Одометр что это – Что такое одометр в автомобиле? отличие от спидометра и др.

Содержание

Что такое одометр в автомобиле? отличие от спидометра и др.

Как устройство работает

Счетчик пробега – так максимально кратко можно определить функциональное предназначение одометра. Именно одометр, а не спидометр — как некоторые привыкли думать! — ведет счет намотанным на колеса километрам и отображает их на индикаторах панели приборов легкового и грузового автотранспорта.

Одновременно прибор фиксирует два важных показателя: текущий (суточный) километраж и общий (суммарный) пробег автомобиля в километрах.

Конструктивно работу одометра обеспечивают:

  • магнитный счетчик оборотов колеса автомобиля;
  • связанный с ним контроллер фиксации оборотов;
  • 2 индикатора с показаниями пройденных километров, вмонтированных в гнездо спидометра на передней панели автотранспортного средства.

ВАЖНО! «Суточный» километраж одометра сбрасывается до нуля автоматически, когда показания индикатора достигнут определенной величины. Во всех других случаях показания могут «обнуляться» по желанию водителя. Показания общего пробега без специального вмешательства на современных машинах обнулить невозможно!

Цифровая информация на индикаторах одометра имеет большое практическое значение для грамотной эксплуатации автотранспорта:

  • Показатели общего пробега позволяет автовладельцу безошибочно определять сроки технического обслуживания своего «железного» друга; косвенным образом они характеризуют степень его износа (что не всегда на руку хозяину авто))
  • Суточные показания дают возможность водителю определить расстояние от точки А до точки В; самостоятельно проверить расход топлива на 100км пробега и т.п.

Принцип работы одометра основан на строго установленном факте: колесо автомобиля совершает одинаковое количество оборотов на каждом километре пути независимо от его скорости! Зная фактическое количество оборотов — нетрудно высчитать длину пройденного пути, т.е. пробег автомобиля.

Именно количество оборотов колеса учитывает счетчик одометра во время движения автомобиля, контроллер фиксирует и переводит их в километры, отображая в цифровом формате на индикаторах панели управления.

Какие бывают конструкции

Известны три основных типа одометров: механические, электронно – механические, электронные.

  1. Механические одометры: чисто механические конструкции, использующие принцип механической передачи на всех этапах фиксации пробега автомобиля. Слабым местом этого, довольно надежного в эксплуатации устройства, оказался механический счетчик. Состоящий из 5-ти барабанов с нанесенными на них цифрами он имел ограничения по показаниям на шкале: дойдя до максимума — прибор «обнулялся». Довольно высок и процент погрешности в показаниях механического одометра: он может достигать 10 %.
  2. Электронно-механические одометры: совмещают в себе признаки гибридных устройств. Так передача вращательного момента также происходит через трос, соединяющий вал коробки передач со счетчиком. Однако фиксация и обработка вращательных движений производится счетчиком в электронном формате. Что однако не исключило риски погрешности показаний – до 5%.
  3. Электронные одометры: действуют по типу микроконтроллера. Самые современные устройства. Все необходимые показатели считываются в цифровом формате. Чтобы произвести коррекцию такого одометра, потребуется применение специального оборудования. Электронный одометр – часть бортового компьютера транспортного средства, самый надежный и точный.

Одометр и спидометр: в чем отличие?

Одометр, совмещенный со спидометром на передней панели машины, нередко воспринимается автовладельцами как единое устройство под названием спидометр, что мешает четкому разграничению этих понятий. Одометр и спидометр – это два разных устройства, работающих без какого — либо соподчинения. В чем состоит их принципиальное отличие?

  • Спидометр – прибор, фиксирующий мгновенную скорость движения автотранспорта, единица измерения — км/ч. Какие характеристики автомобиля показывает спидометр? – В машинах с задним приводом спидометр отражает вращения вторичного вала у коробки передач – именно по нему рассчитывается в этом случае скорость. Значит, показания скорости будут зависеть от размера шины, передаточного числа редуктора с заднего моста, а также и собственной погрешности прибора. У автомобилей передним приводом скорость измеряется при помощи привода левого колеса.
  • Одометр – прибор, фиксирующий в километрах пройденный автомобилем путь путем подсчетов вращений колеса. Передаточный момент снимается с вала вращения коробки передач и преобразуется в цифровые показания пробега на панели приборов.

Неизбежность погрешностей в показаниях при работе обоих приборов – пожалуй, единственный фактор, сближающий одометр и спидометр))

Роль устойства в определении пробега подержанного автомобиля

Погрешности в измерениях одометра при эксплуатации авто часто объясняются объективными причинами: изношенностью транспорта и отдельных узлов, жесткими эксплуатационные условиями и т.п. В зависимости от типа одометра показатели нормальной погрешности могут варьироваться в пределах 5 -10%, в случае механического типа устройства – достигать 15%.Устранение естественных причин искажения результатов способны снизить процент ошибки в работе одометра. Однако это не всегда совпадает с интересами автовладельцев.

ВНИМАНИЕ! Нередко причиной искажения показаний прибора является намеренная корректировка общего пробега машины в ту или иную сторону.

Чаще всего – в сторону их уменьшения, когда дело касается предпродажной подготовки подержанного автомобиля.

Тысячи накатанных километров на индикаторе одометра – главный показательный критерий технического состояния автомобиля: чем больше пробег – тем выше степень изношенности его узлов и комплектующих; значит — ниже продажная цена.

Процедуру «омоложения» заезженного авто путем значительного снижения его пробега в обиходе называют «скруткой спидометра» или «отмоткой». Несмотря на сомнительную законность такого подхода, на рынке услуг сегодня существует и предлагается специальное оборудование, компьютерные программы, обещающие корректировку пробега любого типа одометров.

Проще всего «отмотать механику», цифровым приборам требуется спецоборудование и опытный специалист, способный перепрограммировать несколько бортовых контроллеров.

Бывалые автолюбители советуют диагностировать подержанный авто на предмет «скрутки»: показания магнитных датчиков колеса передаются не только на счетчик пробега, но и на другие функциональные узлы автомобиля, а значит могут быть восстановлены.

Даже небольшой тест – драйв, по мнению опытных водителей, может выявить манипуляции с бортовым оборудованием. Скачущие показания на индикаторах одометра во время пробной езды укажут на факт вмешательства в работу прибор; уберегут покупателя от опрометчивого шага.

Если прибор не работает

Некорректная работа или полный отказ одометра никак не сказывается на техническом состоянии автомобиля. Однако влечет за собой массу проблем для автовладельца, т.к. при отказе одометре становится практически невозможным:

  • объективно оценить пробег при длительных поездках;
  • принять в пути своевременное решение о дозаправке;
  • правильно определить сроки очередного ТО;
  • избежать «неудобных» вопросов, подозрений в мошенничестве при продаже автомобиля.

Строго говоря, факт эксплуатации автотранспорта с неработающими датчиками на панели приборов как показатель несерьезного отношения водителя к техническому обслуживанию своего автомобиля – вещь недопустимая!

Причины поломки и ремонт

Причины отказа в работе одометра зависят от типа счетчика, самым надежным из которых является электронный в составе бортового компьютера.

  1. Механический одометр может перестать работать вследствие:
  • естественного износа;
  • автомобильной аварии;
  • вмешательства в работу с целью корректировки показаний прибора (скрутка)
  1. Электронно — механический одометр может «сломаться» вследствие:
  • нарушения контактов счетчика с датчиком колеса;
  • отказа микросхемы на приборной панели.
  1. Отказ электронного устройства чаще возникает в результате манипуляций по скрутке показаний пробега.

Зная возможные причины отказа одометра, можно самостоятельно устранить почти все неисправности на счетчиках первых двух типов. Ремонт электронного устройства потребует вмешательства специалиста в области электроники.

Заключение

Детальное знакомство с одометром – настоящим прибором учета автопробега дает возможность не только расширить границы познаний в области устройства автотранспорта, но избавиться от заблуждений по следующим позициям:

  1. Одометр – функционально независимая, незаменимая часть бортового оборудования автомашин любого типа, отражающая пробег автомобиля; не является частью или аналогом спидометра.
  2. Одометр — важным инструмент и критерий технического обслуживания и технического состояния автомобиля.

Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения функционального предназначения, одометр – уникальное техническое устройство: без него нормальное жизнеобеспечение современного автомобиля невозможно.

jrepair.ru

что это, разновидности, принцип работы. Зачем его скручивают?

Знаете свой автомобиль вдоль и поперек? Тогда скажите: что это — одометр? Уверены, что правильный ответ подскажет только небольшое число автолюбителей. Поэтому нам с вами важно разобраться с особенностями работы этого прибора. А также узнать, зачем его скручивают, как это происходит.

Что это — одометр?

Одометр — прибор, который измеряет количество километров, пройденных машиной. В этом его коренное отличие от более известного спидометра — последний фиксирует скорость движения транспорта.

Показания одометра основываются на подсчете количества вращений колеса машины. На базе этого прибор фиксирует два вида измерений:

  • Суточное. Это тот вид показаний, что вы можете без проблем в любой момент сбросить самостоятельно, нажав на кнопку. После этого прибор начнет с нуля считать километраж. Такое название измерению дали таксисты в силу специфики своей работы.
  • Общее. Километраж, который прошел автомобиль с момента схода с конвейера. Эти показатели, по идее, нельзя сбросить или уменьшить. Однако многие водители все же прибегают к такой процедуре — как и зачем, мы разберем далее.

Принцип работы устройства

Одометр — механический или электронный прибор, определяющий количество оборотов колеса машины. Эти подсчеты помогают узнать длину пути, который был пройден машиной как с начала эксплуатации, так и с конкретного момента, установленного самим водителем. Информация для удобства выводится для автовладельца в числовой форме, выраженной в километрах.

Как действует прибор? За один километр колесо совершает определенное число оборотов. По сумме последних, фиксируемых прибором, возможно высчитать, какое расстояние преодолела машина. Вот так все просто.

Как мы уже сказали, одометр, измеряющий километраж, — это не спидометр, отмечающий скорость. Многие водители путают эти два разных и самостоятельных прибора, так как часто на панели авто их шкалы фактически совмещены.

Такое изобретение — далеко не новинка. По некоторым сведениям, механический одометр был придуман еще Героном Александрийским.

Виды одометров

Мы рассмотрели, что это — одометр. В автомобиле он может быть представлен тремя разновидностями:

  • Механический. Работа такого устройства проста. В механизм входит трос, соединенный с выходным валом коробки передач, а также счетчик, оснащенный, в основном, пятью барабанами. На последний передаются вращения троса. Это запускает движение барабанов с нанесенными цифрами. Последние показывают число пройденных километров.
  • Электронно-механический. Здесь уже вращение троса фиксируют не крутящиеся барабаны, а электронный счетчик. Конструкция так же проста.
  • Электронный одометр. Здесь трос, как таковой, отсутствует вообще. Подсчитывает пройденное расстояние датчик Холла или электронный элемент. А показатели фиксирует бортовой компьютер автомобиля. На сегодня это самый надежный и точный вид одометра. Однако и он может допускать погрешности в измерениях до 5 %.

Неверные показания одометра

Как мы уже отмечали, есть вероятность отображения некорректных показаний. Узнав, что это — одометр, вам захочется понять, насколько точен этот прибор. Возможные погрешности могут быть связаны со следующими причинами:

  • Пробуксовка колес. Они вращаются, одометр считает обороты, а машина в это время стоит на месте.
  • Использование шин с радиусом, отличным от того, на который «заточен» одометр производителем.
  • Намеренная коррекция одометра владельцем автотранспорта. Как и зачем это делают, мы разберемся далее.

Коррекция показаний прибора

Зачем водители скручивают показания на приборе? Причинами таких действий в большей части являются:

  • Уменьшение реального пробега авто. Делается это с целью продать подержанную машину подороже.
  • Стремление скрыть нецелевое использование транспорта. Например, эксплуатацию служебного автомобиля в личных целях в то время, когда машина по документам должна стоять в гараже.

Не надо думать, что отмотать показания может только профессионал. Сегодня в продаже можно найти специальное оборудование для этих целей, потому справиться сможет почти каждый. Но это противозаконно. В некоторых европейских странах за это грозит тюремный срок.

Рассмотрим в общих чертах, как действуют мошенники:

  • Механический одометр. С ним справиться легче всего. Трос снимают с вала и прикрепляют к дрели или подобному электроинструменту, который помогает быстро отмотать показатели до нужных. Но не со всеми механическими одометрами такое трюк проходит. Некоторые нужно снимать с панели авто для проведения более сложных манипуляций.
  • Электронный одометр. Здесь применяются уже специальные устройства и программное обеспечение, цель которого — бортовой компьютер. Как это происходит? Действия мошенника направлены на перепрограммирование контроллеров, связанных с магнитными датчиками движения и скорости.

Теперь вы знаете, что такое одометр, как он работает. Поэтому при покупке поддержанного авто нужно быть предельно осторожным — есть шанс, что показания прибора могут быть скручены недобросовестным продавцом.

fb.ru

Что такое одометр и что можно узнать по его показаниям

Приветствую Вас, дорогие друзья! Современные автомобили, в буквальном смысле слова, напичканы различной электроникой, которая повышает уровень безопасности, да и вообще упрощает водителю жизнь. Совсем недавно мы с Вами говорили о том, что такое круиз контроль и так ли он необходим. Однако некоторые приборы используются уже не один десяток лет, хотя не каждому известно их основное предназначение. Поговорим о том, что такое одометр, и какие роли он выполняет.

   Разновидности одометров и принцип работы

Начнем с основных составляющих этого прибора. Датчик, фиксирует количество оборотов колеса. Их подсчитывает счетчик и зная длину окружности колеса, переводит данные в пробег. На приборную панель выводится информации о пройденном пути, которая может выражаться в километрах либо милях (на авто, выпущенных для Североамериканского рынка).

Основные разновидности одометров существуют на сегодняшний день:

  • механический. Используется счетчик механического типа, который преобразует число оборотов колеса в километраж;
  • электронно-механический. В таком устройстве количество оборотов все так же считывается механическим счетчиком. В дальнейшем происходит их преобразование в электронный сигнал, который отображает информацию на индикаторе;
  • электронный или цифровой. Параметры снимаются и отображаются исключительно в электронном виде. Такой одометр нередко является одной из составляющих бортового компьютера в целом. Принято считать, что подобный прибор отличается наименьшей погрешностью.

   Как обманывают показания прибора и покупателей

Работа одометра позволяет получать сведения об общем или суточном пробеге транспортного средства. Устройство это, несомненно, относится к числу важных приборов. Благодаря информации о пройденном расстоянии водитель понимает, когда проводить плановое техническое обслуживание своего железного коня, когда менять масло или ремень газораспределительного механизма и т.д. Еще один полезный нюанс — одометр дает возможность установить не повышен ли расход топлива, а с такими данными можно уже говорить о том, насколько экономичен в эксплуатации автомобиль, и не требуется ли отправлять его на станцию техобслуживания.

Теперь о том, как производится скрутка пройденного километража. Об этом способе обмана известно каждому автолюбителю. Особенно грешат этим перекупщики автомобилей, которые таким образом могут установить более высокую цену на продаваемый авто, мотивируя это меньшим, по сравнению с реальным, пробегом. Такая ситуация решалась легче всего в случае с механическими одометрами. Передача сведений происходила через специальный тросик, который был связан с самим датчиком. Поэтому владелец, обладая небольшим опытом, мог забраться под свою машину, отвернуть тросик от коробки переключения передачи. После этого пробег не фиксировался.

Понятно, что даже импортные автомобили при определенных показателях пройденного пути требуют замены или ремонта таких дорогих узлов, как коробка передач или турбина двигателя. Сброс показаний позволяет обмануть покупателя, представив ему неправильную информацию. Механического типа прибор корректировать очень просто — достаточно отмотать его показания назад при помощи специальных механических устройств.

Поскольку в электронных одометрах нет механических деталей, их корректировать уже значительно сложнее. В этом случае умельцы пользуются специальными приспособлениями, которые подключаются к диагностическому разъему автомобиля. Машины с такими одометрами обладают большей степенью защиты от посягательств аферистов. Однако, и в таких случаях не исключена возможность обмана.

   Насколько можно доверять одометру

Покупателю следует доверять не только показаниям одометра, но и обращать внимание на общее состояние транспортного средства. К продаже машину часто готовят всесторонне: полируют кузов, проводят полную химчистку в салоне, устанавливают свежею или начищают старую резину. Именно поэтому рекомендуется обратиться к знакомому автослесарю, маляру и электрику, которые смогут оценить реальное состояние автомобиля, а также смогут сказать, какие проблемы существуют и во сколько обойдется их устранение.

Несмотря на то, что одометр довольно точно определяет пройденное расстояние, некоторая погрешность передаваемых им данных все-таки допускается. Нормальным считается отклонение от норма в пределах 5%. Этот момент может быть связан, например, с характеристиками шин, в которые обуто авто, срок его эксплуатации, и даже качество дорожного покрытия.

Вот так, друзья, мы и разобрали устройство одометра, а также узнали больше о его предназначении и выполняемых им функциях. Как видите, каждый из устанавливаемых на машину приборов приносит определенную практическую пользу. Буду признателен за положительные рекомендации этого блога в кругу своих знакомых и друзей. На этом будем прощаться. Услышимся вскоре!

С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

Место для контестной рекламы

Автор:Андрей

avto-kul.ru

что это такое, принцип действия, показания, корректировка

Происходит это слово от греческих: ὁδός — дорога и μέτρον — мера. В автомобиле это счетчик регистрирующий путь, пройденный им. В каждом авто обычно есть одометр полного пробега ― без возможности обнуления показаний и суточник, показания которого можно сбросить на ноль. Одометр конструктивно объединен со спидометром и имеет с ним один привод.

Роль в жизни автомобиля

Одометр ― очень важный инструмент, так как по его показаниям определяется время проведения техобслуживания автомобиля (замена моторного масла, регулировка клапанов, замена ремня привода газораспределительного механизма, проверка углов установки колес и тому подобное). А следовательно, он косвенно свидетельствует о техническом состоянии вашего авто. Неспроста пробегом машины интересуются опытные автолюбители при покупке авто бывшего в эксплуатации, а еще более опытные продавцы таких машин давно научились уменьшать показания различными способами. Но не все владеют ими одинаково виртуозно. Поэтому при покупке авто с пробегом нелишнем будет попросить продавца немного прокатить вас на нем и понаблюдать за поведением стрелки спидометра и плавностью изменений показания одометра. Если вы заметете заедания или рывки в их работе будьте уверены ― одометр показывает такое значение какое счел подходящим для этого случая хозяин авто.

Применение суточника

Надеюсь, мы выясняли что такое одометр и как он используется. Теперь, несколько примеров того как можно использовать счетчик суточного пробега:

Вот такое применение суточному счетчику пробега вспоминается в первую очередь.

Конструкции одометров

Виды датчиков

  • Импульсные на основе эффекта Холла.
  • Индукционные на основе эффекта электромагнитной индукции.
  • Комбинированный ― шестереночный датчик, соединенный со вторичным валом коробки перемены передач в сочетании с одним из импульсных.

Наверное многие любят следить за пробегом своего железного коня — сколько километров туда, сколько сюда. Также через определенный пробег нам нужно производить необходимое техническое обслуживание — например менять масло, ремень ГРМ и т.д. ЗА этим всем следит не сложное, но очень «умное» устройство — одометр. Название незнакомое, наверное, многие слышали, но не знают что это такое. Постараюсь объяснить как обычно просто и на «пальцах»…

Для начала как обычно начнем с определения.

Одометр

– это устройство, которое фиксирует пробег (километраж) автомобиля. Принцип прост, он считает количество оборотов колеса таким образом выводит проходимое расстояние, которое отображается в километрах для российских и многих европейских авто, и в милях для многих американских машин.

Как вы видите, это просто отображение километража на спидометрах. Раньше устройство было механическое, сейчас все больше электронное или гибридное (электроника + механика).

Как работает?

Важно понять как работает этот узел, и из каких частей он состоит. Если не лезть в дебри — условно устройство можно разложить на три составляющих:

1) Это датчик который устанавливается рядом с колесом (есть варианты чуть ли не в самом колесе), также есть варианты которые установлены в трансмиссии (коробке передач) — они определенным образом учитывает обороты.

2) Счетчик или привод который считает эти обороты, после передает их в головное устройство

3) Отображение, это спидометр (для простых механических типов), или ЭБУ которое получает данные и после выводит их на цифровой дисплей.

Хочется отметить что сейчас практически не осталось механических одометров, все переходит на цифру.

Типы устройств

Предлагаю более подробно остановится на типах устройств одометров, так сказать пройтись по истории.

1) Механические одометры

— самые простые и самые легко исправляемые.

Обычно на коробку передач вешался датчик который механически, через тросик, передавал информацию на специальный узел, который в свою очередь выводил информация на монитор спидометра. Если честно надежность и достоверность данных была на низком уровне. Народные умельцы могли залезть под авто, открутить тросик от коробки передач, и пробег просто не учитывался. Также легко было снять сам спидометр, в котором одометр находился внизу, и в ручную его скрутить. Так что пробег легко корректировался в нужную сторону.

2) Гибридные одометры

— Здесь уже появляются первые

autokresla-isofix.ru

Как считать километраж на спидометре. Одометр автомобиля что это такое. Для чего отматывают показания одометра, как это делают

Вне зависимости от того, как именно спидометр показывает скорость, он считается одним из наиболее важнейших устройств современного автомобиля. Мы вынуждены смотреть на его показания, иначе не получится избежать наказания за нарушения скоростных ограничений, действующих на территории страны.

Что собою представляет комбинация спидометр/одометр

Комбинированный прибор обозначает ведомую скорость в машине, измеряет пройденный пробег, показывает километраж одной поездки и мгновенную скорость движения.

Внимание! Значение шкалы спидометра помогает водителю определить срок замены моторной жидкости и фильтров и рассчитать топливный расход.

Спидометр бывает оснащён одометром — механизмом, замеряющим количество оборотов колеса машины. Таким образом, выявляется километраж, пройденный машиной. Удаётся рассчитать суточный и общий пробег.

Состоит одометр из:

  • счётчика количества оборотов автомобиля;
  • индикатора, демонстрирующего пройденный путь в км или милях;
  • устройства, фиксирующего обороты.

Одометр классифицируются на следующие типы.

  1. Механический прибор считается прародителем современных устройств. Он был придуман ещё в Древней Греции.
    Скручивать такой одометр проще простого, достаточно воздействовать на механизм кручения. Счётчик механического одометра реагирует на обороты и преобразовывает их в километры. Однако недостатком такого устройства является самопроизвольное обнуление данных при достижении определённого значения.
  2. Комбинированный одометр — усовершенствованная модель, дающая возможность корректировать данные посредством CAN-крутилки.
  3. Цифровой прибор, действующий на основе микроконтроллёра. Всё в таком одометре происходит в цифре, а воздействовать на показания устройства можно только с помощью высокопрофессионального оборудования. Электронные одометры входят в систему бортового компьютера автомобиля.

Принцип функционирования спидометра хорошо виден на примере механического устройства. Изменение скорости осуществляется за счёт механической связи между редукторным валом и стрелкой. Оба элемента соединяются тросом достаточной длины, поскольку вал расположен далеко от трансмиссии. Скорость его обусловлена конечной амплитудой вращения колёс.

Особая шестерёнка в главной передаче вращается вместе с выходным шкивом и тоже напрямую связана с тросиком, заключённым в специальный защитный кожух.

Ещё один обязательный элемент — дискообразный магнит, поставленный рядом со ст

www.neftyanic.ru

Чем отличается спидометра и одометр?

Как у всех автомобилей, мотоциклов, грузовиков, так и у велосипедов есть приборная панель. Мы иногда предпочитаем называть эту часть автомобильного интерьера консолью. Так называется комбинация устройств отображения наиболее важной информации, необходимой водителю.

Среди множества индикаторов можно выделить несколько основных. Каждый из них имеет свой собственный определённый набор параметров отображения информации о существенных параметрах эксплуатации автомобиля. Итак, давайте посмотрим, каковы функции двух измерительных устройств из присутствующих на консоли.

Спидометр

Слово образовано от английского слова «скорость» и греческого слова «мера». Так называется измерительный прибор определяющий модуль мгновенной скорости движения.

Это, можно считать, самый основной прибор на консоли любого транспортного средства. Некоторые из транспортных средств оснащены цифровым индикатором, но, как правило, этот индикатор имеет вид циферблата со стрелкой. Спидометр нужен только для того, чтобы показать скорость, с которой передвигается транспортное средство. Цифровые значения циферблата спидометра обычно имеют значение, измеряемое в «километрах в час». Хотя приборы, эксплуатируемые в некоторых странах, могут иметь другую маркировку — «миль в час».

Одометр

Одометр, часто называемый просто «счетчик» — прибор для измерения преодоленного пути. Слово образовано от греческих слов «дорога» и «мера». Этот индикатор отображает количество преодоленных километров на основании подсчёта количества оборотов, сделанных колесом.

Большинство людей могут не знать этого термина, используемого для измерения расстояний. Они просто называют это «измеритель расстояния». Но правильный термин для этого — одометр.

Сейчас почти все устройства осуществляют цифровую обработку данных, хотя до сих пор некоторые модели выпускаются с аналоговыми датчиками. Автомобили, выпущенные ранее девяностых годов прошлого века, оснащены механическими индикаторами приборной панели. Сегодня почти все консоли автомашин оснащаются цифровыми устройствами. Как правило, на консоли не указаны единицы измерения «счетчика», но следует знать, что одометр фиксирует расстояние в тех же единицах измерения, что и спидометр (километры, мили).

Рассмотрим принцип действия спидометра и одометра

Компоненты механического спидометра и одометра приводятся в действие гибким тросом из плотно намотанной пружины. Трос обычно вращается внутри защитной металлической трубки с резиновым корпусом. На велосипеде небольшое колёсико, соприкасаясь при вращении с велосипедным колесом, поворачивает кабель. На автомобиле шестерня зацепляет выходной вал трансмиссии, поворачивая трос. Трос протягивается до консоли, где он соединён с входным валом приборов. Когда колеса транспортного средства вращаются, этот тросик передаёт вращательный момент на стрелку спидометра, одновременно перемещая серию шестерён механизма одометра, поворачивая ряд пронумерованных барабанов, которые подсчитывают пройденные километры.

При комплектации электронной консолью компьютер подсчитывает количество оборотов колеса, а затем преобразует, автоматически рассчитывает и отображает информацию о текущей скорости и пройденном расстоянии на приборах консоли в удобном для восприятия человеком виде.

Некоторые одометры, называемые счётчиками пробега, могут быть сброшены вручную до нуля; они используются для измерения длины отдельных поездок. Недобросовестные продавцы могут подделать показания счётчиков пути, предоставляя покупателю заведомо ложную информацию о пробеге.

Что общего между ними

Чтобы устройства подсчёта и индикации параметров движения выполняли свои задачи, каждый из этих механизмов должен измерять скорость и расстояние одинаково. На приборной панели одометр обычно располагается чуть ниже центра круга спидометра, под центром вращения стрелки. Такое расположение было вызвано необходимостью при помощи одного вращающегося тросика отклонять стрелку указателя скорости, одновременно вращая шестерёнки механизма, подсчитывающего обороты колеса.

При применении автомобильных бортовых компьютеров применяется калибровка датчиков оборота колёс, стрелки-индикатора спидометра и электронного одометра. Такая калибровка гарантирует, что каждое устройство одинаково измеряет значения параметров.

В чем разница?

Хотя оба рассматриваемых устройства изменяют значение своего индикатора только при движении, при стоянке значение скорости равно нулю. В этот момент времени стрелка спидометра показывает нулевое значение. Как только колеса начинают вращаться, автомобиль трогается с места, счётчик пройденного расстояния начинает отсчитывать километры, а стрелка спидометра — отображать текущую скорость автомобиля.

Показания спидометра позволяют водителю объективно воспринимать ситуацию, правильно прогнозировать траекторию движения транспортного средства, тем самым соблюдая правила дорожного движения. Одометр во время движения практически бесполезен, но благодаря ему водитель может заблаговременно позаботиться о проведении планового технического обслуживания или определить длину пути, преодолённого за день.

Почти ежедневно, усевшись на водительское сиденье за руль своего автомобиля, человек взглядом скользит по приборной панели, невольно отмечая значение счётчика пробега. Во время движения внимание водителя регулярно переключается на показания спидометра, позволяя своевременно регулировать скорость движения. Столь привычные, разные по назначению и внешнему виду приборы помогают человеку почти незаметно обеспечивать свою безопасность и удобство.


























vchemraznica.ru

Для чего нужен одометр | Все про авто

Если отвечать кратко на вопрос, что такое одометр в автомобиле, то можно сказать, что это небольшое устройство в автомобиле, которое фиксирует пробег, или километрах машины. Одометры могут быть электронными и механическими, и в зависимости от этого у них различается разный принцип работы.

Принцип работы механического одометра

Механический одометр имеет редуктор 1690:1, то его входной вал должен провернуться 1690 раз, чтобы на табло появился один километр. Вращается он гибким кабелем, сделанным из туго скрученной пружины. Кабель находится внутри металлической трубки в резиновом корпусе, вращается он выходным валом коробки передач, а подключен к приборной панели, где и соединяется с входным валом одометра.

В самом одометре используется серия из трех червячных передач (осуществляется зацеплением «червяка» и сопряженного с ним червяного колеса). Входной клапан приводит в движение первого «червя», который уже приводит в движение передачу.

Один полный оборот «червя» проворачивает один зубец. Затем этот же механизм приводит в движение следующего «червя», проворачивающего другую передачу, которая приводит в движение последнего «червяка», подключенного к индикатору одометра и переворачивающего цифру с десятыми мили.

У каждого индикатора есть ряд шпилек, которые торчат с одной стороны, и еще две шпильки, торчащие с другой стороны. Как только эти две шпильки подходят к белой пластиковой шестерне, один из зубцов попадает между шпилек и проворачивается вместе с индикатором, пока шпильки не пройдут дальше. В механизме принимает участие одна из шпилек индикатора с большим числом, совершая 1/10 его поворота.

Механические одометры можно перемотать назад. О том, как проверить «честность» одометра, поговорим чуть позже. А пока – разберемся с другим его типом, чтобы уже наверняка не возникало вопроса, что такое одометр.

Цифровой одометр

Его система использует зубчатое колесо, которое установлено на входном валу коробки передач и магнитный датчик, подсчитывающий импульсы каждый раз, когда мимо него проходит один из зубцов колеса. Есть и такие машины, которые используют щелевые колеса и оптический датчик. В любом случае, компьютер авто точно знает, какое расстояние проходит машина между каждым импульсом, и использует его, чтобы обновить показания одометра.

Информация о пройденном расстоянии на приборную панель поступает через провод связи блока управления двигателем. Он считывает все импульсы, а также отслеживает общее расстояние, которое пройдено машиной. Поэтому невозможно открутить цифровой одометр назад: значение, которое хранится в блоке управления двигателем, не совпадет с желаемым, что невозможно. И это значение всегда можно проверить с помощью компьютерной диагностики в любом сервисном центре официального дилера.

Проверка «честности» одометра

Теперь, когда стало понятно, что это – одометр, можно перейти к важному вопросу о проверке «честности» данного устройства. Разбираться в вопросе нужно, так как процедура скручивания одометра не представляет труда, отчего ее часто применяют на практике. В каждом ВАЗ 2109 (тюнинг) перед продажей автомобиля, многие хозяева авто скручивают одометр, что позволит уменьшить видимый пробег автомобиля.

Любой механик знает, что для этого нужно отсоединить тросик спидометра от коробки передач, перемотать в обратную сторону с помощью, например, электродрели, установить тросик на место, когда пробег достиг нужной цифры. Распознать такое вмешательство сложно.

Можно залезть под днище авто и проверить гайку крепления привода спидометра: если ее недавно откручивали, она будет чистой, а вокруг, на КПП, будет грязь и пыль. А вот если пробег скинули путем временного разъединения шестерен счетного механизма показаний, обнаружить скручивание будет невозможно.

Также на эту тему вы можете почитать:

Поделитесь в социальных сетях

Katja Декабрь 20th, 2013

Опубликовано в: Полезные советы и устройство авто

Метки: Как устроен автомобиль

avto-all.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о