Для чего нужен тосол – ТОСОЛ — DRIVE2

Содержание

Мифы о ТОСОЛЕ ( или все об охлаждающей жидкости ) — DRIVE2

Миф 1. О Тосоле.

Когда вы заходите в магазин автомобильных запчастей, то можете увидеть на витрине множество различных «Тосолов», которые отличаются друг от друга этикеткой, названием, номером Технических Условий, предприятием-изготовителем. В настоящее время в России встречается более ста разновидностей таких «Тосолов». Неискушенный покупатель думает, что все эти жидкости являются тем самым Тосолом, который он знает с детства, однако это всего лишь миф. На самом деле эти «Тосолы» не имеют отношения к первоначальному, настоящему Тосолу, который выпускался в СССР и был практически единственной и очень дефицитной охлаждающей жидкостью.

Тосол (точное название — Антифриз «Тосол-А», впоследствии Антифриз «Тосол-АМ») был разработан в конце 60-х годов в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе, называвшемся ТОС (Технология Органического Синтеза). Отсюда название продукта — ТОСол — оригинальное и благозвучное. Подчеркнем, что «Тосол» — имя собственное, это название конкретного антифриза, а не термин для обозначения автомобильной охлаждающей жидкости. Тосол выпускался только на государственных предприятиях со строгим соблюдением утвержденной технологии. Он прошел многочисленные испытания на советской автомобильной технике, получил соответствующие допуски на применение и был отличной охлаждающей жидкостью, соответствующей требованиям того времени. Известно, что рекомендуемый срок эксплуатации Тосола составлял (для автомобилей того времени) один-три года или 60 тысяч километров пробега. Под него даже был разработан государственный стандарт ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», 1989 года выпуска.

Однако в 90-х годах государственные предприятия СССР по известным причинам перестали выпускать многие виды продукции, в том числе и Тосол. На их место пришли многочисленные мелкие предприятия, которые стали производить под названием Тосол совершенно другие жидкости, по другой технологии и рецептуре. Государственные научные институты тоже перестали заниматься разработкой новых охлаждающих жидкостей. Появились химики-индивидуалы, которые стали изобретать новые дешевые рецептуры и предлагать их за умеренную плату. Такие предложения встречаются до сих пор, например, от имени так называемой «ассоциации производителей Тосола». Фактически это другие, быть может, неплохие охлаждающие жидкости, но это не Тосол, а его подделки.

Примечание. Кстати, чтобы «изобрести» новую рецептуру «Тосола» необязательно быть химиком. Достаточно «надергать» какую-нибудь композицию из опубликованных патентов и для верности изготовить образец у себя на кухне. Или проще: порыться в литературе и найти готовую рецептуру, которая, правда, утратила свою актуальность и перестала быть коммерческой тайной. Так, например, отличные, но устаревшие, боратная и фосфатная рецептуры «традиционных охлаждающих жидкостей», которые вполне можно выдать за новый Тосол, опубликованы в журнале «SAE Technical Paper Series, 900804, 1990».

Широко «раскрученная» в СССР торговая марка «Тосол» не была защищена авторскими правами, поэтому любой производитель мог назвать Тосолом (и до сих пор называет) свою, совершенно другую охлаждающую жидкость. Правильное название для таких подделок — суррогат, от латинского слова «surrogatus», что означает «поставленный вместо».

В нашем языке слово «суррогат» имеет негативный оттенок. Считается, что суррогат — это не только подделка, но и подделка низкого качества. Действительно, среди подделок Тосола встречаются негодные охлаждающие жидкости, которые выводят из строя и двигатели, и радиаторы, об этом писали многие автомобильные журналы. Такие суррогаты, по моему убеждению, нанесли смертельный удар по престижу российских автомобилей. Они в разы уменьшали эксплуатационный ресурс двигателей, вообще говоря, неплохих, но мало кто связывал такое уменьшение с низким качеством охлаждающей жидкости. Кроме того, они скомпрометировали хороший продукт и торговую марку «Тосол».

Часто приходится слышать от производителей Тосолов, что слово «Тосол» в названии своей продукции они употребляют вместо слова ОЖ (ОЖ — Охлаждающая Жидкость), так как наш народ привык называть все охлаждающие жидкости Тосолом. Однако это всего лишь уловка для оправдания бесцеремонного использования чужого бренда «Тосол» при продвижении своих продаж без вложений в рекламу. Для сравнения, наш народ привык называть все копировальные аппараты «Ксероксами», а все автомобили-внедорожники «Джипами». Но никогда «Canon» не назовет свой копировальный аппарат «Ксерокс» и никогда «Ford» не назовет свой внедорожник «Джип», причем под страхом судебного разбирательства.

В 2000-годах ситуация улучшилась, но принципиально не изменилась. Под названием Тосол продолжают выпускать совершенно другие жидкости, по другим рецептурам и ТУ, по другой технологии. Такие другие жидкости должны называться ОЖ, но никак не Тосол. Оригинальный Тосол может выпускаться по ТУ 6-57-95-96 (последняя версия) и лишь при наличии лицензионного соглашения с разработчиком технологии ГосНИИОХТ. По сведениям автора, в розничной продаже такой Тосол не встречается вообще.

Справедливости ради, отметим, что отдельные экземпляры из таких Тосолов получили одобрения для использования в российских автомобилях. Списки таких «пригодных Тосолов», с указанием их производителей, вы можете найти в сервисных книжках автомобилей ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, хотя они и состоят всего из двух-трех позиций. Все остальные охлаждающие жидкости, которые не упомянуты в сервисных книжка

www.drive2.ru

Тосол и Антифриз — DRIVE2

Трудно молчать… Уж столько раз и столько мнений в очередной раз слышу. И столько разных… Сначала с терминологией.

ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ (ОЖ) — вроде и так понятно, т.е. это теплоноситель для отвода тепла. В многих (пожалуй, в большинстве, в т.ч. в автомобильных) приложениях должна быть незамерзающей, т.е. это НЕЗАМЕРЗАЮЩАЯ ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ.

«АНТИФРИЗ — от греческого «АНТИ», т.е. «ПРОТИВ» и английского «FREEZE» — «ЗАМЕРЗАТЬ» — водные растворы некоторых веществ (этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и др.), не замерзающие при низких температурах. Применяются в системах охлаждения автомоб., авиац. и тракторных двигателей при температурах окружающего воздуха от -75 до 0 град С» — ПРИВОЖУ ДОСЛОВНО из СЭС.

Другими словами, «АНТИФРИЗ» — это НЕЗАМЕРЗАЮЩАЯ (охлаждающая) жидкость, только по-английски. НИКАКОЙ_ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ_РАЗНИЦЫ между этими названиями НЕТ. Это разные (русское и иностранное) названия одного предмета, как, например, «проигрыватель» и «плейер», «морозильник» и «рефрижератор» и др. Сравнения, может и не самые удачные. К тому же постепенно у этих разных названий одного предмета постепенно появляются разные оттенки в применениях.

Охлаждающие Жидкости (ОЖ), АНТИФРИЗЫ могут производиться разными фирмами под различными собственными (т.е. названием фирмы-производителя) или коммерческими названиями.

ТОСОЛ. Появился в Советском Союзе вместе с ВАЗом. Для нового а/м (с новыми материалами в системе охлаждения) потребовался антифриз с лучшими (чем выпускались антифризы на тот момент), свойствами. Такой антифриз был создан В Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии сотрудниками отдела «ТОС» («ТОС» — сокращенно — технология органического синтеза), откуда и произошло название «Т_О_С_ол». Более полная история приведена ниже. В СССР ТОСОЛ стал что-то вроде торговой марки или коммерческого названия. Хотя правильнее было бы сказать, что это был некий стандарт АНТИФРИЗА, поскольку это была ОЖ с заданными составом и свойством, но выпускаемая разными предприятиями. Сегодня ТОСОЛ стал просто нарицательным названием ОЖ (также, как «ксерокс»), выпускаемым в России (или СНГ) с уровнем качества от весьма высого до откровенно бодяжного.

ПРАКТИКА. Не смотря на то, что ОЖ, АНТИФРИЗ и ТОСОЛ означают по сути одно и то же, сегодня (по УПОРНО сложившейся ОБЫВАТЕЛЬСКОЙ терминологии) стали подразумевается следующие понятия: АНТИФРИЗ — импортная ОЖ, как правило высокого качества (хотя, думаю, в нашей стране на прилавках может быть что угодно), чаще концентрированная (но может быть и готовой к употреблению). ТОСОЛ — отечественная ОЖ самого разного качества (от высококачественной ОЖ до подкрашенной воды), как правило готовой к употреблению (т.е. не требующей разбавления). АНТИФРИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ — теперь уже устаревшее (но еще живущее) обывательское понятие ОЖ, выпускавшийся для грузовых а/м (хотя сегодня в грузовики льют все ту же жидкость с самым разным составом, продающуюся под единым нарицательным названием «ТОСОЛ».)

В большинстве случаев основой для ОЖ является этиленгликоль (если не ошибаюсь, МОНОэтиленгликоля, с Ткип=197 гр.С, т.к. есть и ДИэтиленгликоль, с Ткип=245 гр.С, тоже использующийся (или использовавшийся) для антифризов). Существуют (или существовали) антифризы на других основах — глицерине, пропиленгликоле, моноэтиленгликоле и др.

ЦВЕТ ОЖ. Неоднократно читал пояснения производителей (и лично слышал это от главного технолога ОЖ «За рулем»), что цвет ОЖ (В_ОБЩЕМ_СЛУЧАЕ) НИЧЕГО_НЕ_ОЗНАЧАЕТ (!) — ни основы, ни концентрации, ни температуры замерзания, ни присадок, ни прочего. Это ПРОСТО_ОКРАСКА, чтобы, например, не спутали ОЖ со спиртом (и не выпили ОЖ !). Производители могут окрашивать ОЖ в самые разные цвета. Внутри одного производителя могут быть РАЗНЫЕ_ЦВЕТА_ДЛЯ_РАЗНЫХ_ОЖ — например, на разных основах, с разными добавками, с разными температурами (если не ошибаюсь, изначально «ТОСОЛ-А40» и «ТОСОЛ-А65» тоже имели разную окраску, хотя кроме концентрации ничем, вроде бы, не отличались). Это позволит, например, (если владелец пользуется ОЖ одного производителя) при необходимости долива использовать именно ту ОЖ, которая была залита раньше.

ОТДЕЛЬНО О КРАСНЫХ ОЖ. Неоднократно слышал, что ВСЕ_КРАСНЫЕ ОЖ принципиально созданы на другой (пропиленгликолевой) основе, хотя абсолютной уверенности у меня в этом нет (ТОЧНЫЕ данные об этом я не выискал…)

НЕКОТОРЫЕ производители добавляют в ОЖ ФЛУОРЕСЦИРУЮЩИЕ красители, которые позволяют найти утечку ОЖ с помощью УФ-источника. НАПРИМЕР, такой краситель используется в ОЖ «За рулем» — в свое время я сам покупал его для поиска утечики ОЖ в «Жигуле» моего приятеля, в результате чего утечка была быстро найдена.

Т.Е. внутри одного производителя разные цвета могут иметь определенный цвет, но в общем случае — нет. Припоминаю «авторитетные» утверждения одной дамы в форуме, что «…ЗЕЛЕНЫЕ АНТИФРИЗЫ — на основе этиленгликоля, КРАСНЫЕ — на основе глицерина, а еще КАКОГО-То цвета — на основе спирта…» Бред, как минимум, уже само разделение на «спирт» и «этиленгликоль», поскольку и этиленгликоль, и глицерин(ы) — это тоже спирты, и само слово спирт — обобщенное понятие органических веществ, содержащих гидрооксильну группу (-OH) у насыщенного атома углерода, причем гликоли — это двухатомные спирты, а глицерины — трехатомные.

Называть АНТИФРИЗОМ именно ИМПОРТНУЮ ОЖ, причем считать, что это обязательно КОНЦЕНТРАТ — некорректно. ___ Говорить, что отечественные антифризы (в т.ч. и те, что были до появления «ТОСОЛа») без антикоррозионных добавок — некорректно (это больше зависит от того, кто и как его делал). Говорить, что ТОСОЛ — это совсем не то, что АНТИФРИЗ, и его ни в коем случае нельзя заливать в иномарки (в т.ч. Тойоты) — некорректно, хотя в большинстве случаев, к сожалению, правда…

Можно ли заливать «ТОСОЛ» в Тойоту? Не сомневаюсь, что высококачественный «ТОСОЛ» можно. Не сомневаюсь, что качественный «ТОСОЛ» выпускается. Не сомневаюсь, что самый качественный «ТОСОЛ» гораздо качественнее низкокачественной импортной ОЖ (антифриза). Только как найти этот КАЧЕСТВЕННЫЙ «ТОСОЛ» среди моря бодяги? Даже будучи купленным у известного отечественного производителя, описавшего все преимущества своего «ТОСОЛА», у меня нет уверенности, что это качественный товар — в нашей стране девизом большинства производителей стал принцип «На.ать, срубить денег и свалить…» А потому для своего весьма дорогостоящего двигателя я предпочту высококачественный концентрат мирового производителя, купленный у официального поставщика…

Что касается смешивания ОЖ. Считаю, что вопрос аналогичен вопросу о смешивании моторных масел. В общем случае никто не может сказать, что произойдет при смешивании ОЖ разных производителей. Есть результаты смешивания отдельных ОЖ, результат — некоторые смеси дают осадок. Если учесть, что в экспериментах участвовало лишь мизерная часть выпускаемых ОЖ, то можно сказать, что без особой необходимости лучше ничего не смешивать. Вероятность печальных последствий хоть и небольшая, но очень уж неприятная.

В заключение приведу статью с сайта www.tosol.ru/his_opt.shtml (Еще одно подтверждение происхождения ТОСОЛа вскользь упоминается на www.autobs.ru/abs/doc/02_01_zima.shtml)

«ОТКУДА ПРИШЕЛ ТОСОЛ»
Заместитель генерального директо

www.drive2.ru

что это такое и для чего нужен? История и предназначение

Сегодня довольно часто можно услышать, как некоторые «автомобилисты» (все правильно, именно в кавычках), рассуждают, какая охлаждающая автомобильная жидкость лучше – антифриз или тосол? Эти люди сравнивают данные понятия, серьезно рассуждают о том, какая жидкость лучше, какая дешевле и т. д. Человеку знающему слышать подобные рассуждения смешно.

Вы спросите, почему? Вы также понятия не имеете, что представляет собой тосол? Тогда эта статья именно для вас!

Сразу оговоримся, что сравнивать тосол с антифризом – это практически то же, что сравнивать карася с рыбой. Так как карась – это тоже рыба, а тосол – тоже антифриз, соответственно. Так почему же эти понятия путают? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории.

Обратите внимание! По «обывательским» понятиям антифриз – это высококачественная импортная жидкость, а тосол – отечественная, притом самого различного качества (вплоть до обычной, слегка подкрашенной воды).

Дата появления тосола примерно совпадает с датой появления первого ВАЗа. До этого радиаторы в автомобилях у нас заполняли обычной водой. При сильных морозах в воду добавляли этиленгликоль, что предотвращало замерзание.

Подобная смесь была кристаллической и вязкой, вследствие чего разрыв аккумулятора исключался в принципе. А если говорить о старых автомобилях, которые, как известно, имели чугунные двигатели, то такая жидкость была безопасной еще и в плане образования ржавчины. Словом, это было идеальное решение, получившее название «антифриз», что в переводе с английского значит «против мороза».

Проблемы начались с появлением одного из самых известных советских автомобилей – ВАЗа. В его системе охлаждения присутствовали совершенно новые материалы, что вызвало необходимость в лучшем антифризе более высокого качества. Поэтому в государственном НИИ ОХТ разработали невиданную доселе охлаждающую жидкость, у которой не было коррозийных недостатков «обыкновенного» антифриза. Основную ее массу составляли неорганические соли, которые образовали на поверхности металла своего рода пленку для защиты от этиленгликоля.

Название произошло от названия отдела, занимавшегося разработкой – «ТОС» (технология органического синтеза), которое вскоре переросло в «ТОСол». Впоследствии это стало своего рода брендом, неким стандартом охлаждающей жидкости – вещество с четко регламентированными свойствами и составом, но производимое различными предприятиями.

В СССР существовало два класса «незамерзаек»:

  • тосол марки А-40 и А-65;
  • антифриз М-40 и М-65.

В первом случае вещество добывалось посредством смешивания тосола «А» с водой. Цифры, идущие после маркировки «А», указывали температуру замерзания по шкале Цельсия. Обычный антифриз, соответственно, был более низкого качества.

Название «тосол» было настолько популярным, что его потихоньку перевели в категорию нарицательных. А ввиду того что ВАЗ в те времена символизировал успешность, то и тосол считался ОЖ для элиты. Собственно, именно в те года появился другой стереотип: мол, тосол – это антифриз для «Жигулей».

Но прошло несколько десятилетий, ситуация кардинально изменилась. Теперь слово «жигули» превратилось в едва ли не ругательство, а любая вещь, относящаяся к этому автомобилю, автоматически подпадала под понятие низкопробной халтуры. Как результат – многие продавцы начали считать тосол жидкостью исключительно для «наших» (читай: плохих) машин. Кроме того, термин «тосол» начали использовать для обозначения тех марок жидкости, которые подходили для отечественных транспортных средств.

Тут можно провести аналогию с названием одного автомобиля из США, – «Джипом» – которым сегодня принято называть любой внедорожник.

Так есть ли разница между тосолом и антифризом?

Давайте еще раз напомним, что все охлаждающие автомобильные жидкости являются антифризом. Аналогичным образом карась, скумбрия или камбала (вернемся к «рыбной» аналогии) все считаются рыбой. Отличием является лишь то, что нынешние марки ОЖ так же отличаются от обыкновенной воды с добавлением этиленгликоля, как транспортные средства XXI века отличаются от прототипов передвижных экипажей.  Тем не менее, термины «тосол» и «антифриз» почему-то стали нарицательными и, честно говоря, даже синонимами «плохой» и «хорошей» жидкости для охлаждения.

И к этому разделению прибегают не только автовладельцы, но даже дилеры и посредники. Конечно, в сегодняшнем тосоле есть только присадки, которые обеспечивают минимальную устойчивость к образованию ржавчины.

Это все объяснимо и этому есть несколько причин:

  • низкая стоимость производства;
  • для ВАЗов и это сойдет;
  • «чаще покупать будут».

А вот различным маркам ОЖ, подписанным как «Антифриз», не так повезло – большая часть производителей (есть среди них и достаточно крупные) не перегружают себя какими-либо нововведениями и разработками, из-за чего в пластиковые канистры заливается тот же тосол из восьмидесятых.

При этом о принадлежности вещества к той или иной категории (лобридные, силикатные, карбоксилатные и проч.) эти самые производители почему-то умалчивают и, возможно, даже слов таких не знают.

Цвета антифриза

Если верить производителям, то он не значит ровным счетом ничего. Жидкость просто окрашивают в характерный цвет, чтобы ее, допустим, не спутали со спиртом. Цвета могут быть самыми разными и отличаются в зависимости от марки, температуры замерзания и т. д., хотя структура вещества, повторимся, при этом та же. Это скорее для удобства автовладельцев.

Все же, что покупать?

Если говорить о «серьезных» автомобилях, то для них необходимы исключительно продвинутые ОЖ. Основным индикатором такой «продвинутости» является одобрение производителей, поэтому малоизвестные торговые марки лучше обходите стороной. Но даже в таком случае никто не защищен от подделок.

Загрузка…

vodi.su

Коричневый Или Темно-синий, Какие ГОСТы, Особенности Использования и Температура Закипания, Необходимость Применения Зимой

Работа двигателя сопровождается большим тепловыделением и его охлаждение необходимо для каждого автомобиля. Снижения температуры, получаемого путем движения воздуха, будет недостаточно, и существуют специальные охлаждающие жидкости. От их качества зависит функционирование двигателя, поэтому важно выбрать нужный состав. На рынке представлены различные виды тосолов, и необходимо знать их особенности.

Различные марки тосола

Охлаждающая жидкость

Для охлаждения двигателя нужна жидкость с модифицированными показателями замерзания и кипения. Такие особенности позволяют использовать транспортное средство в условиях суровой зимы или аномального лета. В разговорной лексике все виды охлаждающих жидкостей называют тосолом или антифризом. В этих названиях кроются огромные различия в составе, что отражается на их эксплуатационных качествах.

Тосол, как и антифриз маркируется производителями не только по характеристикам, но и окрасом. Эти особенности нужны для визуального отличия разных по составу жидкостей. Так, цвет тосола может быть синий или красный, а антифриз имеет гораздо больше оттенков. Для правильного понимания их свойств следует изучить состав хладагента.

Заливка тосола

Что такое тосол и антифриз

До появления охлаждающих жидкостей в качестве охладителя применялась вода. Её закипание или замерзание в системе затрудняло использование машины, и автомобильная промышленность требовала более эффективного решения. Основой охлаждающей жидкости является раствор этиленгликоля с дистиллированной водой. В качестве присадок используются органические вещества или сложные химические соединения. За счёт таких добавок и достигаются различные свойства охлаждающей жидкости.

Тосол стал первой охлаждающей жидкостью, которая была доступна в широкой продаже. Топливная система автомобиля требовала качественного охлаждения, и вода плохо подходила по своим физико-химическим характеристикам. Применение жидкости на основе этиленгликоля значительно упростило эксплуатацию машины. Низкий порог замерзания был важен в условиях суровой зимы, и тосол предоставил возможность почувствовать все преимущества хорошего охлаждения.

Применение тосола

Тосол – разрабатывался в СССР для отечественных автомобилей. Во время его выпуска понятие антифриз на рынке автохимии не существовало. Было создано несколько видов тосола, которые имели различный порог замерзания. Кроме того, цветовые маркеры позволяли быстро обнаружить течь или изменение свойств жидкости. Тосол не являлся отдельным продуктом и входил в группу антифризов первого поколения. Сегодня существует всего два вида таких растворов:

  • Тосол 40 – имеет синий окрас и замерзает при температуре – 40;
  • Тосол 65 – жидкость красного цвета, которая выдерживает морозы до -65.

Канистры тосола разного объема

В обоих растворах используется одинаковый химический состав, и различия между ними заключается в концентрации спирта. Разница в цвете служит только для выделения значений температурного порога.

Применение антифриза

Антифриз – представляет собой целую группу охлаждающих жидкостей, разрабатываемых крупными зарубежными компаниями. Такой состав отличается от воды не только изменённым порогом замерзания и точкой кипения. Температурное расширения при воздействии холода у антифриза составляет 1,5%, в то время как вода имеет 9%. Жидкости на основе этиленгликоля получили наибольшее распространение, а добавление присадок помогло значительно улучшить их свойства.

Нормирование охлаждающих жидкостей производится на основании ГОСТ 28084-89, но его требования не регламентируют состав и количество присадок. В большинстве стран есть собственные государственные нормативы, и производство антифризов, выполняется на основе их рекомендаций. Кроме существования ГОСТов, используют различные ТУ, на основании которых указываются температурные пределы.

Маркировка тосола

Охлаждающая жидкость давно известна большинству водителей. Кроме знакомой всем маркировки, информирующей о температуре замерзания тосола, существует и буквенный код. Такое разделение даёт возможность получить более полную информацию о составе охлаждающей жидкости. Существует всего три вида такого обозначения:

  • А – охлаждающая жидкость полностью готова к заливке в автомобиль и не требует изменения в своём составе;
  • М – модернизированный состав в который включены ингибиторы, предотвращающие появление ржавчины;
  • К – концентрат из которого самостоятельно приготавливается охлаждающая жидкость путём добавления дистиллированной воды.

Именно после этой маркировки указывается температура замерзания, назначение и состав. Такое обозначение идет вразрез с требованиями ГОСТ 28084-89, который допускает только маркирование готового раствора или концентрата. Следовательно, тосол, изготовленный по этим требованиям, не имеет категории «М» в наименовании. Использование в производстве ТУ, напротив, не запрещает такого обозначения.

Маркировка на канистрах тосола

Влияние тосола на систему охлаждения

Тосол хорошо сочетается со всеми хладагентами, имеющими присадки минерального типа. Такая особенность позволяет использовать любые отечественные охлаждающие жидкости, а также импортные аналоги, имеющие обозначение G11. При правильной плотности коррозионное воздействие будет минимальным, но снижение таких показателей приведет к быстрому загрязнению тосола от контакта с металлическими деталями.

Сильный нагрев не способен принести вреда охлаждающей жидкости, но имеет пагубное действие на конструктивные элементы. Так, размягчение резиновых патрубков, способно привести к утечке тосола, что потребует необходимости восполнить утраченный объём. Следует помнить, что заливать чистый концентрат категорически запрещено, и такие действия могут заморозить двигатель.

Тосол марки "Люкс"

Совместимость тосола и антифриза

Содержание охлаждающей жидкости может снизиться в результате потери герметичности в системе или физического испарения воды. Благодаря использованию красящих веществ такая протечка видна сразу, но подобная ситуация будет требовать восполнения антифриза. В зависимости от того, какой тип охлаждающей жидкости используется в машине, можно подобрать равнозначную замену. Антифризы имеют маркировку от G11 до G13, причём их отличия довольно существенны.

Если с заменой и добавлением тосола всё понятно, то антифризы вызывают немало вопросов. Совместимость охлаждающей жидкости в основном зависит от типа используемых присадок и непродуманное смешение способно привести их в негодность. При несовместимости хладагентов будет правильным долить дистиллированной воды, что избавит от необходимости промывки всей системы. Если тосол рекомендуется ГОСТами и ТУ, то антифриз имеет нормирование страны изготовителя. Для правильной работы системы охлаждения следует знать всё о совместимости таких продуктов.

Добавление воды в тосол или антифриз

Изменение концентрации раствора, путём отклонения его показателей от допустимых, способно причинить вред системе охлаждения автомобиля. Расчётная плотность тосола и антифриза будет повышаться при испарении влаги. В таком случае добавление дистиллированной воды поможет восстановить свойства хладагента, но подобная мера недопустима при разгерметизации системы охлаждения и утечке тосола.

Добавление воды в сбалансированный производителем, охлаждающий раствор изменит его характеристики. Температура кипения и замерзания антифриза имеет точно рассчитанные показатели. Такие действия способны привести к перегреву двигателя, а замерзание жидкости будет причиной течи в радиаторе. Добавление воды обоснованно только в случае её испарения. Причем для выполнения такой операции следует слить охлаждающую жидкость, произвести смешивание и только затем залить её обратно.

Вода и охлаждающая жидкость

Определение качества тосола

Хотя подделывать тосол из-за его небольшой цены не совсем выгодно, такие случаи далеко не исключение. Первое, на что следует обратить внимание, — это цвет. Жидкость должна быть синего цвета, и такой окрас не может влиять на её прозрачность. Марка А-65 имеет красный цвет, но специфический температурный режим делает её менее популярной. Тара производителя всегда имеет хороший внешний вид и на ней недопустимы перекосы этикетки или некачественно запаянная крышка.

При малейших сомнениях будет нелишним попросить у продавца сертификат соответствия. Хотя подобная процедура необязательна, все производители предпочитают добровольно пройти сертификацию. Если таких документов не существует, лучше забыть о сомнительной жидкости и приобрести продукцию проверенного поставщика.

Тосол высокого качества

Защита радиатора и охлаждающей системы

Современная автомобильная промышленность в производстве отдаёт предпочтение лёгким металлам. Использование алюминия плохо сочетается с охлаждающими жидкостями типа тосола. Его главным недостатком считается невозможности построения защитной оболочки при высоких температурах. Именно поэтому большинство производителей рекомендуют в качестве хладагента стали использовать антифриз G12 или более старшие поколения. Карбоксилатные составы благодаря присадкам, напротив создают алюминию щадящие условия, и предотвращают окисление.

Для продолжительной работы системы охлаждения следует соблюдать такие правила:

  • Для доливки использовать антифриз того же производителя;
  • Не смешивать антифриз разного химического состава и поколения;
  • Недоливать слишком много воды при испарении антифриза;
  • При выработке тосола промыть всю систему охлаждения.

Единого стандарта для замены тосола не существует и при выполнении таких операций следует больше уделять внимания техническим условиям, чем ГОСТу. Хороший антифриз выпускается под разными брендами, а его замена не доставит сложностей даже новичку.

Выбор охлаждающей жидкости и её замена

Появление на рынке антифризов последнего поколения с практически пожизненной гарантией внесли новшества в производство транспортных средств. К примеру, Volkswagen и General Motors не требуют замены хладагента в течение всего периода эксплуатации. Владельцам старых машин следует основывать свой выбор на рекомендациях производителя. Для обладателя далеко не новой техники вряд ли будет практично заменять привычный тосол на антифриз G13, цена которого в десятки раз выше.

Заливка хладагента

Замена охлаждающей жидкости может быть плановой или досрочной. Попадание выхлопных газов через неисправную прокладку головки блока или подсос воздуха в месте разгерметизации приведёт к интенсивному старению жидкости. Так, коричневый тосол или его темно-бурый цвет будут свидетельствовать о наличии ржавчины в системе. Для проверки качества антифриза можно измерить плотность раствора. Так, показатели в пределах 1,06-1,090 считаются оптимальными для хладагента. Обслуживание системы охлаждения автомобиля не представляет сложностей и элементарные знания видов антифриза помогут избежать проблем в дороге.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

Для чего нужна охлаждающая жидкость?


ТОСОЛ — это жидкость, которую Вы заливаете в радиатор автомобиля, то есть используете в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. В отличие от воды, охлаждающая жидкость не замерзает до -40°С -65°С, температура его кипения  выше — + 108°С, а также данная жидкость обладает антикорозийными  и смазывающими свойствами.

 

Как сказано выше, основная задача системы охлаждения — охлаждать двигатель. Это так, но не совсем. Точнее сказать — поддерживать рабочую температуру двигателя, которая составляет 90— 110°С. Ведь на начальном этапе работы, особенно зимой, двигателю необходимо и согреться.

Основным рабочим элементом системы охлаждения является охлаждающая жидкость — тосол или антифриз.

Рассмотрим жидкостную систему охлаждения. Раньше в качестве жидкости в систему заливалась вода. Это было не совсем удобно. Зимой, перед длительной стоянкой автомобиля на морозе, воду надо было сливать из системы. К тому же температура закипания воды невысока. А, как известно, при закипании жидкости двигатель останавливается, так как возможен его перегрев и выход из строя.

В современных системах охлаждения двигателей применяют антифризы. Это — смесь воды и специального химического вещества — этиленгликоля. Температура замерзания таких жидкостей до — 40°С-65°С. К тому же у них выше температура кипения. Антифризы в своем составе имеют также смазывающие и антикоррозионные присадки. На рисунке можно увидеть общую схему жидкостной системы охлаждения:

 

Общая схема системы охлаждения:
1. Венилятор отопителя; 2. Радиатор отопителя; 3. Рубашка охлаждения; 4. Насос охлаждающей жидкости; 5. Датчик вентилятора; 6. Радиатор; 7. Термостат; 8. Вентилятор; 9. Расширительный бачок.

Жидкость в системе при работе двигателя всегда находится в движении. Это движение создает водяной насос (название осталось еще старое), который постоянно вращается.

Основные узлы системы охлаждения — это радиатор и так называемая рубашка охлаждения. Рубашка охлаждения — это целая сеть каналов в двигателе. Они, как рубашка, действительно окутывают цилиндры двигателя. Жидкость, циркулирующая по этим каналам, отводит образующееся при работе двигателя тепло от цилиндров.

Как Вы уже знаете, самая горячая деталь двигателя — это цилиндры. Еще бы, ведь в них сгорает рабочая смесь, выделяя при этом много тепла. Вот их-то и надо охлаждать в первую очередь. Дальше жидкость омывает все остальные нагретые детали, которые отдают ей свое тепло. Горячая охлаждающая жидкость по шлангу поступает в радиатор. Радиатор представляет собой две емкости — верхние и нижние бачки, между которыми находится множество тонких трубочек. Потоки жидкости, разделяясь на множество ручейков, проходят по этим трубочкам и охлаждаются. Тепло через тонкие стенки трубочек переходит в окружающую среду. Радиатор, как правило, расположен в передней части автомобиля и интенсивно обдувается встречным потоком воздуха. Если этого потока не хватает, то на помощь приходит вентилятор, расположенный за радиатором. При достижении двигателем предельной температуры специальный датчик включает вентилятор, который обдувает радиатор, охлаждая жидкость. Температура жидкости падает, и вентилятор выключается. Охлажденная жидкость поступает в водяной насос — круг замыкается.

Но если Вы помните, в начале рассказа о системе охлаждения мы сделали акцент на том, что система охлаждения не только охлаждает двигатель. Чтобы холодный двигатель быстрее нагрелся, специальное устройство — термостат перекрывает жидкости путь к радиатору и открывает его только тогда, когда двигатель достигнет своей рабочей температуры.

С нами не закипите и не замёрзнете!

www.ackona.ru

Тосол или антифриз: разница. Тосол, антифриз

Большинство автолюбителей не задумываясь заливают любую понравившеюся охлаждающую жидкость в радиатор. Однако некоторое количество из них все-таки интересуется тем, что такое тосол и антифриз. Но еще более интересует данную группу автовладельцев вопрос о том, какая разница существует между этими охлаждающими жидкостями и каково отличие тосола от антифриза? Что выбирают в России? В нашей стране особой популярностью среди охлаждающих жидкостей у водителей пользуются тосол или антифриз. Разница между данными жидкостями заключается в итоговом воздействии на систему охлаждения и на двигатель в общем. Зато в основных функциях эти продукты имеют одинаковое значение.

Охлаждающая жидкость антифриз

Тосол является первым представителем антифриза. То есть тосол — это жидкость, которая предназначена для охлаждения двигателя в летний период, предотвращая тем самым его перегрев. В зимнее время, благодаря присадкам, он не замерзает, позволяя запускаться двигателю при установленных температурах.

Состав, как правило, изготавливается из этиленгликоля, в процессе создания к которому добавляет некоторое количество присадок. При этом, в зависимости от производителя, набор присадок значительно отличается. Присадки в тосоле призваны защищать двигатель от коррозии, а также производить очищение системы от посторонних веществ. Тосол, характеристики которого могут быть известны многим водителям, производится с давних времен, именно в нашей стране. Из чего он состоит? В состав тосола и антифриза могут входить различные элементы. Например, тосол состоит из некоторого количества неорганических кислот. Это нитраты, силикаты, нитриты, фосфаты и амины. Например, если на тосоле имеется буквенная маркировка, то это означает, что он предназначен для автомобилей. Имеющиеся цифры говорят о температуре, при которой тосол начинает замерзать. Стоит помнить, что плотность жидкости должна составлять 1.08 на 1 см куб.

Сроки замены

Данный вопрос наиболее актуален для начинающих водителей. Стоит отметить, что примерно через 30-40 тысяч километров пробега тосол начинает терять свои свойства, поэтому замена жидкости необходима один-два раза в год. Помимо пробега, на замену жидкости влияет ее цвет. Например, появление рыжеватости говорит о необходимости срочной замены. Также об этом свидетельствует и появление посторонних резких запахов из расширительного бачка. Нормальная жидкость должна быть без резкого запаха, а на ощупь хороший тосол всегда скользкий и маслянистый.

Если производится замена его, то перед заливкой новой жидкости нужно промыть систему охлаждения двигателя с помощью специальных средств. После чистящего средства производится промывка водой. Желательно произвести промывку несколько раз, и только после этого нужно залить новый тосол.

Выбор

Жидкость (тосол) не будет стоить очень дешево, именно поэтому при покупке в первую очередь нужно обращать внимание на цену за 5-литровую канистру. Помимо этого, продукт низкого качества может продаваться в канистрах без маркировок.

Чтобы уберечь себя от подделки, нужно опираться на некоторые факторы:
  • Тосол покупается непосредственно под конкретную марку, так как из-за неправильной жидкости может снизиться ресурс двигателя.
  • Покупать жидкость нужно в крупных специализированных магазинах.
  • На упаковке должны указываться контактные данные производителя.
  • Если проверять тосол с помощью лакмуса, то на бумаге (если это качественный продукт) должен быть слегка зеленоватый оттенок.

Стоит помнить, что если в тосол регулярно добавляется дистиллированная вода, через год необходимо произвести замену жидкости в системе охлаждения.

Что же такое антифриз?

Он представляет собой охлаждающую жидкость с набором различных свойств. По своему составу антифриз также включает этиленгликоль, однако, наряду с данным веществом, в жидкость стали добавлять дополнительные химвещества. Полученный в результате продукт получил свое название. Продукт имеет заграничное происхождение и характерное имя «антифриз».

Характеристики иностранной жидкости

Характерными особенностями антифриза является высокая температура кипения и выдерживание низких температур. Закипает антифриз при температуре примерно в 180 градусов. Морозостойкость определяется наличием присадок, потому что не для всех регионов необходима жидкость, которая прекрасно охлаждает двигатель в жару и быстро набирает рабочую температуру в холода. В среднем антифриз замерзает при температурах ниже -45 градусов. Стоит отметить, что при замерзании антифриз может максимум расшириться только на 1,5%, что является весьма приемлемым результатом.

Если смотреть на состав с химической точки зрения, то антифриз представляет собой жидкость на основе дистиллированной воды и этиленгликоля, в которую впоследствии добавили спирты и глицерин. Как отличить тосол от антифриза? В настоящее время возможно приобрести антифриз различных цветов. Тосол же продается только синим.

Покупка антифриза

В настоящее время рынок охлаждающих жидкостей заполнен различными видами антифриза. Купить можно любой. Однако при покупке антифриза необходимо опираться на самое главное правило: следует приобретать антифриз только той маркировки, которую рекомендует завод изготовитель ТС. В противном случае очень быстро могут начаться проблемы с автомобилем, вплоть до перегрева двигателя.

Стоит отметить, что в настоящее время некоторые производители стали использовать вместо этиленгликоля метанол, который разрушает сплавы из алюминия. Поэтому необходимо покупать товар в специализированных центрах, попросив предоставить при покупке соответствующий сертификат.

Замена антифриза

Производителями антифриза утверждено, что можно эксплуатировать транспортное средство до пробега в 100 тысяч километров. Стоит учесть тот факт, что в нашей стране на двигатель оказывают непосредственное влияние климатические условия. Именно поэтому замену антифриза лучше всего производить через 40 тысяч километров. Многие специалисты упросят автовладельцев производить замену жидкости через каждый год эксплуатации, даже если пробег при этом минимален.

Особенности антифриза

При эксплуатации ТС и использовании в системе охлаждения антифриза необходимо четко знать его маркировку. Данные знания необходимые в первую очередь для того, чтобы при необходимости доливать именно такой же антифриз. Изготовителями не рекомендовано производить смешивание антифризов различных цветов, так как это может повлиять на их состав и приведет к разрушению некоторых узлов двигателя. Состав тосола и антифриза отличается не только по добавкам. Его различают по используемым красителям.

В итоге, рассмотрев обе жидкости, многие автолюбители теперь зададутся вопросом «что выбрать: тосол или антифриз». Разница между жидкостями будет рассмотрена далее.

Отличия

На первый взгляд это абсолютно идентичные продукты. Но отличие тосола от антифриза заключается как раз в используемых при производстве добавках. Помимо этого, о характеристиках той или иной жидкости может подсказать автолюбителю цвет. Качество срока службы напрямую зависит от используемых компонентов. Например, в состав тосола и антифриза входят присадки. Основное отличие — для отечественной жидкости используется неорганика, а для антифриза – органические вещества. Именно из-за этого температуры кипения жидкостей немного отличается друг от друга.

Стоит рассмотреть основные особенности работы двигателя при использовании тосола или антифриза. Если в систему охлаждения залит тосол, то во всей системе образуется антикоррозийная корка. В результате происходит ухудшенная передача тепла от металла. Главным итогом использования плохого тосола со временем станет выход из строя двигателя. При этом в процессе эксплуатации наблюдается увеличенный расход топлива. Как говорилось ранее, тосол быстро теряет свои основные свойства, а также при длительном воздействии высоких температур происходит ухудшение всего состава присадок. Если температура двигателя будет постоянно держаться в диапазоне 105 градусов и более, то разрушение агрегата при использовании тосола произойдет намного быстрее. Если говорить об антифризе, то данная жидкость более долговечна. При этом антикоррозийный слой будет образовываться только на самых проблемных участках в системе охлаждения, что, несомненно, продлит срок службы силового агрегата. По времени замены тосол также уступает иностранному продукту. В итоге автовладелец сам выбирает, что ему заливать — тосол или антифриз. Разница, как правило, заключается не только в добавках, но и в цене.

Заключение

Стоит отметить тот факт, что многие развитые страны уже отказались от использования тосола. В первую очередь это связано с тем, что технология производства сильно устарела и отстала от времени. В итоге производимый в настоящее время тосол становится малоэффективным при защите двигателя от перегрева, коррозии и других случаев.

При изготовлении антифриза используются более современные технологии, благодаря чему он активнее защищает двигатель от коррозии. Антифриз, по сравнению с тосолом, стоит гораздо дороже, а для многих цена – решающий фактор. Однако экономия на охлаждающей жидкости может сыграть с водителем злую шутку.

При покупке не стоит обращать внимание, какого цвета тосол или антифриз. Разница между жидкостями состоит в их технических характеристиках. О которых, кстати, теперь известно многим автолюбителям. Благодаря данной статье каждый автовладелец, слегка разбирающийся в автомобилях, сможет понять, как отличить тосол от антифриза.

fb.ru

Зачем нужна охлаждающая жидкость 🚩 Авто 🚩 Другое

Автор КакПросто!

Радиаторная или охлаждающая жидкость, хладагент, антифриз — все это названия очень важной и необходимой любому автомобилисту жидкости. Она не замерзает до -40оС-60оС, имеет температуру кипения выше 108оС и выполняет целый ряд функций, необходимых для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии.

Статьи по теме:

Инструкция

Охлаждение двигателя автомобиля — одна из основных функций радиаторной жидкости. Тосол или антифриз поддерживают рабочую температуру двигателя, которая составляет 90-110оС выше нуля, тем самым не давая ему перегреваться. Низкая температура поддерживается с помощью радиатора — набора охлаждающих трубок.

Обогрев водителя в холодную погоду. При работе охлаждающей системы, одним из главных элементов которой является радиаторная жидкость, выделяется тепло, которое поступает в пассажирский салон и обогревает находящихся в нем людей.

Защита системы охлаждения от кавитации, коррозии, а также вредного воздействия нитритов и фосфатов, которые содержатся в воде. Кроме того, охлаждающая жидкость является защитным средством от набухания резиновых элементов системы охлаждения, а также способствует поддержанию их эластичности.

Охлаждающая жидкость обладает также смазывающими свойствами. Причем, предположения о том, что в антифриз или тосол для придания смазывающих свойств добавляют специальные присадки, неверны. Такие свойства осуществляются за счет маслянистой консистенции ее основных компонентов — этиленгликоля или пропиленгликоля.

Антифриз или тосол обладает высокой гигроскопичностью. Данное свойство означает способность охлаждающей жидкости впитывать воду. С течением времени тосол или антифриз, находящиеся в системе охлаждения двигателя автомобиля, разбавляются водой и теряют свои полезные свойства. Однако для того, чтобы охлаждающая жидкость выполняла все свои функции и обеспечивала бесперебойное функционирование автомобиля в любую погоду, ее необходимо менять не реже 1 раза в 2 года или после определенного пробега, по рекомендации производителя автомобиля.

Обратите внимание

Ошибочным является представление о том, что цвет антифриза или тосола говорит об их качестве. Изначально охлаждающая жидкость бесцветна. Добавление в нее красителей является всего лишь маркетинговым ходом фирм-производителей. Это обеспечивает своеобразную индивидуальность той или иной жидкости.

Кроме того, стоит отметить, что охлаждающие жидкости не стоит смешивать. Это может привести к сбоям в работе охлаждающей системы автомобиля.

Полезный совет

Для обеспечения надежного функционирования охлаждающей системы автомобиля необходимо:
— осуществлять регулярный контроль за уровнем охлаждающей жидкости в бачке;
— регулярно осматривать места соединения жидкостных патрубков;
— следить за температурным режимом двигателя;
— уделять внимание герметичности пробки радиатора;
— осуществлять замену охлаждающей жидкости и промывать охлаждающую систему автомобиля.

Источники:

  • Выбор охлаждающей жидкости и ее основные свойства. в 2018
  • Ответы на часто задаваемые вопросы. в 2018

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о