Степень затяжки головки блока цилиндров: Затяжка ГБЦ динамометрическим ключом

Содержание

Затяжка ГБЦ динамометрическим ключом

Точная затяжка головки блока цилиндров напрямую влияет на работу двигателя. Самым профессиональным решением будет произвести финальную дотяжку всех соединений динамометрическим ключом.

Последствия неправильной затяжки

Если крепеж ГБЦ перетянут, затянут недостаточно или в неверной последовательности, нарушается герметичность прокладки между ГБЦ и блоком. В этом случае снижается мощность мотора, и возрастает шум. Также вода из системы охлаждения попадает в моторное масло, и узлы двигателя перестают смазываться должным образом.

Как выбрать динамометрический ключ?

Определитесь, с каким диапазоном моментов чаще всего приходится работать. Выбирайте инструмент так, чтобы ваш диапазон находился посередине заявленного диапазона ключа, так точность измерений будет выше. Чаще всего модели от 20 до 210 Нм и приводом ½ дюйма подходят для большинства автомобилей.

Порядок затяжки ГБЦ

Протяжка головки динамометрическим ключом с правильным моментом исключит сложности в работе камер сгорания и ГРМ.

Все ГБЦ крепятся к блоку двумя рядами болтов, параллельных камерам сгорания. Порядок их затяжки варьируется (есть несколько правильных способов) но начинать всегда следует так: сначала закручивается (НО НЕ ЗАТЯГИВАЕТСЯ!) пара центральных болтов, затем крайние болты слева и справа.

Монтаж с требуемым моментом

«Наживив» болты, в том же порядке следует их и дотягивать. Делается это в три этапа:

  1. Момент 30-40 Нм.
  2. Не меняя последовательности затягиваем с усилием 70-80 Нм.
  3. Производим финальную обтяжку, выставив на динамометрическом ключе усилие в строгом соответствии с технической документацией автомобиля.

ВАЖНО ПОМНИТЬ! Прокладка между ГБЦ и блоком усаживается, поэтому финальную обтяжку необходимо повторить спустя полчаса-час.

Также процесс нужно повторить после небольшого пробега, так как при нагреве двигателя прокладка также дает усадку.

Моменты затяжки болтов головки автомобиля МАН F2000, F90

Демонтаж головки цилиндра автомобиля МАН F2000 (F90)

  • Слить охлаждающую жидкость и собрать в чистой и достаточно большой емкости.
  • Демонтировать напорные трубопроводы с топливной форсунки и ТНВД.
  • Демонтировать трубопровод для слива масла топлива.
  • Демонтировать впускной коллектор.
  • Демонтировать выпускной коллектор.
  • Демонтировать крышку головки цилиндра.

Указание: На двигателях автомобиля МАН F2000 с наддувом масло через маслосепараторный клапан может попадать во впускной коллектор и стекать на головки цилиндров. Это, как правило, не является причиной для замены уплотнения головки цилиндра. В таких случаях следует подтянуть винты коллектора, по необходимости заменить уплотнения коллектора.

  • Отвернуть регулировочные винты клапана назад. Отвинтить стойку оси коромысла. Вытащить штанги толкателя, проверить на перекос и износ в шаровых опорах.
  • Ослабить и вывернуть болты головки цилиндра в последовательности, обратной процессу затяжки.

Болт головки цилиндра под форсункой ТНВД (1) может быть вывернут или специальным ключом или после демонтажа форсунки при помощи торцевого ключа.

  • Снимите головку блока цилиндров и положите таким образом, чтобы не повредить выступающий конец топливной форсунки (1). Снимите прокладку головки блока цилиндров.

Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие трещин.

Примечание: В случае двигателей автомобиля МАН с электронным регулированием впрыска топлива головка цилиндровдля первого цилиндра оснащена игольчатым датчиком перемещения (2).

Перед монтажом

На старых двигателях man:

Для фиксации головок цилиндров в головную поверхность картера вставлены по две фиксаторные гильзы.

Для того, чтобы при забивании гильз предотвратить возможные повреждения (трещины), необходимо следить за правильным положенном шлица гильзы.

Шлиц (стрелки) фиксаторной гильзы должен находиться под углом примерно 90˚ к воображаемой соединительной линии между обеими фиксаторными гильзами головки.

С 1-го квартала 1978 года шлицевые фиксаторные гильзы (1) не используются.

Монтируются гильзы с буртиком (2).

Эти гильзы больше не нуждаются в настройке.

  • Почистить резьбовые отверстия в картере и продуть. Почистить уплотнительные поверхности на головке цилиндра и картере.

При повторно обнаруженных негерметичностях

  • проверить выступ гильз цилиндра.
  • при помощи лекальной линейки проверить уплотнительные поверхности картера и головки цилиндра на ровность или перекос.

Головки блока цилиндров с нарушением плоскостности могут быть прошлифованы до 1 мм на плоскошлифовальном станке.

Перед этим необходимо измерить выступ топливных форсунок с тем, чтобы после шлифования головки блока снова можно было правильно выставить форсунки путём использования уплотнительных колец соответствующей толщины.

При шлифовке уплотнительных поверхностей следует учесть достаточную глубину микронеровности.

Для этого следует обязательно соблюдать указания по монтажу, смотрите раздел «Технические характеристики»

Соблюдать правильную компоновку, гильза цилиндра — уплотнение головки цилиндра

При обновлении уплотнений головки цилиндра на двигателях автомобилей ман D 25.. с толстостенными втулками (внешний диаметр гильз цилиндра как на двигателях D 28..) следует обязательно следить за тем, чтобы использовались уплотнения головки цилиндра двигателей D 28..

Если на двигателях D 25.. с толстостенными втулками используются такие же уплотнения, как на двигателях со стандартными втулками, при затягивании болтов головки цилиндра может произойти обрыв буртика втулки и вырывание фланцы камеры сгорания из уплотнения.

Монтаж головки цилиндра автомобиля MAN

  • Уложить «всухую» новое уплотнение головки цилиндра с учетом перфорации. Установить головку цилиндра.

Внимание! Старые прокладки, которые уже устанавливались, не ставить! Устанавливать только новые прокладки!

Указание:

 Для того, чтобы предотвратить возможный перекос между головками цилиндров и коллекторами, рекомендуется действовать следующим образом:

  • Установить уплотнения головки цилиндра и головку цилиндра.
  • Смазать болты головки цилиндра по резьбе моторным маслом.
  • Смазать опору головки болта монтажной пастой «Optimoly White Т».
  • Ввернуть болты на несколько витков.
  • Смонтировать калибровочную линейку с отшлифованной поверхностью на стороне выхлопа отработанных газов.
  • Момент предварительной затяжки 20 Нм.
  • Подтянуть болты головки цилиндра согласно предписанию.
  • Отвинтить калибровочную линейку.
  • Подтянуть впускной и выпускной коллекторы с предписанным предварительным моментом.

Схема затяжки болтов головки цилиндра автомобиля man

  • Затянуть болт головки цилиндра (6) под форсункой ТНВД при помощи специального ключа.

1. Сторона впуска; 2. Сторона выхлопа отработанных газов.

Подтягивание и последующее затягивание болтов головки цилиндра man смотрите в раздело «Технические характеристики».

Для лучшего уплотнения от протечки масла под давлением вместо уплотнений головок цилиндров с фланцевым уплотнением (1) имеются уплотнения с кольцом Viton (2).

Последние варианты уплотнений можно найти в перечне запчастей.

  • Вставить штанги толкателей, при этом следить за тем, чтобы каждая штанга толкателя попадала в упор толкатели клапана.
  • Установить стойку оси коромысла.
  • Слегка подтянуть крепежные винты, и выправить ось коромысла по клапанам.
  • Подтянуть крепежные винты с предписанным крутящим моментом

уплотнения с кольцом Viton (2)

  • Отрегулировать зазор клапанов.
  • Установить крышку головки цилиндра с новым уплотнением «всухую»
  • Затянуть крепежные винты с предписанным крутящим моментом.
  • Смонтировать трубопровод для слива масла топлива.
  • Смонтировать напорные трубопроводы на форсунках и ТНВД, затянуть специальным ключом [4] до предписанного значения.
  • Смонтировать выпускной коллектор.
  • Смонтировать впускной коллектор.
  • Смонтировать трубопровод системы жидкостного охлаждения, залить охлаждающую жидкость.
  • Прокачать топливную систему.
  • Подтянуть болты головки цилиндра.

Указание: Па двигателях автомобилей ман с системой EDC (электронное регулирование дизеля) для деаэрации (прокачки) топливной системы всегда должно быть включено зажигание.

Проверка головки цилиндра на трещины

В зависимости от условий эксплуатации на различных этапах пробега автомобилей ман могут возникать трещины перемычки клапана (1).

В основном эти трещины не имеют большого значении. В основном они продолжаются только до глубины канавки для кольца седла клапана и не приводят к негерметичности.

При принятии решения о дальнейшей эксплуатации головки цилиндра с трещинами перемычки клапана, проводится проверка по следующим критериям:

  1. Если в перемычке появляется микроскопическая трещина, головка может эксплуатироваться дальше без дополнительной проверки, даже если трещина проходит от кольца седла впускного клапана до кольца седла выпускного клапана.
  2. Если появляется раскрытая трещина с незначительным прогибом перемычки в сторону цилиндра, необходимо демонтировать выпускной клапан, и проверить кольцо седла выпускного клапана на трещины.

Трещины в кольце седла также показываются в секторе перемычки.

Если трещины на кольцо седла клапана отсутствуют или есть только одна трещина, головка может эксплуатировали дальше.

Если имеются две или более трещины кольца седла клапана, головку следует заменить.

3. Если на перемычке клапана имеются несколько расположенных рядом или частично пересекающихся трещин, то по причине опасности сколов головку следует заменить без учета присутствия или отсутствии трещин кольца седла клапана.

Если трещина перемычки клапана снова видна под кольцами седла клапана — в впускном или выпускном канале, головку цилиндра следует заменить.

Если на основании головки цилиндра имеются трещины, которые проходят между форсуночным отверстием и седлом впускного или выпускного клапана, головку цилиндра также следует заменить.

Затягивание / подтягивание болтов головки цилиндров автомобилей МАН

Уплотняющее действие прокладки головки цилиндра в основном зависит от того, действительно ли будет достигнуто и сохраниться необходимое преднапряжение болтов головки цилиндра.

При затягивании болтов головки цилиндра следует использовать градуированные динамометрические ключи. При окончательной затяжке торсионными ключами предписанный момент затяжки должен удерживаться не менее 5 секунд. При использовании «защелкивающихся» динамометрических ключей болты или гайки следует затягивать медленно, так как иначе установленный момент затяжки, но передается полностью на винт или гайку.

При затягивании и подтягивании болтов или гаек головки цилиндра следует действовать следующим образом:

учитывать оснастку болта, угол повороты или крутящий момент.

Затягивание болтов головки цилиндра автомобиля МАН

«Затягивание» представляет собой первоначальное затягивание смонтированных и еще не затянутых болтов после ремонта — например, замены прокладки головки.

Болты головки цилиндра затягиваются при холодном двигателе автомобиля МАН, картер должен быть чуть теплым или холодным.

  • Перед установкой болтов головки цилиндра их следует смазать по резьбе — не в резьбовом отверстии — и на опоре головки болта. При крепеже гайками следует смазать резьбу резьбового стержня и опорную поверхность гайки.

Применение MoS2 содержащих масел или присадок не допускается!

При несмазанных болтах или гайках значительная часть момента затяжки преобразуется я трение и не способствует преднапряжению болтов.

Исключение: На двигателях типового ряда D 25.. и D 28.. с болтами с затяжкой по углу поворота опорная поверхность головок болтов покрывается монтажной пастой Optimol White Т номер 09.16012.0117, резьба болта смазывается аналогично другим болтам.

  • Слегка приложить болты или гайки головки цилиндра для фиксации головок цилиндров.
  • Выправить отдельные головки цилиндров путем установки калибровочной линейки или впускного/выпускного коллектора.
  • Поступенчато затянуть в правильной последовательности с предписанным крутящим моментом или углом поворота.

Внимание! При слишком сильном предварительном затягивании отдельных болтов или гаек готовка цилиндраперетягивается. При дальнейшем, соответствующем предписаниям затягиваем перетяжка не устраняется!

  • После затягивания болтов головки отрегулировать зазор клапанов.

Подтягивание болтов головки цилиндра автомобиля МАН

«Подтягивание» представляет собой подтягивание уже смонтированных и уже затянутых болтов при первой службе техобслуживания или после профилактического ремонта при пробеге 1 000 км и 20 000 по 30 000 км.

Болты головки цилиндра подтягиваются при холодном двигателе, картер должен быть чуть теплым или холодным.

При подтягивании винтов с затяжкой по крутящему моменту

  • ослабить по одному винту или гайке в предписанной последовательности,
  • смазать опорную поверхность винта или гайки,
  • затянуть с предписанным крутящим моментом окончательной затяжки.

После подтягивания проверить зазор клапанов.

При подтягивании болтов головки цилиндра с затяжкой по углу поворота автомобиля МАН

  • ослабить болты, подтянуть на предписанный угол поворота в необходимой последовательности.

Подтягивание болтов головки цилиндра на новых автомобилях МАН или новых и обменных двигателях

Новые двигатели автомобилей МАН серии D 25../ D 28.. больше не поставляются с болтами с затяжкой по крутящему моменту, а только с болтами с затяжкой по углу поворота.

На заводе болты с затяжкой по углу поворота подтягиваются первый раз.

При этом на двигателе автомобиля МАН размещается специальная наклейка.

Болты с затяжкой по крутящему моменту

Двигатели, которые оснащаются на заводе болтами с затяжкой по крутящему моменту; обозначаются на одной из крышек головки цилиндра соответствующей наклейкой.

Подтягивание этих болтов головки цилиндра не допускается.

Затягивание болтов головки цилиндра после ремонта

Метод затяжки по крутящему моменту по схеме затягивания 1

  1. Предварительная затяжка 10 Нм
  2. Предварительная затяжка 50 Нм
  3. Предварительная затяжка 100 Нм
  4. Окончательная затяжка 220 Нм
  • Отрегулировать зазор клапанов.

Схема затягивания 1 Сторона впуска / форсунка ТНВД

Сторона выпуска

Подтягивание болтов с затяжкой по крутящему моменту

Боты с затяжкой по крутящему моменту подтягиваются один раз при холодном двигателе. (холодный = картер чуть теплый или холодный)

Подтягивание по схеме I

— не ранее одночасовой поездки под нагрузкой

— не позднее пробега 1000 км

  • В предписанной последовательности ослабить по одному болту или гайке
  • Смазать опорную поверхность болта или гайки маслом
  • Затянуть с предписанным крутящим моментом окончательной затяжки
  • Проверить зазор клапанов

Внимание! Болты с затяжкой по крутящему моменту перед подтягиванием ослабляются. Болты с затяжкой по углу поворота перед подтягиванием не ослабляются.

Указание: Рядные двигатели автомобилей МАН D 25.. с продольным картером и поперечным картером I изготовлялись с «короткими» болтами с затяжкой по крутящему моменту.

Рядные двигатели с поперечным картером II изготовлялись с «длинными» болтами с затяжкой по крутящему моменту, за исключением указанных на странице 3 номеров двигателей.

На всех рядных двигателях серии D 25../ D 28.. болты головки цилиндра (с затяжкой по крутящему моменту), детали MAN № 51.90020.0216; .0217; .0218 были заменены болтами с затяжкой по углу поворота, детали MAN № 51.90020.0266; .0269: .0270.

Двигатели типов D 2866 К. Т и L — оснащались этими болтами с самого начала производства серии.

Болты с затяжкой по углу поворота

Начиная с номеров двигателей для:

рядных двигателей без наддува D 25.. /D 28.. (со свободным впуском)

с двигателя № ххх4750001 хххх

рядных двигателей с наддувом D 25../D 28.. (турбодвигатели)

с двигателя № ххх4729001хххх,

все двигатели серии D 25../D 28.. изготавливались с болтами с затяжкой по углу поворота Подтягивание болтов головки цилиндра на новых и обменных двигателях

Схема затягивания 2 Сторона впуска форсунки ТНВД

Сторона выпуска

Первое подтягивание:

Болты с затяжкой по углу поворота первый раз подтягиваются на заводе после обкатки и обозначаются на одной из крышек головок цилиндров наклейкой 51.97801.0211.

Второе подтягивание:

При первой службе техобслуживания U 2 (согласно контрольному перечню SD 333)

20 000 по 30 000 км.

или F 2 (согласно контрольному перечню SD 334)

20 000 по 45 000 км,

болты с затяжкой по углу оборота подтягиваются второй раз согласно приведенной рядом схеме.

  • Из исходного состоянии дотянуть болты на 90˚ (1/4 оборота).

Предварительное ослабление болтов не допускается!

Подтягивать только четыре обозначенных болта! Температура двигателя не имеет значения.

Болты с затяжкой по углу поворота

Затягивание болтов головки цилиндра после ремонта

  • Перед установкой болтов головки цилиндра их следует смазать по резьбе (не в резьбовом отверстии) моторным маслом.
  • Покрыть опорную поверхность головки болта монтажной пастой «Optimoly White Т»

Применение MoS2 — содержащих масел или присадок не допускается!

Метод затяжки по углу поворота по схеме затягивания 1

  1. Предварительная затяжка 10 Нм
  2. Предварительная затяжка 80 Нм
  3. Предварительная затяжка 150 Нм
  4. Предварительная затяжка 90˚
  5. Окончательная затяжка 90˚

Отрегулировать зазор клапанов.

Подтягивание болтов головки цилиндра

Болты с затяжкой по углу поворота подтягиваются два раза.

Двигатель может быть как холодным, так и разогретым.

Обратить внимание на различие схем затяжки при первом и втором подтягивании!

Первое подтягивание:

  • Подтянуть по схеме 1
  • нс ранее одночасовой поездки под нагрузкой
  • не позднее пробега 1000 км
  • Из исходного состояния дотянуть винты на 90˚ (1/4 оборота).
  • Предварительное ослабление винтов не допускается!
  • Температура двигателя не имеет значения.
  • Проверить зазор клапанов.

После первого подтягивания болтов головки цилиндра наклеить на одну из крышек клапанов соответствующую наклейку.

Удалить наклейку с перечеркнутым динамометрическим ключом — если имеется.

Второе подтягивание:

При первой службе техобслуживания

U 2 (согласно контрольному перечню SD 333).

20 000 по 30 000 км

или F 2 (согласно контрольному перячню SD 334)

20 000 по 45 000 км

болты с затяжкой по углу поворота подтягиваются второй раз согласно приведенной на предыдущей странице схеме 2.

  • Из исходного состояния дотянуть болты на 90˚ (1/4 оборота).
  • Предварительное ослабление болтов не допускается!
  • Подтягивать только четыре обозначенных болта!
  • Температура двигателя не имеет значения.
  • После второго подтягивания болтов головки цилиндра следует удалить наклейку .0211 и наклеить вместо этого наклейку 51.97801.0212.

Специальный инструмент для затягивания болтов головки цилиндра автомобилей МАН F2000

Для затягивания и подтягивания болтов головок цилиндров используется специальный ключ.

С данным специальным ключом болты головки цилиндра становятся доступными без демонтажа форсунок и коромысел.

Повторное использование болтов головки цилиндра

Болты с затяжкой по крутящему моменту могут быть использованы повторно, если на них не обнаружено механических повреждений.

Болты с затяжкой по углу поворота .0268; .0269; .0270 осознанно подвергаются перегрузке за предел текучести при затягивании и получают при каждом затягивании сохраняющееся наращивание. Поэтому эти болты могут применяться повторно только в том случае, когда не превышается размер «L max» см. следующую страницу.

Кроме того, болты должны отличаться безукоризненной поверхностью, что означает закрытое фосфатирование, отсутствие пятен ржавчины. Начинающие покрывайся коррозией, поврежденные или растянутые свыше максимального предела болты должны немедленно, например ударами молотка по резьбе, делаться непригодными к дальнейшему применению и утилизироваться.

Болты с затяжкой по углу поворота в смонтированном положении распознаются по символу угла поворота (А) на головке болта.

Использовавшиеся в переходный период болты с затяжкой по углу поворота .0234; .0235; .0236 с максимальным размером «L», который больше на 1 мм, могут быть израсходованы в ассортименте.

Обзор болтов головки цилиндра

Проверка давления сжатия (компрессии) автомобилей МАН F2000

  • Проверить зазор клапанов автомобиля ман F2000, по необходимости отрегулировать.
  • Разогреть двигатель, чтобы температура охлаждающей жидкости достигла примерно 60 — 80˚ C˚.
  • Демонтировать форсунки ТНВД.
  • Начиная с 1-го цилиндра:
  • Вложить новое уплотнительное кольцо, и вставить муфту устройства контроля компрессии давления [38], затянуть перекидную гайку специальным ключом [4].
  • Навинтить устройство контроля компрессии давления с удлинителем на муфту.
  • Вставить контрольный лист в самописец компрессии давления.
  • Стартером прокручивать двигатель до тех пор, пока стрелка самописца компрессии давления не достигнет предела амплитуды.

ВНИМАНИЕ!: Аккумуляторные батареи должны быть полностью заряжены.

Подключить самописец компрессионного давления к следующему цилиндру, проверить все цилиндры, как описано выше.

Демонтировать устройство контроля компрессионного давления.

Обработать контактные места корпуса форсунки средством «Never Seeze» для автомобилей ман

Смонтировать корпус форсунки с форсункой и новыми уплотнительными кольцами.

Подключить напорные и маслосливные трубопроводы.

Указание: При смонтированном напорном трубопроводе перекидная гайка может быть подтянута ключом в виде разрезанной накидной головки.

Момент затяжки ГБЦ 1ZZ-FE: 6 простых шагов

Примечание:

– Тщательно очистите все части перед установкой.

– Перед установкой смажьте все трущиеся поверхности деталей новым моторным маслом.

– Замените все прокладки и сальни­ки на новые.

1. Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров.

а) Уложите новую прокладку головки блока цилиндров меткой вверх.

б) Опустите на прокладку головку блока цилиндров.

2. Заверните болты крепления головки

блока цилиндров.

Примечание:

– Болты крепления головки блока затягиваются в два этапа (б) и (г).

– Если один из болтов поврежден или не затягивается номинальным моментом затяжки, замените его.

а) Перед установкой нанесите не­большой слой моторного масла на резьбу и под головки болтов.

б) Используя 10-ти миллиметровый шестигранник, установите и равно­мерно затяните 10 болтов крепле­ния головки блока цилиндров с шайбами в несколько приемов в по­следовательности, показанной на рисунке.

Момент затяжки.……………49 Нм

Если один из болтов не затягивается указанным моментом, замените его.

в) Отметьте краской кромку болта, обращенную к передней части дви­гателя (стороне, противоположной отбору мощности), как показано на рисунке.

г) Подтяните все болты в отмечен­ной выше последовательности, до­вернув их на 90°.

д) Убедитесь, что все метки болтов повернуты на 90° от первоначально­го положения.

3. Подсоедините трубку перепуска ох­лаждающей жидкости.

Момент затяжки.…………………..9 Нм

4. Установите распределительные валы. а) Установите распределительные валы так, чтобы кулачки клапанов первого цилиндра располагались так, как показано на рисунке.

б) Установите крышки подшипников распределительного вала на соот­ветствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке, при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к перед­ней части двигателя (в сторону, про­тивоположную отбору мощности).

в) Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов.

г) Установите и равномерно затяни­те 19 болтов крепления крышек подшипников. После предваритель­ной затяжки болтов крепления крышки подшипника №1 затяните остальные в несколько проходов в порядке, показанном на рисунке.

Момент затяжки болтов крепрения опорных шеек распределительного вала:

№1……………………23 Нм

других.……………13Нм

5. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор ­в приводе клапанов.

6. Установите цепь привода ГРМ (см. выше).

Момент затяжки гбц ЗИЛ-130 | порядок затяжки головки ЗИЛ-130

Меню

29.01.2021

Указанный в инструкции по эксплуатации порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 — не пустая прихоть разработчиков. Пренебрежение требованиями технического регламента становится причиной возникновения серьезных, подчас неустранимых неисправностей. Зная это, квалифицированные специалисты, занимающиеся обслуживанием двигателей внутреннего сгорания, используют в процессе ремонта только информацию, взятую из достоверных источников.

Конструктивные особенности ДВС

Силовой агрегат, устанавливаемый на грузовые автомобили ЗИЛ-130 разных модификаций, надежен и неприхотлив. Особенностями традиционной для шестидесятых годов двадцатого века компоновки являются:

  • Архитектура V8 с углом развала цилиндров 90°, обеспечивающее удобство компоновки мотора в подкапотном пространстве.
  • Блок цилиндров, отлитый из серого ковкого чугуна.
  • Нижнее расположение распределительного вала, соединенного с коленвалом передачей из двух косозубых шестерен.
  • Раздельные головки блоков цилиндров, отлитые из алюминиевого сплава АЛ4 и упрочненные до максимальной твердости HB 70 с помощью технологий закалки и старения.
  • Верхнее расположение клапанов. Усилие открытия передается на них посредством толкателей и установленных на валах коромысел.
  • Жидкостная система охлаждения, способная быстро отводить излишки тепла и поддерживать оптимальную для работы ДВС температуру даже при высоких нагрузках.

Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 определены при выполнении расчетов и подтверждены в ходе натурных испытаний.

Перечисленные технические решения хорошо зарекомендовали себя на практике. Разработчикам завода имени Лихачева удалось создать надежный и неприхотливый силовой агрегат, пробег которого, до капитального ремонта, составляет 500 тыс. км и более. Но это не означает, что выпускавшийся с 1962 по 2010 год движок стерпит откровенно варварское обращение. Порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 необходимо соблюдать для сохранения ресурса двигателя и достижения расчетных характеристик.

Вероятные поломки

При нагреве до рабочей температуры алюминиевый сплав, из которого изготавливаются головки блока цилиндров V-образного восьмицилиндрового мотора, используемого на грузовиках популярной модели, расширяется. Если порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 не соблюден, это может стать причиной прогорания прокладки головки блока, образования трещин в стенках цилиндров, каналов смазки, рубашки охлаждения. Как следствие, возникают предпосылки для утечки охлаждающей жидкости и ее попадания внутрь:

  • Цилиндров. В небольших количествах вода или содержащиеся в антифризе спирты, присутствующие в составе топливной смеси, не способны причинить двигателю вред. Но увеличение их концентрации становится причиной сильной детонации, приводящей к прогоранию клапанов и компонентов цилиндропоршневой группы.
  • Системы смазки. При смешивании лубриканта и охлаждающей жидкости образуется эмульсия цвета кофе с молоком, не обладающая необходимой для работы ДВС консистенцией. Давление масла падает, что становится причиной разрушения сопрягаемых деталей, требующих постоянной подачи смазочных материалов.

Возможно и обратное. В отдельных случаях отработавшие газы или моторное масло попадают в систему охлаждения, ухудшая отвод тепла, и двигатель перегревается. Чтобы этого не происходило, необходимо соблюдать порядок затяжки головки ЗИЛ-130, закручивая болты с усилием, оговоренным в технической спецификации.

Последовательность действий и необходимые инструменты

Прежде чем приступать к работе, следует убедиться, что на сопрягаемых поверхностях отсутствуют загрязнения. Если детали ранее находились в эксплуатации, их следует очистить, используя специальный инструмент, растворители и моющие средства. Головку обязательно проверяют на плоскость и, если есть необходимость, шлифуют. После этого:

  • Проверяют целостность резьбы в отверстиях блока.
  • Укладывают прокладку головки блока.
  • Устанавливают узел на штатное место.
  • Ставят вал коромысел и шайбы.
  • Наживляют крепеж.
  • Соблюдая порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130, закручивают болты с моментом 90 – 110 Нм.

Чтобы развить необходимое усилие не повредив ответственные детали, рекомендуется использовать:

  • Динамометрический ключ с длинным, не менее 1 метра, воротком. Как вариант – вороток, оснащенный динамометрической насадкой.
  • Шестигранную торцевую головку соответствующего размера, изготовленную из хромованадиевой стали. Применяя многогранные ключи из стали, упрочненной методом наклепа, вы рискуете слизать грани на болтах и повредить руки.

Тяните плавно, обеспечивая равномерный момент затяжки двигателя ЗИЛ-130. Рывки и ударные нагрузки недопустимы! Целесообразно выполнять все операции, закрепив мотор на специальном стенде. Но можно, если другого выхода нет, производить ремонт без снятия силового агрегата с автомобиля. Для удобства имеет смысл демонтировать крышку капота.

Порядок затяжки головки ЗИЛ-130

Если смотреть сверху, заворачивать болты начинают от центра, двигаясь против часовой стрелки по расходящейся спирали. Для наглядности порядок затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 показан на рисунке ниже.

Подобная последовательность позволяет обеспечить плотное прилегание сопрягаемых поверхностей и снизить риск возникновения остаточных напряжений в конструкции. В том же порядке рекомендуется ослаблять болты при демонтаже узла.

Порядок и момент затяжки ГБЦ ЗИЛ-130 одинаков для обеих головок блока, зеркально расположенных на V-образном моторе. Лишь после того, как все указанные операции завершены, приступают к установке впускного коллектора, так называемого паука, и дополнительного оборудования.

Автомобилистам на заметку

В заключение несколько дельных советов, полезных и для начинающих автослесарей, и для опытных специалистов по ремонту техники:

  1. Не пытайтесь выучить порядок затяжки головки блока ЗИЛ-130 наизусть. Ошибки случаются со всеми, даже с теми, у кого хорошая память. Лучше держать необходимую информацию под рукой и проверить данные перед началом работ.
  2. Не используйте при ремонте двигателя пневматические или электрические гайковерты. При работе такого оборудования создаются значительные ударные нагрузки.
  3. Не превышайте указанный в инструкции момент затяжки головки ЗИЛ-130. Вы можете повредить деталь или сорвать резьбу в блоке.

Если в вашем распоряжении нет необходимых инструментов, воспользуйтесь услугами специально оборудованных мастерских.

Другие статьи

Возврат к списку

Угол крутящего момента

, почему это важно.

Угол крутящего момента, почему это важно. Зачем мне это нужно датчик угла крутящего момента?

BMWЛюбительскоеРадиоВелоспортLinux

    Я видел много вопросов о том, почему угол крутящего момента калибр необходим для затягивания головных болтов на биммерах. С Мне самому было любопытно, каковы истинные причины этого, и я не удовлетворился «Вот как это делается». Я исследовал это дальше. С надеждой следующее объяснение поможет любому, у кого есть вопросы о том, почему это делается, а зачем надо .

Цитируя отрывок, который я нашел простым и точным (из http://www.mondello.com/Pages/Articles/1/1.htm):

    Есть три типа процедур, используемых для затяжки: крутящий момент для текучести/угол для поворота; крутящий момент до максимального растяжения; и крутящий момент до определенного значения крутящего момента и надеюсь, что это правильно.

    В основном все сводится к тому, что только со значениями крутящего момента, такими как фут-фунты или ньютон-метры, в лучшем случае предположение о правильном крутящем моменте.В зависимости от типа крепления, материалы, используемые как для болта, так и для детали, в которую он ввинчивается, чистота резьбы, используемая смазка, ТИП используемой смазки и т. д., крутящий момент между двумя «идентичными» крепежными деталями может различаться на целых 35% (или более) при одинаковой настройке динамометрического ключа для обоих креплений!
    Многие крепежные детали, такие как колесные шпильки, водяной насос болты и т. д., просто чтобы убедиться, что болт, вероятно, затянут достаточно, и, вероятно, не слишком туго.Это болты, которые вы повторное использование снова и снова без каких-либо проблем.

    Болты с головкой, а также большинство болтов внутренних к двигателю, так называемые натяжные болты (также известные как болты). Они предназначены для затягивания до такой степени, что они физически начинают растягиваться, обычно на несколько тысячных дюйма. Это оставляет их в упругом состоянии, что позволяет очень равным усилиям зажима применяться к той части, которую они удерживают.

    При затягивании одного из этих болтов настройка крутящего момента который используется, предназначен для того, чтобы приблизить болт к точке, в которой он начинается растянуть.Затем используется датчик угла крутящего момента, чтобы пропустить болт момент, когда он начинает растягиваться и фактически начинает растягиваться. Ты просто не могу точно измерить это с помощью обычного динамометрического ключа, поэтому метод отношения крутящего момента к мощности/угла поворота. Метод максимального растяжения здесь не применяется, так как вам нужен а) очень точный микрометр для измерить фактическое растяжение болта и B) доступ к обеим сторонам болта, которых у вас нет на головных болтах.
Процесс закручивания довольно прост.Вы просто закручиваете болт с помощью обычного динамометрического ключа до заданного крутящего момента. Затем, обычно вы согреете его, запустив его на холостом ходу, а затем дайте ему остыть и снова затяните динамометрическим ключом. После того, как эта часть сделана, датчик угла крутящего момента вступает в игру. Момент затяжки болтов находятся в положении после обычного ключа теоретически непосредственно перед тем, как закручивается болт растянуть. Эта точность зависит, конечно, от упомянутых факторов. над. Чтобы получить окончательный крутящий момент И растяжение болта, вы затяните болт на заданное число градусов поворота.Это то, что датчик угла крутящего момента предназначен для точного измерения градусов дополнительного вращение (обычно с точностью до градуса или около того).

Причина отказа от повторного использования Растяжные болты

    Причина довольно проста. Как только вы растянулись болт один раз, он никогда не возвращается к своему первоначальному размеру. Это ослабляет болт, и если вы попытаетесь использовать его повторно, вы рискуете сломать болт на два, оставив резьбовую часть в блоке, верхнюю часть в руке, и требует сложного ремонта.Просто не стоит рисковать попробуйте повторно использовать старые болты.

    Вы можете получить сменные болты, не предназначенные растягиваться при крутящем моменте, необходимом для удержания частей вместе.

    Есть две веские причины для использования нерастягивающихся болты. Вы хотите повторно использовать их в будущем, и/или у вас есть двигатель с принудительной индукцией (745i с мощным наддувом для например) или очень сильное сжатие. Поскольку болт уже на месте максимальная растяжка без потери прочности, вы не хотите чрезмерно напрягаться на нем от двигателя с высокой степенью сжатия и рискнуть продуть голову прокладка.
    Также есть веская причина НЕ использовать эти болты и оставить оригинальные растяжные болты в стиле OEM. Нерастяжимые болты требуют повторной затяжки после нескольких циклов нагрева/охлаждения (обычно указано около 5-6 циклов), и, возможно, придется повторно затянуть их в любом месте от каждых 30к до 70к миль, в зависимости от применения. Если у вас есть нормально атмосферный двигатель, просто нет причин делать лишнее работать, когда обычно вы не прикасаетесь к болтам снова после того, как они были сделано должным образом с помощью обычных болтов растяжения OEM.Кроме того, растянуть болты, как правило, обеспечивают более постоянное, даже зажимное усилие, чем сплошные болты делают.

    Что ж, надеюсь, теперь у вас есть понимание что такое натяжные болты, что такое датчик угла крутящего момента и почему вы действительно нужен, чтобы правильно затянуть болты головки OEM. Как всегда, если у вас есть вопросы, пишите мне по адресу [email protected]

ГЛАВНАЯ

Количество посещений этой страницы.

Кто-нибудь знает хороший, надежный измеритель крутящего момента? — Техническое обслуживание/ремонт

Я планирую ремонт двигателя этой машины, что потребует использования очень точного измерителя угла крутящего момента, а не дрянного «OEM» марки, который у меня есть, который хуже, чем бесполезен.Будем признательны за любые идеи о том, какой из них получить, и, если возможно, ссылку на веб-сайт, который его продает.

Доступны ли головки крепежа? Можете ли вы нанести краску на головку болта, а затем использовать транспортир, чтобы измерить 60 градусов или что-то еще?

Разумеется, головки крепежа доступны. Я использовал трюк с «маркером краски», когда заменял головку блока цилиндров на своем Караване, но на этом двигателе последовательность затяжки болтов головки состояла только из одного шага с углом, а угол составлял 90°.Так что было несложно нанести маркером точку на каждый болт головки в положении 12:00 и точку на головке блока цилиндров в положении 3:00, а затем медленно затянуть, пока точки не совпадут.

Последовательность затяжки болтов с головкой Daewoo предусматривает относительно низкий начальный крутящий момент (18 фунто-футов), за которым следуют три шага затяжки под углом: 70°, 70°, 30°. Это не те углы, которые я мог бы «угадать» визуально, по крайней мере, с трудом. Это интересный вопрос, существует ли другая последовательность затяжки, в которой используется значение крутящего момента для первых трех шагов и только один угол для последнего шага, который дает такое же натяжение болта, но это, вероятно, не эксперимент, который я хотел бы выступить.

Тестер #4

Они производят динамометрические ключи, которые также измеряют углы.

https://www.gearwrench.com/torque-products/electronic/gearwrench-85079-1-2-flex-head-electronic-torque-wrench-with-angle-25-250-ft-lbs.html

Тестер

bcohen2010:

Последовательность затяжки болтов с головкой Daewoo предусматривает относительно низкий начальный крутящий момент (18 фунто-футов), за которым следуют три шага затяжки под углом: 70°, 70°, 30°.Это не те углы, которые я мог бы «угадать» визуально, по крайней мере, с трудом. Это интересный вопрос, существует ли другая последовательность затяжки, в которой используется значение крутящего момента для первых трех шагов и только один угол для последнего шага, который дает такое же натяжение болта, но это, вероятно, не эксперимент, который я хотел бы выступить.

Разметка общего угла 170* на болтах и ​​головке не составит особого труда, отметку на 10 градусов меньше половины оборота можно выполнить транспортиром.Угол, который вы достигаете на первых двух шагах, не является критическим для жизни или смерти, просто вы растягиваете болты медленно и постепенно. Некоторые процедуры фактически заставляют вас ждать определенное время между шагами.

На самом деле я не покупаю инструменты в портовых фрахтовых магазинах или в Интернете, но разве динамометрический/угловой ключ стоит так дорого? Есть ли такой в ​​аренду в Autozone и т. д.?

асмастер:

На самом деле я не покупаю инструменты в портовых фрахтовых магазинах или в Интернете, но разве динамометрический/угловой ключ стоит так дорого? Есть ли такой в ​​аренду в Autozone и т. д.?

Я ищу высококачественный инструмент, сравнимый с тем, что профессиональный механик использовал бы для выполнения этой процедуры.Конечно, AutoZone, O’Reilly и т. д. продают дешевые угловые датчики крутящего момента — у меня уже есть один. Нет необходимости покупать или брать взаймы другой.

Из-за плохой конструкции, когда я попытался использовать его (на другом автомобиле), диск, показывающий угол, соскользнул, и я не был уверен, что болты головки затянуты должным образом, поэтому в итоге я покрыл стоимость другого прокладка головки блока цилиндров и набор болтов — в этот раз я использовал маркер с краской, а не штатный измеритель крутящего момента марки «OEM».

Тестер #8

Сколько вы готовы потратить?

https://www.mactools.com/en-us/Torque-Wrenches/Electronic-Torque-Control-Tools/79dff72e-7f41-4b59-bbad-a2f

7e8d/Electronic-Torque-Wrenches-With-Angle

Тестер

1 Нравится

Я думал потратить около 300 долларов, но цифровой динамометрический ключ MAC Tools стоимостью около 600 долларов с налогом не станет для меня проблемой, так как я предполагаю, что этот инструмент прослужит всю жизнь при домашнем использовании.Это, вероятно, намного точнее, чем динамометрические ключи балочного типа, которые я использовал.

У вас есть опыт работы с этим конкретным инструментом? Что именно позволяет ему «привязать» угол поворота, то есть есть ли часть, которая каким-то образом прикрепляется к неподвижной поверхности вокруг любого затягиваемого крепежа? Это была ахиллесова пята углового измерителя крутящего момента «OEM Tools».

bcohen2010:

Я ищу высококачественный инструмент, сравнимый с тем, что профессиональный механик использовал бы для выполнения этой процедуры.Конечно, AutoZone, O’Reilly и т. д. продают дешевые угловые датчики крутящего момента — у меня уже есть один. Нет необходимости покупать или брать взаймы другой.

Мне интересно, есть ли взаймы динамометрический/угловой ключ, а не калибр. Эти датчики — шутка, и я бы использовал метки краски, прежде чем использовать их.

Профессионал должен (или должен) использовать динамометрический ключ с гироскопом, встроенным в головку, как тестер, указанный выше. Я использую Snap-on, но должны быть более экономичные варианты.

Я все еще думаю, что ты слишком много думаешь об этом. Если вам нужно достичь конечного угла крутящего момента 170 градусов, отметьте начальную точку, сделайте два поворота менее чем на четверть, а затем закончите на 10 градусов меньше 180 градусов от того места, где вы начали. Не имеет значения, если вы немного сбились с пути, пока финал равен 170. Это не космический шаттл, это грубый автомобильный двигатель.

Опять же, у меня есть подходящие инструменты для этой работы. Но если бы я этого не сделал, я бы так и сделал.

1 Нравится

Тестер #11

Я много лет пользовался угловым измерителем крутящего момента.

Поскольку после того, как динамометрический ключ больше не требуется, вы можете использовать отбойную планку с трубкой на конце, и вы сможете довольно легко определить угол крутящего момента при затягивании болта.

Вот почему мне не нужен электронный динамометрический ключ, который также может считывать углы.

Тестер

bcohen2010:

У вас есть опыт работы с этим конкретным инструментом? Что именно позволяет ему «привязать» угол поворота, т.е.е. есть ли часть, которая каким-то образом прикрепляется к неподвижной поверхности вокруг любого крепежного элемента, который затягивается?

В головку ключа встроен гироскоп. Вы устанавливаете его на 70 градусов и начинаете поворачивать. Вы можете запускать и останавливать или менять положение столько раз, сколько хотите, он не будет издавать звуковых сигналов или мигать, пока не повернется на 70 градусов во время затяжки. Мой достаточно старый, чтобы не измерять против часовой стрелки, может быть, более новые делают.

1 Нравится

Инженеры включают смехотворно хлопотные и дорогостоящие процедуры, чтобы создать видимость высокотехнологичного, эксклюзивного статуса.Часто это просто игра на превосходство во внешности.

Кто-нибудь знаком с ATD Tools 12550? Это похоже на динамометрические угловые ключи, производимые MAC Tools и Snap-On, но по гораздо более низкой цене. Эта модель в настоящее время снята с производства, но ее можно приобрести в Интернете примерно за 275 долларов. Подходит ли этот динамометрический угловой ключ для самостоятельного использования?

atdtools.com

ATD-12550 — Продукт, снятый с производства — ATD Tools, Inc.

Объясните мне… почему угол скручивания лучше, чем угол скручивания, измеряемый в футо-фунтах? Я понимаю, почему они могут быть не совсем эквивалентны, но почему угол предпочтительнее?

Отличная статья… но достаточно плотная, чтобы впитаться, потребуется некоторое время.
Спасибо!

Тестер #18

Проще говоря, используя только футо-фунты, большая часть крутящего момента используется для преодоления трения.Таким образом, не все застежки могут правильно растягиваться для приложения надлежащего усилия зажима.

При конечном угле крутящего момента трение не имеет значения. Таким образом, все застежки растягиваются одинаково, чтобы обеспечить правильное усилие зажима.

Тестер

Затяжка болтов двигателя, ПРАВИЛЬНЫЙ способ

15 февраля 2019 г.

В какой-то момент своей карьеры мы все сталкивались со следующим сценарием: клиент представляет автомобиль, на котором прокладка головки блока цилиндров была заменена на оригинальную замену X месяцев назад, и которая теперь имеет безошибочные признаки того, что сменная прокладка снова взорвался.

Клиент утверждает, что с тех пор и до сих пор двигатель не перегревался и что за это время система охлаждения не теряла охлаждающую жидкость. Кроме того, чтобы доказать, что работа не выполнялась механиком на заднем дворе, заказчик представляет профессиональный счет, в котором четко указано, что были выполнены все необходимые инженерные работы и испытания, а водяной насос, термостат и шланги радиатора были заменены в то время. заменена оригинальная прокладка. Радиатор также был химически очищен, и исторических кодов неисправностей нет.Так что же пошло не так?

Хотя существует множество возможных причин, которые могли пойти не так, в нашем гипотетическом примере наиболее вероятной причиной является тот факт, что головка блока цилиндров не была затянута должным образом. Таким образом, в этой статье мы более подробно рассмотрим, как работают болты, что следует учитывать при затяжке критических болтов и, что более важно, почему болтовые соединения выходят из строя, начав с определения некоторых общих терминов, которые часто используются, но не всегда понимаются. , например-

Предварительная нагрузка

«Предварительная нагрузка» — это общий термин, описывающий натяжение или усилие зажима, которое болт оказывает на соединение при затягивании болта.На практике предполагается, что общая сила зажима на ненагруженном болтовом соединении, таком как головка цилиндра, прижатая к блоку цилиндров, равна и противоположна предварительному натягу всех болтов. Поэтому, если указанный предварительный натяг не применяется ко всем болтам головки цилиндров в равной степени, почти наверняка может возникнуть одна или несколько проблем, таких как усталостное разрушение одного или нескольких болтов, или вибрация может привести к самоослаблению одного или нескольких болтов, приводит к отказу сустава.

Пробная нагрузка

Испытательная нагрузка всегда выражается в единицах силы, например, в ньютонах (Н) или в фунтах-силах (фунт-сила) и, как таковая, является одним из трех механических свойств, определяющих общую прочность болта на растяжение, два других свойства, такие как предел текучести и предел прочности.

По сути, «пробная нагрузка» относится к максимально допустимому растягивающему усилию, которое может выдержать болт без пластической деформации этого болта. Иными словами, болт должен оставаться в своей упругой фазе, когда к нему приложена заданная пробная нагрузка. На критических болтах двигателя и подвески пробная нагрузка обычно составляет от 85% до примерно 95% предела текучести болтов.

Предел текучести

Предел текучести относится к растягивающей силе, которая должна быть приложена к болту, чтобы вызвать в болте заданную величину остаточной деформации.В большинстве случаев указанная деформация ограничивается примерно 2% длины болта.

Предел прочности

Предел прочности относится к максимальному растягивающему усилию, которое болт может выдержать без разрушения.

Так что же все это значит?

На практике все вышеперечисленное можно применить к обычным болтам двигателя, которые нужно было просто затянуть с заданным значением крутящего момента, чтобы обеспечить требуемое усилие зажима в двигателях, которые не состоят из других материалов, т.е.е., и блок двигателя, и головка(и) цилиндра(ов) были сделаны из чугуна.

В этих двигателях все части двигателя расширялись с одинаковой скоростью, когда они были горячими, и сжимались с одинаковой скоростью, когда они остывали. На практике это означало, что если бы правильное значение крутящего момента было приложено, скажем, ко всем болтам головки цилиндров, каждый болт был бы достаточно растянут, чтобы обеспечить зажимное усилие, необходимое для надежной герметизации прокладки как к головке цилиндров, так и к блоку цилиндров. .

Следует отметить, что хотя обычные болты несколько растягивались в процессе затяжки, их предел текучести никогда не превышался, а это означало, что эти болты восстанавливали свою первоначальную длину после снятия предварительного натяга. По этой причине можно было (и безопасно) повторно использовать обычные болты головки блока цилиндров несколько раз, если только они не были явно корродированы, изрыты или иным образом повреждены.

Однако новые конструкции двигателей, в которых использовались разные материалы, такие как чугун для блока цилиндров и алюминий для головок цилиндров, означали, что обычные болты больше не могли удерживать эти двигатели вместе, поскольку чугун и алюминий расширяются и сжимаются при сильно разные тарифы.Таким образом, чтобы решить проблему с разной скоростью расширения / сжатия, конструкторы двигателей были вынуждены разработать болты, которые можно было предварительно натянуть до их предела текучести без разрушения; эти болты известны как-   

Момент затяжки / Угловые болты с моментом затяжки

Как и в случае с обычными болтами, болты с крутящим моментом для текучести также растягиваются до тех пор, пока они не деформируются, но с той существенной разницей, что крутящий момент для текучести болтов затягивается до тех пор, пока они не деформируются, что с нашей точки зрения как механика является наиболее важной характеристикой, которую необходимо соблюдать. ум, и вот почему-

Когда момент затяжки болта головки блока цилиндров или, в этом отношении, любой другой критический момент затяжки болта двигателя затягивается, он проходит две важные фазы, которые (для наших целей) являются-

Эластичная фаза

На этом этапе болт растягивается при приложении к нему крутящего момента, но если крутящий момент будет снят, болт вернется к своей первоначальной длине.Важно помнить, что в упругой фазе болт не будет обеспечивать достаточную прижимную силу, чтобы надежно удерживать головку блока цилиндров.

Пластиковая фаза

По мере того, как нагрузка на болт увеличивается, он подвергается пластической фазе, что означает, что болт растягивается до точки, после которой он не может восстановить свою первоначальную длину, если на него будет снята нагрузка. Именно в этом состоянии болт обеспечивает необходимую зажимную силу, чтобы надежно удерживать головку блока цилиндров.

Линия, разделяющая упругую и пластичную фазы, называется пределом текучести, отсюда и термин «момент до текучести» болта. Обратите внимание, что эта разделительная линия является функцией комбинированного воздействия нескольких факторов, включая крутящий момент, прикладываемый к болтам, материал, из которого сделан болт, наличие (или отсутствие) покрытий, гальванопокрытий или смазки на любой части болта. болта, угол шага резьбы, а также диаметр болта.

Все факторы, перечисленные выше, в дополнение к некоторым, которые не перечислены, были объединены в то, что называется «Фактор ореха», который обычно обозначается буквой «К» на инженерном языке.Однако нам не нужно углубляться в сложности вычисления фактора ореха здесь; достаточно сказать, что если техник использует должным образом откалиброванный динамометрический ключ и индикатор угла для затяжки головки цилиндров, маловероятно, что предел текучести болтов будет превышен.

Тем не менее, если предел текучести болта будет превышен, техник почувствует выраженное «смягчение» нагрузки, как если бы с болта содрали резьбу. В этот момент болт чрезмерно растянут (если он не сломается первым) и большая часть, если не вся прижимная сила, обеспечиваемая этим болтом, теряется, что подводит нас к следующему пункту —

.

Как затянуть болты с усилием до предела текучести

Как и обычные болты, болты с предельным моментом затяжки также затягиваются в определенной последовательности и заданном количестве ступеней для предотвращения перекоса головки блока цилиндров (или любых других компонентов), но с очень важным отличием, что начальное значение момента затяжки, которое известно поскольку «плотный крутящий момент» всегда относительно низок.Например, типичная последовательность затяжки головки блока цилиндров может выглядеть так:

  1.       Затяните все болты последовательно и в два этапа с моментом затяжки, скажем, 30 Н·м
  2.       Поверните все болты на 90 градусов в правильной последовательности затяжки
  3.       Поверните все болты еще на 90 градусов в правильной последовательности затяжки

ПРИМЕЧАНИЕ: Приведенный выше пример процедуры затяжки является всего лишь примером, предназначенным для иллюстративных целей.Всегда сверяйтесь с предписанными процедурами и спецификациями производителя при установке болтов, чтобы избежать проблем в дальнейшем.

Целью применения градусов вращения является обеспечение того, чтобы все болты были доведены до пределов текучести более точно, чем это возможно при простом значении крутящего момента, потому что заданное вращение учитывает тот факт, что только от 10 до 15 процентов крутящего момента значение дает полезное усилие зажима. По сути, затяжка болтов в градусах вращения в значительной степени устраняет эффекты трения между резьбой и поверхностью подшипника между головкой болта и шайбой подшипника.Применение градусов вращения, в отличие от значения крутящего момента, также устраняет недостаточную или чрезмерную затяжку, вызванную плохо откалиброванными динамометрическими ключами, поскольку угол поворота не зависит от прикладываемого крутящего момента.

С практической точки зрения следует отметить, что при приложении градусов вращения к болтам головки блока цилиндров окончательные усилия зажима обычно достигаются в пределах 10 % от указанных пределов текучести, тогда как при простом значении крутящего момента окончательные усилия зажима могут быть на 30% ниже требуемой.Основная причина больших расхождений при использовании только значений крутящего момента связана с широким разбросом значений крутящего момента (также известным как разброс предварительного натяга), который в основном является результатом общего коэффициента трения, который является функцией комбинированного трения под болтом. головкой и между ответными нитями.

На практике крутящий момент до предела текучести болтов, которые были затянуты должным образом, будет надежно удерживать головку блока цилиндров на протяжении всего срока службы двигателя, за исключением, конечно, таких бедствий, как перегрев двигателя, поскольку предел текучести болтов рассчитан на дифференциальные скорости расширения/сжатия, вызывающие относительные боковые перемещения между компонентами.

Что еще нужно помнить

Сказав все вышесказанное, есть и другие соображения, которые следует учитывать при установке болтов головки блока цилиндров, наиболее важными из которых являются:

НЕ используйте метчики для очистки резьбовых отверстий

Несмотря на то, что крайне важно очистить резьбу отверстий под болты головки цилиндров в блоках цилиндров от коррозии и других дефектов, не менее важно НЕ использовать для этого обычный метчик для нарезания резьбы.В отличие от метчиков для нарезки резьбы, пример которых показан выше, обычные метчики для нарезания резьбы удаляют материал с резьбы, что может привести к выпадению ступеней из отверстия при затягивании болта.

Кроме того, обязательно используйте воздух из цеха для выдувания мусора из отверстий после процесса очистки и убедитесь, что в отверстиях не осталось масла или других жидкостей.

Смазывать или не смазывать новые болты

Хотя существует столько же мнений по этому вопросу, сколько техников, выступающих за или против этой практики, факт заключается в том, что для затягивания сухого болта требуется гораздо больше усилий, чем для смазанного.

Однако реальная проблема заключается в том, что некоторые смазочные материалы могут работать слишком хорошо, например, противозадирные составы. Имейте в виду, что любое резьбовое соединение зависит от трения, чтобы оставаться затянутым, поэтому, если используется смазка, которая позволяет вибрациям и тепловым циклам преодолевать это трение, крепление само отвинчивается. Имейте в виду тот факт, что противозадирные составы предназначены для использования на крепежных элементах, которые должны быть удалены без поломки, что НЕ относится к болтам головки блока цилиндров.

Тем не менее, большинство поставщиков сменных болтов предоставляют инструкции по смазыванию новых болтов головки блока цилиндров, но во многих случаях в инструкциях не упоминается конкретный смазочный материал или, что еще хуже, не исключается или запрещается использование определенных смазочных материалов. В таких случаях лучше всего обратиться к поставщику за подробной информацией о рекомендуемых смазочных материалах или использовать специально изготовленную смазку для болтов в строгом соответствии с инструкциями, прилагаемыми к изделию.

Заключение

Из всего вышеизложенного должно быть очевидно, что установка критических болтов двигателя представляет собой гораздо больше, чем просто завинчивание болтов и их затягивание до щелчка динамометрического ключа. На самом деле, большой процент отказов прокладки головки блока цилиндров может быть напрямую связан с плохой или неправильной процедурой затяжки болтов неопытными механиками, которые, если они прочитают это, должны принять к сведению четыре наиболее распространенных причины, по которым болты, и особенно головка блока цилиндров, болты, сами «откручиваются»-

  •  Использование ранее использовавшегося крутящего момента для деформации болтов
  •  Недостаточный предварительный натяг, достигнутый при установке болтов, который обычно вызывает чрезмерные относительные поперечные перемещения между компонентами
  •  Упругое взаимодействие между болтами: это может произойти, когда затяжка одного болта в многоболтовых соединениях (например, в головках цилиндров) влияет на предварительный натяг соседних болтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.