12 ступенчатая коробка передач – Механическая коробка передач — Википедия

Ивеко Евростар: Переключение передач на 12-ти ступенчатой КПП Eaton TS 11612

Когда начинал ездить на Ивеко Евростар и только познакомился с коробкой Eaton, то первое время несколько раз включал передачи неудачно с хрустом, но потом постепенно поднабрался опыта. Нога еще долго тянулась к сцеплению, но понемногу смог побороть эту привычку.

Стал со временем понимать, что КПП Eaton требует соблюдения определенных правил обращения с рычагом при своей эксплуатации. Четыре передачи в основной КПП и три в делителе, а также отсутствие синхронизаторов, предполагает неспешность и вдумчивость при переключении передач.

Для включения 1-ой передачи не надо полностью выжимать сцепление, т.к. при неполном выжиме, она включается гораздо легче.

Дело в том, что при полном выжиме, специальный тормозок полностью тормозит первичный вал (практически стопорит) и при попадании зуба на зуб не дает включить передачу. А вот при неполном выжиме, первичный вал имеет возможность очень медленно проворачиваться и этого вращения хватает для включения передачи.

Тормозок устанавливается на КПП со стороны сцепления и бывает двух видов:

  1. Сплошное кольцо, замена которого требует снятия КПП;
  2. Разъемное кольцо из двух половинок, которое меняется без снятия КПП.

Двигатель желательно держать в режиме максимального крутящегося момента, тогда передачи делителя и КПП при сбросе газа и при манипулировании монеткой выбора делителя, включаются как по маслу, особенно без пропуска передач (их в КПП 12).

Поэтому, тахометр в данном случае крайне нужный прибор и его всегда следует держать в поле зрения. Однако, это только пока опыта мало, позже можно ориентироваться уже по звуку двигателя.

Передаточные числа у КПП подобраны так, что каждая последующая передача быстрее предыдущей практически в 2 раза, а предыдущая соответственно в 2 раза сильнее последующей. Делитель же имеет передаточное число около 33%.

В процессе эксплуатации коробки, я также узнал, что нельзя переключать передачи и делитель, если нет полной уверенности в том, что колеса не будут пробуксовывать. Если это условие не соблюдалось, то получался удар в трансмиссии.

Также не следует вытаскивать передачи силком, т.к. можно в запальчивости загнать противоположную по ходу рычага передачу и опять таки получить рывок в трансмиссии. Поэтому, лучше менять передачи аккуратно и заблаговременно.

Передачи следует включать мягко и очень плавно. Дело в том, что за счет специального профиля зубьев, муфта включения не входит в зацепление при включении передачи на ходу и ее при несовпадении скорости вращения отбрасывает. В то же самое время, она включается очень мягко, если число оборотов совпадает.

КПП Eaton очень удобна при дальних поездках, т.к. в основном, я выжимал на ней сцепление только тогда, когда приходилось останавливаться.

Среди водителей ходят слухи, что водители за океаном, перед тем как начать работать, тренируются пару недель на специальном тренажере, чтобы в дальнейшем при езде на грузовике, переключать передачи на автомате.

К недостаткам КПП, я бы отнес некоторое неудобство включения передач при резком изменении дорожной обстановки. На мой взгляд, любую передачу при разумных условиях легче включить в синхронизированной коробке, нежели в несинхронизированной КПП Eaton.

Если сравнивать эту коробку с КПП ZF-16 или КПП Renault B18, то можно сказать, что она по сравнению с ними несколько ущербна по передаточным числам и бывает при равной мощности моторов, отстает в разгоне от соперников. Однако, возможно это относится только к 12-ти ступенчатой КПП.

Стоит отметить, что у Eaton есть как 16-ти ступенчатые КПП, так и 21-а ступенчатые КПП, имеющие синхронизацию и не имеющие таковой. Вообще же, это очень оригинальные, простые и невероятно надежные коробки.

Автор: Эдуард Залуцкий

capfa.ru

12- и 12+2 –ступенчатые коробки передач серии GRS с демультипликатором

Три компактные, легкие коробки передач с демультипликатором, отличающиеся повышенной прочностью, устанавливаемые для обеспечения экономичного режима работы автомобилей, используемых для дальних перевозок, региональной доставки грузов, а также тяжелой автотехники.

Все три коробки передач серии GRS 12-ступенчатые с двумя дополнительными ползущими передачами (передаточное отношение самой низкой передачи 16,38:1).

Коробки передач имеют в своем составе главную трехступенчатую секцию с делителем и демультипликатором, что позволяет водителю оперировать 12 передачами. Во время длительных поездок с высокой скоростью водитель не испытывает затруднений при выборе передач, даже если характер местности, по которой движется автомобиль, требует частого переключения скоростей.

Не представляет труда поддерживать заданную скорость и экономичный режим работы двигателя, соответствующими зеленой зоне на шкале тахометра. Для этого необходимо лишь выбрать с помощью демультипликатора нужную передачу и выжать сцепление.

Рекомендуется комплектовать коробкой передач GRS900 все двигатели мощностью от 340 до 500 л.с. Такой выбор позволит обеспечить экономичный режим вождения на дорогах всех типов. Особенно эффективно применение такой коробки передач на тяжело груженых автомобилях, движущихся то по прямым и ровным, то по извилистым и холмистым дорогам. 

Коробка передач GRSO900 специально предназначена для установки на строительную автотехнику. В отличие от других коробок серии GRS, имеющих прямую передачу, в ней предусмотрена ускоряющая высшая передача.

Коробка передач GRS920 поставляется только с двигателем модели 580; эта коробка имеет усиленную конструкцию, позволяющую передавать очень большой крутящий момент этого двигателя. Для всех трех типов коробок передач серии GRS возможна установка ретардера Scania и системы Scania Opticruise.

scan-motor.ru

Классификация ступенчатых коробок передач и требования к ним. — DRIVE2

Продолжаем познавательную страничку.

Ступенчатые коробки передач классифицируют по следующим признакам:
1) по подвижности валов и осей различают коробки передач с неподвижными валами и планетарные (с подвижными осями части шестерен—сателлитов).
2) по числу валов коробки передач с неподвижными валами делят на двух-, трех- и многовальные
3) по числу ступеней для движения вперед коробки передач могут быть двух-, трех-, четырех-, пяти- и многоступенчатыми (двухступенчатые коробки применяют совместно с бесступенчатым трансформатором)
4) по способу управления различают неавтоматические, полуавтоматические и автоматические коробки передач.

Переключение передач в планетарной коробке производят без разрыва потока мощности, которой способствует генератор, что облегчает управление коробкой передач и позволяет увеличить число ступеней, а также улучшить динамичность автомобиля. Однако планетарные коробки сложнее и дороже, а их габаритные размеры и масса обычно несколько больше, чем у коробок передач с неподвижными валами, получивших наибольшее распространение. Планетарные коробки передач используют в качестве механической части бесступенчатых коробок передач, а так же как ступенчатые коробки передач с автоматическим управлением.

В настоящее время наибольшее распространение получили четырех- и пятиступенчатые коробки передач. Многоступенчатые коробки передач с числом ступеней 6—15 устанавливают на грузовые автомобили большой грузоподъемности и высокой проходимости.

Неавтоматической коробкой передач управляют непосредственно или с помощью усилителя (гидравлического, пневматического, вакуумного, электромагнитного или комбинированного).

Требования к ступенчатым коробкам передач.

К основным требованиям, которые предъявляют к ступенчатым коробкам передач, следует отнести:

1) обеспечение наилучших тяговых и топливно-экономических свойств автомобиля
2) высокий КПД
3) легкость управления
4) безударное переключение передач
5) бесшумность работы
6) невозможность включения одновременно двух передач или передачи заднего хода при движении вперед
7) надежное удержание передач во включенном и нейтральном положениях
8) простоту конструкции и небольшую стоимость
9) малые габаритные размеры и массу
10) удобство обслуживания и ремонта
11) надежность конструкции

Чтобы удовлетворить первое требование, необходимо правильно выбрать число ступеней в коробке передач и их передаточные числа. При увеличении числа ступеней можно обеспечить режимы работы двигателя, близкие к наивыгоднейшим с точки зрения динамичности и топливной экономичности автомобиля. Однако в этом случае усложняется конструкция, возрастают габаритные размеры и масса коробки передач, а также затрудняется управление автомобилем. Вместе с тем увеличение числа ступеней обычно вызывает увеличение времени, в течение которого происходит

www.drive2.ru

Коробка передач типа 012, ремонт МКПП Фольксваген 012

Обозначения коробок передач типа 012 которые устанавливались на автомобили VAG:
AKL, AKM, AKN, AKS, ALP, ALR, AMK, AMR, AMS, AMV, AOD, AOE, APL, APM, ATG, ATR, AUF, AWD, AXA, AXB, AXC, AXD, AXE, AXF, AXG, AXH, AXJ, AXP, BAA, BE, BG, CAA, CAC, CCE, CCF, CCG, CDX, CDY, CER, CGS, CGT, CGU, CHH, CMA, CMR, CMS, CNW, CNX, CNY, CNZ, CPA, CPB, CPC, CPD, CPE, CPF, CPH, CPK, CPL, CPY, CSP, CSV, CSW, CSX, CSY, CTD, CTE, CTG, CTJ, CUA, CUR, CUS, CUT, CUX, CUY, CUZ, CVA, CVB, CVC, CVD, CVE, CVF, CVG, CVH, CVJ, CVK, CVL, CVM, CVQ, CWB, CXX, CXY, DBY, DCR, DDB, DDM, DHC, DHD, DHE, DHF, DHG, DHH, DHJ, DHK, DHL, DHM, DHN, DHP, DHR, DHS, DHT, DHU, DHV, DHW, DRE, DVN, DVP, DVQ, DVR, DVS, DVT, DVU, DVV, DVW, DVX, DZU, EDS, EEN, ENW, GBR, GFK, GFL, GFM, HFA.

Кoрoбкa пeрeдaч 01W / 012 (rus.) Заводское руководство по ремонту КПП 01W / 012.
5-ти ступенчатые коробки передач 01W / 012 с буквенными обозначениеми коробки передач: DVZ, FHH, EEN, EMV, EZG, GFY, GFZ, GFN, GFL, GGB устанавливались на автомобили: Фольксваген Пассат Б5 (3B2), Фольксваген Пассат Вариант Б5 (3B5), Фольксваген Пассат Б5 GP (3B3), Фольксваген Пассат Вариант Б5 GP (3B6), Фольксваген ЛТ (2DH, 2DM), Шкода Суперб (3U4), Audi A6 C5 / Ауди А6 (4B2), Ауди А6 Авант (4B5), Ауди А4 Б5 (8D2), Ауди А4 Авант Б5 (8D5).
Механические коробки передач типа 01W / 012 с другими буквенными обозначениеми устанавливались на автомобили: Ауди А4 Б6 (8E2), Ауди А4 Авант Б6 (8E5), Ауди А4 Б7 (8EC), Ауди А4 Авант Б7 (8ED), Ауди А4 Кабриолет (8H7), Ауди А4 Авант Б7 (8ED), Ауди 80/90 Б3 (8A2), Ауди 80 Б4 (8C2), Ауди 80 Авант Б4 (8C5), Ауди 100, Ауди А6 С4 (4A2), Avant / Ауди 100, Ауди А6 С4 Авант (4A5), Ауди А8 (4D2) и др.

Содержание (группы ремонта): 00 — Технические данные, 30 — Сцепление, 34 — Управление переключением передач, картер, 35 — Шестерни, валы, 39 — Главная передача, дифференциал. 135 страниц. 17 Mb.

VW Passat B5 1997-2000: Механическая коробка передач 012, 01W, 01E, 0A1 (rus.)

Volkswagen Passat B5 GP 2001-2005: Механическая коробка передач 01E / 0A1 и 012 / 01W (rus.)

Разборка МКПП 012. VW Passat B5 / B5GP / Audi A4 (rus.) Фотоотчет
Сборка МКПП 012. VW Passat B5 / B5GP / Audi A6 / Audi A4 / Audi A3 (rus.)

Фотоотчет

Manual Transmission 012 Overhaul 1998: Passat. 1997-98; A4 (eng.)
Passat B5: 012 — 01W transmission, disassembling and assembling (eng.)

Manual Transmission 020,02A,02J,012 Servicing 1997-98: Beetle, Cabrio, Golf, GTI, Jetta, Passat (eng.)

Механическая 5-ти ступенчатая коробка передач 012 и сцепление (eng.) Руководство по ремонту.

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

vwts.ru

Двенадцатиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к коробкам передач. 12-ступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам. Наконечник выходного вала с двухпозиционной муфтой переключения установлен в опоре промежуточной стенки. В этом наконечнике расположена опора входного вала. На валах расположены семь пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Достигается повышение долговечности КП за счет повышения жесткости валов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Известны агрегаты трансмиссии — коробки передач (КП) со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. — М.: Машиностроение, 1989. — 304 с.).

На автопоездах, имеющих малую удельную мощность (мощность, приходящуюся на единицу полной массы автопоезда), для удобства переключения передач интервалы между передачами (отношение передаточных чисел соседних передач) уменьшают за счет увеличения числа передач путем дополнительной установки к базовой КП переднего делителя или демультипликатора, а также обоих устройств.

Передние делители могут быть встроены в базовую КП (с. 63, рис. 40) или выполнены в отдельном картере и пристыкованы к базовой КП. Демультипликаторы выполняют в отдельном картере, отделенном промежуточной стенкой от базовой КП (с. 65, рис. 42).

Эти агрегаты конструктивно сложны и металлоемки.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является 10-ступенчатая трехвальная соосная КП (с. 64, рис. 41) автомобилей КамАЗ, предназначенных для постоянной работы с прицепом или полуприцепом.

Этот трансмиссионный агрегат состоит из базовой 5-ступенчатой КП, дополненной передним делителем. Эту конструкцию можно рассматривать как картер с промежуточной стенкой. В опорах стенок пятиступенчатой базовой КП размещены три вала, причем первичный и выходной валы соосны, а промежуточный вал расположен параллельно соосным валам. Одна шестерня выполнена совместно с первичным валом, пять шестерен на выходном валу установлены свободно, на промежуточном валу шесть шестерен закреплены и зацеплены с шестернями соосных валов. Ведущая шестерня заднего хода промежуточного вала зацеплена с ведомой шестерней выходного вала через блок шестерен заднего хода, расположенных на отдельном валу. Между шестернями выходного вала установлены три трехпозиционные муфты переключения передач.

На ведущем валу делителя, являющегося опорой для первичного вала базовой КП, свободно установлена шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала делителя, который при помощи шлицев соединяется с промежуточным валом базовой КП. Между шестерней ведущего вала делителя и кареткой первичного вала базовой КП установлена трехпозиционная муфта переключения передач.

Рассмотренная КП автомобилей КамАЗ конструктивно сложна и имеет ограниченные эксплуатационные возможности. Для десяти передач переднего хода используются 12 шестерен, расположенных на четырех валах, и 4 шестерни для двух передач заднего хода, в том числе блок из двух шестерен на отдельной оси.

Недостаток известной КП состоит в том, что она не является автономной — передний конец входного вала должен иметь опору в торце коленчатого вала двигателя. Кроме того, опора выходного вала, расположенная в торце первичного вала базовой КП, увеличивает диаметр шестерни этого вала и снижает величину передаточного числа зубчатого зацепления между первичным и промежуточным валами Uпр=46/25=1,84, что ограничивает диапазон коробки передач (отношение передаточных чисел низшей передачи к высшей) D=U1=7,82 и эксплуатационные возможности транспортного средства. Для обеспечения достаточного диапазона передаточных чисел делитель выполнен ускоряющим — высшая, 10-я передача имеет передаточное число 0,815. D=7,82/0,815=9,6. Применение ускоряющей передачи в КП приводит к увеличению передаточного числа и габаритов главной передачи. Современные КП, как правило, имеют высшую передачу прямую. Консольная установка шестерни первичного вала с опорой в ней выходного вала, значительная длина выходного и промежуточного валов приводит к тому, что при высоких нагрузках из-за изгибных напряжений и деформаций нарушается точность контакта зубчатых зацеплений, которая приводит к снижению долговечности КП.

Задачей изобретения является расширение компоновочных и эксплуатационных возможностей транспортного средства.

Технический результат обеспечивается за счет обеспечения автономности КП и уменьшения числа валов с 4-х до 3-х, увеличение ее долговечности за счет повышения жесткости валов при уменьшении их длины и исключении консольной опоры выходного вала, а также увеличении числа передач переднего хода с 10 до 12 и заднего хода с 2-х до 6-ти.

Указанный технический результат достигается тем, что:

1. двенадцатиступенчатая коробка передач, содержащая картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами, входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам, на валах расположены шесть пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода, причем ведущая шестерня заднего хода зацеплена с ведомой шестерней через дополнительную шестерню или блок из двух шестерен заднего хода, установленных на отдельном валу, на выходном валу две шестерни установлены свободно, между этими шестернями расположена трехпозиционная муфта переключения передач, ведущая шестерня передач переднего хода входного вала и три шестерни промежуточного вала закреплены на валах, при этом наконечник выходного вала с двухпозиционной муфтой переключения установлен в опоре промежуточной стенки, в этом наконечнике расположена опора входного вала, на входном валу рядом с опорой свободно установлены две шестерни, зацепленные с шестернями, закрепленными на промежуточном валу, одна трехпозиционная муфта переключения расположена между шестернями, свободно установленными на входном валу, две трехпозиционные муфты переключения расположены между шестернями, свободно установленными на промежуточном валу, и зацепленными с ведущими шестернями, закрепленными на входном валу.

2. двенадцатиступенчатая коробка передач по п. 1, при этом на выходном валу свободно установлены четыре шестерни, между парами шестерен расположены две трехпозиционные муфты переключения, ряд шестерен заднего хода расположен на входе коробки передач.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема 12-ступенчатой трехвальной соосной КП 12R6 — 6×(2+1) (12 передач переднего хода и 6 передач заднего хода, шесть пар шестерен переднего хода на входе промежуточного вала и две пары шестерен на выходе), содержащей 14 шестерен для передач переднего хода и 3 шестерни для передач заднего хода (возможен вариант с 4 шестернями), пять муфт переключения передач. В нижней части приведены номера пар шестерен переднего хода (1-7) и обозначение ряда шестерен заднего хода — R.

На фиг. 2 приведена лучевая диаграмма этой КП с таблицами положений муфт переключения на различных передачах переднего (вверху) и заднего хода (внизу). В верхней части таблиц обозначены включенные в работу пары шестерен (1-7) или ряд шестерен заднего хода (R). На горизонтальных шкалах приведены в логарифмическом виде величины передаточных чисел пар шестерен и передач. Крайние горизонтали соответствуют выходному валу, а средняя — промежуточному валу. Чем значительнее наклон луча направо, тем больше передаточное число. Левый наклон луча указывает на ускоряющий режим работы пары шестерен. Наклон луча каждой пары шестерен постоянный на любом участке лучевой диаграммы.

На фиг. 3 изображена кинематическая схема 12-ступенчатой трехвальной соосной КП 12R6 — (3+1)×4 (12 передач переднего хода и 6 передач заднего хода, три пары шестерен переднего хода на входе промежуточного вала и четыре пары шестерен на выходе), содержащей 14 шестерен для передач переднего хода и 3 шестерни для передач заднего хода (возможен вариант с 4 шестернями), пять муфт переключения передач. В нижней части приведены обозначение ряда шестерен заднего хода — R и номера пар шестерен переднего хода (1-7).

На фиг. 4 приведена лучевая диаграмма этой КП с таблицами положений муфт переключения на различных передачах переднего (вверху) и заднего хода (внизу). В верхней части таблиц обозначены включенные в работу пары шестерен (1-7) или ряд шестерен заднего хода (R).

В опорах картера 12-ступенчатой КП 1 (см. фиг. 1) расположены входной 2, выходной 3 и промежуточный 4 валы. Входной 2 и выходной 3 валы расположены соосно, а промежуточный вал 4 установлен параллельно соосным валам. Картер 1 в промежуточной стенке имеет опору 5, в которой установлен наконечник 6 выходного вала 3. В наконечнике 6 размещена опора входного вала 2. На входном валу 2 закреплены (изготовлены совместно с валом) ведущие шестерни 7-10, а шестерни 11 и 12 свободно установлены на этом валу. Шестерни 13 и 14 свободно установлены на выходном валу 3. Ведомая шестерня заднего хода 14 через дополнительную шестерню заднего хода 15, установленную на отдельной оси 16, зацеплена с ведущей шестерней заднего хода 17, закрепленной на промежуточном валу 4. На этом валу также закреплены шестерни 18-20 и свободно установлены шестерни 21-24. Шестерня 18 зацеплена с шестерней 13 выходного вала 3, а шестерни 19-24 зацеплены соответственно с шестернями 12-7 входного вала 2. Трехпозиционная муфта 25 (А) крайних шестерен промежуточного вала 4 установлена между шестернями 24 и 23, трехпозиционная муфта 26 (В) средних шестерен промежуточного вала 4 установлена между шестернями 22 и 21, трехпозиционная муфта 27 (С) установлена между шестернями 11 и 12 входного вала 2, двухпозиционная муфта 28 (D) расположена на зубчатом венце наконечника 6 выходного вала 3, трехпозиционная муфта 29 (Е) выходного вала 3 установлена между шестернями 13 и 14.

На фиг. 3, в отличие от фиг. 1, на входном валу 2 закреплены только две шестерни 7 и 8, а шестерня 9 установлена свободно. На выходном валу 3 свободно установлены шестерни 10-14, зацепленные с шестернями 15-19, закрепленными на промежуточном валу 4, на котором также закреплена шестерня 20, зацепленная с шестерней 9 входного вала 2, и свободно установлены шестерни 21 и 22. Шестерня 21 зацеплена с шестерней 8 входного вала 2, ведущая шестерня заднего хода 7 этого вала через дополнительную шестерню заднего хода 23, закрепленную на отдельной оси 24, зацеплена с ведомой шестерней заднего хода 22. Трехпозиционная муфта 25 (А) крайних шестерен промежуточного вала 4 установлена между шестернями 21 и 22, двухпозиционная муфта 26 (В) расположена на зубчатом венце шестерни 9, трехпозиционная муфта 27 (С) расположена на зубчатом венце наконечника 6 выходного вала 3, первая трехпозиционная муфта 28 (D) установлена между шестернями 11 и 12, а вторая трехпозиционная муфта 29 (Е) установлена между шестернями 13 и 14 выходного вала 3.

Работа КП осуществляется следующим образом (см. фиг. 1 и 2):

Первая передача

Муфты А и Е в левом положении (Л), а муфты В, С и D — в нейтральном (см. фиг. 2, табл.справа над т. 1).

В работу включены 1-я и 7-я пары шестерен.

Крутящий момент (см. фиг. 1) от входного вала 2 передается парой шестерен 7-24, муфтой 25 (А) на промежуточный вал 4, далее парой шестерен 17-14 и муфтой 29 (Е) на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме (см. фиг. 2) эта передача представлена двумя лучами: луч 1 выходит из т. 12 слева на верхней горизонтали и направлен направо вниз к средней горизонтали, далее луч 7 к т. 1 справа на верхней горизонтали.

Вторая передача

Переключаем муфту А в правое положение (П) — выключаем из работы 1-ю пару шестерен 7-24 и включаем 2-ю пару шестерен 8-23.

Крутящий момент от входного вала 2 по паре шестерен 8-23 передается муфтой 25 (А) на промежуточный вал 4 и далее, как на первой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 2 и 7 от т. 12 к т. 2.

Третья передача

Перемещаем муфту А в нейтральное положение, а муфту В переключаем из нейтрального в левое положение — выключаем из работы 2-ю пару шестерен 8-23 и включаем 3-ю пару шестерен 9-22.

Крутящий момент от входного вала 2 по паре шестерен 9-22 передается муфтой 26 (В) на промежуточный вал 4 и далее, как на первой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 3 и 7 от т. 12 к т. 3.

Четвертая передача

Перемещаем муфту В из левого в правое положение — выключаем из работы 3-ю пару шестерен 9-22 и включаем 4-ю пару шестерен 10-21. Крутящий момент от входного вала 2 по паре шестерен 10-21 передается муфтой 26 (В) на промежуточный вал 4 и далее, как на первой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучами 4 и 7 от т. 12 к т. 4.

Пятая передача

Перемещаем муфту B в нейтральное положение, а муфту С переключаем из нейтрального в левое положение — выключаем из работы 4-ю пару шестерен 10-21 и включаем 5-ю пару шестерен 11-20.

Крутящий момент передается от входного вала 2 по муфте переключения 27 (С), паре шестерен 11-20 на промежуточный вал 4, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 5 и 7 от т. 12 к т. 5.

Шестая передача

Перемещаем муфту С из левого в правое положение — выключаем из работы 5-ю пару шестерен 11-20 и включаем 6-ю пару шестерен 12-19.

Крутящий момент передается от входного вала 2 по муфте переключения 27 (С), паре шестерен 12-19 на промежуточный вал 4, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 6 и 7 от т. 12 к т. 6.

На следующих передачах на выходе КП вместо 7-й пары шестерен работает 6-я пара: 7-я передача соответствует 1-й, 8-я — 2-й, 9-я — 3-й, 10-я — 4-й 11-я — 5-й и 12-я передача — прямая.

Седьмая передача

Переключаем муфты С и Е в нейтральное положение, муфты А и D в левое положение, при этом включаются в работу 1-я и 6-я пары шестерен 7-24 и 19-12.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на первой передаче, от промежуточного к выходному валу 3 по паре шестерен 19-12.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи 1 и 6 от т. 12 к т. 7.

Восьмая передача

Перемещаем муфту А из левого в правое положение — выключаем из работы 1-ю пару шестерен 7-24 и включаем 2-ю пару шестерен 8-23.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй передаче, от промежуточного к выходному валу 3, далее, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучами 2 и 6 от т. 12 к т. 8.

Девятая передача

Переключаем муфту А в нейтральное положение, а муфту B в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на третьей передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме луч 3 направо вниз и луч 6 вверх к т. 9 характеризуют эту передачу.

Десятая передача

Перемещаем муфту В из левого в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на четвертой передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме луч 4 направо вниз и луч 6 вверх к т. 10 характеризуют эту передачу.

Одиннадцатая передача

Переключаем муфту B в нейтральное положение, а муфту С в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на пятой передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме луч 5 направо вниз и луч 6 вверх к т. 11 характеризуют эту передачу.

Двенадцатая передача — прямая

Перемещаем муфту С из левого в правое положение.

Крутящий момент от входного вала 2 передается муфтой С на ступицу шестерни 12, далее муфтой D на выходной вал 3 с высоким КПД без трансформации крутящего момента парами шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена точкой 12.

Передачи заднего хода включаются при перемещении муфты Е в правое положение, которая соединяет ведомую шестерню заднего хода 14 с выходным валом 3. Положения муфт А, В и С соответствуют первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой передачам переднего хода (см. табл.внизу).

Первый задний ход — 1R

Муфта А находятся в левом положении, муфта Е — в правом положении, муфты В, С и D — в нейтральном (см. фиг. 2, табл. справа под т. 1R).

Крутящий момент от входного вала 2 передается по шестерням 7-24, муфтой А на промежуточный вал 4, рядом шестерен заднего хода 17-15-14 и по муфте Е на выходной вал 3, который вращается в направлении противоположном вращению входного вала 2.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: луч 1 из т. 12 слева на верхней горизонтали направо вниз к средней горизонтали, далее пологий луч R также направо вниз к т. 1R на нижней горизонтали.

Второй задний ход — 2R

Переключаем муфту А в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй передаче, далее, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 2 и R.

Третий задний ход — 3R

Переключаем муфту А в нейтральное положение, а муфту В в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на третьей передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 3 и R.

Четвертый задний ход — 4R

Переключаем муфту B в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на четвертой передаче, далее, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 4 и R.

Пятый задний ход — 5R

Переключаем муфту B в нейтральное положение, а муфту С в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на пятой передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 5 и R.

Шестой задний ход — 6R

Переключаем муфту С в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на шестой передаче, далее, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 6 и R.

На фиг. 3 и 4 работа КП осуществляется следующим образом:

Первая передача

Муфты А и Е в правом положении (П), а муфты В, С и D — в нейтральном (см. фиг. 4, табл.справа над т. 1).

Крутящий момент (см. фиг. 3) от входного вала 2 передается 1-й парой шестерен 8-21, муфтой 25 (А) на промежуточный вал 4, далее 7-й парой шестерен 15-14 и муфтой 29 (Е) на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме (см. фиг. 4) эта передача представлена двумя лучами: луч 1 выходит из т. 12 слева на верхней горизонтали и направлен направо вниз к средней горизонтали, далее луч 7 к т. 1 справа на верхней горизонтали.

Вторая передача

Выключаем муфту А в нейтральное положение, включаем муфту B в левое положение (Л).

Крутящий момент от входного вала 2 по шестерне 8 передается муфтой 26 (В) на пару шестерен 9-20, промежуточный вал 4 и далее, как на первой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 2 и 7 от т. 12 к т. 2.

Третья передача

Возвращаем муфту А в положение первой передачи. Муфту В переключаем в нейтральное положение, а муфту Е — из правого положения в левое — выключаем из работы пару шестерен 15-14 и включаем пару шестерен 16-13.

Крутящий момент передается от входного вала 2 до промежуточного вала 4, как на первой передаче, далее парой шестерен 16-13 и по муфте Е на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучами 1 и 6 к т. 3. Луч 6 значительно короче луча 7, что указывает на меньшее передаточное число во включенной паре шестерен.

Четвертая передача

Переключаем муфту А в нейтральное положение, включаем муфту B в положение второй передачи.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй передаче, от промежуточного к выходному валу 3 — как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи 2 и 6 от т. 12 к т. 4.

Пятая передача

Возвращаем муфту А в положение первой передачи и включаем муфту D в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на первой и третьей передачах, далее по паре шестерен 17-12 и по муфте D на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме луч 1 направо вниз и луч 5 направо вверх к т. 5 характеризуют эту передачу.

Шестая передача

Выключаем муфту А в нейтральное положение и включаем муфту B в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй и четвертой передачах, от промежуточного к выходному 3 — как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме луч 2 направо вниз и луч 5 направо вверх к т. 6 характеризуют эту передачу.

Седьмая передача

Выключаем муфту B в нейтральное положение, включаем муфту А в правое положение, а муфту D переводим из правого в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на пятой передаче, далее по паре шестерен 18-11 и по муфте D на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме луч 1 направо вниз и луч 4 вверх к т. 7 характеризуют эту передачу.

Восьмая передача

Выключаем муфту А в нейтральное положение и включаем муфту B в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй, четвертой и шестой передачах, от промежуточного к выходному валу 3 — как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме луч 2 направо вниз и луч 4 вверх к т. 8 характеризуют эту передачу.

Девятая передача

Выключаем муфты В и D в нейтральное положение, муфты А и С переводим в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на первой, третьей, пятой и седьмой передачах, далее по паре шестерен 19-10, работающей в ускоряющем режиме и по муфте С на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме луч 1 направо вниз и луч 3 налево вверх к т. 9 характеризует эту передачу.

Десятая передача

Выключаем муфту А в нейтральное положение и включаем муфту B в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй, четвертой, шестой и восьмой передачах, от промежуточного к выходному валу 3 — как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме луч 2 направо вниз и луч 3 налево вверх к т. 10 характеризуют эту передачу.

Одиннадцатая передача

Выключаем муфту B в нейтральное положение, включаем муфту А в правое положение, а муфту С переводим из правого в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на первой, третьей, пятой, седьмой и девятой передачах, далее по паре шестерен 20-9 и по муфте С на выходной вал 3. Пара шестерен 20-9 работает в ускоряющем режиме. Ранее эта пара шестерен работала в замедляющем режиме — от шестерни 9 к шестерне 20.

На лучевой диаграмме луч 1 направо вниз и луч 2 налево вверх к т. 11 характеризуют эту передачу.

Двенадцатая передача — прямая

Выключаем муфту А в нейтральное положение и включаем муфту B в левое положение.

Крутящий момент от входного вала 2 передается шестерней 8 и муфтой В на ступицу шестерни 9, далее муфтой С на выходной вал 3 с высоким КПД без трансформации крутящего момента парами шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена точкой 12.

Передачи заднего хода включаются при перемещении муфты А в левое положение, которая соединяет шестерню 22 с промежуточным валом 4. Положения муфт Е, D и С соответствуют первой, третьей, пятой, седьмой, девятой и одиннадцатой передачам переднего хода (см. табл. внизу).

Первый задний ход — 1R

Муфта А находится в левом положении, муфты В, С и D — в нейтральном, а муфта Е — в правом положении (см. фиг. 4, табл. справа под т. 1R).

Крутящий момент от входного вала 2 передается рядом шестерен заднего хода 7-23-22, муфтой А на промежуточный вал 4, далее, как на первой передаче переднего хода по шестерням 15-14 и муфте Е на выходной вал 3, который вращается в направлении противоположном вращению входного вала 2.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: луч R из т. 12 слева на верхней горизонтали направо вниз к средней горизонтали, далее пологий луч 7 также направо вниз к т. 1R на нижней горизонтали.

Второй задний ход — 2R

Переключаем муфту Е в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущей передаче, далее — как на третьей передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 6.

Третий задний ход — 3R

Переключаем муфту Е в нейтральное положение, а муфту D в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущих передачах, далее — как на пятой передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 5.

Четвертый задний ход — 4R

Переключаем муфту D в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущих передачах, далее — как на седьмой передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 4.

Пятый задний ход — 5R

Переключаем муфту D в нейтральное положение, а муфту С в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущих передачах, далее — как на девятой передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 3.

Шестой задний ход — 6R

Переключаем муфту С в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущих передачах, далее — как на одиннадцатой передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 2.

Технико-экономическая эффективность заключается в следующем:

1. Автономность КП расширяет компоновочные возможности — допускается установка КП как в средней части транспортного средства аналогично автомобилю-самосвалу КАЗ-4540, так и компоновка «трансэксл» с расположением КП в задней части транспортного средства, для лучшей развесовки по осям.

2. Установка дополнительной опоры выходного и входного валов в средней части КП повышает долговечность КП за счет улучшения условий работы зубчатых зацеплений при уменьшении изгибных деформаций валов.

3. Устранение опоры выходного вала из торца входного вала позволяет увеличить величину передаточного числа пары шестерен привода промежуточного вала без увеличения межосевого расстояния, габаритов и массы КП, что расширяет диапазон КП и эксплуатационные возможности транспортного средства. Увеличение числа передач переднего хода с 10-ти до 12-ти и заднего хода с двух до шести также способствует расширению эксплуатационных возможностей транспортного средства.

Десятиступенчатая КП автомобиля КамАЗ имеет диапазон 9,6. На фиг. 2 и 4 приведены данные для диапазона 12 при среднем интервале между передачами 1,253. При этом на фиг. 1 и 2 передаточные числа пар шестерен составят: U1=1,25355=3,09; U7=1,2536=3,88; диапазон — D=U1×U7=3,09×3,88=12. Конструкция КП допускает увеличение передаточного числа низшей передачи и диапазона, что приведет к дальнейшему расширению эксплуатационных возможностей транспортного средства.

Обозначения на фиг. 1:

1 — картер КП;

2 — входной вал;

3 — выходной вал;

4 — промежуточный вал;

5 — опора промежуточной стенки картера 1;

6 — наконечник выходного вала 3;

7-10 — ведущие шестерни, закрепленные на входном валу 2;

11-12 — шестерни, свободно установленные на входном валу 2;

13-14 — шестерни, свободно установленные на выходном валу 3;

15 — дополнительная шестерня заднего хода;

16 — отдельная ось дополнительной шестерни заднего хода 15;

17 — ведущая шестерня заднего хода, закрепленная на промежуточном валу 4;

18-20 — шестерни, закрепленные на промежуточном валу 4;

21-24 — шестерни, свободно установленные на промежуточном валу 4;

25(А) — трехпозиционная муфта крайних шестерен промежуточного вала 4;

26(В) — трехпозиционная муфта средних шестерен промежуточного вала 4;

27(С) — трехпозиционная муфта шестерен, свободно установленных на входном валу 2;

28(D) — двухпозиционная муфта на зубчатом венце наконечника 6 выходного вала 3;

29(Е) — трехпозиционная муфта выходного вала 3.

Обозначения на фиг. 3:

7, 8 — ведущие шестерни, закрепленные на входном валу 2;

9 — шестерня, свободно установленная на входном валу 2;

10-14 — шестерни, свободно установленные на выходном валу 3;

15-20 — шестерни, закрепленные на промежуточном валу 4;

21,22 — шестерни, свободно установленные на промежуточном валу 4;

22 — ведомая шестерня заднего хода, свободно установленная на промежуточном валу 4;

23 — дополнительная шестерня заднего хода;

24 — отдельная ось дополнительной шестерни заднего хода 23.

1. Двенадцатиступенчатая коробка передач, содержащая картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами, входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам, на валах расположены пары шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода, причем ведущая шестерня заднего хода зацеплена с ведомой шестерней через дополнительную шестерню или блок из двух шестерен заднего хода, установленных на отдельном валу, на выходном валу две шестерни установлены свободно, между этими шестернями расположена трехпозиционная муфта переключения передач, ведущая шестерня передач переднего хода входного вала и четыре шестерни промежуточного вала закреплены на валах, отличающаяся тем, что наконечник выходного вала с двухпозиционной муфтой переключения установлен в опоре промежуточной стенки, в этом наконечнике расположена опора входного вала, на входном валу рядом с опорой свободно установлены две шестерни, зацепленные с шестернями, закрепленными на промежуточном валу, одна трехпозиционная муфта переключения расположена между шестернями, свободно установленными на входном валу, две трехпозиционные муфты переключения расположены между шестернями, свободно установленными на промежуточном валу и зацепленными с ведущими шестернями, закрепленными на входном валу.

2. Двенадцатиступенчатая коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что на выходном валу свободно установлены четыре шестерни, между парами шестерен расположены две трехпозиционные муфты переключения, ряд шестерен заднего хода расположен на входе коробки передач.

findpatent.ru

Самая популярная 8-ми ступенчатая автоматическая коробка передач

На каких автомобилях устанавливается восьмиступенчатая автоматическая коробка передач?

Как вы думаете друзья, какая коробка передач и от какого производителя в настоящий момент считается самой популярной? Многие из вас могут подумать, что речь идет конкретно о механической трансмиссии (коробке передач). Но это не так. Самой популярной на нынешний момент коробкой передач в мире является 8-ми ступенчатая трансмиссия, которая сегодня устанавливается на многие марки автомобилей. В том числе и на очень дорогие машины, начиная от BMW и заканчивая тем же Bentley.

 

Смотрите также: Как работает коробка передач на Mercedes AMG?

 

Традиционно уже принято, что многие автопроизводители помимо своих собственных коробок передач любят покупать трансмиссии у сторонних производителей. Это позволяет им сокращать расходы на производство своей продукции. Одним из таких производителей является компания «ZF», чья 8-ми ступенчатая автоматическая коробка передач (трансмиссия) появилась сегодня на очень многих автомобилях начиная с самого начала ее производства, которое началось в 2009 году.

 

8-ми ступенчатый автомат первого поколения разошелся по всему миру в разных версиях и с различными характеристиками, в зависимости от того, куда он устанавливался. Второе поколение данной трансмиссии ZF появилось недавно, т.е. в 2014 году.

 

Давайте уважаемые наши читатели вместе узнаем, на какие же популярные и самые интересные автомобили устанавливалась эта легендарная автоматическая 8-ми ступенчатая трансмиссия, которая разошлась миллионным тиражом по всему миру.

 

Что такое ZF?

«ZF» — это инжиниринговая компания, которая базируется в городе Фридрихсхафен, Германия. Компания была основана в далеком 1915 году для производства и сборки механизмов для дирижаблей. С тех пор эта компания произвела огромное количество коробок передач, как для обычных городских автомобилей, так и для гоночных болидов.

«ZF» — это сокращенное название компании «ZahnradFabrik», что в буквальном переводе означает,- «завод шестеренок».

 

Почему восемь передач?

Когда-то все думали, что автоматическим коробкам необходимо иметь только три или четыре передачи. Сегодня же в автоматических трансмиссиях установлено гораздо больше передач из соображений той же производительности и с целью экономии топлива, что значительно снижает уровень вредных выбросов таких современных автомобилей.

 

Например, если такая коробка имеет не три а много передач, то двигатель автомобиля в какой-то конкретной ситуации может чаще находиться к своим оптимальным оборотам в минуту, а не набирать очень большие обороты когда это ему не нужно. Это и позволяет значительно сократить расход самого топлива и уменьшить тот же уровень СО2 в выхлопе.

 

Именно по этой самой причине компания «ZF» разработала свою легендарную 8-ми ступенчатую автоматическую коробку передач в качестве альтернативы, своей когда-то не менее популярной 6-ти ступенчатой трансмиссии. В 2014 году инженеры компании «ZF» представили публике новую и доработанную «восьмиступку», которая позволяет увеличить экономичность автотранспортных средств.

 

Почему 8-ми ступенчатый автомат ZF стал так популярен?

Дело вот в чем,  в отличие от других коробок передач 8-ми ступенчатая трансмиссия ZF может применяться и устанавливаться на автомобилях с различными типами приводов. В том числе и на полном приводе. Также, эта новая и современная трансмиссия может быть установлена не только на бензиновые автомобили, но и легко может интегрироваться и в дизельные автотранспортные средства. И это еще друзья не все. Эта самая коробка ZF легко может быть установлена и на гибридные модели автомобилей.

 

Ну и наконец, эта 8-ми ступенчатая коробка передач имеет достаточно широкий диапазон выходных мощностей.

 

В том числе данная конструкция восьмиступенчатой автоматической трансмиссии ZF позволяет конструкторам устанавливать на машины двигатели не поперек, а вдоль оси транспортного средства. Также, такая коробка ZF управляется очень уникальным программным обеспечением, настройку которого в последующем можно легко изменить и именно под конкретную модель авто. 

 

Кроме всего, не стоит забывать и о том, что 8-ми ступенчатый немецкий автомат в своих множественных модификациях и версиях подходит под огромное количество других автомоделей, которые имеют у себя разный крутящий момент и различную мощность.

 

В результате этого сами автопроизводители могут купить у компании «ZF» именно ту самую трансмиссию, которая идеально будет подходить под конкретную модель автомобиля и затем, с помощью того же программирования легко смогут адаптировать эту коробку передач по своему личному усмотрению. Это безусловно экономит автомобильным компаниям миллиарды и миллиарды долларов, которые им так необходимы для последующей разработки уже своих собственных коробок передач.

 

Alfa-Romeo.

Модель Giulia является первым автомобилем компании «Alfa-Romeo» начиная с 1992 года, которая имеет у себя продольное расположение двигателя. Следовательно получается, что этот самый автомобиль может быть оснащен и 8-ми ступенчатой автоматической коробкой передач системы ZF. Таким образом и это естественно, компания «Alfa-Romeo» решила не устанавливать на данную модель машины собственную коробку передач и стала приобретать трансмиссии у компании «ZF». Так же эта коробка передач появилась и на новой модели авто-кроссовера Stelvio.

 

Alpina.

«Alpina» является Баварской компанией, которая продает тюнингованные модифицированные автомобили BMW под своим брендом. В большинстве этих автомобилей до недавнего времени преимущественно использовался точно такой же 8-ми ступенчатый «автомат» от компании «ZF».

 

Aston Martin.

Как правило (так решили специалисты) 8-ми ступенчатая коробка передач не используется на двигателях V8 и V12, которые были созданы на много раньше, чем появилось первое поколение трансмиссии ZF. Но начиная с 2014 года вы можете найти не мало уже автомобилей модели Aston Martin, которые оснащены этим классическим «автоматом» с 8-ю передачами.

 

К примеру, данная коробка ZF стоит на втором поколении автомобилей Vanquish и DB11.

 

Audi.

Компания «Audi» тоже использует в своих автомобилях 8-ми ступенчатую трансмиссию от компании «ZF». Вот например, в премиум-седанах модели А8 а также и в некоторых модификациях Ауди А6 доступных сегодня на всех мировых авторынках, конкретно установлена эта 8-ми ступенчатая трансмиссия. Стоит здесь отметить, что для многих моделей автомобилей Audi данная коробка ZF просто не подходит из-за расположения на них двигателей. Например, в спорткаре авто R8 стоит полуавтоматическая DSG коробка ​​S Tronic.

 

Bentley.

Удивительно, но это факт, даже тажа компания «Bentley» на почти всех своих моделях автомобилей использует сегодня ту же 8-ми ступенчатую трансмиссию от компании «ZF». В том числе и на таком мощном автомобиле, как модель Continental GT. Также этот 8-ми ступенчатый автомат сегодня используется и на новомодном авто-внедорожнике модели Bentayga.

 

BMW.

Компания «BMW» одна из первых, кто начал использовать массово на своих автомобилях коробку передач ZF. Впервые эта автоматическая 8-ми ступенчатая трансмиссия появилась на автомобилях BMW 760i в 2009 году. Напомним своим читателям, что данная автомашина оснащалась V12 двигателем, который также устанавливался и на автомобилях Rolls-Royce. Именно с 7-ой серии началась массовая установка этой «восьмиступки» на все модели машин Баварского автобренда. В итоге данная трансмиссия появилась даже и на 1-ой серии автомашин.

 

Chrysler.

Компания Chrysler устанавливает коробку ZF на свой популярный автомобиль модели 300C (второе поколение).

 

Iveco.

Пожалуй это самое удивительное автотранспортное средство в нашем списке, а именно,- это микроавтобус Iveco Daily. Этот достаточно большой коммерческий фургон стал первым автомобилем в своем классе, который стал оснащаться автоматической коробкой передач с 8-ю скоростями.

 

Jaguar.

Компания «Jaguar» также устанавливает на свою автопродукцию 8-ми ступенчатые трансмиссии в качестве той же альтернативы своим шестиступенчатым механическим коробкам передач, ранее устанавливаемые на такие модели машин, как: ХЕ, XF, F-Type и F-Pace.

 

Jeep.

Также, эта коробка передач сегодня устанавливается и на все модели автомашин внедорожников марки Jeep Grand Cherokee. В других же моделях машин данная 8-ми ступенчатая коробка ZF не устанавливается. Например, в моделях Jeep Cherokee и Jeep Renegade сегодня устанавливается 9-ти ступенчатая автоматическая трансмиссия ZF, которая предназначена именно для автомобилей, в которых двигатель расположен поперечно.

 

Land Rover.

Компания «Land Rover» тоже перешла от 6-ти ступенчатых коробок передач от компании «ZF» на новые 8-ми ступенчатые трансмиссии. Это произошло в тот момент, когда шло серийное производство четвертого поколения внедорожников модели Discovery. Также эта самая коробка передач по-прежнему устанавливается и на новые поколения машин Discovery, которые совсем недавно начали продаваться и на Российском авторынке.

 

Maserati.

Автомобили Maserati Ghibli, Quattroporte и даже самый первый внедорожник Levante используют сегодня у себя 8-ми ступенчатый автомат от компании ZF. Причем данная трансмиссия устанавливается на эти модели независимо от их двигателей и от приводов.

 

Стоит также отметить, что такие модели автомобилей, как GranTurismo и GranCabrio пока имеют у себя свои старые 6-ти ступенчатые коробки передач.

 

Ram.

Автомобиль марки Ram является одним из самых продаваемых в мире пикапов. Сегодня в США выпускается огромное количество различных версий и модификаций этого легендарного пикапа-внедорожника. Самая известная в США версия авто с 3,6 литровым бензиновым мотором V6 также оснащается новой 8-ми ступенчатой автоматической трансмиссией ZF.

 

Range Rover.

Эта 8-ми ступенчатая трансмиссия ZF устанавливается и во всех текущих версиях автомобилей Range Rover Vogue, а вместе с тем и в авто Range Rover Sport. В том числе данная «восьмиступка» сегодня устанавливается и на новый автомобиль внедорожник модели Range Rover Velar.

 

Также как и модели Jeep Cherokee и Renegade автомодель Evoque не оснащается восьмиступенчатым «автоматом» из-за своего поперечного расположения двигателя. Поэтому компания «Land Rover» устанавливает на свой автомобиль модели Evoque либо механическую шестиступенчатую трансмиссию, либо 9-ти ступенчатую автоматическую коробку передач, которые также производятся компанией «ZF».

 

Rolls-Royce.

Компания «Rolls-Royce» использовала эти 8-ми ступенчатые автоматические коробки передач на своих моделях Phantom с 2012 года. Тогда компания заменила на данных моделях автомашин старые 6-ти ступенчатые трансмиссии от компании ZF.

 

Volkswagen.

Компания (автоконцерн) «Volkswagen» в отличии от фирмы «Audi» решила практически в данное время просто не использовать этот классический восьмиступенчатый автомат от компании «ZF», решив продолжать оснащать весь свой модельный ряд роботизированными коробками передач марки DSG, за исключением одного пикапа модели Amarok. На данный момент на этом внедорожнике устанавливается 8-ми ступенчатая автоматическая коробка ZF.

 

2016 Volkswagen Amarok: Обзор «Вопрос- Ответ»

 

Также компания (автоконцерн) «Volkswagen» на данный момент оснащает свой автомобиль внедорожник Touareg этой восьмиступенчатой автоматической коробкой передач, но покупает эту коробку передач известный Немецкий бренд уже у Японской компании «Aisin».

www.1gai.ru

Ступенчатая коробка передач. Устройство и принцип действия

Механическая коробка (переключения) передач (МКПП или МКП) — разновидность коробки передач, механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в котором выбор передачи осуществляется оператором (водителем) вручную. Названа так, поскольку весь её основной функционал реализуется исключительно за счёт механических устройств, без применения гидравлических или электрических элементов (в отличие от гидромеханической или электромеханической трансмиссий, содержащих в своей конструкции, соответственно, гидравлические и электрические элементы).

Ступенчатые простые коробки передач широко применяются в трансмиссиях транспортных средств, так как отличаются простотой конструкции и надежностью в эксплуатации. К коробкам передач этого вида предъявляются следующие требования:

  • высокие тягово-динамические качества ТС
  • высокая прочность, жесткость, надежность и долговечность
  • высокий КПД, особенно на наиболее употребляемых передачах
  • легкость управления и бесшумность работы
  • надежное фиксирование включенной и выключенной передач, недопущение одновременного включения двух передач
  • малые размеры и масса

Предъявляемые требования определяют рациональную конструкцию коробки передач и ее отдельных частей.

На большинстве изучаемых колесных транспортных средствах устанавливаются пятиступенчатые трехходовые простые коробки передач (пять ступеней для движения вперед и одна ступень заднего хода). Число «ходов» коробки передач соответствует числу подвижных элементов, с помощью которых осуществляется включение тех или иных передач.

Пятиступенчатая коробка передач имеет 3 вала:

  • ведущий 7, связанный при помощи сцепления с коленчатым валом двигателя
  • ведомый 5, установленный соосно с ведущим валом 7 и соединенный с карданной передачей
  • промежуточный вал 6 с закрепленными на нем шестернями

Валы установлены на подшипниках качения в картере, служащем одновременно и масляным резервуаром, с наливным, контрольным и сливным отверстиями, а также вентиляционным устройством. В картере закреплена ось с установленным на ней на подшипниках блоком 7 шестерен ЗХ. Шестерня 17 выполнена заодно с ведущим валом и находится в постоянном зацеплении с соответствующей шестерней 16 промежуточного вала, в результате чего промежуточный вал получает от ведущего вала вращение с постоянным передаточным числом, которое определяется отношением числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей. Шестерни ведомого вала (кроме шестерни I передачи и ЗХ) находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, но установлены на ведомом валу свободно (могут вращаться относительно вала, но не перемещаться вдоль него). Поэтому, хотя промежуточный вал при работе двигателя и включенном сцеплении будет вращаться, вращение к ведомому валу, а следовательно, и к ведущим колесам движителя передаваться не будет (нейтральное положение).

Рис. Схема пятиступенчатой коробки передач

Включение передач обеспечивается двумя синхронизаторами — 2 и 3 и шестерней 4 I передачи и ЗХ, которые установлены на ведомом валу на шлицах и могут перемещаться вдоль вала. Механизм переключения передач содержит рычаг управления, валики (штоки) с вилками, перемещающими синхронизаторы и каретку 4, фиксаторы и предохранительное замковое устройство, установленные в крышке коробки передач. Синхронизаторы имеют зубчатые венцы, которые при включении передач входят в зацепление с соответствующими зубчатыми венцами шестерен постоянного зацепления, что обеспечивает передачу вращающего момента на ведомый вал и далее к ведущим колесам движителя. Передаточное число между промежуточным и ведомым валами определяется отношением числа зубьев шестерни ведомого вала к числу зубьев шестерни промежуточного вала. Передаточное число между ведущим и ведомым валами, т. е. общее передаточное число коробки передач представляет собой произведение двух передаточных чисел, одно из которых — между ведущим и промежуточным валами, а другое — между промежуточным и ведомым валами.

Чем больше передаточное число коробки передач, тем больше при одном и том же вращающем моменте двигателя вращающий момент, передаваемый к ведущим колесам, а скорость движения ТС соответственно меньше. На I передаче, когда передаточное отношение самое большое, обычно осуществляют трогание ТС с места и первоначальный разгон, а также движение в особо трудных условиях. Включение I передачи обеспечивается передвижением шестерни 4 вперед и введением ее в зацепление с шестерней 8 промежуточного вала. По мере улучшения условий движения осуществляется включение более высоких передач с меньшими передаточными числами, когда не требуется значительного увеличения тяговой силы на ведущих колесах, а скорость движения ТС возрастает.

Высшей в приведенной схеме коробки передач является V передача, которая получается соединением ведущего 1 и ведомого 5 валов при помощи зубчатых венцов ведущего вала и синхронизатора 2; передаточное число в этом случае равно единице (прямая передача).

При движении ТС на прямой передаче промежуточный вал коробки передач вращается вхолостую.

Задний ход обеспечивается перемещением шестерни 4 назад и введением ее в зацепление с одной шестерней блока 7 3Х. Другая шестерня блока находится в постоянном зацеплении с шестерней 11, жестко связанной (закрепленной с помощью шпонки) с промежуточным валом.

Вращающий момент передается от ведущего вала к ведомому через следующие детали:

  • при включении I передачи — через шестерни 16, 17, 8 и 4
  • II — через шестерни 16, 17, 9, 10 и синхронизатор 3
  • III — через шестерни 16,17, 12, 13 и синхронизатор 3
  • VI — через шестерни 16,17,14, 15 и синхронизатор 2
  • V — через шестерню 16 и синхронизатор 2
  • ЗХ — через шестерни 16, 17, 11, блок шестерен 7 и шестерню 4

Для более плавного зацепления и бесшумной работы шестерни постоянного зацепления обычно выполняют косозубыми. Углы и направление наклона зубьев на различных парах шестерен подбирают так, чтобы осевые силы на валах получались наименьшими. Эти осевые силы обычно воспринимаются радиальным шариковым подшипником, устанавливаемым на одном из концов вала. Другой конец вала опирается на роликовый цилиндрический подшипник. Этим предотвращается возникновение дополнительных напряжений в подшипниках в результате теплового удлинения валов. Гнезда подшипников закрываются крышками с уплотнительными прокладками. В случае выхода конца вала наружу в крышках устанавливают уплотнения, предотвращающие вытекание смазки. Этому же способствуют маслосгонные канавки на валах.

Смазывание деталей в коробке передач осуществляется разбрызгиванием при вращении шестерен или с помощью масляного насоса. Для смазывания используют специальные трансмиссионные масла.

Коробка передач обычно крепится к картеру сцепления и устанавливается вместе с двигателем на эластичных опорах на раме.

Для примера на рисунке приведен продольный разрез коробки передач автомобиля КамАЗ.

В последнее время наблюдается тенденция к установке на транспортных средствах большой грузоподъемности, предназначенных для тяжелых условий работы, дополнительной коробкой передач — понижающей или ускоряющей (в некоторых случаях — одновременно обеих). Наличие понижающей дополнительной коробки передач, обычно устанавливаемой за основной в одном и том же картере, позволяет увеличить общее передаточное число между двигателем и ведущими колесами при движении на всех передачах в основной коробке передач. Ускоряющая дополнительная коробка передач, устанавливаемая обычно перед основной в одном с нею картере, позволяет увеличить скорость движения ТС и уменьшить вращающие моменты на валах основной коробки передач. Кроме того, в основной коробке передач устанавливают 2 промежуточных вала, а шестерни постоянного зацепления выполняют прямозубыми, что позволяет уменьшить размеры и массу коробки передач.

Рис. Коробка передач (продольный разрез) автомобиля КамАЗ:
1 — ведущий вал; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 3 — регулировочная прокладка; 4 — шток рычага; 5 — опора штока; 6 — пружина; 7 — опора рычага переключения передач; 8 — ось блока шестерен ЗХ; 9 — блок шестерен ЗХ; 10 — роликоподшипник; 11 — верхняя крышка; 12 — крышка заднего подшипника ведомого вала; 13 — задний шарикоподшипник ведомого вала; 14 — втулка; 15 — фланец крепления карданного вала; 16 — крышка подшипника; 17— сферический роликоподшипник; 18 — промежуточный вал; 19 — картер коробки передач; 20 — ведомый вал; 21 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 22 — картер сцепления; 23 — вилка выключения сцепления; 24 — вал вилки выключения сцепления; 25 — муфта выключения сцепления

ustroistvo-avtomobilya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *