М52 – М52 — Ваш Интернет!
М52 — это… Что такое М52?
«Чуйский тракт» | |
---|---|
![]() |
|
М52 в сети российских федеральных дорог | |
Страна | ![]() |
Часть дороги | Азиатский маршрут АН4 |
Статус | федеральная |
Владелец | государственная |
Управляется | Росавтодор |
Длина | 953 км |
Начало | Новосибирск |
Через | Бийск (364 км) |
Конец | государственная граница с Монголией (953 км) |
Дорожное покрытие |
асфальт |
Федера́льная автомоби́льная доро́га М-52 «Чу́йский тракт» — автомобильное шоссе федерального значения Новосибирск — Ташанта — государственная граница с Монголией. Является частью азиатского маршрута Ah5. Протяженность автомагистрали — 953 километра. Пересекает территорию трех субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай.
Крупные населённые пункты, расположенные вдоль трассы
- Новосибирская область
- 0 км — Новосибирск
- 37 км — Бердск
- 52 км — Искитим
- 99 км — Черепаново
- Алтайский край
- 151 км — Тальменка
- 217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км)
- 290 км — Троицкое
- 364 км — Бийск
- Республика Алтай
- 453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км)
- 511 км — Усть-Сема
- 530 км — Черга
- 564 км — Шебалино
- 572 км — Топучая
- 629 км — Туекта
- 652 км — Онгудай
- 722 км — Иня
- 803 км — Чибит
- 893 км — Кош-Агач
- 961 км — Ташанта
Технические характеристики трассы
С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имется два перевала (Семинский, Чике-Таман).
География местности
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт можно разделить равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52′ с.ш., где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокой точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский, Семинский и другие хребты Алтая, которые достигают 1900—2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененный рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550—750 мм.
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
История

Чуйский тракт в Чуйской степи, Кош-Агачский район Республики Алтай
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт[1], упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины.
Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положении дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 50-60-е годов XIX века в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи.
В течение 1860—1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И.И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С.А. Вяземского, составили исправник С.П. Лучшев и инженер И.И.Биль. Расчетная ширина дороги была 5 аршин , а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел.
В 1902—1903 годах вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.
В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. И. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. С 20-х годов XX века дорога постепенно улучшается и уже в 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

Чуйский тракт перед Иней, Республика Алтай
В 1931 году тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены железобетонные мосты (в селе Иня Онгудайского района), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключенных, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-ым отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.
Также в этой время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск-Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.
1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
Музей Чуйского тракта
Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, который посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в г. Бийск, по адресу г. Бийск, пер. Центральный, д.10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диарамы.
Туризм
На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Манжерок). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.
Крупные аварии
- 8 июня 2007 года на участке Барнаул—Бийск КамАЗ с полуприцепом выехал на полосу встречного движения и столкнулся с пассажирским микроавтобусом Mercedes. В момент столкновения полуприцеп сбил ещё один микроавтобус «Газель». В результате аварии погибли 14 человек[3].
- 22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена.
Примечания
Ссылки
Литература
- Сарычева Т. Путешествие по Чуйскому тракту, 2002.
- Грехова Е. Чуйский тракт до монгольской границы. Историко-краеведческий очерк.-г. Бийск.-2006 г.
- Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Путеводитель / составители М.В. Танкова, Т.И. Злобина. Т. В. Вдовина. Барнаул. Пять плюс. 2006. 238с.
- Алтай. Путеводитель серии Le Petit Fute. 1-е издание. М. 1999
- Шишков Вячеслав. Чуйские были. (любое издание)


Wikimedia Foundation. 2010.
dik.academic.ru
М52 (трасса) — это… Что такое М52 (трасса)?
«Чуйский тракт» | |
---|---|
![]() |
|
М52 в сети российских федеральных дорог | |
Страна | ![]() |
Часть дороги | Азиатский маршрут АН4 |
Статус | федеральная |
Владелец | государственная |
Управляется | Росавтодор |
Длина | 953 км |
Начало | Новосибирск |
Через | Бийск (364 км) |
Конец | государственная граница с Монголией (953 км) |
Дорожное покрытие | асфальт |
Федера́льная автомоби́льная доро́га М-52 «Чу́йский тракт» — автомобильное шоссе федерального значения Новосибирск — Ташанта — государственная граница с Монголией. Является частью азиатского маршрута Ah5. Протяженность автомагистрали — 953 километра. Пересекает территорию трех субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай.
Крупные населённые пункты, расположенные вдоль трассы
- Новосибирская область
- 0 км — Новосибирск
- 37 км — Бердск
- 52 км — Искитим
- 99 км — Черепаново
- Алтайский край
- 151 км — Тальменка
- 217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км)
- 290 км — Троицкое
- 364 км — Бийск
- Республика Алтай
- 453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км)
- 511 км — Усть-Сема
- 530 км — Черга
- 564 км — Шебалино
- 572 км — Топучая
- 629 км — Туекта
- 652 км — Онгудай
- 722 км — Иня
- 803 км — Чибит
- 893 км — Кош-Агач
- 961 км — Ташанта
Технические характеристики трассы
С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имется два перевала (Семинский, Чике-Таман).
География местности
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт можно разделить равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52′ с.ш., где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокой точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский, Семинский и другие хребты Алтая, которые достигают 1900—2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененный рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550—750 мм.
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
История

Чуйский тракт в Чуйской степи, Кош-Агачский район Республики Алтай
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт[1], упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины.
Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положении дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 50-60-е годов XIX века в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи.
В течение 1860—1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И.И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С.А. Вяземского, составили исправник С.П. Лучшев и инженер И.И.Биль. Расчетная ширина дороги была 5 аршин , а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел. [2]
В 1902—1903 годах вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.
В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. И. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. С 20-х годов XX века дорога постепенно улучшается и уже в 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

Чуйский тракт перед Иней, Республика Алтай
В 1931 году тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены железобетонные мосты (в селе Иня Онгудайского района), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключенных, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-ым отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.
Также в этой время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск-Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.
1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
Музей Чуйского тракта
Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, который посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в г. Бийск, по адресу г. Бийск, пер. Центральный, д.10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диарамы.
Туризм
На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Манжерок). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.
Крупные аварии
- 8 июня 2007 года на участке Барнаул—Бийск КамАЗ с полуприцепом выехал на полосу встречного движения и столкнулся с пассажирским микроавтобусом Mercedes. В момент столкновения полуприцеп сбил ещё один микроавтобус «Газель». В результате аварии погибли 14 человек[3].
- 7 августа 2005 года у поворота на село Плешково Зонального района в автомобильной катастрофе погиб губернатор Алтайского края М. С. Евдокимов вместе с водителем и охранником. Выжила только супруга губернатора — Галина Евдокимова.
- 22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена.
Примечания
Ссылки
Литература
- Сарычева Т. Путешествие по Чуйскому тракту, 2002.
- Грехова Е. Чуйский тракт до монгольской границы. Историко-краеведческий очерк.-г. Бийск.-2006 г.
- Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Путеводитель / составители М.В. Танкова, Т.И. Злобина. Т. В. Вдовина. Барнаул. Пять плюс. 2006. 238с.
- Алтай. Путеводитель серии Le Petit Fute. 1-е издание. М. 1999
- Шишков Вячеслав. Чуйские были. (любое издание)


Wikimedia Foundation. 2010.
biograf.academic.ru
М52 — это… Что такое М52?
«Чуйский тракт» | |
---|---|
![]() |
|
М52 в сети российских федеральных дорог | |
Страна | ![]() |
Часть дороги | Азиатский маршрут АН4 |
Статус | федеральная |
Владелец | государственная |
Управляется | Росавтодор |
Длина | 953 км |
Начало | Новосибирск |
Через | Бийск (364 км) |
Конец | государственная граница с Монголией (953 км) |
Дорожное покрытие | асфальт |
Федера́льная автомоби́льная доро́га М-52 «Чу́йский тракт» — автомобильное шоссе федерального значения Новосибирск — Ташанта — государственная граница с Монголией. Является частью азиатского маршрута Ah5. Протяженность автомагистрали — 953 километра. Пересекает территорию трех субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай.
Крупные населённые пункты, расположенные вдоль трассы
- Новосибирская область
- 0 км — Новосибирск
- 37 км — Бердск
- 52 км — Искитим
- 99 км — Черепаново
- Алтайский край
- 151 км — Тальменка
- 217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км)
- 290 км — Троицкое
- 364 км — Бийск
- Республика Алтай
- 453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км)
- 511 км — Усть-Сема
- 530 км — Черга
- 564 км — Шебалино
- 572 км — Топучая
- 629 км — Туекта
- 652 км — Онгудай
- 722 км — Иня
- 803 км — Чибит
- 893 км — Кош-Агач
- 961 км — Ташанта
Технические характеристики трассы
С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имется два перевала (Семинский, Чике-Таман).
География местности
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт можно разделить равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52′ с.ш., где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокой точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский, Семинский и другие хребты Алтая, которые достигают 1900—2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененный рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550—750 мм.
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
История

Чуйский тракт в Чуйской степи, Кош-Агачский район Республики Алтай
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт[1], упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины.
Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положении дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 50-60-е годов XIX века в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи.
В течение 1860—1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И.И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С.А. Вяземского, составили исправник С.П. Лучшев и инженер И.И.Биль. Расчетная ширина дороги была 5 аршин , а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел. [2]
В 1902—1903 годах вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.
В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. И. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. С 20-х годов XX века дорога постепенно улучшается и уже в 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

Чуйский тракт перед Иней, Республика Алтай
В 1931 году тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены железобетонные мосты (в селе Иня Онгудайского района), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключенных, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-ым отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.
Также в этой время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск-Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.
1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
Музей Чуйского тракта
Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, который посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в г. Бийск, по адресу г. Бийск, пер. Центральный, д.10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диарамы.
Туризм
На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Манжерок). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.
Крупные аварии
- 8 июня 2007 года на участке Барнаул—Бийск КамАЗ с полуприцепом выехал на полосу встречного движения и столкнулся с пассажирским микроавтобусом Mercedes. В момент столкновения полуприцеп сбил ещё один микроавтобус «Газель». В результате аварии погибли 14 человек[3].
- 7 августа 2005 года у поворота на село Плешково Зонального района в автомобильной катастрофе погиб губернатор Алтайского края М. С. Евдокимов вместе с водителем и охранником. Выжила только супруга губернатора — Галина Евдокимова.
- 22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена.
Примечания
Ссылки
Литература
- Сарычева Т. Путешествие по Чуйскому тракту, 2002.
- Грехова Е. Чуйский тракт до монгольской границы. Историко-краеведческий очерк.-г. Бийск.-2006 г.
- Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Путеводитель / составители М.В. Танкова, Т.И. Злобина. Т. В. Вдовина. Барнаул. Пять плюс. 2006. 238с.
- Алтай. Путеводитель серии Le Petit Fute. 1-е издание. М. 1999
- Шишков Вячеслав. Чуйские были. (любое издание)


Wikimedia Foundation. 2010.
dal.academic.ru
М52 — это… Что такое М52?
«Чуйский тракт» | |
---|---|
![]() |
|
М52 в сети российских федеральных дорог | |
Страна | ![]() |
Часть дороги | Азиатский маршрут АН4 |
Статус | федеральная |
Владелец | государственная |
Управляется | Росавтодор |
Длина | 953 км |
Начало | Новосибирск |
Через | Бийск (364 км) |
Конец | государственная граница с Монголией (953 км) |
Дорожное покрытие | асфальт |
Федера́льная автомоби́льная доро́га М-52 «Чу́йский тракт» — автомобильное шоссе федерального значения Новосибирск — Ташанта — государственная граница с Монголией. Является частью азиатского маршрута Ah5. Протяженность автомагистрали — 953 километра. Пересекает территорию трех субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай.
Крупные населённые пункты, расположенные вдоль трассы
- Новосибирская область
- 0 км — Новосибирск
- 37 км — Бердск
- 52 км — Искитим
- 99 км — Черепаново
- Алтайский край
- 151 км — Тальменка
- 217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км)
- 290 км — Троицкое
- 364 км — Бийск
- Республика Алтай
- 453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км)
- 511 км — Усть-Сема
- 530 км — Черга
- 564 км — Шебалино
- 572 км — Топучая
- 629 км — Туекта
- 652 км — Онгудай
- 722 км — Иня
- 803 км — Чибит
- 893 км — Кош-Агач
- 961 км — Ташанта
Технические характеристики трассы
С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имется два перевала (Семинский, Чике-Таман).
География местности
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт можно разделить равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52′ с.ш., где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокой точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский, Семинский и другие хребты Алтая, которые достигают 1900—2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененный рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550—750 мм.
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
История

Чуйский тракт в Чуйской степи, Кош-Агачский район Республики Алтай
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт[1], упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины.
Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положении дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 50-60-е годов XIX века в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи.
В течение 1860—1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И.И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С.А. Вяземского, составили исправник С.П. Лучшев и инженер И.И.Биль. Расчетная ширина дороги была 5 аршин , а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел. [2]
В 1902—1903 годах вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.
В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. И. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. С 20-х годов XX века дорога постепенно улучшается и уже в 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

Чуйский тракт перед Иней, Республика Алтай
В 1931 году тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены железобетонные мосты (в селе Иня Онгудайского района), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключенных, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-ым отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.
Также в этой время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск-Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.
1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
Музей Чуйского тракта
Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, который посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в г. Бийск, по адресу г. Бийск, пер. Центральный, д.10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диарамы.
Туризм
На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Манжерок). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.
Крупные аварии
- 8 июня 2007 года на участке Барнаул—Бийск КамАЗ с полуприцепом выехал на полосу встречного движения и столкнулся с пассажирским микроавтобусом Mercedes. В момент столкновения полуприцеп сбил ещё один микроавтобус «Газель». В результате аварии погибли 14 человек[3].
- 7 августа 2005 года у поворота на село Плешково Зонального района в автомобильной катастрофе погиб губернатор Алтайского края М. С. Евдокимов вместе с водителем и охранником. Выжила только супруга губернатора — Галина Евдокимова.
- 22 февраля 2003 года на подъезде к селу Манжерок (Республика Алтай) произошла автомобильная авария, в которой погиб мэр города Барнаул Владимир Баварин и была травмирована его жена.
Примечания
Ссылки
Литература
- Сарычева Т. Путешествие по Чуйскому тракту, 2002.
- Грехова Е. Чуйский тракт до монгольской границы. Историко-краеведческий очерк.-г. Бийск.-2006 г.
- Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Путеводитель / составители М.В. Танкова, Т.И. Злобина. Т. В. Вдовина. Барнаул. Пять плюс. 2006. 238с.
- Алтай. Путеводитель серии Le Petit Fute. 1-е издание. М. 1999
- Шишков Вячеслав. Чуйские были. (любое издание)


Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
52С — Мотомир Вячеслава Шеянова
Аудиоверсия статьи:
Мотомириада №45 ИМЗ М52-С
В начале 50-х годов ЦКБ мотоциклостроения в Серпухове получил задание провести проектно-исследовательские работы с целью создания двух типов дорожных мотоциклов с оппозитными двигателями рабочим объёмом 500 куб. см, унифицированных с выпускавшимися тогда серийно М-72. К работе привлекли и два мотозавода, делавшие М-72 – ирбитский и киевский. Причем на ИМЗ было решено запустить в производство «пятисотку», максимально унифицированную с М-72, а на КМЗ – абсолютно новую машину.
М-72 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»
В 1954 году на ИМЗ построили первый опытный М-52 с мотором, спроектированным в ЦКБ. Об особенностях этого нового верхнеклапанного двигателя лучше всего прочитать в отчете ЦКБ: «Двигатель выполнен на базе максимального использования деталей двигателя М-72, так, например, применен серийный картер с небольшими изменениями на последних операциях обработки. Диаметры шеек коленчатого вала, поршневого пальца и ролики с сепараторами остаются унифицированными с соответствующими деталями двигателя М-72. Штанговый механизм газораспределения заимствован из многократно апробированных конструкций и почти полностью схож с конструкцией, примененной на последней модели дорожного мотоцикла BMW R-51/3, в то же время он обладает некоторыми технологическими преимуществами в условиях производства ИМЗ. Цилиндры отлиты из алюминиевого сплава и имеют запрессованные чугунные гильзы…».
В 1957 году началось производство спортивной модификации М-52 – М-52С для шоссейно-кольцевых гонок. В основе своей это была ходовая часть последней модификации М-77, снабженная передней вилкой со смещенной вперед колесной осью от М-52. Двигатель был спортивной модификацией серийного М-52. Новый мотоцикл уральского завода по скоростным данным ничем не уступал легендарному BMW R37, который считался одним из лучших в мире в 30-е и послевоенные годы.
Двигатель М-52С мотоцикла имел оригинальную клапанную крышку с тремя продольными ребрами. Благодаря повышению степени сжатия до 9,0 и двум карбюраторам мощность мотора возросла до 35 л.с. при 6200 об/мин, что позволило машине развивать скорость до 160 км/ч. Помимо технических модификаций, подобная скорость достигалась за счет использования топлива с более высоким октановым числом.
В период с 1957 по 1961 годы было выпущено 20 ед. М-52С, каждый из которых собирался вручную.
Производитель | Ирбитский мотоциклетный завод, г. Ирбит, СССР |
Годы выпуска | 1957-1961 |
Количество, шт | 20 |
Стоимость | |
Стоимость в современных ценах |
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ | |
Тип | 2-цилиндровый, оппозитный |
Объем двигателя, см3 | 494 |
Диаметр и ход поршня, мм | 68 х 68 |
Мощность | 35 л.с. при 6200 об / мин. |
Зажигание | магнето М-90 |
Карбюратор | К-93 на каждый цилиндр |
Аккумулятор | – |
Сцепление | двухдисковое сухое |
Коробка передач | 4-х ступенчатая |
РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА | |
Тип рамы | двойная трубчатая |
Передняя подвеска | пружинная с гидравлическим амортизатором |
Задняя подвеска | пружинная |
Тормоза | барабанные |
Размеры колес | 3,50 х 19 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм |
2 160 |
Ширина, мм |
760 |
Высота, мм |
1 000 |
Колесная база, мм |
1 435 |
Клиренс, мм |
125 |
Высота сидения, мм |
760 |
Масса, кг |
170 |
Емкость бензобака, л |
30 |
Максимальная скорость, км/ч |
160 |
Дальность, км |
motos-of-war.ru