Тормозов – : 10 , , ,

О ТОРМОЗАХ И ТОРМОЖЕНИИ | Наука и жизнь

«Руссо-Балт с24/30» (1909 год) с длинным ручным тормозным рычагом.

Вентилируемые тормозные диски устанавливают на современных скоростных автомобилях и микроавтобусах.

Схемы двухконтурных гидравлических тормозных систем автомобилей разных моделей.

Не каждый автомобилист знает, что с помощью
тормозов можно не только остановить и удержать машину на месте, но и преодолеть
скользкий участок, опасный поворот, развернуться и даже перескочить неширокую
канаву или выбоину. Большинство автолюбителей думают, что после нажатия
на педаль тормоза эффективное торможение продолжается до полной остановки
автомобиля. На самом деле это не так. Максимальное замедление достигается
тогда, когда колеса еще вращаются, но уже находятся как бы на грани срыва
в скольжение. В этот момент их сопротивление качению достигает максимума.
Когда же колеса останавливаются и начинают скользить по дороге, сила трения
падает и тормозной путь увеличивается. Мастерство торможения заключается,
таким образом, в том, чтобы остановить
автомобиль одновременно с прекращением вращения колес. Но прежде чем дать
практические рекомендации, как этого добиться, нелишне напомнить о том,
какие бывают тормоза и как они работают.

Эволюция тормозов

Надежные тормоза появились не сразу. Довольно
долго для замедления хода на автомобиле использовали специальные «башмаки»,
которые прижимались к шинам задних колес. Системы эти были капризными,
а их механический привод — ненадежным. К тому же, чтобы тормоза работали
эффективно, нужно было прикладывать к рычагам или педалям очень большие
усилия. Из-за этого почти на всех первых автомобилях тормоза приводили
в действие длинными рычагами.

На смену «башмакам» в начале 1910-х годов
пришли ленточные трансмиссионные тормоза. Конструкция трансмиссии была
дополнена тормозным барабаном, к которому при помощи специального механизма
прижималась лента, чаще всего стальная. В ленточных тормозах привод был
тоже механический, но усилий для их срабатывания требовалось меньше. Тогда-то
и появились педали тормоза на сравнительно коротких рычагах. У ленточных
тормозов есть очень существенный недостаток: они практически не работают
при езде задним ходом. А главное, с ними,
как со всеми тормозами с механическим приводом, невозможно добиться равномерного
и одновременного срабатывания тормозов на всех колесах. Тем не менее трансмиссионные
тормоза используются и сейчас, в основном на большегрузных автомобилях,
но вместо ленты в них ставят фрикционные колодки. В легковых машинах такие
системы применяются только в стояночных тормозах (например, в «Волге» ГАЗ-21).

В начале века тормозами с механическим
приводом оборудовали только задние колеса автомобилей. Тогда считалось,
что машина с передними тормозами будет «клевать носом» и даже может перевернуться.
На самом деле проблема заключалась в другом: конструктивно было практически
невозможно поставить механический привод тормозов на управляемые колеса.
Аналогичные современным тормоза с гидравлическим приводом на передних колесах
появились лишь в 1924 году на автомобилях «Крайслер». С тех пор автомобилестроители
всего мира перешли на системы тормозов с гидравлическим приводом, которые
используются и сегодня. Гидравлическая система гарантирует одновременное
срабатывание и равномерное усилие тормозных механизмов всех четырех колес
и обладает помимо этого высокой надежностью.

Тормозные системы

Легковой автомобиль обычно оснащается четырьмя
тормозными системами: рабочей, запасной (дублирующей), стояночной и вспомогательной
(ею может служить, например, двигатель, работающий в режиме торможения).
Каждая тормозная система состоит из механизмов, создающих тормозные усилия,
и привода, в который входят все устройства управления тормозами.

Рабочая система придает машине отрицательное
ускорение — замедляет ход, но иногда во время ее работы возникают боковые
ускорения. Такое явление принято называть заносом, хотя это и не всегда
правильно. (Подробнее о заносе см. «Наука и жизнь» № 6, 1999 г.) Запасная
система нужна в тех случаях, когда выходят из строя рабочие тормоза. Для
удержания машины в неподвижном состоянии предназначена стояночная тормозная
система. Но иногда в критической ситуации стояночным тормозом приходится
пользоваться как рабочим — для более эффективного торможения и совершения
маневров, например, на переднеприводном автомобиле с его помощью можно
развернуться на месте.

Процесс торможения занимает некоторое время,
которое складывается из времени реакции и принятия решения (в зависимости
от квалификации, возраста и состояния водителя оно может составлять от
0,1 до 2 секунд) и времени срабатывания механизмов (оно зависит от конструктивных
особенностей и технического состояния
тормозной системы и составляет около 0,2 секунды). Их сумма дает время
запаздывания. Легко подсчитать, что если оно равно двум секундам, то при
скорости 90 км/ч автомобиль успеет пробежать до начала замедления хода
50 метров.

О том, как работают тормоза, принято судить
по длине тормозного пути. У машин с обычной тормозной системой он хорошо
виден по черным следам на асфальте и его легко измерить рулеткой. У машин
с антиблокировочными системами (АБС) измерить тормозной путь на асфальте
невозможно — правильно настроенная АБС следов не оставляет. Не менее важным
показателем работы тормозов считается равномерность тормозных усилий, от
нее зависит устойчивость машины.

Дисковые тормоза

В современных легковых автомобилях на передние
колеса устанавливаются, как правило, дисковые, а на задние -_ барабанные
тормозные механизмы. При нажатии на педаль тормоза в дисковых тормозах
колодки сходятся и зажимают тормозной диск, а в большинстве конструкций
барабанных тормозов колодки расходятся и прижимаются к внутренней цилиндрической
поверхности барабана. Возникающая сила трения замедляет вращение колес,
и они останавливаются (блокируются).

В тормозном механизме сила трения зависит
от скорости движения барабана или диска относительно колодок (чем ниже
скорость, тем сила трения больше) и от температуры (чем она выше, тем меньше
сила трения). В большой степени на силу трения влияет состояние колодок
и дисков (барабанов). Замасленные или влажные колодки не способны остановить
колесо.

Дисковые тормоза обладают существенными
преимуществами перед барабанными. Главные из них — стабильность работы,
лучшие условия охлаждения и очистки, более высокая эффективность, меньшие
вес и размеры. Но есть и недостатки. Площадь колодок у дисковых тормозов
меньше, чем у барабанных, поэтому для них нужны большие усилия на приводе
и соответственно более высокое давление в гидросистеме.

Существуют два основных вида конструкций
дисковых тормозов: с неподвижной скобой (заднеприводные модели ВАЗ и «Москвич-2140»)
и с плавающей (переднеприводные модели ВАЗ, «Нива», «Москвич-2141»). Первые
снабжаются двусторонними гидроцилиндрами, вторые — односторонними. Системы
с плавающей скобой компактнее, в них меньше риск перегрева, зато ход поршня
почти вдвое больше, чем в системах с неподвижной скобой, да и по жесткости
они уступают двусторонним.

Чтобы улучшить охлаждение, в дисковых тормозах
часто используют так называемые вентилируемые диски с воздушными каналами,
проходящими от центра к периферии. Летом на мощных скоростных машинах без
таких дисков не обойтись, а вот зимой с ними бывают неприятности. Когда
в каналы набивается снег, он тает, а вода не успевает вытечь. Если же на
морозе она замерзнет, то диск может разорвать. Чтобы этого не случилось,
после выезда из сугроба нужно очистить передние тормоза от снега или по
крайней мере проехать на небольшой скорости метров 100-200. Вентилируемые
диски тормозов устанавливаются в новые «Волги» (ГАЗ-3110), ВАЗ-2110, микроавтобусы
«Соболь», многие иномарки.

В подавляющем большинстве современных автомобилей
используются гидравлические приводы тормозов. Они удобны, поскольку гидравлические
трубки можно проложить в любом месте, а главное, обладают высоким кпд -
до 95%. К недостаткам гидравлических систем можно отнести, пожалуй, лишь
необходимость их прокачки (удаления воздуха) и некоторую чувствительность
к температуре. При низкой температуре вязкость тормозной жидкости увеличивается,
а при высокой жидкость может закипеть, и тогда тормоза потеряют работоспособность.

Для того чтобы уменьшить усилие на педали
тормоза и одновременно увеличить усилие на колодках, в систему привода
тормозов современных машин встраивают усилитель. (Впервые механический
усилитель тормозов запатентовал Луи Рено в 1923 году.) На отечественные
автомобили ставят вакуумные усилители, работающие за счет разрежения во
впускном коллекторе двигателя. На многих
зарубежных машинах, в особенности на американских, используют гидравлические
усилители, в которых дополнительное усилие создается специальным насосом
и гидроаккумулятором.

Надежность
тормозной системы

В случае выхода из строя одного из механизмов
тормозной системы она все равно должна обеспечивать эффективное торможение
автомобиля. Для повышения надежности в гидравлических тормозных системах
используют дублирование и разделение контуров. Отдельные контуры имеют,
например, передние и задние тормоза автомобилей ВАЗ-2106. Если поломка
случится в одном из контуров, то автомобиль будет тормозить за счет другого.
Но если выйдет из строя передний контур, ехать на машине опасно, поскольку
задние тормоза работают менее эффективно, чем передние.

Более надежная, но в то же время и более
сложная тормозная система установлена на «Москвиче -2141», где один контур
приводит в действие тормоза только передних колес, а другой — всех четырех.
Если выходит из строя основной (передний) контур, второй (задний) способен
работать достаточно эффективно.

На автомобилях «Нива» схема похожая, но
в рабочих механизмах передних колес установлено по три цилиндра. Два из
них работают только в переднем контуре, а третий включен в общий контур
с задними тормозами. Неравномерный износ передних колодок на «Ниве» может
служить косвенным показателем того, что задний контур тормозного механизма
работает неправильно.

На переднеприводных моделях «Жигулей» и
на «Тавриях» использована так называемая диагональная схема, когда в один
контур объединены левый передний и правый задний тормозные механизмы, а
в другой — правый передний и левый задний. Если один из контуров выходит
из строя, оставшийся даст возможность без больших проблем доехать до станции
техобслуживания или гаража.

Торможение будет эффективным и безопасным,
когда передние тормоза срабатывают более эффективно и несколько раньше,
чем задние. Для того чтобы тормоза работали именно так, в систему встраиваются
регуляторы давления. Они изменяют и распределяют тормозные усилия между
передними и задними колесами в зависимости от загруженности
автомобиля и нагрузки на оси. Простой механический регулятор давления работает
как клапан, который перераспределяет подачу тормозной жидкости между передними
и задними тормозными цилиндрами. Если нагрузка на заднюю ось увеличивается,
клапан открывается и тормозная жидкость поступает в задние цилиндры, а
если уменьшается, например при резком торможении, когда машина «клюет носом»,
клапан закрывается и в задние тормозные цилиндры жидкость практически не
поступает. Это препятствует соскальзыванию задней оси в занос.

Некоторые автолюбители убирают регулятор
давления из тормозной системы своего автомобиля, мотивируя это тем, что
он, де, работает неправильно и часто течет. Делать этого, конечно же, не
следует. Во-первых, не согласованные с заводом-изготовителем изменения
в конструкции тормозной системы запрещены, а во-вторых, регулятор давления
нужно просто правильно настроить, для этого достаточно провести под автомобилем
10 минут. Справедливости ради заметим, что регуляторы давления на всех
отечественных машинах установлены неудобно и работать с ними трудно. Но
нужно!

Антиблокировочные системы, которые устанавливают
на многих современных импортных автомобилях, нужны для того, чтобы исключить
блокировку одного или нескольких колес при торможении на скользкой дороге.
Особенно это важно в тех случаях, когда колеса одного борта катятся по
сухому твердому покрытию, а колеса противоположного борта скользят, например
по льду. На таком покрытии резкое торможение на машине с обычной тормозной
системой неизбежно приведет к заносу из-за того, что силы трения колес
на асфальте будут неизмеримо больше, чем на льду, и машину резко выбросит
в сторону асфальта. Если на автомобиле есть АБС, она отслеживает движение
колес, и как только одно из них начинает замедляться интенсивнее других
(или вовсе останавливается), в его тормозном цилиндре автоматически понижается
давление, и колесо вновь начинает вращаться. Антиблокировочная система
существенно повышает эффективность торможения, особенно на скользком покрытии.
Поэтому, следуя за современной иномаркой по скользкой дороге, стоит держать
увеличенную дистанцию, ведь в случае резкого торможения машина с АБС остановится
в полтора-два раза быстрее наших «Жигулей».

В следующем номере мы продолжим разговор
о тормозах: дадим несколько полезных советов по технике торможения и по
уходу за тормозами, расскажем о неисправностях тормозной системы и о том,
как их ликвидировать.


(Окончание следует.)

www.nkj.ru

Тормоза

В этой статье мы разберемся, как устроена тормозная система,

как работает стояночный тормоз и какие механизмы отвечают за работу и  исправность тормозов.
 

Принцип работы тормозных систем автомобиля 

Как мы уже знаем, тормоза автомобиля предназначены для снижения его скорости и полной остановки. В этом участвуют две тормозные системы – рабочая и стояночная.
 Рабочая тормозная система оборудована гидравлическим приводом. Система привода состоит из главного тормозного цилиндра, вакуумного усилителя,  четырех колесных тормозных механизмов и регулятора тормозной жидкости. К каждому тормозному механизму от главного тормозного цилиндра подводятся металлические трубки, которые поставляют тормозную жидкость в рабочие тормозные  цилиндры. Когда мы нажимаем педаль тормоза, она включает в  работу непосредственно главный тормозной цилиндр, который под давлением гонит жидкость к рабочим цилиндрам, и они уже непосредственно разжимают тормозные колодки. То есть здесь основную роль играет тормозная жидкость, поэтому и тормоза называются гидравлическими (гидра – жидкость). 

Вакуумный усилитель тормозов

 

Для того чтобы меньше прилагать усилий для нажатия педали тормоза в систему привода тормозов встроен вакуумный усилитель, который срабатывает только во время работы двигателя. Так что знайте, когда  катишься  с заглушенным двигателем, педаль тормоза будет нажиматься значительно трудней, будьте к этому готовы. 

 

⁠Регулятор давления тормозной жидкости
 

Еще, для более эффективной работы рабочей тормозной системы, в систему встроен регулятор давления жидкости. Он ограничивает подачу давления тормозной жидкости к задним тормозным механизмам. Так как основная нагрузка приходится на переднюю ось автомобиля и при этом сцепление с дорогой увеличивается, то задние колеса при торможении без нагрузки быстро бы блокировались, что вызывало бы занос задней оси автомобиля. А регулятор, как бы  выравнивает давление и не дает тормозным устройствам заблокировать задние колеса раньше времени. Так что если у вас при торможении автомобиль начинает кидать в разные стороны, сразу обратите внимание на регулятор давления. Он обычно устанавливается на днище кузова рядом с задней осью, а регулировка давления жидкости происходит от разницы расстояний между кузовом и задней осью автомобиля. При визуальном контроле можно определить исправность регулятора. Для этого потребуется небольшой участок хорошей дороги и напарник. При исправном регуляторе давления на скорости 40 км/ч при резком торможении задние колеса должны блокироваться одновременно или чуть-чуть позднее передних. 
Следите за уровнем тормозной жидкости в специальном бачке. Он обычно находится непосредственно на главном тормозном цилиндре или же в, непосредственной к нему, близости. Открываем капот автомобиля и проверяем наличие всех жидкостей необходимых для исправной работы автомобиля. 

 

Стояночная система

Ко всему этому еще добавляется стояночная система, которая работает полностью независимо от рабочей тормозной системы. Стояночная система автомобиля запускается в ручную — рычагом, который связан тросами с тормозными механизмами задних колес. Рычаг называется стояночным тормозом и находится справа от водителя, проще говоря, ручник. Стояночная система должна обеспечивать неподвижность автомобиля при поднятии рычага на 2 – 4 щелчка, на уклоне 23%  на нейтральной передаче, это примерно угол 20 градусов. Если рычаг поднимается уже на 6 и более щелчков, то необходимо подтянуть тросы натяжным механизмом, который находится со стороны днища автомобиля. Потребуется смотровая канава или подъемник. Если подтягивать уже некуда, значит необходимо проверить толщину фрикционных накладок задних тормозных колодок. Если толщина накладок менее 1,5 мм, то необходимо заменить тормозные колодки на обоих задних колесах.

 

Читайте так же:

 

Техническое обслуживание автомобиля

 

Главный тормозной цилиндр

 

 Главный тормозной цилиндр разделен на две части — контура, оба контура работают независимо друг от друга, где жидкость равномерно распределяется на колеса по диагоналям: правое переднее — левое заднее и наоборот, левое переднее — правое заднее. Тормозная система устроена так чтобы в случае выхода из строя одного контура, второй смог бы, хоть и в меньшей мере, но затормозить автомобиль. 

1 — вакуумный усилитель; 2 — толкатель; 3 — педаль тормоза; 4 — буфер выключателя стоп-сигнала; 5 — гайка выключателя; 6 — выключатель стоп-сигнала; 7 — оттяжная пружина педали; 8 — главный цилиндр

educam.ru

Рабочая тормозная система. Грузовые автомобили. Тормоза

Рабочая тормозная система

Тормозные рабочие механизмы размещают в колесах автомобиля, поэтому их называют колесными. Различают механический, гидравлический и пневматический привод тормозных механизмов.

В устройстве гидравлического привода используют свойств а жидкостей (закон Паскаля)

Рис. Схема гидравлического тормозного привода А – расположение, Б – соединение, В – действие тормозов. 1 – главный тормозной цилиндр, 2 – трубопроводы, 3 – тормозные цилиндры колес, 4 – тормозная педаль, 5 – присоединение шлангов, 6 – корпус главного тормозного цилиндра, 7 – гибкие шланги, 8 – бачок для тормозной жидкости, 9 – колодка, 10 – тормозной барабан.

Гидравлический привод состоит из главного тормозного цилиндра 1с резервуаром для тормозной жидкости, соединенного трубопроводами 2 с тормозными цилиндрами 3 колес, шланги, гидровакуумного усилителя.

Вся система заполняется специальной тормозной жидкостью, не разъедающей резиновые детали автомобиля.

Жидкость в гидравлической системе тормозов подается от головного цилиндра 1 к цилиндрам 3 колес по металлическим трубкам 2 и специальным шлангам из прорезиненной ткани 7, выдерживающим высокие давления и действие масел. Такая конструкция позволяет управлять тормозами, несмотря на колебания мостов и колес.

Главный тормозной цилиндр .

Главный тормозной цилиндр соединяется с колесными цилиндрами при помощи системы трубопроводов, состоящей из металлических трубок, тройников, штуцеров и гибких шлангов из прорезиненной ткани.
Рис. Главный тормозной цилиндр автомобиля ГАЗ 1 – крышка, 2 – пополнительный бачок, 3 – питающий штуцер, 4 и 17 – корпусы, 5 – защитный колпачок, 6 – толкатель, 7 и 15 – поршни, 8 – упорный болт, 9 – уплотнительное кольцо головки, 10 – манжета, 11, 16 – головки поршня, 12 – упорный стержень, 13 – возвратная пружина, 14 – упор первичного поршня, 18 – упор вторичного поршня, 19 – клапан избыточного давления, А – штуцер выхода жидкости в контур тормозного привода задних колес, Б – штуцер выхода жидкости в контур тормозного привода передних колес, I и II – полости цилиндра.

Главный тормозной цилиндр создает давление в двух независимых гидравлических контурах тормозного привода, поршнем 7 в приводе задних колес, а поршнем 15 в приводе передних колес. Если один из контуров разгерметизируется и перестанет затормаживать связанные с ним колеса, другой будет продолжать работать. При этом у водителя сохранится возможность остановить транспортное средство, правда с меньшей эффективностью.

Поршни размещены в цилиндрах 4 и 17, корпуса которых соединены питающими штуцерами 3 с пополнительным бачком, а выходными штуцерами А и Б – с контурами тормозного привода соответственно задних и передних колес.

Роль перепускного клапана исполняют плавающие головки 11 , установленные на поршнях. В расторможенном положении между головкой и поршнем под действием возвратных пружин устанавливается зазор. Полости I и II цилиндра сообщаются с бачком 2. При нажатии педали тормоза, я поршень тормозного привода задних колес перемещается, а затем при помощи упорного стержня 12 перемещается поршень привода передних колес и нагнетается тормозная жидкость через клапан 19 в рабочие тормозные цилиндры колес. Под действием пружин головки 11 поршней прижимаются к их торцу, рассоединяя полости I и II с бачком и в тормозном приводе создается давление. С помощью клапанов 19 в тормозной системе поддерживается избыточное давление тормозной жидкости 40 – 80 кПа. После прекращения нажатия педали поршень возвращается в исходное положение пружиной 13.

Под капотом автомобиля расположен запасной бачок 2, изготовленный из прозрачного материала, что позволяет контролировать уровень жидкости в нем. Пополнительный бачок служит для питания тормозной системы. Цилиндр и бачок соединены отверстиями, через которые жидкость перетекает из бачка в цилиндр и обратно.

Уровень жидкости должен всегда находится на расстоянии 15 – 20 мм от кромки заливного отверстия.

Бачок имеет три изолированные секции, одна из которых питает систему привода сцепления, а две другие – систему раздельного привода тормозов.

На автомобилях установлен двухконтурный тормозной привод с раздельным торможением передних и задних колес, имеющий в каждом контуре гидровакуумный усилитель и вакуумный баллон с запорным клапаном, которые обеспечивают независимое питание каждого контура. Гидровакуумный усилитель служит для снижения усилия водителя, нажимающего на педаль тормоза, используя вакуум, возникающий во всасывающем трубопроводе двигателя.

Гидровакуумный усилитель состоит из корпуса (силовой камеры), гидравлического цилиндра 9 и клапана управления. В корпусе силовой камеры установлена диафрагма с упорной тарелкой, пружина и толкатель. Толкатель одним концом соединен с тарелкой диафрагмы, а с другой с поршнем цилиндра усилителя, в котором установлен шариковый клапан. Силовая камера разделена подвижной диафрагмой на две части, соединенные между собой хомутиками.

Одна часть связана с атмосферой, а другая с выпускным коллектором двигателя. Гидровакуумный усилитель работает следующим образом, когда педаль тормоза отпущена, воздушный клапан управления закрыт, а вакуумный открыт, и через него обе полости камеры сообщаются между собой.

При нажатии на педаль тормоза 1, водитель принудительно перемещает диафрагму, шариковый клапан поршня 10 усилителя открывается, и жидкость из главного тормозного цилиндра поступает к колесным тормозам, приводя их в действие и создавая дополнительную силу на штоке главного тормозного цилиндра, действующую в том же направлении куда перемещает шток нога водителя. В результате для достижения необходимой эффективности торможения нажимать на педаль тормоза можно с меньшим усилием.

Вакуумный усилитель рабочей тормозной системы действует только при работающем двигателе. Это необходимо учитывать при движении транспортного средства с неработающим двигателем (например, при буксировке неисправного транспортного средства). В последнем случае, чтобы снизить скорость или остановить автомобиль, на педаль тормоза придется нажимать с большим усилием, чем на транспортном средстве с работающим усилителем.

Тормозная система с пневмоприводом . Работа пневматической системы тормозов: в компрессоре создается запас воздуха под давлением, который хранится в воздушных баллонах. При нажатии на педаль тормоза воздействует на тормозной кран, который создает давление в тормозных камерах, которые приводят в действие через рычаг тормозной механизм, который и производит торможение и при отпуске педали прекращается торможение.

Пневмопривод применяют на автомобилях большой грузоподъемности. Он позволяет получать достаточно большие силы в тормозных механизмах при небольших силах, прикладываемых водителем к тормозной педали.
Рис. Схема пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ. 1 – компрессор, 2 – манометр, 3 – воздушные баллоны, 4 – задние тормозные камеры, 5 – соединительная головка, 6 – разобщительный кран, 7 – соединительный шланг, 8 – тормозной кран, 9 – передние тормозные камеры.

В пневматический привод автомобиля входят компрессор 1, нагнетающий сжатый воздух в баллоны(ресиверы)3, тормозные камеры 4 и 9, тормозной кран 8, связанный с тягой тормозной педалью и соединительная головка 5 с разобщительным краном 6, позволяющая соединять тормозную систему прицепа к системе пневматического привода тормозов автомобиля – тягача.

Вал компрессора приводится во вращение от коленчатого вала двигателя ременной передачей. Создаваемое компрессором давление автоматически ограничивается регулятором давления. Величину давления контролируют манометром.

При нажатии на педаль тормоза, тормозной кран сообщает тормозные камеры всех колес с ресиверами. Тормозная камера приводит в действие тормозной механизм за счет энергии сжатого воздуха. Поступающий в каждую камеру сжатый воздух, который прогибает диафрагму к корпусу вместе с диском и перемещает шток.
Рис. Тормозная камера 1 – крышка корпуса, 2 – штуцер для подвода и отвода воздуха, 3 – диафрагма, 4 – корпус, 5 – шток, 6 – рычаг, 7 – червяк, 8 – фиксатор червяка, 9 – червячная шестерня, 10 – вал разжимного кулака тормозного механизма, 11 – пружины диафрагмы.

Шток повертывает рычаг 6, а вместе с ним и вал 10 разжимного кулака тормозного механизма колеса, прижимающего колодки к тормозному барабану. После отпускания педали тормоза колодки возвращаются в исходное положение, тормозной кран 8 разобщает с ресиверами тормозные камеры и соединяет их с атмосферой. Воздух из камер выходит, пружины 11 возвращают диафрагму в первоначальное положение и торможение прекращается. Вмонтированные в рычаг 6 червяк 7 и червячная шестерня 9 позволяют поворачивать вал 10 относительно рычага и этим регулировать зазор между колодками и барабаном тормозного механизма. Компрессор является источником сжатого воздуха, питающим все агрегаты пневматической системы. На грузовых автомобилях и автобусах применяют одноступенчатые двухцилиндровые компрессоры одностороннего действия . Компрессор нагнетает воздух в воздушные баллоны.

Рис. Схема компрессора. 1 – поршень, 2 – нагнетательный клапан, 3 – трубопровод подачи воздуха в воздушный баллон, 4 – впускной клапан, 5 – воздухопровод от воздушного фильтра, 6 – регулировочный колпак, 7 – шток, 8 – блок шариковых клапанов, 9 – трубопровод от воздушного баллона, 10 – разгрузочный канал, 11 – плунжер разгрузочного устройства, А – блок цилиндров, Б – регулятор давления, В – отверстие.

При ходе поршня вниз, в цилиндре компрессора создается вакуум, открывается впускной клапан и через воздушный фильтр двигателя поступает воздух. При ходе поршня вверх, впускной клапан закрывается, сжатый воздух через открытый нагнетательный клапан 2, поступает через трубопроводы в головку и воздушные баллоны.

Регулятор давления Б поддерживает заданное давление воздуха в пневмосистеме автоматически. Конструкция регулятора включает в себя корпус и блок из восьми шариковых клапанов. При давлении в системе ниже 0,6 МПа шариковые клапаны опущены и нижний шарик закрывает отверстие, сообщающееся с воздушными баллонами. Через наклонные каналы штуцера и отверстие В в разгрузочное устройство попадает воздух из атмосферы.

Шариковые клапана поднимаются, когда давление в системе достигнет 0,75МПа, верхний шарик закроет наклонные канал штуцера, перекрыв доступ воздуха из атмосферы, в разгрузочное устройство начинает поступать воздух из баллонов. Сжатый воздух выключает впускные клапаны компрессора из работы. Верхний клапан открывается при давлении в системе 0,75МПа, а нижний при давлении менее 0, 6 МПа.

Регулировочным колпаком 6 можно регулировать затяжку пружины и устанавливать давление, при котором компрессор будет выключаться.

Воздушные баллоны необходимы для хранения сжатого воздуха. На баллонах имеются кран для слива конденсата, и на правом баллоне кран отбора воздуха. Объема воздушных баллонов хватает до 10 торможений.

Чтобы исключить повышения давления в системе пневматических тормозов, при неисправном регуляторе давления, на воздушном баллоне установлен предохранительный клапан, который открывается если давление в системе превысит 0,95 МПа.
Рис. Масловлагоотделитель.

Масловлагоотделитель – устанавливается перед баллонами и предназначен для очистки сжатого воздуха, поступающего из компрессора от масла и влаги. Масло оказывает вредное действие на резиновые детали пневматической системы, а пары воды, конденсируясь в узлах системы при отрицательных температурах замерзают, что приводит к нарушению работы основных элементов пневматической системы автомобиля.

В корпусе 1 установлен обратный клапан 2, прижимаемый к гнезду пружиной 3. Сверху корпус закрыт пробкой 4. Для уплотнения корпуса и стакана 7 установлено резиновое кольцо 8 (уплотнение происходит при затяжке конусного наконечника стяжного стержня 6). Воздух из компрессора поступает в отверстие А, проходит через латунную сетку элемента 5, отделяясь от масла и влаги, поступает в отверстие стержня, и, отжимая обратный клапан, выходит в трубопровод, связанный с баллоном.

Оставшееся на сетке масло и влага стекают в стакан 7. Для выпуска конденсата в нижней части стакана устанавливают сливной краник.
Рис. Сливной кран

Сливные краны предназначены для периодического слива конденсата из всех баллонов и масловлагоотделителя. Выпуск конденсата осуществляется наклоном клапана 3 с помощью кольца 5. Пружина 2 прижимает клапан к седлу 4 в нормальном состоянии. С помощью штуцера 1 кран вворачивается в баллон.

Для повышения надежности работы пневматической системы и исключения замерзания конденсата применяют антифризный насос, который устанавливают между масловлагоотделителем и регулятором давления. Он служит для подачи в пневматическую систему порции морозостойкой жидкости, которая находится в специальном бачке.

Антифризный насос должен работать только в холодное время года. В теплое время его снимают. Он заполняется смесью этилового (300 см3) и изоамилового (2 см3) спиртов.

Разгрузочное устройство . Работает от регулятора давления и расположено в блоке цилиндров компрессора. Когда давление сжатого воздуха в системе достигает 0,75 МПа срабатывает регулятор давления Б. Поступление воздуха в систему тормозов прекращается, так как открываются впускные клапаны 4 обоих цилиндров под действием воздуха попадающего из баллона через трубопровод в разгрузочный канал и поднимают плунжеры, которые в свою очередь открывают клапаны.

При снижении давления происходит обратный процесс. Плунжеры опускаются и на клапаны перестает действовать разгрузочное устройство.

Сжатый воздух поступает в баллоны, до тех пор, пока давление в них не достигнет 0,75 МПа.

Блок цилиндров и головку блока во время работы охлаждают жидкостью, поступающей из системы охлаждения в водяную рубашку блока цилиндров компрессора. По маслопроводу поступает масло, которое смазывает трущиеся детали компрессора.

Тормозной кран . Тормозной кран предназначен для управления колесными тормозами автомобиля и прицепа. Тормозной кран служит для управления тормозами автомобиля в результате регулировки подачи сжатого воздуха из баллонов к тормозным камерам.

Рис. Тормозной кран автомобиля ЗИЛ

1 – корпус рычагов, 2 – двойной рычаг, 3 – болт, 4 – кулачок, 5 – тяга, 6 – нлаправляющая, 7 – шток секции торможения прицепа, 8 – диафрагма, 9 и 12 – седла клапанов, 10 – впускной клапан, 11 – выпускной клапан, 13 – включатель стоп-сигнала, 14 – диафрагма стоп-сигнала, 15 – шток секции торможения автомобиля, 16 – корпус тормозного крана.

Тормозной кран обеспечивает постоянное тормозное усилие при неизменном положении тормозной педали и быстром растормаживание при прекращении нажатия на педаль.

Корпус тормозного крана разделен на две секции – нижняя управляет тормозами автомобиля, а верхняя – тормозами прицепа. В каждой секции между крышкой и корпусом закреплена диафрагма из прорезиненной ткани с гнездом выпуклого клапана. Крышки секций снабжены двойными клапанами, расположенными на одном стрежне и имеющих общую пружину. В корпусе тормозного крана расположены два штока с пружинами 7 и 15.

К корпусу тормозного крана прикреплен корпус рычагов, в котором, в свою очередь, находятся двойной рычаг 2 и тяга 5. Двойной рычаг состоит из двух половин, соединенных между собой подвижной осью.

Если нажать на педаль тормоза, то тяга5 смешается влево, увлекая за собой верхний рычаг 2, перемещает шток 7 верхней секции влево. Когда верхний шток 7 упрется в ограничительный болт 3, нижний конец верхней половины рычага отводит нижнюю половину рычага вправо вместе со штоком нижней секции. Тормоза прицепа включаются несколько раньше, чем тормоза автомобиля, что исключает столкновение прицепа с автомобилем.
Рис. Схемы действия тормозов: а – при растормаживании, б – при торможении. 1 – компрессор, 2 – тормозной кран, 3 и 13 – выпускные клапаны, 4 и 5 – впускные клапаны, 6 – разобщающий кран, 7 – воздухораспределитель, 8 – воздушный баллон прицепа, 9 – тормозная камера колеса прицепа, 10 – воздушный баллон автомобиля, 11 – тормозная камера колеса автомобиля, 12 – пружина впускного клапана, 14 – тяга.

верхней секции открыт в расторможенном состоянии, и сжатый воздух из баллонов проходит в воздухораспределитель и заряжает баллон прицепа.

Выпускной клапан 3 открыт и сообщает тормозные камеры автомобиля с атмосферой, при закрытом впускном клапане 4.

При нажатии на педаль тормоза, тяга 14 перемещается влево вместе со штоком и верхним концом рычага 2, отводя за собой седло клапана 13. Под действием пружины 12 впускной клапан верхней секции закрывается, а выпускной открывается. Сжатый воздух из баллона прицепа поступает в тормозные камеры 9, а воздух из воздухораспределителя выходит в атмосферу. Колеса прицепа будут заторможены.

Торможение на стоянке осуществляется механизмом ручного привода тормозов прицепа, соединенного с центральным тормозом автомобиля.

Манометр позволяет проверять давление воздуха как в воздушных баллонах, так и в тормозных камерах системы пневматического привода. Для этого он имеет две стрелки и две шкалы. По нижней шкале проверяет давление в тормозных камерах, по верхней – в воздушных баллонах.

Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха, поступающего от компрессора в пневматическую систему от влаги и от масла. Он установлен на поперечной балке крепления воздушных баллонов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

ТОРМОЗ — это… Что такое ТОРМОЗ?

  • ТОРМОЗ — ТОРМОЗ, тормоза, мн. тормозы тормоза, муж. (греч. tormos отверстие, втулка). 1. (мн. тормоза). Прибор, аппарат для замедления или полной остановки движения машины посредством трения (тех.). Ручной тормоз. Ножной тормоз (в автомобиле). Воздушный… …   Толковый словарь Ушакова

  • тормоз — Устройство для снижения скорости движения или для остановки и (или) удержания механизмов в неподвижном состоянии. [ГОСТ 27555 87 ИСО 4306/1 85] тормоз Устройство, в котором возникают силы, препятствующие движению транспортного средства.… …   Справочник технического переводчика

  • тормоз — См …   Словарь синонимов

  • ТОРМОЗ — механизм или устройство для уменьшения скорости движения машины. Может иметь механический (в т. ч. пневматический или гидравлический) и электрический привод. Торможение обычно осуществляется силами трения или при взаимодействии магнитных полей …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТОРМОЗ — ТОРМОЗ, устройство для замедления скорости автомобиля или другого движущегося механизма. Торможение осуществляется механической, гидравлической (жидкость) или пневматической (воздух) системой, которая прижимает жестко закрепленную деталь к… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ТОРМОЗ — ТОРМОЗ, а, мн. а, ов и ы, ов, муж. 1. (мн. а, ов). Механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины, поезда. Автоматический т. Ручной т. Спускаться на тормозах (тормозя). Спустить на тормозах что н. (также перен.: уладить что… …   Толковый словарь Ожегова

  • ТОРМОЗ — (Brake) приспособление для уменьшения скорости или для полной остановки движения механизма или машины путем искусственного введения добавочного сопротивления движению. Наиболее распространены Т., в которых используется работа трения и в частности …   Морской словарь

  • ТОРМОЗ — устройство на подвижном составе, при помощи к рого м. б. создано искусственное сопротивление движению с целью регулирования скорости поезда или его остановки. В зависимости от способа приведения Т. в действие они подразделяются на ручные,… …   Технический железнодорожный словарь

  • тормоз — 1) устройство для остановки авто; 2) педаль тормоза; 3) туго соображающий человек. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • тормоз — ТОРМОЗ, а, м. 1. Недалекий, неумный, несообразительный человек, тупица. 2. Работа, не сделанная вовремя, к сроку. 3. в зн. межд. Стой, стоп, остановись! …   Словарь русского арго

  • тормоз — тормоз. В знач. «устройство для замедления или остановки движения поезда, машины и т. п.» мн. тормоза, род. тормозов. Нажать на тормоза. В знач. «помеха, препятствие» мн. тормозы, род. тормозов. Устранить тормозы в работе …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • dic.academic.ru

    ТОРМОЗ — это… Что такое ТОРМОЗ?

  • тормоз — Устройство для снижения скорости движения или для остановки и (или) удержания механизмов в неподвижном состоянии. [ГОСТ 27555 87 ИСО 4306/1 85] тормоз Устройство, в котором возникают силы, препятствующие движению транспортного средства.… …   Справочник технического переводчика

  • тормоз — См …   Словарь синонимов

  • ТОРМОЗ — механизм или устройство для уменьшения скорости движения машины. Может иметь механический (в т. ч. пневматический или гидравлический) и электрический привод. Торможение обычно осуществляется силами трения или при взаимодействии магнитных полей …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТОРМОЗ — ТОРМОЗ, устройство для замедления скорости автомобиля или другого движущегося механизма. Торможение осуществляется механической, гидравлической (жидкость) или пневматической (воздух) системой, которая прижимает жестко закрепленную деталь к… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ТОРМОЗ — ТОРМОЗ, а, мн. а, ов и ы, ов, муж. 1. (мн. а, ов). Механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины, поезда. Автоматический т. Ручной т. Спускаться на тормозах (тормозя). Спустить на тормозах что н. (также перен.: уладить что… …   Толковый словарь Ожегова

  • ТОРМОЗ — (Brake) приспособление для уменьшения скорости или для полной остановки движения механизма или машины путем искусственного введения добавочного сопротивления движению. Наиболее распространены Т., в которых используется работа трения и в частности …   Морской словарь

  • ТОРМОЗ — устройство на подвижном составе, при помощи к рого м. б. создано искусственное сопротивление движению с целью регулирования скорости поезда или его остановки. В зависимости от способа приведения Т. в действие они подразделяются на ручные,… …   Технический железнодорожный словарь

  • тормоз — 1) устройство для остановки авто; 2) педаль тормоза; 3) туго соображающий человек. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • тормоз — ТОРМОЗ, а, м. 1. Недалекий, неумный, несообразительный человек, тупица. 2. Работа, не сделанная вовремя, к сроку. 3. в зн. межд. Стой, стоп, остановись! …   Словарь русского арго

  • тормоз — тормоз. В знач. «устройство для замедления или остановки движения поезда, машины и т. п.» мн. тормоза, род. тормозов. Нажать на тормоза. В знач. «помеха, препятствие» мн. тормозы, род. тормозов. Устранить тормозы в работе …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о