Абс на автомобиле что это такое – Изучаем ABS: последний шанс — журнал За рулем

Изучаем ABS: последний шанс — журнал За рулем

Всего должно быть в меру — это хорошо знают создатели антиблокировочной системы тормозов (ABS). Ее устройство и принцип работы изучал автор.

1

Интересующая нас система прижилась на автомобилях еще в конце 1970-х годов, так что проверку временем она прошла. В настоящее время отсутствие ABS в штатной комплектации — большая редкость. Она существенно повышает безопасность на дорогах и отчасти снижает требования к навыкам водителя. Во всяком случае, под контролем ABS даже у неопытного больше шансов избежать аварийной ситуации.

ВО ВЛАСТИ ПРОЦЕНТОВ

Задача ABS — сохранение управляемости при экстренном торможении. Известно, что у блокированного колеса сцепление с покрытием дороги ниже, чем у катящегося, — создаваемые им тормозные силы меньше, а управляющие вовсе отсутствуют. В лучшем случае автомобиль скользит прямо, в худшем — по неконтролируемой траектории с непредсказуемым результатом. ABS же контролирует работу колеса на границе между максимально возможным (в конкретных условиях) сцеплением и срывом в блокировку, не позволяя ей развиться. Разумеется, сам коэффициент сцепления шин с дорогой от ABS не зависит. На льду он может оказаться раз в десять ниже, чем на сухом асфальте, — значит, и управляемость автомобиля будет разная. Но в обоих случаях ABS обеспечивает максимум возможного. При достаточно точной настройке она способна действовать даже более эффективно, чем водитель-ас.

1 no copyright

Все схемы, таблицы и графики открываются в полный размер по клику мышки.

Работа ABS опирается на коэффициент проскальзывания колес — отношение разности скорости автомобиля и окружной скорости колеса к скорости автомобиля.

www.zr.ru

Что такое ABS в автомобиле, принцип работы и описание возможных неисправностей АБС

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня рассмотрим очередную ступень развития классической тормозной системы – тормоза с антиблокировочной системой. Именно так расшифровывается аббревиатура ABS. Познакомимся, как она работает, основные ее неисправности.

Что такое ABS на автомобиле

Это система, препятствующая блокированию колес во время экстренного торможения или на скользкой поверхности. Опасность блокировки колес состоит в том, что в случае резкого нажатия на тормоз, водитель может потерять управление автомобилем. Известно, что при заблокированных колесах управлять машиной проблематично, она не слушается руля, а двигается по своей траектории за счет инерции и скольжения блокированных колес. В лучшем случае увеличится тормозной путь, в худшем – сорвется в неконтролируемый занос. Если они будут хоть немного вращ

avtoyoutube.ru

Что такое АБС в автомобиле. Принцип работы АБС

Декабрь 19th, 2015 Admin

Управляя автомобилем, водитель должен сохранять концентрацию внимания. На дороге в любой момент может случиться нештатная ситуация, которая потребует незамедлительной реакции. Резко затормозившая машина впереди, выскочившее на трассу дикое животное или невнимательный пешеход – в каждом из подобных случаев приходится тормозить и пытаться уйти от столкновения, при этом торможение зачастую бывает экстренным. А это грозит блокировкой колес, что в разы увеличивает вероятность ДТП.

Однако с развитием технологий стало возможно решить многие проблемы, и теперь почти все выпускающиеся автомобили в мире (кроме ультрабюджетных) оснащают системой, предотвращающей блокировку колес в процессе торможения. Называется она ABS (Anti-lock Brake System). Сегодня мы разберемся, как она работает, из каких элементов состоит и скольких бывает разновидностей.

Что такое АБС в автомобиле?

Благодаря АБС при резком торможении машина слушается руля, поскольку колеса не идут «юзом», а вращаются. Человеку за рулем достаточно лишь нажать на педаль тормоза изо всех сил, а всю остальную работу «умная» электроника сделает сама.

Если же автомобиль такой системой не оснащен, то водителю при экстренном торможении ни остается ничего, кроме как нажимать на тормоз с короткими перерывами, чтобы колеса не заблокировались. Такой прием называется «импульсное торможение». Но не все люди способны в минуту опасности сохранить холодный рассудок.

При этом нажатие на педаль тормоза со всей силы не только с большой долей вероятности приведет к блокировке колес и, соответственно, к полной неуправляемости транспортного средства, но и может способствовать вхождению автомобиля в занос. При таком развитии событий шансы на попадание в ДТП вырастают многократно. Даже если вам сильно повезет и обойдется без заноса, длина тормозного пути значительно вырастет, что грозит столкновением или вылетом в кювет.

Чтобы предотвратить возникновение вышеописанных ситуаций, в АБС заложены специальные алгоритмы работы. В частности, в системе поддерживается повышенное давление тормозной жидкости, чтобы реакция машины на нажатие педали тормоза была моментальной. Кроме того, АБС не дает суппортам сжиматься до упора, и колеса немного проскальзывают, продолжая медленно вращаться, т.е. не блокируются. Иначе говоря, система выполняет импульсное торможение за водителя.

Элементы ABS

Основные компоненты АБС – это:

  • датчики, фиксирующие угловую скорость колес;
  • электронный блок управления (ЭБУ), где поступившая от датчиков информация подвергается анализу;
  • модуляторы, изменяющие давление тормозной жидкости по команде ЭБУ.

Как работает АБС на автомобиле?

Принцип работы АБС на автомобиле, основан на командах, которые отдает электронный блок управления. Датчик постоянно фиксируют угловую скорость колеса. Если она резко падает практически до нулевой отметки, то ЭБУ отдает соответствующую команду модулятору. Тот снижает давление в системе с помощью клапана, оснащенного электроприводом. Избыток тормозной жидкости оказывается и гидроаккумуляторе, колесо продолжает вращение и не блокируется. Как только угловая скорость вновь начнет расти и дойдет до определенного значения, электронный блок отдаст команду на возобновление торможения.

Жидкость из гидроаккумулятора вернется обратно, колесо опять начнет замедляться. Данный алгоритм будет повторяться вновь и вновь, пока педаль тормоза нажата до упора, при этом водитель чувствует, как она пульсирует и слышит характерные звуки, источником которых являются модуляторы. Если педаль отпустить, АБС вновь вернется в «режим ожидания».

Программные алгоритмы АБС регулярно обновляются, и системы последнего поколения уже не только учитывают угловую скорость колес, но и уклон дорожного полотна, степень сцепление колес с дорогой, работу круиз-контроля и др. Все это позволяет системе работать как можно более эффективно, повышая безопасность движения.

Виды ABS

АБС может быть реализована в разных конструктивных схемах. На дорогих автомобилях, например, количество датчиков равно количеству модуляторов и каналов управления, что делает систему чрезвычайно эффективной. АБС, устанавливающиеся на бюджетные авто, имеют гораздо более простую конструкцию: 2 датчика на заднем мосту, 1 модулятор и 1 ЭБУ.

Самая распространенная схема АБС насчитывает 4 датчика, 2 модулятора (по 1-му на ось) и 2 канала управления. Также довольно часто встречается ее модификация с 4-мя датчиками, 3-мя модуляторами и 3-мя ЭБУ ( колеса спереди обслуживаются вместе, а сзади – раздельно).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

avtgid.ru

Как работает АБС на автомобиле — преимущества и недостатки системы

Практически ни один современный автомобиль не выпускается без системы ABS: это словосочетание как продавцы машин, так и автолюбители произносят не задумываясь, при этом далеко не каждый из них представляет, что же это такое.

Содержание

Определение

Способность замедлять движение или полностью прекращать его является неотъемлемой у любого транспортного средства. Крайне важно, чтобы процесс торможения был как можно более предсказуемым, и авто после нажатия водителем на педаль тормоза не начинало хаотично носить по дороге (кстати, именно поэтому чересчур эффективные тормоза – это не всегда хорошо: резкое блокирование колёс и потеря сцепления с дорожным покрытием, приводит к тому, что машина становится практически полностью неуправляемой).

Система АБС была придумана для улучшения сцепления с дорогой и недопущения полного прекращения вращения колёс. Благодаря ей, безопасность движения обеспечивается всегда, и тип покрытия на это никак не влияет.

Краткая история создания

Первое устройство, не дающее колёсам резко тормозить, было запатентовано фирмой Bosch в 1936 году, современная же система АБС автомобиля была придумана спустя 28 лет Гейнцом Либером. На доработку, испытания и отладку потребовалось 6 лет, пока не появилась рабочая версия ABS тормозной системы, что произошло в 1970 году.

ABS с электронным управлением была создана в 1978 году (разумеется, следует делать скидку на уровень развития техники в тот период): разработчиком снова выступила компания Бош, за более чем 80-летнюю историю развития технологии осуществившая огромное количество модернизаций, продолжающихся и по сей день.

В настоящее время на автомобили монтируется блок АБС 8 поколения, весом около 1,6 кг, в то время как первые экземпляры имели массу 6,9 кг, что не лучшим образом сказывалось на динамических параметрах авто.

Принцип работы

Ответ на вопрос: «Как работает АБС на автомобиле?» может звучать следующим образом: точно так же, как водитель с большим опытом вождения, только без малейшей вероятности допущения ошибки.

К примеру, если речь идёт о торможении на обледенелой дороге, то устройство станет тормозить прерывисто, не допуская заноса, тормозные усилия всех колёс при этом будут выравниваться, что необходимо для сохранения курсовой устойчивости.

При нажатии на педаль тормоза, на механизм, отвечающий за вращение колёс, начинает действовать тормозная жидкость, а в месте соприкосновения их с дорогой возникают силы, усиливающиеся при увеличении давления на педаль, но до некоторого предела. Если продолжить жать на тормоз, это приведёт к обратному эффекту: уровень воздействия тормозных сил останется прежним, но машина потеряет управляемость.

Как работает АБС? Она сводит на нет развитие описанного выше сценария. За мгновения проанализировав поступившие от датчиков сигналы, электроника отдаёт команду уменьшить давление в системе (это происходит за счёт работы клапана) вне зависимости от силы нажатия на тормозную педаль в данный момент времени. После стабилизации ситуации давление приходит в норму, иначе есть риск недотормаживания, что, опять же, скажется на безопасности.

Водитель, пытающийся разобраться, как работает ABS, должен понимать следующее: при езде на машине, в списке опций которой значится эта система, разрешается смело жать на тормоз в любой ситуации, поскольку электроника сама выправит положение.

Особенности конструкции ABS

Устройство состоит из ключевых частей:

  1. скоростных датчиков;
  2. блока управления;
  3. гидравлического узла.

В основе функционирования датчиков находится принцип магнитной индукции. Внутри катушки находится магнитный сердечник, а сам датчик крепится к ступице над зубчатым венцом. При движении авто зубцы венца проходят в непосредственной близости от датчика, и магнитный поток меняется, вследствие чего возникает ток. Затем сигнал передаётся в блок управления.

Электронный узел начинает обрабатывать поступившие данные, сравнивая показания датчиков и текущую скорость движения. В память устройства заложены электронных таблицы, ориентируясь на сведения из которых блок просчитывает наиболее эффективную стратегию замедления скорости, координируя вращение каждого колеса. Ещё одна функция блока – следить за исправностью датчиков и уведомлять водителя о поломке (когда работа системы АБС не соответствует норме, на панели загорается соответствующий значок).

Выполнение указаний электронного блока возложено на модуляторы, включающие клапаны на каждом колесе, первый из которых отвечает за беспрепятственный доступ тормозной жидкости к вращающемуся колесу и прекращение её поступления, второй выполняет функцию резервуара для сбора излишков.

Если возникает блокировка какого-либо колеса, подача тормозной жидкости останавливается. Если ситуация не меняется, в дело вступает второй клапан, уменьшающий уже имеющееся количество «тормозухи».

Понять, что антиблокировочная система вступила в работу, возможно по слабым, но ощутимым толчкам, отдающимся в педаль тормоза, не прекращающиеся до выправления положения системой. Активация ABS происходит при движении на скорости не менее 15 км/ч.

Преимущества и недостатки

Антиблокировочная система ABS имеет как сильные, так и слабые стороны.

К плюсам относятся:

  • улучшение эффективности торможения вне зависимости от дорожных условий;
  • более уверенное маневрирование в потоке;
  • необязательность торможения с помощью уменьшения нажатия на педаль газа;
  • благодаря АБС, даже новичок сможет гарантировать надёжное торможение.

Однако не стоит наделять систему идеальными свойствами и полагаться на 100% на неё, так как она не лишена минусов:

  • поскольку процесс торможения контролируется не водителем, не всегда бывает возможным точно сказать, когда остановится машина;
  • сложность прокачки системы АБС;
  • не исключены задержки запуска системы, особенно на высокой скорости при движении по обледенелой дороге;
  • при постоянной смене дорожного покрытия электроника может некорректно реагировать ввиду неточного расчёта коэффициента сцепления;
  • в случае подскока автомобиля тормозное усилие приостанавливается.

Резюмируя вышеизложенный материал, стоит отметить следующее: достоинства транспортного средства с АБС очевидны, особенно они имеют значение для водителей, севших за руль недавно, тем не менее, терять бдительность и рассчитывать исключительно на электронику всё же не нужно.

Видео

moj-vnedorozhnik.ru

Что такое ABS в автомобиле?

ABS (Anti-lock braking system) — система вашего автомобиля, позволяющая предотвращать блокировку колес при торможении. Предназначено для сохранения управляемости машины при резком отрможении и предотвращении заноса.

Принцип работы:

Вы когда нибудь катались на лыжах? Я думаю, да. Статичная поверхность лыж без проблем катится по снегу, на радость лыжнику. Однако автомобилисты не разделяют этих позитивных эмоций.

При резком торможении на снегу (к примеру) на автомобиле без ABS, колесо жестко фиксируется в одном положении, колесо прессует снег и катится по нему как тот самый лыжник, уходя в занос или стукаясь бампером о бетонный забор. Ситуацию усугубляет трение, которое частично плавит снег и уменьшает и без того малое сцепление с покрытием.

То же применимо к песку, воде и другим поверхностям и с малым коэффициентом сцепления.

ABS предотвращает возникновение подобных ситуаций, определяя скорость вращения каждого колеса авто, посредством системы датчиков. При резком торможении датчики фиксируют, что колеса заблокированы тормозным усилием, однако автомобиль продолжает свое движение. Датчик сообщает тормозной системе , что необходимо снять усилие с этого колеса, которое вновь начинает вращаться (обычно — долю секунды).

За один акт торможения система ABS может срабатывать 5-10-20-30 и более раз. Цикличность процесса явно ощущается водителем в форме вибрации, характерного хруста и «отдачи» педали тормоза в ногу.

Ощутив это — ни в коем случае не бросайте педаль, а продолжайте торможение (если оно все еще необходимо).

Устройство системы ABS:

Система включает:

  • На ступицах: датчики скорости, ускорения и торможения
  • В основной магистрали  тормозной системы: клапаны модулятора давления
  • Блок управления, обрабатывающий поступающие с датчиков данные.

suvcar.ru

Что такое система ABS и как она работает

            

Зачем нужна электроника в колесах?

…Вечером ставлю машину на стоянку. Смотрю, в соседней секции несколько джентльменов распивают виски на капоте новенького автомобиля. Судя по всему, средняя стадия ритуала обмывания покупки. Разумеется, последовало приглашение. Разумеется, я не смог отказаться. Для начала сияющий хозяин «представил» мне автомобиль. Восемь цилиндров, четыре-два литра объема, АБС… Нечистый меня дернул поинтересоваться, зачем ему нужна последняя. Тут на лицо счастливого человека набежала тень сомнения, затем его покрыла завеса печали. «АБС это… тормозной путь укорачивает,» — пробормотал тот. И все?! Я ужаснулся безграмотности обеспеченных трудовых масс и взялся за перо.

АБС расшифровывается, как АнтиБлокировочная Система. Работа ее заключается в том, чтобы мешать блокировке колес при торможении. Зачем это нужно? Автомобиль с заблокированными колесами превращается в неуправляемую гору железа. Как ни вращай руль, она будет по инерции лететь вперед. Но когда колеса катятся (эту возможность предоставляет им АБС), машина нормально повинуется рулю.

Теперь представим банальную ситуацию. Неожиданно на дорогу выскочил пес и застыл в изумлении, увидев летящий на него автомобиль. Большинство водителей в таком случае нажмут со всей силы на тормоз. Это вполне естественный рефлекс и никуда от него не деться. Если АБС нет, то жизнь собаки зависит от того, успеет остановиться автомобиль или нет (ведь объехать пса, когда колеса заблокированы, невозможно). Как поступит очень опытный водитель, которых среди нас весьма мало? Рефлекс быстрого торможения у него особый: его нога не просто жмет на педаль, она пульсирует на педали. Именно такое прерывистое торможение не допускает блокировки колес. И опытный водитель не только остановит автомобиль, но и объедет злополучного пса. АБС в подобных ситуациях просто имитирует действия аса, обеспечивая прерывистое торможение (причем действия фантастического су-пераса — нормальный человек физически не сможет за одну секунду примерно 20 раз нажать и отпустить тормоз). И тогда у водителя любой квалификации остается возможность направлять автомобиль рулем.

Вышеописанная ситуация идеальна. В реальности таких не бывает. Ведь дорога неоднородна. Она может быть покрыта лужами, пятнами наледи, потеками масла, чередующимися участками сухого асфальта. Если автомобиль тормозит без АБС, при каждой смене покрытия он чуть сбивается в сторону, стремясь сорваться в занос. Почему? Сейчас объясню. Представьте, что вы мчитесь на коньках по льду и вдруг неожиданно под правым коньком оказывается чистый асфальт. Что произойдет? Правильно, вас рывком развернет (читайте, занесет) в правую сторону, и дело, скорее всего, завершится падением. Автомобиль с АБС неоднородной дороги не боится. В торможении он проскочит кусок асфальта, пятно льда и масляный потек, ни разу не сбившись с курса. Водителю остается только следить за траекторией, а не бороться с возникающими заносами. Итак, главная задача АБС — обеспечить безопасность в торможении. Сохранять стабильность траектории. Оставлять водителю возможность действовать рулем.

Некоторые автомобилисты презрительно фыркают, когда речь заходит про АБС. Мол, хорошему водителю она не нужна, недаром спортсмены отключают ее, перестраивая серийный автомобиль в раллийный. Таких «знатоков» я обычно спрашиваю: ты часто используешь торможение левой ногой? Обычно они даже не знают, что это такое. И вам, уважаемые читатели, я тоже не буду забивать головы всякими спортивными премудростями. Да, АБС мешает выполнению некоторых специфических приемов из арсенала автогонщиков. Что с того?.. Ведь никто не ругает костюмы «Хьюго Босс» за то, что в них опасно и неудобно всходить на Эльбрус.

Расхожее мнение, будто АБС сокращает тормозной путь, не совсем правильно. Да, на мокрой или скользкой дороге она чуть-чуть уменьшает тормозной путь. На чистом асфальте автомобиль без АБС остановится, скорее всего, чуть быстрее. И. наконец, АБС попросту опасна на очень крутых заснеженных или грязных спусках. В таких случаях земное притяжение увлекает автомобиль вниз по дороге, АБС не дает колесам заблокироваться, и потому машина медленно катится вперед. Ситуация редчайшая, но опаснейшая. Поэтому некоторые модели внедорожников оснащаются сенсорами, определяющими степень уклона. Если спуск слишком крут, АБС автоматически отключается.



Технические характеристики
Габаритные размеры и вес
Техобслуживание и смазка
Проверки при техобслуживании
Эксплуатационные жидкости
Идентификационные номера
Общие указания по ремонту
Запуск двигателя «прикуриванием»
О предпродажной подготовке
Проверки в моторном откеке
Пользование световыми приборами
Пользование стеклоочистителями
Регулировка сидений
Открытие капота, багажника, бака
Противоугонная система
Стеклоподъёмники
Замок двери
Пользование оборудованием салона
Проверки в нижней части
Дорожные проверки
Проверка внешнего вида
Руководство по аудиосистеме
Характеристики аудиосистемы
Управление магнитолой на руле
Неисправности аудиосистемы
Хранение автомобиля
Болты, гайки, шпильки, шайбы
Восстановление резьбы отверстия
Инструменты для ремонта
Безопасность при ремонте
Безопасность при подъёме авто
Опасные жидкости и вещества
Что такое система ABS
Система ASC
Самоблокирующийся дифференциал
Уход за автомобилем
Приёмка новых автомобилей
Прогноз ситуации на дороге
Как ездить в дождь
Как отличить качественную шаровую
Почему топливо сгорает не полностью

lacetti-gentra.ru

Что такое ABS в автомобиле

Благодаря антиблокировочной системе, или ABS, обеспечивается устойчивость и управляемость автомобиля при торможении, а также укорачивается тормозной путь. Объяснить принцип действия данной системы достаточно просто:

  • на автомобилях без ABS при сильном нажатии на педаль тормоза колеса полностью блокируются — то есть они не вращаются и не слушаются руля. Часто возникают ситуации, когда при торможении нужно сменить траекторию движения, на машине без антиблокировочной системы это невозможно сделать если нажата педаль тормоза, придется отпустить на короткое время педаль, повернуть руль в нужном направлении и вновь жать на тормоз;
  • если же стоит ABS, то колеса никогда полностью не блокируются, то есть можно спокойно изменять траекторию движения.

Еще один немаловажный плюс, который дает наличие АБС, устойчивость автомобиля. Когда колеса полностью обездвижены, предугадать траекторию движения автомобиля очень сложно, на нее может подействовать любая мелочь — смена дорожного покрытия (съехали с асфальта на грунт или брусчатку), небольшой уклон трассы, столкновение с преградой.

ABS позволяет контролировать траекторию тормозного пути.

ABS дает еще одно преимущество — тормозной путь более короткий. Это достигается за счет того, что колеса не блокируются полностью, а немного проскальзывают — продолжают вращаться на грани блокировки. Благодаря этому увеличивается пятно контакта колеса с дорожной поверхностью, соответственно автомобиль быстрее останавливается. Стоит однако помнить, что такое возможно только на сухой трассе, если же едете по мокрой дороге, песку или грунту, то использование ABS приводит наоборот к тому, что тормозной путь становится более длинным.

Отсюда видим, что антиблокировочная система дает следующие преимущества:

  • возможность контролировать траекторию движения во время торможения;
  • тормозной путь становится более коротким;
  • автомобиль сохраняет устойчивость на трассе.

Устройство антиблокировочной системы

Впервые ABS начали использовать еще в конце 70-х годов, хотя сам принцип был известен еще на заре автомобилестроения.

Первые машины оборудованные антиблокировочной системой — это Mercedes S-Klasse, они сошли с конвейера в 1979 году.

Понятно, что с тех пор в систему было внесено множество модификаций, а с 2004 года все европейские автомобили выпускаются только с ABS.

Также с этой системой часто используют EBD — систему распределения тормозных усилий. Также антиблокировочная система интегрируется с антипробуксовочной системой.

ABS состоит из:

  • блока управления;
  • гидравлического блока;
  • датчиков скорости вращения колес и давления в тормозной системе.

Датчики собирают информацию о параметрах движения автомобиля и передают ее на блок управления. Как только у водителя возникает необходимость затормозить, датчики анализируют скорость движения автомобиля. В блоке управления вся эта информация анализируется с помощью специальных программ, импульсы-команды передаются на гидравлический блок, который уже в свою очередь понижает или повышает давление в тормозной системе автомобиля с помощью электромагнитных клапанов.

Гидравлический блок связан с тормозными цилиндрами каждого колеса, а изменение давления происходит с помощью впускных и выпускных клапанов.

Загрузка…

Поделиться в социальных сетях

vodi.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о