Обслуживание тормозной системы автомобиля – Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля

Содержание

Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем

К основным неисправностям тормозной системы относятся: неэффективное действие тормозов, заедание тормозных колодок, неравномерное действие тормозных механизмов, плохое растормаживание, утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему гидравлического привода, снижение давления в системе пневматического привода, а также негерметичность системы пневматического тормозного привода. .
Неэффективное действие тормозной системы является результатом загрязнения или замасливания тормозных колодок, нарушения регулировки тормозного привода и тормозных механизмов, попадания воздуха в систему привода, уменьшения объема тормозной жидкости, негерметичности в соединениях гидравлического или пневматического привода.

Заедание тормозных механизмов может произойти в результате следующих причин: поломки стяжных пружин, обрыва заклепок фрикционных накладок, а также в результате засорения компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре или заклинивания поршней в колесных тормозных цилиндрах.
Неравномерное действие тормозных механизмов может привести к заносу автомобиля или к его уводу в сторону. Неравномерное торможение является следствием неправильной регулировки тормозных механизмов.

Попадание воздуха в систему гидравлического привода снижает эффективность тормозной системы. Для нормального торможения в этом случае необходимо делать несколько нажатий на педаль. При утечке жидкости происходит полный отказ всей системы торможения автомобиля или какого-то отдельного контура.

При ежедневном техническом обслуживании автомобиля необходимо проверять работу тормозов в начале движения, а также герметичность соединений в трубопроводах и узлах гидропровода и пневмопривода. Утечку тормозной жидкости из системы торможения контролируют по подтекам в местах соединений, а также по уровню жидкости в бачках. Утечку воздуха определяют по снижению давления на манометре или на слух. Утечку воздуха определяют при неработающем двигателе.

В процессе первого технического обслуживания выполняют работы, предусмотренные ежедневным осмотром, а также проверку состояния и герметичности трубопроводов тормозной системы, эффективность тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычага стояночного тормоза. Кроме этого при первом техническом обслуживании проверяют уровень тормозной жидкости в главном цилиндре и при необходимости доливают ее, состояние тормозного крана, состояние механических сочленений педали, а также состояние рычагов и других деталей привода.

При втором техническом обслуживании выполняют работы, предусмотренные первым техническим обслуживанием, ежедневным осмотром, а также выполняют дополнительную проверку состояния тормозных механизмов колес при их полной разблокировке, заменяют изношенные детали (тормозные барабаны, колодки), а также регулируют тормозные механизмы. Кроме того, при прохождении второго технического обслуживании прокачивают гидропривод тормозов, проверяют работу компрессора, а также регулируют натяжение приводного ремня и привод стояночного тормоза.
Сезонное обслуживание автомобиля и его тормозной системы, как правило, совмещают с работами, выполняемыми при втором техническом обслуживании, а также производят работы в зависимости от сезона.

Работы по регулировке тормозной системы включают в себя устранение подтекания жидкости из гидропривода тормозов и его прокачку от попавшего воздуха, регулирование свободного хода педали тормоза и зазора между колодками и барабаном, а также регулировку стояночного тормоза.
Подтекание тормозной жидкости из тормозной системы устраняется подтягиванием резьбовых соединений трубопроводов. В том случае, если причина подтекания — в неисправных деталях, то эти детали необходимо заменить на новые.

Воздух из гидропривода тормозной системы автомобиля удаляют в следующей последовательности:

1) выполняют проверку тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра, а также при необходимости доливают ее;
2) снимают резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра и затем на него надевают специальный резиновый шланг, другой конец которого опускают в емкость с тормозной жидкостью;
3) отворачивают клапан выпуска воздуха на полоборота и резко несколько раз нажимают на педаль тормоза;
4) удерживают педаль тормоза в нажатом положении до полного выхода воздуха из системы торможения;
5) закрывают клапан при нажатой тормозной педали.

После этого осуществляют подкачку остальных колесных цилиндров в том же порядке..В процессе прокачки необходимо постоянно добавлять тормозную жидкость в наполнительный бак. После прокачки педаль торможения станет более жесткой, ход педали восстановится и будет в пределах допустимого.

На большинстве легковых автомобилей регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном осуществляется автоматически. При изнашивании тормозных колодок происходит перемещение упорных колец в колесных тормозных цилиндрах, в результате чего происходит регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном. На автомобилях, не оснащенных автоматической регулировкой, зазор регулируют при помощи поворота эксцентрика.
В автомобилях с пневматическим приводом системы торможения регулировка зазора осуществляется при помощи регулировочного червяка, который устанавливается в рычаге разжимного кулака. Для регулировки зазора необходимо вывесить колесо и затем, поворачивая ключ червяка за его квадратную головку, довести колодки до контакта с барабаном. После доведения колодки необходимо поворачивать червяк в обратном направлении, до тех пор, пока колесо автомобиля не начнет свободно вращаться. Правильность регулировки зазора проверяют при помощи щупа. При правильной регулировке зазор должен составлять 0,2-0,4 мм у осей колодок, а ход штока тормозной камеры должен быть в пределах от 20 до 40 мм.

Регулировка свободного хода тормозной педали в тормозных системах с гидравлическим приводом заключается в установке правильного зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра. Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра регулируется изменением длины толкателя. Длина толкателя должна быть такой, чтобы зазор между ним и поршнем составлял 1,5-2,0 мм, такая величина зазора соответствует свободному ходу педали тормоза 8-4 мм.

В тормозных системах с пневматическим приводом свободный ход педали регулируют изменением длины тяги, которая соединяет педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. После регулировки свободный ход педали должен составлять 14-22 мм. Рабочее давление в пневматической тормозной системе должно регулироваться автоматически и составлять 0,6-0,75 МПа.

Привод стояночной тормозной системы регулируется за счет изменения длины наконечника уравнителя длины троса, который связан с рычагом. Ход рычага отрегулированного привода стояночной системы торможения должен составлять 3-4 щелчка запирающего устройства.
На грузовых автомобилях регулировка стояночной системы торможения осуществляется за счет изменения длины тяги. Длину тяги изменяют, отвертывая или завертывая регулировочную вилку. В отрегулированной тормозной системе в затянутом состоянии рычаг должен перемещаться не более чем на половину зубчатого сектора запирающего устройства.

Если тормозная тяга укорочена до предела и при этом не обеспечивает полного затормаживания при перемещении стопорной защелки за шесть щелчков, то в этом случае необходимо перенести палец тяги, к которому присоединен верхний конец тяги, в следующее отверстие регулировочного рычага тормоза, при этом обязательно нужно надежно затянуть и зашплинтовать гайку. После этого нужно повторить регулировку длины тяги в указанном выше порядке.

Основными дефектами в гидравлическом тормозном приводе являются износ накладок и барабанов, поломка возвратных пружин, срыв тормозных накладок, а также ослабление стяжной пружины или ее поломка.

При ремонте тормозные механизмы снимают с автомобиля, разбирают, затем очищают от грязи и пыли, а также от остатков тормозной жидкости. Детали тормозных механизмов очищают специальным моющим раствором, затем водой, а после этого продувают сжатым воздухом.
Разборку колесного тормозного механизма начинают со снятия тормозного барабана. После тормозного барабана снимают стяжные цилиндры, тормозной цилиндр. Если на рабочей поверхности имеются различные царапины или небольшие риски, то ее необходимо зачистить мелкозернистой шлифовальной бумагой. Если глубина рисок большая, то барабан растачивают. После расточки барабана необходимо заменить накладки на увеличенный размер. Кроме этого смена накладок осуществляется, если расстояние до головки заклепок буден менее 0,5 мм, или в том случае, если толщина клееных накладок будет менее 0,8 от толщины новой накладки.

Клепку новой накладки осуществляют в следующем порядке, В начале новую накладку устанавливают и закрепляют на колодке при помощи струбцин. После этого со стороны колодки в накладке просверливают отверстия, которые предназначены для заклепок. Просверленные отверстия снаружи раззенковывают на глубину 3-4 мм. Клепка накладок осуществляется медными, бронзовыми или алюминиевыми заклепками.

Перед тем как приклеить накладку на колонку, ее поверхность необходимо зачистить мелкой зернистой шлифовальной бумагой, а после этого обезжирить. После этого на поверхность накладки наносят два слоя клея с выдержкой в 15 минут.
Сборка осуществляется в специальном приспособлении. После сборки механизм необходимо просушить в нагревательной печи при температуре 150-180 °С в течение 45 минут.

Кроме вышеперечисленных неисправностей в гидравлическом тормозном приводе возникает износ рабочих поверхностей главных и колесных цилиндров, разрушение резиновых манжет, а также нарушение герметичности трубопроводов, шлангов и арматуры.
Тормозные цилиндры, которые имеют небольшие риски или царапины, восстанавливают хонингованием. При значительной величине износа тормозные цилиндры необходимо расточить до ремонтного размера. После растачивания необходимо провести хонингование.
К основным дефектам гидравлического усилителя тормозной системы относятся износ, царапины, риски на рабочей поверхности цилиндра и поршня, неплотное прилегание шарика к своему гнезду, смятие кромок пальцевых диафрагм, а также износ и разрушение манжет.

Цилиндр гидравлического усилителя восстанавливают шлифовкой, но на глубину не более чем на 0,1 мм. Неисправный поршень меняют на новый. Изношенные резиновые уплотнения также меняют на новые.

После замены всех изношенных деталей цилиндр гидравлического тормозного привода собирают.
К основным дефектам пневматического тормозного привода относятся повреждения диафрагм тормозного клапана, тормозных камер, риски на клапанах и седлах клапанов, изогнутость штоков, износ втулок и отверстий под рычаги, поломка и потеря упругости пружин; износ деталей кривошипно-шатунного и клапанного механизмов компрессоров.
Наиболее сильно изнашивающимися деталями компрессора являются: цилиндры, кольца, поршни, подшипники, клапаны, а также седла клапанов.

Нарушение герметичности пневматического привода тормозной системы происходит- из-за износа уплотнительного устройства заднего конца коленчатого вала, а также из-за разрушения диафрагмы загрузочного устройства.
После разборки пнемопривода детали уплотнительного устройства необходимо промыть в керосине, затем удалить закоксовавшееся масло и заусенцы и затем снова собрать. Диафрагма заменяется на новую.

Воздушный фильтр тормозной системы необходимо разобрать, затем промыть фильтрующий элемент в керосине, а затем продуть сжатым воздухом. Перед установкой воздушный фильтр необходимо смочить в моторном масле.
После сборки и ремонта компрессор тормозной системы должен пройти испытания и приработку на специальном стенде.
При ремонте тормозного крана его снимают с автомобиля. Его разборку производят в тисках, контролируя состояние всех составляющих его деталей. После замены поврежденных деталей тормозной кран собирают.

Отремонтированные или замененные узлы тормозной системы устанавливают на свои места, после чего выполняют регулировочные работы.

avtokriminalist.ru

Обслуживание тормозной системы автомобилей ВАЗ

Тормоза в автомобиле – важная функция, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров. Поэтому обслуживание тормозной системы необходимо проводить тщательно и правильно. Рассмотрим эту непростую процедуру на примере переднеприводных автомобилей ВАЗ, а именно, модели 2109. Все операции аналогичны другим маркам «жигулей». Поэтому запомнив предлагаемые действия, можно легко использовать знания для других машин.

Замена жидкости в тормозной системе

Проводите эту процедуру вместе с помощником. Для этой работы потребуются:

 

  • тормозная жидкость Томь или Роса;
  • тонкий шланг;
  • прозрачная емкость на 0,5 литра;
  • гаечный ключ размером 8 мм;
  • ветошь.

Тормозную жидкость рекомендуется заменять раз в три года. Храните ее в закрытой емкости, так как она впитывает влагу из воздуха.

При работе будьте осторожны, тормозная жидкость ядовита! Кроме того, нельзя допускать попадание ее на кузов, провода, пластмассу. Используйте для этого ветошь.

Если задняя часть автомобиля поднята, то регулятор давления заблокирован, для его разблокировки вставьте какой-нибудь предмет между шариком и пластиной, но не забудьте вытащить его по окончании работ.

Порядок замены жидкости:

  1. Откройте крышку бачка с жидкостью, не допуская капания жидкости с поплавка.
  2. Снимите резиновую заглушку с клапана воздуха на заднем правом механизме тормоза, наденьте шланг на клапан, поместите конец шланга в емкость.
  3. Ослабьте клапан, нажмите на педаль тормоза и держите ее, при этом следите чтобы в бачке жидкость не кончалась, доливайте ее, когда жидкость перестанет течь, затяните клапан.
  4. Отпустите педаль и снова нажмите до конца, держите так. Ослабьте клапан. Такие операции делайте до тех пор, пока жидкость не будет вытекать чистая и прозрачная. Затяните клапан, наденьте резиновую заглушку.
  5. Точно также проделайте с левым передним, левым задним и правым передним колесом.
  6. Проверьте, нет ли воздуха в тормозной системе. Для этого несколько раз нажмите на педаль.

Усилие на педали тормоза должно быть всегда одинаковым, если нет, то нужно прокачать тормозную систему. Это делается по аналогии с заменой – также поочередно прокачивается каждое колесо. Долейте в бачок тормозную жидкость до максимума, закройте крышку.

Как заменить передние тормозные накладки

Для замены накладок вам необходимо иметь:

  • домкрат;
  • отвертку;
  • карандаш или маркер;
  • молоток;
  • упоры под колеса;
  • гаечные ключи на 13 и 17 мм;

Накладки подлежат замене если их толщина менее 2 мм. Перед заменой поставьте автомобиль на ручной тормоз, установите упоры под задние колеса. Для очистки тормозного механизма не применяйте бензин, растворители.

Попадание бензина, масла в тормозную систему грозит выходом ее из строя. В тормозных цилиндрах стоят резиновые детали из немаслостойкой резины. При разбухании от масла или бензина они выведут систему из строя, что приведет к дорогостоящему ремонту.

Если вы решили менять накладки, то это нужно делать с обеих сторон машины. Не путайте между собой разные накладки, так как это приведет к неравномерному торможению. Если в бачке тормозная жидкость налита по верхней метке, то придется немного уменьшить объем. При установке новых накладок, которые больше по толщине, жидкости в бачке станет больше. Поэтому она будет выливаться через край.

Порядок замены

Чтобы не ошибиться и не совершить ошибки, действуйте в следующем порядке:

  1. Снимите переднее колесо.
  2. В тормозной скобе есть отверстие, через которое можно увидеть толщину накладок.
  3. Вытащите из кронштейна шланг с резиновым уплотнителем.
  4. Отогните шайбу стопорную верхнего болта.
  5. Открутите его, придерживая ключом направляющий палец.
  6. Разверните скобу вниз.
  7. Пометьте маркером накладку, если будете устанавливать ее снова.
  8. Вытащите накладки и измерьте толщину. Если она менее 2 мм, замените детали. Если накладки отслоились от основания, имеют большие сколы, борозды, то они также подлежат замене.
  9. Проведите очистку скобы от ржавчины и грязи, но не повредите резиновый чехол цилиндра.
  10. Если планируете ставить новые накладки, вдавите поршень цилиндра, чтобы новые более толстые детали подошли по размеру. Для этого поставьте на место старые накладки и скобу разверните в исходное положение. Надавите монтажкой на внутреннюю накладку, опирайтесь на диск, вдавите поршень.
  11. Поставьте новые комплектующие. Пружинки должны быть параллельны верху. Если ставите старые детали, то не забудьте про маркировку.
  12. Поставьте скобу на место и затяните болт крепления.
  13. Зафиксируйте головку болта от проворачивания стопорной шайбой.
  14. Поставьте на место колесо, опустите с домкрата автомобиль.
  15. Нажмите несколько раз на педаль тормоза, чтобы поршень цилиндра занял рабочее положение.
  16. В бачок долейте, если это необходимо, тормозную жидкость.

После таких действий замену передних колодок можно считать оконченной. Но обслуживание тормозной системы еще нужно продолжать.

Проверка тормозов на эффективность

В правилах дорожного движения есть список неисправностей, когда запрещено эксплуатировать автомобиль. В пункте 1.1 сказано, что тормозной путь при однократном нажатии на тормоз при скорости 40 км/ч не должен быть более 12,2 метра. Проверку нужно производить на горизонтальной дороге, которая должна быть чистой и сухой. Покрытие — бетон или асфальт. Система тормозов должна быть полностью герметична. Количество тормозной жидкости – на максимальной отметке.

Порядок выполнения проверки эффективности:

  1. Разгонитесь на автомобиле до скорости 40 км/ч.
  2. Затормозите, нажав на педаль тормоза до конца, дождитесь пока автомобиль полностью остановится.
  3. Произведите замер тормозного пути. Если он оказался более 12,2 метров, то можете считать, что тормоза у вашего автомобиля работают неэффективно.
  4. Чтобы точнее определить эффективность, такие замеры делают, разгоняясь на автомобиле в противоположные стороны на одной и той же дороге.

Проверка герметичности

Чтобы затянуть крепление тормозных трубок, необходимо иметь специальный ключ.

Порядок проверки на подтекание:

  1. Проведите осмотр тормозных трубок на предмет ржавчины и повреждений. Крепление трубок в держателях должно быть надежным. Если держатели сломаны, то они при вибрации могут повредить трубки.
  2. Также проверьте состояние тормозных шлангов. Если они имеют следы протирания, порывы, трещины или вздуваются при нажатии на педаль тормоза, то обязательно замените. Старайтесь не допускать, чтобы на шланги попадали масло или бензин. Менять шланги рекомендуется через 120 тысяч километров пробега или через 5 лет.
  3. Осмотрите соединения трубок и шлангов, если есть течь, то подтяните соединение спецключом. Если сами не смогли устранить течь жидкости, обратитесь в автосервис.
  4. Иногда на колесе изнутри может течь тормозная жидкость. В таком случае неисправен колесный тормозной цилиндр, который подлежит замене.
  5. Если имеются следы течи под бачком главного цилиндра, то нужно менять втулки бачка.

Перечисленные недостатки необходимо устранить, чтобы в пути быть уверенным в исправности своей машины.

Проверка вакуумного усилителя тормозов

Этот узел тормозной системы рекомендуется проверять через каждые 45 тысяч километров пробега. Если вакуумный усилитель вышел из строя, то усилие на педали тормоза намного больше. Это плохо влияет на управляемость автомобиля, увеличивается расход бензина, так как воздух подсасывается в цилиндры двигателя.

Порядок проверки:

  1. Когда двигатель не работает, нажмите несколько раз на педаль тормоза.
  2. Держите нажатой педаль и запустите двигатель. Она должна податься вперед. Если педаль осталась на месте, то нужно проверить надежность соединения шланга с клапаном и впускным коллектором.
  3. При ослаблении хомута крепления шланга, подтяните его.
  4. Если шланг соединен с обратным клапаном неплотно, то его необходимо заменить. Снова проверьте работоспособность усилителя. Если результат не изменился, то вакуумный усилитель неисправен. Ремонтируется он только в специализированной мастерской.

Внимание! Не рекомендуется самостоятельно заниматься ремонтом вакуумного усилителя.

Как проверить регулятор давления (колдун)

Проверка регулятора давления должна проводиться через 30 тысяч километров пробега. Для этого необходим доступ к автомобилю снизу. Его устанавливают на подъемник, яму или эстакаду. Очистите колдун (регулятор давления) от грязи.

Как проверить привод колес, подвеску и рулевую рейку ВАЗ-2109.

Если он отрегулирован нормально, то во время торможения передние колеса начинают останавливаться раньше задних. Если это не так, то колдун считается неисправным или неправильно отрегулированным. Здесь нужна помощь специалистов автосервиса.

Порядок проверки колдуна:

  1. Осмотрите регулятор на предмет течи тормозной жидкости.
  2. Осмотрите заглушку, в нормальном положении она утоплена на 1-2 миллиметра.
  3. Покачайте и пошевелите серьгой, люфта не должно быть.
  4. Попросите кого-нибудь нажать на тормоз. Поршень колдуна в этом случае должен выдвинуться из корпуса на 1,5-2,5 мм, и сжать пружину, опираясь на рычаг.
  5. Если эти условия не выполняются, то регулятор давления (колдун) считается неисправным и требуется обращение в автосервис.

Об этих операциях многие водители забывают, и пренебрегают проверкой регулятора давления тормозов.

Регулировка свободного хода педали тормоза

Для этого нужно иметь пластину толщиной 3 мм. Для начала выключите массу. Двигатель должен быть заглушен. Нормальный свободный ход тормозной педали достигается перемещением выключателя стоп-сигнала (лягушки). Он должен составлять от 3 до 5 мм. Если ход педали тормоза меньше указанного, то колеса будут подтормаживать, а значит автомобиль будет плохо разгоняться. Если свободный ход больше, то труднее рассчитывать усилие нажатия на педаль.

Тормозная система автомобилей ВАЗ — устройство и работа.

Порядок регулировки:

  1. Легко нажмите на педаль тормоза до упора. При таком положении вставьте между лягушкой и педалью пластину 3 мм. Это и есть нормальное положение педали.
  2. Держа педаль в таком положении, ослабьте гайки лягушки, переместите ее до нужного положения. После окончания регулировки педаль должна упираться в лягушку при отпущенной педали. В таком положении закрепите лягушку гайками. Если таким методом не получилось отрегулировать свободный ход, обратитесь в автосервис.

Читайте: Почему не работает ручной тормоз.

В обзоре не описана замена задних тормозных колодок. О них пойдет речь в другой статье. Не забывайте проводить обслуживание тормозной системы на вашей машине. Это имеет важное значение для безопасности.

xn—-21-43dabppn4d4dn.xn--p1ai

Техническое обслуживание тормозной системы

 

Техническое обслуживание тормозной системы заключается в проверке и при необходимости регулировке механизмов рабочего, запасного и стояночного тормозов, свободного хода педали тормоза, натяжения ремня компрессора, предохранительного клапана и тормозного крана в системе пневматического привода, проверке герметичности привода, уровня жидкости в главном цилиндре, удалении конденсата из пневмосистемы.

При ЕТО проверяется герметичность пневмосистемы, сливается конденсат из ресиверов, проверяется действие рабочей, запасной и стояночной тормозной систем.

При ТО-1 выполняются работы, предусмотренные ЕТО, кроме того:

проверяются натяжение ремня привода компрессора, затяжка гаек крепления компрессора, величина свободного хода педали тормоза, смазываются регулировочные рычаги тормозных механизмов.

При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам смазываются валы разжимных кулаков тормозного механизма рабочего тормоза, проверяются свободный ход рычага стояночного тормоза, свободный и полный ход педали рабочего тормоза, исправность работы предохранительного клапана пневмопривода тормозов, шплинтовка пальцев штоков тормозных камер.

При СО проверяется состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков, промывается и продувается сжатым воздухом фильтр регулятора давления, смазываются оси тормозных колодок, при необходимости заменяется тормозная жидкость в гидроприводе тормозов, производится частичная или полная регулировка тормозных механизмов.

Характерными отказами и неисправностями тормозной системы автомобиля являются слабое или неодновременное действие тормозов, плохое растормаживание или заклинивание колес.

Причиной слабого действия тормозов может быть негерметичность тормозного привода, попадание воздуха в систему гидравлического привода или недостаточное количество тормозной жидкости, нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, износ или замасливание тормозных колодок и барабанов, недостаточное давление воздуха в пневматическом приводе из-за неисправности компрессора.

Негерметичность тормозного привода устраняют подтягиванием соединений или заменой поврежденных деталей.

Негерметичность в соединениях определяют по подтеканию жидкости в гидравлическом приводе или по величине падения давления воздуха при неработающем двигателе в системе пневматического привода, которое не должно превышать 0,5 кгс/см2 (50 кПа) за 0,5 ч при свободном положении педали тормозного привода и 0,5 кг/см2 (50 кПа) в течение 15 минут при включенном тормозном приводе. Утечку воздуха обнаруживают на слух или с помощью мыльного раствора, которым смачивают возможные неплотности в соединениях. Наличие воздуха в гидравлическом приводе определяют при нажатии на тормозную педаль. Если педаль опускается без ощутимого сопротивления, то в приводе имеется воздух, который сжимается, и жидкость не передает давление на детали тормозного механизма.

Неодновременность действия тормозов может быть результатом нарушения регулировки привода или тормозных механизмов, замасливание тормозных колодок. Плохое растормаживание или заклинивание колес происходит вследствие поломки стяжных пружин тормозных колодок, обрыва фрикционных накладок, заедания валиков привода, неисправности тормозного крана, недостаточного свободного хода тормозной педали, разбухания манжет или заклинивания поршней в рабочих цилиндрах колес гидравлического привода.

В зависимости от характера неисправности удаляют воздух из гидравлического привода, нарушенные регулировки восстанавливают, нарушенные соединения подтягивают, поломанные и изношенные детали заменяют.

Удаляют воздух из гидравлического привода прокачиванием его тормозной педалью.

Перед удалением воздуха прокачиванием привода тормозной педалью проверяют уровень жидкости в главном тормозном цилиндре. Он должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия. Если уровень недостаточен, то жидкость доливают. Гидравлический привод тормозной педалью прокачивают вдвоем: один на колесном цилиндре снимает колпачок с перепускного клапана, присоединяет к нему резиновый шланг длиной 350-400 мм, опускает шланг в стеклянную банку, наполненную на 1/3 тормозной жидкостью, и отворачивает на 1/2-3/4 оборота перепускной клапан; после этого другой несколько раз быстро нажимает на тормозную педаль, каждый раз медленно ее отпуская. Прокачивание продолжается до тех пор, пока из трубки, опущенной в банку, не прекратится появление пузырьков воздуха. Через каждые пять-шесть нажатий на педаль нужно проверять уровень жидкости в главном тормозном цилиндре и своевременно доливать ее, так как при полном расходе жидкости в систему опять попадает воздух. После выхода воздуха из шланга, опущенного в банку, не отпуская нажатую педаль, плотно заворачивают перепускной клапан колесного тормозного цилиндра, снимают шланг и надевают резиновый колпачок.

Эта операция повторяется на всех рабочих цилиндрах колес, начиная с наиболее удаленных от главного тормозного цилиндра.

Свободный ход педали рабочего тормоза регулируют изменением длины тяги, соединяющей педаль с толкателем главного тормозного цилиндра (в гидравлическом приводе), или тормозным краном (в пневматическом приводе). Свободный ход тормозной педали гидравлического привода должен составлять 8-14 мм, что соответствует зазору 1,5-2,5 мм между толкателем и поршнем в главном тормозном цилиндре. Свободный ход верхнего конца педали пневматического привода должен быть 40-60 мм. Свободный ход педали проверяют при наличии в системе сжатого воздуха.

Регулировку тормозных механизмов колес выполняют после проверки и регулировки затяжки подшипников ступиц колес.

Полную регулировку тормозных механизмов выполняют, как правило, только после разборки всего механизма в ремонтной мастерской. В процессе эксплуатации для восстановления нормального зазора между тормозными колодками и барабаном выполняют так называемую частичную регулировку тормозов. Необходимость в регулировке определяют по увеличенному ходу тормозной педали автомобилей с гидравлическим приводом и увеличенному ходу штоков тормозных камер у автомобилей с пневматическим приводом. Нормальная величина выхода штока тормозных камер у большинства автомобилей находится в пределах 15-40 мм.

Частичная регулировка автомобилей УАЗ и Урал-4320 выполняется эксцентриками (рисунок 24.5,а), на автомобилях КамАЗ — червяками тормозных камер (рисунок 24.5,б). Для регулировки домкратом поднимают колесо и вращением эксцентрика или червяка добиваются затормаживания колеса. Затем эксцентрик (червяк) отворачивают в обратную сторону до полного освобождения колеса.

Регулировку тормозов проверяют по нагреву барабанов при движении автомобиля. В случае сильного нагрева колодки нужно несколько отвести от барабана вращением эксцентрика (червяка).

 

 

а — эксцентриком: б — червяком тормозной камеры

Рисунок 24.5 — Регулировка колесных тормозов

 

Стояночный тормоз регулируют в том случае, если в результате увеличенного зазора между колодками и барабаном рычаг тормоза имеет большой свободный ход. Перемещение рычага при полном торможении не должно превышать 1/4 возможного его хода.

Основные регулировочные параметры автомобилей УАЗ-3151, Урал-4320, КамАЗ-4310 приведены в таблице 24.3

 

Таблица 24.3 — Основные регулировочные параметры

Наименование Данные для регулировок
УАЗ-3151 Урал-4320 КамАЗ-4310
1 Свободный ход рулевого колеса, не более, град     12 при работающем гидроусилителе    
2 Свободный ход педали сцепления, мм 35-55 30-40 6-12
3 Полный ход педали сцепления, мм
4 Свободный ход педали тормоза, мм 8-14 15-25 20-30
5 Полный ход педали тормоза, мм   100-130
6 Прогиб ремней привода генератора, водяного насоса, гидроусилителя от усилия 4 кгс, мм 8-14 15-22 15-22
7 Зазор между коромыслами и стержнями клапанов на холодном двигателе впускные выпускные     0,30-0,35     0,20-0,30     0,25-0,30
0,35-0,40 0,35-0,40 0,35-0,40
8 Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения, °С не более 95 80-98 80-98
9 Величина схождения передних колес, мм 1,5-3 3-8 1-2
10 Давление масла в системе смазки двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала (не менее,) кгс/с2 при 2000 об/мин   0,68-1,08   3,43       4,5-5,5       4,5-5,5
11 Зазор между электродами свечи зажигания, мм   0,8+0,15   -   -
12 Давление подъема иглы форсунки, кгс/см2   -    

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Обслуживание тормозной системы автомобиля

Категория:

   Как сохранить автомобиль

Публикация:

   Обслуживание тормозной системы автомобиля

Читать далее:



Обслуживание тормозной системы автомобиля

Тормозная система автомобиля — предмет особого внимания. Эффективность ее работы влияет на то, как быстро после начала торможения вы сможете остановить автомобиль. Напомним, что тормозной путь зависит от многих факторов, и прежде всего от скорости, исправности тормозной системы, состояния дороги (скользкая она или нет), состояния шин и др.

Надежная работа тормозной системы — залог безо-, пасности движения, так как значительная часть дорож-но-транспортных происшествий происходит по причине ее отказа. В процессе эксплуатации изнашиваются тормозные барабаны и фрикционные накладки тормозных колодок, между ними увеличиваются зазоры, накладки замасливаются, из гидравлического привода тормозов вытекает часть жидкости, а у самой жидкости изменяются физические свойства. Износ деталей тормозных механизмов ведет к увеличению тормозного пути, то есть все это влияет на эффективность торможения. Чтобы восстановить работоспособность тормозной системы, необходимо регулярно проводить ее техническое обслуживание.

Ежедневно осмотром проверяют герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, осматривают все места соединений и, если обнаружено подтекание жидкости, устраняют неисправность. Перед выездом из гаража необходимо нажатием на педаль убедиться, что в тормозной системе нет воздуха. Если в систему попал воздух, педаль «провалится» до пола, если воздуха нет, педаль остановится приблизительно на 2/3 хода до пола.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При техническом обслуживании № 1 прежде всего проверяют эффективность действия тормозов. Техническому обслуживанию № 2 тормозной системы следует уделить особое внимание. Затраченное на это время с лихвой окупается безопасной ездой.

Рис. 1. Зависимость тормозного пути от скорости автомобиля

Сначала проверяют состояние и герметичность соединений. При необходимости устраняют утечку тормозной жидкости, закрепляют детали привода главного тормозного цилиндра, сам цилиндр и гидровакуумный усилитель.

Проверка эффективности торможения. Эффективность торможения лучше всего проверить на станции технического обслуживания автомобилей, где есть специальные стенды. Если по каким-либо причинам сделать это невозможно, применяют специальный прибор — деселерометр. Его закрепляют присосками на ветровом стекле, разгоняют автомобиль до скорости 30 км/ч и тормозят. Маятник деселерометра под действием сил инерции переместится и отклонит стрелку, указывающую замедление автомобиля. Оно должно быть не менее 5,8 м/с2. Ну а если нет и деселерометра?

Тогда эффективность торможения можно проверить на ровном участке дороги с асфальтированным покрытием: автомобиль разгоняют до скорости 30 км/ч и резко тормозят. На сухом асфальте путь торможения легкового автомобиля должен быть не более 7,2 м.

Рис. 2. Проверка и регулировка свободного хода тормозной педали: 1 — главный тормозной цилиндр; 2 — толкатель; 3 — пол; 4 — линейка; 5 — педаль; 6 — контргайка; 7 — ключ

Регулировка свободного хода педали рабочего тормоза. Для нормальной работы тормозной системы необходимо, чтобы происходило полное растормаживание колес при отпущенной педали. Это достигается введением так называемого свободного хода педали — величины такого хода педали, при котором еще не включается тормозная система. Для легковых автомобилей величина свободного хода педали составляет от 1 до 10 мм. Она определяется заводом-изготовителем автомобиля.

Проверить свободный ход педали можно с помощью специального прибора или обыкновенной линейки, которую ставят около педали так, чтобы ее конец стоял на полу (рис. 2), и отмечают деление, на уровне которого находится педаль. Затем рукой нажимают на педаль до тех пор, пока не почувствуют заметного сопротивления. Этот момент и соответствует положению, когда толкатель, выбрав зазор, упрется в поршень главного тормозного цилиндра. Заметив новое положение педали, по линейке высчитывают величину свободного хода педали. На автомобиле ВАЗ она равна 3…5 мм, «Москвич»— 1…5 мм и ЗАЗ— 1,5…5 мм.

Свободный ход педали зависит от зазора между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра, поэтому для регулировки свободного хода устанавливают величину указанного зазора. Он обычно равен 0,3…0,9 мм в зависимости от модели автомобиля. Величину зазора, а следовательно, и свободный ход, у одних автомобилей регулируют удлинением или укорочением толкателя, а у других, например ВАЗ,— перемещением выключателя стоп-сигнала (рис. 3) вместе с буфером.

Для этого, отпустив контргайку и вращая упорный болт толкателя выключателя стоп-сигнала, добиваются нормального свободного хода педали. Контролировать величину свободного хода педали можно замером величины зазора между упором педали и пластмассовым наконечником выключателя сигнала торможения. Так контролируется зазор, например, на автомобилях «Запорожец». После регулировки контргайку надежно закрепляют.

О регулировке тормозов. Для нормальной работы тормозов, когда они надежно работают при нажатой педали, а при отпущенной педали фрикционные накладки тормозных колодок совершенно не касаются тормозных барабанов, между накладками и барабанами должен быть постоянный зазор.

Рис. 3. Регулировка свободного хода тормозной педали автомобиля ВАЗ: 1— главный тормозной цилиндр; 2 — вакуумный усилитель; 3 — выключатель; 4 — контргайка; 6 — буфер; 6 — педаль; 7 — толкатель

Рис. 4. Проверка зазора между тормозной накладкой и барабаном: 1 — тормозной барабан; 2 — эксцентрик; 3 — фрикционная накладка; 4 — тормозная колодка; 5 — пальцы

В процессе износа накладок и барабанов зазор увеличивается, а вместе с ним увеличивается и свободный ход педали. Поэтому периодически их необходимо восстанавливать. Иногда бывает достаточно выполнить частичную регулировку (обычно эксцентриками). Для этого автомобиль лучше поставить на осмотровую канаву или эстакаду, снять декоративный колпак и ослабить гайки или болты крепления колеса и установить задний мост на подставки. После снятия колес проверить с помощью щупа зазор между накладками колодок и барабанами (рис. 4). Его величина должна соответствовать рекомендациям завода-изготовителя. На автомобилях ВАЗ зазор равен 0, 1…0, 15 мм.

При частичной регулировке надо нажать на тормозную педаль и повернуть регулировочные эксцентрики (если они есть) до упора в колодки. Затем отвернуть их на 10…15° (‘Д грани гайки) назад. Это обычно соответствует требуемому зазору. Если при отпущенной педали барабан свободно вращается, не цепляя накладок, можно считать, что регулировка выполнена правильно, если нет — всю операцию следует повторить сначала.

Некоторые специалисты зазор регулируют на основе практики: они при нажатой педали затягивают один эксцентрик и, отпустив педаль, постепенно его отпускают стараясь рукой повернуть тормозной барабан или ко песо. Ту же операцию повторяют с другой колодкой с остальными колесами.

Если зазор установить не удается, то прибегают к полной регулировке. Она выполняется чаще всего при замене тормозных накладок, а также после расточки тормозных барабанов.

В чем заключается полная регулировка и как она выполняется?

Полная регулировка заключается в установлении необходимого зазора между накладками и барабаном по всей рабочей поверхности накладок. При полной регулировке вывешивают колесо автомобиля, ослабляют гайки опорных пальцев и поворачивают опорные пальцы, чтобы отвести колодки от барабана. После этого ваш помощник должен нажать на тормозную педаль с усилием около 10…15 кгс, а вам необходимо повернуть опорный палец настолько, чтобы накладка колодки прижалась к барабану, и слегка затянуть гайку опорного пальца.

Теперь осталось проверить качество регулировки: если при поворачивании тормозной барабан не цепляет накладку, то регулировка выполнена правильно и гайку опорного пальца затягивают до конца. Если барабан задевает за накладку, то плавно поворачивают опорный палец в обратном направлении при постепенном вращении барабана до того положения, пока барабан не перестанет задевать за накладку. Остается только, удерживая палец от проворачивания ключом, затянуть гайку до конца. Таким же образом регулируют остальные колодки.

После этого выполняют частичную регулировку, последовательность которой мы рассмотрели выше. Закончив ее, с помощью щупа еще раз контролируют зазоры между накладками и барабаном внизу на расстоянии 30.J35 мм от Края накладки и вверху.

Проверка работы гидровакуумного усилителя тормозов. Если в гидравлическом приводе тормозов вашего автомобиля есть вакуумный усилитель тормозов, периодически не забывайте его проверять. Делается это очень просто: перед тем как пустить двигатель, нажмите подход Недколько Раз и остановите педаль на середине ее «vuf тепеРь пустите двигатель.

Проверьте плотность присоединения шланга к впускной трубе и усилителю. Обычно после устранения неплотности усилитель работает нормально. Если причина неисправности не устранена таким образом, то требуется ремонт и вам необходимо обратиться на станцию технического обслуживания автомобилей.

Прокачка тормозов. При техническом обслуживании проверяют и доливают жидкость в главный тормозной цилиндр или питательный бачок и проверяют действие тормозов: при нажатии педаль не должна «проваливаться» до пола. «Проваливание» педали свидетельствует о наличии в тормозной системе воздуха.

Как быть, если в систему попал воздух?

Его необходимо удалить из системы, используя перепускные клапаны. Для этого один конец тонкого шланга надевают на перепускной клапан, другой опускают в сосуд с тормозной жидкостью, проверяют уровень жидкости в бачке или резервуаре тормозного цилиндра. Один человек энергично несколько раз нажимает на тормозную педаль, пока не почувствует упругость, и держит педаль ногой в нажатом состоянии, другой — открывает перепускной клапан (педаль должна провалиться, из шланга выходят пузырьки воздуха). Когда педаль провалится до пола, закрывают клапан. Эту операцию повторяют до тех пор, пока из шланга не перестанут идти пузырьки воздуха.

Необходимо помнить, что в главном тормозном цилиндре или бачке всегда должна быть жидкость и при прокачке тормозов через несколько нажатий на педаль следует проверять ее уровень

Как только из шланга пойдет чистая, без пузырьков воздуха жидкость, педаль нажимают до конца хода и закрывают перепускной клапан. Так повторяют с каждым колесом в отдельности. Прокачку следует начинать с самого дальнего от главного тормозного цилиндра колеса (как правило, это правое заднее) чтобы воздух не попал из цилиндра дальнего колеса в цилиндры ближних колес. Необходимо помнить, что доливать нужно тормозную жидкость той марки, которая залита в систему. В противном случае систему следует промыть и залить свежую жидкость. При заливке жидкости не забудьте прочистить отверстия в главном тормозном цилиндре, соединяющие полости цилиндра о резервуаром и резервуар с атмосферой.

Рис. 5. Прокачка тормозной системы: 1 — шланг; 2 — рабочий цилиндр; 3 — перепускной клапан

В случае применения нерекомендуемой тормозной жидкости или попадания в жидкость масел, керосина, бензина возможно разбухание резиновых манжет. В результате для торможения необходимо приложить большее усилие, а при отпускании педали она возвращается в исходное положение с опозданием и не полностью, уменьшается свободный ход педали, происходит притормаживание колес.

В случае засорения компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре педаль станет «жесткой» и ход педали уменьшится. Это же может произойти и при использовании нерекомендуемой жидкости.

Давление жидкости в гидравлическом приводе тормозов, например автомобиля ВАЗ, при нажатии на педаль с силой 25…30 кгс достигает 50 кгс/см2. Поэтому при техническом обслуживании следует особое внимание обращать на состояние шлангов, трубопроводов, штуцеров, манжет колесных и главного тормозного цилиндров (смотреть, нет ли подтекания жидкости). Рекомендуется резиновые шланги гидравлического привода тормозов независимо от состояния менять через 100 000 км пробега или пять лет эксплуатации автомобиля.

При техническом обслуживании необходимо следить, чтобы у автомобилей с дисковыми тормозами не были помяты трубки, соединяющие наружные и внутренние колесные цилиндры.

Сняв тормозные барабаны (диски), проверяют состояние колодок, фрикционных накладок, пружин и подшипников колес. Неисправные детали заменяют. Заменяют и поломанные пружины, тормозные барабаны с трещинами или большим износом рабочей поверхности. Если изношены тормозные накладки, то снимают колодки, срубают изношенные накладки и наклепывают или наклеивают новые. Заменяют подшипники со сломанными сепараторами или поврежденными роликами (шариками).

Не следует забывать, что при выполнении операций технического обслуживания надо проверить и при необходимости закрепить опорные диски тормозных колодок. Перед сборкой (особенно после ремонта) промыть детали (кроме сальников) керосином, заменить смазку в ступицах передних колес, установить их на место и отрегулировать затяжку подшипников. Последовательность регулировки будет рассмотрена ниже в разделе «Ходовая часть».

Обслуживание регулятора давления. В тормозной системе современных легковых автомобилей введен регулятор давления (рис. 6) —очень важный прибор, которому, как правило, уделя ется незаслуженно мало внимания. Дело в том, что при резком торможении, особенно на большой скорости, за счет сил инерции весьма значительно перераспределяются нагрузки между передним и задним мостами: передний мост сильно нагружается, а задний разгружается и за счет упругости рессор поднимается. Это замечал, видимо, каждый: автомобиль при торможении «клюет».

Рис. 6. Регулятор давления: 1 — задний мост; 2 — рычаг привода регулятора; 3 — регулятор давления

Рис. 7. Регулировка стояночного тормоза: 1 — рычаг; 2 — трос; 3 — ролик; 4 — гайка; 5 — контргайка; 6 — пружина

Обычно задние колеса затормаживаются несколько раньше передних, поэтому появляется опасность заноса автомобиля. Регулятор давления препятствует этому: когда при резком торможении задняя часть автомобиля несколько поднимается и задние колеса разгружаются, рычаг привода регулятора перемещает поршень и значительно уменьшает давление (до нуля) в тормозном приводе задних колес. При обслуживании (а оно проводится обычно через 30 000 км пробега) на осмотровой канаве или подъемнике очищают регулятор и его части от грязи, аккуратно снимают чехол, удаляют остатки масла и просят другого человека несколько раз резко нажать на тормозную педаль. Если регулятор исправен, выступающая часть поршня будет перемещаться в корпусе, закручивая рычаг привода регулятора. Осталось заложить 5…6 г свежей смазки ДТ-1 и надеть чехол.

Обслуживание стояночного тормоза. После всесторонней проверки и отладки рабочих тормозов проверяют исправность привода и действие стояночного тормоза, который считается исправным, если затянутый на 3…4 щелчка фиксатор рычага удерживает автомобиль на уклоне 16…20%. В противном случае он подлежит регулировке.

Для этого рычаг опускают в крайнее нижнее положение, затем поднимают его на два щелчка и отпускают контргайку (рис. 7). Потом вращением регулировочной гайки натягивают трос, завертывают контргайку и проверяют правильность регулировки.

Рекламные предложения:


Читать далее: Обслуживание рулевого управления автомобиля

Категория: — Как сохранить автомобиль

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля

Важность нормальной работы тормозной системы автомобиля обусловлена тем, что это одна из основных систем, обеспечивающих безопасность эксплуатации автомобиля. Именно поэтому важно следить за состоянием тормозной системы, и вовремя проводить её техническое обслуживание.

Ежедневная проверка тормозной системы

1. Перед выездом, ежедневно, осмотрите элементы тормозной системы и убедитесь в отсутствии течей тормозной жидкости. При обнаружении течей, их нужно устранить подтягиванием соединений, либо заменой вышедших из строя деталей.

2. Перед началом движения, убедитесь, что педаль тормоза «тугая», и не «проваливается».

Далее проверьте тормоза на ходу, во время движения. Если тормоза исправны, то торможение происходит после однократного нажатия на педаль, тормоза начинают задействоваться, при нажатии педали, примерно, на половину её полного хода. Если педаль приходится нажимать несколько раз, чтобы тормоза «схватили», то, скорее всего, в систему попал воздух и тормоза нужно «прокачать», то есть удалить пузырьки воздуха из системы.

Растормаживание также должно происходить без задержек, как только вы отпустите педаль тормоза.

3. Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости, доливайте жидкость.

Не допускайте попадания грязи пыли и сора в питательный бачок, открывая его, предварительно протирайте ветошью. Не рекомендуется наливать в бачок жидкости больше, чем обозначено меткой максимального уровня. Будьте аккуратны и не допускайте попадания тормозной жидкости на лакокрасочное покрытие кузова, так как это может его повредить.

При осмотре не забудьте проверить вентиляционное отверстие на крышке питательного бачка. Отверстие не должно быть засоренным. Если тормозную жидкость приходится часто доливать, значит в системе есть утечка, которую нужно выявить и устранить.

Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля

1. Регулярно и своевременно проводите замену тормозной жидкости в системе, так как со временем она теряет свои эксплуатационные свойства. Для большинства автомобилей рекомендована замена тормозной жидкости один раз в два года, либо после пробега 50 тыс. км. Уточните эту информацию, изучив руководство по эксплуатации и обслуживанию вашего автомобиля.

2. Периодически проверяйте степень износа накладок тормозных колодок. При толщине накладок менее 1,5 мм, колодки требуется заменить.

Колодки тормозов барабанного типа подлежат замене при износе накладок до толщины менее 2 мм.

3. Проверяйте величину хода рычага стояночного тормоза. Автомобиль должен затормаживаться на уклоне 30%, при перемещении рычага на 4 – 5 зубцов (щелчков). При необходимости проведите регулировку стояночного тормоза, в соответствии с инструкцией к автомобилю.

4. Через каждые 30 тыс. км пробега нужно проверять работоспособность вакуумного усилителя тормозов.

Нажмите на педаль тормоза 5- 6 раз при остановленном двигателе, затем выжмите педаль на половину её хода, и запустите двигатель автомобиля. Если усилитель тормозов исправен, то вы должны почувствовать, как педаль «уходит» вперед. В противном случае проверьте герметичность шланга, идущего от вакуумного усилителя к впускной трубе двигателя.

Видео — техническое обслуживание тормозной системы автомобиля:

Видеоролик — очень хорошо дополнил статью. Удачи!

Загрузка…

avto-i-avto.ru

Ремонт и техническое обслуживание тормозных систем легкового автомобиля

Министерство общего и

профессионального образования РФ

Тема:

«Ремонт и техническое обслуживание тормозных

систем легкового автомобиля

Выполнил:

Проверил:

г. Москва

2004 г.

Содержание

1. Введение. ————————————————————————————— 3

2. Устройство тормозной системы ————————————————— 3

2.1. Назначение——————————————————————————— 3

2.2. Вакуумный усилитель——————————————————————- 6

2.3. Регулятор давления———————————————————————- 7

2.4. Главный тормозной цилиндр——————————————————— 8

2.5. Тормозной механизм переднего колеса——————————————— 9

2.6. Тормозной механизм заднего колеса———————————————- 10

2.7. Стояночная тормозная система————————————————— 11

2.8. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости————————— 11

3. Техническое обслуживание тормозной системы. —————————— 12

3.1. Неисправности тормозной системы——————————————— 12

3.2. Техническое обслуживание——————————————————— 16

4. Ремонт ————————————————————————————- 20

5.Техника безопастности —————————————————————— 22

6. Список используемой литературы ————————————————- 24

7.Чертеж

.
Безопасность движения автомобилей с высокими скоростями в значительной степени определяется эффективностью действия и безопасностью тормозов.

Эффективность тормозного пути определяется по определенной оценке тормозного пути или временем движения автомобиля до полной остановки. Чем эффективнее действие тормозов, тем выше безопасная скорость, которую может допустить водитель, и тем выше скорость движения автомобиля на всем маршруте. Торможение необходимо не только для быстрой остановки автомобиля при внезапном появлении препятствий, но и как средство управления скоростью его движения.

Структура тормозного управления автомобиля и требования, предъявляемые к нему, обусловлены ГОСТ-22895-95г.

Согласно этому стандарту тормозное управление должно состоять из четырех систем: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной. Системы могут иметь общие элементы, но не менее двух независимых органов управления.

Каждая из этих систем включает в себя тормозные механизмы, обеспечивающие создание сопротивления движению автомобиля и тормозной привод, необходимый для управления тормозными механизмами.

2. Устройство тормозной системы

2.1НАЗНАЧЕНИЕ

Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещения.

Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами.

Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги.

Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги и должна обеспечивать неподвижное состояние снаряженного легкового автомобиля на уклоне 23% включительно. Стояночная тормозная система выполняет также функцию аварийной тормозной системы в случае выхода из строя рабочей тормозной системы.

Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы; она может быть менее эффективной, чем рабочая тормозная система.

Вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с целью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении.

Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов, которые обеспечивают затормаживание колес или вал трансмиссий, и тормозного привода приводящего в действие тормозной механизм. Тормозной механизм может быть колесный, трансмиссионный, барабанный и дисковый.

Дисковый тормозной механизм составляют:

1.

тормозной диск,

2. поршень с манжетом,

3. поршни с манжетом,

4. тормозная колодка.

Барабанный тормозной механизм:

1. Разжимной кулак

2. Тормозной барабан

3. Пружина

4. Тормозная колодка

5. Тормозная накладка

Устройство тормозной системы с пневматическим механизмом:

1.

Разжимной кулак

2. Тормозной барабан

3. Пружина

4. Тормозная колодка

5. Тормозная накладка

Разжимной кулак состоит из :

1. Толкатели,

2. Штуцер,

3. Поршень,

4. Упорное кольцо.

Гидравлический привод предназначен для передачи усилия водителя через педаль с помощью тормозной жидкости, и состоит из: тормозного главного цилиндра, колесного тормозного цилиндра и соединительных трубок и шлангов. Гидровакуумного усилителя и разделителя тормозов.

На автомобиле применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, что значительно повышает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другого – левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидропривод включены вакуумный усилитель и двухконтурный регулятор давления задних тормозов.

1)Компрессор служит для создания запаса воздуха под высоким давлением.

Устройство компрессора. Он состоит из: картера, блока цилиндров, головки, двух поршней, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысел, двух плунжеров, двух шатунов и привода.

2)Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе.

3)Предохранительный клапан служит для предохранения пневматической системы от неисправности регулятора давления, причем клапан установлен на правом воздушном болоне и отрегулирован на давление воздуха в системе, равное 0,9-0,95МПа.

4) Воздушный баллон служит для хранения запасов сжатого воздуха поступающего от компрессора. В них имеются краны для слива конденсата воды и масла и предохранительный клапан. Для накачки сжатым воздухом шин используется кран отбора воздуха, отверстие которого закрывается колпачковой гайкой, чтобы не был загрязнен. На автомобилях используют несколько баллонов.

Тормозной кран служит для управления тормозами автомобиля в результате регулировки подачи сжатого воздуха из балонов к тормозным камерам. Тормозной кран также обеспечивает постоянное тормозное усилие при неизменном положении тормозной педали и быстром растормаживание при прекращении нажатия на педаль.

Соединительная головка на задней поперечине рамы и служит для соединения воздухопровода между отдельными прицепами.

Разобщительный кран служит для отключения магистрали от прицепа и устанавливается перед соединительной головкой. Кран открывают после присоединения пневматической системы прицепа.

Манометр позволяет проверять давление воздуха, как в воздушных баллонах, так и в тормозных камерах системы пневматического привода. Для этого он имеет две стрелки и две шкалы. По нижней шкале проверяет давление в тормозных камерах, по верхней — в воздушных баллонах.

Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха, поступающего от компрессора в пневматическую систему от влаги и от масла. Он установлен на поперечной балке крепления воздушных баллонов.

Антифризионный насос предох

mirznanii.com

LIQUI MOLY — обслуживание тормозной системы

Файлы и ссылки:


Обслуживание тормозной системы автомобиля включает в себя операции:

  1. Замена колодок и дисков
  2. Очистка и смазка тормозных суппортов
  3. Проверка и замена тормозной жидкости
  4. Обработка прилегающих поверхностей антипригарными составами, защита тормозных шлангов.

Препараты, используемые при обслуживании тормозных механизмов:

  1. Быстрый очиститель Schnell Reiniger, артикул 1900.
  2. Тормозная жидкость Bremsenflussigkeit DOT4, артикул 8834. 8832, 3098, 8836
  3. Силиконовый спрей Silicon-Spray, артикул 3955 (7567).
  4. Алюминиевый спрей Aluminium-Spray, артикул 7533 (7560).
  5. Медная паста Kupfer-Paste, артикул 7579, медный аэрозоль 3970, 3969
  6. Синтетическая смазка для тормозной системы, спрей Bremsen-Anti-Quietsch-Spray, артикул 3079, 7573. Паста — Bremsen-Anti-Quietsch-Paste, артикул 7585, 3077.
  7. Растворитель ржавчины с молибденом MoS2-Rostloser, артикул 1986
  8. антискрипная паста для направляющих Anti-Quietsch-Paste, артикул 7656.

Проверка толщины накладок тормозных колодок и состояние поршней суппортов необходима при каждом техническом обслуживании автомобиля. Замена колодок необходима в том случае, когда очевидно, что тормозные накладки колодок износятся сильнее критического, до момента следующего обслуживания.

Замена дисков: производится при уменьшении толщины рабочей поверхности диска меньше допустимой (измеряется штангенциркулем), при критическом биении (см. инструкцию на автомобиль), биение измеряется индикаторной стойкой. А также при наличии сильной коррозии, трещин и иных повреждений. Замена тормозных дисков производится только попарно, оба на одной оси автомобиля с одновременной заменой тормозных колодок (вне зависимости от их состояния).

Проверка состояния тормозной жидкости: производится при каждом техническом обслуживании, но не реже, чем раз в год. Критерии для замены: срок работы жидкости (см. инструкцию на автомобиль), резкое изменение цвета жидкости (пр.: потемнение и помутнение), температура кипения жидкости менее 165 °C. Синтетические тормозные жидкости склонны поглощать воду при эксплуатации, что приводит к уменьшению температуры кипения. Температура кипения жидкости может измеряться напрямую или по относительному показателю – электропроводности. Самый простой и легкий способ – измерение по электропроводности. Тестер имеет три индикатора. Если при погружении электродов в тормозную жидкость в бачке горит зеленый индикатор, то все в порядке, тормозная жидкость свежая. Если желтый, то содержание влаги в пределах 1-1,5% и дальнейшая эксплуатация возможна. Если горит красный, то содержание влаги предельное –около 3% и следует как можно быстрее заменить жидкость.

Процедура замены колодок: При любой конструкции суппорта требуется распылить Растворитель ржавчины с молибденом MoS2-Rostloser, артикул 1986 на крепежные детали и посадочные места тормозных колодок для лёгкости выполнения работ. На «плавающем» суппорте открутить нижний болт, фиксирующих тормозной цилиндр на скобе. Откинуть суппорт вверх и закрепить в этом положении за детали подвески. Для фиксации удобно использовать проволочный крючок. Вынуть старые колодки из направляющих пазов. Вынуть направляющие пальцы суппорта из гнёзд. Очистить посадочные места колодок при помощи металлической щетки и распылить на остатки загрязнений Быстрый очиститель Schnell Reiniger, артикул 1900. Направляющие пальцы суппорта и их гнезда очистить от старой смазки и полностью обезжирить быстрым очистителем. Высушить детали.

Утопить поршни тормозных цилиндров (удобно использовать струбцину, если нет специального инструмента ). При заедании или чрезмерном усилии в движении поршней снять резиновые пыльники цилиндров, удалить загрязнения и распылить под пыльник Силиконовый спрей Silicon-Spray, артикул 3955 (7567). «Раскачать» поршень суппорта, последовательно выдавливая его из цилиндра при помощи педали тормоза и утапливая обратно струбциной. Проверить легкость движения поршня и повторно распылить под пыльник силиконовый спрей. Надеть пыльник обратно. При невозможности восстановить работу тормозного цилиндра, заменить его или отремонтировать с обязательной полировкой (или заменой) поршня и заменой тормозной манжеты с пыльником.

Сборка: перед установкой тормозных колодок, смазать их направляющие (контактирующие с колодками) поверхности на суппорте синтетической смазкой для тормозной системы, спрей Bremsen-Anti-Quietsch-Spray, артикул 3079. Этой же смазкой обрабатываются тыльные стороны колодок и поверхности антискрипных пластин (если они предусмотрены комплектацией). Смазать направляющие пальцы суппорта и их пыльники антискрипной пастой для направляющих Anti-Quietsch-Paste, артикул 7656. Избегайте избыточного нанесения.

Установите детали на место, соберите суппорт. Перед закручиванием крепежных болтов рекомендуется смазать резьбу на выбор алюминиевым спреем, медной пастой или синтетической смазкой для тормозной системы. После сборки обязательно очистить диск от следов использованных составов и от консервационной смазки, используйте Быстрый очиститель Schnell Reiniger, артикул 1900.

Последовательность действий при работе с оппозитными суппортами та же. Трудности могут возникнуть только при извлечении колодок, поэтому необходимо использовать Растворитель ржавчины с молибденом MoS2-Rostloser, артикул 1986. Пружины и фиксирующие пальцы колодок смазывать перед установкой на выбор алюминиевым спреем, медной пастой или синтетической смазкой для тормозной системы.

Внимание: при работе с автомобилями, оборудованными системой АВС, с осторожностью обращаться с датчиками АВС и их разъёмами. Обязательно очистить гребенку, с которой датчик считывает сигнал частоты вращения колеса.

Замена тормозных дисков: для замены тормозного диска следует распылить Растворитель ржавчины с молибденом MoS2-Rostloser, артикул 1986 на сопрягаемые поверхности диска и ступицы, в отверстия под шпильки или болты. Полностью снять суппорт, открутить винты крепления диска (если есть). Иногда, например на Мерседесах и внедорожниках Тойота, приходится снимать диск вместе со ступицей и позже отделить диск от ступицы при помощи пресса. Перед установкой нового диска, очистить сопрягаемые поверхности Быстрым очистителем Schnell Reiniger, артикул 1900, высушить и нанести разделяющую смазку, на выбор: алюминиевым спреем, медной пастой или синтетической смазкой для тормозной системы. Теми же составами необходимо обработать крепеж колеса и его прилегающие к ступице поверхности.

liquimoly.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *