Что значит необслуживаемый аккумулятор – Необслуживаемый аккумулятор — герметизированный аккумулятор закрытого типа

Содержание

Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы

За последние пару десятилетий технология производства автомобильных аккумуляторов значительно продвинулась вперёд. Если раньше в аккумуляторе нужно было постоянно проверять уровень электролита, то современные модели требуют значительно меньше внимания к себе. Производители называют эти АКБ необслуживаемыми, заявляя, что они не нуждаются в постоянном контроле за уровнем электролита. Но слово необслуживаемые может ввести в заблуждение автолюбителя. Ведь эти батареи все равно нуждаются в обслуживании, о котором мы расскажем в настоящей статье.

 

Содержание статьи

Что такое необслуживаемый аккумулятор?

Понятие необслуживаемый аккумулятор вошло в обиход со времени появления автомобильных батарей типа Ca/Ca. В таких моделях положительные и отрицательные решётки электродов производятся из сплава свинца с кальцием. Так называемые обслуживаемые модели, которые выпускались до этого, имели решётки из сплава свинца с сурьмой. Старые автомобильные аккумуляторы имели большое содержание сурьмы и очень большой расход воды. Сейчас они уже не выпускаются, а на их место пришли модели с меньшим содержанием сурьмы. Они ещё получили название малосурьмянистых. Содержание сурьмы в пластинах менее 6 процентов. В них контроль за уровнем электролита должен быть периодическим, поскольку дистиллированная вода из него постоянно уходит. Почему? Для этого нужно рассмотреть процессы, происходящие в аккумуляторе.

Когда АКБ разряжается, то внутри автомобильного аккумулятора на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислотой. Одновременно на катоде происходит окисление свинца. В процессе зарядки аккумуляторной батареи процесс идёт в противоположном направлении. Сурьму в свинцовые пластины стали добавлять для того, чтобы улучшить их прочностные характеристики. Использовать электроды из чистого свинца не представляется возможным из-за его малой прочности. Но добавка сурьмы приносит и проблему. Сурьма выступает катализатором гидролиза воды из электролита. Гидролиз – это разложение воды на водород и кислород под действием электрического тока. Внешне это выглядит как кипение. Поэтому и возникло такое выражение, как «выкипание» воды из электролита.

Чтобы решить эту проблему производители стали добавлять в решётки электродов кальций. Это решение оказалось очень удачным, с точки зрения, уменьшения расхода вода.

С появлением кальциевого типа автомобильных аккумуляторов появилось понятие необслуживаемых. И само отсутствие необходимости в обслуживании касается лишь доливки воды в аккумулятор.

В продуктовых линейках производителей АКБ стали появляться модели без отверстий для доступа к банкам. Для проверки степени заряженности батареи на таких аккумуляторах часто можно встретить гидрометр или «глазок». Гидрометр предназначен для контроля за степенью заряда АКБ. На изображениях ниже можно посмотреть необслуживаемую и обслуживаемую аккумуляторную батарею.

Необслуживаемый аккумулятор


Малообслуживаемый аккумулятор



Но у аккумуляторов Ca/Ca есть одна серьёзная проблема. При глубоком разряде эти АКБ сильно теряют свою ёмкость. После нескольких глубоких разрядов их можно отправлять на свалку. В рамках решения этой проблемы были созданы гибридные автомобильные аккумуляторы. В них положительные электроды выполняются с использованием свинцового сплава с сурьмой, а отрицательные с кальцием. Расход воды в этом случае получается ниже, чем у малосурьмянистых АКБ, но выше кальциевых необслуживаемых. Получилась «золотая середина». Гибридные автомобильные батареи есть как в обслуживаемых, так и в необслуживаемых корпусах. На них часто можно встретить обозначение Ca Plus, Ca+ или Sb/Ca.

Советуем также прочитать статью про маркировку аккумуляторных батарей.

Гибридный автомобильный аккумулятор

Стоит отметить ещё одну категорию необслуживаемых аккумуляторов – гелевые. В гелевых аккумуляторах электролит находится в связанном состоянии. Это может быть пропитка стекловолокна или гелеобразное состояние. В большинстве случаев такие модели выполняются в необслуживаемых корпусах, и им не требуется доливка воды. Хотя в ряде случаев в AGM аккумуляторы добавляют дистиллированную воду. Например, при восстановлении гелевых аккумуляторов.

Вернуться к содержанию
 

Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов

Несмотря на своё название, необслуживаемые аккумуляторы всё-таки нуждаются в обслуживании. Больше того, в ряде случаев необслуживаемое исполнение, что называется, «выходит боком».

Ниже приведены основные недостатки необслуживаемых автомобильных АКБ:

  • Затруднён контроль уровня электролита;
  • Невозможен контроль плотности электролита;
  • Требуют безупречной работы электрической сети автомобиля и стабильности выдаваемых характеристик.

Что касается уровня электролита, то на некоторых моделях необслуживаемых автомобильных аккумуляторов имеется отметки минимума и максимума. Подробнее о том, что такое аккумуляторная кислота, читайте в статье по ссылке.

Метки для проверки уровня электролита

В этом случае задача контроля уровня электролита облегчается. Но с другой стороны, что вам даёт знание уровня электролита? А если его меньше необходимого? Долить все равно нельзя. Конечно, расход воды незначительный. И крышки необслуживаемых аккумуляторов выполняются специальной конструкции, чтобы обеспечить рециркуляцию электролита. Но дистиллированная вода все равно уходит, а вот долить уже не получится. А если уровень упал до оголения пластин, то срок жизни аккумулятора начнёт стремительно сокращаться. Если в так эксплуатировать АКБ, то очень скоро понадобиться ремонт аккумулятора автомобиля или он отправиться на свалку.

Ещё одной проблемой необслуживаемых автомобильных аккумуляторных батарей является отсутствие возможности измерить плотность электролита. А эта характеристика очень важна и даёт объективную оценку состояния батареи.

Хотя бы просто измерить плотность после процесса зарядки АКБ для контроля. Ведь без этого понять степень заряженности крайне сложно и напряжение здесь не может быть объективным показателем. Для оценки степени заряженности аккумулятора производители встраивают в необслуживаемые автомобильные аккумуляторы гидрометр. Автолюбители часто называют его «глазок».

Гидрометр в автомобильном аккумуляторе



Гидрометр устанавливается в одну из центральных банок автомобильного аккумулятора и контролирует плотность. Его действие основано на том, что поплавок поднимается при увеличении плотности (зарядке) и опускается при уменьшении плотности (разряде). Для удобства контроля делается соответствующая цветовая индикация. Но и здесь не все так безоблачно.

Проблемы при использовании гидрометра:

  • Если верить отзывам владельцев необслуживаемых автомобильных батарей, такие гидрометры часто выходят из строя вне зависимости от модели и производителя. И такой гидрометр начинает показывать данные, оторванные от реальности;
  • Специалисты также говорят о том, что информация о заряженности батареи гидрометром выдаётся только при достижении 65 процентов ёмкости АКБ. А когда она достигает 100 процентов выяснить не удастся, поскольку поплавок не даёт точных значений;
  • Гидрометр измеряет плотность только в одной из банок и что творится в других неизвестно. Получается, что контроль заряда выполняется только по одной банке.

Теперь о зарядке необслуживаемых автомобильных аккумуляторов. Периодически её делать необходимо по ряду причин. Главная, заключается в том, что при эксплуатации аккумулятора, в том числе необслуживаемого, на автомобиле, он не заряжается полностью. Кроме того, из-за неисправности может случиться так, что генератор не заряжает аккумулятор. В этом случае автомобиль нужно показать автомобильному электрику.

В момент запуска двигателя АКБ отдаёт мощный ток и разряжается. Чтобы восполнить заряд, требуется проехать достаточно большое расстояние. При этом обороты коленчатого вала должны превышать 2000 оборотов в минуту. Тогда генератор вырабатывает достаточное количество электроэнергии и для потребителей в сети, и для зарядки аккумуляторной батареи. При езде в городских условиях такой режим обеспечить сложно и постоянно автомобильный аккумулятор подвергается кратковременному поверхностному заряду.

То есть, в процессе такой подзарядки работают лишь поверхностные слои электродов. Чтобы заряд проник на всю глубину электродов, требуется малый ток и длительное время зарядки (до суток). В бортовой сети автомобиля такие условия обеспечить нереально. Поэтому периодически (желательно раз в 3─4 месяца) нужно ставить аккумулятор заряжаться от сетевого зарядного устройства. Какой установить режим зарядки, сказано ниже.

Вернуться к содержанию
 

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор?

В подавляющем большинстве автомобилей регулятор напряжения в бортовой сети устанавливает ограничение в 14,4─14,8 вольта. Выбор этого значения неслучаен, поскольку при больших значениях начинается активный гидролиз воды и увеличивается её расход. При зарядке от сетевого ЗУ также следует избегать превышения напряжения больше этого значения. На практике нужно держать напряжение на АКБ не более 15,5 вольт. Подробнее о напряжении аккумулятора автомобиля можно узнать в статье по ссылке.

Что касается зарядного устройства, то для зарядки необслуживаемого аккумулятора лучше использовать ЗУ с автоматическим управлением. Тогда процесс зарядки обеспечивает специальное программное обеспечение, зашитое в зарядном устройстве. В этом случае команды на изменение тока или напряжения будет давать алгоритм, ориентируясь на электрические характеристики АКБ.

Вам останется только подключить «крокодилы» ЗУ к выводам аккумулятора с соблюдением полярности и включить устройство в сеть. Дополнительно можете прочитать о том, что это такое прямая полярность аккумулятора.

Зарядка автомобильного аккумулятора


Не забывайте о том, что при зарядке аккумуляторной батареи в ней идут химические реакции и выделяются вредные вещества. Поэтому заряжать АКБ следует в хорошо проветриваемом помещении.

Если вы будете пользоваться зарядным устройством с ручной регулировкой тока и напряжения, то советуем придерживаться следующей схемы зарядки необслуживаемого аккумулятора. После подключения ЗУ к аккумулятору выставите ток в размере 0,1 от ёмкости АКБ. То есть, при ёмкость 55 А-ч это значение будет 5,5 ампер. После этого выставляете напряжение 14,5 вольт и включаете зарядное устройство. Подробнее о том, что такое ампер-час.

В процессе зарядки следите за параметрами. Напряжение в процессе зарядки будет постепенно расти, а ток будет уменьшаться. Когда напряжение на аккумуляторной батарее вырастет до 14,4 вольта, ток должен уменьшиться примерно до 200 мА, что соответствует току саморазряда батареи. Процесс зарядки будет закончен.

Здесь стоит сделать оговорку по поводу зарядки АКБ после глубокого разряда. Процесс зарядки в этом случае стоит начинать с током 1─2 ампера. Напряжение заряда лучше установить где-то 12─13 вольт, а ток в процессе заряда держать не более 5 процентов от номинальной ёмкости аккумулятора. Читайте подробнее о том, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

В таблице ниже вы можете посмотреть зависимость степени заряженности автомобильной аккумуляторной батареи и плотности электролита. Также приводится температура замерзания электролита при различной плотности. Также советуем прочитать о том, как заряжать гелевый аккумулятор.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,1111,78,40-7
1,1211,768,546-8
1,1311,828,6812,56-9
1,1411,888,8419-11
1,1511,94925-13
1,16129,1431-14
1,1712,069,337,5-16
1,1812,129,4644-18
1,1912,189,650-24
1,212,249,7456-27
1,2112,39,962,5-32
1,2212,3610,0669-37
1,2312,4210,275-42
1,2412,4810,3481-46
1,2512,5410,587,5-50
1,2612,610,6694-55
1,2712,6610,8100-60

Вернуться к содержанию
 

Суммируем

Итак, вы стали обладателем необслуживаемого аккумулятора. Но обслуживать его всё-таки необходимо. Как это делать и на что обратить внимание. Ниже представлены некоторые рекомендации:

  • Не эксплуатируйте аккумулятор, если напряжение бортовой сети выходит за пределы 13,9─14,4 вольта;
  • Следите за работой генератора, реле-регулятора напряжения;
  • Нужно поддерживать в исправном состоянии все элементы бортовой сети авто, чтобы не было утечек тока;
  • Периодически подзаряжайте необслуживаемый аккумулятор, как было описано выше;
  • Если батарея стоит на хранении, то по возможности держите её в холодном месте, чтобы снизить саморазряд и потерю ёмкости.

Советуем также прочитать статью про зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов.

Как видите, с необслуживаемыми АКБ не все так просто. С одной стороны, такие аккумуляторы действительно не требуют доливки дистиллированной воды, но в остальном они нуждаются в обслуживании. Их нужно периодически заряжать от сетевого ЗУ, содержать в чистоте, следить за исправностью бортовой сети авто, в которой эксплуатируется аккумулятор.

Суммируя все сказанное, можно заключить, что необслуживаемые АКБ подойдут для использования в иномарках среднего ценового диапазона со стандартным набором опций. В этом классе авто исправное электрооборудование и АКБ будет функционировать в нормальных условиях. Если ваш автомобиль достаточно старый, изношенный, возможны скачки напряжения в бортовой сети, то лучше возьмите обычный малосурьмянистый обслуживаемый автомобильный аккумулятор.


Вернуться к содержанию

akbinfo.ru

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор автомобиля: особенности и основные рекомендации

За последние пару десятков лет технологии производства аккумуляторов были усовершенствованы. Современные источники питания не требуют периодической проверки уровня электролита и постоянного обслуживания. В большинстве случаев аккумулятор устанавливается в автомобиль, и про него забывают до возникновения серьезных проблем. Необслуживаемые варианты требуют некоторого ухода, иначе через год эксплуатации они выйдут из строя. Поэтому следует учитывать, как обслужить необслуживаемый аккумулятор и проверить его состояние.

Определение необслуживаемых аккумуляторов

С появлением аккумуляторов типа Са/Са стали применять понятие необслуживаемых источников питания. Подобный вариант исполнения характеризуется следующими особенностями:

  1. Положительные и отрицательные решетки изготавливаются из сплава свинца и кальция. Обслуживаемые варианты исполнения изготавливали при использовании сплава свинца и сурьмы.
  2. Высокая концентрация сурьмы приводит к быстрому испарению воды. Вследствие этого уровень электролита существенно падал, и приходилось периодически добавлять воду.
  3. При изготовлении пластин учитывается, что концентрация сурьмы должна быть не более 6%. Современные технологии производства позволяют контролировать концентрацию этого химического элемента с высокой точностью.

Несмотря на то что необслуживаемые варианты исполнения изготавливаются при применении малого количества сурьмы, жидкость также со временем уходит. Это связано с особенностями химических и других процессов, которые проходят внутри конструкции на момент эксплуатации батареи и ее длительного хранения.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля нужно проводить по причине постепенного падения уровня электролита. К особенностям работы современных аккумуляторов относятся следующие моменты:

  1. При разрядке автомобильного АКБ на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислоты. При этом одновременно на катоде происходит окисление свинца.
  2. На момент зарядки АКБ процесс идет в противоположном направлении.
  3. Использовать пластины из чистого свинца не получается по причине их малой прочности. Именно поэтому стали добавлять сурьму, которая может существенно повысить прочность структуры.
  4. Сурьма становится катализатором гидролиза — процесса разложения воды на элементы водорода и кислорода. Внешне процесс выглядит как кипение, в ходе которого происходит уменьшение количества воды.

Для решения проблемы с быстрым испарением жидкости в состав решетки электродов добавляется кальций. Со временем оказалось, что это решение весьма удачное, так как пластины стали намного прочнее.

В последнее время в продажу стали поставлять большое количество АКБ без отверстий, которые обеспечивают доступ к внутренней части банок. Для проверки емкости на корпусе создается специальная шкала. Поэтому использовать обычный метод проверки емкости, который предусматривает применение стеклянного стержня, в этом случае не получится.

Серьезные недостатки

У аккумуляторов типа Са/Са есть несколько серьезных недостатков. Слишком низкий уровень заряда приводит к существенному ускорению процесса потери емкости. Несколько глубоких разрядов приводят к тому, что АКБ можно сдавать в утиль, так как восстановить ее эксплуатационные характеристики не представляется возможным.

К основным недостаткам также относят следующие моменты:

  1. Затрудняется контроль уровня электролита.
  2. Отсутствует возможность проверить плотность жидкости.
  3. Электрическая сеть транспортного средства должна работать без проблем, а генератор вырабатывать правильное напряжение.

В отдельную категорию можно отнести варианты исполнения источников электроэнергии, у которых электролит напоминает гель. У подобных АКБ жидкость находится в связанном состоянии, а при изготовлении основных конструктивных элементов применяется стекловолокно. В большинстве случаев варианты исполнения аккумуляторов с электролитом в виде геля имеют необслуживаемый корпус, в котором не предусмотрены специальные отверстия для доливки воды.

Рекомендации по обслуживанию и ремонту

В большинстве случаев можно сделать необслуживаемый аккумулятор обслуживаемым, тем самым продлив срок его службы. Если жидкость упала до уровня открытия и осушения пластин, то они начинают быстро разрушаться. При изготовлении крышки необслуживаемой батареи создается специальная конструкция, которая обеспечивает рециркуляцию электролита.

Некоторые модели Са/Са имеют небольшие заливочные отверстия, через которые можно добавлять дистиллированную воду. Добавляется она в зависимости от показателя индикатора или специального гидрометра. Не рекомендуется добавлять обычную воду, так как она может содержать различные примеси. Если у корпуса нет соответствующих отверстий, восполнить уровень электролита не получится. Стоит учитывать, что самостоятельно делать подобные отверстия нельзя, так как они снижают степень герметизации корпуса и могут привести к вытеканию электролита.

С ремонтом АКБ типа Са/Са все обстоит несколько сложнее. В 90% случаев восстановить поврежденную конструкцию не получится. Особенности проведения ремонтных работ:

  1. В специализированных центрах проводится десульфатация пластин с применением специальных химикатов. За счет этого конструкция служит намного дольше.
  2. Проводится многократная зарядка и разрядка малыми токами, что повышает эксплуатационные характеристики АКБ. Подобное воздействие приводит к повышению плотности.
  3. При изготовлении корпуса применяется пластик, который подвержен механическому воздействию. Именно поэтому существенное воздействие приводит к появлению трещин. Повысить степень герметичности конструкции можно путем заварки трещин.
  4. Восстановление клемм. Энергия от источника к потребителю передается через клеммы. Слишком высокая температура может привести к расплавлению металла.

В большинстве случаев ремонт ограничен — по причине того, что лицевая крышка изготавливается из пропилена и крепится к основной части путем горячего прессования. Именно поэтому при снятии крышки корпус может деформироваться, и обратно собрать его не получится. Некоторые модели имеют корпус с защелками и резиновыми прокладками.

Особенности гидрометров

Плотность электролита считается одним из наиболее важных параметров, которые учитываются при зарядке аккумулятора. В том случае, если корпус аккумулятора неразборный, устанавливается гидрометр. Этот измерительный прибор выглядит как небольшой глазок, который часто устанавливается в одну из центральных банок. Действие гидрометра заключается в подъеме поплавка при повышении показателя плотности и его падении при снижении показателя. Упростить проверку многие производители аккумуляторов решили за счет расположения цветовой индикации.

При использовании гидрометров возникает много трудностей:

  1. Несмотря на простоту конструкции измерительного прибора, она часто выходит из строя. При этом подобная проблема свойственна и дорогим моделям источников питания.
  2. При длительной эксплуатации гидрометр начинает показывать значение плотности, которое далеко от реальных.
  3. Использовать прибор можно только в случае заряженности АКБ на 65%. Если уровень зарядки достигает 100%, поплавок не позволяет определить емкость.
  4. Устанавливается поплавок только в одну банку из нескольких. Поэтому о высокой точности полученных измерений говорить не стоит.

Именно поэтому с обслуживанием такого типа АКБ возникает много трудностей, так как определить точность показателя плотности практически невозможно. Поэтому при добавлении воды нужно быть осторожным.

Процесс зарядки

АКБ следует периодически заряжать, применяя специальное зарядное устройства. Большинство автомобилей имеют напряжение в бортовой сети около 14,4 В. Это значение выбрано по причине того, что слишком высокое напряжение ускоряет процесс испарения воды. При зарядке от сетевого устройства нужно выдерживать показатель напряжения не выше 15,5 В. Особенности процесса зарядки:

  1. При выборе зарядного устройства следует отдавать предпочтение моделям, которые имеют автоматический блок управления. Процесс зарядки в этом случае исключает вероятность повреждения АКБ.
  2. Команды по изменению тока и напряжения дает электрический блок зарядного устройства.
  3. В процессе восполнения уровня заряда проходят химические реакции, приводящие к выделению вредных веществ. Именно поэтому процесс зарядки рекомендуется проводить в хорошо проветриваемом помещении. Слишком высокая концентрация выделяемых газов может быть вредной.

Такие зарядные устройства обходятся дорого. Именно поэтому в гараже часто встречаются зарядки с ручным блоком управления:

  1. Сразу после подключения ЗУ к аккумулятору выставляется ток в размере 0,1 от значения емкости.
  2. Рекомендуемое напряжение составляет 14,5 В.
  3. На момент зарядки контролируются все основные параметры. При увеличении напряжения до 14,4 В значение подаваемого тока снижается.

Больше всего трудностей возникает с зарядкой АКБ после полной ее разрядки. Это связано с тем, что несколько полных разрядок приводят к повреждению всех пластин.

В этом случае проводится установка силы тока от 1 до 2 ампера, а напряжение удерживается на уровне 12−13 Вольт.

Советы по эксплуатации

Существенно продлить срок эксплуатации АКБ можно при соблюдении нескольких рекомендаций и редком обслуживании:

  1. Нельзя использовать необслуживаемую батарею при напряжении бортовой сети более 14 В. Высокий показатель становится причиной быстрого испарения жидкости и износа пластин.
  2. Нужно периодически проверять режимы работы генератора.
  3. Нельзя допускать утечки тока. Для этого контролируется состояние всех элементов бортовой сети авто.
  4. Нужно периодически проверять зарядку аккумулятора обычной сети.
  5. Хранить батарею следует в прохладном месте. За счет снижения температуры окружающей среды снижается показатель саморазряда.

Ремонт необслуживаемых аккумуляторов возможен, но приносит очень много хлопот. Именно поэтому при сильном износе лучше всего приобрести новую батарею.

proakkym.ru

что это такое и чем отличается от обслуживаемого или герметизированного АКБ, какой лучше

Нынешние аккумуляторы требуют к себе гораздо меньше ухода, не нужно постоянно проверять уровень электролита, менять его. Эти необслуживаемые изделия более долговечны, они герметичны, не боятся вибрации.

За последние двадцать лет техника изготовления автомобильных батарей ощутимо продвинулась вперед. Если раньше нужно было регуляроно проверять уровень электролита, то нынешние изделия требуют к себе гораздо меньше ухода.

Изготовители назвали аккумуляторы необслуживаемыми и утверждают что им не нужен контроль над уровнем электролита. Но такая оценка может привести к иллюзии автолюбителей. О том что значит «необслуживаемый аккумулятор» и о его характеристиках мы и расскажем.

Что это такое и какой лучше?

Представление о необслуживаемом аккумуляторе появилось с выходом на рынке автомобильных кальциевых батарей. В этих изделиях положительные и отрицательные электродные решетки изготовляются из сплава свинца с кальцием.

В обслуживаемых батареях, применявшихся ранее, свинцовые пластины были с добавлением сурьмы. Сурьма добавлялась для упрочнения свинца и в то же время она была катализатором гидролиза воды в электролите. Такая реакция является, по сути, распадом воды на водород и кислород под влиянием электрического тока. И выглядит это как испарение. Поэтому и появилось такое выражение «выкипание» воды из электролита.

Изготовители вместо сурьмы стали использовать кальций, и это решение оказалось очень удачным. С появлением таких аккумуляторов отпала необходимость доливать воду.

Необслуживаемый аккумулятор — что это такое? — это герметизированная батарея, без прямого доступа к банкам и пластинам, (чаще всего кальциевая или гибридная).

Вследствие малого саморазряда все необслуживаемые стартерные батареи наполняются в заводских условиях электролитом и их герметизируют. Технология таких аккумуляторов предполагает продолжительное время хранения в заряженном состоянии.

В любом случае надо иногда проверять уровень ее напряжения, его показатель должен быть не менее 12,5 вольт. Если напряжение ниже обозначенного, то следует подзарядить батарею. Изготовителями предусматривается, что делать это придется не чаще одного раза в полгода, а с гибридными решетками период между зарядом увеличивается до полутора лет.

Разумеется, хранить батареи нужно в сухом прохладном месте с температурой до +16 градусов. Следовательно, аккумулятор, изготовленный 12 месяцев назад и прошедший один цикл зарядки, может также успешно храниться и второй год.

Как отличить обслуживаемый АКБ или нет?

Неразборный аккумулятор является батареей закрытого вида, его корпус герметичен и автовладелец не сможет посмотреть ее внутренние элементы. Если его перевернуть, то из него не польется электролит.

По внешнему виду, необслуживаемую батарею можно определить по следующим признакам:

  1. Наличие смотровых глазков на поверхности и отверстий для выхода газа. Для контроля зарядки на таких моделях обычно устанавливается гидрометр и глазок для проверки уровня электролита.
  2. Отсутствие наверху пробок. Если таковые имеются, и их можно выкрутить, чтобы посмотреть состояние и уровень электролита, проверить его плотность, то это обслуживаемый аккумулятор.
  3. Внутреннее строение пластин. В обслуживаемых аккумуляторах, где в качестве решеток – свинец и сурьма, электролит закипает при 12,5В, и из-за этого закрывать плотно банки нельзя во избежание их разрыва. В гибридных – применяются кальциево-свинцовые пластины, которые дают реакцию закипания лишь при 14,5 В.
  4. Маркировка. На аккумуляторах наносятся обозначения, которые позволяют узнать их главные характеристики, нужные при покупке: емкость, тип батареи, ток холодного запуска и другие.

Маркировка батарей подразделяется на две категории:

  1. Обозначения согласно ГОСТ.
  2. Маркировка согласно DIN

По ГОСТу маркировка аккумулятора обозначает к примеру: 6СТ-55А3

  • 6-количество банок в корпусе.
  • СТ – назначение аккумулятора (Стартерная).
  • 55 – емкость в Ампер-часах.
  • А – общая крышка.
  • З – заливка электролитом.

В приложенном паспорте на батарею разрешается указывать дополнительную информацию.

По стандарту DIN обозначение состоит из 3 групп цифр:

  • В первой группе заложена емкость батареи.
  • Во второй группе цифр – технологические особенности.
  • В третьей группе заложена величина пускового тока.

Обозначение 574 012 068 расшифровывается следующим образом:

5 – цифра, означающая значение емкости (5 – до 100 Ампер-час, 6 – от 100 до 200 Ампер-час, 7 – свыше 200Ампер-час).

74 – емкость 74 Ампер-час.

012 – вид корпуса, размер, тип установки, размещение выводов.

068 – пусковой ток 680 Ампер.

Производители указывают в маркировке аккумулятора не емкость, а ток при холодном запуске. Также на батареях указывается дополнительный код, обозначающий место и дату изготовления батареи.

Характеристики

Закрытый герметичный корпус — это то, чем отличается обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого. Устройство таких батарей следующее:

  • Отрицательно и положительно заряженные решетчатые свинцовые пластины.
  • Банки – отдельные емкости с находящимися в них пластинами.
  • Электролит.
  • Корпус с клеммами, обычно без пробок, но со смотровыми глазками.

Решетчатая конструкция насыщается электролитом и создает химическую реакцию. Для разделения заряженных электродов внутри корпуса установлен сепаратор.

Корпус батареи изготовлен из надежного материала для обеспечения целостности внутренней конструкции и отличается устойчивостью к химическому влиянию.

Одним из критериев при покупке аккумулятора служит длительность его использования. Гарантированная работа необслуживаемых стартовых батарей составляет 5-6 лет.

Чтобы грамотно использовать такое изделие, нужно соблюдать некоторые условия:

  1. Заряд батареи производить строго по инструкции. Необслуживаемые аккумуляторы чувствительны к перепадам напряжения. Оно при зарядке не должно превышать 14,5 вольт.
  2. Иметь исправную работу бортовых приборов автомобиля.
  3. Учитывать перепады температуры. В сильные морозы желательно снимать аккумулятор, так как при малом заряде электролит может замерзнуть и вспучить банки.
  4. Учитывать особенности вашего типа езды.

Важно! при поездках по городу аккумулятор может не успевать подзаряжаться от генератора. Соответственно, в таких случаях выбирать батарею нужно с увеличенной емкостью.

Полезное видео

Информативное видео по данной теме:

 

Заключение

Суммируя вышесказанное, можно отметить следующие моменты: покупать стартерную батарею нужно исходя из модели автомобиля, и конечно, из условий, в которых он будет эксплуатироваться. Выбирая аккумулятор, преимущество нужно отдавать продукции известных брендов. Однако только вам выбирать какой аккумулятор лучше для вашего авто.

Сейчас изготавливается много новых видов батарей, которые необходимы не только для того, чтобы завести автомобиль, поддержать работу печки и освещения, но и призваны обеспечить все увеличивающиеся потребности электроники.

Следовательно, от правильного выбора аккумулятора для автомобиля, будет зависеть его отлаженная работа, а отсюда – ваше удобство и безопасность.

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

akkummaster.com

Что такое необслуживаемый аккумулятор и как его обслуживать

Термин «необслуживаемые аккумуляторы» появился при существенном изменении технологии производства свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Классические аккумуляторы обладают следующими недостатками:
  • Присутствие в составе электродов добавки сурьму улучшает прочность и литейные качества, но повышает склонность к газообразованию при высоких токах зарядки.
  • Необходимость в регулярном контроле уровня и плотности электролита.
  • Высокое значение саморазряда.
  • Риск осыпания активной массы электродов.

Снизить отрицательные качества помогла замена сурьмы в сплаве кальцием и другими металлами. Кальциевые необслуживаемые АКБ не требуют регулярного контроля, но при этом обладают рядом недостатков:

  • Стабильность бортового напряжения должна быть высокой (не более 0.1В).
  • Не допускается глубокий разряд АКБ.
  • Затруднен контроль состояния электролита.

Исходя из изложенного, порой бывает затруднительно выбрать обслуживаемую или необслуживаемую аккумуляторную батарею для своего автомобиля.

Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля

Принципиальных отличий в конструкциях свинцово-кислотных аккумуляторов нет. Различается только технология производства. Необслуживаемые аккумуляторы изготавливаются из материалов повышенной чистоты с изменением состава сплава пластин электродов.

Благодаря тому, что удалось снизить газовыделение (электролитическое разложение воды электролита), стало возможным загерметизировать корпус батареи. В результате:

  • отсутствуют потери на испарение воды;
  • снижен до минимума поверхностный саморазряд
  • дополнительные полости под электродами не дают осыпающемуся шламу закоротить пластины.

Недостатки

Самый существенный недостаток, который присущ необслуживаемым батареям – высокие требования к стабильности напряжения бортовой сети. Это требование является следствием того, что кальциевые батареи не допускают глубокого разряда, теряя при этом свою емкость.

Систематический недозаряд при коротких поездках в зимнее время приводит к тому, что после ряда последовательных запусков стартера, уровень ЭДС приближается к минимально допустимому, а напряжение генератора снижено из-за большого количества потребителей (обогрев зеркал и сидений, свет фар, работа отопителя). Перед тем, как устанавливать необслуживаемый аккумулятор в автомобиль, следует убедиться, что генератор обладает необходимым запасом мощности, а стабильность напряжения бортовой сети не выходит из заданных пределов.

Еще хуже для таких батарей высокое напряжение. Ближе к концу заряда, каким качеством бы не обладали аккумуляторы, наступает момент электролиза воды в электролите. В герметичном корпусе необслуживаемых аккумуляторов это может привести к раздутию корпуса, появлений трещин, вытеканию электролита.

Что лучше, обычный аккумулятор или необслуживаемый?

Если автомобиль отвечает перечисленным требованиям, то ответ однозначный, новый кальциевый аккумулятор гораздо лучше. Такие АКБ снимают с автолюбителя часть обязанностей, улучшается надежность запуска автомобиля.

Другое дело – автомобиль с устаревшей системой бортового питания. В старых отечественных и зарубежных моделях с релейной системой регулировки напряжения не обеспечивается необходимая стабилизация тока заряда на клеммах АКБ. В результате возникает или недозаряд или перезаряд со всеми вытекающими последствиями. Обслуживание новых аккумуляторов затруднено или невозможно. При этом батареи часто не отрабатывают даже гарантийный срок эксплуатации.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора

Для оперативного контроля состояния необслуживаемых батарей производители комплектуют их специальным индикатором, по которому можно приблизительно оценить степень заряженности и уровень электролита.

Внимание! ПО наличию индикатора (глазка) можно отличить необслуживаемый АКБ от обычного.

Важно знать, что индикатор отображает состояние только одной из банок, в основном центральной. Что при этом происходит в оставшихся, неизвестно. Если индикатор показывает низкий уровень заряда, батарею необходимо подзарядить, используя зарядное устройство с хорошей стабильностью выходного напряжения и зарядного тока.

Единственно доступная и достоверная методика проверки необслуживаемого аккумулятора – измерение ЭДС нагрузочной вилкой. Простое измерение напряжения вольтметром не дает необходимой точности, поскольку не учитывает внутреннее сопротивление батареи. В нагрузочной вилке параллельно клеммам вольтметра подключена нагрузка из высокоомного провода. Сопротивление нагрузки соответствует номинальному току разряда АКБ.

Сниженный уровень напряжения при нормальных показаниях индикатора говорит о неисправностях в одной из банок.

Большинство из обычных методов контроля электролита приводит к потере гарантии на изделие, поскольку герметичный корпус не дает возможности доступа к банкам аккумулятора, чтобы определить их состояние.

Доливка воды или электролита

Для того, чтобы в необслуживаемую батарею долить воды или измерить плотность электролита, необходимо получить доступ к отдельным банкам. Некоторые производители закрывают колпачки банок декоративной крышкой. По сути такие аккумуляторы по конструкции не отличаются от классических, необслуживаемых и к ним применимы обычные методы обслуживания. Если крышка приклеена, то ее можно аккуратно отсоединить от корпуса, а затем приклеить вновь.

Хуже, если крышка сварена с корпусом монолитно. В таком случае вскрыть необслуживаемый аккумулятор намного сложнее. Можно проделать отверстия напротив заливных горловин. После обслуживания отверстия закрываются герметично подходящими колпачками.

Внимание! Важно при сверлении отверстий не допустить попадания стружки в электролит. Для этого предварительно сверлят отверстия сверлом меньшего диаметра.

Более безопасно использование шприца большого объема. При использовании шприца диаметр отверстий не превосходит 1 мм. Для того, чтобы определить уровень электролита, иглу шприца постепенно опускают в отверстие, одновременно выдвигая шток. Когда в иглу начнет засасываться электролит, отмечают на игле уровень. Такие же действия производят для всех банок аккумулятора.

Для проверки плотности часть электролита набирают в шприц и переливают в подходящую емкость, из которой удобно производить забор для измерения плотности ареометром. Нужно не забывать возвращать проверенный электролит в ту же банку, откуда он был извлечен.

При малом уровне электролита в банки заливают дистиллированную воду, а том случае, когда необходимо поднять плотность, например, при переходе на зимний режим, то доливают корректирующий электролит с плотностью 1.4 гр/см3. В данном случае может потребоваться отбор части электролита с тем, чтобы итоговый уровень не превышал допустимого.

После манипуляций с электролитом производят зарядку аккумулятора с целью естественного перемешивания жидкой среды. Переворачивать аккумулятор для слива электролита или его перемешивания категорически запрещается, так как произойдет замыкание электродов осыпавшимся шламом.

Емкости, в которых будет находиться электролит, должны быть из стекла, керамики или пластика. Не допускается использование металлической посуды, поскольку электролит является химически активной средой и вступает в реакцию с большинством металлов. Нержавеющая сталь, из которой сделана игла шприца, является исключением.

Восстановление аккумулятора

Как обычные, так и необслуживаемые аккумуляторы в случае необходимости можно попытаться восстановить, поскольку им присущи одинаковые неисправности. Потеря емкости и неравномерное изменение плотности в отдельных банках восстанавливается у необслуживаемых аккумуляторов при помощи нескольких циклов заряда и разряда номинальными токами. Такие действия помогают растворить крупные кристаллы сульфата свинца, снижающие количество активного вещества, необходимого для протекания химической реакции.

Гелевые аккумуляторы

Особняком стоят аккумуляторы, в которых электролит сгущен до состояния желе. Такие батареи отличаются высокой надежности из-за низкой текучести электролита, выдерживают более низкие температуры, но еще критичнее относятся к стабильности бортового напряжения и имеют высокую стоимость.

Важно! Выполнить своими руками ремонт гелевых необслуживаемых аккумуляторов практически невозможно и нецелесообразно.

Заключение

Нельзя однозначно сказать, какой аккумулятор лучше обслуживаемый или необслуживаемый, в какой автомобиль можно устанавливать необслуживаемый АКБ. Это зависит от множества факторов. При благоприятных условиях и соблюдении всех требований, срок службы кальциевых батарей составляет не менее 5-7 лет, что несколько выше, чем у обычных.

batteryzone.ru

Особенности, применение, различия обслуживаемых и необслуживаемых АКБ

При выборе автомобильного аккумулятора многие владельцы автомобилей не могут решить, какой тип батареи лучше. Выгоднее установить обслуживаемую или нет? В чем разница между этими аккумуляторами? Например, свинцово-кислотные АКБ Delta – необслуживаемые. Производитель утверждает, что 99 % выделяемого газа рекомбинируются.

Полностью обслуживаемые аккумуляторы

Следует отметить, что практически невозможно купить такие АКБ, а также найти автомобиль с такой батареей. Понятие полностью обслуживаемого аккумулятора предполагает его ремонтопригодность. Это значит, что владелец может заменять пластины банок батарей в случае возникновения короткого замыкания между ними. Однако большинство автолюбителей не хочет заниматься таким ремонтом. Они предпочитают покупать новый аккумулятор вместо того, чтобы заменять пластины. Кроме того, можно сдать старую батарею за некоторую сумму. Поэтому полностью обслуживаемые АКБ в настоящее время непопулярны.

Частично обслуживаемые батареи

К этой категории относятся аккумуляторы, требующие минимального обслуживания. Они требуют от владельца автомобиля проверки уровня заряда, плотности и уровня электролита. При необходимости автолюбитель (или человек, обслуживающий АКБ) может добавить в аккумулятор дистиллированную воду. Также он имеет возможность долить электролит. Однако нельзя заменять элементы внутри самой автомобильной батареи.

Что такое необслуживаемый автомобильный аккумулятор?

Это АКБ, которая не требует дополнительного обслуживания. Из-за того, что в такие батареи не доливается дистиллированная вода, открывать их не рекомендуется. Пары не выходят наружу, так как банки герметичны, а конденсируются внутри. Однако есть опасность того, что такой аккумулятор разорвет при чрезмерном заряде, особенно – в жаркую погоду. Некоторые необслуживаемые АКБ имеют специальный клапан для стравливания пара при кипении. Он выполняет свою функцию, при этом часть дистиллированной воды выбрасывается наружу, но вот восполнить ее нехватку невозможно – банки запаяны герметично.

Преимущества необслуживаемых автомобильных аккумуляторов

Необслуживаемые АКБ имеют несомненные достоинства:

  • Отсутствие необходимости проверять что-либо. Автовладелец должен просто установить на место и подсоединить аккумулятор. Из такой АКБ вода практически не испаряется.
  • Срок службы этой батареи однозначно больше, чем обслуживаемого аккумулятора, который не поддерживали в исправном состоянии. Это очень удобно для новичков, которые просто не умеют правильно обращаться с АКБ.
  • Необслуживаемые аккумуляторы сохраняют заряд в течение более длительного периода времени, когда они не используются. Это очень удобно, если приходится оставлять машину на некоторое время на стоянке. Владелец автомобиля, использующий необслуживаемую батарею, имеет больше шансов запустить двигатель с первой попытки.
  • Такие АКБ могут работать в любом положении.

Недостатки необслуживаемых автомобильных аккумуляторов

Есть, конечно, и недостатки у необслуживаемых АКБ:

  • Цена. Они стоят дороже.
  • К процедуре зарядки необслуживаемой батареи надо относиться серьезно. Дело в том, что таким автомобильным аккумуляторам необходим стабильный источник. Кроме того, запрещается перезаряжать такие батареи. Таким образом, при неисправном электрооборудовании автомобиля необслуживаемая АКБ быстро выходит из строя.
  • На работоспособность и срок службы таких аккумуляторов сильно влияют низкие температуры. Так как зимой зарядка от генератора может быть недостаточной, необслуживаемые батареи рекомендуется чаще заряжать от автономного устройства (раз в 2 месяца).

Преимущества малообслуживаемых аккумуляторов

Есть достоинства и у АКБ такого типа:

  • Цена. Частично обслуживаемые аккумуляторы стоят дешевле.
  • Можно заглянуть внутрь, проверить состояние пластин. Видны цвет и уровень электролита. Можно проверить его плотность и принять необходимые меры по ее приведению к норме, если в этом есть необходимость. Неопытные автовладельцы могут посчитать это недостатком. На самом деле, зная, как работает автомобильный аккумулятор, можно значительно продлить срок его службы.

Недостатки малообслуживаемых аккумуляторов

Негативные черты таких АКБ следующие:

  • Вода из такого аккумулятора испаряется. Это означает, что нужно регулярно проверять уровень электролита.
  • Не рекомендуется полностью разряжать такую батарею. Это может привести к значительному сокращению срока ее службы.
  • Такие АКБ по сравнению с необслуживаемыми быстрее разряжаются, когда не используются.

Конечно, окончательное решение, какой аккумулятор выбрать, принимает владелец автомобиля. Считается, что если речь идет о новой машине, лучше купить необслуживаемую АКБ. Приобрести батареи Delta можно у нас. Для более старого автомобиля, вероятно, подойдет аккумулятор с низким уровнем обслуживания.

econrj.ru

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор — AKB-Power — Все про аккумуляторы, батареи и зарядные устройства

Сегодня на все современные автомобили устанавливаются необслуживаемые аккумуляторы, которые пришли на смену уже давно зарекомендовавшим себя свинцовым АКБ. Они обеспечивают наибольшую простоту эксплуатации во время всего гарантированного срока службы. Отпала необходимость в постоянной проверки плотности электролита и контроле за уровнем дистиллированной воды. Все, что потребуется для бесперебойной работы такого типа аккумуляторов, — это своевременная подзарядка.

Особенности необслуживаемых аккумуляторов

Процесс зарядки имеет некоторые отличия от подзарядки классических АКБ. Заключаются они в том, что технология производства может значительно разниться, а ввиду этого и характер обслуживания. Различают следующие варианты аккумуляторов:

  1. герметичные;
  2. заправляемые.

Основное отличие заключается в том, что у первого варианта, может содержаться в корпусе классический электролит, который мы привыкли видеть. Но там «банки» герметичны, то есть физический доступ ограничен. Кроме того, даже материал производств пластин имеет некоторые отличия от свинцовых.

Второй тип батарей даже не столь заправляемый. Электролит содержится в корпусе в виде специального материала — полипропилена. В эту же группу можно причислить и гелевые АКБ. В подобных устройствах размещение электролита несколько иного формата, он располагается в паре с оксидами кремния. В корпус засыпается порошковый кремний, в результате чего при реакции образуется гель. Полученный гель и заполняет пространство батареи.

Что касается дополнительной подзарядки, то подобные батареи, безусловно, нуждаются в такой манипуляции, учитывая особенность большинства водителей (городских) перемещаться на короткие поездки. То есть во время подобных «путешествий» АКБ даже не успевает зарядиться стандартным образом. Поэтому, собственно, и требуется подзарядка, особенно это касается холодных континентов и зимнего периода.

Любая АКБ даже не зависимо от типа и модели производства разряжается намного быстрей при холодах. А при условии загустевшего масла стартер вряд ли сумеет прокрутить полу «сдохшим» аккумулятором коленвал. Кроме того, в частности, на морозе на стартер всегда подается увеличенный ток. Учитывайте, что АКБ в зимний период может «сесть» даже после пары неудачных запусков. Поэтому учитывая подобные особенности, не лишним будет зарядить АКБ до максимальных значений. В таких условиях эксплуатация в зимний период не доставит серьезных хлопот.

Нюансы зарядки АКБ необслуживаемого аккумулятора

При процедуре подзарядки нужно учитывать некоторые моменты:

  • Нет возможности провести анализ и замер электролита с помощью классических приспособлений.
  • Герметичный корпус по своим технологическим особенностям не позволяет проводить зарядку большими токами.

Перед зарядкой следует проверить и уточнить остаточное напряжение. Допустим, батарея была разряжена только частично либо полностью, в таком случае позволяется заряжать только непрерывным током. Учитывая такую особенность, на «заряднике» нужно выставить определенные значения, а именно 14-14,5 В не меньше и не больше.

Важно! Запомните важный момент, сила тока ни в коем случае не должна превышать допустимый ампераж батареи.

Слегка «посаженный» аккумулятор при таких условиях способен зарядиться уже по истечению пары тройки часов. Учитывайте, что в некоторых случаях нужно осуществлять контроль за процессом. Узнать, что зарядка завершена можно просто, если уровень тока ЗУ снижается до 0,2 А, тогда можно отключать ЗУ. Еще раз хотелось бы напомнить, что превышать допустимый ток на клеммах АКБ в 15 А категорически запрещено, также запрещается подавать напряжение свыше 15,5 В.

В случаях, когда АКБ села полностью, потребуется не менее суток для полноценного восстановления. Учитывайте, что глубокий разряд для подобных батарей не желателен. Как правило, пара тройка раз сильно не повлияют на эксплуатационные характеристики, однако после пяти полноценных разрядок аккумулятор уже не будет держать напряжение. Кроме того, запомните, что нужно обязательно следить за процессом зарядки, ведь во время этого электролит нагревается и может выкипать.

Внимание! Если тип АКБ герметичный, то наружу кислота может выйти только одним способом – это взрывом. Заметили кипение, бурление, немедленно отключайте от ЗУ.

Не рекомендуется проводить зарядку напрямую, когда АКБ расположена в машине. Лишь в редких случаях можно отключить все питание и обязательно следить за процессом лично.

Совет. Проводить даже небольшую подзарядку лучше в теплом помещение. Холодные температуры могут свести на «нет» все ваши потуги по восстановлению напряжения батареи.

Инструкция по зарядке необслуживаемого аккумулятора

Теперь же подробно разберемся с тем, какие действия требуется предпринять владельцу авто по подзарядке своего «коня», и как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля. Этапы работы:

  1. Подключение. Помните, что нужно в обязательном порядке соблюдать полярность как на АКБ, так и на ЗУ.
  2. Определяем величину требуемого тока, как правило, это значение определяется по такому расчету 1/10 от емкости аккумулятора. К примеру, у нас АКБ с 12 В и 70 А/ч, в таком случае подается ток, не превышающий 7 ампер. Исключение составлютт те случаи, когда батарея посажена полностью. В такие периоды зарядка производится малым током – 1-2 А.
  3. Запомните, что при соединении клемм ЗУ с АКБ первое должно быть отключено от сети.
  4. После всех манипуляций подключаем к сети ЗУ, выставляем напряжение в рамках 14 В, а ток, согласно ваших особенностей.
  5. Во время всей зарядки ток будет уменьшаться, тем самым, свидетельствуя, что близится полная зарядка, при которой ток, как уже говорилось, снизиться до 0,2 А.
  6. Кроме того, отдельно хотелось бы напомнить, что в случае, когда батарея была полностью «посажена», давать максимально допустимое напряжение не рекомендуется. Значение лучше снизить до 12 В. Также контролируйте и силу тока, чтобы в самом начале она не превышала 1/20 от емкости. В случае если последнее больше, нужно еще снизить напряжение.

В этом видео показана зарядка необслуживаемого аккумулятора:

Отличия необслуживаемых аккумуляторов от обслуживаемых

Основным отличием необслуживаемых батарей является их внутреннее устройство, содержащее электродные решетки, изготавливаемые из сплава кальция и свинца.

В ранее применявшихся обслуживаемых батареях в свинцовые пластины добавляли сурьму, которая служила упрочнителем свинца и являлась катализатором воды в электролите. С началом применения сурьмы и заменой на кальций отпала необходимость доливать воду.

Необслуживаемый аккумулятор представляет собой прочно загерметизированную батарею, не имеющую доступ к пластинам. На заводе их заполняют электролитом и плотно запаивают. Такая технология позволяет сохранять заряд достаточно длительное время.

Однако иногда все же необходимо проверять уровень напряжения, который не должен превышать 12,5 вольт. Если показатель ниже, то батарею следует подзарядить. По рекомендациям производителей, делать это необходимо примерно раз в полгода.

Основные отличия необслуживаемого аккумулятора от обслуживаемого:

  • Отсутствие пробок для проверки уровня электролита. Если таковые имеются, то у вас обслуживаемая батарея.
  • Наличие гидрометра для проверки уровня зарядки и отверстия для выхода газа.
  • Маркировка на корпусе изделия с обозначениями всех характеристик: тип батареи, ток запуска и другие.

Об отличиях этих видов аккумуляторов рассказывается в этом видео:

Можно ли заряжать необслуживаемые аккумуляторы

Данный тип аккумуляторов, как и все другие, нуждается в периодической подзарядке. Другое дело в том, что делать это придется гораздо реже. Кальциевые батареи имеют очень низкий расход воды. У пластин легированных кальцием начало гидролиза происходит при более высоком напряжении, что и снижает расход воды.

Сам принцип зарядки таких батарей практически ничем не отличается от зарядки обслуживаемых аккумуляторов, но в отличии от обслуживаемых аккумуляторов необходимо постоянно контролировать напряжение заряда. Очень важно, чтобы оно не превышало 14, 4 В.

Все дело в том, что при превышении этого показателя вода будет распадаться на кислород и водород, что повлечет снижение уровня электролита, а возможности долить воду нет.

Как рассчитать время заряда необслуживаемого аккумулятора

Перед проведением работ необходимо удостовериться в степени разряда батареи. Для этого производители предусмотрели 2 варианта:

  1. Обозначения min/max расположены на специальном окошке корпуса. Когда показатель располагается в центре — батарея полностью заряжена.
  2. Цифровой индикатор. Наиболее удобный способ определения заряда. Для этого используется 3 вида цветов:
  • красный — говорит о полном разряде аккумулятора;
  • белый — говорит о том, что рекомендуется подзарядка;
  • зеленый — показывает то, что батарея в полном порядке.

Однако следует помнить, что данные показания имеют рекомендательный характер, и реальный уровень заряда может быть другим.

Для более точного определения необходимо воспользоваться мультиметром. Показание в 11,7 — АКБ полностью разряжена; 12,7 — зарядка 100%.

Пример: если значение 12, то заряд батареи составляет 30% (0,1 равен 10% заряда. 12 — 11,7 =0,3=30%).

При зарядке постоянным током понадобится значение емкости аккумулятора, указанное в характеристике (возьмем 60 А/час)

Вычисляем время зарядки: 70% от 60=42. Рекомендуемый ток — 10% емкости. Здесь — 6 А. Необходимо разделить 42 на рекомендуемый ток 6 А (42/6=7). Время до полной зарядки составляет 7 часов.

Само же время зарядки аккумулятора напрямую зависит от степени разряженности. При полностью «пустой» батареи время до полной зарядки может составить от суток до 30 часов. Если имеет дело частичная разрядка, то время сокращается до 4-5 часов. В зависимости от модели ЗУ возможно придется контролировать процесс, так как полная зарядка достигается при показаниях тока в 0.2 А.

Важно! Для данного типа аккумуляторных батарей не рекомендуется полная разрядка, так как это резко снижает срок службы.

Что будет, если перезарядить необслуживаемый аккумулятор

Последствия такого шага могут быть весьма серьезными:

  • Кипящий электролит разъедает внутренние детали.
  • Кислота окисляет клеммы, образуя налет.
  • Электролит вылезает из батареи, разрушая пластины, что приводит к полному разрушению аккумулятора.
  • Возможен взрыв батареи.

Но есть и хорошая новость. В настоящее время производители для предотвращения тяжелых последствий начали выпуск аккумуляторов, которые имеют внутри специальный клапан, предназначенный для сброса давления в экстремальных ситуациях. В любом случае перезаряд батареи может привести к полному выходу изделия из строя.

Необслуживаемая АКБ требует постоянной подзарядки. Это необходимо для поддержания в рабочем состоянии всех систем автомобиля. При должном уходе и правильной эксплуатации аккумулятор не потребует замены и прослужит положенный ему срок.

В конце хотелось бы подвести итог статьи. Мы тщательно разобрали первоначальный вопрос — как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля и теперь знаем не только подробный план, но также особенности и характеристики АКБ. Обращайте внимание на особенности вашей конкретной АКБ и соответственным образом подбирайте к ней ЗУ.

Полезное видео

В этом видео рассказывается, как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор по технологии CA/CA:

akb-power.ru

Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля

Аккумуляторная батарея (АКБ) автомобиля представляет собой особо значимый элемент устройства машины. Он является источником тока, имеющего способность запасать энергию, нужную для работы электрических элементов транспортного средства.

Его функции отвечают за:

  1. Запуск — подачу энергии стартеру, который отвечает за вращение двигателя при запуске.
  2. Выработку тока для работы электронных систем в случае недостаточной мощности генератора.
  3. Питание устройств при не заведенном автомобиле.

Характеристика необслуживаемого аккумулятора

Маркировка аккумулятора

Сегодняшний уровень технического развития дал возможность фирмам автопроизводителям использовать наиболее совершенные и качественные аккумуляторы — необслуживаемые аккумуляторные батареи.

Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля имеет характерные особенности, дающие приятную возможность потребителям уделять данной батарее минимум внимания.

Обслуживание автомобильного аккумулятора

Стоит обозначить, что необслуживаемый аккумулятор – это современный источник энергии, который в своем устройстве не предполагает и не имеет специальных отверстий для доливания воды или электролита, корпус данных батарей полностью герметичен.

С момента разработки автомобильного аккумулятора прошло более 150 лет и его базовое устройство остается без изменений для любого типа АКБ по настоящее время. Главными элементами АКБ являются: кислота и свинцовые пластины.

Конструкция аккумуляторной батареи

Современные АКБ состоят из следующих основных элементов:

  1. Пластины (гальванические элементы)
  2. Сепараторы – прослойки
  3. Полюсные выводы
  4. Герметичный корпус (моноблок)
  5. Крышка корпуса

Элементы аккумулятора

Пластины аккумулятора

В техническое устройство аккумуляторных батарей включены гальванические элементы (пластины) – химические источники электроэнергии. Их количество составляет 6 штук, они соединены друг с другом последовательно, при помощи перемычек. Один отрицательно заряженный вывод блока крепится к положительному выводу другого.

Гальванические элементы располагаются в отдельном корпусе, при этом они разделены перегородками. В своей совокупности аккумуляторы образуют батарею.

Гальванический элемент автомобильного аккумулятора относится к обратимым источникам химического тока – это означает, что цикл «заряд-разряд» можно повторять несколько раз. Он состоит из двух электродов (полублоков) разной полярности – свинцовых решетчатых пластин. Электроды располагаются в растворе серной кислоты (38 %) и дистиллированной воды. Их смесь является электролитом – веществом, способным проводить ток.

Сепараторы — прослойки

Между электродами, во избежание короткого замыкания, находится сепаратор – диэлектрическая прослойка. Сепаратор выполняет функцию изолятора, и не допускает соприкосновения электродов разной полярности, но при этом не нарушает электролитическую проводимость батареи.

Сепаратор изготовлен из пластмассы микропористой структуры, в виде конверта, надетого на гальванические элементы положительного заряда. Такой прием помогает активной массе с положительно заряженных пластин не оседать на дне моноблока и не соприкасаться с пластинами отрицательного заряда.

Разработка устройства сепаратора в форме конверта позволила фирмам производителям АКБ прийти к малообслуживаемым и необслуживаемым аккумуляторам.

Полюсные выводы

Полюсные выводы АКБ изготовлены из свинца. Их размер различается в зависимости от полярности вывода, так положительный является большим по отношению к отрицательному. Данная особенность не случайна и служит защитой от неправильного подключения элементов аккумуляторной батареи, что в свою очередь исключает потерю активных масс и помогает избежать сокращения работоспособности АКБ.

Герметичный корпус АКБ

Корпус аккумулятора (моноблок) прошел свою эволюцию от деревянного, покрытого изнутри листовым свинцом, далее – эбонита.

В 40-х гг. XX века появились первые корпуса из синтетических материалов. Современные АКБ состоят из синтетического полипропилена. К материалам моноблоков предъявляются большие требования относительно его долговечности и безопасности. Корпус рассчитан выдерживать постоянное соприкосновение химических составляющих, вибрацию и изменение температуры.

Крышка корпуса

Назначение крышки корпуса – плотное закрытие межэлементных соединений АКБ. У прежних аккумуляторов ячейками были резьбовые пробки, предназначенные для доливки электролита и отвода газа при эксплуатации аккумулятора. В конструкции необслуживаемого АКБ пробки не установлены вообще, либо плотно закрыты. Вывод газов предусмотрен при помощи центральной системы вентиляции.

Она состоит из двух частей и оборудована лабиринтом. При помощи лабиринта водяные пары образующиеся при зарядке АКБ конденсируются и стекают обратно в батарею. В крышку интегрированы центральный газоотвод и система защиты от воспламенения газов. Защита от воспламенения выполнена на выходе газоотвода из аккумулятора в виде небольшого круглого диска, она получила название — фритта. Принцип действия фритты заключён в свободном прохождении газа в атмосферу, но при воспламенении газа, препятствованию прорыву огня внутрь, чтобы не допустить взрыв аккумулятора.

Типы АКБ

Все автомобильные аккумуляторы как упоминалось ранее одинаковы по конструкции и наполнены электролитом, лишь незначительно отличаются друг от друга. Каждая модификация предназначена для достижения определённой цели в ущерб другим характеристикам.

АКБ с жидким электролитом

Представляют собой открытые системы, т.е. газ, выделяющийся при зарядке может выделяться в атмосферу. У него отличные эксплуатационные характеристики, большой срок хранения до 15 месяцев, но отсутствует защита от вытекания электролита.

АКБ Economy

Этот тип аккумулятора оптимален по стоимости и сроку службы, в нём применяется меньшее количество свинца. У него пониженная мощность холодного пуска двигателя и незначительно уменьшен срок службы (4 года или 80000 км). При этом более выгодная цена, меньшая масса и низкий ток саморазряда, который не увеличивается по мере старения батареи. Могут применяться в автомобилях с системой старт-стоп.

Усовершенствованная АКБ

Они имеют аббревиатуру EFB (Enhanced Flooded Battery) – усиленная АКБ с жидким электролитом. Конструктивно отличаются более толстой решёткой отрицательного электрода, обеспечивающей высокую стойкость к коррозии при нагрузке большим током, а также добавлением углерода в активную массу отрицательного электрода, что приводит к улучшенной способности к зарядке.

Обладает защитой от глубокого разряда и отличными эксплуатационными характеристиками, но отсутствует защита от вытекания электролита.

В его конструкции применяется пассивный перемешивающий элемент, он уменьшает расслоение электролита, т.е. образование слоёв с различной концентрацией серной кислоты, которая концентрируется в нижней части гальванических элементов, что приводит к недостаточной плотности электролита в верхней части. Это происходит при частом повторении процессов зарядки и разрядки.

АКБ AGM

Absorbent Glass Mat – стекловолокно, обладающее очень высокой впитывающей способностью. Ещё их называют рекомбинационными, применяются на автомобилях с системой старт-стоп и функцией рекуперации энергии. В таких аккумуляторах электролит адсорбирован стекловолоконным ковриком. Они представляют собой закрытую систему, т.е. все гальванические элементы изолированы от атмосферы клапанами.

Обладает защитой от вытекания, даже при повреждении корпуса батареи вероятность незначительна и составляет не более нескольких миллилитров. У них большой срок службы, отличные эксплуатационные характеристики и высокая надежность. Но, с другой стороны, обладает высокой стоимостью и более высокой чувствительностью к повышенной температуре.

Гелевые АКБ

Также существуют батареи с гелеобразным электролитом, он образуется путём добавления в него кремниевой кислоты. Представляют собой обычные свинцовые батареи. Они имеют очень малую вероятность потери электролита, высокую циклическую стойкость и сниженное газообразование. Их массовое распространение ограничивает ряд серьезных недостатков, таких как: ухудшенные пусковые свойства при низких температурах, высокая стоимость, непереносимость повышенных температур и связанная с нею непригодность к установке в подкапотном пространстве.

Устройства отключения АКБ

В схеме подключения аккумуляторной батареи для безопасности могут применяться пиропатроны или реле отключения, особенно если она располагается в салоне или в багажнике. Задача этих элементов отсоединить от батареи провод стартера и генератора в момент аварии, т.к. замыкание этих проводов может вызвать возгорание. Но электропитание бортовой сети сохраняется для обеспечения функций безопасности (аварийная сигнализация, освещение и др.)

Процессы заряда и разряда

Процесс заряда АКБ означает накопление аккумулятором электрической энергии. В исходе данного процесса электрическая энергия проходит преобразование в химическую.

Аккумуляторная батарея питается от генератора при заведенном двигателе автомобиля. Напряжение, которое вырабатывает стандартный заряженный аккумулятор во время работы, равно 12,65 В.

Процесс заряда можно описать, как переход сульфата свинца и воды, образованных при разряде АКБ в свинец, двуокись свинца и серную кислоту. При этом количество серной кислоты становится больше, плотность вещества электролита повышается.

В результате накапливается и восстанавливается химическая энергия, которая необходима в дальнейшем для выработки электроэнергии.

Процесс разряда АКБ характеризуется отдачей потребителям батареи электрической энергии. Идет обратный химический процесс – химическая энергия проходит преобразование в электрическую.

Аккумулятор подвергается процедуре разряда при наличии подключенного к нему потребителя электрического тока. В данном случае серная кислота распадается, соответственно, ее содержание в веществе электролита падает.

Протекающие химические реакции способствуют к образованию воды (Н2О). При повышенном уровне воды снижается плотность электролита.

Разряд аккумуляторной батареи приводит к появлению сульфата свинца. Такой эффект одинаков для положительного и отрицательного электродов.

Основные характеристики АКБ

Коэффициент преобразования энергии

Поступающая к батарее энергия во время заряда аккумулятора больше отдаваемой им при разряде. Превышение энергии «заряда» к энергии «разряда» основывается на необходимости покрытия затрат при протекании электрических и химических процессов.

Для полного заряда нужно 105–110 % энергии от количества расходованной ранее. Таким образом, коэффициент преобразования будет иметь значение от 1,05 до 1,10.

Емкость

Емкость АКБ пропорциональна выдаваемому ей количеству электрического тока. Единица измерения емкости—ампер-часы (А-ч).

На показатели емкости влияют разрядный ток и температура. Она имеет свойство снижаться при увеличении разрядного тока и падении температуры, в частности при значениях меньше 0 градусов.

Номинальное напряжение

Стандартное напряжение каждого элемента АКБ соответствует 2 В, а напряжение всей цепи батарей равно количеству гальванических элементов. Аккумулятор машины состоит из 6 батарей, что соответствует номинальной емкости в 12 В.

Ток холодной прокрутки

Данный показатель служит характеристикой пусковых возможностей аккумулятора при его эксплуатации в условиях низкой температуры. Этот параметр замеряется при –18 °С. Напряжение полностью заряженного АКБ не опускается ниже заданного в течение определенного количества времени. Уровень тока влияет на запуск двигателя автомобиля, так как чем выше величина тока в холодной прокрутке, тем легче двигатель будет запускаться в зимнее время года.

Напряжение

Напряжение, значение которого измерено между двумя полюсными выводами аккумулятора – напряжение на клеммах.

Напряжение газовыделения – параметр, при превышении которого в корпусе аккумулятора образуется вода. Это возникает при превышении напряжения всей батареи, максимально допустимое значение при этом 14,4 В.

Разложение воды приводит к образованию водорода и кислорода, которые в соединении образуют газ. Внимание — это взрывоопасно!

Напряжение покоя или напряжение холостого хода – состояние, когда нагрузки на выходах АКБ нет. Циклы заряда и разряда изменяют напряжение холостого хода. При восстановлении количества серной кислоты между гальваническими элементами напряжение холостого хода приходит к окончательному значению – напряжению покоя.

autoleek.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *