Какая плотность антифриза должна быть – что значит, как измерить с помощью ареометра

Содержание

Плотность антифриза: как проверять и корректировать — Информация

В рамках регулярного обслуживания автомобиля одной из немаловажных операций является измерение плотности антифриза. В статье детально рассказано, зачем это надо делать, чем и как, какие должны быть показатели, и как их корректировать при необходимости. Также предлагается к ознакомлению информация, как сделать антифриз своими руками путем разбавления концентрата, и почему выгодно этим заниматься.

как замерять плотность антифриза - тосола

ЗАЧЕМ измерять плотность антифриза?

Плотность антифриза – это характеристика охлаждающей жидкости, которая указывает на процент содержания этиленгликоля в общем измеряемом объеме. От этого показателя, в свою очередь, зависит максимальная температура ниже нуля, до которой тосол не кристаллизируется, то есть, не замерзнет.

Тосол и антифриз – это одно и то же. Есть информация, что у них отличается температура кипения, однако это неправда. Что же касается рассматриваемой здесь плотности, то принцип абсолютно один и тот же.

Разберем вкратце, как от плотности зависит температура замерзания охлаждающей жидкости. Если взять обычную дистиллированную воду, то ее плотность будет равной 1, а температура, при которой она начнет замерзать — 0°C. Если разбавить концентрированный этиленгликоль с водой в соотношении 1:1, то плотность полученной жидкости будет уже 1,071, а замерзать она начнет уже при температуре ниже -40°C.

Следует помнить одну важную особенность, которая заключается в свойстве концентрированного этиленгликоля кристаллизироваться при температуре всего -20°C. То есть в данном случае не работает принцип – чем больше в составе охлаждающей жидкости этиленгликоля, тем ниже температура ее замерзания. Данный компонент эффективно защищает систему охлаждения от замерзания только при определенных пропорциях с водой. Почему это так, объяснить простыми словами достаточно сложно, потому просто запомните это, как факт.

Собственно, по этой причине и есть необходимость измерять плотность антифриза. При этом, неважно – это уже залитая в систему охлаждения автомобиля жидкость, или же только что купленная. В первом случае может оказаться, что со временем плотность антифриза изменилась, соответственно, сдвинулась температура, при которой произойдет замерзание. В случае с жидкостями что называется «из бутылки» сегодня легко можно напороться на дешевую (а может и на дорогую) подделку, плотность которой окажется недостаточной для эксплуатации в вашем регионе.

ЧЕМ измерять плотность антифриза?

Для измерения плотности антифриза существует простой и недорогой прибор – ареометр. Он имеет абсолютно такую же конструкцию, как и для измерения плотности электролита в аккумуляторных батареях. Принцип работы – аналогичный. В прозрачном корпусе со шкалой помещен поплавок, который в зависимости от плотности забранной жидкости больше или меньше всплывает.

ареометр - измиритель плотности антифриза

Разница между ареометрами для электролита и антифриза заключается только в диапазоне измеряемых плотностей. Это связано с тем, что для охлаждающей жидкости нормальной средней плотностью является показатель 1,07. А вот для электролита – 1,26.

Кроме того, на ареометрах для измерения плотности антифриза может быть нанесена вспомогательная шкала, по которой наглядно можно определить температуру замерзания тестируемой жидкости. Аналогично в приборах для АКБ есть цветовая градуировка, позволяющая без углубления в тему понять, на сколько процентов заряжен или разряжен аккумулятор.

КАК измерять плотность антифриза?

Принцип измерения плотности электролита такой же, как и более знакомая процедура с АКБ. Для получения данных необходимо забрать из расширительного бачка, радиатора или емкости для хранения жидкость в объеме, достаточном для того, чтобы находящийся внутри поплавок уверенно всплыл. Затем, ориентируясь на нанесенные на поплавке цифры, определить либо плотность в соответствующих единицах, либо температуру замерзания в градусах Цельсия.

Чтобы полученные показатели были максимально точными, необходимо придерживаться одного очень важного условия. Оно касается текущей температуры тестируемой жидкости. Дело в том, что нанесенная на приборе шкала, а также цифры, которые можно найти в специальных таблицах, соответствуют действительности только в том случае, если температура антифриза находится на отметке 20°C.

По этой причине, если вы решили измерить плотность антифриза, залитого в систему охлаждения, делайте эту процедуру тогда, когда двигатель остывший. Например, утром, либо в выходной день, когда машина не используется. То же самое касается и зимних измерений. При отрицательной температуре окружающей среды показания также будут неточными.

На самом деле можно измерять плотность антифриза любой температуры, однако, для получения точных данных необходимо будет вносить корректировки при помощи специальных формул. В них легко запутаться, потому гораздо проще подобрать оптимальные условия, и просто измерить плотность ареометром без всяких поправок.

КАКОЙ должна быть плотность антифриза?

Об этом уже немного было сказано выше. Повторим. Если плотность охлаждающей жидкости составляет 1,071, то это значит, что она не замерзнет при температурах окружающей среды до -40°C. Такая плотность означает, что в составе вашего антифриза этиленгликоль и вода находятся в примерно равных пропорциях.

Как быть с другими показателями плотности? Для ориентирования по ним существуют таблицы, пользоваться которыми, по большому счету, совсем необязательно. Достаточно знать, что при плотности 1,06 антифриз замерзнет при -30°C, если ареометр показал 1,05, то замерзание произойдет при -20°C. Если же плотность еще меньше – 1,035, то система охлаждения замерзнет еще при -10°C.

Повышение плотности в другую сторону можно не бояться, так как ни один производитель не делает такой «не выгодный» для него самого антифриз. В машине плотность охлаждающей жидкости тоже никак повыситься не сможет. Может только понизиться в случае, если система не герметична, и вы регулярно подливаете воду, дабы восстановить требуемый уровень. Вода также зачастую доливается после ремонта, связанного с разборкой узлов системы охлаждения.

КАК корректировать плотность антифриза?

Как понятно из вышеописанного, корректировка плотности приобретенного или эксплуатируемого антифриза чаще всего требуется в сторону увеличения. Ее и рассмотрим. Для выполнения корректировки вам понадобится ареометр, концентрат этиленгликоля и знание объема системы охлаждения вашего автомобиля.

Чтобы упростить понимание процесса, приведем конкретный пример. По нему и можно будет ориентироваться. Допустим, что в нашем автомобиле залит антифриз, плотность которого оказалась 1,05, что соответствует температуре замерзания -20°C. А в регионе, где он эксплуатируется, температура зимой опускается до -29°C. Объем системы охлаждения в этом примере – 7 литров.

Наша задача – поднять плотность 7 литров антифриза с 1,05 до 1,06 при помощи концентрата. Текущая плотность говорит о том, что в нашей жидкости этиленгликоля находится примерно 36% (данные из таблиц), то есть 2,5 литра. А для достижения желаемой плотности 1,06 нам надо, чтобы его там было 45%, или 3,1 литра. Остальное – вода. Как скорректировать?

А нам всего лишь необходимо добавить в систему охлаждения 0,6 литра концентрата этиленгликоля. Проделать эту процедуру очень просто. Сначала через сливную пробку на радиаторе, не выкручивая ее до конца, аккуратно сливаем из системы 600 миллилитров охлаждающей жидкости. Пробку закручиваем, а в расширительный бачок или радиатор заливаем 600 миллилитров концентрата. Все. Этиленгликоль в процессе работы системы охлаждения смешается с остальной жидкостью, и плотность изменится до нужных показателей.

Аналогично можно увеличить плотность при других показателях и объеме системы. Чтобы наоборот, понизить плотность, по такому же принципу компенсируем слитую жидкость не концентратом, а дистиллированной водой.

КАК разбавить концентрат антифриза?

После прочтения вышеизложенного материала уже не должно возникнуть трудностей с приготовлением подходящего по плотности антифриза из концентрата этиленгликоля. Рассмотрим вкратце, зачем вообще этим заниматься, если на рынке полно уже готовых составов, на этикетке которых написан главный для автолюбителя параметр – температура замерзания.

  1. Во-первых, далеко не всегда указанные на упаковке характеристики соответствуют действительности. Многие производители бюджетных охлаждающих жидкостей банально экономят, не придерживаясь рассмотренных выше пропорций. Вода ведь дешевле этиленгликоля.
  2. Во-вторых, вполне реально сегодня найти концентрат этиленгликоля по очень выгодной цене. Он, естественно, будет дороже готовых составов. Но потребуется его почти в два раза меньше. Кроме того, приготовив антифриз своими руками, вы точно будете знать, какой он плотности, и до какой температуры гарантированно не замерзнет.

В завершение рассмотрим кратенько конкретный пример, как разбавить концентрат. Для этого понадобится, собственно, сам концентрат, дистиллированная вода (обязательно), ареометр для контроля полученной плотности и пара емкостей соответствующего размера.

Сколько чего покупать, зависит от того, какой объем системы охлаждения у вашего автомобиля, и от самой низкой температуры зимой в вашем регионе. Рассмотрим ситуацию на примере все того же автомобиля с системой охлаждения объемом в 7 литров, который эксплуатируется в регионе, где столбик градусника опускается максимум до -29°C.

Чтобы зимой приготовленная охлаждающая жидкость не замерзла, нам необходимо получить антифриз плотностью 1,063. Этот показатель соответствует 45,6% содержания этиленгликоля в общем объеме. Соответственно, для приготовления 7 литров антифриза нам потребуется 3,2 литра концентрата и 3,8 литра дистиллированной воды. Смешиваем, тщательно перемешиваем, измеряем плотность ареометром и заливаем в систему охлаждения.

Видео — Как измерять лотность антифриза

Итоги

В итоге получается, что ничего сложного в понятии плотности антифриза, по сути, нет. Чтобы ее измерить, нужен специальный ареометр. А чтобы приготовить своими руками или скорректировать под конкретную температуру замерзания, достаточно простейших математических расчетов без сложных и непонятных формул, таблиц и прочего.

automehanika.net

как проверить, от чего зависит, какую можно считать нормальной

kak proverit antifrizОхлаждающая жидкость, которую также принято называть антифризом, должна работать в широком диапазоне температур. Важно, чтобы антифриз зимой сохранял свои свойства и на нем не образовывался ледяной налет, а сам он не превращался в лед. Летом же, даже при самых высоких температурах, антифриз не должен закипеть, иначе двигатель перегреется.

К сожалению, даже в крупных автомобильных магазинах может попасться антифриз, качество которого значительно ниже желаемого. Еще чаще водитель может столкнуться с такой проблемой, если он приобретает охлаждающую жидкость на рынке, заправке или просто «с рук». Если качество антифриза вызывает сомнения, нужно проверить его плотность. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как это сделать, и какую плотность охлаждающей жидкости можно считать нормальной.

От чего зависит плотность антифриза

kak proverit antifrizaМногие водители знают, что в продаже можно найти концентрат антифриза, разбавив который дистиллированной водой, удастся получить охлаждающую жидкость для двигателя. Данный концентрат является этиленгликолем, то есть двухатомным спиртом. Именно от массовых долей этиленгликоля (спирта), кислот и воды зависит плотность антифриза.

Естественно, современный антифриз является более сложной жидкостью, нежели просто смесь спирта с водой. В него также добавляют целый ряд компонентов: присадки, красители, поверхностно-активные вещества, отдушки и прочее. Несмотря на это, основная часть антифриза состоит именно из спирта и воды, а на различные добавки приходится не более 5%, соответственно, они практически не влияют на итоговую плотность охлаждающей жидкости.

Как проверить плотность антифриза

proverka antifriza areometromПроверка плотности антифриза – достаточно простая процедура, с которой с легкостью справится любой водитель. Она проводится при помощи ареометра – прибора, приобрести который можно в строительном, автомобильном и практически любом хозяйственном магазине.

Ареометр представляет собой колбу с «носиком» для погружения в жидкость с одной стороны и резиновой «грушей» с другой стороны. Внутри колбы находится поплавок с проградуированной шкалой. Когда внутрь ареометра набирается жидкость, поплавок всплывает, а по высоте, на которой он оказался, можно определить плотность.

Обратите внимание: Большинство ареометров имеют градацию по температуре, и они являются наилучшим вариантом для использования с целью проверки плотности антифриза. Набрав в такой ареометр охлаждающей жидкости, можно сразу посмотреть, при какой отрицательной температуре антифриз начнет замерзать.plotnost antifriza

Чтобы проверить плотность антифриза при помощи ареометра, достаточно набрать в прибор немного охлаждающей жидкости средней комнатной температуры, то есть, от +15 до +25 градусов по Цельсию. Антифриза нужно набрать столько, чтобы поплавок в нем свободно плавал, чаще всего производители указывают отметку, до которой лучше заливать жидкость внутрь инструмента. Далее остается снять показания по шкале и сравнить их с нормальной плотностью антифриза.

Какую плотность антифриза считать нормальной

Если ареометр не имеет градуированной шкалы с температурой, показатель плотности мало о чем скажет водителю. Однако даже при наличии температурной шкалы, лучше проверить качество антифриза именно по плотности, сравнив ее с нормальной.

Современные производители выпускают в продажу антифриз, плотность которого находится на уровне около 1,069 – 1,072 г/см3. Такой антифриз замерзает при температуре ниже -40 градусов по Цельсию. Но важно здесь учесть тот факт, что разбавленный этиленгликоль будет замерзать на уровне около -40 градусов по Цельсию при плотности 1,071 г/см3 и 1,104 г/см3. Для производителей выгодно выбирать плотность 1,071 г/см3, поскольку свойства охлаждающей жидкости от этого хуже не станут, а в производстве она будет дешевле.

Удобнее всего ориентироваться при измерении плотности антифриза по таблице, представленной ниже. На ней отчетливо видно, какая должна быть плотность антифриза, чтобы он не замерзал при различных отрицательных температурах.antifriz temperatura plotnost

Как определить поддельный антифриз

kak proverit kachestvo antifrizaПри покупке определить «неправильный» антифриз практически невозможно, даже с помощью ареометра. В последнее время мошенники активно используют для разбавления с водой и создания «антифриза» кислоты, сахар, соль, вместо необходимого этиленгликоля. Соответственно, при измерении таких смесей ареометром, их плотность будет находиться на правильном уровне.

Проблема в том, что поддельный антифриз, в отличие от настоящего, быстрее теряет свойства во время работы. То есть, достаточно ему несколько недель поработать в цикле охлаждающей жидкости – постоянно нагреваясь и охлаждаясь, и он придет в негодность.

Чтобы убедиться в качестве антифриза, нужно изначально проверить его ареометром. Если показатель нормальный, жидкость можно залить в автомобиль и проездить на ней неделю. Через неделю нужно забрать ареометром из радиатора жидкость на анализ плотности:

  • Если показатель не изменился — все нормально;
  • Если изменился незначительно – повторите проверку через неделю;
  • Если изменился сильно, нужно слить антифриз и залить новый.

Эксплуатация автомобиля на поддельной охлаждающей жидкости быстро приведет двигатель машины к выходу из строя.

kak proverit kachestvo antifriza Загрузка…

okeydrive.ru

Как проверить качество антифриза по плотности — Auto-Self.ru

Как проверить качество антифриза по плотностиОхлаждающая жидкость, которую также принято называть антифризом, должна работать в широком диапазоне температур. Важно, чтобы антифриз зимой сохранял свои свойства и на нем не образовывался ледяной налет, а сам он не превращался в лед. Летом же, даже при самых высоких температурах, антифриз не должен закипеть, иначе двигатель перегреется.

К сожалению, даже в крупных автомобильных магазинах может попасться антифриз, качество которого значительно ниже желаемого. Еще чаще водитель может столкнуться с такой проблемой, если он приобретает охлаждающую жидкость на рынке, заправке или просто «с рук». Если качество антифриза вызывает сомнения, нужно проверить его плотность. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как это сделать, и какую плотность охлаждающей жидкости можно считать нормальной.

От чего зависит плотность антифриза

Как проверить качество антифриза по плотностиМногие водители знают, что в продаже можно найти концентрат антифриза, разбавив который дистиллированной водой, удастся получить охлаждающую жидкость для двигателя. Данный концентрат является этиленгликолем, то есть двухатомным спиртом. Именно от массовых долей этиленгликоля (спирта), кислот и воды зависит плотность антифриза.

Естественно, современный антифриз является более сложной жидкостью, нежели просто смесь спирта с водой. В него также добавляют целый ряд компонентов: присадки, красители, поверхностно-активные вещества, отдушки и прочее. Несмотря на это, основная часть антифриза состоит именно из спирта и воды, а на различные добавки приходится не более 5%, соответственно, они практически не влияют на итоговую плотность охлаждающей жидкости.

Как проверить плотность антифриза

Как проверить качество антифриза по плотностиПроверка плотности антифриза – достаточно простая процедура, с которой с легкостью справится любой водитель. Она проводится при помощи ареометра – прибора, приобрести который можно в строительном, автомобильном и практически любом хозяйственном магазине.

Ареометр представляет собой колбу с «носиком» для погружения в жидкость с одной стороны и резиновой «грушей» с другой стороны. Внутри колбы находится поплавок с проградуированной шкалой. Когда внутрь ареометра набирается жидкость, поплавок всплывает, а по высоте, на которой он оказался, можно определить плотность.

Обратите внимание: Большинство ареометров имеют градацию по температуре, и они являются наилучшим вариантом для использования с целью проверки плотности антифриза. Набрав в такой ареометр охлаждающей жидкости, можно сразу посмотреть, при какой отрицательной температуре антифриз начнет замерзать.Как проверить качество антифриза по плотности

Чтобы проверить плотность антифриза при помощи ареометра, достаточно набрать в прибор немного охлаждающей жидкости средней комнатной температуры, то есть, от +15 до +25 градусов по Цельсию. Антифриза нужно набрать столько, чтобы поплавок в нем свободно плавал, чаще всего производители указывают отметку, до которой лучше заливать жидкость внутрь инструмента. Далее остается снять показания по шкале и сравнить их с нормальной плотностью антифриза.

Какую плотность антифриза считать нормальной

Если ареометр не имеет градуированной шкалы с температурой, показатель плотности мало о чем скажет водителю. Однако даже при наличии температурной шкалы, лучше проверить качество антифриза именно по плотности, сравнив ее с нормальной.

Современные производители выпускают в продажу антифриз, плотность которого находится на уровне около 1,069 – 1,072 г/см3. Такой антифриз замерзает при температуре ниже -40 градусов по Цельсию. Но важно здесь учесть тот факт, что разбавленный этиленгликоль будет замерзать на уровне около -40 градусов по Цельсию при плотности 1,071 г/см3 и 1,104 г/см3. Для производителей выгодно выбирать плотность 1,071 г/см3, поскольку свойства охлаждающей жидкости от этого хуже не станут, а в производстве она будет дешевле.

Удобнее всего ориентироваться при измерении плотности антифриза по таблице, представленной ниже. На ней отчетливо видно, какая должна быть плотность антифриза, чтобы он не замерзал при различных отрицательных температурах.Как проверить качество антифриза по плотности

Как определить поддельный антифриз

Как проверить качество антифриза по плотностиПри покупке определить «неправильный» антифриз практически невозможно, даже с помощью ареометра. В последнее время мошенники активно используют для разбавления с водой и создания «антифриза» кислоты, сахар, соль, вместо необходимого этиленгликоля. Соответственно, при измерении таких смесей ареометром, их плотность будет находиться на правильном уровне.

Проблема в том, что поддельный антифриз, в отличие от настоящего, быстрее теряет свойства во время работы. То есть, достаточно ему несколько недель поработать в цикле охлаждающей жидкости – постоянно нагреваясь и охлаждаясь, и он придет в негодность.

Чтобы убедиться в качестве антифриза, нужно изначально проверить его ареометром. Если показатель нормальный, жидкость можно залить в автомобиль и проездить на ней неделю. Через неделю нужно забрать ареометром из радиатора жидкость на анализ плотности:

  • Если показатель не изменился — все нормально;
  • Если изменился незначительно – повторите проверку через неделю;
  • Если изменился сильно, нужно слить антифриз и залить новый.

Эксплуатация автомобиля на поддельной охлаждающей жидкости быстро приведет двигатель машины к выходу из строя.

(443 голос., средний: 4,51 из 5)

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Facebook

Twitter

Google+

Telegram

Vkontakte

auto-self.ru

Плотность автомобильного антифриза: проверка на качество

Плотность антифриза является важнейшим критерием выбора продукта. От показателя зависит температурный предел работы и долговечность изделия. Наша редакция собрала исчерпывающий ответ, касательно данного вопроса.

Какая плотность у антифриза

Это интересно: Желтый антифриз: особенности и характеристики

Как формируется плотность

Показатель определяет качественные показатели формулы. Конечный результат замера говорит о содержании примесей в основе (дистиллированной воде). Совокупность присадок, спиртов, красителей, отдушек образует конечный показатель.

Готовый продукт содержит от 5 до 20% присадочных компонентов.

Как проверить качество антифриза

Процедура проверки плотности жидкости выполняется прибором – ареометром.

Последовательность действий такая.

  1. При комнатной температуре воздуха, грушей прибора всасывается некоторое количество жидкости внутрь колбы.
  2. Всплывший поплавок оборудован двумя шкалами. Первая говорит о фактических нормах. Второй показатель размечен температурной шкалой. Сетка показывает реальный порог замерзания антифриза.

Примечание! Замеры выполняются идентично для тосолов и современных формул.

Какая нормальная плотность антифриза

Данный вопрос не имеет точного ответа. Дело в том, что значение для разных продуктов отличается. Таким образом, стандарт для субстанции, замерзающей при -20 градусов Цельсия будет отличаться от значения жидкости разработанной под -40˚С.

Примечание! Чистая вода всегда маркируется как «1». Если тосол или ОЖ стремится к единице – следует срочно заменить субстанцию или воздержаться от покупки.

Также следует выяснить, что добавление этиленгликоля может дать одинаковый результат при разной пропорции. Так концентрация 53/85% даст показатель -40 ˚С. Парадокс характеризуется уникальностью материала. К примеру, чистый спирт замерзает уже при -15 градусов Цельсия.

Состоянием на 2019 год номинальным показателем плотности считается 1,071 г/см³. Такое значение считается эталоном. При наличии результата, стремящегося к единице – перед пользователем подделка или летняя жидкость.

Важно! Продукты, не соответствующие нормам, эксплуатировать в автомобиле категорически недопустимо. Это может спровоцировать раннее закипание или замерзание субстанции.

Измерение плотности антифриза

Основные разновидности пропорций можно увидеть в таблице

Концентрация основы % Плотность Порог кристаллизации ˚С.
97,8 1,112 -20
93,0 1,110 -30
85,4 1,104 -40
78,4 1,098 -50
72,1 1,092 -60
65,3 1,086 -65
63,1 1,083 -60
58,0 1,078 -50
52,6 1,071 -40
45,6 1,063 -30
36,4 1,051 -20
26,4 1,034 -10

Читайте также: Как правильно долить антифриз

Видео

Итог

Плотность антифриза – критически важный момент при длительной эксплуатации автомобиля. Значение замера может подсказать рабочую температуру состава, выдать поддельную продукцию. При выполнении замеров самостоятельно можно точно установить качественные характеристики продукта. Такой полезный инструмент как ареометр – важное дополнение для каждого гаража.

antifreezka.ru

Измеряем плотность тосола и антифриза в автомобиле

Антифриз Тосол и антифриз – названия охлаждающих жидкостей, которые сегодня используются в автомобилях. Однако, если спросить даже самого опытного автовладельца, в чем заключается разница между этими жидкостями, вряд ли получится получить максимально точный и глубокий ответ. Хотя разница между ними есть, и в первую очередь она заключается в стране-производителе. Тосол – это изобретение советского автопрома, которое в годы «железного занавеса» было необходимой альтернативой зарубежному антифризу, являясь его прекрасной альтернативой.

Составляющие тосола и антифриза: какими свойствами отличаются друг от друга охлаждающие жидкости?

Основа любой охлаждающей жидкости – это этиленгликоль (спирт) и дистиллированная вода. Благодаря этому способность охлаждения двигателя не теряется даже при отрицательных температурах, чему способствует свойство спирта, но закипает жидкость только при +100˚С, на что уже влияет наличие в составе воды.

Антифриз и тосол

Если же говорить об отличиях в составляющих тосола и антифриза, то речь пойдет об используемых для изготовления этих охлаждающих жидкостей присадок. В частности, при производстве тосола зачастую применяют неорганические присадки, тогда как для антифриза – преимущественно органические. Все это естественным образом отражается и на плотности тосола и антифриза, и на таких их характеристиках как срок службы и температура замерзания.

Интересно знать! Среди современных антифризов часто встречаются пропиленгликолевые. Они очень хороши для работы двигателя на малых оборотах, однако при интенсивной эксплуатации закипают еще до достижения температуры в 100˚С.

При общем сравнении этих двух жидкостей, «отечественный» тосол в разы проигрывает изобретению зарубежному – антифризу. Но стоит также отметить, что разделять эти жидкости не совсем правильно, поскольку тосол является одной из разновидностей антифриза, и при этом далеко не самой лучшей:

1. Тосол – достаточно агрессивное вещество, в состав которого обязательно добавляют специальную антикоррозийную примесь, которая способна обволакивать стенки охлаждающей магистрали и препятствовать образованию коррозии. Однако, из-за наличия этой пленки ухудшаются свойства металла, который хуже сохраняет и передает тепло, тем самым снижая и эффективность использования тосола.

2. Служить, показывая хорошие характеристики, состав тосола может только на протяжении 35 тыс. км пробега, и то только при условии использования на новом автомобиле. Теряя же свои основные свойства, тосол также начинает губительно воздействовать на двигатель и его основные узлы, сокращая срок их службы и повышая расход топлива.

Тосол 3. Для производства тосола используются такие соли неорганических кислот как нитраты, фосфаты, силикаты и нитриты. Что же касается классического состава антифриза, то он включает в себя глицерин и пропиленгликоль.

Обратите внимание! Из-за использования для производства современных антифризов гликоля, данная жидкость получает очень приятный сладковатый привкус. Однако не стоит забывать, что антифриз является ядовитым для человеческого организма веществом, поэтому нельзя допускать к нему детей и животных.

В сравнении с тосолом, современные составы антифриза требуют замены только через каждые 250 тыс. км пробега. При этом, также образуя антикоррозийную пленку, они обволакивают только наиболее проблемные места, тем самым не снижая тепло проходимости металла. Благодаря этому обеспечивается максимально эффективное охлаждение двигателя, без причинения вреда его деталям и узлам.

Состав и свойства тосола и антифриза имеют много отличий, тем не менее, во время работы они способны обеспечивать практически одни и те же характеристики работы автомобиля:

1. Хорошую теплопроводность и теплоемкость, что очень важно для охлаждения двигателя, работающего на высоких оборотах.

2. Низкие температурные показатели замерзания, благодаря чему и состав тосола, и состав антифриза можно безопасно использовать даже в самую морозную зиму.

3. Благодаря наличию в составе обеих охлаждающих жидкостей дистиллированной воды, они практически не способны к воспламенению. Подобное может произойти только при очень высоком прогревании и уровне давления в системе.

4. Достаточно высокая температура кипения (около 100˚С), благодаря чему охлаждающие жидкости не теряют своих свойств и в жаркую погоду.

Антифриз 5. Практическое отсутствие вязкости при отрицательных температурах, что говорит о возможности антифриза и тосола сохранять свой состав и свойства при низких температурах и обеспечивать необходимый уровень циркуляции.

6. Антикоррозийные свойства, которые в случае с тосолом образуют также и негативную сторону – слабую теплоотдачу вещества.

7. Антифриз и тосол не способны вступать во взаимодействие с резиновыми и пластмассовыми элементами охлаждающей системы автомобиля, тем самым не разрушая их во время эксплуатации.

Интересный факт! За всю историю использования антифризов идеальным веществом для этой цели был признан обычный сорокаградусный этиловый спирт. Однако из-за его воспламеняемости, летучести и очень высокой стоимости, в автомобилестроении он не прижился.

Какой должна быть плотность профессионального тосола и антифриза?

Тосол Именно от плотности антифриза и тосола зависят их эксплуатационные характеристики и особенности поведения при разных погодных условиях. Именно плотность вещества влияет на то, при какой температуре оно начнет преобразовываться в кристаллы.

Так, плотность наиболее распространенных антифризов может колебаться от 1,043 до 1,115 г/см3. При этом, в первом случае жидкость будет замерзать только при -15˚С, а во втором – уже при -12˚С. Стоит также отметить, что на плотность антифриза напрямую влияет то, какое процентное количество гликоля в нем содержится. К примеру, в составе с плотностью в 1,043 количество гликоля будет составлять всего 30%, а в жидкости с плотностью в 1,115 – все 100%.

Плотность жидкости может зависеть от разных факторов. В частности, на нее влияют:

1. Рецептура, которую используют производители.

2. Количество присадок.

3. % моноэтиленгликоля.

Плотность антифризаПлотность антифриза должна быть обязательно указана на упаковке. В соответствии с этим показателем производители автомобилей и рекомендуют выбирать охлаждающую жидкость, указывая собственные требования к ее характеристикам. Но все же, даже идеально подобранная жидкость со временем теряет свои свойства, падает ее плотность. По этой причине данный параметр антифриза автовладельцы всегда должны держать под контролем. Проверить плотность антифриза и тосола можно разными способами.

А знаете ли Вы? Для того чтобы потребители могли легко отличать антифризы с разными свойствами, эти жидкости окрашивают в разные цвета. К примеру, в СССР всем водителям был знаком только голубой и красный тосол. При этом голубой начинал замерзать уже при -40˚С, тогда как красный – только при -60˚С.

Как проверить плотность антифриза и тосола в домашних условиях?

Проверка плотности охлаждающего вещества – задача достаточно простая, и с ней должен уметь справляться каждый автовладелец. Приведем несколько наиболее простых способов, которые можно применять как по отношению к тосолу, так и по отношению к антифризу.

Как проверить плотность тосола и антифриза?

Антифриз Лучший способ узнать плотность охлаждающей жидкости – это проверка тосола и антифриза ареометром. Данный прибор полезно иметь в гараже каждому владельцу автомобиля, поскольку необходимость в его использовании возникает как минимум раз в год.

ВАЖНО! При осуществлении проверки плотности тосола обязательно дождитесь полного охлаждения двигателя. В противном случае вы рискуете обжечься разогретой охлаждающей жидкостью.

Чтобы измерить плотность тосола и антифриза ареометром, выполняйте следующие действия:

1. Поднимите капот автомобиля и отыщите расширительный бачок, в котором и хранится охлаждающая жидкость.

2. Найдите пробку, при помощи которой бачок закрывается, и снимите ее.

3. Опустите ареометр в бачок и его пипеткой вберите необходимое количество тосола. Жидкости потребуется столько, чтобы поплавок прибора начал свободно плавать в ней.

4. После этого начнет меняться показатель на шкале ареометра, внимательно за ним следите. Точка, в которой он остановится, и будет показателем плотности тосола.

Охлаждающая жидкость Стоит отметить, что последние модели ареометров также позволяют сразу же определить и температуру замерзания охлаждающей жидкости, что очень полезно при покупке неизвестной марки жидкости. Но, помимо ареометра, для измерения плотности антифриза также нередко используются такие приборы как рефрактометры. Суть их работы заключается в том, что плотность жидкости определяется по величине света, который заламывается, проходя через жидкость. Однако, несмотря на получаемую точность измерения, такой прибор очень дорого стоит, по этой причине чаще всего его применяют только профессиональные работники СТО.

Антифриз и тосол – охлаждающие жидкости для автомобилей, при этом тосол является всего лишь разновидностью антифриза. К сожалению, тосол не отличается очень высокими качествами, и если на его использовании не настаивает производитель вашего автомобиля, лучше остановиться на более качественных антифризах. При этом очень важное значение необходимо придавать плотности такой жидкости, которую каждый автовладелец может измерить у себя в гараже при помощи такого прибора как ареометр.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

auto.today

измерение, обзор приборов, технические условия

Антифриз – всесезонная жидкость для охлаждения автомобильных двигателей. Плотность антифриза – основной показатель, влияющий на его качество. Чем выше плотность охладителя, тем ниже температурный порог замерзания раствора.

Плотность антифризаПлотность антифриза

Общие сведения об антифризе

В летний период эксплуатации наиболее экономный метод охлаждения двигателя – это вода. При низких температурах атмосферного воздуха, во избежание размораживания агрегата, применяют спиртосодержащие водорастворимые смеси – антифризы.

Самые распространенные типы незамерзающих составов – это химические соединения этиленгликолей с дистиллированной водой. Этиленгликоли представляют собой прозрачные жидкости желтого цвета, кипят при температуре – плюс 197°C, кристаллизуются – при минус 70°С, плотность веществ – 1,112 г/см3.

Изменяя объемное соотношение жидкости и спирта, можно понижать или увеличивать значение плотности, а значит – управлять физическими свойствами охладителей.

Нашей промышленностью на основе гликолей производится две марки низкозамерзающих жидкостей – ОЖ–40 и ОЖ–65, с порогом кристаллизации – 40 и – 65°C соответственно. Для легкого распознавания типа антифриза реактивы окрашивают в разные цвета: марка 40 – синий, 65 – красный.

Плотность раствора не является единственным показателем качества жидкости. В заводских условиях приемку незамерзающих составов осуществляют по целому ряду характеристик:

  1. Однородность смесей.
  2. Соотношение объема активных компонентов (спирт, вода, присадки).
  3. Верхний и нижний температурный предел изменения агрегатного состояния раствора (кипение, кристаллизация).
  4. Совместимость химических свойств охладителей с физико-химическими характеристиками, контактируемых с жидкостью материалов двигателя. (медь, латунь, резина и др.).

Антифриз должен соответствовать следующим эксплуатационным требованиям:

  • максимальная теплопроводность;
  • оптимальная вязкость – 1 мм2/с;
  • температура замерзания не ниже 65°C;
  • кипение жидкости – не выше 120°C;
  • высокая физическая стабильность.

Из всех перечисленных свойств для рядового потребителя доступны только два параметра – замер плотности раствора и оценка внешнего вида жидкости.

Прибор для измерения плотности антифризаПрибор для измерения плотности антифриза

Проверка качества и плотности антифриза в домашних условиях

При исследовании внешнего вида охлаждающего раствора, в первую очередь нужно обратить внимание на его окраску. Цвет эмульсии должен быть насыщенного естественного оттенка и соответствовать характеристикам, отраженным в нормативных документах.

Второй существенный признак доброкачественности продукта – это отсутствие масляных пятен и неорганических включений на поверхности жидкости.

Температурный порог замерзания смеси можно определить при помощи специальных приборов – ареометра или рефрактометра. Первый определяет содержание спирта в процентах, второй – фиксирует температуру кристаллизации в градусах по Цельсию.

Конструкция ареометра

Ареометр – это специальное приспособление, служащее для анализа показателя плотности жидких веществ. Прибор состоит из стеклянной герметичной колбы с измерительной шкалой, внутреннее пространство которой заполнено свинцовой дробью.

Ареометр плотность антифризаАреометр плотность антифриза

Количество металлической крошки – это расчетная величина, зависящая от типа исследуемой жидкости. Устройство настраивается (калибруется) специалистами для работы только с определенной субстанцией.

Принцип работы приспособления основан на законе Архимеда. На тело, погружаемое в жидкость, действует выталкивающая сила равная по величине удельной массе рассматриваемой смеси. Разные растворы имеют не похожие друг на друга значения плотности, а значит и всплывать ареометр будет по–разному.

В одних жидкостях поплавок может утонуть, а в других будет курсировать по поверхности на разном расстоянии от границы водораздела (шкала прибора). Поэтому, если требуется исследовать плотность антифриза, то при покупке прибора следует указывать именно этот реактив.

Обзор рефрактометра

Рефрактометр – еще один прибор для измерения плотности антифриза. Принцип работы устройства основан на отклонении (рефракции) луча света при переходе из одной водной среды в другую. Величина угла преломления зависит от температуры среды и химического состава эмульсии.

Прибор для плотность антифризаПрибор для плотность антифриза

Приспособление состоит из следующих деталей:

  • полимерного корпуса;
  • рефрактометра со стеклянной призмой;
  • пипетки;
  • регулировочной отвертки;
  • салфетки.

Показатель преломления зависит от консистенции и физико-химических свойств испытуемой жидкости.

При повышении начальной концентрации раствора степень кривизны луча света увеличивается. Чем больше угол изгиба, тем выше параметр плотности антифриза.

Измерение плотности антифриза без приборов

Измерить плотность охлаждающей автомобильной жидкости можно двумя способами:

1). Налить антифриз в широкий и высокий стеклянный сосуд (стакан, пробирка и др). Опустить в жидкость ареометр. Дождаться всплытия поплавка. Определить по шкале прибора плотность раствора. Во время проведения опыта нужно контролировать положение устройства в емкости, оно не должно касаться стенок стакана.

Проверка плотности антифризаПроверка плотности антифриза

2). На призму рефрактометра пипеткой нанести каплю дистиллированной воды. Поднести окуляр к глазу. В объективе будут видны деления с цифрами, и часть шкалы будет окрашена в синий цвет. Черта, на границе раздела светлого и темного цвета, будет служить индикатором для измерения плотности.

Линия разграничения, в случае с чистой водой, должна указывать на ноль по шкале прибора. Теперь, если воду заменить на антифриз, то это значение измениться в большую сторону (выше 0°C). Полученный результат и будет показателем качества жидкости.

Как не купить подделку

Качественный антифриз обладает необходимым количеством специальных добавок и заданной на заводе плотностью. Все это обеспечивает надежную защиту автомобильному двигателю от резких перепадов температур.

Даже при низких показателях, превышающих рекомендуемые значения, раствор, в случае замерзания, превратится в пластичную желеобразную массу и не повредит элементы конструкции мотора.

Если вместо кондиционной жидкости в систему охлаждения залить фальсификат, то при снижении температуры ниже 0°C, такая смесь будет расширяться и увеличиваться в объеме. Достигнув критического порога, заледеневший антифриз разорвет рубашку охлаждения, радиатор и водяной насос двигателя.

Проверить качество охлаждающей жидкости при покупке можно мобильным ареометром (колба с грушей) или лакмусовой бумажкой. Она при погружении в жидкость должна изменить свой нейтральный окрас на цвет покупаемого антифриза.

Более сложный способ проверки удобней будет проводить в домашних условиях. Предназначен он для исследования раствора на наличие в его составе серной или хлорной кислоты.

Антифриз сливают в отдельную вместительную емкость. Добавляют в нее небольшое количество соды. Если охладитель в норме, то никакой реакции не последует, а если жидкость начнет пениться и шипеть – это неопровержимый факт присутствия в смеси кислотных реактивов.

При выборе антифриза рекомендуется покупать только в проверенных местах, и приобретать марки охладителя от известных производителей.

prem-motors.ru

Как измерять плотность и состав тосола и антифриза: фото- и видеообзор

На современных транспортных средствах система охлаждения не требует к себе постоянного внимания. Тем не менее она нуждается в периодическом контроле со стороны автовладельца. В противном случае поломки не избежать. Поэтому сегодня мы расскажем вам, какую роль играет плотность «Тосола», зачем ее нужно периодически проверять, какой она должна быть и что может случиться, если этот показатель будет нарушен.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Плотность «Тосола» и антифриза

Проверка плотности антифриза проводится для того, чтобы знать состояние охлаждающей жидкости и обеспечить надежную работу отопительной системы салона авто. Среди отечественных автомобилистов бытует мнение, что плотность традиционного «Тосола» с температурой замерзания -40 градусов Цельсия составляет 1,075г/см3.

Залив ОЖ в расширительный бачокЗалив ОЖ в расширительный бачокЗалив ОЖ в расширительный бачок

«Тосол» – это разновидность традиционного антифриза, поэтому его свойства плотности ни чем не отличаются от обычной охлаждающей жидкости. Разница между антифризами и «Тосолом» заключается только в рабочей температуре жидкости и ее составе, а также свойствах и характеристиках. Соответственно, и рабочая плотность различных видов охлаждающей жидкости (хладагентов) зависит от состава и свойств антифриза. В целом на плотность жидкости влияют несколько факторов:

  • рецептура производителя хладагента;
  • количество определенных присадок;
  • процентное содержание моноэтиленглеколя.

Плотность охлаждающей жидкости (далее – ОЖ) напрямую влияет на его теплопроводность и теплоемкость. Ухудшение этого свойства может в дальнейшем негативно сказаться на работе охладительной системы и двигателя в целом. В лучшем случае, при нарушении этого свойства, вам придется заменить антифриз, в худшем – производить ремонт мотора.

Как проверить плотность?

Как правильно проверить плотность «Тосола» и какой она должна быть? Проверка этого свойства в автомобилях для традиционного антифриза и «Тосола» производится по одному принципу. Чтобы правильно определить показатель, необходимо использовать специальный прибор, называющийся ареометром. Если вы решили проверить свойство ОЖ в домашних условиях, то запаситесь этим прибором и следуйте дальнейшей инструкции.

Ареометр - прибор измерения концентрации ОЖАреометр - прибор измерения концентрации ОЖАреометр – прибор измерения концентрации ОЖ

Внимание! Изъятие ОЖ из расширительного бачка должен производиться на холодном двигателе, иначе можно обжечься.

Проверка плотности:

  • для начала откройте капот и найдите расширительный бачок для хладагента;
  • откройте крышку бачка и при помощи ареометра заберите хладагент. Для этого опускаем пипетку прибора в жидкость, и при помощи «груши» собираем нужное количество ОЖ в колбу – ее должно быть столько, чтобы поплавок ареометра свободно плавал в антифризе;
  • по шкале прибора определите концентрацию жидкости.

Антифриз не должен замерзать при температуре -35 градусов Цельсия, а это обеспечивается соотношением ОЖ и содержанием в ней воды. При необходимости в расширительный бачок можно добавить ОЖ (охлаждающую жидкость), чтобы повысить процентное соотношение хладагента в системе.

Например, при проверке концентрации антифриза в машине вы выясняете, что залитая ОЖ обеспечивает защиту от замерзания только при температуре -10 градусов Цельсия. В этом случае, в целях повышения уровня защиты охладительной системы от замерзания до температуры -35 градусов окружающей среды, необходимо:

  • открутить крышку слива ОЖ под днищем авто;
  • слить из системы около полутора литров хладагента;
  • закрыть пробку слива ОЖ;
  • долить около полутора литров хладагента в расширительный бачок.  

При чрезмерной концентрации ОЖ в системе значительно снижается ее охлаждающие свойства и, соответственно, уменьшается порог замерзания. Как правило, это наблюдается при процентном содержании хладагента в жидкости от 60% и выше.

Таблица концентрации хладагента в зависимости от температурыТаблица концентрации хладагента в зависимости от температурыТаблица концентрации хладагента в зависимости от температуры

Какая должна быть?

Показатель плотности ОЖ в охлаждающей системе является очень важной характеристикой, хотя он зависит не от присадок, а в основном от температуры. По ГОСТу пределы плотности стандартного «Тосола» составляют от 1,065 до 1,085 г/см3. Ниже представлена таблица зависимости между такими показателями, как:

  • температура замерзания отдельно взятой ОЖ;
  • уровня содержания в ОЖ гликоля;
  • плотностью ОЖ.

Состав «Тосола» и антифриза

Состав «Тосола» и традиционного хладагента может различаться между собой. Как сказано выше, «Тосол» является разновидностью охлаждающей жидкости, поэтому его состав зависит исключительно от производителя. Так или иначе, оба вида ОЖ имеют одинаковый состав, разница заключается только в использовании присадок.

Проверка концентрации ОЖ при помощи ареометраПроверка концентрации ОЖ при помощи ареометраПроверка концентрации ОЖ при помощи ареометра

В основе «Тосола», как и в любом хладагенте, есть этиленгликоль и дистиллированная воды. Что касается присадок, то в нем, как правило, используются химические составляющие на основе солей неорганических кислот, в частности:

  • фосфаты;
  • нитраты;
  • силикаты;
  • нитриты.

В любой другой ОЖ присутствует дистиллированная вода и этиленгликоль, а также:

  • глицерин;
  • спирт;
  • пропиленгликоль.

Иными словами, любая традиционная ОЖ (кроме «Тосола») – это пропиленгликоль, присадки и вода. Присадки являются важным компонентом любой ОЖ, поскольку именно они определяют антипенные и антикоррозийные свойства расходного материала. Что касается конкретно присадок, то в антифризе, в отличие от «Тосола», используются присадки органических кислот.

Свойства

Измерение концентрации ОЖИзмерение концентрации ОЖИзмерение концентрации ОЖ

И, хотя состав у этих ОЖ в чем-то может различаться, их свойства абсолютно одинаковые:

  • высокий уровень теплопроводности и теплоемкости;
  • низкий диапазон температур замерзания, в результате чего обеспечивается безопасная эксплуатация транспортного средства при любой отрицательной температуре окружающей среды;
  • высокий диапазон температур, при которых ОЖ может воспламеняться, что позволяет обеспечить безопасность при эксплуатации ОЖ;
  • высокая температура кипения, что дает возможность обеспечить нормальную работу мотора во время жары;
  • малый уровень вязкости при низких температурах окружающей среды – позволяет обеспечить должный уровень циркуляции ОЖ в системе охлаждения;
  • малый уровень вероятности образования пены – если жидкость пенится, то она уже потеряла свои свойства, а это может вызвать перегрев и кипение мотора;
  • антикоррозийность – это свойство позволяет избежать возникновения коррозии на металлических элементах охладительной системы;
  • инертность к резиновым патрубкам и уплотнителям – позволяет избежать разрушения резиновых элементов системы от химических свойств ОЖ.

Видео от Романа Романова «Как замерять плотность хладагента в автомобиле»

В этом видео показан процесс замера концентрации ОЖ в расширительном бачке транспортного средства.

Вам понравился этот материал? Что вы знаете о концентрации того, чего не рассказали мы? Расскажите об этом, оставьте свой отзыв!

avtozam.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *