Изготовление шатунов – —

Изготовление шатунов — Энциклопедия по машиностроению XXL

На фиг. 319—324 приведены рабочие чертежи деталей машин. На фиг. 324 показан рабочий чертеж штампованного шатуна трактора. На этом чертеже имеются необходимые для изготовления шатуна технологические надписи, а у размеров указаны числовые величины предельных отклонений по системе допусков и посадок.  [c.128]

Основным материалом для изготовления шатунов являются высококачественные тер-  [c.121]

Для изготовления шатунных болтов двигателей внутреннего сгорания должна быть применена высококачественная сталь. Марка стали назначается по указанию завода-изготовителя, а при отсутствии этих данных — в соответствии с типом и напряжённостью работы двигателя.  [c.379]


В правилах технической эксплоатации установок с двигателями внутреннего сгорания рекомендуются следующие марки сталей для изготовления шатунных болтов  [c.379]

Коленчатый вал (рис. 184) изготавливают из стальных поковок или отливают из высокопрочного чугуна. Шатунные шейки в стальных коленчатых валах после механической обработки термически обрабатывают для придания им соответствующей твердости, затем шлифуют в установленный размер и получают требуемую чистоту поверхности. В валах, отлитых из высокопрочного чугуна, шейки шлифуют и полируют. Точность изготовления шатунных шеек очень высока. В коленчатом валу поршневого компрессора имеются коренные шейки 7 и 11, вращающиеся в подщипниках 5 (подшипники являются опорами вала), шатунные шейки 4 и 10, на которые  

[c.271]

Какие марки металла идут для изготовления шатунов и шатунных болтов Какую документацию выдают при отпуске этих деталей потребителю  [c.111]

В металл, применяемый для изготовления шатунов мощных двигателей, иногда вводят молибден (до 0,4%) или ванадий (до 0,15%) для повышения прочности и вязкости.  [c.60]

Заготовку после нагрева до температуры начала ковки штампуют в спаренном одноручьевом открытом штампе, установленном на штамповочном молоте с массой падающих частей 1,2 т. При этом методе штамповки, заменившем изготовление шатуна в многоручьевом штампе из сортового проката, значительно увеличилась производительность молота, улучшилось качество поковок и сократился расход металла. Штамповка одной детали в многоручьевом штампе длилась 22—24 секунды и требовала 25 ударов молота, а при штамповке из фасонной прокатной заготовки продолжительность штамповки стала 12—14 секунд и завершается она  

[c.276]

Особое внимание при изготовлении шатунов обращается на параллельность осей поршневой и шатунных головок, перпендикулярность их стержню, на точность и чистоту обработки рабочей поверхности вкладышей и на расточку постелей для них в кривошипной головке. Благодаря этому выдерживается точная цилиндрическая форма подшипника и равномерный зазор по окружности, что является весьма важным для получения жидкостного трения и для обеспечения при соблюдении ряда дополнительных условий минимального износа подшипников и шеек вала.  

[c.102]

Выбрать сталь для изготовления шатунов обоих типов, привести химический состав, режим термической обработки, микроструктуру и механические свойства в готовом изделии.  [c.379]


Материалом для изготовления шатунов служат конструкционные стали 40, 45, ЗОХ и др.  [c.208]

Назначение. Для изготовления шатунов и коленчатых валов дизелей Л бО, М3 и М4 методом горячей обработки.  [c.319]

Перспективно использование порошков титана и его сплавов для изготовления тяжелонагруженных деталей. Высокие механические свойства порошковых изделий на основе титана (ов — = 650- -900 МПа, б = 8-ь16 %) позволили применить их для изготовления шатунов автомобильных двигателей. Это дало возможность существенно уменьшить массу, снизить инерционные силы и повысить мощность двигателя. Из порошков титана организовано серийное производство деталей типа втулок, крышек, труб, для химического и пищевого машиностроения, приборостроения и др.  

[c.254]

На фиг. 78, в представлен штамп для изготовления шатуна. Протяжной ручей 8 штампа предназначен для предварительного уменьшения сечения обычно он расположен в левой стороне  [c.235]

Вследствие наличия значительных переменных нагрузок для изготовления шатуна следует применять материалы с высоким пределом выносливости.  [c.97]

Баббит Б83 применяют для изготовления шатунного и коренных подшипников  

[c.77]

В. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШАТУНОВ  [c.236]

МАТЕРИАЛ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШАТУНОВ  [c.219]

Основным материалом для изготовления шатунов авиационных двигателей являются хромоникелевые стали (см. табл. б).  [c.219]

Вес штампованной заготовки шатуна превышает вес изготовленного шатуна в 2—3 раза.  [c.219]

Допустим, что он имеет первичные ошибки АК — изготовления кривошипа длиной А1 — изготовления шатуна длиной /  [c.49]

В марку углеродистой качественной конструкционной стали входят цифры 05, 10, 15, 20, 25 и т. д. до 70, которые выражают содержание углерода в сотых долях процента. Из стали 05, 10 изготовляют листы, другие виды проката, идущего на изготовление деталей гибкой или штамповкой. Сталь 15, 20, 25 используют для изготовления крепежных изделий, несущих повышенную нагрузку, сталь 35, 45, 50 — особо прочных валов, коленчатых валов, шатунов и других сильно нагруженных деталей. Из стали марок 60, 65, 70 изготавливают пружины, рессоры и другие детали, которые должны отличаться упругостью. Пример обозначения Сталь 45 ГОСТ 1050—74 .  

[c.286]

К точности изготовления элементов шатунов предъявляются следующие требования-  [c.424]

Сталь 20Х применяют при изготовлении шатунов, валика кардана, корпуса золотниковой коробки, золотников, штоков нульуста-новителя и гидроусилителя, а также зубчатых колес шестеренного насоса.  [c.426]

Для изготовления деталей повышенного класса точности рекомендуются соответствующей точности токарно-винторезные станки. Изготовление валов целесообразно вести с применением высокопроизводительных полуавтоматов специальной конструкции. При обработке блоков используются агрегатные станки для сверления отверстий (рис. 15.1) модернизированные вертикально-сверлильные станки с многошииндельными головками для одновременной притирки отверстий (рис. 15.2), станки групповой притирки и доводки торцовых поверхностей (рис. 15.3) и другое высокопроизводительное оборудование. При изготовлении шатунов и валиков карданов применяют высадку головок в штампах на эксцентриковых прессах с предварительным нагревом на электроконтактной установке.  

[c.471]

Материалом для изготовления шатунов чаще всего являются углеродистая сталь с пределов прочности 50 кПмл1 согласно SN 41 1.500, SN 41 1600, углеродистая качественная сталь— SN 41 2040, SN 41 2050, SN 41 2060 или легированная сталь с пределом прочности = 70 1 0 кГ/мм- и с пpeдeлo i текучести  [c.572]

Шатуп подвержен воздействию переменных по величине газовых сил, действующих вдоль шатуна, а также переменных по величине и направлению инерционных сил, нагружающих шатун как в продольном, так и в поперечном направлении. Материал шатуна работает на усталость. Для изготовления шатунов обычно применяются стали 40, 45, 40X и 40ХН Шатуны мало-напряженных двигателей делают из Ст.5 для изготовления очень напряженных шатунов иногда применяют сталь 18Х2Н4ВА. Конструкция шатуна зависит  

[c.279]

Шатунные болты или шпильки нагружаются усилием затяжки и дополнительной переменной силой, вызываемой силами инерции поступательно движущихся масс. Штифтовое сочленение нагружено силами инерции, заставляющими штифты работать на срез. Для изготовления шатунных болтов применяют следующие стали 40, 40Х, 20ХНЗА, 37ХНЗА и др.  [c.286]

Методом электрошлакового переплава получают высококачественные высоколегированные стали типа 18Х2Н4МА для изготовления шатунов и коленчатых валов дизелей (с. 319), шарикоподшипниковую сталь ШХ15СГ для изготовления крупногабаритных подшипников подвижного железнодорожного состава (с. 324). ЭШП применяется в производстве быстрорежущей стали. Уменьшение величины карбидов и карбидной ликвации приводит к повышению стойкости режущего инструмента.  

[c.312]

Разъемных головок следует по возможности избегать по причине их дороговизны и бесполезности. Если головка шатуна вилкообразная, то цапфа или укре-гмяется в вилке с обеих сторон (фиг. 208), или же вилка снабжена подшипниками (фиг. 210, вверху, вилкообразная головка судовых машин), что значительно удорожает изготовление шатуна, но зато уменьшает строительную длину машины (см.. рейцкопфы , фиг. 195)  [c.411]

Г. Е. Мажарова и Б. Б. Чечулин исследовали [119, с. 42] технологические особенности процесса изготовления шатунов дизельных двигателей из сплавов титана ВТ5 и ВТЗ-1. Показана возможность изготовления титановых шатунов на промышленном оборудовании, применяемом для штамповки стальных заготовок. При этом отмечено, что замена стали 45Г17103 титаном марки ВТБ позволяет не только получить пригодные для двигателей детали, но и повысить в 6—10 раз производительность ковочного оборудования, уменьшить на 10—15% расход металла, идущего в облой, улучшить условия механической обработки. Использование сплава ВТЗ-1 не приводит к росту производительности и заметному снижению расхода металла, однако механические свойства полученных шатунов несколько лучше. Данные измерений механических свойств титановых заготовок дизельных шатунов в совокупности с результатами изучения микроструктуры металла и экономики П роцеоса позволили авторам [119, с. 42] сделать вывод о целесообразности внедрения титана в производство автомобильных и дизельных шатунов.  

[c.111]

Для изготовления шатунов быстроходных двигателей и компрессоров применяют углеродистые стали марок 35, 45, легированные стали марок 40Х, 38ХА, химический состав и механические свойства которых приведены в табл. 33 и 34.  [c.118]

При изготовлении шатунных болтов пз легированных сталей обязательна термическая обработка, в результате которой достигается предел прочности до 90 кПмм при относительном удлинении (при 5-кратной длине образца) не менее 11%. Механические свойства термически обработанных образцов приведены в табл. 36.  [c.122]

Одинаковые и близкие по конфигурации и размерам детали на разных предприятиях изготовляются по разным технологическим процессам, трудоемкость по этим технологическим процессам весьма различна. Так например, трудоемкость изготовления шатуна компрессора при изготовлении из штампованной заготовки составляет 275 мин., а при изготовлении из кованой заготовки — 521 мин., или в 1,9 раза больше трудоемкость же изготовления шатуна бензинового двигателя в поточном производстве, имеющего несколько меньшие размеры, составляет 20 мин., или в 13,7 раза меньше. Подобных примеров молприменением различных процессов обработки, различного оборудования и технологической оснастки для обработки одинаковых деталей и большими колебаниями серий выпускаемых деталей отдельными предприятиями.  

[c.13]

Назначение в авто-тракторостроении для изготовления шатунов, валов (карданных и др.), червяков и т. п. в вагоностроении— для изготовлевия осей. Применяется после улучшения или нормализации.  [c.732]

Материалами для изготовления шатунов служат Хромоникель-волы гра-мовые стали 18ХНВА и др.  [c.233]

При изготовлении шатунов очень важно обеспечить правильное расположение всех симметричных поверхностей относительно плоскостей симметрии и полудать равномерную толщину стенок в головках шатунов, стенок ребер и т. д.  

[c.239]

Толщина выпускаемых биметаллических полос установлена в соответствин с требованиями производства вкладышей на тракторных заводах. Изготовление шатунных и коренных вкладышей из стале-алюми-ниевой полосы толщиной 3,2 6,85 мм производится путем штамповки с последующей минимальной механической обработкой [3, 6].  [c.249]


mash-xxl.info

способ изготовления шатуна для поршневых машин, в частности для компрессоров — патент РФ 2208188

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления шатунов поршневых машин литьем под давлением. Заготовку шатуна изготавливают литьем под давлением в виде неразъемной детали, предпочтительно из алюминия. При этом вдоль линии последующего разъема на заготовке выполняют надрезы. После чего производят разделение шатунной головки вдоль линии, заданной надрезами, с помощью разрывно-разрезного инструмента. В ходе разделения на внутреннем диаметре проушины шатунной головки формируются свободные расширения, служащие для использования в качестве карманов для смазочных средств. Технический результат — снижение затрат на изготовление, обеспечение точного изготовления шатуна. 5 ил. Изобретение относится к способу изготовления шатуна для поршневых машин, в частности для компрессоров, с проходящим через шатунную головку разъемом. Известны шатуны, изготовленные литьем под давлением, например шатуны для компрессоров, изготовленные из алюминия способом литья под давлением, выполненные в виде неразъемных или составных шатунов. Составные шатуны изготовляют, например, из двух литых деталей, которые снабжены фиксирующим выступом. Известны, далее, шатуны, которые разделяют механически и фиксируют относительно друг друга с помощью конусных болтов или штифтов или путем создания профилей. Для окончательной обработки составных шатунов перед обработкой отверстия составной головки шатуна следует ее верхнюю часть соединить винтом с нижней частью и маркировать соответствующим образом. Выполнение боковых карманов для смазки в виде свободных расширений не является беспроблемным и в любом случае может быть предусмотрено уже в заготовке. Шатуны известного типа требуют после всего дополнительной механической обработки, которая связана с повышенными затратами времени и средств. Окончательную обработку упомянутого выше болтового соединения верхней и нижней частей следует, впрочем, рассматривать как весьма проблематичную, так как, собственно, при самом точном центрировании частей всегда следует рассчитывать на незначительное смещение. Подобное пространственное смещение оказывает негативное влияние на пленку смазки, которая существует после монтажа шатунного пальца между ним и внутренним диаметром проушины головки шатуна, т.е. образуется при вращении шатунного пальца относительно проушины. Наиболее близким техническим решением по совокупности существенных признаков и достигаемому результату является способ изготовления шатуна для поршневых машин, известный из патента США US 5105538. Шатунную головку с проходящим через нее разъемом подвергают процессу разрыва-разделения следующим образом. В проушину шатунной головки вводят два разрывных инструмента с поперечным сечением в виде полукруглых шайб, которые контактируют с проушиной шатунной головки в двух контактных точках, лежащих на продольной оси заготовки. Исходя из изложенного, чтобы осуществить процесс разрыва-разделения, прикладываются силы, действующие в продольном направлении, которые служат исключительно для того, чтобы разорвать заготовку. Подвергнутая процессу разрыва-разделения заготовка должна быть еще дообработана. Такая дообработка относится, к примеру, к созданию карманов для смазочных средств. Исходя из этого, задача изобретения состоит в том, чтобы создать способ изготовления шатуна для поршневых машин, в частности, для компрессоров, который можно изготовить разъемным с малыми затратами времени и финансовыми затратами, и тем не менее обеспечить возможность чрезвычайно точного изготовления, прежде всего, в зоне разъема шатунной головки и проушины шатунной головки. Поставленная задача решается тем, что в способе изготовления шатуна для поршневых машин, в частности, для компрессоров, с проходящим через шатунную головку разъемом, согласно изобретению, осуществляют во временной последовательности следующие операции способа:
а) литую заготовку, полученную литьем под давлением, подвергают окончательной механической обработке в отношении всех подлежащих обработке областей;
б) в области предусмотренного разъема шатунной головки на внутреннем диаметре проушины шатунной головки и с наружной стороны шатунной головки выполняют надрезы и
в) шатунную головку с помощью разрывно-разделительного инструмента, выполненного с учетом усилий разделения и деформаций, возникающих в процессе разделения, разрывают, причем в ходе разрыва на внутреннем диаметре проушины шатунной головки формируются свободные расширения, служащие для использования в качестве карманов для смазочных средств. Способ, согласно изобретению, соответственно изготовленный по этому способу продукт дают то преимущество, что заготовку шатуна можно обработать окончательно в виде неразъемного шатуна и лишь перед монтажом в компрессоре разделить с помощью соответствующего разрывно-разделительного инструмента в месте разъема, т.е. вдоль заданной линии разъема. При этом особенным преимуществом является то, что образующийся при разрыве профиль (зубчатая часть) места разъема затем служит в качестве средства фиксирования для соединения и одновременно в качестве средства предохранения от случайной замены. При соответствующем образовании разрывно-разделительного инструмента и учете усилий разъема и деформаций можно достичь оптимального выполнения проушины шатунной головки без необходимости в дополнительной механической обработке, в частности, можно в последующем сформировать служащие в качестве карманов для смазки свободные расширения на внутреннем диаметре проушины шатунной головки с помощью разрывно-разделительного инструмента. Изобретение поясняется далее на основе примера выполнения со ссылкой на прилагаемые чертежи. Фиг. 1 представляет вид сбоку с частичным разрезом заготовки шатуна, согласно изобретению, при изображении заданных для линии разъема надрезов на внутреннем диаметре проушины шатунной головки и на наружной части шатунной головки;
фиг. 2 представляет разрез по линии II-II на фиг.1 при изображении служащих для разделения надрезов;
фиг. 3 представляет увеличенное отдельное изображение находящегося на внутреннем диаметре проушины шатунной головки надреза;
фиг. 4 представляет сравнимый с фиг.1 вид сбоку шатуна после его окончательной механической обработки и
фиг. 5 представляет увеличенный вид сбоку с частичным разрезом головки шатуна при изображении линии разъема и свободных расширений, сформированных с помощью разделительного инструмента в ходе разделения. На фиг. 1 представлен состоящий из шарнирной головки 1, хвостовика 3 и головки 5 шатун, который, согласно изобретению, подготовлен для проходящего вдоль плоскости А разделения. Шатун изготовлен из алюминия путем литья под давлением и воспроизведен в виде заготовки, т.е. представленный шатун имеет изготовленную путем литья под давлением проушину 7 шарнирной головки, проушину 9 шатунной головки и в случае необходимости — сквозные направляющие 11 для (не показанных) крепежных болтов. В области плоскости А показанная на фиг.1 заготовка шатуна снабжена проходящими с внутренней стороны на внутреннем диаметре проушины 9 и проходящими с наружной стороны надрезами 13 и 15. Фиг.2 и 3 воспроизводят в разрезе и в увеличенном отдельном изображении возможные контуры надрезов 13 и 15. Исходя из представленной на фиг.1 заготовки, шатун подвергается далее окончательной обработке, т.е. проушины 7 и 9 просверливают с требуемой точностью, подобно этому, сквозные направляющие 11, в случае необходимости, снабжают внутренней резьбой 17. Проушина 9, за исключением области надрезов 15, имеет круглую форму, которая в процессе осуществляемого в последующем разделения может испытать некоторое отклонение от контура. Как пояснялось выше, заготовку шатуна подвергают окончательной обработке, а именно в отношении всех подлежащих изготовлению частей. Шатун существует вначале в виде неразъемного шатуна и лишь перед монтажом в компрессоре разделяется с помощью соответствующего разрывно-разделительного инструмента и мероприятий в месте разъема (плоскость А) заготовки. При этом работа ведется с применением соответствующим образом выполненного разрывно-разделительного инструмента, который выполнен с учетом усилий разделения и деформаций, возникающих при этом процессе, благодаря чему достигается оптимальное образование кронштейнообразной формы без необходимости проведения дополнительной механической обработки. Фиг. 5 показывает увеличенный, частично разрезанный вид сбоку линии В прохождения разрыва на шатунной головке 5; в левой половине разреза по фиг.5 обозначением С показана круглая кривая отверстия проушины 9 перед разрывом вдоль линии В, в то время, как в правой половине разреза по фиг.5 буквой D представлена кривая на внутреннем диаметре проушины 9 после разделения, т.е. после разрыва по линии В. Сравнение обоих контуров С и D показывает, что при разделении шатунной головки 5 при применении соответствующего разрывно-разделительного инструмента возникают свободные расширения 19, т.е. углубления, целесообразно предусмотренные для приема смазочных средств для таких шатунов, а именно в области разгрузки шатунного пальца. При монтаже разделенного описанным выше способом шатуна на пальце кривошипа (опорной цапфе шатуна), т.е. при соединении верхней и нижней частей, особенно предпочтительным является то, что при разрыве образуется, в основном, произвольная зубчатая часть. Этот зубчатый профиль делает возможным абсолютно не подлежащее случайной замене соединение и свинчивание на пальце кривошипа, а именно без какого-либо смещения. Перечень обозначений:
1 — шарнирная головка,
3 — хвостовик шатуна,
5 — шатунная головка,
7 — проушина,
9 — проушина,
11 — сквозная направляющая,
13 — надрез,
15 — надрез,
17 — внутренняя резьба,
19 — свободное расширение.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ изготовления шатуна для поршневых машин, в частности для компрессоров, с проходящим через шатунную головку разъемом, отличающийся тем, что осуществляют во временной последовательности следующие операции способа: а) литую заготовку, полученную литьем под давлением, подвергают окончательной механической обработке в отношении всех подлежащих обработке областей; б) в области предусмотренного разъема шатунной головки на внутреннем диаметре проушины шатунной головки и с наружной стороны шатунной головки выполняют надрезы и в) шатунную головку с помощью разрывно-разделительного инструмента, выполненного с учетом усилий разделения и деформаций, возникающих в процессе разделения, разрывают, причем в ходе разрыва на внутреннем диаметре проушины шатунной головки формируются свободные расширения, служащие для использования в качестве карманов для смазочных средств.

www.freepatent.ru

Какой шатун выбрать

В этом посте речь пойдет о шатунах, из чего изготавливают и какие выбрать для своего проекта

Шатуны испытывают самые большие нагрузки в двигателе. Поэтому нужно серьезно подойти к необходимой прочности шатуна. Шатуны изготавливают из: порошкообразных металлов, сплавов сталь, алюминия, титана, сплавов стали и алюминия. Болты шатуна также испытывают огромные напряжения, и они должны соответствовать прочности самого шатуна. Как все мы знаем, если шатун ломается, то это приводит к серьезным последствиям для всего двигателя. Поэтому следует тщательно выбирать шатун относительно поставленных задач.

 Шатуны изготавливают из разных материалов и разных форм. Старые шатуны производились из чугуна. В более продвинутых двигателях использовали шатуны из сплавов стали. Сегодня, множество производителей предлагают шатуны из порошкообразных металлов, алюминиевых сплавов, титана и об этом поговорим дальше.

 

Порошкообразно-металлические шатуны

Порошкообразно-металлические шатуны сделаны похожим способом как ковка или литье. Специализированная порошкообразная смесь сплавов помещается в форму, нагревают до температур плавления и спекания порошкообразной смеси, затем форма попадает под пресс. Такой технологический процесс позволяет получить удивительно прочные детали. Затем деталь обрабатывается, она изначально имеет почти необходимую форму что снижает затраты на обработку.

Нижнюю часть шатуна переламывают, место слома имеет не ровную поверхность, это позволяет более точно позиционировать детали относительно друг друга в собранном состоянии.

 Крышка шатуна соответствует нижней головки шатуна, когда эти детали собраны и стянуты болтами то места разрыва не видно невооруженным взглядом. Точность стыковки влияет на положение всего шатуна на шейке коленвала, долговечность вкладышей и не создается лишняя нагрузка на шатунные болты. В отшлифованных поверхностях крышки шатуна и нижней части шатуна, стянутых болтами во время работы возникает напряжение сдвига приводящее к увеличению нагрузки на шатунные болты особенно на больших оборотах, в следствии чего происходит удлинение болта, увеличение зазора, повышенный и не равномерный износ шатунных вкладышей не говоря уже о возможном масляном голодании.

Хотелось бы отметить еще вот что, в случае если вкладыш провернет, то ремонт такого шатуна окажется практически невозможным. Иногда достаточно будет заново отшлифовать посадочное место вкладыша под увеличенный размер вкладыша. Найти в продаже подходящий вкладыш под ремонт практически невозможно на большинстве двигателей. Но в случае если расточкой не удается выполнить ремонт и будет необходимость точить место стыковки шатунной крышки, то это уже невыполнимо, так как слом не ровный и придется убрать достаточно много металла и после придания окружности посадочного места вкладыша на шатунной крышке останется совсем мало металла что недопустимо.

 

 Стянуты болтами, место разрыва почти не видно.

Шатуны из сплавов стали

Стальные шатуны изготавливают из легированной стали. Стальной слиток обычно нагревается приблизительно до 2200 градусов и помещают в пресс форму и под действием огромного давления получается кованная заготовка шатуна, имеющая большую прочность благодаря ковке, напряжения и выравнивания молекул стали, в отличие от просто отлитой. Стоит отметить что при такой формовке горячая заготовка имеет размер ощутимо больший чем требуется из за температурного расширения металла и после остывания она уменьшается. В результате наблюдается неточность изготовления и может быть ощутимый разброс в размерах

Отштампованная заготовка имеет много лишнего метала который необходимо отрезать, стачивать, еще нужно точно соблюдать вес каждой детали. Конечно же это лишние затраты обусловленные технологическим процессом изготовления.

В дальнейшем почти готовые заготовки отправляются в печь для отпуска (снижения внутренних напряжений в металле) и закалки. В итоге это увеличивает стойкость к появлению микро трещин и повышает прочность шатуна.

Выполняется проверка качества и конечная механическая обработка, шатун считается готовым.

 

Алюминиевые шатуны

 

Изготавливают алюминиевые шатуны обычно из 7075 или 7075-T6 алюминиевых сплав, по прочности впереди всех сталей. Многие думают, что алюминий недостаточно прочный и быстро стареет, устает, теряет прочность. Но это не верно. Алюминиевые шатуны могут и используются в автоспорте.

Достоинство алюминиевого сплава в том, что он может иметь очень плотную молекулярную структуру. Во время производственного процесса алюминий нагревается приблизительно до 700 градусов и затем подвергается ковке под большим давлением. Это увеличивает плотность металла. Имеет небольшой вес по сравнению со сталью.

Шатуны из титана

Титан имеет невероятную прочность по отношение к весу. На пример, полностью титановый шатун может быть легче, головки шатуна из стали. Уменьшение веса позволяет достигать больше оборотов двигателя и при этом уменьшить паразитную массу увеличив запас прочности. Шатуны из титана очень дорогие, как и их производство.

Такие шатуны уменьшают вращающуюся массу, которая ощутимо проявляет себя на 5000 об/мин или около этого. В спорте использование титановых шатунов еще оправдывается, но для уличного тюнинга это пустая трата денег. Кроме того, титан является хрупким материалом, который чувствителен к царапинам. Маленькие царапины на поверхности могут в дальнейшем вырасти в трещины и вовсе сломать шатун.

Относительные затраты на материалы

Изготовленные из стали вполне подходят для подавляющего большинства гоночных и уличных двигателей. Там, где необходимо уменьшить вращающиеся массы рекомендуется использовать шатуны из алюминиевых сплавов

Для двигателей нацеленный на серьезный спорт с высокими оборотами двигателя можно рассмотреть вариант с титановыми шатунами. При длительных нагрузках на высоких оборотах такие шатуны требуют более частой замены и соответственно больше вложений.

Титановые шатуны стоят очень дорого чтобы использовать их в малом спорте, и тут можно рассмотреть вариант алюминиевых шатунов, достаточно легкие и менее дорогие, но значительно дороже стальных. Так же стоит учитывать, что алюминиевые шатуны намного толще, объемнее и требуют больше места в блоке цилиндров и поршне что может оказаться неподходящим вариантом в некоторых двигателях.

 

enginepower.pro

Технологический маршрут изготовления шатунов.

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 14Следующая ⇒

На построение маршрута обработки шатунов оказывает влияние конструкция шатуна и требования по точности изготовления.

В качестве примера рассмотрим маршрут обработки цельноштампованного шатуна после чеканки:

1. Шлифование плоских поверхностей шатунной и поршневой головок с двух сторон последовательно.

2. Протягивание боковых установочных плоскостей и площадок под головки болтов и гаек.

3. Растачивание отверстия кривошипной головки и черновое растачивание отверстия в поршневой головке.

4. Отрезание крышки от шатуна.

5. Раздельное сверление и развертывание отверстий под болты в шатуне и в крышке, фрезерование паза под замок вкладыша.

6. Шлифование плоскости разъема у шатуна и крышки.

7. Окончательное развертывание отверстий под болты совместно в шатуне и крышке и сборка шатуна с крышкой.

8. Окончательное шлифование плоских поверхностей шатунной и поршневой головок с двух сторон.

9. Окончательная обработка отверстия под втулку поршневой головки, получистовое растачивание отверстий в кривошипной головке, запрессовка и уплотнение поршневой втулки.

10. Подгонка шатунов по весу.

11. Хонингование отверстий в кривошипной головке.

12. Мойка и сушка.

13. Контроль.

Маршрут обработки раздельно штампованных шатуна и крышки включает следующие основные операции:

1. Шлифование торцевых поверхностей шатунных и поршневых головок с двух сторон последовательно.

2. Шлифование торцевых поверхностей крышки с двух сторон последовательно.

3. Протягивание боковых установочных площадок у шатуна и крышки, а также площадок под головки болтов и гаек.

4. Протягивание в кривошипной головке и в крышке плоскостей разъема и полуокружности под вкладыш.

5. Предварительная обработка отверстий под болты шатуна и крышки раздельно, отверстия в поршневой головке и фрезерование паза под замок вкладыша.

6. Шлифование плоскости разъема у шатуна и крышки.

7. Окончательное развертывание отверстий под болты совместно в шатуне и крышке, сборка шатуна с крышкой.

8. Окончательное шлифование торцевых поверхностей кривошипной и поршневой головок с двух сторон одновременно.

9. Окончательная обработка отверстия в поршневой головке под втулку, получистовое растачивание отверстий в кривошипной головке, запрессовка и уплотнение поршневой втулки.

10. Тонкое растачивание отверстия в кривошипной головке и поршневой втулке.

11. Подгонка шатунов по весу.

12. Хонингование отверстия в кривошипной головке.

13. Мойка и сушка.

14. Контроль.

Обработка плоских поверхностей шатунов в зависимости от точности изготовления заготовок может производиться шлифованием, протягиванием, фрезерованием. Более экономичным методом обработки является протягивание на одно- и многопозиционных протяжных станах.

Фрезерование головки производится на многошпиндельных продольно-фрезерных и карусельных станках. Заготовки, получаемые методом чеканки, обрабатываются на многошпиндельных шлифовальных станках карусельного типа. После сборки шатуна с крышкой торцы головок окончательно шлифуются на двухсторонних плоскошлифовальных станках. Непараллельность торцов после шлифования находится в пределах 0,06¸0,1.


При протягивании боковых и других поверхностей шатуна стремятся максимально протянуть наибольшее количество поверхностей шатуна.

Боковые поверхности могут фрезероваться на продольно-фрезерных станках двухстороннего типа. Отрезка крышки от шатуна и фрезерование боковых поверхностей может производиться на горизонтально-фрезерных или продольно-фрезерных станках дисковыми фрезами.


Плоскости разъема шатуна и крышки шлифуют на плоскошлифовальных станках карусельного типа. Отверстие под поршневой палец обрабатывают за три операции: сверление, зенкерование и развертывание (или протягивание или тонкое растачивание). Обработка производится на специальных вертикально-сверлильных станках, в случае прошитого отверстия в поршневой головке производится зенкерование и развертывание или протягивание и тонкое растачивание. Тонкое растачивание осуществляется на алмазно-расточных станках. После запрессовки втулки в поршневую головку производится тонкое растачивание и последующее раскатывание для уменьшения шероховатости и упрочнения поверхностного слоя. Полуотверстия в шатуне и крышке предварительно обрабатывают протягиванием, а окончательно в сборе за три операции: предварительное растачивание, окончательное растачивание, хонингование. Отверстия под болты в шатуне и крышке предварительно обрабатывают раздельно сверлением, и окончательно в сборе зенкерованием и развертыванием или протягиванием. Отверстия под маслопроводный канал для подачи смазки к поршневому пальцу сверлят на специальных четырех- и шестишпиндельных вертикально-сверлильных станках. Обработка паза под замок вкладыша производится на горизонтально-фрезерных или агрегатных станках.

Подгонка шатунов по весу.

Для обеспечения требуемой уравновешенности двигателя необходимо, чтобы массы кривошипной и поршневой головок были равны. Для выполнения данного условия применяются специальные станки, оснащенные весами и фрезерными головками. После взвешивания головок излишняя масса устраняется фрезерованием весовых бобышек, расположенных на головках шатуна. Допустимые отклонения по весу не более 5¸10 г.

В условиях крупносерийного производства подгонка шатунов по весу производится на специальных автоматических линиях.

Контроль шатунов.

Диаметры отверстий в головках шатунов проверяют предельными калибрами-пробками или индикаторными приборами, причём последние используют и для контроля точности их формы.

Расстояния и параллельность осей отверстий в головках шатунов контролируют так же, как и длялюбых других рычагов.

В условиях массового производства размеры шатунов измеряют одновременно по многим параметрам посредством специальных пневматических приборов, осуществляющих автоматическую выверку шатуна, закрепление, подвод индуктивных датчиков и измерения. Это облегчает выполнение контрольной операцации и существенно сокращает затраты времени на её проведение.

 




infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о