Разборка и сборка кшм – Разборка и сборка КШМ

Содержание

РАЗБОРКА ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ .Разборка поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма класического семейства ваз.

Разборка поршней и кривошипно-шатунного механизма

Одной, наверное, из наиболее ответственных работ с двигателем, есть действия по разборке поршней и шатунов. Важно использовать все приведённые ниже рекомендации и соблюсти последовательность в действиях. При разборке поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма рекомендуем любым удобным для вас образом пометить шатуны, поршни, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы впоследствии при сборке установить их на свои места.

1. Открутите гайки крепления крышки любого из шатунов, здесь последовательность принципиального значения не имеет.

2. При помощи молотка, лёгкими ударами, сместите крышку шатуна с посадочного места, и снимите крышку вместе с вкладышем.

На изображении показаны метки на шатуне и крышке шатуна, по этим меткам и выполняется сборка.

3. При помощи деревянного бруска или ручки молотка, надавите на болты шатуна, тем самым вытолкнув поршень вперёд.

4. Из полости цилиндра, выньте поршень вместе с шатуном.

5. Используя вышеописанный метод, разберите поршни и шатуны с остальных цилиндров. А для доступа к гайкам крышек шатунов проворачивайте вал, проворачивать вал следует ключом за лыску на переднем конце.

6. Открутите болты крепления крышки любого из коренных подшипников.

7. При помощи молотка, лёгкими ударами, сдвиньте крышку и снимите её вместе с нижним вкладышем.

8. На изображении показаны крышки подшипников, крышки не являются взаимозаменяемыми. На каждую крышку нанесена метка, каждая метка соответствует порядку установки крышки, счёт ведётся от передней части двигателя.

9. Используя описанный выше метод, снимите оставшиеся крышки подшипников, после чего снимите коленвал.

10. На задней опоре коленвала установлено металлокерамическое полукольцо жёлтого цвета, снимите его.
11. так же на задней опоре коленвала установлено переднее сталеалюминевое полукольцо, снимите и его.

Далее необходимо снять вкладыши коренных подшипников коленвала, вкладыши с крышек шатунов, и шатунные вкладыши. Можно не вынимать шатунные болты из шатунов, если на них нет следов повреждения.

12. Аккуратно пальцами разожмите верхнее компрессионное кольцо, и снимите его, так же поснимайте и остальные кольца.

13. Зажмите шатун вместе с поршнем в тиски, затем выпрессуйте поршневой палец с помощью приспособления.

14. Используя молоток и отвёртку, в переднем конце коленвала, выньте шпонку из паза.

На этом разборка поршней закончена, можно немного передохнув и поразмыслив приступить к не менее интересному и важному занятию, дефектовке снятых ранее деталей. Но об этом в следующих разделах.

doctorvaz.ru

Билет № 1 Разборка, дефектовка деталей сборка кривошипно-шатунного механизма Двигателя Д-240

Билет № 1

Разборка, дефектовка деталей и сборка

кривошипно-шатунного механизма двигателя Д-240

Текст задания:

1. Организуйте рабочее место

2. Выполните разборку, дефектовку и сборку кривошипно-шатунного механизма двигателя Д-240

3. Уберите рабочее место

Инструкция.

  1. Внимательно прочитайте задание.

  2. Вы можете воспользоваться:

  • — инструкционно — технологической картой;

  • — учебником СПО Тракторы ВА. Родичев;

  • — учебными плакатами

  1. Монтажное оборудование, приспособления и инструменты:

монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным механизмом (КШМ) и коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка, медицинская аптечка, инструкция по безопасности труда, инструкционно — технологическая карта.

Время выполнения задания -1,5час

Инструкционно — технологическая карта № 1

Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма двигателя Д-240

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты:

монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным механизмом (КШМ) и коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка, медицинская аптечка, инструкция по безопасности труда, инструкционно — технологическая карта.

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условия и указания

Разборка КШМ двигателей Д-240

Повторить основные правила по охране труда

Инструкция по охране труда

1. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров

Пассатижи

2. Отвернуть гайки крепления крышек (Д-240),

Ключи торцовые 15 мм (Д-240),

3. Снять крышки с вкладышами

4. Отвернуть гайки и контргайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров

Ключи гаечные 17, 19 мм

5. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров

6. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами

7. Зажать в тисках шатун

Тиски

8. Извлечь стопорные кольца из канавок бобышек и поршневой палец

Круглогубцы

9. Освободить шатун из тисков

10. Зажать в тисках поршень

Тиски

Использовать в тисках деревянные губки

11. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца

Приспособление специальное

Расширители маслосъемного кольца снять вручную

2. Сборка КШМ двигателей Д-240

1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров

Вкладыши предварительно смазать моторным маслом

2. Завернуть гайки

Ключи торцовые ключ динамометрический

Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно — динамометрическим, момент силы Д-240- 100… 110 Н.м

3. Зашплинтовать гайки,

Проволока 0 1,8мм пассатижи

4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем

Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60 °С.

5. Вставить в бобышки поршня стопорные кольца

Круглогубцы

6. Установить на поршень поршневые кольца

Компрессионные кольца ставить внутренней выточкой вверх замка

  1. Вставить поршень в гильзу

Приспособление специальное

Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом

8. Установить нижние головки шатунов на шейки коленчатого вала

Перед установкой вкладыши смазать маслом,.

9. Затянуть гайки крепления шатунных крышек

Затягивать сначала торцовым, а затем динамометрическим ключом, момент силы, Н м: Д-240- 68…75

10. Завернуть контргайки

Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на один-два оборота

Убрать рабочее место

_________ ____________

Подпись Ф.И.О

Пакет экзаменатора

Задание 1.- практическое

Разборка, дефектовка деталей и сборка КШМ Д-240

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ к билету № 1

  1. Ход выполнения задания

Коды проверяемых

компетенций

Критерии оценки результата

Отметка о выполнении

Оценка

(да/нет)

ПК 1.1., 1.2,

1.4

ОК.2, ОК.3. ОК.4, ОК.7

Организация рабочего места

1

Надеть специальную одежду. Она должна, подобрана по росту, заправлена, рукава застегнуты. Волосы должны, защищены головным убором.

2

Получить необходимое оборудование, инструмент и приспособления

3

Руки у учащихся не должны быть замаслены.

4

Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке.

5

Рационально разместить оборудование, инструмент и приспособления

6

Соблюдать необходимые меры предосторожности при работе.

7

Соблюдать правила личной гигиены

Разобрать кривошипно-шатунный механизм двигателя Д-240

1

расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и четвертого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;

2

  • отвернуть контргайки и гайки с болтов шатунных крышек первого и четвертого цилиндров, снять крышки с вкладышами;

  • проверьте клеймо порядкового номера крышек и шатунов;

3

*вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;

4

5

  • зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;

6

*разобрать расширители маслосъемного кольца;

7

Провести дефектацию снятых детали /визуальной диагностикой на наличие дефектов/ необходимо оценить

1

Состояние трущихся поверхностей

2

Состояние коренных и шатунных шеек коленчатого вала

3

Состояние стопорного, компрессионного и маслосъемного колец

4

Определить, как смазываются детали

Сборка КШМ двигателя Д-240

1

  • установить на место крышки первого и четвертого коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;

2

3

  • соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле.

4

*застопорить кольцом поршневые пальцы;

5

  • установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относительно другого через 180°;

6

  • установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180° один от другого, а радиальный и осевой расширители — под углом 90° к ним и в противоположные стороны;

7

  • смазать поршень моторным маслом и при помощи специального приспособления обжать поршневые кольца и вставить поршень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;

8

  • смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить шатун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с меткой (выступом) на крышке шатуна;

9

Убрать рабочее место

Условия выполнения задания

Время выполнения задания- 1,5 часа

Требования по охране труда

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты:

монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным механизмом (КШМ) и коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, Набор торцовых ключей и накидных; динамометрический ключ; деревянная выколотка, медицинская аптечка, инструкция по безопасности труда, инструкционно — технологическая карта.

Литература для экзаменующихся. СПО Родичев В.А. ТРАКТОРЫ М.Академия. 2006

Дополнительная литература для экзаменатора. Учебник для профессиональных технических училищ Б.М. Гельман. М.В.Москвин Сельскохозяйственные тракторы Москва , Агропромиздат 1987 г.

infourok.ru

Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗMЗ-53»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗMЗ-53»

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2017

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

План занятия П/О

Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.

Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного механизма.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного механизма.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Тема «Кривошипно-шатунный механизм двигателя 3M3-53»

Цель задания — изучить на практике устройство сборочных единиц механизмов двигателя и приобрести навыки по их разборке и сборке. Научиться правильно устанавливать поршневые кольца на поршень, а поршень вместе с шатуном в цилиндр, собирать шатунные и коренные вкладыши.

Иллюстративный материал — рис. 1—2, учебные плакаты.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — для двигателя 3M3-53 — монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным (КШМ) механизмом, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; комплект инструментов, ключ

торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка.

  1. Изучить устройство КШМ двигателя 3M3-53, использовать

при изучении рис. 1.1.

hello_html_1b10f1cf.jpg

Рис. 1. Шатунно-поршневая группа:

6, в поршни двигателя 3M3-53 в сборе с шатунами, устанавливаемые соответственно в цилиндры правого и левого рядов; 1 стопорное кольцо; 2 — поршневой палец; 3 маслосъемные кольца; 4 днище поршня с нанесенной стрелкой; 5 — компрессионные кольца; 6 поршень; 7 — шатун; 8 метка на стержне шатуна; 9 шатунный болт; 10 крышка шатуна; 11 корончатая гайка; 12, 15- метки (выступы) на крышках шатунов; 13 — надпись на поршне; 14 номер на шатуне.

2. Разобрать КШМ двигателя 3M3-53:

• снять всасывающий (впускной) коллектор, прокладки;

• снять с одного ряда крышку головки блока и ось коромысла в сборе;

• вынуть штанги, при помощи специального съемника извлечь толкатели;

• снять головку цилиндров, прокладку головки;

• выполнить три последние операции на другом ряду цилиндров;

• снять переднюю крышку распределительных шестерен и маслоотражатель;

• вывернуть болты крепления фланца (через отверстие в шестерне) и извлечь вал с шестерней;

• расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;

• отвернуть контргайки и гайки с болтов шатунных крышек первого и пятого цилиндров, снять крышки с вкладышами;

• вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;

• зажать в тисках шатун и извлечь стопорные кольца из канавок бобышек;

• зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;

• разобрать расширители маслосъемного кольца;

• снять стопорное кольцо поршневого пальца и выпрессовать палец;

• провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов, т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.

3. Собрать КШМ двигателя 3M3-53 в следующем порядке:

• установить на место крышки первого и пятого коренных подшипников

коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;

• завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а затем окончательно динамометрическим ключом (момент силы 100… 110 Н м) и зашплинтовать гайки новой проволокой 01,8 мм;

• соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле. Шатуны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампованный номер на стержне шатуна и надпись «Перед» на поршне

располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;

• застопорить кольцом поршневые пальцы;


  • установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относительно другого через 180°;

• установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180° противоположные стороны;

• смазать поршень моторным маслом и при помощи специального приспособления обжать поршневые кольца и вставить поршень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;

• смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить шатун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с меткой (выступом) на крышке шатуна;

• затянуть гайки шатунов сначала торцовым, а затем динамометрическим ключом (момент силы 68…75 Н м). Контргайки завернуть до упора и окончательно завернуть на один-два оборота.

hello_html_781464da.jpghello_html_300f9fcb.jpg

Рис. 2. Маслосъемное кольцо и операции установки его на поршень:

а — поршень с поршневыми кольцами; б — маслосъемные кольца; 1 , 2 — компрессионные

кольца; 3 — маслосъемные кольца; 4 — кольцевой диск; 5 — радиальный расширитель; 6 — осевой расширитель;

Последовательность операций установки элементов маслосъемного кольца;

1 — установка осевого расширителя; 2 — установка радиального расширителя; 3 — установка нижнего кольцевого диска; 4 — установка верхнего кольцевого диска.

Инструкционно-технологическая карта

Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма двигателя 3M3-53

Последовательность

операций

Инструмент,

приспособление

Технические условия

и указания

1. Разборка КШМ двигателя 3M3-53

1. Отвернуть гайки крепления крышки одного

из рядов цилиндров

Ключ гаечный 17 мм

2. Снять крышку головки

блока

3. Отвернуть гайки крепления головки цилиндров

Ключ торцовый 22 мм

4. Снять головку цилиндров, прокладку головки

5. Снять головку цилиндров

на другом ряду,

выполнив операции (1-4)

17. Расшплинтовать гайки

крепления крышек

коренных подшипников

коленчатого вала первого

и пятого цилиндров

Пассатижи

18. Отвернуть гайки крепления крышек

Ключи торцовые

15 мм

19. Снять крышки с вкладышами

20. Отвернуть гайки и

контргайки крепления

шатунных крышек первого

и пятого цилиндров

Ключи гаечные17- 19 мм

21. Снять шатунные

крышки первого и пятого

цилиндров

22. Вынуть из этих цилиндров

поршни с шатунами

23. Зажать в тисках шатун

Тиски

24. Извлечь стопорные

кольца из канавок бобышек

Круглогубцы

25. Освободить шатун из

тисков

26. Зажать в тисках поршень

Тиски

Использовать в тисках деревянные губки

27. Снять компрессионные

кольца и два кольцевых

диска маслосъемного

кольца

Приспособление специальное

Расширители маслосъемного кольца снять вручную

2. Сборка КШМ двигателя 3M3-53

1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров

Вкладыши предварительно смазать моторным маслом

2. Завернуть гайки крышек

Ключ торцовый 15 мм, ключ динамометрический

Гайки завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м: 100..110

3. Зашплинтовать гайки

Проволока д — 1,8 мм, пассатижи

4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем

Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60 °С. На двигателе 3M3-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись «Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны.

  1. Вставить в бобышки поршня стопорные кольца

Круглогубцы

6. Установить на поршень поршневые кольца

Компрессионные кольца

ставить внутренней

выточкой вверх, замки сместить один относительно

другого на 180°. Замки

маслосъемного кольца

располагать у кольцевых

дисков под углом

180°, а у радиального и

осевого расширителя —

под углом 90° к ним и с

направлением в противоположные стороны

7. Вставить поршень в

гильзу с надписью «перед» к носку коленчатого вала

Приспособление специальное

Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом

8. Установить нижние головки шатунов на шейки коленчатого вала

Перед установкой вкладыши

смазать маслом, выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером

на стержне шатуна

9. Затянуть гайки крепления шатунных крышек

Ключ гаечный 17 мм

Затягивать сначала торцовым, а затем динамометрическим

ключом, момент силы, Н • м: 68…75

10. Завернуть контргайки

Ключ гаечный 17 мм

Контргайки навернуть

до конца и окончательно

завернуть на один-два оборота

16. Установить прокладки

головок цилиндров

Прокладки натереть

графитным порошком

17. Установить на место

головки цилиндров

18. Завернуть гайки

Крепления головок

Ключ динамометрический

Гайки затягивать

равномерно в два приема

в определенной последовательности.

Окончательный момент силы при затягивании,

Н м: 73…78

Контрольные вопросы

1. Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателя 3M3-53?

2. Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилиндры правого и левого рядов?

3. Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень на двигателе 3M3-53 и как располагаются замки колец?

infourok.ru

Задание для экзаменующегося. Задание № 12 Разборкадефектовка деталей и сборка Кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-53 по МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ

Задание № 1

Разборка, дефектовка деталей и сборка

кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-53А

1. Расскажите назначение и устройство КШМ по плакату.

2. Выполните разборку, дефектовку и сборку кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-53А

Коды проверяемых профессиональных и общих компетенций:

ПК 1.1.- ПК 1.3.

ОК 1. – ОК 6

Инструкция.

Внимательно прочитайте задание.

Вы можете воспользоваться:

  • инструкционно-технологической картой;

  • учебником Грузовые автомобили ВА. Родичев;

  • учебными плакатами

Время выполнения задания -1,5час.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты:

монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным механизмом (КШМ) и коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; спе­циальное приспособление для обжатия поршневых колец при уста­новке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцо­вый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка, медицинская аптечка, инструкция по безопасности труда, инструкционно — технологическая карта.

Текст задания:

1. Организовать рабочее место

2. Разобрать кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗМЗ-53 в следующем порядке:

расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшип­ников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;

  • отвернуть контргайки и гайки с болтов шатунных крышек первого и пятого цилиндров, снять крышки с вкладышами;

  • вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;

  • зажать в тисках шатун и извлечь стопорные кольца из канавок бобышек;

  • зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;

  • разобрать расширители маслосъемного кольца;

  • снять стопорное кольцо поршневого пальца и выпрессовать палец;

  • провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефек­тов, т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.

3. Провести дефектацию снятых детали /визуальной диагностикой на наличие дефектов/ необходимо оценить

1. Состояние трущихся поверхностей

2. Состояние коренных и шатунных шеек коленчатого вала

3. Состояние стопорного, компрессионного и маслосъемного колец

4. Определить, как смазываются детали

4 . Собрать КШМ двигателя ЗМЗ-53 в следующем порядке:

  • установить на место крышки первого и пятого коренных под­шипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предвари­тельно смазав их моторным маслом;

  • завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а за­тем окончательно динамометрическим ключом (момент силы 100… ПО Н • м) и зашплинтовать гайки новой проволокой 01,8 мм;

  • соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предва­рительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле. Ша­туны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампованный номер на стержне шатуна и надпись «Перед» на поршне располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;

  • застопорить кольцом поршневые пальцы;

  • установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относитель­но другого через 180°;

  • установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольце­вых дисков через 180° один от другого, а радиальный и осевой рас­ширители — под углом 90° к ним и в противоположные стороны;

  • смазать поршень моторным маслом и при помощи специаль­ного приспособления обжать поршневые кольца и вставить пор­шень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;

  • смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить ша­тун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне ша­туна совпадал с меткой (выступом) на крышке шатуна;

  • затянуть гайки шатунов сначала торцовым, а затем динамо­метрическим ключом (момент силы 68…75 Н м). Контргайки за­вернуть до упора и окончательно завернуть на один-два оборота

4. Убрать рабочее место

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ к заданию № 1

  1. Ход выполнения задания

Коды проверяемых

компетенций

Показатель оценки результата

Оценка

(да/нет)

ПК

1.1 -1.3,

ОК 1-6

Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобиля

1

Надеть специальную одежду. Она должна, подобрана по росту, заправлена, рукава застегнуты. Волосы должны, защищены головным убором.

2

Получить необходимое оборудование, инструмент и приспособления

3

Руки у учащихся не должны быть замаслены.

4

Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке.

5

Рационально разместить оборудование, инструмент и приспособления

6

Соблюдать необходимые меры предосторожности при работе.

7

Соблюдать правила личной гигиены

Разобрать кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗМЗ-53

1

расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшип­ников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;

2

3

*вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;

4

5

  • зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;

6

*разобрать расширители маслосъемного кольца;

7

Провести дефектацию снятых детали /визуальной диагностикой на наличие дефектов/ необходимо оценить

1

Состояние трущихся поверхностей

2

Состояние коренных и шатунных шеек коленчатого вала

3

Состояние стопорного, компрессионного и маслосъемного колец

4

Определить, как смазываются детали

Сборка КШМ двигателя ЗМЗ-53

1

  • установить на место крышки первого и пятого коренных под­шипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предвари­тельно смазав их моторным маслом;

2

  • завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а за­тем окончательно динамометрическим ключом (момент силы 100… ПО Н • м) и зашплинтовать гайки новой проволокой 01,8 мм;

3

  • соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предва­рительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле. Ша­туны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампованный номер на стержне шатуна и надпись «Перед» на поршне располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;

4

*застопорить кольцом поршневые пальцы;

5

  • установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относитель­но другого через 180°;

6

  • установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольце­вых дисков через 180° один от другого, а радиальный и осевой рас­ширители — под углом 90° к ним и в противоположные стороны;

7

  • смазать поршень моторным маслом и при помощи специаль­ного приспособления обжать поршневые кольца и вставить пор­шень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;

8

  • смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить ша­тун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне ша­туна совпадал с меткой (выступом) на крышке шатуна;

9

  • затянуть гайки шатунов сначала торцовым, а затем динамо­метрическим ключом (момент силы 68…75 Н м). Контргайки за­вернуть до упора и окончательно завернуть на один-два оборота.

Убрать рабочее место

Инструкционно-технологическая карта № 1

Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗМЗ-53

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условия и указания

Разборка КШМ двигателей ЗМЗ-53

1. Расшплинтовать гай­ки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала перво­го и пятого цилиндров

Пассатижи

2. Отвернуть гайки креп­ления крышек (ЗМЗ-53),

Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53),

3. Снять крышки с вкладышами

4. Отвернуть гайки и контргайки крепления шатунных крышек перво­го и пятого цилиндров

Ключи гаечные 17, 19 мм

5. Снять шатунные крышки первого и пято­го цилиндров

6. Вынуть из этих цилинд­ров поршни с шатунами

7. Зажать в тисках шатун

Тиски

8. Извлечь стопорные кольца из канавок бо­бышек и поршневой палец

Круглогубцы

9. Освободить шатун из тисков

10. Зажать в тисках пор­шень

Тиски

Использовать в тисках деревянные губки

11. Снять компрессион­ные кольца и два коль­цевых диска маслосъемного кольца

Приспособление специальное

Расширители маслосъемного кольца снять вручную

2. Сборка КШМ двигателей ЗМЗ-53А

1. Установить на место крышки коренных под­шипников первого и пя­того цилиндров

Вкладыши предвари­тельно смазать мотор­ным маслом

2. Завернуть гайки

Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53),), ключ динамо­метрический

Гайки, болты завернуть сначала торцовым клю­чом, окончательно — динамометрическим, момент силы ЗМЗ-53- 100… 110 Н.м

3. Зашплинтовать гайки,

Проволока 0 1,8мм пасса­тижи

4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем

hello_html_m53d4ecad.gif

Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60 °С. На автомобиле ЗМЗ-53А шатуны право­го ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номе­ра на стержнях шатунов и надпись «Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны распо­лагаться с одной сторо­ны.

5. Вставить в бобышки поршня стопорные кольца

Круглогубцы

6. Установить на поршень поршневые кольца

Компрессионные кольца ставить внутренней выточкой вверх замка

  1. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку колен­чатого вала (ЗМЗ-53А)

Приспособление специальное

Перед установкой порш­невые кольца обжать специальным приспо­соблением, поршень смазать маслом

  1. Установить нижние головки шатунов на шейки коленчатого вала

Перед установкой вкла­дыши смазать маслом, выступ на крышке дол­жен находиться на од­ной стороне с номером на стержне шатуна (ЗМЗ-53)

9. Затянуть гайки креп­ления шатунных крышек

Затягивать сначала тор­цовым, а затем динамо­метрическим ключом, момент силы, Н м: ЗМЗ-53А — 68…75

10. Завернуть контргайки

Контргайки навернуть до конца и окончатель­но завернуть на один-два оборота


Преподаватель /З.М.Аршикова /

infourok.ru

Инструкционно-технологическая карта 1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

Инструкционно -технологическая карта № 1

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условия и указания

  1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора.

Ключ торцовый 13 мм

 

2.Снять коллектор, прокладки.

 

 

3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров

Ключ гаечный 17 мм

 

4. Снять крышку головки блока

 

 

5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла

Ключ торцовый 17 мм

 

6. Снять ось коромысла в сборе

 

 

7. Вынуть штанги толкателей

 

 

8. Извлечь толкатели

Съемник специальный

 

9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров

Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130)

 

10. Снять головку цилиндров, прокладку головки

 

 

11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1

 

 

12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестеренн

Ключ гаечный 13 мм

 

13. Снять крышку

 

 

14. Снять масло отражатель

 

 

15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

Болты выворачивать через отверстие в шестерне

16. Вынуть вал с шестерней

 

 

17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров

пассатижи

 

18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130)

Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

 

19. Снять крышки с вкладышами

 

 

20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров

Ключи гаечные 17, 19 мм

 

21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров

 

 

22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами

 

 

23. Зажать в тисках шатун

Тиски

 

24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек

Круглогубцы

 

25. Освободить шатун из тисков

 

 

26. Зажать в тисках поршень

Тиски

Использовать в тисках деревянные губки

27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца

Приспособление специальное

Расширители маслосъемного кольца снять в ручную

 

 

Инструкционно- технологическая карта № 2

Последовательность операций

Инструмент, приспособления

Технические условия и указания

1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров

 

Вкладыши предварительно смазать моторным маслом

2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек

Ключи торцовые 15мм ( ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130), ключ динамометрический

Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м : ЗМЗ-53-100…110 ЗИЛ-130-110…130

3. Зашплинтовать гайки

Проволока 1,8 мм, пассатижи

 

4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем

 

Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60С. На автомобили ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные  номера на стержнях шатунов и надпись « Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршня и так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов а для шатунов левого ряда- в одну сторону.

5. Вставить в бобышки поршня штопорные кольца

круглогубцы

 

6. Установить на поршень поршневые кольца

 

Компрессионные кольца вставить внутренний вытачкой в верх, замки окончательно другого на 180 для ЗМЗ-53 и на 1200 для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 1800, а у радиального и осевого расширителя под углом 900 к ним и с направлением в противоположные стороны

7. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала ( ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала( ЗИЛ-130)

Приспособление специальное

Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом

8. Установить нижние головки шатунов на шейке коленчатого вала

 

Перед установкой вкладышей смазать маслом выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна ( ЗМЗ-53)

9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек

Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

Затягивать сначала торцовым а затем динамометрическим ключом Н м: ЗМЗ-53-68…75 ЗИЛ-130-70…80

10.Завернуть контргайки

Ключи гаечные 17 мм ( ЗМЗ-53)  19 мм (ЗИЛ-130)

Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на 1-2 оборота

11.Установить распределительный вал с шестерней на место

 

Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам

12.Зввернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

 

13.Установить масло отражатель

 

 

14.Установить крышку распределительных шестерен на место

 

 

15.Завернуть гайки крепления крышки

Ключ гаечный 13 мм

 

16.Установить прокладки головок цилиндров

 

Прокладки натереть графитным порошком

17.Установить на место головки цилиндров

 

 

18.завернуть гайки( ЗМЗ-53) болты ( ЗИЛ-130) крепления головок

Ключ динамометрический

Гайки ( ЗМЗ-53), болты ( ЗИЛ-130) затягивать равномерно в 2 приема в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73…78 ЗИЛ-130-70…90

19.Установить толкатели

 

 

20.Установить штанги толкателей

 

 

21.Установить оси коромысел в сборе

 

 

22.Завернуть гайки осей коромысел

Ключ торцовый 17 мм

 

 

Инструкционно- технологическая № 3

Последовательность операций

Инструмент, приспособления

Технические условия и указания

1.Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия

 

Так сжатия  определить по выталкиванию пробки, установленной в место свечи. Оба коромысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора

2.Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53-до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130-до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания

 

 

3.Орегулировать клапаны первого цилиндра для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта

Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм

Двигатель должен быть холодный. Для всех клапанов зазоры равны 0.25… 0.30 мм

4.Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах

 

Порядок регулирования соответствует порядку зажигания- 15426378. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 900

5.Установить крышки коромысел

 

 

6.Завернуть гайки крепления крышек коромысел

Ключ гаечный 17 мм

 

7.Установить прокладки под всасывающий коллектор

 

 

8.Установить всасывающий коллектор

 

 

9.Завернуть гайки( ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора

Ключ торцовый 13 мм

Гайки или болты затягивать крест на крест ( момент силы 15…20 Н м)

 

Инструкционно- технологическая карта № 4

Последовательность операций

Инструмент, приспособления

Технические условия и указания

1.Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя

Ключ торцовый 17 мм

 

2.Снять картер

 

 

3.Отвернуть гайки крепления крышек шатунов 1 и 2 цилиндров

Ключ гаечный 22 мм

 

4.Снять крышки шатунов с вкладышами на 1 и 5 цилиндрах

 

 

5.извлечь поршни с шатунами на 1 и 5 цилиндрах

Выколотка деревянная

 

6.Снять поршневые кольца с поршней 1 и 5 цилиндра

Приспособление специальное

 

7.Извлечть стопорное кольцо поршневого пальца

круглогубцы

 

8.Выпрессовать поршневой палец

 

 

9.Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном

 

Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне а однозамковый  уз вкладыша были на одной стороне

10.Установить стопорное кольцо поршневого кольца

круглогубцы

 

11.Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров

 

Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные  кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны

12.Установить поршни в сборе с кольцами и с шатунами в гильзы 1 и 5 цилиндров

Приспособление специальное

Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине

13.Установить верхние крышки шатунов

 

 

14.Затянуть гайки шатунных болтов

Ключ динамометрический

Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в 2 приема . момент силы  первого приема (  30 плюс минус 1) Н м для выполнения второго приема довернуть гайку на 900. Зазора в стыке шатуна быть недолжно

 

 

Инструкционно- технологическая карта № 5

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условия и указания

Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол.

 

 

1.Установить фиксатор маховика в нижнее положение

 

Регулируемые цилиндры

Положение коленчатого вала

Угол поворота

Первый, пятый

Четвёртый, второй

Шестой, третий

Седьмой, восьмой

I

 

II

 

III

 

IV

60

 

240

 

420

 

600

2.Проворачивать коленчатый вал до  тех пор пока фиксатор не войдет в углубления моховика

Вороток

Коленчатый вал проворачивать за отверстие в моховике

3.Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода ТНВД и торце корпуса муфты опережение впрыска топлива

 

При расположении меток внизу вывести  фиксатор из зацепления с моховиком и провернуть коленчатый вал на 1 оборот. Фиксатор должен опять войти в углубление моховика

4.Вывести фиксатор из зацепления

 

 

5.провернуть коленчатый вал против часовой стрелки ( если смотреть со стороны моховика на угол 600)

 

Поворот моховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 300. Клапаны 1 и 5 цилиндров закрыты ( штанги клапанов легко поворачиваются рукой)

6.Проверит момент затягивания крепления стоек  коромысел регулируемых цилиндров

Ключ динамометрический

Момент силы при затягивании 42…54 Н м

7.Проверить щупом между бойками коромысел и торцами стержней клапанов 1 и 5 цилиндров ( передние клапаны правого ряда цилиндров- впускные, левого –выпускные)

Щуп

Зазор 0.3 мм для выпускного и 0.4 мм для выпускного клапанов щуп должен входить и выходить с усилием

8.Отвернуть контргайку регулировочного винта

Ключ гаечный 19 мм

 

9.Вращая регулировочный винт, добиться нужного зазора

отвертка

 

10.Завернуть контргайку

Ключ гаечный 19 мм

 

11.Отрегулировать зазоры в других клапанах механизма попарно ( согласно порядку

работы цилиндров)

Отвертка, ключ гаечный 19 мм

Коленчатый вал проворачивать на 1800 ( 6 отверстий моховика) походу вращения

infourok.ru

Технологии разборки и сборки кривошипно-шатунного механизма.


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Коленчатый вал (рис.1) изготовлен из высококачественной стали и имеет пять коренных и четыре шатунные шейки, закаленных ТВЧ, которые связаны между собой щеками и сопрягаются с ними переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 90°.

К каждой шатунной шейке присоединяются два шатуна: один для правого и один для левого рядов цилиндров (рис.2).

Подвод масла к шатунным шейкам производится от отверстий в коренных шейках 10 прямыми отверстиями 11 [3, с.27].

Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал имеет шесть противовесов, отштампованных заодно со щеками коленчатого вала. Кроме основных противовесов, имеются два дополнительных съемных противовеса 1 и 2. напрессованных на вал, при этом их угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонками 5 и 6 (рис.1).

 

Рисунок 1 Коленчатый вал

Маховик 1 (Рис.2) закреплен восемью болтами 7 шатуна, изготовленными из легированной стали с двенадцатигранной головкой, на заднем торце коленчатого вала и точно зафиксирован двумя штифтами 10 и установочной втулкой 3 (Рис.2).

Рисунок 2 Маховик

 

Поршень 1 (рис.3) отлит из алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна под верхнее компрессионное кольцо.

В головке поршня выполнена тороидальная камера сгорания с вытеснителем в центральной части, она смещена относительно оси поршня в сторону от выточек под клапаны на 5 мм.

Боковая поверхность представляет собой сложную овально-бочкообразную форму с занижением в зоне отверстий под поршневой палец. На юбку нанесено графитовое покрытие.

 

 

Рисунок 3 Поршень с шатуном и кольцами в сборе

 

Для разборки рекомендуется использовать поворотный стенд Р-770, на котором двигатель имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси.

Перед установкой двигателя на стенд необходимо снять масляный фильтр с теплообменником, вентилятор, выпускные коллекторы, кронштейны передних опор, стартер. Трущиеся поверхности деталей, кроме оговоренных особо, при сборке смазать моторным маслом.

Неметаллические прокладки для удобства сборки, при необходимости, ставим с нанесением на одну из сопрягаемых деталей консистентной смазки. Следим, чтобы прокладки равномерно прилегали к сопрягаемым поверхностям, были плотно зажаты и не выступали за контур сопряженных поверхностей [4, с.10].

При установке резиновые уплотнительные кольца и заходные фаски сопрягаемых деталей смазываем консистентной смазкой;

Нельзя подгибать шпильки при надевании на них деталей.

Поршень с кольцами и шатуном в сборе устанавливают в тиски и с помощью съемника И-801.08.000 снимают с поршня кольцо компрессионное верхнее, кольцо компрессионное и кольцо маслосъемное в сборе. При необходимости замены поршня или шатуна вынимают стопорное кольцо поршневого пальца из бобышек поршня и вынимают поршень с шатуном в сборе из тисков.

Нагрев поршень в течение 10 мин в масляной ванне до температуры 80…100 °С, выпрессовывают с помощью выколотки поршневой палец. Детали шатунно-поршневой группы моют и дефектуют.

Перед сборкой шатунно-поршневой группы поршневые пальцы подбирают к шатунам. Поршень нагревают в масле до температуры 80…100°С, помещают в приспособление для сборки и соединяют с шатуном поршневым пальцем, установив шатун так, чтобы выточки под клапаны в поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне были расположены с одной стороны. Запрессовка поршневого пальца не допускается. Перед сборкой сопрягаемые поверхности поршневого пальца и отверстий в поршне смазывают тонким слоем чистого моторного масла.

В канавки поршня устанавливают стопорные кольца поршневого пальца. На поршень с помощью приспособления для снятия и установки колец последовательно устанавливают маслосъемное и компрессионные кольца. При монтаже маслосъемного кольца в канавку поршня устанавливают расширитель и затем надевают маслосъемное кольцо так, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца. Компрессионные кольца устанавливают на поршень скошенной стороной и клеймом «верх» к днищу поршня. Замки соседних колец располагают под углом 120 °С. Перед установкой колец, удаляют нагар из канавок поршня, а после установки проверяют легкость перемещения колец в канавках.

Шатун также должен свободно перемещаться вокруг оси поршневого пальца. При соблюдении этих требований поршень в сборе с шатуном снимают с приспособления и передают на сборку двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом поршневого двигателя. Он служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Алгоритм практической работы по теме:Разборка и сборка КШМ двигателя ЗИЛ-130. Разборка и сборка ГРМ двигателя ЗИЛ-130

Практическое занятие №1

Тема урока: Разборка и сборка КШМ двигателя ЗИЛ-130.

Разборка и сборка ГРМ двигателя ЗИЛ-130.

Цель урока: Формирования знаний, умений и навыков необходимых для выполнения разборки и сборки КШМ и ГРМ двигателя ЗИЛ-130.

Инструменты и приспособление: Слесарные инструменты, гаечные ключи, съёмник

Оборудование: Рабочие места, верстак

Рекомендуемая литература: 1.Румянцев С. И., Бодлев А. Г., Бойко Н. Г. «Ремонт автомобилей» МП 2010-2011 2. Боровских Ю. И., Буралев Ю. В., Морозов К. А., М. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» МП 2012 3.Роговцев В. Л., Пузанков А. Г., Олдфильд В. Д. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств» МП 2011.

Последовательность выполнения

Собирать двигатель рекомендуется на поворотном стенде без передвижного устройства или на стенде модели 2164 ГАРО с передвижным устройством.

Все детали и агрегаты, поступающие на сборку, тщательно моют и проверяют их пригодность для сборки. Сопрягаемые детали должны быть подобраны и подогнаны, а при необходимости скомплектованы с определенными деталями.

На сборку подают отремонтированный или новый блок цилиндров, укомплектованный втулками распределительного вала, направляющими клапанов и картером сцепления. Все масляные каналы в двигателе должны быть промыты и продуты сжатым воздухом.

Блок цилиндров перед сборкой следует укрепить на стенде, повернув его разъемной плоскостью картера вверх. Крышки коренных подшипников растачивают вместе с блоком цилиндров, и потому они невзаимо- заменяемы. Расточку производят при установленных в стыках крышки прокладках толщиной 0,05 мм. Крышки среднего и заднего подшипников крепятся четырьмя болтами, крышки остальных подшипников — двумя болтами каждая. Отверстия под болты крепления коренных крышек симметричны по отношению к оси коленча­того вала.

Крышки коренных подшипников центрируются в пазах блока по бортам, которые расположены несимметрично, что исключает неправильность их установки. Номинальный размер постелей под вкладыши коренных подшипников 70,50—70,53 мм. Общая песо- осиость отверстий не должна превышать 0,04 мм, несоосность двух соседних отверстий — 0,02 мм.

Разборка и сборка головки блока цилиндров

Разборка

Если требуется замена только какой-либо одной детали, то можно не разбирать полностью головку блока цилиндров и снять только то, что необходимо для замены. Полностью же головку цилиндров разбирайте в следующей последовательности. Удалив крышку с прокладкой, установите головку цилиндров на подставку, отверните гайки и снимите карбюратор с проставкой, теплоизолирующий экран карбюратора, а затем впускной и выпускной трубопроводы (одновременно снимается заборник теплого воздуха). Снимите отводящий патрубок охлаждающей рубашки двигателя. Выкрутите датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, масляный выключатель контрольной лампы давления масла и свечи зажигания. Открутите гайки и снимите топливный насос с прокладками, проставкой и толкателем. Отсоедините от головки цилиндров корпус вспомогательных агрегатов. Снимите крышки опор распределительного вала. Выньте распределительный вал из постелей опор и снимите с него сальник. Выньте из отверстий головки блока цилиндров толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Освободите клапаны от сухарей, сжимая пружины клапанов приспособлением для снятия и установки клапанов. Снимите пружины с тарелками. Поверните головку цилиндров и выньте с нижней стороны клапаны. Снимите маслоотражательные колпачки с направляющих втулок и опорные шайбы пружин.

Сборка

Смажьте моторным маслом клапаны и новые маслоотражательные колпачки (использование старых не допускается). Установив опорные шайбы пружин, оправкой напрессуйте колпачки на направляющие втулки клапанов. Вставьте клапаны в направляющие втулки, установите пружины и тарелки клапанов. Сжимая пружины приспособлением для снятия и установки клапанов, установите сухари клапанов. Вставьте в отверстия головки цилиндров толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Проверьте, на месте ли установочные втулки опор распределительного вала, надетые на шпильки. Очистите сопрягающиеся поверхности головки блока цилиндров и корпусов подшипников от остатков старой прокладки, грязи и масла. Смажьте моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала и уложите его в опоры головки цилиндров в таком положении, чтобы кулачки 1 -го (со стороны зубчатого ремня) цилиндра были направлены вверх. На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами крайних опор распределительного вала, нанесите герметик. Необходимо иметь в виду, что запускать двигатель разрешается не ранее чем через 1 час после нанесения герметика. Установите крышки опор распределения и затяните гайки их крепления в два приема. Оправкой для запрессовки переднего сальника коленчатого вала и сальника распределительного вала запрессуйте новый сальник распределительного вала, предварительно смазав его моторным маслом. Установите отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой и корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом. Установите теплоизоляционную проставку с прокладками, толкатель и топливный насос. Наденьте на шпильки головки цилиндров прокладки и установите выпускной коллектор, закрепите его центральной гайкой, а затем установите впускной трубопровод. Закрепите их вместе с заборником теплого воздуха. Установите теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор. Закрепите его гайками и закройте карбюратор технологической заглушкой или тряпкой. Вкрутите свечи зажигания, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и масляный выключатель контрольной лампы давления масла.

Разборка и сборка — Шатунно-поршневая группа

Разборка

Снимите поршневые кольца. Уложите поршень в опору с цилиндрической выемкой и с помощью оправки, центрируемой в отверстии поршневого пальца, выпрессуйте палец под прессом (усилием не менее 0,8 тс). Применение молотка для выпрессовки — запрессовки недопустимо: можно повредить поршень. Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то они могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечайте их, чтобы в дальнейшем собрать группу с теми же деталями и установить в прежний цилиндр двигателя. Можно также изготовить из пенопласта поддон с ячейками и складывать в него детали по цилиндрам.

Сборка

Перед сборкой подберите палец к поршню. Для правильного сопряжения необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня от простого нажатия большого пальца руки и не выпадал из него, если держать поршень с поршневым пальцем в вертикальном положении. Выпадающий палец замените другим, следующей категории. Если в поршне был палец третьей (высшей) категории, то замените поршень с поршневым пальцем. Так как палец вставляется в верхнюю головку шатуна с натягом, необходимо нагреть его для расширения верхней головки. Для этого поместите шатуны на 15 мин в электропечь или в духовку, нагретую до 240 °С. Палец заранее приготовьте к сборке, надев его на валик приспособления для запрессовки поршневого пальца (используется для всех автомобилей ВАЗ), и, установив между пальцами и рукояткой дистанционное кольцо толщиной 4 мм, наружным диаметром 22 мм и внутренним 15 мм. На конце приспособления установите направляющую и закрепите винтом. Винт затяните неплотно, чтобы не произошло заклинивания при расширении пальца от контакта с нагретым шатуном. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессовку необходимо выполнять как можно скорее, так как шатун быстро охлаждается и после охлаждения нельзя будет изменить положение пальца. Поршень с шатуном должен быть собран так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону выхода отверстия для масла на нижней головке шатуна. Извлеченный из печи шатун быстро зажмите в тисках. Наденьте поршень на шатун, следя, чтобы отверстие под палец совпадало с отверстием верхней головки шатуна. Закрепленный на приспособлении поршневой палец протолкните в отверстие поршня и в верхнюю головку шатуна до упора заплечика приспособления в поршень. Во время этой операции поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца. Тогда палец займет правильное положение. После охлаждения шатуна смажьте палец моторным маслом через отверстия в бобышках поршня. Установите поршневые кольца, располагая их замки через 120° по окружности поршня. Нижнее компрессионное кольцо установите выточкой вниз.

Основные неисправности . Причины. Признаки.

Неисправности КШМ. Снижение мощности двигеля поышенный расхож масла, топлива, дымление и увеличение стуков при работе двигателя — вот основные неисправности КШМ.

Признаки: двигатель не развивает полной мощности.

Причины: снижена компрессия из-за износа гильз цилиндров, поршней, поломки или пригорания поршневых колец.

Признаки: расход масла и топлива, дымление двигателя.

Причины: изнашивание деталей шатунно-поршневой группы, поломка поршневых колец, закоксование поршневых колец, в канавках, прорезей в малосъемных кольцах, отверстий в канавке под малосъемные кольца.

Признаки: стук коленчатого вала.

Причины: вызывается либо недостаточными давлением и подачей масла, либо недопустимо увеличившимися зазорами между шейками коленчатого вала и вкладышами коренных и шатунных подшипников из-за изнашивания этих деталей.

Признаки: стуки поршней и поршневых пальцев.

Причины: свидетельствует об изнашивании деталей шатунно-поршневой группы.

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при такте сгорание — расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

В двигателях внутреннего сгорания своевременный впуск в цилиндры свежего заряда горючей смеси и выпуск отработавших газов обеспечивается газораспределительным механизмом.

На двигателе ЗиЛ-130 установлен газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов.

Газораспределительный механизм состоит из распределительных шестерен, распределительного вала, толкателей, штанг, коромысел с деталями крепления, клапанов, пружин с деталями крепления и направляющих втулок клапанов (рис. 5).

Распределительный вал расположен между правым и левым рядами цилиндров.

При вращении распределительного вала кулачок набегает на толкатель и поднимает его вместе со штангой. Верхний конец штанги надавливает на регулировочный винт во внутреннем плече коромысла, которое, провертываясь на своей оси, наружным плечом нажимает на стержень клапана и открывает отверстие впускного или выпускного канала в головке цилиндров. В рассматриваемых двигателях распределительный вал действует на толкатели правого и левого рядов цилиндров.

Газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов дает возможность улучшить форму камеры сгорания, наполнение цилиндров и условия сгорания рабочей смеси. Лучшая форма камеры сгорания позволяет повысить также степень сжатия, мощность и экономичность двигателя.

Распределительный вал (см. рис. 5) служит для открытия клапанов в определенной последовательности в соответствии с порядком работы двигателя.

Распределительные вал отливают из специального чугуна или отковывают из стали. Устанавливают его в отверстия стенок и ребрах картера. Для этой цели на валу имеются цилиндрические шлифованные опорные шейки. Для уменьшения трения между шейками вала и опорами в отверстия запрессовывают втулки, внутренняя поверхность которых покрыта антифрикционным слоем.

На валу, помимо опорных шеек, имеются кулачки — по два на каждый цилиндр, шестерня для привода масляного насоса и прерывателя-распределителя и эксцентрик для привода топливного насоса.

От переднего торца распределительных валов двигателя ЗИЛ-130 приводится в действие датчик пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя. Трущиеся поверхности распределительного вала для уменьшения износа подвергнуты закалке с помощью нагрева током высокой частоты.

Привод распределительного вала от коленчатого вала осуществляется при помощи шестеренчатой передачи. Для этой цели на переднем торце коленчатого вала насажена стальная шестерня, а на переднем конце распределительного вала — чугунная шестерня. Распределительная шестерня от провертывания на валу удерживается шпонкой и закрепляется шайбой и болтом, завернутым в торец вала. Обе распределительные шестерни имеют косые зубья, вызывающие при вращении вала его осевое смещение.

Для предупреждения осевого смещения вала при работе двигателя между шестерней и передней опорной шейкой вала установлен фланец, который закреплен двумя болтами к передней стенке блока цилиндров (рис. 6). Внутри фланца на носке вала установлено распорное кольцо, толщина которого несколько больше толщины фланца, в результате чего достигается небольшое осевое смещение распределительного вала. В четырехтактных двигателях рабочий процесс происходит за четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала, т. е. за это время должны последовательно открыться впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра, а это возможно если число оборотов распределительного вала будет в 2 раза меньше числа оборотов коленчатого вала, поэтому диаметр шестерни, установленной на распределительном валу, делают в 2 раза большим, чем диаметр шестерни коленчатого вала.

Клапаны в цилиндрах двигателя должны открываться и закрываться в зависимости от направления движения и положения поршней в цилиндре. При такте впуска, когда поршень двигается от в. м. т. к н. м. т., впускной клапан должен быть открыт, а при такте сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска закрыт. Чтобы обеспечить такую зависимость, на шестернях газораспределительного механизма делают метки: на зубе шестерни коленчатого вала и между двумя зубьями шестерни распределительного вала (рис. 7). При сборке двигателя эти метки должны совпадать.

Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачков распределительного вала к штангам.

Штанги передают усилие от толкателей к коромыслам и выполнены в виде стальных стержней с закаленными наконечниками (ЗИЛ-130)

Коромысла передают усилие от штанги к клапану. Изготовляют их из стали в виде двуплечего рычага, посаженного на ось. В отверстие коромысла для уменьшения трения запрессовывают бронзовую втулку. Полая ось закреплена в стойках на головке цилиндров. От продольного перемещения коромысло удерживается сферической пружиной. На двигателях ЗИЛ-130 коромысла не равноплечие. В короткое плечо завернут регулировочный винт с контргайкой, упирающийся в сферическую поверхность наконечника штанги.

Клапаны служат для периодического открытия и закрытия отверстий впускных и выпускных каналов в зависимости от положения поршней в цилиндре и от порядка работы двигателя.

В двигателе ЗиЛ-130 впускные и выпускные каналы выполнены в головках цилиндров и заканчиваются вставными гнездами из жаропрочного чугуна.

Клапан (рис. 8) состоит из головки и стержня. Головка имеет узкую, скошенную под углом 45 или 30° кромку (рабочая поверхность), называемую фаской. Фаска клапана должна плотно прилегать к фаске седла, для чего эти поверхности взаимно притирают. Головки впускных и выпускных клапанов имеют неодинаковый диаметр. Для лучшего наполнения цилиндров свежей горючей смесью диаметр головки впускного клапана делают большим, чем диаметр выпускного.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *