Ремонт главной передачи и дифференциала – Ремонт главной передачи и диференциала

Ремонт главной передачи и диференциала

Основными дефектами деталей главной передачи и диференциала являются:

  1. поломка зубьев, износ или неправильная регулировка зацепления шестерен главной передачи;
  2. износ подшипников и мест их посадки, а также увеличенный осевой зазор;
  3. износ шеек крестовины и торцевых поверхностей сателлитов и полуосевых шестерен;
  4. износ шлицев и шпоночного соединения полуосей;
  5. разработка сальников и износ мест их посадки.

Разборка главной передачи и диференциала

Для разборки одинарной главной передачи автомобиля ГАЗ-51 необходимо:

  1. отвернуть гайки шпилек крепления фланцев полуосей и вынуть полуоси 11;
  2. отвернуть болты крепления двух половин картера, разъединить их и вынуть диференциал в сборе;
  3. отвернуть болты крепления крышки 28 и гнезда 4 подшипников ведущей шестерни главной передачи и вынуть из картера ведущую шестерню вместе с фланцем 1 и гнездом с подшипниками 5;
  4. расшплинтовать и отвернуть гайку 30 крепления фланца, снять фланец, сальник 3, крышку подшипников 28, упорное кольцо, гнездо с подшипником и регулировочные прокладки 27;
  5. снять роликовый конический подшипник с вала 2 ведущей шестерни, снять стопорное кольцо и роликовый цилиндрический подшипник 7 с конца ведущей шестерни;
  6. расшплинтовать и вывернуть болты, соединяющие две половины чашки диференциала 14, разъединить чашку, вынуть крестовину с опорными шайбами 24 сателлитов 8 и полуосевые шестерни 19 также с опорными бронзовыми шайбами 22.

Для разборки двойной главной передачи автомобиля ЗИС-150 необходимо:

  1. отвернуть болты фланцев полуосей и вынуть полуоси 1;
  2. отвернуть заднюю крышку картера;
  3. отвернуть стопорные пластинки регулировочных гаек 2 и б и вывернуть гайки;

Разборка главной передачи и диференциала

Рис. Главная передача и диференциал автомобиля ГАЗ-51:
1 — фланец ведущей шестерни; 2 — вал ведущей шестерни; 3 — сальник; 4 — гнездо подшипников; 5 — роликовые конические подшипники; 6 — картер заднего моста; 7 — роликовый подшипник; 8 — сателлит; 9 — сапун; 10 — сальник; 11 — полуось; 12 — кожух полуоси; 13 — трубопровод тормозов; 14 — чашка диференциала; 15 — сливная пробка; 16 — прокладка; 17 — ведомая шестерня; 18 — чашка диференциала; 19 — шестерня полуоси; 20 — подшипник диференциала; 21 — маслоотражатель; 22 — опорная бронзовая шайба шестерни полуоси; 23 — крестовина диференциала; 24 — опорная шайба сателлита; 25 — опорная пластина; 26 — прокладки регулировки подшипников ведущей шестерни; 27 — прокладки регулировки зацепления шестерен главной передачи; 28 — крышка подшипников; 29 — грязеотражатель; 30 — гайка фланца.

Для разборки одинарной главной передачи автомобиля ГАЗ-51 необходимо:

  1. отвернуть гайки шпилек крепления фланцев полуосей и вынуть полуоси 11;
  2. отвернуть болты крепления двух половин картера, разъединить их и вынуть диференциал в сборе;
  3. отвернуть болты крепления крышки 28 и гнезда 4 подшипников ведущей шестерни главной передачи и вынуть из картера ведущую шестерню вместе с фланцем 1 и гнездом с подшипниками 5;
  4. расшплинтовать и отвернуть гайку 30 крепления фланца, снять фланец, сальник 3, крышку подшипников 28, упорное кольцо, гнездо с подшипником и регулировочные прокладки 27;
  5. снять роликовый конический подшипник с вала 2 ведущей шестерни, снять стопорное кольцо и роликовый цилиндрический подшипник 7 с конца ведущей шестерни;
  6. расшплинтовать и вывернуть болты, соединяющие две половины чашки диференциала 14, разъединить чашку, вынуть крестовину с опорными шайбами 24 сателлитов 8 и полуосевые шестерни 19 также с опорными бронзовыми шайбами 22.

Рис. Главная передача и диференциал автомобиля ЗИС-150:
1 — полуось; 2 и 6 — гайки регулировки подшипников диференциала; 3 — крышка подшипника; 4 — чашка диференциала; 5 — ведомая цилиндрическая шестерня; 7 — крышки подшипников промежуточного вала; 8 — прокладки подшипников промежуточного вала и зацепления конических шестерен; 9 — прокладки регулировки зацепления конических шестерен; 10 — стакан ведущей шестерни; 11 — распорная втулка; 12 — прокладки крышки подшипника; 13 — крышка подшипника; 14 — фланец; 15—сальники; 16 — регулировочные шайбы подшипников ведущей шестерни; 17 — промежуточный вал.

Для разборки двойной главной передачи автомобиля ЗИС-150 необходимо:

  1. отвернуть болты фланцев полуосей и вынуть полуоси 1;
  2. отвернуть заднюю крышку картера;
  3. отвернуть стопорные пластинки регулировочных гаек 2 и 6 и вывернуть гайки;
  4. расшплинтовав и отвернув гайки, снять крышки подшипников 3 чашки диференциала 4 и вынуть диференциал в сборе;
  5. отвернуть стакан 10 и снять его в сборе с ведущей шестерней;
  6. отъединить картер главной передачи, отвернуть крышки 7 подшипников промежуточного вала 17 и вынуть его из картера.

Ремонт чашки диференциала

Дефектами чашки диференциала являются:

  1. износ мест посадки подшипников;
  2. износ отверстий под шейки крестовины сателлитов;
  3. износ отверстий под шейки шестерен полуосей.

Изношенные места посадки подшипников чашки диференциала восстанавливают хромированием с последующим шлифованием под требуемый размер, а также наплавкой металла путем сварки. Наплавку следует вести с подогревом во избежание коробления чашки. Если чашка диференциала изготовлена из стали, то можно применить также холодную раздачу посадочных мест подшипников.

Для этого через отверстие чашки прогоняют под прессом конусную оправку, обильно смазанную маслом. После раздачи шейки протачивают на токарном станке. При износе отверстий, предназначенных для шеек крестовины, эти отверстия развертывают под увеличенный размер шеек, которые предварительно хромируют, чтобы получить тугую посадку при собранной чашке диференциала. Изношенные отверстия под шейки шестерен полуосей растачивают на станке, а для получения нормальной посадки шеек полуосевых шестерен поверхность шеек хромируют. Отверстия восстанавливают также путем растачивания отверстий с последующей запрессовкой втулок из материала, соответствующего материалу чашки. После запрессовки втулки обрабатывают под размер шеек полуосевых шестерен с расчетом получения необходимого зазора.

Ремонт крестовины сателлитов

При работе шейки крестовины сателлитов сильно изнашиваются в местах посадки.

Для восстановления посадочных мест сателлитовых шестерен отверстия последних шлифуют или развертывают до получения правильной геометрической формы, а шейки крестовины наращивают хромированием и шлифуют иод размер отверстий сателлитов.

При невозможности применить хромирование шейки крестовины шлифуют или протачивают резцом (предварительно произведя отжиг шеек), а затем на них напрессовывают стальные цементованные втулки и шлифуют их под размер отверстий сателлитов. Более сложным способом восстановления шеек крестовины является наплавка на них металла сваркой с последующей механической обработкой и цементацией.

Ремонт шестерен, валов и полуосей

Изношенные и выкрошенные зубья шестерен ремонтируют способами, указанными в заметке «Ремонт коробки передач». Изношенные торцевые поверхности полуосевых шестерен и сателлитов протачивают или шлифуют с последующей установкой новых шайб, воспринимающих осевую нагрузку. При этом зазор между шлифованной торцевой стороной полуосевых шестерен и внутренней поверхностью чашки должен быть 0,5—0,8 мм.

Зазор проверяют щупом через окна чашки диференциала. Разница в зазорах при измерении во всех окнах не должна превышать 0,1 мм.

Изношенные места посадки подшипников на валу ведущей шестерни и на промежуточном валу главной передачи восстанавливают хромированием или протачиванием с последующей напрессовкой стальных втулок. Смятые шлицы полуосей и вала ведущей шестерни (при отсутствии скручивания) ремонтируют, наплавляя металл сваркой, затем шлицы фрезеруют и термически обрабатывают.

При срыве резьбы на конце вала ведущей шестерни или на конце полуоси (автомобили ГАЗ-MM и М-20 «Победа») резьбу срезают путем протачивания на станке, затем наплавляют металл, протачивают под требуемый размер и нарезают новую резьбу номинального размера.

Сборка и регулировка главной передачи и диференциала

Сборку одинарной главной передачи и диференциала (автомобиль ГАЗ-51) производят в следующем порядке:

  1. В гнездо подшипников запрессовывают наружные кольца подшипников ведущей шестерни главной передачи с натягом до 0,08 мм.
  2. Напрессовывают один роликовый конический подшипник на шейку вала вплотную к ведущей шестерне, надевают распорную втулку, регулировочные прокладки 26, гнездо подшипников, другой роликовый конический подшипник, упорное кольцо, фланец 1 карданного шарнира и завертывают гайку 30 фланца вала до отказа. При затягивании гайки провертывают ведущую шестерню за фланец, что обеспечивает правильное положение роликов в своих кольцах. После затяжки гайки проверяют динамометром момент вращения, который должен быть в пределах 14—18,5 кгм. При отсутствии динамометра затяжку подшипников проверяют повертывая шестерню за фланец. При этом шестерня должна проворачиваться от небольшого усилия руки и иметь осевой зазор (качку) не более 0,04 мм, что проверяют индикатором. Если осевой зазор больше, то удаляют одну-две регулировочные прокладки, если затяжка слишком туга, то добавляют прокладки. После окончательной затяжки подшипников на гайке и торце вала наносят риски.
  3. Отвертывают гайку, снимают фланец, надевают крышку подшипников 28 с сальником 3 и устанавливают фланец; затем затягивают гайку до совмещения нанесенных рисок и зашплинтовывают.
  4. Напрессовывают на конец ведущей шестерни роликовый цилиндрический подшипник 7 и устанавливают стопорное кольцо.
  5. Напрессовывают на шейки чашки диференциала роликовые конические подшипники 20.
  6. В левую половину чашки диференциала устанавливают опорную бронзовую шайбу, полуосевую шестерню, крестовину в сборе с опорными шайбами и сателлитами, вторую полуосевую шестерню с опорной шайбой и правую половину чашки диференциала так, чтобы имеющиеся метки на обеих половинах совпали.
  7. Стягивают болтами обе половины чашки и зашплинтовывают болты общей проволокой.
  8. Устанавливают столько регулировочных прокладок 27, сколько их было снято при разборке с гнезда подшипников ведущей шестерни, вставляют ведущую шестерню в картер заднего моста и завертывают болты.
  9. Устанавливают маслоотражатели 21 и сальники 10 в кожухи полуосей со стороны картера главной передачи и запрессовывают наружные кольца подшипников 20 чашки диференциала.
  10. Устанавливают в картер чашку диференциала 14 в сборе; в разъеме картера ставят прокладку 16 толщиной 0,20—0,25 мм (после затяжки болтов толщина прокладки должна быть 0,15 мм, что обеспечивает нормальный зазор в зацеплении шестерен), и завертывают болты картера.
  11. Проверяют зазор в зацеплении шестерен, который должен соответствовать угловому перемещению фланца ведущей шестерни на 0,3—0,9 мм, при измерении перемещения индикатором на диаметре расположения отверстий фланца. Величину этого зазора регулируют изменением толщины прокладок 27 между картером и гнездом подшипников ведущей шестерни. Для снятия или добавления прокладок отвертывают гайку вала ведущей шестерни, снимают фланец, крышку с сальником, упорное кольцо и гнездо подшипников. После изменения числа прокладок снова собирают и проверяют зазор.
  12. Вставляют полуоси 11 и завертывают гайки крепления их фланцев.

Сборку двойной главной передачи и диференциала (ЗИС-150) выполняют в следующем порядке:

  1. Напрессовывают роликовые конические подшипники на шейки промежуточного вала главной передачи от зазора 0,05 мм до натяга 0,015 мм, запрессовывают наружные кольца подшипников в крышки, устанавливают вал в картер главной передачи и привертывают крышки к картеру с регулировочными стальными прокладками. Добавляя или удаляя прокладки, регулируют затяжку подшипников так, чтобы осевое смещение вала не превышало 0,1 мм (проверяется по индикатору). При этом вал должен легко вращаться от руки.
  2. В стакан ведущей конической шестерни Запрессовывают наружные кольца роликовых конических подшипников.
  3. Напрессовывают на вал ведущей шестерни роликовый конический подшипник до упора, вставляют шестерню в стакан, надевают на вал распорную втулку и две регулировочные стальные шайбы (толщина шайб в мм: 2,0—2,02; 2,05—2,07; 2,15— 2,17; 2,25—2,27; 2,35—2,37; 2,45—2,47; 2,55—2,57; 2,6—2,62). Напрессовывают передний роликовый конический подшипник, надевают упорную шайбу, привертывают к стакану крышку подшипника с сальниками, на шлицы вала надевают фланец карданного шарнира, ставят шайбу и затягивают до отказа гайку.
  4. Проверяют правильность затяжки подшипников вращением вала шестерни за фланец. При этом вал должен легко вращаться (вращающий момент не более 25—35 кгсм) и не иметь осевого зазора более 0,05—0,1 мм. Правильная затяжка подшипников достигается изменением толщины регулировочных шайб или их шлифованием.
  5. Привертывают стакан в сборе с ведущей шестерней и с регулировочными стальными прокладками (толщина прокладок в мм: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0) к картеру главной передачи.

    Рис. Отпечатки на зубьях при различном зацеплении шестерен.

  6. Проверяют.и регулируют зацепление зубьев конических шестерен. Для этого на боковую поверхность двух соседних зубьев ведомой шестерни наносят тонкий слой краски и повертывают ведущую шестерню в обе стороны. В зависимости от расположения отпечатка в виде чистого пятна на боковой поверхности зубьев ведомой шестерни производят регулировку. При расположении отпечатка у широкой части зуба (рис. а) ведомую шестерню придвигают к ведущей, а при отпечатке у узкой части зуба (рис. б), наоборот, отодвигают. При этом зазор между зубьями величиной 0,20—0,40 мм устанавливают, смещая ведущую шестерню. Если отпечаток располагается у вершины зуба (рис. в), то ведущую шестерню придвигают к ведомой, а если у основания зуба (рис. г), то ее отодвигают от ведомой. Для получения нормального зазора смещают ведомую шестерню. Для смещения ведущей шестерни изменяют число прокладок между стаканом и картером, а для смещения ведомой шестерни переставляют прокладки из-под левой крышки подшипника промежуточного вала под правую, и наоборот. Зацепление считается правильным, если пятно располагается посредине боковой поверхности зуба (рис. д).
  7. Напрессовывают на шейки чашки диференциала роликовые конические подшипники.
  8. В правую половину чашки, имеющую выточки для головок болтов, вставляют полуосевую шестерню с бронзовой шайбой, затем устанавливают крестовину в сборе с сателлитами и бронзовыми шайбами, надевают ведомую цилиндрическую шестерню, ставят вторую полуосевую шестерню с шайбой, надевают левую половину чашки, пропускают болты, затягивают гайки и зашплинтовывают их.
  9. Устанавливают диференциал в сборе в гнезда картера, закрепляют крышки подшипников, регулируют затяжку подшипников гайками так, чтобы чашка легко вращалась и не имела заметного осевого зазора, и застопоривают регулировочные гайки.
  10. Привертывают заднюю крышку картера и прикрепляют картер редуктора к картеру заднего моста.

ustroistvo-avtomobilya.ru

11.3 Ремонт главной передачи и дифференциала

Страница 1 из 5

Неисправности главной передачи и дифференциала имеют следующие признаки: увеличенный шум при движении, стук в главной передаче, повышенный нагрев картера главной передачи (картера заднего моста у автомобилей с классической схемой компоновки) и подтекание масла.

Увеличенный шум во время движения является следствием неправильной регулировки зубчатой пары главной передачи, ее повреждения, неправильной регулировки, изнашивания или разрушения подшипников, а также снижения уровня масла ниже минимального. Увеличенный уровень шума устраняется регулировкой зацепления зубчатой пары главной передачи путем подбора регулировочных шайб либо заменой изношенной зубчатой пары и (или) подшипников, а также доливкой масла до требуемого уровня.

Причиной возникновения повышенного шума при повороте автомобиля может быть также заедание сателлитов на оси вследствие повреждения рабочих поверхностей в местах посадки сателлитов на ось. Для обеспечения нормального вращения сателлитов необходимо разобрать дифференциал, удалить незначительные повреждения рабочих поверхностей тонкой шлифовальной шкуркой либо заменить поврежденные детали.

Главная передача и дифференциал также, как и коробка передач относятся к наиболее надежным элементам трансмиссии автомобиля, и необходимость их ремонта возникает, так правило, после продолжительной эксплуатации автомобиля либо в случае нарушения рекомендаций по применению масла или правил эксплуатации. Стук в главной передаче возникает при резком изменении режима движения вследствие изнашивания опорных поверхностей коробки и зубчатых колес дифференциала. В этом случае требуется замена изношенных деталей.

Повышенный нагрев картера главной передачи и дифференциала может возникнуть вследствие разрушения или нарушения регулировки подшипников ведущей шестерни главной передачи (у автомобилей с классической схемой компоновки) и подшипников коробки дифференциала, а также неправильной регулировки зацепления шестерен при сборке. Повышенный нагрев картера может сочетаться с увеличенным шумом при движении автомобиля.

Подтекание масла возникает при его излишке, а также вследствие нарушения герметичности сальников, прокладок или ослабления креплений частей картера и уменьшения вязкости масла. Для устранения подтекания необходимо обеспечить требуемый уровень масла в картере, подтянуть крепления частей картера либо заменить поврежденные прокладки и сальники.

Ремонт главной передачи и дифференциала включает в себя снятие с автомобиля, разборку, проверку и замену изношенных и поврежденных деталей, регулировку и сборку. Ведущую и ведомую шестерни главной передачи при ремонте не разукомплектовывают, а заменяют парами.

На переднеприводных автомобилях главная передача и дифференциал объединены с коробкой передач в единый узел (ведущая шестерня главной передачи выполняется как одно целое со вторичным валом коробки передач), поэтому снятие их с автомобиля производится вместе с коробкой передач и совмещается с разборкой-сборкой коробки. На автомобилях с классической схемой компоновки главная передача и дифференциал вынесены в картер заднего моста.

На автомобилях ВАЗ-2105 и ИЖ-21251 главная передача и дифференциал образуют единый узел — редуктор заднего моста, снимаемый с автомобиля после отъединения от него карданной передачи и снятия полуосей, которые для снятия редуктора необходимо выдвинуть из шлицевых отверстий полуосевых шестерен дифференциала.

Выполнение работ по ремонту главной передачи и дифференциала требует применения специальных приспособлений и инструмента и высокой квалификации исполнителя. Поэтому данные работы так же, как и работы по ремонту коробки передач, выполняются, как правило, на специализированных постах или участках предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Порядок разборки, сборки и регулировки главной передачи и дифференциала определяется конкретной конструкцией автомобиля. Рассмотрим разборку, сборку и регулировку главной передачи и дифференциала на примере редуктора заднего моста автомобиля ВАЗ-2105.

ffara.ru

Обслуживание главной передачи и дифференциала – часть 1

Техническое обслуживание главной передачи и дифференциала заключается в проверке крепления картера главной передачи, в поддержании нормального уровня масла, устранении течи масла, проверке и регулировке подшипников передачи.

В процессе эксплуатации автомобиля подшипники изнашиваются, в результате чего их преднатяг уменьшается. При появлении зазора более 0,05 мм подшипники необходимо регулировать.

Регулировку подшипников вала ведущей шестерни главной передачи автомобиля ГАЗ-51А выполняют в следующем порядке.

Проверяют осевой люфт подшипников вала ведущей шестерни, для чего отсоединяют задний конец карданного вала и вынимают болты из фланца кардана. Затем сливают масло из картера главной передачи, заливают 1,5-2 л керосина; проворачивая правое колесо, промывают механизм и сливают керосин. Расшплинтовывают корончатую гайку крепления подшипников вала ведущей шестерни, закрепляют под его головкой штатив индикатора и ножку индикатора упирают в торец вала ведущей шестерни. После этого перемещают рукой за фланец вал ведущей шестерни в осевом направлении и замечают наибольшее отклонение стрелки индикатора. Если отклонение стрелки превышает 0,1 мм, необходимо произвести регулировку подшипников.

Далее снимают стакан в сборе с подшипниками и валом ведущей шестерни. Поднимают автомобиль домкратом и ставят под него козелки. Отворачивают гайки, снимают пружинные шайбы и, пользуясь двумя болтами-съемниками, вынимают левую полуось. Отсоединяют левую заднюю рессору от опорной площадки на кожухе полуоси, снимают накладки, стремянки и подрессорник. Разъединяют картер заднего моста и раздвигают на 30-40 мм обе части картера. Отворачивают болты крепления стакана подшипников вала ведущей шестерни и поворачивают переднюю крышку картера заднего моста до совпадения ее отверстий с резьбовыми отверстиями фланца стакана подшипников вала ведущей шестерни. Затем вворачивают два болта крышки в резьбовые отверстия фланца стакана и, действуя ими попеременно как съемниками, вынимают стакан вместе с валом ведущей шестерни из картера. После этого разбирают стакан и вынимают регулировочные прокладки.

Подшипники регулируют, изменяя число прокладок между внутренними кольцами. Толщину регулировочных прокладок подбирают так, чтобы обеспечить предварительный натяг подшипников 0,02 мм. Правильность регулировки подшипников контролируют пружинным динамометром или грузом. Груз подвешивают к рычагу, укрепленному на фланце ведущего вала. Зная расстояние от оси вала до груза, при котором вал поворачивается, находят момент сопротивления, умножая расстояние от оси вала до груза на вес груза. Если взять груз весом 1 кг, то расстояние в см будет численно равно значению преднатяга в кгсм.

Читать далее — Обслуживание главной передачи и дифференциала – часть 2.

Другие статьи по теме:

с вашего сайта.

autocarta.ru

Ремонт коробки передач и главной передачи с дифференциалом

Строительные машины и оборудование, справочник


Категория:

   Агрегаты автомобилей «Запорожец»


Публикация:

   Ремонт коробки передач и главной передачи с дифференциалом


Читать далее:

Ремонт коробки передач и главной передачи с дифференциалом

Внешними признаками, определяющими потребность в проверке коробки передач главной передачи и дифференциала, являются повышенный шум при движении автомобиля, плохое включение, а также самовыключение передач. Следуеттакже иметь в виду,что износ колец синхронизатора проявляется постепенно, не приводит к отказу коробки передач в работе, но тем не менее приводит к износу более ответственных деталей, к каким следует отнести венец синхронизатора шестерен, муфты и др. Поэтому своевременная замена изношенных колец синхронизатора способствует продлению общего срока службы коробки передач и предотвращает проведение впоследствии более трудоемких и дорогостоящих работ

При определении неисправностей следует по возможности избегать даже частичной разборки. Но если разборка неизбежна, то при сборке коробки передач нужно следить, чтобы все ее основные детали, если они не заменялись, были установлены на места и положения, в которых эти детали находились до разборки.

Разборка коробки передач дифференциала. При разборке и последующей сборке необходимо иметь приспособление для крепления коробки передач, съемник подшипника дифференциала, торцовые-ключи с набором головбк 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с головкой 17, 30 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертку, выколотку, контрольные приспособления для подбора толщины регулировочной шайбы.

Рис. 1. Приспособление для сборки и разборки коробки передач

Рис. 2. Съемник подшипника дифференциала:
1 — упор; 2 — лапка; 3 — втулка с маховиком; 4 — винт; 5 — рукоятка

Коробку передач и дифференциал рекомендуется собирать в следующей последовательности:
— установить коробку на приспособление, постукивая по специальным приливам, снять заднюю и верхнюю крышки стараясь не повредить прокладки;
— отвернуть гайки крепления картера сцепления и легким постукиванием снять его;
— отвернуть гайки крепления корпусов подшипников дифференциала; пользуясь выколоткой, выпрессовать корпус подшипников дифференциала и вынуть дифференциал;
— установить корпус дифференциала в сборе в тиски и, пользуясь съемником, снять внутренние обоймы конических подшипников, отогнуть усы стопорной шайбы и снять скобу;
— отвернуть восемь болтов и легким постукиванием снять ведомую шестерню главной передачи, крышку дифференциала, шестерню полуоси и регулировочную прокладку;
— выпрессовать палец сателлитов, вынуть шестерни сателлитов, вторую шестерню полуоси и опорную шайбу шестерни полуоси;
— вывернуть регулировочные гайки из корпусов подшипников дифференциала и выпрессовать наружные обоймы конических подшипников;
— снять крышку фиксаторов пружины и шарики. Отогнуть ус стопорной шайбы болта крепления вилки заднего хода, вывернуть болт и, слегка поворачивая, вынуть шток переключения заднего хода из картера, снять вилку;
— отогнуть замковую шайбу на ведущем валу и вынуть шплинт гайки ведомого вала. Включить II передачу и вручную ввести в зацепление блок шестерен заднего хода, отвернуть гайки первичного и вторичного валов, снять ведущие шестерни II передачи и привода редуктора спидометра;
— отогнуть стопор болта крепления вилки III и IV передач, отвернуть болт и вынуть шток переключения; после этого отвернуть болт крепления вилки I передачи, вынуть шток с вилкой включения II передачи, муфтой и ступицей II передачи;
— снять ведомую шестерню II передачи, втулку и упорное кольцо;
— выколоткой из мягкого металла со стороны дифференциала выбить ведущий вал, снять подшипник со стопорным кольцом и вынуть ведущий вал из картера коробки. Спрессовать сведущего вала ведущую шестер. ню 8 IV передачи, снять стопорное кольцо и спрессовать подшипник с ведущей шестерни IV передачи. Снять стопорное кольцо с подшипника;
— отвернуть стопорный болт оси блока шестерен заднего хода и мягкой выколоткой выбить ось из картера коробки передач;
— зачистить напильником гнездо упора стопорного болта во избежание задира втулки блока, снять блок шестерен заднего хода с оси и вынуть ось из картера коробки;
— слегка постукивая мягкой выколоткой в сторону дифференциала, вынуть ведущую шестерню главной передачи, ведомые шестерни III (25), IV (18) передач, втулки, ступицу, муфту и ведомую шестерню I передачи из картера коробки передач. Спрессовать роликовый подшипник с ведомого вала;
— втулки шестерен и кольца синхронизаторов пометить по шестерням, перестановка их не рекомендуется;
— снять стопорную проволоку отвернуть болты, снять крышку подшипника и мягкой выколоткой выбить двухрядный упорный подшипник из картера коробки.

Снять редуктор I привода спидометра и вынуть ползун из задней крышки.

Проверка состояния деталей коробки передач и дифференциала. После разборки коробки передач и дифференциала детали следует промыть и проверить их состояние с учетом монтажных и допустимых зазоров в эксплуатации.

Износ шлицов муфт включения III и IV передач, а также торцевой износ I передачи и блока шестерен заднего хода замеру не поддаются, поэтому пригодность этих деталей определяется внешним осмотром.

Задняя крышка коробки передач. Уплотняющая поверхность крышки не должна иметь забоин, рисок или трещин. При обнаружении трещин их нужно заварить или заменить крышку. Зазор между отверстием и ползуном не должен превышать 0,30 мм. При большом зазоре можно отремонтировать крышку запрессовкой новой втулки с последующей разверткой до номинального размера. Перед запрессовкой втулки крышку надо нагреть до температуры 90…100 °С.

Подшипники. Вращение подшипников должно быть плавным, бесшумным. На беговых дорожках внутренних и наружных обойм на шариках или роликах не должно быть выкрашиваний металла (питтинга).

При обнаружении выкрашиваний на беговых дорожках внутренних или наружных обойм, на шариках или роликах подшипники следует заменить. Максимально допустимый радиальный люфт подшипников 0,05 мм, а осевой — только у двухрядного упорного подшипника 166805А — 0,05 мм.

Кольца синхронизаторов. Для удовлетворительной работы синхронизатора блокирующие кольца должны плотно садиться на конические поверхности шестерен. Для проверки посадки кольца надо на конусе шестерни нанести мягким карандашом несколько рисок по образующим конуса, расположив их равномерно по окружности. Затем нужно надеть на коническую поверхность блокирующее кольцо и, прижимая его рукой, повернуть несколько раз. Если после этого риски окажутся стертыми не менее чем на 0,6 длины, посадку кольца можно считать достаточно хорошей.

Зазор между торцами каждого блокирующего кольца, надетого на коническую поверхность, и соответствующим венцом синхронизатора шестерни для новых колец должен быть равен 1,15…1,73 мм, а для колец, бывших в употреблении, — не менее 0,5 мм. Если зазор меньше — коническая поверхность блокирующего кольца слишком изношена.

Рис. 3. Ремонт задней крышки:
1 — задняя крышка; 2 – втулка; Б – задняя крышка коробки МеМЗ-966В; В – задняя крышка коробки МеМЗ-966Г: М – размеры от контрольных штифов для расточки отверстий диаметром 21 и 23 мм. Материал втулки чугуна СЧ- 18- 36

Втулки ведомых шестерен II, III и IV передач. Рабочие поверхности втулок не должны иметь кольцевых рисок, забоин и следов прихвата. При наличии одного из указанных дефектов втулки надо заменить.

Детали дифференциала не должны иметь задиров, прихватов и забоин. Имеющиеся забоины и небольшие прихваты нужно зачистить. При значительном повреждении детали ремонту не подлежат и требуют замены.

Зубья шестерен коробки передач и главной передачи не должны иметь выкрашиваний и наволакиваний металла на поверхности. Шестерни нужно заменить, если указанные дефекты занимают 10% поверхности зуба хотя бы на двух зубьях шестерен. Контакты шлицев муфт переключения II, III и IV передач с соответствующими шлицами венцов синхронизатора шестерен не должны выходить за кромку зубьев. При наличии указанного дефекта следует заменить одну из сопрягаемых или обе детали.

При наличии забоин и сколов на торцах шлицев муфт переключения II, III и IV передач муфту нужно заменить. Торцы зубьев ведущей и ведомой шестерни I передачи, а также торцы блока шестерен заднего хода не должны иметь сколов и забоин. При незначительных забоинах и сколах торцы следует зачистить. При сколах металла на торцах зубьев более 1,5 мм шестерни нужно заменить.

Замки нижнего и верхнего штоков и толкатель замков блокировочного устройства для предотвращения включения одновременно двух передач не должны иметь износа более 0,1 мм. При большем износе замки и толкатель необходимо заменить.

Манжету вала сцепления, чехол ползуна и вилки, уп-лотнительные кольца под корпуса подшипников дифференциала при потере эластичности или разрушении следует заменить.

Сборка коробки передач и дифференциала производится в последовательности, обратной разборке. При этом все рабочие поверхности необходимо смазать маслом для двигателя, а уплотняющие поверхности и прокладки — уплотняющей пастой УН-25.

При сборке главной передачи ведущую шестерню необходимо установить относительно ведомой с учетом поправки на монтажное расстояние, в этом случае будет достигнуто правильное расположение пятна контакта зубьев и его желательная форма. Для правильной установки ведущей шестерни главной передачи по контрольному размеру необходимо выполнить следующие операции:
— запрессовать двухрядный шариковый упорный подшипник в картер коробки, установить крышку подшипника, закрепить ее болтами и застопорить болты стопорной проволокой;
— напрессовать на хвостовик ведущей шестерни главной передачи, который является вторичным валом коробки передач, роликовый подшипник установить регулировочную и упорную шайбы. Регулировочную шайбу установить между внутренней обоймой подшипника и упорной шайбой;
— установить в картер коробки набор из деталей, уКа занных на рис. 94, запрессовать ведомый вал с подщипником в гнезда картера и затянуть гайку ведущего вала главной передачи;
— проверить контрольный размер Б. Для измерения фактического размера А при сборке ведущей шестерни главной передачи следует применять контрольное приспособление. Для этого установить контрольное приспособление на эталон настройки по размеру 58,2, задать натяг показания индикатора 0,5. 1,0 мм, совместить стрелку индикатора с нулем;
— установить оправку со втулкой в отверстия под корпуса подшипников дифференциала картера коробки и контрольным приспособлением определить действительный размер А от торца ведущей
— в случае отсутствия контрольного приспособления монтажное расстояние А допускается установить и проверить по размеру В = 8,2 мм. Для этого следует установить картер коробки передач, собранный с деталями согласно рис. 95 вертикально, в гнезда под корпуса подшипников дифференциала уложить оправку диаметром 40. . .60 мм и длиной 190. . .200 мм;
— при помощи набора измерительных плиток или щупа проверить, а при необходимости установить размер В, выполнив необходимые операции, как указано выше;
— проверив контрольный размер А, отвернуть гайку и, слегка постукивая мягкой выколоткой, вынуть ведущую шестерню главной передачи, обязательно пометив втулки;
— перестановка их не допускается;
— проверить осевой разбег шестерен II, III и IV передач на втулках, который должен быть 0,26 . . . 0,39 мм;
— укомплектовать набор, состоящий из ведомой шестерни IV передачи с кольцом синхронизатора, ступицы муфты синхронизатора III и IV передач в сборе с муфтой включения, пружинами, сухариками и ведомой шестерней I передачи, ведомой шестерни III передачи с кольцом синхронизатора, втулкой и упорной шайбой. При установке колец синхронизаторов проследить, чтобы сухарики муфты
— синхронизаторов зашли в прорези кольца синхронизатора;
— надеть на хвостовик ведущей шестерни втулку IV передачи, ввести ведущую шестерню и набор шестерен в картер коробки, слегка покачивая ведущую шестерню главной передачи и, подправляя набор, совместить паз на валу со шпонкой в ступице и направить вал во внутреннюю обойму двухрядного упорного шарикового подшипника. Запрессовать ведущую шестерню главной передачи с подшипником в гнездо картера;
— ввести блок шестерен заднего хода в картер коробки, запрессовать ось и закрепить ее стопорным болтом. Вставить вилки первой, третьей и четвертой передач в пазы муфты и шестерни I передачи;
— установить ведущий вал в картер коробки, ведущую и ведомую шестерни II передачи на ведущий и ведомый валы. Установить вилку включения II передачи в паз муфты и совместно с муфтой и ступицей поставить шток переключения I и II передач в картер и одновременно надеть вилку I передачи на шток, закрепить болтом и законтрить отгибной шайбой. Ступицу на ведомый вал нужно устанавливать углубленной торцевой проточкой к ведомой шестерне II передачи, установка ступицы обратной стороной приведет к поломке кольца синхронизатора;
— установить на вторичный вал упорную шайбу сухарей, шестерню привода редуктора спидометра, закрепить гайкой и установить шплинт;
— установить на ведущий вал замковую шайбу, затянуть гайку и отогнуть шайбу на грань гайки;
— поставить замок нижнего штока в картер коробки, в отверстие штока вилки переключения III и IV передачи установить толкатель замков и установить шток в картер, совместив отверстие вилки переключения III и IV передачи со штоком, завернуть болт крепления и законтрить отгибной шайбой;
— установить шарик замка, шток вилки переключения заднего хода в картер и собрать шток с вилкой, затянуть болт и законтрить отгибной шайбой;
— установить фиксаторы, пружины, смазать прокладку уплотняющей пастой, установить крышку фиксаторов и закрепить ее гайками;
— проверить легкость вращения шестерен, прокрутив ведущий вал вручную.

Рис. 4. Правильное (а, б) и недопустимое (в, г, д, е, лг) расположения пятна контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи:
а — пятно на стороне зуба, соответствующее движению автомобиля вперед; б — то же, назад; в — пятно на внешней половине зуба; г — пятно выходит на внешний торец зуба; д — пятно раздвоено; е – пятно выходит на внешнюю кромку зуба; ж – пятно расположено у основания зуба. Недопустимо также бегающее пятно контакта (восьмерка) , вызываемое короблением зуба

Рис. 5. Установка ведущей шестерни главной передачи:
1 — картер коробки; 2 — ведущая шестерня главной передачи; 3 —

Рис. 6. Контрольное приспособление для подбора толщины регулировочной шайбы:
1 — эталон настройки размера 58,2; 2 — контрольное приспособление с индикатором; 3 — втулка; 4 — оправка с втулкой

Рис. 7. Ключ для заворачивания регулировочной гайки ведомой шестерни главной

Рис. 8. Схема расположения подшипников и манжет силового агрегата

Реклама:

Читать далее: Общие сведения о двигателях ЯАЗ-м204 и ЯАЗ-м206

Категория: —
Агрегаты автомобилей «Запорожец»

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Диагностика и ремонт дифференциала и главной передачи

Самостоятельная диагностика

Неисправности, связанные с дифференциалом и главной передачей, можно определить по следующим признакам:

1)      быстрое нагревание картера главной передачи;

2)      посторонние шумы в главной передаче;

3)      общая повышенная шумность при движении;

4)      подтекание масла.

Об испытаниях

Определить их техническое состояние можно с помощью нескольких простых испытаний: при свободном качении, применении торможения мотором, передвижении на больших скоростях и в поворотах. В ходе них можно оценить общее поведение автомобиля и услышать, не появились ли посторонние звуки при движении.

Описание проблем

Непрерывный сильный шум в заднем мосту может быть вызван следующими проблемами и неисправностями:

  • большим износом, неправильной регулировкой шестерен и подшипников;
  • биением полуосей;
  • повреждением балки заднего моста;
  • деформацией шлицев полуосей.

Если посторонние звуки появляются при прохождении поворотов, то:

  • заклинивают шестерни в коробке дифференциала;
  • есть задир на оси сателлитов или затруднён их ход;
  • неверно отрегулировано зацепление шестерен.

Быстрый нагрев картера дифференциала и главной передачи может возникнуть у машин со стандартной схемой компоновки из-за сбоя настроек подшипников или их разрушения. Повышенный нагрев очень часто сочетается с большим шумом во время движения транспортного средства.

Данным проблемам подвержены как обычные легковые автомобили, так и большие Вольво грузовики. Несмотря на то, что два элемента, о которых идёт речь в статье, являются наиболее надёжными составляющими трансмиссии, по мере продолжительной эксплуатации они нуждаются в ремонте и замене изношенных частей.

Особенности ремонта

Ремонт включает такие мероприятия как диагностику, снятие, разборку и замену изношенных деталей и элементов, получивших повреждения. Затем специалисты занимаются их регулировкой и итоговой сборкой. Ведомую и ведущую шестерни заменяют парами, а не разукомплектовывают.

Продажа грузовиков требует большого опыта и знания своего дела. Также и ремонт дифференциала и главной передачи. Его лучше доверить опытным специалистам современного техцентра, оборудованного необходимыми инструментами и приспособлениями.

Порядок сборки/разборки деталей зависит от модели автомобиля и особенностей его конструкции. Например, в машине ВАЗ-2105 дифференциал и зубчатый механизм трансмиссии образуют один узел (редуктор заднего моста).

Спасибо за внимание!

gifka.net

Ремонт дифференциала автобусов

Строительные машины и оборудование, справочник


Категория:

   Эксплуатация и ремонт автобусов


Публикация:

   Ремонт дифференциала автобусов


Читать далее:

Ремонт дифференциала автобусов

При ремонте нет необходимости демонтировать с автобуса весь мост, поскольку дифференциал, образуя один агрегат с главной передачей, соединяется с картером моста и может быть снят в сборе.

Демонтаж главной передачи и дифференциала следует начинать с того, что, очистив тщательно среднюю часть моста и установив автобус на смотровую канаву, нужно застопорить колеса в обоих направлениях.

По возможности в горячем состоянии следует спустить масло из ступиц колес и картера моста.

Затем снять полуоси и отсоединить карданный вал.

После удаления болтов крепления картера 3 главной передачи его необходимо выдвинуть настолько, чтобы обеспечить ее поворачивание. Повернув главную передачу на 90° и соответствующим образом зафиксировав, получают возможность вынуть ее из картера.

Демонтированный редуктор установить на монтажную станину и надежно закрепить. Если его удается привести в движение, то целесообразно проверить его функционирование в собранном состоянии, ибо таким способом проще определить место неисправности.

Рис. 1. Задний мост и главная передача:
1 — болт крепления ведомой шестерни; 2 — ведомая шестерня; 3 — картер главной передачи; 4 — регулировочные прокладки; 5 — пружинный сальник; 6 — фланец; 7 — корончатая гайка; 8—крышка; 9 — наружный подшипник ведущей шестерни; 10— регулировочные прокладки; 11 — уплотнительная шайба; 12—стакан подшипников; 13—распорная втулка; 14 — внутренний подшипник ведущей шестерни; 15— ведущая коническая шестерня; 16— гайка дифференциала: 17 — подшипник дифференциала; 18, 24 — промежуточные кольца; 19 — шестерня полуоси; 20, 27—чашки дифференциала; 21 — втулка сателлита; 22 – маслоотражательная пластина; 23 — болты крепления чашек сателлитов; 25 — ось сателлитов; 26 — сателлит дифференциала; 28 — стопорный болт; 29 — стопорная пластина

Разборка главной передачи

Отвернуть корончатую гайку с конической ведущей шестерни. При ослаблении гайки создать контрупор, чтобы предупредить проворачивание конической шестерни. Упор прикрепить к фланцу двумя винтами.

После удаления корончатой гайки снять фланец. Для этого диск съемника двумя винтами закрепить на фланце, а затем вращением универсального ходового винта снять фланец.

Снять крышку и проверить состояние пружинного сальника.

При необходимости с помощью шайбы и оправки выпрессовать сальник и поставить новый.

Затем извлечь стакан подшипников из картера редуктора. Эту операцию выполняют, исцользуя два болта М10, вворачиваемые в отверстия на фланце стакана подшипников, которые имеют резьбу.

Полную разборку стакана подшипников необходимо выполнять в следующем порядке.

Рис. 2. Снятие корончатой гайки

Внутренняя обойма конического роликового подшипника 14 может быть удалена с конической шестерни главной передачи следующим образом.

Зажимные полукольца следует винтами плотно прижать к внутренним обоймам, а затем диск и ходовой винт четырьмя болтами закрепить на полукольце. При вращении ходового винта с помощью штыря, упирающегося в зубцы конической шестерни, следует препятствовать проворачиванию последней. Дальнейшим шагом разборки главной передачи является снятие дифференциала, соединенного болтами с ведомой шестерней.

Снять дифференциал можно уже после удаления конических роликовых подшипников. Сначала необходимо отпустить стопорные болты гаек дифференциала. После чего с помощью специального ключа обе гайки могут быть вывернуты. Затем с помощью съемника удалить оба конических роликовых подшипника из картера.

После удаления подшипников дифференциал вместе с ведомой шестерней извлекают из задней части картера главной передачи. Для этого на внутренних сторонах подшипников имеются специальные выработки.

После снятия следует осмотреть поверхность зубьев ведомой шестерни. В случае чрезмерного износа, наличия выбоин или задиров деталь необходимо демонтировать и заменить.

Ведомую шестерню допускается заменять только вместе с приработанной к ней в заводских условиях и имеющей один с нею номер ведущей конической шестерней!

Маркировка на ведущей конической шестерне находится на торцевой поверхности, имеющей резьбу на конце вала, а на ведомой шестерне — на внешней конической поверхности в конце одного из зубьев. Маркировка содержит год, месяц выпуска и порядковый номер.

При дальнейшей разборке картера дифференциала следует вывернуть восемь болтов крепления чашек сателлитов, снять масло-отражательную пластину и разъединить чашки дифференциала.

Рис. 3. Снятие фланца

Рис. 4. Снятие ведущей конической шестерни

Рис. 5. Снятие внутренней обоймы подшипника

Рис. 6. Снятие гаек дифференциала

Рис. 7. Снятие конического подшипника

После этого могут быть извлечены оси сателлитов, шестерня полуоси и сателлит а также промежуточные кольца.

Демонтированные детали необходимо тщательно очистить и внимательно осмотреть. При обнаружении задиров, цветов побежалости, трещин или признаков чрезмерного износа дефектную деталь следует заменить.

Сборка глазной передачи

Сборку главной передачи начинают с установки дифференциала.

Для этого необходимо в чашки дифференциала поместить коническую шестерню 19 полуоси с промежуточными кольцахми, оси сателлитов с сателлитами 26 дифференциала и промежуточными кольцами.

Временно соединить четырьмя винтами чашку дифференциала (добиваясь совпадения заводских меток), провернуть большие койические шестерни полуосей и убедиться, что они не имеют люфта, но вращаются легко. В противном случае чашки следует разъединить и путем захмены промежуточных колец, имеющих различную толщину (от 4,6 до 5,3 мм с интервалом 1 мм), отрегулировать нормальное зацепление конических шестерен.

Затем установить маслоотражающую пластину, ввернуть все восемь болтов крепления чашек и затянуть их с установленным моментом, застопорив соответствующим образом.

После этого поставить на чашку дифференциала ведомую шестерню с болтами и застопорить эти болты проволокой.

Перед соединением частей болтами прилегающие’ поверхности тщательно очистить, возможные неровности ликвидировать. Необходимо соблюдать определенный порядок затяжки болтов. Затягивать болты по диагонали и всегда противолежащие.

После сборки механизма дифференциала его можно установить в картер главной передачи, а затем через отверстие для подшипника с помощью диска и ходового винта запрессовать до упора внутренние обоймы подшипников. Перед установкой внутреннюю обойму целесообразно нагреть в масле до 60 — 80 °С.

С применением этого же приспособления следует запрессовать и внешние обоймы подшипников, Внешнюю обойму подшипника со стороны ведомой шестерни допускается полностью запрессовывать только после установки ведущей конической шестерни, поскольку она может зацепиться за ведомую шестерню.

Установка ведущей конической шестерни дифференциала

С помощью приспособления запрессовать во втулку подшипника внешние обоймы подшипников ведущей конической шестерни.

Определить степень предварительной затяжки подшипников, необходимую толщину регулировочных прокладок. Вал должен свободно входить в отверстия под подшипники, что обусловливает легкость смены регулировочных прокладок, имеющих толщину 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 2,0 и 2,05 мм.

На вал надеть внутреннюю обойму внутреннего подшипника, распорную втулку и первоначальное количество регулировочных прокладок. Сверху поместить стакан подшипников в сборе, а затем внутреннюю обойму верхнего подшипника и прокладку регулировочного вала. После этого заворачивают корончатую гайку, слегка ее затягивая. После затяжки гайки регулировочный вал или люфтует или же заедает. Правильная регулировка достигается путем подбора регулировочных прокладок, после чего корончатую гайку затягивают с установленным моментом. На шкив наматывают шнур длиной примерно 1 м, к нему присоединяют динамометр.

Предварительный натяг подшипников будет нормальным в том случае, если после приложения усилия 22-37 Н регулировочный вал будет вращаться свободно, без помех. Если во время вращения вала динамометр показывает меньшую или большую силу, необходимо в нужной мере уменьшить или увеличить толщину регулировочных прокладок. Проверять следует при вращении в обоих направлениях.

После того как установлены количество и толщина необходимых регулировочных прокладок, узел следует разобрать и детали установить на окончательное место — на вал ведущей конической шестерни.

Внутреннюю обойму внутреннего конического роликового подшипника с помощью специальной оправки напрессовать на коническую шестерню, затем надеть на коническую шестерню распорную втулку, определенное в результате предыдущей операции количество регулировочных прокладок и стакан подшипников. Затем приспособлением напрессовать внутреннюю обойму верхнего конического роликового подшипника.

На втулку подшипника установить уплотнительную шайбу и крышку, имеющую сальник в стальном корпусе, а затем закрепить их на втулке подшипника двумя винтами. Прилегающие поверхности крышки и втулки подшипника перед сборкой смазать тонким слоем уплотняющей жидкости.

С помощью оправки и ходового винта напрессовать фланец до упора, а затем навернуть удлиненным ключом корончатую гайку на коническую шестерню и затянуть ее динамометрическим ключом с установленным моментом.

После сборки конической шестерни поместить на картер редуктора прежнее количество регулировочных прокладок 4 и установить на свое место стакан подшипников в сборе с ведущей конической шестерней, закрепив ее временно двумя болтами.

Чтобы предупредить проскальзывание регулировочных прокладок, ввернуть временно в картер редуктора две шпильки (после регулировки их можно легко извлечь) и надеть на них регулировочные прокладки.

После этого приступают к регулировке зацепления ведущей конической и ведомой шестерен. Для этого имеется две возможности:

регулировка ведущей конической шестерни в осевом направлении путем изменения количества и толщины регулировочных прокладок под стаканом подшипников;

регулировка ведомой шестерни, а также всего дифференциала в боковом направлении с помощью гаек дифференциала.

При регулировке зубья ведомой шестерни в 4-8 местах следует с обеих сторон смазать краской цвета индиго.

Рис. 8. Регулировка предварительной затяжки подшипника

Рис. 9. Установка конических и цилиндрических шестерен: А— внутренний край зуба; Б — наружный край зуба

Затем провернуть коническую шестерню в обоих направлениях, притормаживая ведомую. На окрашенных зубьях останется след, соответствующий поверхности контакта (пятна контакта).

На основании полученных таким способом пятен контакта регулировка выполняется следующим образом.

Правильное зацепление имеет место тогда, когда на выпуклой стороне пятно контакта несколько больше 2/3 ширины зуба и располагается ближе к внешней стороне Б ведомой шестерни.

Слишком глубокий контакт — если зубья конической шестерни слишком глубоко входят между зубьями ведомой. Коническая и ведомая шестерни соприкасаются концами зубьев, на вогнутой стороне зуба у внутреннего конца Л и на выпуклой стороне — у внешнего конца Б.

В этом случае, чтобы правильно отрегулировать зацепление, необходимо вытянуть стакан подшипников вместе с конической шестерней и увеличить толщину регулировочных прокладок, затем собрать узел в прежнем виде и вновь проверить пятна контакта.

Если коническая шестерня установлена ближе к внешнему краю, то следует дополнительно отрегулировать и зазор между зубьями.

Слишком высоким контакт будет в том случае, если зубья конической шестерни не проникают достаточно глубоко между зубьями ведомой. Коническая и ведомая шестерни соприкасаются концами зубьев на вогнутой стороне зуба у внешнего конца зуба £ и на выпуклой стороне — у внутреннего конца А.

В этом случае, чтобы правильно отрегулировать зацепление, необходимо после уменьшения толщины регулировочных прокладок вдвинуть глубже стакан подшипников и коническую шестерню, но прежде следует отвести несколько подальше ведомую шестерню.

После закрепления стакана подшипников также необходимо регулировать зазор между зубьями.

По завершении отдельных испытаний зубья следует начисто протирать и вновь смазывать краской. Регулировку необходимо продолжать до тех пор, пока не будет обеспечено правильное зацепление зубьев шестерен.

Регулировочные прокладки, подкладываемые под стакан подшипников, изготавливаются толщиной 0,2; 0,3; 0,5; 1,0; 2,0 и 2,05 мм.

Важно, чтобы при боковом регулировании ведомой шестерни всегда затяжка гайки дифференциала с одной из сторон выполнялась на такую величину, на какую была отпущена гайка с другой стороны.

Подшипники должны быть посажены без зазоров. На двух «ножках» опор подшипников картера главной передачи длина опорного края может составлять 275±o;oi мм. После окончательной регулировки гайки подшипников должны быть тщательно застопорены, поскольку ослабление затяжки стопорных винтов может привести к самопроизвольному вывертыванию колец и поломке главной передачи.

После выполнения полной сборки необходимо проверить балансировку ведомой шестерни также и индикатором биений, снабженным щупом со сферической головкой. Допустимое биение зубьев шестерни в направлении, перпендикулярном делительному конусу,— 0,13 мм.

Затем смазывают прилегающие поверхности картера главной передачи и картера моста уплотнительной жидкостью и на картер главной передачи укладывают бумажную прокладку.

Картер главной передачи в соответствии с местом для установки ведомой шестерни следует вставлять в картер моста, повернув на 90°, а затем, возвратив его в нормальное положение, затянуть крепежные винты с установленным мохментом.

Винты и резьбовые отверстия под них смазывают маслостойким уплотняющим материалом с целью предупреждения подтекания масла.

Реклама:

Читать далее: Ремонт мостов и осей автобусов

Категория: —
Эксплуатация и ремонт автобусов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Неисправности главной передачи | Трансмиссия

Неисправности главной передачи характеризуются износом, а иногда поломкой зубьев шестерен вследствие нарушения правильности зацепления и уменьшения поверхности соприкосновения зубьев. Причиной этого являются значительные нагрузки, действующие на главную передачу, что вызывает упругую деформацию валов и подшипников, уменьшение предварительного натяга их и появление зазоров в подшипниках (особенно ведущей шестерни). Деформация подшипников и нарушение их регулировки обусловливают осевое смещение шестерен, нарушение их центровки и как следствие увеличенные износы и шум при работе. Кроме того, при засорении сапуна картера главной передачи или износа сальников через них происходит течь масла и понижение его уровня в картере. В результате увеличивается износ деталей и шумность работы ведущего моста.

Техническое обслуживание главной передачи и дифференциала заключается в периодическом контроле и пополнении масла в картере (уровень масла должен быть вровень с краем наливного отверстия), смене масла (через 6000—12 000 км), прочистке сапуна, подтягивании гайки фланца вала ведущей шестерни и креплений картера главной передачи. Подшипники заднего моста, зазор и контакт в зацеплении шестерен регулируют на заводе при сборке автомобиля.

Однако по мере увеличения износа подшипников ведущего вала нарушается их предварительный натяг, в результате чего появляется осевой зазор в подшипниках, который обнаруживают при покачиваниикарданного вала и замеряют индикатором. Предельно допустимый зазор в подшипниках вала ведущей шестерни главной передачи автомобиля ГАЗ-53 — 0,03 мм; у автомобиля ЗИЛ-130 осевой зазор не допускается.

Рис. Главная передача автомобиля ЗИЛ-130:
1 — гайка фланца вала ведущей шестерни; 2 — фланец вала ведущей шестерни; 3 — вал ведущей шестерни; 4 — передний роликовый подшипник вала ведущей шестерни; 5—регулировочные шайбы; 6 — распорная втулка; 7 — прокладки для регулировки зацепления конических шестерен; 8 — регулировочные прокладки; 9 — крышка подшипника промежуточного вала; 10 — ведомая коническая шестерня

Осевые зазоры устраняют регулировкой затяжки роликовых подшипников валов ведущей и ведомой конических шестерен и их зацепления.

Так, например, подшипники вала ведущей шестерни главной передачи автомобиля ЗИЛ-130 регулируют за счет уменьшения толщины регулировочных шайб, расположенных между внутренним кольцом переднего роликового подшипника и распорной втулкой. Толщину регулировочных шайб подбирают так, чтобы после затяжки гайки фланца вала ведущей шестерни момент сопротивления ее вращению в подшипниках не превышал 0,1—0,35 кГм. Для этого вынимают вал ведущей шестерни со стаканом из картера заднего моста и крепят стакан в слесарных тисках.

Предварительный натяг подшипников промежуточного вала главной передачи восстанавливают изменением количества стальных прокладок под крышками роликовых подшипников с тем, чтобы после затяжки болтов крышек подшипников момент сопротивления вращению вала составлял 0,1—0,35 кГм. Регулировку проверяют при снятом редукторе и вынутом стакане вала ведущей шестерни.

После регулировки подшипников при необходимости регулируют зацепление конических шестерен главной передачи изменением числа прокладок между фланцем стакана вала ведущей шестерни и торцом картера редуктора и перестановкой прокладок под крышками роликовых подшипников промежуточного вала.

Зацепление контролируют по отпечатку контакта зубьев шестерен.

Для смазки главной передачи и дифференциала применяют, как и для коробок передач, трансмиссионное масло или специальное масло для гипоидных передач (ГОСТ 4003—53).

При смене масла картер главной передачи промывают так же, как и картер коробки передач.

Рис. Маслораздаточный бак модели 133-1: 1 — резервуар; 2— раздаточный наконечник; 3 — корпус насоса; 4 — рычажный механизм; 5 — рукоятка; 6 — крышка бака; 7 — шток; 8 — цилиндр насоса; 9 — поршень; 10 — перепускной клапан; 11 — всасывающий клапан

Рис. Установка для заправки автомобилей трансмиссионным маслом

Оборудование для смазки трансмиссии

Для наполнения маслом картеров коробки передач и ведущего моста применяют маслораздаточный бак с ручным поршневым насосом, или емкости (металлические бочки) с установленными на них пневматическими насосами и раздаточными устройствами, пли установку ГАРО-модели 3119А для заправки агрегатов автомобиля трансмиссионным маслом. Установка имеет шестеренчатый насос 4 производительностью 10 л/мин, электродвигатель 3, гидравлический аккумулятор 10, фильтр 8 тонкой очистки, автоматический выключатель 9 с манометром 1, обратный клапан 7, предохранительный клапан 2, вентили 6, два раздаточных пистолета 5 со шлангами. Установку монтируют вблизи маслохранилища (или резервуара для хранения масла) так, чтобы длина всасывающего трубопровода не превышала 5 м при глубине всасывания 3 м, а длина нагнетательного трубопровода 16 м при длине раздаточного шланга 4 м. Установка управляется автоматическим выключателем. Давление подачи масла 9 кГ\см2.

Для заполнения картеров коробок передач и ведущих мостов применяют также ручные шприцы с наконечниками в виде изогнутой трубки или гибкого металлического шланга. Подшипник муфты выключения сцепления у большинства автомобилей смазывают через колпачковую масленку. Игольчатые подшипники карданных шарниров заполняют ручными шприцами со специальными наконечниками.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о