Коробка типтроник что это – что это такое и в чем ее отличие от других
что это такое и в чем ее отличие от других
Главное предназначение любой коробки передач – обеспечение необходимого диапазона изменения крутящего момента при различных режимах движения автомобиля. Одной из видов АКПП с функцией ручного режима переключения передач является Типтроник. В статье разберем, что такое Типтроник, чем она отличается от обычного автомата, определим ее основные плюсы и минусы. Не оставим без внимания и устройство, а также принцип работы Tiptronic.
Типтроник и ее основная функция

Термин «Типтроник» имеет двойственное значение. С одной стороны, это название торгового бренда, зарегистрированного в 1989 году и принадлежащего производителю спортивных автомобилей Porshe. С другой – это коробка автомат, сочетающая функции автоматической КПП с ручным управлением.
Изначально система Типтроник была создана для автоспорта с целью обеспечения быстрого переключения передач за счет того, что селектор управления имеет минимальный ход.
Заблуждением является мнение, что понятие «Типтроник» обозначает отдельную конструкцию АКПП, включающую функцию ручного переключения передач. Типтроник является только функцией автомата, которая предназначена для контроля динамики автомобиля в различных режимах работы двигателя. Для классической автоматической трансмиссии это недоступно.
С начала 2000-х годов в автомобильной промышленности коробка Tiptronic стала получать широкое распространение.

Сегодня этот термин стал нарицательным в связи с использованием АКПП с типтроником в автомобилях многих производителей. В настоящее время под этой коробкой может подразумеваться любая КПП с возможностью имитации ручного управления. С другой стороны, не каждая коробка автомат с возможностью ручного переключения передач копирует разработку Porsche и подпадает под условия товарного знака Tiptronic.
Сегодня АКПП с функцией Типтроник используется в следующих автомобилях:
1. Концерн Volkswagen:
- Audi;
- VW;
- Skoda;
- Seat;
- Porshe.
2. BMW – здесь данная функция носит несколько иное название – Стептроник.
Такая же функция ручного переключения используется в роботизированных КПП DSG и S-Tronic, а также в вариаторе Multitronic.
Схема АКПП Tiptronic от ZFУстройство и принцип работы Типтроник
Устройство Tiptronic практически ничем не отличается от устройства классической АКПП. Да и движение в автомобиле с типтроником идентично движению машины, в которой установлен обычный автомат. Разница лишь в том, что коробка Типтроник позволяет водителю при необходимости быстро перевести селектор управления в ручной режим работы.
Работает система Типтроник при помощи переключателей в селекторе КПП и переключателей (при наличии) на рулевом колесе.
Селектор КПП может быть оснащен переключателями в количестве от одного до трех: один – для включения режима, второй и третий – для переключения на пониженную и повышенную передачи. Сигналы от переключателей передаются в электронный блок управления трансмиссией, который запускает алгоритм программы и обеспечивает переключение скоростей.
Особенность алгоритма смены передач в коробке Tiptronic следующая: при повышении передач селектор занимает переднее не фиксируемое положение, при понижении– селектор переходит в заднее не фиксируемое положение. Этот алгоритм отличается от общепринятого переключения скоростей, когда селектор толкается назад для повышения передачи и вперед для ее понижения.

Коробка Типтроник работает в двух режимах: полного автомата и ручного управления. В ручном режиме водитель не просто ограничивает АКПП использованием некоторого диапазона передач (например, не выше третьей), а самостоятельно решает, какая конкретная передача должна быть включена.
Автоматический режим имеет те же позиции – D, N, R, P, но сбоку есть специальный вырез под ручной режим. Когда селектор при переключении скоростей перемещается в этот паз, осуществляется ручное управление работой КПП. Регулировать передачу можно перемещением рычага в положение «+» или «-».
Выключается Tiptronic обратным перемещением селектора передач в положение D. На некоторых моделях автомобилей переключение выполняется с помощью подрулевых переключателей (лепестков). Установленная передача отображается на панели приборов.
При нажатии на подрулевые переключатели система управления переводит коробку в ручной режим, минуя переключение рычага селектора. Если подрулевые лепестки не используются водителем, то система управления сама переводит коробку в автоматический режим работы.
Плюсы и минусы АКПП Типтроник
По сути, коробка Tiptronic — это автоматическая коробка передач с функцией ручного управления. Но это не обычная АКПП, это все же принципиально новая коробка, которая, например, в отличие от автомата может тормозить двигателем.
Tiptronic эффективен в любых условиях. Например, можно быстро перейти на понижающую передачу и повысить тем самым динамику автомобиля. АКПП себе такое позволить не может. Помимо этого, в неблагоприятных дорожных условиях можно заранее выбрать пониженную передачу, а значит, чувствовать себя более уверенно на дороге.

Режим Типтроник в АКПП предоставляет водителю больше возможностей при управлении транспортным средством.
В коробке Tiptronic переключение в ручной режим абсолютно безопасно, электронная система заблокирует все недопустимые для автомобиля условия работы. В то же время при торможении компьютер автоматически понизит передачу, и движение транспортного средства будет осуществляться с первой передачи.
Какие еще положительные стороны можно найти у Tiptronic?
- Экономия топлива.
- Улучшенная динамика автомобиля.
А как же с минусами? Немного, но они есть!
- Сложность конструкции.
- Система Типтроник увеличивает стоимость АКПП.
techautoport.ru
Типтроник — Википедия
Типтроник — товарный знак, принадлежащий немецкой компании Porsche AG. В мировом легковом автомобилестроении применяется для обозначения АКПП определённой конструкции и метода управления, независимо от фактического разработчика и производителя самого агрегата.
Типтроник на Порше 911 тип-993. Т-образный аппендикс для ручного управления справа от основного паза. Типтроник на Фольксваген ФаэтонИзначально название Типтроник было присвоено компанией Porsche 4-ступенчатой продольной гидромеханической АКПП с электронным управлением, разработанной немецким производителем трансмиссий ZF Friedrichshafen AG (внутренний код 4HP22HL) по техническому заданию самой Porsche для нового (третьего) поколения Porsche 911 — Porsche 964 1990 года. В данной АКПП впервые на практике был реализован определённый комплекс инженерных решений, с одной стороны максимально приближающий ощущения водителя от управления автомобилем с такой АКПП к ощущениям от управления автомобилем с секвентальной МКПП, широко применявшейся в автоспорте, с другой стороны — не требующий опыта и квалификации работы с бессинхронизаторной секвентальной коробкой.
АКПП Типтроник могла работать в двух режимах: режиме полного автомата и режиме ручного управления. Для второго режима была предложена схема, при которой водитель не просто ограничивает АКПП использованием некоторого диапазона передач (например, не выше третьей), а сам лично в любой произвольный момент времени решает какая конкретная передача должна быть включена, наподобие как это делается при езде на МКПП. Переключение между режимами осуществлялось самим рычагом, переводом его из положения D традиционного вседиапазонного паза P-R-N-D в дополнительный Т-образный «аппендикс» с единственным фиксированным положением в точке пересечения прямых этой буквы Т. Два нефиксируемых положения, по краям Т-перекладины, обозначаемые значками «+» и «−», отвечали за повышение и понижение передачи. Аналогия с секвентальными МКПП была самая прямая: переход с одной передачи на другую осуществлялся только последовательно в один короткий толчок рычага. Но, ввиду того, что коробка была всё-таки автоматической, нужда в точном дозировании оборотов мотора, ударных переключениях вверх и перегазовках при переключениях вниз попросту отсутствовала.
Агрегат был признан удачным со всех точек зрения — и потребителями и производителем — и практически в неизменном виде применялся до конца выпуска четвёртого поколения 911 Porsche 993 в 1998 году. Новые поколения Типтроника применялись на Porsche 997, на Porsche Cayenne, на Porsche Panamera и используются до сих пор. На Porsche 991 АКПП Типтроник заменена роботизированной КПП — PDK.
Porsche запатентовала новинку в том же 1990-м году. Достаточно долгое время никаких аналогов Типтроник никто не выпускал за исключением американского Chrysler со своим AutoStick. Но с начала 2000-х годов концепция Типтроник, как АКПП с опцией ручного выбора передач, стала получать широкое распространение в мировой автомобильной промышленности. Вопрос надёжности при длительной эксплуатации был преодолён, и технические решения, являющиеся основой концепции, были так или иначе успешно внедрены подавляющим большинством автопроизводителей на различных моделях своих АКПП. Некоторые конструкции были полностью аналогичны Типтронику, некоторые были похожи только принципиально. Фактически, термин «Типтроник» стал нарицательным и сейчас в обиходе под ним может подразумеваться вообще любая коробка передач с возможностью имитации секвентального ручного управления. Однако следует понимать, что не любая АКПП с возможностью ручного переключения передач копирует разработку Porsche и, соответственно, подпадает под условия товарного знака Tiptronic.
Типтроник помимо наличия опции ручного выбора передач должна быть обязательно гидромеханической безвального типа на планетарных редукторах, с электронным управлением и блокировкой гидротрансформатора на всех передачах. Ручной выбор передач должен обязательно осуществляться рычагом в один ход, по типу секвентальной МКП.
В случае соблюдения всех указанных условий, главной визуальной особенностью схемы Tiptronic является исключительно алгоритм смены передачи, в котором повышение передачи осуществляется толчком рычага в переднее нефиксируемое положение, а понижение передачи — толчком рычага в заднее нефиксируемое положение. Данный алгоритм отличается от общепринятого по умолчанию в автоспорте обратного, в котором повышение передачи осуществляется толчком рычага назад, понижение передачи — толчком рычага вперёд (к слову, вышеописанный алгоритм переключения сохранён компанией Porsche на абсолютно всех своих машинах вплоть до самых последних моделей, несмотря на широко распространённое мнение о его нелогичности. Сама компания объясняет это традицией и нежеланием подвергать уже существующих клиентов компании переучиванию на обратный «правильный» алгоритм).
Роботизированные коробки передач любой конструкции и вариаторы с псевдофиксированными передачами не подпадают под условия товарного знака, даже если их алгоритм ручной смены передач полностью совпадает с Типтроником. Любая гидромеханическая АКПП с электронным управлением, блокировкой гидротрансформатора на всех передачах и конкретно данным алгоритмом ручной смены передач, согласно правилам о товарных знаках должна называться Tiptronic. Именно такое название и имеют 4—6-ступенчатые АКПП, применяемые на различных моделях автомобилей концернов VAG, PSA, несмотря на факт того, что к разработке этих АКП сама Porsche не имеет никакого отношения.
Теоретически, возможность оснащения гидромеханической АКПП опцией ручного выбора передачи не зависит от её конкретной конструкции, и такая возможность могла быть реализована на любой, даже не электронноуправляемой коробке при её соответствующей доработке. Но данная опция долгое время была совершенно бессмысленной ввиду конструктивных особенностей АКПП 1980-х годов и более ранних: жёсткая связь между колёсами машины и коленвалом двигателя на абсолютно подавляющем количестве моделей АКПП по разным причинам просто не предусматривалась.
Реализация ручного переключения не требует сильного усложнения механической части: что-то добавляется, что-то удаляется, а иная АКП уже изначально готова под такую возможность. Но она требует от механической части и самого гидротрансформатора повышенной способности держать ударные нагрузки, которые возникают при его блокировке, и которые тем разрушительнее, чем ниже передача включена. С учётом массовости производства и определённого ограничения по себестоимости, неудивительно что такая АКПП появилась именно у Porsche с её высочайшей культурой производства, камерными объёмами выпуска и высокой ценой продажи. И заслуга Porsche как раз в том, что именно им удалось сделать первую АКПП, длительно работоспособную без капитального ремонта в условиях передачи большого крутящего момента на заблокированном гидротрансформаторе на любой передаче.
Самый первый Типтроник родился из уже хорошо освоенной в производстве к концу 1980-х годов четырёхступенчатой гидромеханической АКП ZF 4HP22 (англ.)русск.. Данный факт опровергает устоявшееся в обиходе мнение, что АКПП Типтроник — это беспрецедентно уникальная коробка. До установки на 911-й эта АКП с 1980 года применялась на многих марках автомобилей классической компоновки.
Первоначально АКПП была чисто гидравлической, и за переключение передач в ней отвечали силовой и центробежный регуляторы давления. Основа узла, отвечающего за передачу крутящего момента, — три планетарных механизма, скомпонованные в планетарный ряд Симпсона с дополнительным планетарным редуктором. До применения на 911 за первые десять лет выпуска АКПП получила электронное управление отдельными процессами, но именно на основе технического задания Porsche в 1989 году АКПП была модернизирована под полностью электронное управление и избавилась от силового и центробежного регуляторов давления. Однако для 911-го помимо электронного управления АКП была изменена в двух важных технических моментах: из конструкции удалены все обгонные муфты, блокировка гидротрансформатора стала допускаться на всех четырёх передачах (на базовой АКП такая блокировка была только на одной 4-й).
И то, и другое преследовало одну цель — жёсткую связь ведущих колёс с двигателем на любой передаче. Подобная идея при всей своей кажущейся простоте фактически в то время была труднореализуемой для массового автомобилестроения: ударные трансмиссионные нагрузки, возникающие на низких передачах, разрушительно действовали на планетарный ряд, пакеты и гидротрансформатор, а технологии того времени не позволяли сделать всё это одновременно прочным, компактным и при этом относительно недорогим в производстве. Даже блокировка гидротрансформатора на третьей передаче считалась в то время рискованным решением. Chrysler мог сделать подобную АКПП в одно время с Porsche или даже чуть ранее, но отсутствие такой цели, объясняемое в первую очередь массовым производством, требующим экономии, не позволило им стать первыми. Высокая добавленная стоимость машин Porsche позволяла сделать им АКП без особой оглядки на цену. Хотя механическая часть первого Типтроника была очень близка к базовой АКПП, но все внутренние детали Типтроника имели гораздо более высокий уровень прочности, и ещё более высокую цену.
Помимо внутренней модернизации АКП была развёрнута на 180° и переделана под схему «трансэксл» — то есть, в сборе с главной передачей. Ввиду того, что АКПП была изначально предназначена для автомобилей классической компоновки, для использования на заднемоторном шасси 911 были добавлены новые элементы. На переднем торце АКПП был установлен двухступенчатый шестерёнчатый редуктор с общим передаточным отношением 1.00. Редуктор передавал крутящий момент на вал ведущей шестерни главной передачи. Этот вал располагался в трубе вне самой АКПП справа от неё. На любой фотографии или рисунке Типтроник для 911 3-6 поколений эта труба хорошо заметна. Данная модернизация не являлась специфическим признаком схемы Типтроник, а была лишь вынужденным следствием использования в качестве основы АКПП для классической схемы шасси.
Первый четырёхступенчатый Типтроник был доступен для Porsche 964 и Porsche 993 — АКПП продержалась на конвейере 8 лет практически без изменений. Типтроник для моделей Porsche 996 и Porsche 997 стал уже пятиступенчатым; его базой, в свою очередь, стала разработка ZF 5HP19 (англ.)русск.. Следующие поколения АКПП для Porsche Cayenne и Porsche Panamera стали уже восьмиступенчатыми, на основе планетарного ряда из четырёх простых и сложных планетарных механизмов. Общий принцип схемы — жёсткая связь двигателя с колёсами на всех передачах — конечно же сохранён.
Современные Типтроник других производителей могут быть собраны на любых планетарных рядах. 4-ступенчатые поперечные АКПП для Peugeot и Citroen имеют в основе планетарный ряд Ровиньо из двух взаимно-зацепленных простых планетарных механизмов. 6 ступенчатые поперечные АКПП для них же и Volkswagen — планетарный ряд Лепелетье из одного простого и одного сложного планетарного механизма. Гидромеханические вальные ПАКП на гидроподжимных муфтах Типтроником не являются. Вообще, любая гидромеханическая АКПП на планетарных редукторах, переключение передач в которой организовано по схеме Типтроник (повышающая — вперёд, понижающая — назад), но которая при этом названа своим уникальным именем, точно и несомненно имеет какое-то важное отличие от Типтроника. Таковым, скорее всего, будет отсутствие блокировки гидротрансформатора на всех передачах. Однако само слово «Типтроник» стало за годы из имени бренда словом нарицательным, наподобие Scotch, Xerox, и т. п., поэтому назвать в обиходе любую АКП с ручным управлением словом Типтроник ошибкой не будет.
Очень близкой по конструкции к первому Типтронику была 4-ступенчатая поперечная гидромеханическая АКПП А604 Ultradrive, разработанная американской корпорацией Chrysler для своих легковых машин примерно в то же время — в 1989 году. АКП была электронноуправляемой, получила блокировку гидротрансформатора на 3—4 передачах, а в механической части, так же как и разработке ZF, отсутствовали обгонные муфты. Блокировка гидротрансформатора на 1—2 передачах не была реализована, как потенциально снижающая ресурс коробки передач, что в условиях среднегодовых американских пробегов (около 60 000 миль) могло отрицательно сказаться на надёжности агрегата в первые гарантийные годы эксплуатации. АКПП имела стандартный селектор выбора передач и не была оснащена опцией принудительного выбора, как Типтроник. Зато она стала первой АКПП, в которой применили адаптивные алгоритмы управления, что определённым образом компенсировало отсутствие ручного выбора.
Если причиной появления Типтроника было стремление совместить несовместимое (АКПП и спорт), то причиной появления Ультрадрайва было стремление к экономии топлива. Так, две близкородственные конструкции появились совершено независимо друг от друга для достижения совсем разных целей. В американском случае всё это может быть объяснено лишь обычаями тамошней школы автомобилестроения, в которой экстремальная езда не ставится во главу угла, хотя конструктивно, в самой АКП Ультрадрайв ничто не препятствовало реализации принудительного ручного управления по типу Типтроника, и в случае, если бы это было бы сделано, официальная пальма первенства в подобной разработке возможно осталась бы за США.
В дальнейшем в Chrysler на отдельных своих моделях (LH, JA(JR) платформы), оснащённых этой АКПП, добавляли электронную надстройку ручного выбора, получившую собственное название AutoStick.
В 1989 году впервые в Формуле-1 на гоночном автомобиле Ferrari F-640 появилась полуавтоматическая МКП с подрулевыми переключателями. Несмотря на отсутствие чего-либо общего с конструкцией Типтроника, фактически, эта коробка передач стала первой в автоспорте, позволяющей использовать гонщику во время езды (за исключением старта с места) лишь двумя педалями — газом и тормозом. Машина с этой коробкой передач выиграла первую же гонку, в которой стартовала (правда, не без некоторого везения), а гонщик команды Феррари Найджел Мэнселл, первоначально с недоверием воспринявший новинку, положительно оценил её вклад в удобство управления и в итоговую победу.
ru.wikipedia.org
Как пользоваться типтроником на автомате: АКПП типтроник
Многие новички автолюбители не знают, как пользоваться типтроником на коробке автомат. А новые автомобили на автоматической коробке передач почти все оснащены типтроником. Впервые такую функцию в обычные автоматы добавил автомобильный концерн Порше. Это произошло в 1990 году. За ним стали использовать дополнительную опцию производители автомашин компаний БМВ, Мерседес-Бенц, Ауди.
На момент первых автоматов АКПП имел 4 передачи, но со временем количество скоростей увеличилось, благодаря современным разработкам.
Что такое типтроник
Автолюбители часто путают типтроник, называя его отдельной коробкой передач, устанавливающейся на транспортные средства. Такое определение неправильное. Эксперты утверждают, что «Tiptronic» – это дополнительная функция на некоторых автоматах для ручного управления машиной.
КПП с типтроником имеет следующую конструкцию:
- гидромеханическая часть, безвальная;
- 4-ступенчатый планетарный ряд;
- электронный блок управления, который дает команды коробке.
Типтроник устанавливается на следующих АКПП:
- роботизированная;
- вариаторная (DSG).
Внимание! Впервые функцией типтроник производители дополняли автомашины со спортивным режимом для быстрого переключения передач.
Для этой опции была изготовлен специальный тип коробки автомат. Классический вид АКПП нельзя дополнить типтроник. А все селекторы, оснащенные дополнительной опцией ручного управления, имеют режимы, обозначающиеся как «+» и «-». Эти иконки обозначают повышенную и пониженную передачи селектора.
Режимы типтроник входят в отдельный блок на автомате, который расположен справа от основных режимов или на рулевом колесе.
Принцип работы типтроник
Принцип работы режима типтроник следующий:
- Водитель переводит кулису селектора в ручной режим или типтроник. Нажимает на кнопку разблокировки. Она защищает передвижение рычага в автоматический режим без ее отключения.
- Выбирает повышенную. Крутящий момент увеличивается постепенно, как на МКПП. При этом все числа передач строго зафиксированы в ЭБУ автомата. Коробка не сможет переключиться сразу со второй на третью, как на АКПП. Затем водитель переводит авто на пониженную передачу посредством рычага выбора диапозона в отделе типтроник.
- Все переключения типтроник происходят условно по команде водителя. Если у авто выбор пониженной и повышенной передачи можно проводить с помощью подрулевых лепестков, то нужно перевести рычаг селектора в управление посредством ручного режима. А переключать скорости на типтронике уже можно лепестками.
Внимание! По утверждениям производителей, автомат с типтроник обладает щадящим режимом к двигателю.
В коробках с типтроник заложена жесткая связь между колесами и АКПП. Без нее невозможно наличие данного режима. Планетарные шестерни дополнительно усилены. Все это делается с помощью функционирования последовательно соединенных планетарных шестерен. Они помогают увеличивать крутящий момент и с легкостью переносить высокие нагрузки.
Электрический тюнинг, благодаря которому производители обновили обычный автомат, программного обеспечения позволяет электронному блоку управления проводить целый алгоритм программ переключения передач. А также, если компьютер посчитает, что переключение скоростей в данный момент не самый удачный выбор, то команда будет проигнорирована.
Плюсы и минусы типтроника
У типтроника есть преимущества и свои недостатки, как и у любой коробки. Например, к плюсам такого автомата относятся:
- динамичное развитие скорости. Водитель может переключиться на пониженную передачу, чтобы увеличить разгон;
- в ручном режиме типтроник управление машиной напоминается езду с механической коробкой. Это позволяет лучше маневрировать среди транспорта в городе и улучшает устойчивость на скользких дорогах;
- неровные участки машина с типтроником проходит быстрее, чем на автомате. Благодаря задержке на пониженной передаче, она лучше сглатывает неровности дороги;
- экономичный расход горючего;
- защита от переключения скорости в самый опасный момент. ЭБУ не позволит переключиться в положение парковки при движении вперед или назад. Автомашина на АКПП типтроник просто встанет, как вкопанная.
Есть и отрицательные стороны у этой коробки передач. Они заключаются в:
- большом размере автомата;
- переключении передач с задержкой, как бы это происходило на механике.
Концерн БМВ использует аналогичную функцию в своих АКПП под названием Стептроник. Преимущества и недостатки этих модификаций практически идентичны с АКПП типтроник.
Как пользоваться типтроником на автоматической коробке передач
Пользоваться ручным управлением на автомате, роботизированной коробке или DSG, где установлена эта функция проще простого.
- Переключить ручку селектора АКПП типтроник в область для ручного режима. Это Т-образная выемка на селекторе.
- Передвигать кулису АКПП до значения «плюс» (повышенная) или «минус» (пониженная) в зависимости от ситуации на дороге.
- Менять передачи можно, используя лепестки под рулем, если они заложены в модификацию транспортного средства.
- Если нет желания пользоваться ручным режимом АКПП, то можно перевести кулису обратно в положение «D».
Однако и у АКПП с типтроник случаются поломки, которые необходимо вовремя ремонтировать, чтобы избежать покупки нового агрегата.
Поломки и ремонт
Самыми распространенными поломками типтроника являются:
- толчки и рывки при переключении скоростей. Необходимо сразу ехать в сервис-центр, чтобы определить проблему. Если перегрев, то заменить масло. Если вышел из строя соленоид, то установить новый. Для этого придется разобрать гидроблок коробки, что не рекомендуется экспертами делать в домашних условиях;
- появление вибрации при езде в режиме «движение вперед» или «движение назад». Это обусловлено выходом из строя гидротрансформатора. Ремонт осуществляется путем полного разбора АКПП и помещения ГДТ на специальный стенд для последующего разрезания напополам. Только таким образом можно будет определить проблему и вылечить коробку от вибрации;
- паузы при переключении дольше, чем обычно. А обороты в это время нарастают. Тут придется заменить фрикционы и почистить гидроплиту или заменить ее на новую;
- встает в «аварийный режим». Такое происходит из-за механических или программных ошибок в АКПП. Обычно на мониторе прибора панели высвечивается следующая комбинация символов: «Check-Engine»;
- масляные пятна на поддоне, подтекает пробка. Эта обычная проблема тех автолюбителей, кто любит экономить. Вместе с смазывающим средством и фильтром АКПП рекомендуется заменять все уплотнители для поддона и пробок слива и залива. Так как они со временем дубеют и герметичность теряется;
- появление шумов. Выход из строя подшипников и дифференциала. Эти элементы подлежат замене.
Перечисленные выше поломки являются самыми частыми болезнями у АКПП данного вида. Чтобы не допускать их необходимо ежегодно появляться в сервис-центре для проведения технического осмотра и профилактики.
Обслуживание АКПП с типтроником
Самым главным в обслуживании является замена смазывающей жидкости в автомате с типтроником. Для коробки определенной компании-производителя используется родное масло. Кроме оригинала можно заливать аналоги в коробку автомат. Но последние должны соответствовать стандарту оригинала.
Какое масло используют для заливки в Типтроник
Если же автовладелец не может найти мануал по эксплуатации коробки передач, то он может узнать у опытных механиков сервис-центра. А также есть возможность обратиться в дилерский центр. Там подскажут какое масло понадобится для замены отработанной жидкости в АКПП с типтроником.
Если нет оригинала, то рекомендуется приобретать аналоги по вязкости, не уступающие маслу от производителя. А также все технические параметры должны совпадать.
Через сколько меняют масло
Эксперты советуют полностью менять масло в АКПП с типтроником при эксплуатации в экстремальных условиях через 60 тысяч километров, а частичную замену делать через 30 тысяч км пробега. К тяжелым условиям для автоматической коробки передач относятся:
- холодные или жаркие времена года с экстремально низкой или высокой температурой;
- простои в пробках до двух трех часов в день;
- движение по грунтовым и проселочным дорогам;
- буксировка других автомобилей или груза.
Особенно важно следить за маслом во время буксировке и не допускать перегрева. После длительного буксирования тяжелого груза, эксперты советуют сделать полную замену смазывающего средства.
Заключение
АКПП типтроник – это современный тип коробки передач, который облегчает вождение на дорогах автолюбителю. Благодаря ей, он может совместить комфорт вождения и повышенный контроль от автомата за счет «умного» электронного блока управления.
Единственное, что может смущать начинающих автолюбителей – это цена АКПП и стоимость ремонта. Хотя с учетом тех удобств, которые дает АКПП с типтроником, плата за него становится обоснованной.
akppoff.ru
что это, принцип работы, правила пользования и эксплуатации
Трансмиссия служит для передачи вращательного момента на ходовую часть автомобиля. Впервые для этих целей применили механическую коробку передач (МКПП), позже ее заменила автоматическая (АКПП). В наше время производители уже редко выпускают ТС с классическим автоматом, отдавая предпочтение модифицированной АКПП. Типтроник, что это такое, какие у него плюсы и минусы, рассмотрим ниже

Что такое типтроник в машине, и как он появился
Типтроник — это функция автоматической трансмиссии. Водитель использует ее по своему усмотрению, когда необходимо ускориться или переключиться вниз на одну передачу. Автомобилисту становится доступным управление динамикой во время торможения, обгонов и поворотов.
Первое появление термина Tiptronic зафиксировано в документах ZF Friedrichshafen AG. Эта компания является признанным знатоком в создании трансмиссионных устройств. Ее инженеры сконструировали коробку, где были совмещены автомат и механика. Заказчиком стал автопроизводитель «Porsche», выпускавший автомобили с такой КПП с 1990 по 1998 год. Tiptronic от ZF не стал новинкой автомобильной индустрии. Он был лишь модернизацией классического автомата, который выпускали уже около 10 лет.
По заказу «Porsche» АКПП стала полностью управляться электроникой. В конструкции коробки больше не было обгонных муфт, а гидротрансформатор мог блокироваться на всех 4 передачах. Цель этих изменений состояла в возможности жесткой связи между ведущими колесами и двигателем на каждой передаче.
Установкой КПП с функцией типтроник практически сразу стали заниматься другие автогиганты, такие как Крайслер, БМВ. Компания Ауди производила модели с quattro tiptronic, которые получили большую популярность.
На моделях Cayenne, Panamera до сих пор устанавливаются новые модификации коробок с типтроником. Однако постепенно они вытесняются роботизированными КПП.
Устройство и принцип работы типтроник

Модернизированной коробкой водитель может управлять сам, если переведет рычаг в соответствующее положение. На селекторе могут находиться от 1 до 3 переключателей. Первый включает режим, а второй и третий предназначены для активации пониженной и повышенной скорости. После нажатия водителем переключателя в ЭБУ отправляется сигнал, запускающий алгоритм программы по смене передач.
Коробка с типтроником может работать в 2 режимах: автомат или ручное управление. Во втором варианте предусмотрено не только ограничение АКПП на использование диапазона скоростей, но и принятие водителем решения о включении нужной передачи.
В автоматическом режиме имеются все те же положения: D, N, R, P. Но с боковой стороны расположено специальное ответвление для ручного режима. Ручное управление коробкой передач становится доступным при переводе рычага селектора в этот вырез. Регулировка скоростей осуществляется перемещением рычага в позицию «+» либо «-». Чтобы выйти из функции Tiptronic, надо переместить селектор в положение «драйв».
Преимущества Tiptronic
Система типтроник обладает следующими преимуществами:
- Автомобилисты могут перейти на ручное управление трансмиссией в непредвиденной ситуации, например, когда необходимо произвести остановку двигателем или быстро понизить передачу. Ручной режим позволяет избежать заноса на повороте, особенно на скользком участке дороги.
- КПП с типтроником безопасна при обгонах, т.к. блокирует автомат на включение высокой передачи.
- Если в автомобиле предусмотрен зимний режим, то на заледеневшей дороге можно начинать движение на второй скорости, не допуская пробуксовки колес.
- Ручной режим типтроника позволяет перемещаться по неровным участкам. На автотранспорте с классическим АКПП ездить по бездорожью не рекомендуется.
- Трансмиссия с функцией Tiptronic обладает интегрированной защитной системой. Она ведет контроль за ручным переключением, оберегает двигатель от перегрузок. На механических коробках этого не предусмотрено.
- Топливо расходуется экономичнее (по сравнению с АКПП).
Из-за наличия функции ручного управления увеличился вес конструкции и ее габариты, переключение передач осуществляется с небольшой задержкой. Зато опытные автомобилисты имеют возможность управлять динамикой машины при сохранении преимуществ автоматической коробки.
Как пользоваться коробкой типтроник

Для запуска функции необходимо:
- Рычаг перевести в специальный паз, который может находиться на селекторе как с правой, так и с левой стороны.
- Для перехода на повышенную передачу сдвинуть рычаг в положение «+». Для снижения скорости выбрать «-».
В некоторых моделях переключаться между режимами можно подрулевыми лепестками. Установленная в текущий момент времени передача отображается на панели приборов.
Отличия АКПП типтроник от вариатора
Необходимость в автоматической коробке появилась тогда, когда в условиях городского движения понадобилось повысить уровень комфорта для водителей. Им больше не надо было отвлекаться на управление передачами, за них все делало ЭБУ. Однако все равно оставались ситуации, когда требовалось вручную сменить передачу. Поэтому некоторым автомобилистам автомат скорее мешал.
Вариатор — это разновидность автоматической АКПП. Но между ним и типтроником большое различие, поскольку вариатор является бесступенчатой коробкой. Она позволяет автомобилю плавно разгоняться, при этом рывки, подергивания и провалы отсутствуют.
По сравнению с типтроником у вариатора есть большой минус, который заключается в передаточном звене нагрузки. В большинстве вариаторных коробках установлены ремни, которые отвечают за выбор оптимального режима передвижения. Они быстро изнашиваются, если водители не соблюдают рекомендации автопроизводителей. Вариатор требует аккуратной езды и ограничения нагрузок. Запрещается допускать сильное буксование, перевозить тяжелый груз, использовать прицепы.
Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку

Управление машиной с МКПП полностью лежит на водителе. Он сам переключает скорости и контролирует весь процесс передвижения. Минусом механики является малая целесообразность ее использования в условиях города, ведь из-за светофоров, постов ДПС разогнаться не получается. Долгое стояние в пробках утомляет, т.к. даже небольшое продвижение вперед требует от водителя переключения передачи. Многим автомобилистам МКПП только мешает, заставляя дергать постоянно рычаг, выжимать сцепление и терять концентрацию на дороге.
Типтроник предназначался для объединения двух вещей: комфорт автомата и достоинства механики. Автолюбитель, который управляет машиной с типтроником, испытывает те же ощущения, что и при вождении автомобиля с секвентальной МКПП. Причем ему совсем не нужно иметь навыки управления подобной трансмиссией, как пилотам «Формулы-1».
Какое масло используют для заливки в типтроник
Каждому транспортному средству соответствуют свои показатели вязкости, высшего и низшего значения температуры кипения трансмиссионной жидкости. Поэтому точные данные о том, какое масло надо заливать в коробку, следует искать в технической документации на автомобиль.
Если автовладелец не может по каким-либо причинам ознакомиться с инструкцией, то лучше обратиться за консультацией к квалифицированным консультантам дилерских центров.
Через сколько меняют масло
Производители рекомендует заменять масло в трансмиссии с типтроником через каждые 60000 — 80000 км. Однако многие опытные автомобилисты советуют менять рабочую жидкость в 2 раза чаще. Решение всегда остается за собственником автотранспорта, но главное регулярно проходить ТО и обновлять расходники.
Обслуживание и увеличение срока эксплуатации

Несмотря на то что типтроник подготовлен для активной манеры вождения, нельзя злоупотреблять такой возможностью. Ведь зафиксировано немало случаев, когда в результате всего одной гонки по ночному городу коробка ломалась и не подлежала восстановлению.
Если регулярно проходить техосмотр и выполнять инструкции производителя, то типтроник будет служить долго и принесет массу положительных эмоций водителю. При игнорировании возникающих неполадок владельцу придется оплатить дорогостоящий ремонт и стать на какое-то время пешеходом.
Правильное обслуживание автомобиля с типтроником сводится к использованию только качественного топлива, своевременной замене рабочих жидкостей.
Поломки и ремонт
К самым распространенным неполадкам типтроника относятся:
- сбои в электронном блоке управления;
- проблемы с трансмиссионным маслом;
- механический износ деталей (например сальника, масляного насоса).
Большинство проблем с типтроником устраняются сотрудниками автосервиса. Заниматься самостоятельным ремонтом производители не рекомендуют.
Отрицательные стороны модифицированной коробки передач
К недостаткам типтроника можно отнести:
- отсутствие возможности прочувствовать все преимущества механической КПП;
- дорогостоящие профилактика и ремонт;
- стоимость.
Автомобили старше 7 лет часто сталкиваются с проблемами с коробками типа типтроник. В большинстве случаев причина одна — сильный износ трущихся частей устройства.
topvariator.ru
как пользоваться и менять масло, плюсы и минусы, отзывы
Что такое Типтроник
Типтроник – АКПП (автоматическая коробка передач автомобиля), которая дарит возможность ручного переключения, когда это нужно. Механизм был создан и запатентован концерном Porsche, как вариация «спортивного» режима: изначально исключительно для трансмиссии спортивных авто он и был изобретен. По сравнению со стандартной механикой, типтроник был проще в освоении и удобнее в эксплуатации.
Первоначально типтроник создавался для 4-ступенчатой АКПП, современные наработки позволили устанавливать его на 8-ступенчатых автоматах, например в Porsche Panamera с полным и задним приводом. Естественно, типтроник не остался уникальным – на рынок со временем пришли его вариации, а само слово «Типтроник» стало нарицательным.
Параллельно с Porsche, разработкой подобной АКПП занималась компания Chrysler (США). Свое детище они назвали Ultradrive. Со временем от идеи отказались: рассчитывавший на массовый рынок Chrysler, не смог финансово позволить себе полномасштабное производство такой КПП (коробка передач автомобиля). На данный момент доработанная версия Ultradrive, названная Autostick, занимает в рядах разработок Chrysler свое почетное место.
Идеи типтроника воплотились в ряде аналогов от других производителей: применение подобных автоматических КПП можно обнаружить у Audi, Volkswagen, BMW, Honda. Разработка велась под левый руль, что не помешало выпускать и праворульные автомобили с типтроником, например, Mitsubishi для японского рынка.
Особенности функционирования Типтроника
Несмотря на возможность ручного управления, коробка передач по-прежнему оставалась автоматической, что выражается в полном контроле переключения передач бортовым компьютером. Таким образом, предотвращается слишком высокая нагрузка на мотор, например, при подъеме вверх.
В более современных моделях авто бортовой компьютер использует информацию, полученную в ходе поездок. ЭБУ (электронный блок управления) способен самостоятельно оценить манеру управления, и повлиять на контроль коробки передач. На основе полученных данных, компьютер может предотвращать как аварийные ситуации, так и проблемы с механизмами под капотом – та или иная передача не включается, если она не соответствует повадкам водителя, замеченными ЭБУ. Это позволит водителю эксплуатировать КПП типтроник с максимальным комфортом.
Использование коробки Типтроник
Данная коробка передач – идеальный вариант для опытного водителя, который ценит АКПП за простоту и надежность, а механику – за широту возможностей. Правильное использование типтроника позволит не только лихо кататься:
- наличие дополнительных режимов позволит стартовать на снегу, не увязнув в каше из воды, земли и грязи;
- на обгоне типтроник зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, обладая отличной динамичностью, не будет подергиваться или «проваливаться»;
- при необходимости проехать на участке с плохой или отсутствующей дорогой, АКПП этого типа также отлично подойдет.
Типтроник в свое время стал воплощением сочетания автомата с механикой. Основное его отличие от обычной АКПП – дополнительная возможность самостоятельно переключать передачи. В остальном он остается автоматом, просто немного доработанным.
Устройство и принцип работы Типтроника
Многие считают, что любая коробка, сочетающая автоматное и механическое управление по умолчания является типтроником, но это не так. Разницу между ними покажут составляющие данной АКПП. Устройство автомата под этим именем имеет такие черты:
- гидравлическая АКПП;
- безвальный тип;
- на планетарных редукторах;
- гидротрансформатор, блокирующий каждую передачу;
- обязательный ЭБУ.
Принцип работы типтроника вызывает у некоторых удивление и непонимание, хотя он предельно прост. Переход с автомата на «механику» в типтронике осуществляется самим рычагом. Стандартный диапазон P-R-N-D (парковка, задний ход, нейтральный режим, движение соответственно) получил специальное дополнение: отсек в виде повернутой на 90 градусов буквы Т, с отметками «плюс» и «минус». Движение рычага вперед повышало передачу, а назад – снижало. Переключение последовательное: перепрыгнуть со второй на четвертую невозможно. Со временем появился более комфортный вариант: смена режима происходила благодаря «лепесткам» установленным либо под рулем, либо прямо на нем. Кроме того, рычаг селектора оснащен специальной кнопкой: переключаться с P на R, а также с N на R и P можно только при ее нажатии.
Чтобы переключиться обратно к автоматическому режиму, необходимо вернуть рычаг управления в положение D .С лепестками сбрасывание происходит автоматически – когда система замечает, что ручная КПП не использовалась некоторое время.
Плюсы и минусы Типтроника
Коробка переключения передач типтроник имеет свои хорошие и плохие стороны. К плюсам можно отнести:
- Возможность перехода к ручному управлению трансмиссией. Некоторые ситуации на дороге требуют именно управления руками, например, при торможении двигателем.
- При переключении передач машину не будет дергать, все происходит мягко и плавно.
- Особая защита, предотвращающая повреждение двигателя. Ручная коробка передач такого не имеет.
- Даже в «ручном» режиме бортовой компьютер продолжает контролировать коробку передач – это дополнительно предотвращает от внезапных переключений. Если такое случится, электроника просто проигнорирует заданную случайно команду.
- Сниженный расход топлива. По сравнению со стандартной автоматической коробкой, типтроник помогает экономить на заправке, хоть и не так сильно, как при МКПП (механическая коробка передач).
- Сам по себе типтроник весьма прочен, что обеспечивает долгосрочное надежное использование.
- Режимы эксплуатации. Современные автомобили благодаря этой АКПП обладают несколькими режимами – спортивным, зимним. В зависимости от условий, водитель получает возможность подобрать оптимальный вариант, чтобы повысить комфорт управления и езды.
- Комфорт и простота управления. Некоторые модели авто оснащены лепестками, расположенными под рулевым колесом или на нем, что значительно повышает комфортабельность вождения.
В целом, типтроник предлагает отличный вариант совмещения ручного и автоматического управления. Для новичков это позволяет улучшить свои навыки, для опытных водителей – возможность качественно и комфортно управлять машиной. В то же время, медаль типтроника имеет и обратную сторону, которая выражается рядом негативных моментов, например:
- Большой размер. Коробка передач типтроник из-за внушительных, по сравнению со стандартной АКПП, размеров прибавляет вес автомобилю в целом.
- Задержка при ручном переключении скоростей. Это трудно назвать недостатком, но для некоторых является проблемой. Задержка может составить от 0,1 до 0,7 секунды.
- Дорогостоящее производство. Стоимость изготовления КПП типтроник довольно высока, что сказывается на цене автомобиля, оснащенного данной коробкой. Соответственно, заменить детали или отремонтировать КПП будет очень недешево.
- Сложно осваивать. Многие не сразу понимают, как правильно пользоваться типтроником.
О типтронике также существует ряд негативных отзывов. Для некоторых возможность ручного управления кажется лишней. Якобы, в городе, особенно маленьком, необходимость механической КПП стремится к нулю, достаточно стандартного «автомата».
Поломки и ремонт
Ничто не идеально и коробка передач типтроник не является исключением. Устройство данной КПП немногим отличается от стандартной АКПП. Типтроник нуждается в правильной эксплуатации и должном уходе. Порой даже корректное использование не способно уберечь коробку от проблем. Самые распространенные неполадки типтроника таковы:
- Сбой в работе электронного блока управления;
- Проблемы с маслом;
- Механические поломки, износ деталей (например, сальника, масляного насоса).
С большинством данных проблем помогают справиться сотрудники автосервиса.
Самостоятельный ремонт не рекомендуется – даже заливать масло в типтронике порой бывает не так просто, что уже говорить о замене деталей. В лучшем случае, попытка отремонтировать коробку не увенчается успехом, в худшем – приведет авто в нерабочее состояние.
Отличия АКПП Типтроник от вариатора
Автоматическая коробка передач возникла, когда появилась необходимость увеличить комфорт от управления автомобилем в городских условиях. Владелец может не отвлекаться – за него все сделает компьютер. В этом же был и своеобразный минус, поскольку ряд ситуаций требовал ручной смены передач, и в целом, для некоторых автомат – скорее ограничение, чем помощник.
Вариатор – еще одна версия автомата. Разница между типтроником и вариатором при этом огромна, от остальных типов КПП он тоже существенно отличается. Причина в том, что это бесступенчатая коробка. В этом ее несомненное преимущество, особенно на фоне стандартных механик и автоматов. Плавный постоянный разгон, без рывков, подергиваний, провалов и всего остального, с чем сталкиваются как опытные водители, так и новички. Не обошлось без минусов, у вариатора он один, но серьезный – передаточное звено нагрузки. Большинство автомобилей с вариаторной АКПП используют в качестве этой детали ремень. Его высокая изнашиваемость требует аккуратного передвижения с минимальным количеством нагрузок. То есть, никакого сильного буксирования, никаких полных багажников и уж тем более серьезных прицепов.
Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку
Механическая коробка передач известна многим автолюбителям с богатым опытом вождения. Данный тип КПП предлагает водителю принимать непосредственное участие в переключении передач, тем самым полностью контролируя процесс управления, что и является плюсом. Очевидное преимущество перед АКПП – нет необходимости в гидротрансформаторе, который был создан из-за невозможности воздушного охлаждения. Минус механики в том, что в городских условиях необходимость ее использования мала: разогнаться негде – кругом либо знаки со светофорами и постами ГАИ, либо пробки: долго стоять в них тяжело, любое движение требует переключения передачи. Для некоторых водителей МКПП не дает безграничные возможности, а наоборот – заставляет отвлекаться, мешает сконцентрироваться на дороге.
Стоит упомянуть еще один тип, совмещающий механическую коробку передач с автоматической, но разработанный на основе МКПП. Речь идет о роботизированной коробке переключения передач или «роботе». Пожалуй, лучшим примером является разработка Opel под названием Easytronic (Изитроник). От МКПП была взята, собственно, механическая часть, автомат представлен электронным блоком, который отвечает за сцепление и самостоятельно решает, когда переключать передачи.
К сожалению, хороший замысел оказался плохо реализован. Стали намного заметнее рывки при нагрузке, порой включение новой передачи занимает кучу времени, даже с зажатой до упора педалью газа. Переключать передачи мгновенно (как на механике) эта коробка не может, плавность переключения (как у автоматной коробке) тоже отсутствует. Применять автомобиль с роботом можно только в условиях города, для тихой, аккуратной езды.
Масло для заливки в Типтроник
Вариации типтроника от разных производителей имеют свои особенности и отличия: о том, какое масло заливать, подробно расскажет инструкция по эксплуатации – очевидно, что температура кипения или вязкость «напитка» для Porsche вряд ли подойдет для Audi. Также помочь могут консультации сотрудников сервисных центров. Кстати, саму процедуру замены масла тоже лучше доверить им.
Руководство пользователя советует совершать замену примерно после 60-80 тысяч км пробега. Некоторые опытные водители советуют сделать это раньше, на вдвое меньшем сроке. Решение, конечно же, исключительно за владельцем, главное – замена должна быть регулярной.
Обслуживание и увеличение срока эксплуатации
Регулярный техосмотр и выполнение инструкций производителя позволяют автомобилю с АКПП Типтроник ездить без проблем довольно долго. Игнорирование возникших неполадок обходится дорогостоящим ремонтом и переходом в касту пешеходов на некоторое время.
Обладая автомобилем с типтроником, не забывайте своевременно проверять его на наличие проблем и повреждений. АКПП этого типа хоть и выносливая, но все же не бессмертная. Заметив тревожные звоночки (увеличилось время переключения передач, автомобиль начинает дергаться), обращайтесь в автосервис. Регулярный техосмотр поможет не только предотвратить серьезные поломки, но и даст возможность насладиться вождением.
autodont.ru
что лучше и чем отличаются коробки
Разговоры о том, что лучше типтроник или автомат, не утихают уже многие годы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно тщательно изучить основные отличия между ними.
Автоматизированная коробка передач – это вид нескольких трансмиссий, которые не предполагают механического подключения сцепления водителем. А типтроник – подвид автоматической коробки, оснащенный своими особенностями. Впервые ее испробовала компания Порше на спортивных автомобилях.
Разновидности КПП
Коробка передач обеспечивает необходимый диапазон изменения крутящего момента при разных движениях автомобиля. Различают несколько видов автоматизированных коробок. У некоторых типов КПП встроена функция отключения двигателя от колес, в других его выполняет так называемое сцепление.
Выделяют 4 основных вида КПП:
- механический;
- роботизированный;
Многие ошибаются полагая, что типтроник – отдельная конструкция автоматического вида. Это не совсем правильно. Типтроник (еще его называют стептроник) в процессе деятельности может плавно переходить с автоматического режима на ручной. Поэтому авто оборудывается автоматической коробкой либо этот же автомат дополняется типтроником. А какая между ними разница рассмотрим подробнее ниже.
Классическая автоматическая коробка передач
Данный вид КПП популярен среди автолюбителей. Главное превосходство в том, что при вождении водитель не отвлекается на переключение передач. Например, программа не требует никаких навыков для старта, всего лишь нужно поставить на «D» и отпустить тормоз.
В автомобилях, где встроена коробка автомат передачи переключаются с помощью компьютера. Он же подбирает оптимальную систему работы мотора, и на его деятельность никак не влияет опыт и профессионализм шофера.
«Классику» обычно выбирают новички, которым трудно запомнить разные режимы вождения и не гонятся за скоростью. Например, автомат идеален для езды по городу без какого-либо лихачества. Начинающим водителям легче пользоваться полной автоматикой, которая сама по себе переключается на необходимые режимы управления.
Типтроник
Коробка автомат типтроник считается усовершенствованной и продвинутой версией автоматической трансмиссии. По функциональности он хорош как в ручном, так и в автоматическом режиме. Эти качества делают автомобиль более послушным в условиях бездорожья. Многие также путают его с роботом. Главное отличие робота, автомата и типтроника – это принцип работы.
АКПП и устройство типтроник практически не имеет глобальных различий. Но последний вариант считается более интересным в плане вождения. С ним водитель начинает больше привязываться к машине, чувствует комфорт при управлении автомобилем. Переключаясь на механическую коробку передач двигатель, легко может набрать скорость для спортивной манере езды.
Сравнительная характеристика
Ниже приведем таблицу, где указаны преимущества, недостатки коробок передач, и чем отличаются типтроник от автомата.
Характеристика АКПП | Минусы АКПП | Характеристика Типтроник | Минусы Типтроник |
Простота в управлении. | Не рекомендуется для езды по бездорожью | Полный контроль над управлением во время езды. | Гораздо габаритнее, чем обычный автомат. |
Установка и ремонт обходится дешевле, чем типтроник. | Пробуксовывание на скользкой дороге выводить из строя детали и системы. | Стрептоник способен поднимать обороты двигателя, нежели автомат. | Покупка и ремонт обходится дороже. |
Двигатель функционирует в щадящем режиме | Часто ломается под воздействием холода и износчивости. | Находится полностью под управлением при езде по труднодоступным местам. | |
Отличается плавной работой. Предупреждает «рывки» во время старта и переключения скоростей. | При переключении скоростей сигнал доходит с задержкой до 5 секунд. | При помощи селектора управления осуществляется быстрое переключение передач без задержек. | |
Часто ломается, а ремонт обходится дорого. | На скользкой дороге увеличивает возможность торможения двигателем. | ||
Не предусматривает езды с прицепами. | Типтроник отличается от автомата своей способностью переключаться от автоматического к механическому режиму, чем облегчает езду по бездорожью. | ||
Негативно отражаются перегрузки ускорения. | Конструкция блокирует ошибочное переключение скоростей. |
Преимущества Tiptronik
Тiptronik – устройство, которое включает в себя режимы парковки, заднего хода, движение вперед и тихий ход.
Чем отличается типтроник от обычного автомата:
- В нем преобладает высокая динамика авто. При переходе на механическое управление в случае обгона, позволяет избежать высокой передачи и потери в динамике.
- За счет способности переключаться на механический тип управления повышает управляемость автомобилем. Типтроник осуществляет полный контроль движения. Создает удобство и комфорт водителю.
- Усовершенствованная версия устройства трансмиссии также учитывает режим зимней работы. Такого рода щадящая система позволяет избежать пробуксовки при гололеде, и автомобиль стартует со второй передачи.
- Например, при езде по бездорожью или скользкой дороги облегчает движение. Типтроник хорошо сглаживает неровности дороги, для разгона подбирает относительно ровные участки.
- В случае аварийных состояний предусматривает мгновенное торможение двигателем.
- Включение спортивного режима повышает обороты двигателя до максимума.
Типтроник стал широко использоваться с 2000 года. Многие производители дали предпочтение данному устройству и начали устанавливать его на свои автомобили. В наши дни под этой коробкой передач имеется в виду любая КПП, которая подразумевает имитацию ручного регулирования. Но также можно сказать, что не все такие устройства копируют разработку Porsche, на которой изначально тестировалось усовершенствованное устройство.
На сегодняшний день АКПП с режимом тiptronik устанавливают производители:
- Porsche;
- Аudi;
- Sеаt;
- Skоda;
- VW.
Несовершенство Типтроника можно отразить в виде сложности механизма и дороговизны трансмисии. В процессе функциональной деятельности эти недостатки не ощущаются. Выносливость трансмиссии высокая, ремонту подвергается гораздо реже.
Преимущества классической автоматической коробки
Хотя многие думают, что между автоматом и типтроником нет разницы, она все-таки существуют. Основное отличие механизма – это лишение возможности переключать скорости вручную. А коробка автомат типтроник совмещает эти качества. В этом заключается главные отличия автомата от типтроник, чем делает последнее устройство более оригинальным.
Но классический вариант автоматической коробки от этого не утрачивает свою популярность среди автолюбителей:
- Автомат создает комфорт в управлении и безопасность движения. С ним можно не думать о переключении режима скоростей, что позволяет сконцентрировать внимание на управлении автомобиля.
- Покупка и ремонт устройства обходится дешевле, чем типтроник. Даже последнего проходит более сложно с присутствием многих элементов.
- С автоматом опытные водители знакомы давно. И в случае поломки многие могут отремонтировать самостоятельно.
- Автоматизированная коробка передач при езде позволяет сэкономить больше топлива.
Из недостатков можно выделить, то, что коробка автомат чаще ломается, особенно при минусовых температурах, когда на дороге гололед. Также классический вариант АКПП не предназначен для езды по бездорожью. В этом случае ремонта автомата не избежать.
Что выбрать
При выборе между автоматом и АКПП оснащенным типтроником лучше дать предпочтение последнему. Данное устройство имеет массу преимуществ и малое количество недостатков. В плане функциональности значительно опережает классику АКПП. Тем более по российским дорогам совместное управление механики и автоматики более приемлемо. Оно современнее и экономичнее. Создает больше удобства и комфорта водителю.
Классическая коробка автомат больше походит новичкам без опыта вождения. Благодаря полной автоматике можно сконцентрироваться на дороге и не отвлекаться на режимы переключения. Особенно ездить по городским дорогам в режиме автомат удобно и комфортно. При езде по труднодоступным местам он не выдерживает и ломается.
akppoff.ru
что это, как работает, как пользоваться, отзывы
Большинство выпускаемых сегодня автомобилей с автоматической коробкой передач укомплектовываются АКПП с режимом типтроник. Данная разработка стала следствием долгих лет конкуренции механической и автоматической КПП. Развитие компьютерных технологий помогло команде Порше разработать первую удачную «гибридную» коробку, удовлетворяющую потребностям каждого клиента.
Что такое коробка передач типтроник
Большинство людей, услышав о типтронике, представляют некий автомат с переключением на механику. Но это абсолютно не так.
Сегодня множество автопроизводителей выпускают КПП типа типтроник, при этом, если заглянуть под руль, там по-прежнему будет только две педали – газ и тормоз. Говоря простым языком, принцип работы типтроника тот же, что и у автомата, различия всего лишь в режиме контроля хода в различных режимах работы мотора.
Впервые новую КПП мир увидел в 90-х годах, когда компания Порше укомплектовала им свою 911 модель. Целью разработки было внедрить в автоматическую коробку ручное управление по типу гоночных секвентальных КПП. Таким образом, немецкий концерн добился высокой динамики и контроля, схожего с управлением механической коробкой.
Как работает типтроник
Работа типтроника контролируется при помощи электронного блока управления, который также выполняет роль педали сцепления. Переводя рычаг коробки в определенное положение, включают режим ручного управления, где, что бы повысить передачу, нужно дергать рычаг вверх, а, чтобы понизить – вниз.
Чтобы достигнуть такого управления, в КПП вместо обычных для механической коробки шестеренок установлены планетарные усиленные шестерни, жесткое переключение возможно благодаря гидротрансформатору.
Общий вид стандартной коробки с режимом типтроник на фото:
Чтобы агрегат служил долго, электронный блок управления сам решает, возможно ли ручное переключение в определенный момент. ЭБУ моментально просчитывает крутящий момент, положение шестерней и предполагаемой динамики. Если переключение будет угрожать работе агрегата, команда будет проигнорирована.
Внимание! Ощущения при управлении данной КПП чем-то схожи с тем, что испытывает пилот гоночного болида с секвентальной трансмиссией.
При переключении КПП в режим типтроника водителю доступны пять передач. Благодаря планетарным шестерням, передачи переключаются очень плавно, без рывков. На некоторых автомобилях можно встретить дополнительный спортивный режим типтроника, который существенно увеличивает тягу и частоту вращения двигателя.
Если же не переводить рычаг в режим типтроника, разницы с обычным автоматом нет.
Чем отличается tiptronic от s-tronic
Как уже отмечалось выше, tiptronic переключает передачи с помощью гидротрансформатора. Данная система была прогрессивна еще в начале 2000-х годов. Но сегодня инженеры из Audi разработали более совершенную роботизированную систему, где роль гидротрансформатора выполняет робот.
Audi занялась поисками альтернативы в момент, когда большинство автопроизводителей стали гнаться за экономичностью своих автомобилей. А система tiptronic, хотя и управлялась с помощью электронного блока, все-таки имела небольшой КПД.
Робот позволил повысить КПД, при этом уменьшив расход топлива. Сейчас все модели бренда Audi с автоматической КПП имеют внутри систему s-tronic. Некоторые модели типтроника от Audi имеют до 8 передач.
Стоит упомянуть, что при разработке за основу была взята коробка DSG с подобной системой от Фольксваген. Audi лишь адаптировали ее под свои модели с полным и передним приводом. Поэтому многие отмечают их схожесть.
Таким образом, основное отличие коробки tiptronic от робота s-tronic в переключении передач. Вместо гидротрансформатора, теперь этим занимается робот.
Коробки с типтроником можно встретить также на БМВ и Митсубиси Паджеро. Компании также усовершенствовали технологию. Например, на BMW типтроник переключается не роботом, как на Audi, а с помощью вариатора.
Плюсы и минусы коробки типтроник
Конечно, каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Единственное, что можно сказать точно, автомат с типтроником по всем параметрам будет лучше обычного автомата.
Автомат с типтроником позволяет:
- Самостоятельно управлять динамикой автомобиля на сложных участках пути.
- При переключении на следующую передачу система не сбавляет оборотов двигателя, как обычный автомат.
- Можно трогаться со второй передачи, что позволяет избегать пробуксовки на обледеневшей дороге.
- Можно использовать экстренное торможение двигателем.
- Более лояльно относится к передвижению по бездорожью.
- Умная защита от непродуманного переключения передачи.
- Более экономичен в сравнении с обычным автоматом.
Немаловажным плюсом, из-за которого многие покупают авто с данной коробкой, является более экономный расход топлива. Достигается это в основном благодаря поддержанию уровня оборотов двигателя во время переключения передач, тогда как на обычном автомате двигателю приходится наращивать обороты заново, забирая при этом КПД.
Единственные минусы, которые отмечают бывалые автолюбители, – это большие размеры коробки, хотя автопроизводители научились грамотно использовать ее габариты, и присутствующая в основной массе задержка при переключении передачи. В зависимости от возраста коробки, задержка может варьироваться до семи миллисекунд.
Также сюда можно отнести более высокую цену типтроника в сравнении с обычной коробкой автомат. Но со временем разница будет компенсирована за счет экономии топлива.
Как пользоваться типтроником на автомате
Во-первых, типтроником можно вообще не пользоваться. Если коробку не переключать в ручной режим, различия не будут ощутимы совершенно. Так же, как на обычном автомате, коробка представлена четырьмя стандартными положениями — «D», «N», «R», «P».
Но в отличие от обычного автомата, на большинстве коробок с типтроником, рычаг можно увести вправо или влево, в специальный паз, где уже подключится типтроник. В большинстве моделей для повышения передачи рычаг двигается вперед, для понижения – назад. Для перехода в автоматический режим рычаг возвращается на прежнее положение.
Коробка передач tiptronic представлена на фото:
На некоторых моделях можно встретить отсутствие дополнительного положения рычага. В таких случаях, обычно, управление типтроника представлено кнопками на руле «+» и «-».
Сам алгоритм действий с данной КПП выглядит следующим образом:
- Включается двигатель без каких-либо манипуляций с педалями.
- Выжав педаль тормоза, рычаг переводят в паз ручного переключения передач, при этом на индикаторе должна высветиться цифра «1», означающая, что включена первая из пяти скоростей.
- Отпуская педаль тормоза, можно плавно выжать педаль газа.
- В процессе езды, чтобы переключится на следующую скорость, нужно всего лишь толкать рычаг на увеличение или понижение передачи. Либо, если типтроник управляется кнопками на руле, достаточно просто нажимать на кнопку. При этом ногу с педали газа убирать не нужно.
Все действия водителя анализируются бортовым компьютером, поэтому бояться не стоит. Если действие будет противоречить механике или здравому смыслу, система проигнорирует действие.
Если коробка в режиме типтроника, но длительное время не используется, то система автоматически переключится обратно на автомат.
Подробнее о некоторых нюансах управления авто с АКПП типтроник:
Можно ли отключить типтроник
Стоимость автомобиля, укомплектованного типтроником, обычно выше аналога с обычной коробкой, поэтому вопрос отключения данного режима не совсем рационален. К тому же, если нет желания использовать режим типтроник, достаточно просто не переключать рычаг в позицию режима.
Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда типтроник мог выйти из строя или его попросту нужно отключить. Совсем отключить режим можно. Для этого достаточно отключить электронный блок управления. В таком случае, даже при переводе рычага в позицию режима типтроник, коробка попросту не будет реагировать на ручное управление.
Ремонт типтроника
Как и любой другой технический агрегат со сложными движущимися частями, коробка с типтроником периодически требует ремонта. Конечно, если использовать коробку в соответствии с рекомендациями производителя и вовремя проходить техническое обслуживание, большинства проблем можно избежать.
Большинство поломок АКПП с типтроником связано с водителями, имеющими большой стаж, но впервые севших за руль с типтроником. Наиболее частые поломки таких КПП – это:
- Износ деталей. Чаще остальных выходят из строя сальник и насос подачи масла. Обычно их просто меняют на новые. Впрочем, цена насоса и сальника не сильно бьет по карману.
- Неполадки электронного блока управления. ЭБУ – самая уязвимая часть данных коробок. Даже при аккуратном использовании периодически возникают программные ошибки, которые устраняют путем компьютерной диагностики. Например, распространенные проблемы, связанные с ЭБУ – это коробка типтроник дергается на светофоре или типтроник скидывает третью передачу в нейтраль.
- Масло. Полное отсутствие масла или его низкое качество сильно вредят деталям, особенно планетарным шестерням. Нужно понимать, что в коробке малейшее отклонение от правил вызовет в будущем неисправность. Нередки случаи, когда автолюбители в погоне за экономией льют дешевое масло от недобросовестных производителей или же сами разбавляют масло водой и присадками.
Важно! Масло для типтроника нужно заливать только то, которое рекомендовано производителем. Оно должно соответствовать предъявляемой вязкости и температуре кипения.
Заменить масло в коробке типтроник можно самостоятельно, придерживаясь инструкции.
Большинство поломок не могут быть решены автовладельцем самостоятельно, так как проблемы, связанные с коробкой с типтроником, решаются только с помощью дорогостоящего технологичного оборудования. Самостоятельное вмешательство и настройка типтроника могут привести к полной неисправности коробки и даже двигателя.
Заключение
Несомненно, автоматическая коробка передач предназначена для людей, предпочитающих максимально комфортную езду. В случаях, когда человек не может решить для себя, какая манера вождения ему ближе, выбор АКПП с типтроником будет наилучшим решением. К тому же, в семьях, где автомобиль эксплуатируется несколькими членами семьи, возможность подстроится под манеру езды каждого водителя является большим плюсом данной коробки.
Опытные автолюбители не рекомендуют покупать автомобили с данными коробками новичкам. Так как его использование может вызвать некоторые трудности у неопытных водителей. А, учитывая его чувствительность к ошибкам, приобретение может обернуться дорогостоящим ремонтом.
Отзывы об АКПП типтроник
Максим Реутов, 26 лет, г. Киев
Взял в 2014 году новую Hyundai Sonata sport. Изначально о типтронике услышал уже в дилерском центре. Поначалу отнесся скептически, собирался брать просто автомат. После, услышав про экономию данной коробкой топлива, решился на тест-драйв. По началу было жутко непривычно, учитывая, что всю жизнь катался на механике. То, насколько отзывчива машина в ручном режиме почти не отличить от стандартной механики. В эксплуатации уже пятый год, заливаю масло Лукойл, проблем никаких. Режим в основном использую во время обгона, на разбитых и извилистых дорогах.
Даниил Ковалев, 33 года, г. Воронеж
Знакомство с коробкой с типтроником началось, мягко говоря, не очень. Купил Пассата В6, масло было залито еще в дилерском центре. После пары тысяч километров сгорел гидроблок. Как потом объяснили, были какие-то проблемы с охлаждением, из-за чего закипело масло. Мне, конечно, все по гарантии заменили, но осадок остался. В целом, кроме как в В6, типтроником не пользовался. Без сомнений штука удобная, сейчас так же активно его эксплуатирую.
mashintop.ru