Характеристика антифриза – Антифриз и его свойства

Содержание

Антифриз и его свойства

Каждый автовладелец хотел бы, чтобы двигатель его автомобиля всегда находился в исправном состоянии и не доставлял дополнительных забот. Охлаждающая жидкость (далее — ОЖ), о которой пойдёт речь в статье, является очень важным расходным материалом для работы силового агрегата.

Всем известно, что для обеспечения нормального функционирования двигателя его детали и узлы обязательно нужно охлаждать. Наиболее распространенными являются системы охлаждения с принудительной жидкостной циркуляцией. ОЖ, циркулирующие в этой системе, нагреваются более чем до 100 градусов, а остывание их происходит после остановки силового агрегата. Функционирование самого мотора и системы его охлаждения во многих случаях обуславливается свойствами ОЖ.

Стоит сразу прояснить, что российские охлаждающие жидкости, которые не замерзают под воздействием отрицательных температур, с давних пор носят название «тосол». Таким образом, тосол это то же самое, что и антифриз.

Все ОЖ состоят из воды и спектра специальных присадок. И вот этот раствор и защищает силовой агрегат автомобиля от превышения допустимой для работы мотора температуры и коррозии деталей системы охлаждения. К тому же, он же и помогает быстрее согреться мотору зимой. Если вы попробуете растереть пальцами антифриз, то обнаружите что он жирный. Это специальные присадки, которые служат для смазывания элементов системы охлаждения (например, помпы) и предотвращают рассыхание её резиновых и пластиковых элементов (патрубков, уплотнений и т.д.). Из этого становится понятным, что на защиту силового агрегата и системы охлаждения не последнее влияние оказывает качество ОЖ.

Перечислим основные свойства антифриза:

1. Способность сопротивляться отрицательным температурам, оставаясь в жидком состоянии;

2. Способность не закипать в определенном температурном диапазоне;

3. Негорючесть;

4. Антифриз не должен пениться;

5. Повышенная теплоемкость и теплопроводность;

6. Антифриз не должен быть агрессивным к материалам деталей системы охлаждения;

7. Охлаждающая жидкость должна оставаться в стабильном состоянии, независимо от того эксплуатируется она в системе охлаждения или хранится в канистре;

Когда необходимо производить замену антифриза в автомобиле?

Со временем характеристики антифриза меняются из-за постоянного воздействия на него то высокой, то низкой температуры. Помимо этого в систему охлаждения попадают и инородные вещества. Все это приводит к тому, что охлаждающая жидкость начинает пениться, агрессивно относиться к металлам, количество щелочи в ней начинает изменяться и т.д. В среднем, срок службы антифриза составляет примерно 60 тысяч км. (либо 2 года) для антифриза с маркировкой G11 и 200-250 тыс.км (либо 5 лет) для антифриза с маркировками G12, G13, но это при условии, что все это время его плотность не менялась. Очень важно производить регулярную замену охлаждающей жидкости еще и потому, что присадки, содержащиеся в ней, после многократных перепадов температур (от минусовых и до +120 и выше) утрачивают свои защитные свойства, и антифриз становится более агрессивным к материалам системы охлаждения, теплообмен его среды изменяется.

 Раньше для производства «охлаждайки» применяли воду, спирт, специальные соли и глицерин. На сегодняшний момент химическая промышленность далеко шагнула вперед, и эти компоненты заменены современными составами, которые обладают улучшенными характеристиками.

Как правило, для систем охлаждения современных автомобилей применяют антифризы, основанием для которых служит этиленгликоль (его используют для снижения температуры замерзания растворов на основе воды).

Такая смесь отлично отвечает всем необходимым свойствам охлаждающей жидкости. А вот недостатком такой смеси является ядовитость этиленгликоля. При попадании его в организм человека сильно поражаются печень и почки, и хотя об этой опасности не знает только тот, кто не умеет читать, случаи отравления фиксировались. С точки зрения экологии обычный слив отработанного антифриза в канализацию или на землю также опасен. Из-за указанных выше факторов производителям пришлось искать более безопасную альтернативу.

Результатом стало появление охлаждающих жидкостей на основе пропиленгликоля. Хоть его полностью безвредным нельзя назвать, но зато он намного менее токсичен. Недостатком таких антифризов является повышенная вязкость при низкой температуре, что немного препятствует его прокачиванию по системе охлаждения. Но главным минусом такой жидкости стоит считать ее высокую цену. Именно по этой причине на рынке почти не представлено антифризов такого типа.

В плане отрицательного воздействия на детали системы охлаждения оба этих состав одинаковы. Как уже упоминалось выше, чтобы охлаждающая жидкость не воздействовала на металл, резину и пластиковые элементы в нее добавляют присадки. В зависимости от их состава антифризы и делятся на группы.

Самой распространенной классификацией антифризов на территории СНГ является деление их по спецификации концерна VAG на: G11, G12 и G13 (силикатные, карбоксилатные и пропиленгликолевые соответственно).

Что касается цвета антифриза, то тут единого стандарта нет. Нитритные могут иметь синий или голубой цвет, группа G11 обычно зеленого цвета (хотя бывают желтые, синие и красные), G12 чаще всего красного цвета (но могут быть зеленого и желтого), G13 обычно имеют оранжевый или желтый цвет.

Какого цвета выбрать антифриз для своей машины?

Стоит отметить, что все антифризы изначально не имеют никакого цвета, в яркие цвета их специально окрашивает производитель. Помимо производственной и маркетинговой необходимости яркая окраска охлаждающей жидкости предупреждает об опасности (как было сказано выше — все антифризы ядовиты), также яркий цвет помогает визуально определить уровень антифриза в бачке. Еще потеря цвета указывает и на потерю свойств охлаждающей жидкости. Ели антифриз вашей машины стал непонятного бурого цвета, то его срочно нужно заменить.

Какие марки антифриза можно смешивать или доливать к другим маркам

Исходя из вышесказанного, не стоит при покупке антифриза ориентироваться на его цвет. В качестве ориентира стоит использовать инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, в которой будет указана спецификация рекомендованной жидкости, либо на маркировку, которую видно на бачке, либо на его крышке куда заливается ОЖ.

Что будет если смешать антифризы разных цветов?

Если вы хотите долить небольшое количество антифриза до уровня в бачке, то стоит покупать антифриз с тем же цветом.

Если антифриз нужного вам цвета отсутствует по какой-либо причине, а ситуация не терпит отлагательств, то перед доливкой в систему другого антифриза проведите не большой тест. Наберите, например, шприцем небольшое количество жидкости из расширительного бачка вашей машины и смешайте его в небольшой стеклянной емкости с жидкостью, которую собираетесь долить. Если по прошествии небольшого промежутка времени визуальных изменений в получившемся растворе не произошло (хлопья, осадок и др.), то можете производить доливку.

Хотелось бы остановиться на вопросе – почему вам приходится доливать антифриз? Если за время эксплуатации год-два машины уровень в бачке понизился на сантиметр (плюс-минус) то волноваться не стоит. В данном случае имело место его естественное испарение (вернее воды, которая присутствует в его составе).  Но если вам часто приходится доливать антифриз в бачок – то стоит искать причину, по которой он уходит. И главное – куда он уходит. Для начала проверьте на герметичность систему охлаждения. Проще все это сделать так – утром отгоните автомобиль от места стоянки и исследуйте площадь, на которой стоял ваш автомобиль. Если там все сухо, и следов протекания нет, то дело осложняется. Скорее всего, антифриз уходит через пробитую прокладку ГБЦ в блок двигателя. Об этом вам скажет возросший уровень масла и его состояние – масло будет с желтыми сгустками и неоднородного состояния. Эта проблема  требует уже обращения к мотористу, и чем быстрее, тем лучше. Также о прохудившейся прокладке ГБЦ скажут пузырьки воздуха в расширительном бачке при заведенном двигателе.

Если вам предстоит полная смена антифриза в системе, а нужной вам спецификации нет в магазине, то можно брать жидкость любого цвета.

Как именно самостоятельно слить антифриз из системы? Начнем с того, что полностью его вы не сольете, часть его все равно останется в блоке. Для слива предусмотрен краник, который обычно располагается внизу радиатора, если краника нет, то необходимо просто ослабить хомут нижнего патрубка радиатора, после чего снять патрубок. Важно! Процедуру стоит выполнять только на остывшем двигателе.

Далее залейте немного антифриза в систему через крышку радиатора (именно через нее), и когда его соты покроются жидкостью, заведите мотор. Через соты начнет выходить воздух. Далее постепенно доливайте ОЖ до необходимого уровня.

Стоит ли промывать систему при замене антифриза?

Это зависит от цвета и состояния слитой жидкости. Если она непонятного или бурого цвета, с грязью и инородными вкраплениями, то необходимо промыть систему. Чем промывать? В идеале, промывать необходимо тем, что обираетесь заливать, чтобы уже не смешивать чистый антифриз ни с чем. Но в целях экономии большинство автовладельцев промывают систему водой.

В общем, из статьи становится понятно, что на стояние системы охлаждения, а значит — и двигателя, не последнее влияние оказывают характеристики охлаждающей жидкости. Необходимо соблюдать регламент ее замены, а также постоянно мониторить ее состояние, и в случае необходимости — менять раньше регламента.

Видео, которое ответит на вопрос — можно ли смешивать антифрез разных марок:

autoportal.pro

что это такое, состав и свойства, классификация Antifreeze

Слово Антифриз получилось из слияния двух слов, греческого «Анти», что обозначает против, и английского «freeze», что значить замерзать. Таким образом, дословно это переводиться как «Антизамерзайка», что полностью отражает суть этого вещества, которое имеет более низкую температуру замерзания, чем обычная вода.

Содержание статьи:

Данные вещества, которые всегда являются жидкостями, используются для эксплуатации в двигателях внутреннего сгорания в зимних условиях. Их применение позволяло не сливать воду из охлаждающих контуров, которая изначально использовалась для охлаждения силовых агрегатов, зимой.

А чем же плоха вода? Дело в том, что пока мотор работает, даже зимой, вода полностью отвечает всем требованиям охлаждающей жидкости. Тепло появляющееся в ходе работы двигателя не позволяло ему замёрзнуть. А вот если его остановить, а температура окружающей среды ниже нуля, то вода, естественно, замёрзнет.

Не стоит забывать, что в ходе замерзания объём воды увеличивается на 9%. В этом и кроется главная опасность для конструкции двигателя. В ходе увеличения этого объёма, обычно, происходит повреждения силового агрегата, происходит процесс так называемого размерзания двигателя.

Читайте также: Как зарядить аккумулятор автомобиля

Другой важной функцией охлаждающей жидкости, кроме, собственно, охлаждения силового агрегата, является смазка элементов системы охлаждения, в частности помпы. При использовании низкокачественных антифризов или вообще воды, будет повышен износ помпы, что может привести к её преждевременному выходу из строя.

Состав антифризов

Обычно стандартный антифриз состоит из трёх основных компонентов:

  • Основа, обычно вода;
  • Рабочее вещество;
  • Присадки.

Про основу писать особо нечего, вода она и есть вода, а вот о рабочей жидкости нужно написать несколько слов.

Итак, в качестве рабочей жидкости в основном используют этиленгликоль, но не редко, особенно в высокооборотистых силовых агрегатах используют пропиленгликоль.

Главным достоинством этиленгликолевых антифризов является их дешевизна. А главным недостатком является короткий срок службы (около 30 000 км). Кроме этого ещё одним недостатком является то, что данные охлаждающие жидкости оставляют накипь, которая закоксовывает охлаждающие каналы.

Читайте также: Как правильно смешивать моторные масла

Главным достоинством антифризов на основе пропиленгликоля является очень долгий срок службы (не менее 150 000 километров пробега), так же эти жидкости практически не засоряют каналы. А вот недостатком этих растворов, ограничивающим их повсеместное использование, является их, сравнительно, высокая стоимость.

Кроме этих двух основных компонентов в состав охлаждающей смеси входят ещё и присадки. Зачем же они нужны? Прежде всего, для уменьшения коррозии элементов системы охлаждения двигателя. Кроме этого присадки должны предотвращать вспенивание антифриза.

Ну и последним видом присадок являются ароматизирующие и цветовые. Эти присадки нужны исключительно для придания охлаждающей жидкости привлекательного товарного вида, приятного для покупателей.

Классификация антифризов

Сегодня для классификации антифризов используется американская система General Motors USA.

Согласно этой классификации, существует их три вида: G11, G12 и G13.

Антифризы серии G11 являются самыми распространёнными и самыми дешёвыми. В основном их продают синего или зелёного цветов. В основе этих жидкостей лежит этиленгликоль и минимальное количество присадок.

Они имеют невысокие эксплуатационные свойства и минимальный срок службы, зато эти жидкости являются самыми доступными по цене. Именно к этому классу относится хорошо известный у нас в стране тосол.

Антифризы серии G12 являются веществами более высокого класса. Они имеют в своём составе такие органические добавки как карбоксилат.

Эти охлаждающие жидкости используются в высокооборотистых и высоконагруженных силовых агрегатах. И стоят несколько дороже. В продаже их можно отличить по красному или розовому цвету.

Читайте также: Как правильно прикурить аккумулятор

Ну и самый высокий вид охлаждающих растворов – G13, они являются, как раз теми жидкостями, которые производятся на основе пропиленгликоля.

Это самые высококачественные охлаждающие жидкости, выпускаются обычно жёлтого или оранжевого цвета.

Кроме высоких эксплуатационных свойств, данный охлаждающий состав, ещё и быстро разлагается на составляющие в окружающей среде. Таким образом, он является ещё и высокоэкологичным.

Отличия Тосола от Антифриза

Многие задаются вопросом, чем же отличается тосол от антифриза. Реально, отличий нет, тосол — это антифриз класса G11. Однако, на территории бывшего СССР антифризы традиционно имели название тосол.

Тосол делается всегда на основе этиленгликоля, при этом разные производители добавляют в свои тосолы разный набор присадок.

Главной особенностью тосола является его невысокая цена и при этом сравнительно короткий срок службы.

Марки охлаждающих растворов их достоинства и недостатки

В России, на сегодняшний день, наибольшее распространение получили антифризы трёх торговых марок: «Аляска», «Феликс» и «Синтек».

Аляску выпускает совместная русско-американская компания Delfin Group, продукция этой компании очень хорошо зарекомендовала себя в США и теперь имеет благосклонные отзывы пользователей в России.

В линейке растворов этой фирмы есть вещества всех классов, и они зарекомендовали как одни из лучших охлаждающих жидкостей по соотношению цена-качество.

Охлаждающие вещества торговой марки «Феликс», выпускает российская компания «Тосол-Синтез». Эта компания выпускает охлаждающие жидкости классов G11 и G12. Данные вещества достаточно высокого класса, хотя при этом имеют сравнительно доступную цену.

Антифризы торговой марки «Синтек», пожалуй, самые качественные в этом обзоре. Продукты этой фирмы постоянно участвуют в различных тестах и сравнительных испытаниях, в которых набирают высокие балы и положительные отзывы.

Данные вещества выпускает российская компания «Обнинскоргсинтез» и при этом рынком сбыта является не только Россия, но и страны бывшего СССР, а также страны из дальнего зарубежья.

Как смешиваются различные марки антифризов?

Разные виды охлаждающих растворов, более того, даже вещества различных торговых марок, смешивать нельзя. В результате смешивания свойства охлаждающей жидкости могут радикально поменяться.

Кроме этого, очень часто в результате смешиваний, в охлаждающей системе образуются всевозможные твёрдые и желеобразные осадки, которые могут забивать каналы двигателя и разрушают его узлы, в частности, такие как водяная помпа.

Читайте также: Как поменять колесо на машине

Необходимо заметить, что современные силовые агрегаты рассчитаны на использования в них исключительно антифризов. И использовать в них обычную воду, категорически, не рекомендуется, так как это может привести к преждевременному выходу из строя водяной помпы.

Особенности применения антифризов

Прежде всего, в ходе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с охлаждающим раствором в качестве антифриза стоит помнить, что каждый вид охлаждающей жидкости имеет срок своей службы и нужно не забывать менять это вещество по истечению срока эксплуатации.

Интересно знать: Как правильно заменить Антифриз в машине

Другой важный момент, о котором мало кто знает, касается подержанных автомобилей. В ходе их покупки по внешнему виду охлаждающего раствора можно легко определить состояние двигателя и то, как за ним ухаживал предыдущий хозяин.

Если это вещество, мутное, грязное, со следами ржавчины и осадка, то можно сделать вывод что автомобиль эксплуатировался не надлежащим образом и имеет достаточно большой пробег.

Собственно, это всё что можно сказать об антифризе и нюансов его использования.

autovogdenie.ru

Технические характеристики красного антифриза: применение, особенности

Сегодня автомобильный рынок предлагает потребителям множество различных видов хладагентов для систем охлаждения. Эта статья посвящена конкретно красному антифризу и его техническим характеристикам. Более полная информация о расходном материале, его свойствах и обозначениях предоставлена в этой статье.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Описание красного антифриза

Где применяется?

Антифризы или концентраты красного цвета в идеале должны соответствовать международному стандарту G12. Почему должны? Потому что в настоящее время производством охлаждающих жидкостей занимаются многие компании, которые иногда и не придерживаются стандартов. В целом расходные материалы красного цвета стандарта G12 не содержат в своем составе силикатов, в результате чего жидкость имеет отличные антикоррозийные свойства. Состав этого хладагента позволяет эксплуатировать его с радиаторами, выполненными из меди или алюминия.

Красная ОЖ фирмы Топстрим

Характеристики

Остановимся ненадолго на характеристиках ОЖ. Красный антифриз производится на основе этиленгликоля, температура замерзания которого составляет -13 градусов. Однако, если этот элемент разбавляется с водой, то можно получить лучшие характеристики касательно замерзания — порог может увеличиться до 75 градусов мороза. Соответственно, производители разбавляют этиленгликоль, поскольку он имеет более лучшие свойства.

Если вы используете концентрат красного антифриза, то его технические характеристики, как вы поняли, будут немного другими. Для разбавления специалисты рекомендуют использовать исключительно дистиллированную воду. В пропорции один к одному температура замерзания красного антифриза должна составлять от -25 до -40 градусов, в зависимости от производителя и состава. При добавлении различных присадок в ОЖ, этот порог может быть снижен до -70 градусов, а температура кипения будет составлять +110 градусов. Кроме того, если расходный материал соответствует всем международным стандартам, то он будет обладать превосходными смазывающими характеристиками.

Красная ОЖ Феликс

Смазывающие свойства красного антифриза значительно влияют ресурс эксплуатации насоса охладительной системы.

Что означает красная ОЖ в Европе, Японии и США?

Сразу же отметим — только в России и странах бывшего СНГ красный концентрат антифриза и красный Тосол могут иметь разные значения и составы. Во всем мире охлаждающие жидкости делятся только на стандарты по стандартам производителя Фольксваген, т.е. G11, G12, G12+ и G13.

В Европе

У европейских изготовителей цвет охлаждающей жидкости соответствует классу допуска к авто, и как правило он отмечен на бутылке. Красный антифриз или концентрат стандарта G12 может иметь несколько оттенков — розовый, бардовый и другие. Эта ОЖ впервые появилась на рынке в конце прошлого века и относится к карбоксилатному типу, а в ее составе обычно применяются органические присадки, функционирующие избирательно. В частности, благодаря присадкам расходный материал образовывает защитный слой исключительно на тех элементах, на которых уже появилась ржавчина.

Жидкости стандарта G12 наиболее оптимально подходят для использования в двигателях, функционирующих на высоких оборотах и при больших температурах. Срок службы красного антифриза или концентрата составляет около пяти лет.

На сегодняшний день такие расходные материалы используются для иномарок, производящихся в России:

  • Форд;
  • Рено;
  • Дженерал Моторз — Опель;
  • Хендай;
  • Киа;
  • Фольво;
  • Фиат.

В Японии

А вот в Японии классификация расходных жидкостей в корне другая. Концентраты, производимые в этой стране, делятся также по цветам. Но только в этом случае цвет означает температуру замерзания, а не соответствие к стандарту. К примеру, красный антифриз начнет замерзать при 30 градусах мороза. То есть в принципе красный антифриз разных производителей может иметь совершенно различный состав, но температура замерзания у них будет одинаковой.

В США

Что касается США, то у заокеанских производителей своих различий по цвету также нет. Американские изготовители производят в большинстве своем только зеленые и красные концентраты и хладагенты. В целом для моторов машин американского производства желательно использовать нитритные ОЖ. Нитритный хладагент считается канцерогенным, но на территории европейских стран его применение запрещено, соответственно, нитритные ОЖ можно заменить антифризами стандартов G12.

Также следует отметить, что американские производители зачастую указывают и европейский аналог рядом с названием ОЖ. Цвет в данном случае, как вы уже поняли, абсолютно никакой роли не играет. Он может не совпадать даже в концентратах с одинаковым составом.

Значение красного цвета тосола

На территории России и Украины производится Тосол. Тосол — это тот же самый антифриз, только имеющий собственное, отечественное название. Отечественный Тосол может быть изготовлен абсолютно в любом цвете. Это может быть и красный, и синий, и желтый, и зеленый Тосол. В данном случае окрас жидкости зависит исключительно от производителя, а также состава, который в ней присутствует.

То есть состав Тосола также может быть абсолютно любым. При покупке отечественного Тосола на окрас расходного материала лучше не обращать внимание. Смотрите на этикетку канистры — на ней должен присутствовать класс допуска. Иногда отечественные производители указывают и соответствие продукции международным стандартам.

 Загрузка …

Можно ли смешивать ОЖ по цветовому показателю?

Проанализировав приведенную выше информацию, можно смело заявить, что смешивание ОЖ исключительно по цветовому показателю не является правильным. Смешивание допускается только в том случае, если ОЖ имеют одинаковый состав, при этом их цвет может быть любым. При покупке расходного вещества вы должны обращать внимание не на цвет, а непосредственно на стандарт и класс допуска. Вся эта информация указана на канистре или в сервисном мануале к вашему авто.

Пожалуй, самым главным критериев несовместимости расходных материалов являются присадки. Как было сказано выше, разные компании могут добавлять разные присадки в состав ОЖ каждая из которых имеет свое предназначение. К примеру, в состав одной ОЖ могут входить карбоновые присадки для предотвращения ржавчины (кислоты), в состав другой — фосфатные элементы. При смешивании таких ОЖ прямо в охладительной системе начнет происходить химическая реакция. В результате этого в ОЖ могут появиться отложения или она и вовсе выпадет в осадок. Соответственно, она не сможет выполнять возложенные на нее функции.

Видео «Можно ли мешать ОЖ разных цветов?»

Об этом узнайте из видео.

avtozam.com

Состав и свойста антифризов

Функции охлаждающей жидкости в ДВС.

Давным-давно (кажется, в прошлую пятницу©) я заинтересовался, каков же состав антифриза и какими свойствами обладает. Для того, чтобы упорядочить полученные в процессе получения ответа представления, и написана эта статья. Пользуйтесь. Если кого-то интересуют отличия тосола и антифриза, добро пожаловать на страницу, посвящённую разновидностям и классификации антифризов. А здесь будут рассмотрены вопросы, общие для всех видов автомобильных охлаждающих жидкостей.

Итак, для начала вспомним, а зачем вообще мы заливаем антифриз в автомобиль? Конечно же для того, чтобы отвести тепло от стенок камеры сгорания. Эта основная функция и выглядывает из-под термина «охлаждающая жидкость» (по-английски «coolant»). При этом выравнивается температурный режим деталей двигателя. Плохо, если в одной точке деталь имеет температуру 200 градусов, а в другой всего 50. Об этом говорит тот факт, что при поломке системы охлаждения часто «ведёт» головку блока цилиндров, именно из-за большой разности температур в разных частях детали и, соответственно, разного теплового расширения.

Ну и второстепенная, но тоже очень полезная функция, подогрев некоторых узлов автомобиля. Например, салона или дроссельного узла.

Схема системы охлаждения автомобиля

Раньше в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода (про воздушное охлаждение говорить здесь не будем:)), которая имела несколько недостатков. Во-первых, вода замерзает при 0°C, а поскольку при замерзании она расширяется, то велика вероятность разрыва каналов циркуляции охлаждающей жидкости. Что и наблюдалось повсеместно лет 50 назад во время первых заморозков у машин, стоящих на улице с не слитой из системы водой.

Второй недостаток воды – кипение при 100°С. Конечно, в те стародавние времена моторы не были сильно форсированными, и в нормальных условиях мотор не нагревался до таких температур, но в жаркий день где-нибудь на подъёмах в гору машины «закипали» довольно часто.

И третий недостаток – высокая коррозионная активность воды. То есть мотор внутри попросту ржавел. При этом ухудшалась теплопроводность стенок деталей (у ржавчины примерно в 50 раз хуже, чем у металла), что со временем приводило к их перегреву. К тому же из-за частиц ржавчины могут засориться каналы системы охлаждения, или выйти из строя насос или термостат.

Состав антифриза и свойства его базовых компонентов.

Вышеуказанные недостатки воды заставили искать ей замену. Сейчас автомобильные антифризы состоят из двух базовых элементов – воды и этиленгликоля. В некоторых случаях (не в автомобилях) вместо этиленгликоля может использоваться пропиленгликоль, или соли.

Этиленгликоль — двухатомный спирт, в чистом виде имеющий температуру замерзания около -13°С и температуру кипения 197°С. Удивительное свойство водного раствора этиленгликоля заключается в более низкой температуре замерзания, чем каждого вещества в чистом виде. Так, смесь в пропорции 1 к 1 будет иметь температуру замерзания -38°С.

У ЭГ (или МЭГ – устоявшееся в среде производителей сокращение от слова моноэтиленгликоль, он же этиленгликоль) также есть недостатки. Во-первых, он токсичен, полстакана внутрь будут смертельны человека. Во-вторых, он более вязкий. Об этом свойстве мы поговорим ниже.

Однако, несмотря на недостатки водный раствор МЭГ решает две проблемы применения воды из трёх: температура замерзания при приемлемой вязкости гораздо ниже нуля, причём, в отличие от воды, замерзая, раствор практически не расширяется, что даёт гарантию сохранения в целости системы охлаждения автомобиля. Температура кипения того же раствора 1:1 выше ста градусов (около 106°С), а если учесть, что система герметична и в ней повышенное давление, то эта температура будет ещё выше. В общем, для обычного ДВС хватает с запасом.

Пропиленгликоль тоже штука хорошая, однако более вязкая, нежели МЭГ и на порядок более дорогая. Его основным достоинством является нетоксичность (отравиться им настолько непросто, что его используют в том числе и как пищевую добавку под номером E1520). Поскольку у автолюбителей нет привычки пить охлаждающую жидкость, то и в автомобильной системе охлаждения он не используется. К тому же высокая вязкость ухудшает теплоотведение (жидкость медленнее протекает по системе) и дополнительно нагружает насос, снижая его ресурс.

Говоря о вязкости нельзя не упомянуть ещё об одном компоненте, из которого иногда делают дешёвые отечественные тосолы (кстати, ТОСОЛ – это ставшее нарицательным название марки советского антифриза, изобретённого в 1969 году). Это глицерин. Вещество тоже не токсичное, по вязкости сравнимое с пропиленгликолем, однако существенно дешевле даже этиленгликоля. Отсюда и смысл его использования в производстве охлаждающих жидкостей для производителей. Как правило, глицериновый тосол имеет бо́льшую плотность (примерно 1.12-1.17г/см3 в отличие от МЭГовского 1.07-1.08 г/см3). Разброс значения плотности получается из-за того, что нередко производители смешивают этиленгликоль и глицерин в различных пропорциях балансируя между параметром плотности, температуры замерзания и себестоимости. О вреде высокой вязкости написано выше, хотя на этот параметр, как правило, никто внимания не обращает (в основном, просто не зная о нём). С себестоимостью всё понятно, чем дешевле, тем лучше, плотность желательно держать поближе к этиленгликолевой потому что потребитель может проверить тосол ареометром. При более высокой плотности он покажет фантастические цифры температуры замерзания в минус 54°С и ниже, что, естественно, не соответствует действительности. Саму же температуру замерзания проверить в бытовых условиях сложно. Нужен либо доступ к промышленным холодильникам, либо место жительства в Сибири с морозами ниже -40.

Ещё один негативный момент с глицерином в том, что он высокого качества достаточно дорог, поэтому в тосолах используется дешёвый и некачественный продукт, в котором обязательно выпадет осадок в процессе работы. Нерастворимые частицы осадка могут забить или сузить каналы системы охлаждения и привести как минимум к ухудшению теплоотведения, а как максимум (в случае с забитыми каналами) – к перегреву и поломке двигателя.

Состав пакета присадок и свойства антифриза, зависящие от них.

 

Остаётся проблема коррозии, которая МЭГом не только не решается, а и ещё больше усугубляется, поскольку МЭГ более активен в этом отношении, чем вода.

Для её решения в раствор добавляют присадки-ингибиторы коррозии, которые практически сводят на нет эту активность. Существуют несколько различных технологий производства антифризов, которые отличаются именно добавляемыми антикоррозионными присадками (базовые элементы, вода и моноэтиленгликоль, в составе антифризов почти у всех одинаковые). Подробнее об этом написано в этой статье.

Кроме этого в антифризы добавляют антикавитационные, антипенные и цветовые добавки. Первые минимизируют образование кавитационного износа (кавитация – это образование и схлопывание пузырьков с паром, в процессе которого образуется ударная волна, постепенно разрушающая твёрдые поверхности вплоть до сквозных дыр в гильзах), они особенно нужны в дизельных двигателях с гильзами цилиндров мокрого типа, а вот с антипенными присадками нас ждёт сюрприз: оказывается, их наличие или отсутствие в антифризе никак не сказывается на работе охлаждайки в двигателе по той простой причине, что при повышенном до 2-3 атмосфер давлении в замкнутой системе охлаждения (читай, в любом обычном автомобиле), пена не образовывается в принципе. А присадку эту добавляют для нужд производителя антифриза или завода-производителя автомобилей. При различных технологических манипуляциях антифриз и может запениться, усложняя работу конвейера.

Ну а цветовые добавки используются для «опознания» жидкости определённого вида (например, в некоторых странах цвета конкретных разновидностей тосола прописаны в законах), чтобы не залить случайно не то, что положено.

Однако в России таких нормативов нет, поэтому на практике у нас любой антифриз может быть любого цвета (обычно гибридный антифриз красят «под карбоксилатный» в красный цвет, опять же из экономических соображений).

Смешивать охлаждающие жидкости разных типов совсем не рекомендуется (нельзя, короче), потому что в этом случае присадки различных групп нейтрализуют друг друга, и вы получаете в моторе простой водный раствор этиленгликоля, иногда с осадком. На коррозионную активность такого раствора можно посмотреть в табличке выше по тексту.

Также цвет помогает понять, где протечка именно антифриза, а не моторного масла, или жидкости ГУРа, да просто уровень окрашенной жидкости лучше видно в расширительном бачке (без красителя антифриз был бы бесцветным). Кроме этого снижение интенсивности цвета и его изменение может говорить об истощении присадок в объёме антифриза. А это означает, что пора проводить его замену. Ну и для повышения лояльности потребителя тоже цвет можно использовать. Например, начать производить серо-буро-малиновый антифриз и использовать его для первой заливки на автозаводе. Автовладелец, исходя из соображения, что можно мешать зелёный с зелёным, красный с красным и т.д., будет искать именно серо-буро-малиновый антифриз. Ну и найдёт у одного единственного производителя, там и купит. За хорошие деньги, ибо эксклюзив:).

Чуть не забыл, иногда в состав антифризов добавляют вкусовую горькую присадку Bitrex, чтобы отбить охоту у детей и животных пить его. Напомню, этиленгликоль является ядом, при этом имеет сладковатый вкус. Кстати, этиловый спирт нейтрализует действие этиленгликоля (чем быстрее выпьете, тем больше вероятность, что останетесь в живых).

Итого.

  • Антифриз – это вода, смешанная с этиленгликолем (пропиленгликолем, глицерином) в пропорции примерно 1 к 1 с добавлением антикоррозионных, антикавитационных, антипенных и цветовых присадок.
  • Водный раствор этиленгликоля даёт низкую температуру замерзания и повышенную температуру закипания.
  • Коррозионная агрессивность этого раствора нейтрализуется антикоррозионными присадками.
  • В дешёвом тосоле часто применяют глицерин, имеющий большую вязкость. Иногда такой тосол имеет более высокую температуру замерзания (при смешивании с этиленгликолем для подгонки плотности).
  • Цвет антифризов ничего не говорит об их совместимости.

masloteka.ru

Классификация антифриза по цвету и составу. Описание классов охлаждающих жидкостей.

Цвет антифриза может быть каким угодно. Он ничего не говорит о качестве и классе охлаждающей жидкости. Однако игнорировать окрас хладагента для двигателя тоже нельзя.


В Европе и России действует классификация VolksWagen:

  • G11 — зеленый
  • G12 — красный
  • G13 — желтый, оранжевый (ранее G12+), фиолетовый (составы, разработанные после 2012 года)


Выбирать антифриз только по цвету — неправильно. Если европейские и японские производители еще придерживаются какой-то системы в окрасе, то американцы красят антифризы как придется. Поэтому первым критерием выбора должен быть класс охлаждающей жидкости.



Кроме того, современные антифризы различаются составом присадок и могут быть: традиционными, лобридными, карбоксилатными и гибридными.

Разновидности антифризов


Традиционный антифриз морально устарел и не пригоден для первой (заводской) заправки автомобиля. Неорганические ингибиторы «традиционников» портятся меньше, чем за 2 года и плохо переносят температуры выше 108 °С.


Силикаты в составе традиционных охлаждающих жидкостей покрывают стенки трубок системы охлаждения и снижают эффективность охлаждения двигателя.


Классический представитель этого класса — «Тосол».



Гибридный антифриз (G11) — зеленая, бирюзовая, синяя или желтая жидкость, содержащая силикаты или фосфаты в качестве ингибиторов. Срок службы — 3 года. Тип: неорганический. Производят «гибриды» с 90-х годов. Составы рассчитаны на любой тип радиатора. Помимо охлаждения задачей гибридного антифриза является защита от коррозии. Подклассы G1+ и G11++ отличаются процентным соотношением карбоновых кислот.



Карбоксилатный антифриз (G12) — органическая жидкость красного цвета (разных оттенков). Служит уже 5 лет и намного лучше защищает металл от ржавчины и кавитации, чем хладагенты класса G11. Красные антифризы адсорбируются только в очагах коррозии, формируя слой толщиной 0,1 микрон. То есть внутренняя поверхность системы охлаждения не покрывается полностью, а только там, где есть необходимость. Это положительно сказывается на теплообмене: эффективность охлаждения двигателя не снижается.


Лобридный антифриз G13 (ранее G12+) — органическая основа дополнена минеральными ингибиторами. Такой антифриз образует сверхтонкую защитную пленку на металле, которая реагирует только с очагом коррозии. В состав лобридных жидкостей входят органические кислоты и силикаты. Срок службы такого антифриза неограничен при условии заливки в новый автомобиль. Цвет — красный (первые составы), оранжевый и желтый (новые составы), фиолетовый (составы после 2012 года). Составы разработаны в 2008 году, активно применяются производителем «Пежо» и «Ситроен».


G13 2008 года — оранжевая или желтая охлаждающая жидкость, созданная, в отличие от предшественников, на основе стал пропиленгликоля. Из-за этого свойства антифриза намного лучше, чем у других классов, но и цена самая высокая. Так что определить G13 можно даже не по цвету, а по ценнику в автомагазине.


Требования экологов заставляют производителей искать новые формулы антифризов. Фиолетовая жидкость G13 — тестовый состав без финальной формулы.


На фото ниже два антифризма Motul, синий и оранжевый. Синяя жидкость относится к классу G11, оранжевая имеет допуск G12/G12+. На канистре или в описании к охлаждающей жидкости производители обычно указывают все допуски для своей автохимии.



Например, Motul Inugel Expert имеет следующие сертификации:

  • OEM Group OEM Specification
  • Berh Berh
  • BMW BMW GS 9400
  • Cummins Cummins 85T8-2
  • Daimler Chrysler MS-7170
  • Daimler Mercedes-Benz MB 325.0
  • Daimler Mercedes-Benz MB 325.2
  • Fiat Fiat-Lancia Fiat 9.55523
  • Fiat lveco lveco standard 18-1830
  • Ford Ford ESO-M97B49-A
  • Ford Volvo Cars 128 6083 I 002
  • General Motors Opel- GM QL 130100
  • General Motors Saab 6901 599
  • Jl Case Jl Case JIC-501
  • Lada Lada/Avtovaz TTM VAZ 1.97.717-97
  • MAN MAN 324 typ NF
  • MAN MAN Steyr MAN 324
  • MTU MTU MTL 5048
  • Perkins
  • Porsche Porsche TL-774C=G11
  • Saturn Saturn
  • Tata Motors Land-Rover
  • VolvoAB Volvo Trucks 128 6083 I 002
  • VW (VAG) Audi TL-774C=G11
  • VW (VAG) Seat TL-774C=G11
  • VW (VAG) Skoda TL-774C=G11
  • ASTM Standards ASTM 03306 I 04656 I 04985
  • British Standards BS 6580
  • French Standards NFR 15-601
  • FVV Standards Germany FVV Heft R443
  • Japanese Standards JASO M325
  • Japanese Standards JIS K2234
  • Korean Standards KSM 2142
  • MIL Standards MIL-Belgium BT-PS-606 A
  • MIL Standards MIL-France OCSEA 6151C
  • MIL Standards MIL-Italy EIL-1415b
  • MIL Standards MIL-Norway FS 6850-0951
  • MIL Standards MIL-Sweden FSO 8704
  • NATO Standards NATO S-759
  • SAE Standards SAE J1034
  • Swiss Fed. Lab Empa


Полезная информация


Весь бывший СССР производители автохимии относят к Европе, поэтому у нас действует европейская система классификации антифризов. Точнее даже, не европейская, а VAGовская. Это те самые классы G11-G13, о которых говорилось выше.


Японские антифризы тоже делятся по цвету, но окраска означает температуру замерзания, а не состав или класс. Красный «японец» держится до -30 градусов, зеленый — до -25, желтый — до -20.


В США цветовая политика отсутствует. В основном это красные и зеленые жидкости, содержащие нитриты. Нитритные антифризы запрещены к применению в Европе. Ближайшие заменители «американцев» — карбоксилатные антифризы G12/13.


Российский «Тосол» бывает синим (рабочая температура до -40), зеленым (под стандарт G11), красным (рабочая температура до -50).



Можно ли смешивать антифризы


Цвет не влияет на допустимость или недопустимость смешивания. Смешивать можно только одинаковые по составу и классу антифризы. Даже если один синий, а второй желтый. Главный критерий совместимости двух жидкостей: набор присадок. Нельзя лить в жидкость с карбоновой кислотой силикатный или фосфатный антифриз. Произойдет химическая реакция, и систему охлаждения забьют хлопья и осадок. Придется ехать в автосервис промывать!


Рекомендуется не доливать антифриз новым составом другой марки, а полностью заменять старую жидкость на новую.


Зачем антифризу цвет


Обращайте внимания на цвет антифриза после поездок. Если жидкость становиться бурой или темнее, то в системе охлаждения много накипи и ржавчины. Когда цвет становится желтоватым или просто бледнеет, то стоит проверить двигатель на перегрев.


Цвет антифриза помогает определить утечку в радиаторе или магистралях охлаждения.


Если оставить антифриз неокрашенным, то он будет напоминать простую воду. И кто-нибудь может просто спутать жидкость и сделать роковой глоток. Охлаждающая жидкость — ядовита!


Информация по теме:

autoprofi.ru

Характеристики антифриза: температура кипения и плотность

Температура кипения антифриза зависит от его характеристик

Антифриз может быть куплен в виде готового раствора или в форме концентрата. Раствор можно залить в систему сразу же, но концентрат требует правильной пропорциональности с дистиллированной водой. Следует заметить, что после разведения довольно-таки трудно определить, какая пропорция получилась у производителя, поэтому рекомендуется все-таки приобретать концентрат и разбавлять его самостоятельно.

Температура кипения антифриза

Пропорция, которая соблюдалась при разбавлении, определяет температуру кипения получившегося антифриза. В растворах, которые изготавливает производитель, антифриз смешан с водой в пропорции 1:1.

Пропорции и температуры кипения антифриза выглядят следующим образом:

  • При разбавлении антифриза в пропорции 1:1 температура замерзания его будет равна примерно -36 градусам. Температура кипения такого раствора будет приближаться к отметке в 104 градуса
  • Когда раствор состоит из восьмидесяти процентов антифриза и двадцати процентов воды, температура замерзания равняется где-то — 42 градуса. Температура кипения такого раствора будет приближаться к порогу в 124 градуса
  • При разбавлении в пропорции – шестьдесят пять процентов антифриза и тридцать пять процентов воды – будет наблюдаться температура замерзания в отметке — 71 градуса. Закипать такой раствор будет при температуре приблизительно 111 градусов

Любые другие пропорции показывают себя менее эффективно. К примеру, если хладагент не разбавлять водой совсем, то замерзнет он уже при температуре – 16 градусов.

Смазывающие характеристики присадок антифризов являются мифом. В среде автолюбителей бытует мнение, что антифриз, помимо функции охлаждения, выполняет также и функцию смазки с помощью специальных присадок. Это вымысел. На самом деле смазывающий эффект охлаждающей жидкости кроется не в присадках, а в базовом веществе, которое является основой антифриза – пропиленгликоль или этиленгликоль.

Температура кипения антифриза зависит от его характеристик

К характеристикам антифриза относят еще и показатель образования пены. Официальный советский ГОСТ для антифризов равняется тридцати кубическим сантиметрам. Этот стандарт отличается жесткостью. К примеру, международный стандарт антифризов допускает вспениваемость, равную сто пятьдесят кубических сантиметров. Также мифом является утверждение, что антифриз обладает присадками, которые препятствуют образованию пены.

Также производители отслеживают в создаваемых антифризах резерв щелочности. Эта характеристика никак не влияет на эффективность работы присадок антифриза в системе охлаждения. Свойства резерва щелочности актуальны для «классических» охлаждающих жидкостей, к примеру, для тосола. Такие антифризы содержат ингибиторы в виде боратов и фосфатов. Для тосола правильный резерв щелочности составляет десять единиц. Сразу следует пояснить, что современные антифризы не включают в себя ни бораты, ни фосфаты, следовательно, показатель резерва щелочности в данном случае, может быть и вовсе равен нулю. По этой причине, многие производители охлаждающих жидкостей не включают данную характеристику в свойства антифриза. Но, с другой стороны, много осталось и тех компаний, которые еще используют данную формулировку в описании.

Упоминания достойна и другая характеристика антифриза – смачиваемость. Смачиваемость охлаждающей жидкости актуальна по причине того, что это свойство показывает насколько жидкость может просачиваться через отверстия и щели. К примеру, бензин имеет низкий процент поверхностного натяжения (смачиваемости), что приводит к его хорошему просачиванию через дырки и щели. Антифризы тоже имеют очень низкий данный показатель, что приводит к хорошему просачиванию охлаждающей жидкости через трещины и микроотверстия. Если сравнить антифриз с дистиллированной водой, то показатель поверхностного натяжения у первого будет ниже почти в два раза. То есть, говоря простыми словами, охлаждающая жидкость сможет просочиться там, где дистиллированная вода не сможет. Этим фактом и этим показателем объясняется образовывающаяся течь антифриза из хомутов, шлангов, патрубков и так далее.

Плотность антифриза

Не менее важным свойством антифриза является его плотность. Как уже было сказано, антифриз можно разбавить водой в разных пропорциях, следовательно, и плотность полученного вещества также будет отличаться. Литр воды, как известно, весит один килограмм. Литр же этиленгликоля (основного элемента антифриза) весит больше – 1 килограмм 120 грамм. Из этого следует логический вывод, что по плотности вещества можно вычислить пропорцию этиленгликоля и воды, а значит понять, при какой температуре будет замерзать данный антифриз.

Плотность антифриза измеряют с помощью ареометра

Чтобы измерить плотность охлаждающей жидкости, надо воспользоваться ареометром. Плотность антифриза и соответствующую температуру замерзания показывает таблица (см. Таблица №1):

Таблица №1. Определение замерзания тосола антифриза по его плотности

avtoedet.ru

Антифриз














Наименование показателя

Нормы для антифриз g12

Нормы для концентрат
антифриз g12

1. Внешний вид

Однородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей красного цвета.

Однородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей красного цвета.

2. Плотность при температуре 20°С в пределах

1,065 – 1,085 г/cм3

1,118 -1,125 г/cм3

3. Температура начала кристаллизации не выше

Минус 37 °С

Минус 35 °С

4. Температура кипения при давлении 101,3кПа (760 мм.рт.ст.) не ниже

108 °С

170 °С

5. Массовая доля воды не более

50 %

5 %

6. Запас щелочности не менее

3 см3

3 см3

7. Вспениваемость:

 

30 cм3

3 cм3

 

30 cм3

3 cм3

8. Водородный показатель (рН) при температуре 20 °С, в пределах

6,5-11,0

6,5-11,0

9. Коррозионное воздействие на металлы, г/м3 в сутки не более:

  • медь М1 (ГОСТ 859-78)

  • латунь Л68 (ТУ 48 — 2 1-  5005  — 80)

  • припой ПОС-35 (ТУ 48 — 13 —  10 —  84)

  • алюминий АК-6М2 (ОСТ 48-178-80)

  • чугун GН-190 (по нормам ФИАТ ВАЗ 52205) или Сч-25 (ГОСТ 1412- 85)

  • сталь СТ-20 (ГОСТ 1050)

 

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

 

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

0,1

10. Воздействие на резину при температуре 100 °С в течении 72 часов. Изменение объема не более:

  • стандартные образцы резины 57-5006 (ТУ 38 — 105 —  250  — 77) класс ТРП-100-60

  • стандартные образцы резины 57-7011 (ТУ 38 — 105 —  262  — 78) класс ТРП-100-60

 

5%

 

5%

 

5%

 

5%

11. Стойкость в жесткой воде

Не определяется

Отсутствие расслоения или осадка

12. Фракционные данные:

  • температура начала перегонки не ниже

  • массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150 °С не более

 

100 °С

55%

 

100 °С

5%

www.specmach.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о