять раствор по системе охлаждения двигателя. То есть, снижет КПД, от которого зависит динамика автомобиля и наше с вами настроение во время поездки.

— Метанол

Метанол — бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах этилового (питьевого) спирта. С применением метанола, температуры замерзания ОЖ значительно стали ниже, также он имел низкую вязкость. Все вроде бы ничего, но он активно реагировал с алюминием. Такое неблагоприятное соседство могло значительно быстрее привести к поломке двигателя, из-за коррозии его корпусных деталей. Поэтому метанол был признан не пригодной жидкостью для охлаждения ДВС.
Но что более страшно, так это то, что метанол — яд, действующий на нервную и сосудистую систему человека. Токсическое действие метанола обусловлено так называемым «летальным синтезом» — метаболическим окислением в организме до ядовитого формальдегида. Кроме того, метанол обладает кумулятивными свойствами, то есть имеет свойство накапливаться в организме. Приём внутрь 5 -10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению (одно из последствий — слепота), а 30 мл и более — к смерти. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе равна 5 мг/м³ (вдвое ниже, чем у этанола и изопропилового спирта). В настоящее время метанол запрещен к применению в тосолах и антифризах.

— Этанол

Этиловый спирт, именно тот спирт, который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком, а также широко используется и для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания, обладает низкой вязкостью. Конечно, основное пагубное свойство этанола всем известно – алкоголизм, но в этой статье не об этом.
Кроме того, немного не по теме, но стоит добавить, что этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол (см. выше) и этиленгликоль (расскажем далее), это не значит что он реагирует с ними, просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме.

— Этиленгликоль

1

Этиленгликоль можно сказать является своеобразной панацеей, среди охлаждающих жидкостей для разных температурных режимов, от значительнго минуса до кипения. Именно этиленгликоль массово применяется и в тосолах и в антифризах. Фактически он является для них основой. Не рассказать о нем более подробно просто глупо, так как он обладает просто удивительными свойствами.
Удивительность его заключается в том, что 100% этиленгликоль замерзает при температуре всего то -11 – -13 градусов Цельсия, но при добавлении в него воды, температура замерзания начинаем не повышаться, а понижаться! При чем, наименьшей температуры замерзания раствора этиленгликоль и воды, можно достичь при примерном соотношении 65% этиленгликоля и 35% воды соответственно. При этом температура замерзания ОЖ будет около -70 градусов по Цельсию. Обычный раствор — 60 % этиленгликоля и 40 % воды замерзает при — 45 °С и является фактически раствором антифризов или тосола. Смешивая воду и этиленгликоль, фактически и получается антифриз или тосол, но кроме важны и присадки, а вот о них далее…

(Внимание: Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм даже через кожу тела. Он сладкий на вкус, но вот пробовать его не надо, ведь при приеме уже 35 см кубических внутрь, данная доза для человека может быть смертельной. )

Присадки в тосоле и антифризе, как основные критерии выбора ОЖ

Из списка упомянутого выше видно, что в основном в состав тосолов и антифризов входят спирты, то есть жидкости с низкими температурами замерзания. Также важно выбрать спирт с низкой вязкостью. Кроме того, стоит заметить что для антифриза и тосола важно отсутствие явного негативного влияния на металлы двигателя, для повышения антикоррозионных свойств материалов, с которыми тосол, антифриз взаимодействует. В основном, все это решается путем добавления специальных присадок в тосол или антифриз. По типу антикоррозийных присадок антифризы или тосол условно делят на две основные группы: силикатный и карбоксилатный антифриз, тосол.
Силикатные антифризы, тосолы — это старая группа охлаждающих жидкостей. В качестве антикоррозионной присадки в них используются, как следует из названия, силикаты, которые при нагревании и кипении создают слой накипи, постепенно снижая эффективность системы охлаждения за счет отложений образовавшихся в системе. Как правило, силикатные антифризы при их изготовлении окрашиваются в зеленый или синий цвет (каким мы привыкли видеть тосол), что однако, не является строгим правилом.
Карбоксилатный антифриз, тосолы имеет в своем составе ингибиторы коррозии на основе органических кислот, которые образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии. Поэтому расход присадок в процессе использования карбоксилатного антифриза, тосола невелик, и срок эксплуатации такого антифриза выше. Карбоксилатный антифриз, тосол выпускается чаще всего в виде жидкости красного цвета (каким мы привыкли видеть антифриз). Кроме того, ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов входящих в состав охлаждающей жидкости имеют более низкий класс опасности (вредности) и более экологичны нежели традиционные силикатные ингибиторы.

Рекомендации при выборе тосола или антифриза

Наши рекомендации будут на стороне охлаждающих жидкостей, что говорится нового поколения, будь то тосол или антифриз, но на основе карбоксилатов. При приобретении тосола или антифриза внимательно изучите упаковку. Именно в составе ОЖ и должно быть упомянуто, какие присадки являются основными, для данной охлаждающей жидкости.
Для примера ниже, приведены картинки в случае применения силикатного тосола или антифриза (справа) и для карбоксилатного тосола или антифриза (слева)

www.drive2.ru

Что лучше – тосол или антифриз? — DRIVE2

Продолжаем познавательную страничку.

что лучше?

Очень часто автолюбители не предают должного значения охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, и в большинстве случаев не то что не меняют охлаждающую жидкость вообще, но даже не знают, что именно залито в систему охлаждения двигателя их автомобиля. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего автомобиля.
И так, давайте разберемся что лучше – тосол или антифриз?.

Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения ТОСОЛа уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. По данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.

В состав смазывающих охлаждающих жидкостей входят смеси этиленгликоля (изредка в состав входят смеси пропиленгликоля), вода и целый пакет присадок-ингибиторов коррозии. Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются друг от друга именно технологией производства присадок, входящих в их состав.

Выбирая смазочную охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить руководство по его эксплуатации или сервисную книжку, чтобы узнать рекомендации автопроизводителя и возможные нюансы использования той или иной жидкости, известные последнему. В таком руководстве автопроизводитель может прописать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все испытания и тесты (лабораторные, стендовые, эксплуатационные), проведенные автопроизводителем, или же прописать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные по одной из следующих технологий:
— традиционной – в состав входят пакеты присадок на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, аминов);
— карбоксилатной (ОАТ) – в состав входят пакеты присадок на основе солей органических кислот (карбонатов);
— гибридной – разновидность карбоксилатной технологии, в которой пакеты присадок создаются на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками (силикатов и/или фосфатов).

На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной (тосол) и карбоксилатной (антифриз) технологии.

Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:

1. Повышенная эффективность системы охлаждения двигателя.

Охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, образуют защитный слой на поверхности металла, который может достигать 0,5 мм.

Хотя этот слой защищает металл от коррозии, он в то же время значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) из-за своей очень низкой теплопроводности. Таким образом тосол работает как своеобразный изолятор, ухудшающий теплопередачу. Следовательно, двигатель начинает работать при более высокой температуре, чем это предусмотрено и рекомендовано автопроизводителем. Это в свою очередь приводит к более быстрому износу двигателя, а также к снижению мощности и большему расходу топлива.

обычный

Карбоксилатным охлаждающим жидкостям, например, таким как CoolStream, свойственная повышенная эффективность охлаждения двигателя. Эти жидкости образуют защитный слой исключительно в тех местах, где образуется коррозия толщиной 0,0006 мм (60 ангстрем). А так как на остальной внутренней поверхности защитный слой не образуется, то теплоотвод не ухудшается.

нового поколения

2. Более длительный срок использования карбоксилатной охлаждающей жидкости (антифриза).

Пакеты присадок антифризов состоят из композиций солей неорганических кислот (нитратов, боратов, силикатов, фосфатов, нитритов).

Можно с уверенностью утверждать, что в производстве 90% отечественных охлаждающих жидкостей используются такие ингибиторы коррозии как силикаты и нитриты. При этом силикаты добавляются преимущественно с целью антикоррозионной защиты алюминия, а нитриты добавляются с целью защиты от кавитационной эрозии. Пакеты этих присадок сбалансированы, но в случае нарушения композиции по причине более быстрого расхода одного из составляющих, охлаждающая жидкость теряет свои полезные свойства. Как видно на приведенном ниже графике, силикаты и нитриты истощаются в первую очередь, и уже через 30-40 тыс. км пробега автомобиля охлаждающая жидкость на их основе практически полностью теряет свои защитные качества.

В то же время, антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, сохраняют стабильность практически весь период использования. Благодаря защите, которая действует только в нуждающихся в этом местах, расход присадок происходит значительно медленнее. Например, по этой причине, ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Premium достигает 250 тыс. км или 5 лет эксплуатации для легковых автомобилей, и 650 тыс. км для грузовых автомобилей; а ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Standard – 100 тыс. км или 2 года эксплуатации.

3. Превосходная защита алюминия в режиме высоких температур.

В процессе строения современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последних времен слабо сочетается с охлаждающими жидкостями, произведенными по традиционной технологии — тосолом.

Главным недостатком тосола является неспособность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 ºС по Цельсию, и при высоких тепловых потоках. По этой причине большинство автопроизводителей отказались от использования тосола в своих автомобилях.

А карбоксилатные антифризы, наоборот, наилучшим образом защищают конструкции из алюминия и его сплавов.

Для наглядности, в таблице приведены сравнительные результаты высокотемпературного динамического теста на коррозию алюминия в разных охлаждающих жидкостях, доказывающего превосходство карбоксилатных жидкостей над традиционными.

4. Продление срока эксплуатации водяного насоса до полутора раз.

Главной причиной износа водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Этот физический процесс заключается в образовании и схлопывании пузырьков газа охлаждающей жидкости у поверхности движущихся лопастей насоса. Когда пузырьки газа хлопают, происходят гидродинамические микроудары по поверхности лопасти, которые вырывают молекулы. При частой эксплуатации и длительном воздействии таких микроударов образовываются каверны (раковины) и разрушаются лопасти.

К сожалению, пока что ни одна из существующих охлаждающих жидкостей не может химическим способом убере

www.drive2.ru

Жидкости, применяемые для охлаждения ДВС

Оглавление.

  1. Введение.

  2. Требования,
    предъявляемые
    к охлаждающим
    жидкостям.

  3. Вода, как
    охлаждающая
    жидкость.

  4. Этиленгликолевые
    смеси.

1. Часть тепла,
выделяющегося
при сгорании
топлива в двигателе
идет на нагрев
камеры сгорания
и цилиндров
двигателя. При
чрезмерном
нагреве стенок
камер сгорания
теряется мощность
двигателя
вследствие
ухудшения
наполнения
цилиндров,
ухудшаются
условия смазывания,
появляется
детонация,
калильное
зажигание и
другие нежелательные
явления. Чтобы
предотвратить
перегрев деталей
двигателя, их
охлаждают. В
качестве охлаждающих
агентов в двигателях
используют
воздух или
жидкости Наибольшее
распространение
получили жидкостные
системы охлаждения.

В двигателях
с жидкостным
охлаждением
блок и головка
цилиндров
выполнены
двойными. Между
стенками образуется
охлаждающая
рубашка, которая
заполняется
жидкостью.
Охлаждающая
жидкость
отводит тепло
от стенок и
головки цилиндров
и отдает тепло
воздуху,
который нагнетается
вентилятором
через радиатор.
Таким образом,
охлаждающая
жидкость непрерывно
циркулирует
в замкнутой
системе охлаждения,
нагреваясь
в блоке и головке
цилиндров и
охлаждаясь
в радиаторе.

2. Для обеспечения
нормальной
работы всей
системы к охлаждающей
жидкости предъявляют
ряд требований.
Жидкость должна:

иметь высокие
теплоемкость
и теплопроводностъ
для эффек
тивного
отвода тепла;

не замерзать
и не кипеть при
всех рабочих
температурах
дви
гателя;

не воспламеняться;

не вспениваться;

не вызывать
коррозии металлов
и сплавов;

не разъедать
резинотехнические
изделия системы
охлаждения;

обладать
достаточно
низкой стоимостью
и производиться
в
достаточном
количестве;

Для эксплуатации
двигателей
при положительных
температурах
воздуха
самой подходящей
охлаждающей
жидкостью
является вода.
При отрицательных
температурах
во избежание
замерзания
воды применяют
водные смеси
с различными
веществами,
понижающими
температуру
застывания.
Такие смеси
получили название
антифризов.

3. Вода —
наиболее
распространенная
охлаждающая
жидкость. Она
доступна,
безопасна в
пожарном отношении,
безвредна для
человека и
имеет высокую
удельную теплоемкость
— 4,19 кДж/кг·°С,
превосходящую
все другие
известные
охлаждающие
жидкости.
Существенным
недостатком
является высокая
температура
замерзания
(вода замерзает
при температуре
О °С со значительным
увеличением
объема, что
вызывает
разрушение
(размораживание)
системы охлаждения
при низких
температурах.

Вода имеет
сравнительно
низкую температуру
кипения, поэтому
в системе охлаждения
современных
двигателей
поддерживают
температуру
80…90 °С. При эксплуатации
двигателей
в условиях
жаркого климата,
особенно в
южных районах
страны, температура
воды может
достигать 95…
100 °С. Во избежание
больших потерь
жидкости системы
охлаждения
двигателей
герметизируют.
На пробке радиатора
устанавливают
клапан, который
открывается
только при
повышении
давления
в системе охлаждения.
Это позволяет
несколько
повысить температуру
кипения воды
и снизить ее
потери от испарения.

Н

едостатком
воды, как охлаждающей
жидкости, является
также способность
образовывать
в системе накипь
и шлам. Накипь
образуется
на горячих
стенках за счет
выпадения солей
из водного
раствора. Под
шламом имеют
ввиду илистые
отложения
минерального
или органического
происхождения,
скапливающиеся
в застойных
полостях рубашки
охлаждения
двигателя и
в нижнем бачке
радиатора.

Рис. 1 Влияние
отложений
накипи в системе

охлаждения
на расход топлива

Образование
накипи в системе
охлаждения
связано с выпадением
из водного
раствора солей
кальция и магния,
которые вместе
с частичками
примесей
и продуктов
коррозии «прикипают»
к поверхностям
нагретого
металла.

Слой накипи
имеет очень
малую
теплопроводность,
т.е. ухудшает
теплоотвод.
Одновременно
уменьшается
сечение трубок
радиатора, что
также ведет
к перегреву
двигателя и
как следствие
— к увеличению
расхода топлива
(рис.1).

Соли кальция
и магния, находящиеся
в растворенном
состоянии,
придают
воде свойства,
которые получили
название
«жесткость».

Чем выше
содержание
в воде солей
магния и кальция,
тем больше ее
жесткость. За
единицу жесткости
принимают
миллиграмм-эквивалент
солей на 1 л воды.
Если жесткость
воды равна 1
мг·экв/л, то
это означает,
что в 1 л воды
содержится
20,04 мг ионов кальция
или 12,16 мг ионов
магния. Различают
жесткость
временную,
постоянную
и общую.

Временная
жесткость
характеризует
содержание
в воде в основном
двух соединений
— бикарбоната
кальция Ca(НСО3)2
и бикарбоната
магния
Мg(НСО3)2.
Эти соли могут
находиться
в воде в растворенном
состоянии
только в присутствии
некоторого
количества
свободной
углекислоты.
При кипячении
воды свободная
углекислота
из нее удаляется
и соли временной
жесткости
распадаются
на карбонаты,
выпадающие
в осадок, и диоксид
углерода, уходящий
в атмосферу.
Таким образом,
при кипячении
бикарбонаты
удаляются из
воды, поэтому
обусловленную
их присутствием
жесткость
называют временной
или устранимой.

Постоянная
жесткость
определяется
присутствием
в воде более
стойких
солей, таких,
как СаSО4,
СаСI2,
МgSО4,
МgСI2,
СаSiO3,
МgSiO3
и др. Эти соединения
при кипячении
не разлагаются
и не выпадают
в осадок, если
их концентрация
не превосходит
предела насыщения.

В образовании
накипи в системе
охлаждения
участвуют соли
как временной,
так и постоянной
жесткости. Но
больший вред
приносят соли
временной
жесткости.
Первое же закипание
воды в системе
охлаждения
приводит к
выпадению
карбонатов
и образованию
накипи. При
этом происходит
снижение временной
жесткости воды.

Соли постоянной
жесткости
принимают
участие в образовании

накипи только
после испарения
части воды,
т.е. когда их
концентрация
в воде превышает
предел насыщения.
При перегреве
двигателя вода,
соприкасаясь
с сильно нагретыми
поверхностями,
образует пузырьки
пара, а выпадающие
соли оседают
на перегретой
поверхности.
Сумму временной
и постоянной
жесткостей
называют общей
жесткостью.
Вода считается
мягкой, если
она содержит
солей не более
3, средней
— 3…6 и жесткой —
более 6 мг·экв/л.

По степени
пригодности
для систем
охлаждения
двигателей
природные
воды можно
распределить
в следующем
порядке: атмосферная
(дождевая,
снеговая) — мягкая;
речная или
озерная — мягкая
или средняя;
колодезная,
ключевая или
морская — жесткая.

Воду средней
или высокой
жесткости перед
использованием
в системах
охлаждения
рекомендуется
«смягчить»
или смешивать
со специальными
добавками —
антинакипинами.
Простейшим
способом смягчения
воды является
кипячение, при
котором бикарбонаты
разлагаются
и карбонаты
выпадают из
воды в виде
осадка. После
фильтрования
воду можно
использовать
для систем
охлаждения.

С

мягчение
воды можно
достичь ее
химической
обработкой.
Добавление
соды и извести
(гашеной) приводит
к выпадению
соединений
кальция и магния
в осадок.
Известково-содовый
способ смягчения
воды эффективнее
кипячения.

Весьма простой
и эффективный
способ смягчения
воды — фильтрование
через катиониты.
Промышленность
выпускает
типовые
установки для
смягчения воды
с помощью
катионитовых
фильтров.

Рис. 2 Влияние
антинакипина
на процесс
образования
накипи.

Вещества,
известные под
названием
антинакипинов,
позволяют
предотвратить
образование
накипи обработкой
воды непосредственно
в системе охлаждения
(рис.2). Добавление
антинакипинов
особо удобно
в полевых
условиях при
отсутствии
мягкой воды.
Действие
антинакипинов
сводится к
предотвращению
образования
твердых отложений
накипи на горячих
поверхностях.

Достигается
это за счет
перевода солей,
дающих накипь,
в рыхлое состояние
или за счет
удержания таких
солей в воде
в виде перенасыщенных
растворов. В
качестве
антинакипинов
используют
различные
составы (таблица
1).

Воду, предназначенную
для систем
охлаждения,
необходимо
предохранять
от загрязнения
нефтепродуктами.
Попадание
топлив и масел
в воду часто
сопровождается
интенсивным
вспениванием
и выбросом
охлаждающей
жидкости из
системы.

Таблица 1. —
Составы для
удаления накипи

Примечание:
* — нельзя использовать
для очистки
деталей из
алюминия
и его сплавов

При температурах
окружающего
воздуха ниже
0 °С необходимо
заливать
в жидкостные
системы охлаждения
вместо воды
низкозамерзающие
жидкости — антифризы.
В качестве
антифризов
можно использовать
смеси воды со
спиртами, смеси
воды с глицерином,
смеси углеводородов
и ряд других
веществ. Наибольшее
распространение
в качестве
низкотемпературных
охлаждающих
жидкостей
получили водные
растворы
этиленгликоля.

4. Этиленгликолъ
двухатомный
спирт, представляет
собой прозрачную
бесцветную
вязкую жидкость
без запаха.
Цвет технического
этиленгликоля
слегка желтоватый.
При небольшой
температуре
застывания
чистого этиленгликоля,
его смеси с
водой застывают
при более
низких температурах.
Меняя соотношение
воды и этиленгликоля,
можно получить
смеси с температурой
застывания
от 0 до минус
70°С (рис. 3).

Рис. 3 Кривая
кристаллизации
водно-этиленгликолевой
смеси

Основные
показатели
этилен гликоля
следующие:

плотность
при 20 °С, кг/м
31,113

коэффициент
рефракции
1,4318

температура
плавления,
°С
11,5

температура
кипения, °С
197,4

коэффициент
объемного
расширения
0,00062

удельная
теплоемкость
при 20°С, кДж/(кг
· °С)
2,40

температура
вспышки, °С
122

температура
воспламенения,
°С
140

Технический
этиленгликоль
и жидкости, в
которых он
содержится,
являются весьма
токсичными.

Поскольку
вода и этиленгликоль
имеют разную
плотность, а
при их смешении
плотность
изменяется
пропорционально,
определить
температуру
застывания
можно по изменению
плотности.

В связи с тем,
что этиленгликоль
оказывает
коррозионное
действие
на металлы, в
состав антифризов
вводят антикоррозионные
присадки. Для
предотвращения
вспенивания
в антифризы
добавляют
антипенные
присадки.

При испарении
водных растворов
этиленгликоля
выделяющиеся
пары всегда
содержат значительно
больше воды,
чем этиленгликоля.
В условиях
эксплуатации
от испарения
теряется практически
только вода.
При понижении
уровня охлаждающей
жидкости (в
случае отсутствия
подтеканий)
доливать необходимо
дистиллированную
воду.

Этиленгликолевые
жидкости имеют
большой коэффициент
объемного
расширения.
При нагревании
до рабочей
температуры
их объем увеличивается
на 6…8 %. При застывании
этиленгликолевых
антифризов
объем образующейся
кашицеобразной
массы увеличивается
очень незначительно
и размораживания
двигателя или
радиатора не
происходит.

Химическая
промышленность
выпускает
несколько марок
антифризов
на базе этиленгликоля
(таблица 2). Первые
низкозамерзающие
охлаждающие
жидкости — антифризы
марок 40 и 65. Жидкость
марки 40
представляет
собой смесь
53 % этиленгликоля
и 47% воды и
имеет температуру
замерзания
не выше минус
40 °С. Жидкость
марки 65 содержит
66 % этиленгликоля
и 34% воды и имеет
температуру
замерзания
не выше минус
65 °С.

Таблица 2 —
Показатели
качества
низкозамерзающих
охлаждающих
жидкостей

В качестве
антикоррозионных
добавок в антифризы
вводят ди-натрийфосфат
(технический
двузамещённый
фосфорнокислый
натрий) —
2,5…3,5 г/л и декстрин
(углевод типа
крахмал) — 1 г/л.
Считают, что
динатрийфосфат
защищает от
коррозии чугунные,
стальные и
частично
медные детали,
а декстрин —
припой и детали
из алюминия
и меди. Иногда,
кроме этих
присадок, в
антифризы
вводят молибденовокислый
натрий, что
улучшает их
антикоррозионные
свойства в
отношении
цинковых и
хромовых покрытий.
Такие антифризы
имеют индексы
40М и 60М.

Наибольшее
распространение
получила
низкозамерзающая
охлаждающая
жидкость «Тосол».
Ее применяют
круглогодично
как в зимнее,
так и в летнее
время. Жидкость
готовят на
основе этиленгликоля
с добавлением
антикоррозионных
присадок и
антивспенивателя.
Выпускают
три марки — Тосол
А, Тосол А-40 и Тосол
А-65.

Тосол А
концентрированный
этиленгликоль
с присадками.
Пользоваться
Тосолом А следует
только после
разведения
его дистиллированной
водой. Смесь
Тосола А и воды
в соотношении
1:1 имеет температуру
начала кристаллизации
минус 35 °С.

Список литературы.

  1. Стребков
    С.В., Стрельцов
    В.В. Применение
    топлива, смазочных
    материалов
    и технических
    жидкостей в
    агропромышленном
    комплексе.
    Учебное пособие.
    – Белгород:
    Белгородская
    ГСХА, 1999. – 404 с.

Министерство
сельского
хозяйства и
продовольствия

Российской
Федерации

Главное
управление
высших учебных
заведений

Оренбургский
ордена Трудового
Красного Знамени

государственный
аграрный университет

Факультет
механизации
сельского
хозяйства

Кафедра
тракторов
и автомобилей

Р Е Ф Е
Р А Т

НА ТЕМУ:
«Жидкости,
применяемые,
для охлаждения
ДВС»

Выполнил
студент М-33а
гр. Ситков Л.С.

Проверил
Искандаров
А.З.

г. Оренбург
2001г.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о