Как отрегулировать газовые форсунки на гбо 4 – Чистка и регулировка газовых форсунок ГБО 4 поколения Valtek (Вальтек) своими руками
Регулировка газовых форсунок Valtek (пошаговый алгоритм, фото)

В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели вопрос разборки, чистки и обратной сборки штоковых газовых форсунок на примере изделий Valtek. Для обеспечения правильной работы этого узла системы, после очистки или замены деталей, а также сборки в рампу необходимо провести регулировку и последующую калибровку. Каким образом производится регулировка газовых форсунок Valtek своими руками мы рассмотрим в рамках данной статьи и приведем пошаговую инструкцию.
Необходимые инструменты
Для регулировки штоковых газовых распылителей (на примере Valtek) необходимо наличие следующих инструментов:
- индикатор часового типа с точностью измерений не меньше 0,01;
- удлинительный шток;
- переходная втулка для закрепления индикатора часового типа;
- разъем для подачи питания на газовую форсунку;
Регулировка
- Регулировка газовых форсунок Valtek начинается с выкручивания из них регулировочных жиклеров. Сделать это можно используя ключ на 12.
- Далее установить удлинительный шток и закрепить с помощью переходной втулки индикатор часового типа на рампе.
- Проверить наличие касания удлинительного штока и штока газового инжектора. Если стрелка прибора начинает двигаться то значит, что соприкосновение достигнуто.
- Выставить «0» на приборе — индикаторе. Подать на регулируемую деталь питание продолжительностью до 1 сек.
Не подавать питание более чем 1 секунду, это может привести к выходу из строя детали, которая регулируется!
- Записать значение полученное на индикаторе часового типа в результате измерения.
- Проделать вышеизложенное для всех газовых распылителей двигателя, записывая значения.
- Далее, с помощью винта с внутренним шестигранником, расположенном на торце электрической катушки, устанавливаем необходимый ход штоков. Вращая по часовой стрелке — уменьшаем ход штока, и наоборот, если вращаем против часовой стрелки — увеличиваем ход. Выставляем одинаковый ход штоков,
Ниже представлена таблица регулировки хода якоря в зависимости от мощности двигателя.
- После проведения регулировок всех газовых форсунок измерения необходимо провести повторно. И в случае необходимости подкорректировать для получения одинакового хода всех инжекторов.
После получения нужного результата вкручиваем назад жиклеры и устанавливаем собранную рампу назад в автомобиль. Подключаем все магистрали, открываем расходный вентиль на баллоне, обмыливаем систему и включаем зажигание. При выявлении утечек газа в обязательном порядке их устраняем.
Если у Вас остались любые вопросы — задавайте их в комментариях к статье, и мы с радостью на них ответим.
Регулировка газовых штоковых форсунок Valtek
4 (80%) 9 vote[s]Предыдущая статьяРемонт газовых форсунок VALTEKСледующая статьяКалибровка датчика уровня топлива
gbo4auto.ru
Чистка и регулировка газовых форсунок ГБО Valtek. Промывка газовых форсунок своими руками
Здравствуйте. Рад приветствовать Вас на сайте о газобаллонном оборудовании ГБОшник. Сегодня поговорим о газовых форсунках, о том как в домашних условиях почистить газовые форсунки, а также как отрегулировать форсунки ГБО своими руками, используя микрометр.
Для начала небольшое вступление…
Всем известно, что «бадяжат» у нас не только бензин и ДТ. Давным-давно АГЗС научились «надувать» нашего брата, да не газом, а воздухом, подмешивая в газовое топливо различную гадость, которая пагубно влияет на состояние газовой аппаратуры и всего двигателя в целом.
Рекомендую: Заправка автомобиля с ГБО: как правильно и безопасно заправляться газом?
Так однажды было замечено, что мотор работает нестабильно на газе, во время переключения на газ мотор глох, а холостого хода просто не было. Кроме прочего ухудшилась динамика, пропала тяга, увеличился расход газа и появились провалы во время разгона. Причем вышеописанные «глюки» проявлялись, как правило, «на холодную». Спустя какое-то время после прогрева двигателя до оптимальной температуры, все эти «болячки» практически исчезали.
Проблема не давала жить и ездить на любом авто. Порывшись в Интернете, нашел похожие случаи, а также отзывы тех, кто «победил» данную проблему. Подозрение упало на фильтра (как менять фильтры и сливать конденсат написано тут и тут), а также газовые форсунки. Фильтры были заменены, кстати, во время замены было обнаружено большое количество смолы в фильтрующих элементах, это насторожило и заставило задуматься. Если в фильтрах столько «каки» то, что же тогда в газовых форсунках? Решение было принято — необходима чистка газовых форсунок, а также дальнейшая их калибровка. Что из этого вышло — читайте дальше…
Актуально: Как слить конденсат с газового редуктора?
Чистка газовых форсунок — пошаговый фотоотчет
1. Первым делом необходимо перекрыть подачу газа, для этого закручиваем один или два вентиля на газовом баллоне.
2. Заводим машину и даем поработать для того, чтобы сбросить давление в газовых магистралях и выработать остатки газа.
3. Производим демонтаж газовой рейки с форсунками. У каждого данный процесс будет происходить по-своему, все зависит от марки форсунок и типа двигателя.
4. Далее, используя отвертку, выкручиваем саморезы и достаем газовые форсунки.
5. Извлекаем штоки из корпуса форсунок. На фото видна причина всех моих бед — смолистые отложения, они то и не давали форсункам полноценно функционировать. Когда мотор холодный и форсунки не прогреты, вязкая смола препятствовала нормальному ходу штока газовой форсунки.
6. Используя ватные палочки и спирт (можно и растворитель), вытираем штоки, а также то, что внутри корпусов.
7. Сборка выполняется в обратной последовательности.
Второй этап — регулировка хода штока форсунок
1. Выкручиваем жиклеры из рампы.
2. Достаем соответствующий штекер питания.
3. Вместо жиклера устанавливаем специальный переходник, в который будет установлен микрометр.
4. Далее устанавливаем микрометр, смотрим на стрелку, если она начала двигаться, значит якорь соприкоснулся с штоком микрометра.
5. Устанавливаем штекер в катушку газовой форсунки.
6. Сбиваем показания микрометра в ноль.
7. Подаем питание 12В на катушку на протяжении 1 секунды или меньше.
8. Записываем значение, которое показывает прибор.
Форсунка | Ход форсунки (в мм) |
1 | 0,37 |
2 | 0,47 |
3 | 0,45 |
4 | 0,51 |
9. Теперь собственно начинаем регулировать газовые форсунки. Для этого необходимо крутить болт под шестигранник, который является регулировочным винтом хода якоря.
Закручивая (по часовой стрелке) — мы уменьшаем ход якоря форсунки.
Откручивая (против часовой) — мы увеличиваем ход якоря форсунки.
10. Снова подаем питание на катушку газовой форсунки и производим контрольные замеры. По такому же принципу необходимо проверить все форсунки. Максимально допустимый ход якоря форсунки Valtek не должен превышать 0,7 мм.
Результаты
На холостых мотор больше не глохнет, расход газа нормализовался, «на холодную» двигатель работает так же, как и при прогретом ДВС. Проще говоря, все пришло в норму, динамика, тяга, все как было раньше. Я доволен! Спасибо за внимание, до новых встреч на ГБОшнике. Надеюсь, статья была для вас полезной!? Пока.
По материалам этой статьи
gboshnik.ru
ГБО. Секреты обслуживания газовых форсунок
Газовая форсунка – это узел ГБО, который обеспечивает дозированную подачу газа во впускной коллектор двигателя. Так как сжиженный газ в Украине встречается разного качества, газовые форсунки могут частично забиваться, из-за чего меняется их производительность. Вероятность того, что форсунки быстрее засорятся, возрастает у автовладельцев, которые:
во-первых, несвоевременно обслуживают ГБО;
во-вторых, устанавливают самые дешевые фильтры жидкой и паровой фракции газа;
в-третьих, заправляют машину самым дешевым газом.
В комплексе три этих фактора приводят к тому, что грязный газ, содержащий механические частички и маслянистые примеси, проходит через малоэффективные дешевые фильтры и частично откладывается на стенках каналов форсунки. Это, собственно, и ускоряет их загрязнение. Чтобы этого избежать, желательно исключить каждый из указанных факторов.
Фильтры лучше покупать на СТО или у компании, которая устанавливала ГБО. Им не выгодно монтировать некачественные фильтры, поскольку это приведет к необходимости гарантийного, т.е. бесплатного, обслуживания или ремонта системы.
Наиболее эффективными в наших условиях эксплуатации являются фильтры паровой фракции Ultra 360° и фильтры с фильтрующим элементом из материала bulpren.

Фильтр паровой фракции газа Ultra 360° имеет отстойник для конденсата, высококачественный фильтрующий элемент (сменный). Патрубки к этому фильтру можно подсоединять под разными углами.
Место заправки
Важно правильно выбирать и место заправки автомобиля сжиженным газом. Дело в том, что на наших газовых заправках предлагается два типа сжиженного газа – автомобильный и технический (называемый еще бытовым). Первый отличается меньшим количеством примесей, что, собственно, и обеспечивает более долгую и надежную работу ГБО.
Но к сожалению, в Украине автомобильный газ не производят, его завозят в основном из Беларуси и продают на некоторых сетевых АЗС. Преимущество сетевых газовых заправок еще и в том, что их владельцы обычно более добросовестно относятся к обслуживанию заправочного оборудования, замене фильтров и т.д.
Последствия загрязнения форсунок
При загрязнении форсунок, ввиду их разного расположения и разного воздействия температур, они начинают работать по-разному, т.е. меняется их производительность. Если возникла такая разбалансированность, проблемы не заставят себя долго ждать. При небольшой разнице в подаче газа между цилиндрами провоцируется неустойчивая работа мотора, слегка повышенный расход газа.

Красная линия графика показывает об опасном снижении производительности одной из четырех форсунок.
Если же одна или две форсунки подают значительно меньшее количество газа, то электроника, руководствуясь показаниями лямбда-зонда, будет распознавать обедненную топливо-воздушную смесь и для ее нормализации будет увеличивать подачу топлива. Из-за этого два цилиндра с нормальными форсунками будут работать на обогащенной смеcи, что вызовет повышение температуры, подгорание клапанов и т.д. Поэтому вместо того чтобы получить высокий ресурс двигателя, обусловленный лучшей сохранностью свойств моторного масла при работе на сжиженном газе и более мягкой работой мотора, можно, наоборот, столкнуться с необходимостью преждевременного ремонта.
Для исключения этого, форсунки требуется периодически проверять на специальном стенде. Разница их производительности не должна быть более 10%.

Стенд Дзагнидзе для проверки производительности газовых форсунок
Чистка форсунок
Чистка форсунок в зависимости от их конструкции может производиться как в разобранном, так и в собранном виде. В обоих случаях наибольший эффект достигается при чистке в несколько этапов, включающих промывку специальной жидкостью и ультразвуковую чистку на специальном стенде. Полный цикл обычно помогает выровнять производительность форсунок (тип Keihin-Barracuda-Hana), а при регулярных чистках (каждые 50–60 тыс. км.) довести их ресурс до пробега более 300 тыс. км. Форсунки Valtek и им подобные требуют проверки производительности раз в 20–30 тыс. км.
Тем, кто выбирает ГБО, стоит знать, что существует ряд дешевых форсунок, которые в процессе эксплуатации требуют большего внимания и больших объемов техобслуживания. К ним относятся изделия Valtek и им подобные. Эти форсунки после чистки нуждаются в калибровке. Форсунки OMVL из этой же серии не регулируются. Хорошо чистятся газовые форсунки Hana старого образца, которые сейчас недоступны. Тяжело отмыть от грязи изделия LandiRenzo.
Регулярная чистка позволяет исключить необратимые процессы старения отложений, в результате которых они уже не удаляются. Но стоит помнить, что самостоятельная чистка форсунок недопустима, так как вы не сможете гарантировать качество очистки и равномерность работы инжекторов после установки.

Средство для чистки карбюратора используется на первом и заключительном этапе мойки для продувки внутренних каналов.

Второй этап чистки газовых форсунок – мойка с помощью ультразвука в специальной ванной.

После многоступенчатой мойки вернуть равномерность работы форсункам Hana так и не удалось.

Средство для чистки карбюратора используется на первом и заключительном этапе мойки для продувки внутренних каналов.

Второй этап чистки газовых форсунок – мойка с помощью ультразвука в специальной ванной.

После многоступенчатой мойки вернуть равномерность работы форсункам Hana так и не удалось.
Мнение эксперта

Роман Матвеев
Директор компании Мотор-Газ
Наша компания на сегодняшний день представляет в Украине самую оптимальную конструкцию газовых форсунок, которая напоминает аналоги для впрыска бензина. Это изделие польской компании Alex, получившее имя Barracuda. При его создании инженеры постарались максимально позаимствовать конструктивные особенности самых совершенных газовых форсунок Keihin, которые выпускают в Японии. При этом учитывалась и необходимость сделать их доступными, в отличие от дорогих премиальных форсунок Keihin.
Гарантийный срок службы форсунок Barracuda составляет 250 тыс. км. При этом они не требуют какого-то сложного техобслуживания и калибровок. Единственное, что необходимо – периодическая проверка производительности и, при необходимости, чистка. Это довольно недорогие операции, которые я советую совершать каждые 30 тыс. км.
Хочу обратить внимание на то, что форсунки Barracuda бывают разборными и не разборными. Первые мы рекомендуем для регионов с дефицитом новых сетевых заправок. Эти изделия легко разбираются и не требуют механической регулировки.
Помимо реализации комплектов и узлов газобаллонного оборудования наша компания предлагает своим партнерам по бизнесу оборудование для проверки производительности газовых форсунок. Это белорусский стенд, названный в честь его создателя – стенд Дзагнидзе. Его стоимость – около 2000 евро.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.autocentre.ua
какие лучше выбрать для авто (разновидность, устройство, характеристики)?
Начиная с третьей версии газобаллонного оборудования, функцию подачи топлива (метан, пропан-бутановая смесь) в камеры сгорания двигателя стали выполнять специальные инжекторы механического типа. Газовые форсунки ГБО 4 поколения – совершенно иной уровень. Благодаря электронному управлению и тонким настройкам, появилась возможность более эффективного применения газовых систем на авто.
Газовый комплект для монтажа на машину часто собирается из набора деталей разных производителей. Какие форсунки лучше поставить и как их выбрать, а также правильно установить расскажем в данной статье.
Виды и устройство
Разновидность форсунок по техническим характеристикам, а также по производителям велика. Существуют экземпляры с редким устройством (к примеру, «лепестковые» инжектор фирмы Matrix), но основных типа два:
-
Устройство рейки АЕБ
мембранного (тарельчатые), популярные представители AEB (АЕБ) ECO/EVO, Landi Renzo (Лэнди Рензо) GIRS 12;
-
Устройство форсунки Барракуды
штоковые – Valtak (Вальтек) type 30 и множество им подобных, например Rail (Реил). В этом же ряду такие образцы как Barracuda (Барракуда).
Принцип работы газовых инжекторов по сути один и тот же, сигналы (кратковременные электрические импульсы) от ЭБУ оборудования поступают на катушку электромагнита. В ходе чего прорезиненный сердечник/поршень в штоке или тарелка внутри форсунки, перемещается, открывая отверстие седла для выхода газа. Закрытие происходит под воздействием возвратной пружины.
Так как топливо на выходе из редуктора находится уже в испарённом состоянии, его распыление, как в бензиновом варианте, не требуется. Объём подаваемого газа кратно превышает количество бензина (около 200 раз). Для этого сечение дозирующих отверстий газовых инжекторов сделано намного больше, а также в отличии от бензиновых форсунок сопротивление катушки, у газовой детали 1-3 Ом, т.к. процесс управления происходит в результате широтно-импульсной модуляции (ШИМ). У бензиновой 15-16 Ом.
Характеристики для подбора форсунок
Основные параметры, по которым нужно выбирать газовые форсунки:
- Производительность. Данный показатель, как правило, на многих форсунках, возможно скорректировать в ту или иную сторону, подобрав диаметр жиклёров (часто идут в комплектах) или рассверлив их. Размеры дюз/сопел по мощности на один цилиндр двигателя в л/с, обычно прилагаются производителем в документации.
- Скорость срабатывания инжектора (открытие/закрытие клапана дозировки). Отлично если известно время впрыска бензиновой системы, чем ближе этот показатель к газовым форсункам, тем точнее будет работать оборудование. Скорострельные форсунки считаются — Keihin (Кейхин), Barracuda (Барракуда), BRC (БРС), Hana (Хана), Poletron (политрон).
- Ремонтопригодность. Вышеуказанные модели вообще неразборные и не имеют регулировочных винтов, а вот, например бюджетные «Вальтеки» или их клоны, а также АЕБ, Ленди Рензо ремонтируются достаточно просто. В продаже имеются множество вариантов ремкомплектов, от качественных оригинальных (с плунжерами/диафрагмами или только одними уплотнителями), до откровенных подделок, но не всегда плохого качества.
Здесь стоит отметить, что ресурс популярных форсунок ГБО Барракуда и им подобных (в этом же ряду мембранные), производители заявляют куда выше, нежели их оппоненты. Что и подтверждается многочисленными отзывами водителей. Но Valtek всегда берёт ценой, хоть их срок службы редко превышает 60 тыс. км.
- Неравномерность работы и необходимость частой калибровки. Производительность всей рампы должна быть равномерной. Не редко после покупки штоковых форсунок, якобы откалиброванных на заводе, из-за нестабильности работы, приходится регулировать их заново. Вдобавок детали такого вида инжекторов, особенно дешёвых, подвержены температурной деформации, относительно скорому износу металлических и уплотнительных элементов из-за веса сердечника. К тому же их разработчики рекомендуют настройку каждые 20 тысяч км. пробега авто.
- Варианты установки. Для удобства монтажа и необходимости соблюдения норм при установке оборудования в подкапотном пространстве (например, V-образные или оппозитные ДВС), у модели Барракуда предусмотрены различные варианты конструирования: рейка/рампа, сборка в общую гребёнку («расчёску»), с разнесением друг от друга при помощи монтажных уголков и тройников. Мембранные и штоковые системы не имеют такой возможности.
Также, вальтекоподобные устройства необходимо монтировать строго вертикально, для предотвращения скапливания отложений находящихся в газе и дальнейшего залипания клапана, или его износа. Расположение Барракуды и подобных им, допускается размещать практически горизонтально.
Существуют ещё встраиваемые непосредственно во впускной коллектор одиночные форсунки ГБО, такие как GFI. Этот вариант был бы идеален (если бы не их цена), так как известно, что чем короче длинна шланга от инжектора до коллектора, тем лучше. К слову допустимая длинна трубки не более 20 см.

Встраиваемая форсунка Джи Эф Ай
На вопрос, какие газовые форсунки лучше выбрать для газового оборудования того или иного автомобиля, нет однозначного ответа. Рынок наполнен компонентами самой различной стоимости и с разбросом параметров. Покупать желательно оригинальные детали с отличительными знаками и маркировкой, у официальных поставщиков. Также целесообразно прибегнуть к помощи опытного специалиста-установщика.
Стоит заметить, что такие сравнительно дешёвые модели как Вальтек, хоть не являются самыми быстрыми и точными, также могут послужить очень достойно при должном своевременном обслуживании и правильном монтаже. Ко всему прочему они разборные, а выполнить их ремонт сможет даже самый не подготовленный водитель.
Краткий обзор популярных моделей газовых форсунок для ГБО
Рейка Вальтек тип 30
Valtek/Rail тип 30
Материал рейки: алюминий
Максимальное давление/рабочее: 4,5 бар/0,5-2 бар
Рабочая температура: -45 +120 C
Минимальное время открытия: 3,6 мс
Время закрытия: 2,2 мс
Максимальная мощность на 1 цилиндр: 40 л/с
Регулировочная высота подъёма штока: 0,45 мм
Ток потребления (2/3 Ом): 4/6 Ампер
Ресурс: 40 тыс. км.
Замена рем/комплекта: 20 тыс. км
Вход: 10/12 мм
Винт регулировки: 4 мм под шестигранник
Диаметр выходного сопла: 5/6 мм
Сопротивление катушки (красного цвета): 3 Ом
Диаметр жиклёров/дюз: от 1,5-3,5 мм с шагом 0,25
Комплектация: на 2-4 цилиндра
Вид газа: CNG/LPG
Преимущества: высокая ремонтопригодность, доступность запасных частей; работают с газом низкого качества; низкая стоимость.
Недостатки: требуется частая регулировка; относительно не большой ресурс; не точная дозировка в сравнении с аналогичными конкурентами.
Рейка ОМВЛ РЕГ ФАСТ
OMVL (ОМВЛ) REG FAST
Материал рейки: пластик
Рабочее давление: 0,6-4,5 бар
Рабочая температура: -40 +120 C
Время открытия: 2,8 мс
Максимальная мощность на 1 цилиндр: 42 л/с
Материал сердечника электроклапана: ферросплав
Вход: 12 мм
Сопротивление катушки: 3 Ом
Диаметр жиклёров/дюз: 2/2,3/2,5 мм
Комплектация: на 2-4 цилиндра
Вид газа: CNG/LPG
Преимущества: высокая ремонтопригодность, доступность запасных частей; работают с газом низкого качества; низкая стоимость; более быстрая работа и повышенная надёжность клапанов (в сравнении с Вальтек).
Недостатки: относительно не большой ресурс.
Форсунки Кеихин в сборке
Keihin (Кейхин) ими комплектуется премиального класса газовое оборудование Prins
Материал рейки: пластик/металл
Рабочее давление: 0,2-4,2 бар
Рабочая температура: -20 +120 C
Максимальная мощность на 1 цилиндр: 50 л/с
Время открытия: 1,6 мс
Время закрытия: 1,2 мс
Сопротивление катушки: 1,25 Ом
Вид газа: CNG/LPG
Срок службы: более 200 тыс. км
Преимущества: надёжность; быстродействие; не нуждаются в калибровке; не требовательны к качеству газа; большой ресурс; абсолютная линейность работы и качество изготовления (практически «неубиваемые»).
Недостатки: высокая цена.

Сборка форсунок Баракуда
Barracuda (Барракуда) они же digitronic (диджитроник)
Материал рейки: пластик/металл
Рабочее давление: 0,2-4,2 бар
Рабочая температура: -20 +120 C
Максимальная мощность на 1 цилиндр: 50 л/с
Время открытия: 1,9 мс
Время закрытия: 1,2 мс
Гарантия: 100 тыс. км.
Максимальный диаметр жиклёра: 2,8 мм
Сопротивление катушки: 1,9 Ом
Максимальная амплитуда тока: 4 Ампер
Вид газа: CNG/LPG
Срок службы: более 500 миллионов циклов
Преимущества: надёжность; быстродействие; не нуждаются в калибровке.
Недостатки: высокая цена; чувствительны к качеству топлива.

Газовый инжектор Хана
Hana (Хана)
Материал рейки: пластик/металл
Рабочее давление: 0,2-4,2 бар
Рабочая температура: -20 +120 C
Максимальная мощность на 1 цилиндр в л/с:
- Черные — 20-30
- Красные — 26-39
- Зеленые — 33-50
- Синие — до 60
Время открытия: от 2,3-2,8 мс
Время закрытия: 1,2 мс
Гарантийный срок службы: 100 тыс. км.
Сопротивление катушки: 1,9 Ом
Вход: 12 мм
Диаметр выходного сопла: 5 мм
Максимальная амплитуда тока: 4 Ампер
Вид газа: CNG/LPG
Срок службы: более 500 миллионов циклов
Преимущества: надёжность; быстродействие; точность работы.
Недостатки: высокая цена; чувствительны к качеству топлива.
Рейка АЕБ
AEB (АЕБ)
Материал рейки: полимер
Рабочая температура: -20 +120 C
Минимальное время открытия: 2,6 мс
Срок службы: более 1 миллиона циклов или 100 тыс. км
Вход: 10/12/14 мм
Диаметр выходного сопла: 5 мм
Сопротивление катушки: 2 Ом
Диаметр жиклёров/дюз: 1,6 – красные (стандарт), 1,8 – жёлтые, 2 — зелёные, 2,2 – чёрные, 2,4 – белые, 2,6 – серые
Мощность на один цилиндр в л/с: свыше 34
Комплектация: на 2,3,4 цилиндра
Вид газа: CNG/LPG
Преимущества: надёжность; быстродействие; способность работы с некачественным газом.
Недостатки: высокая цена.
Рейтинг по скорости срабатывания (отклика) газовых форсунок (видео):
gbomotor.ru
Регулировка ГБО 4 поколения. Своими руками.
Очень часто установив на автомобиль газовое оборудование 4 поколения, пользователи не довольны расходом топлива или динамическими характеристиками автомобиля. Это заставляет ездить в сервисный центр для дополнительной регулировки ГБО. Хорошо если мастера понимают, как решить проблему. Бывают же ситуации когда ездить на регулировку ГБО смысла нет. Это происходит если сотрудники фирмы установщика плохо разобрались в принципе настройки, а не редко встречается вообще абсурдное мнение — автонастройка итальянских систем решает все проблемы. Нет автонастройка сделает минимум — чтобы машина хотябы не глохла. Остальные настройки необходимо проводить вручную используя диагностическое оборудование.
Для настройки понадобяться
- Программа настройки ГБО
- Кабель для подключения к блоку управления ГБО
- Диагностический кабель (например ELM327)
Что значит правильная настройка ГБО?
Много раз говорилось, писалось и самое главное есть во всех инструкциях к автомобильному газовому оборудованию — при правильно настроенном ГБО 4 поколения время бензинового впрыска остается одинаковым при работе на бензине и газе. Сделать так, чтобы время впрыска не менялось — это и есть задача настройщика ГБО. Обратимся например к инструкции для газового оборудования 4 поколения OMVL — Настройка топливной карты. Читаем с пункта 4.4.1 Modify the map (Коррекция топливной карты). И остальные системы ничем не отличаются. Это главное.
Как этого добится?
Существуют два варианта:
1. Настраивать имея только кабель для регулировки ГБО по изменению времени впрыска. Если Вам приходится использовать этот вариант, то проще воспользоваться старыми версиями программ, где есть грубая настройка ГБО по нагрузке.
2. Настраивать при помощи диагностического сканера по топливной коррекции. Если у Вас есть диагностический сканер или адаптер, то удобно будет настраивать любой программой.
Нагрузка на двигатель
Уточню, что является нагрузкой на двигатель. Для многих повышение нагрузки это повышение оборотов. Это в корне не верно. Если вы на нейтральной передачи нажмете газ в пол, обороты взлетят до предела, но нагрузка будет самая низкая. Нагрузка пропорциональна времени впрыска, а следовательно разряжению в коллекторе (для сжигания большого количества топлива требуется больше воздуха, поэтому разряжение в коллекторе пропорционально нагрузке).
Автокалибровка
Любимый раздел настроек большинства установщиков. В принципе с этого всегда нужно начинать. Автокалибровка это довольно простое действие, блок управления запоминает время впрыска бензина. Переходит на газ. И подстраивает коэффициенты топливной карты, чтобы на газе повторить время впрыска бензина.
Только вот есть одно большое НО. Меняется вся карта по данным одной ячейки. То есть например OMVL меняет всю карту коэффициентов по клетке минимальной нагрузки при 3000 оборотах. LOVATO меняет всю карту по холостому ходу. Это необходимо, чтобы автомобиль смог поехать для настройки в движении. Ни о какой 100% настройки всех оборотов и всей нагрузке тут речи не идет.
Грубая настройка по нагрузке (по времени впрыска)
Регулировка ГБО по нагрузке подразумевает изменение ячеек не по оборотам, а по времени впрыска. То есть запоминаете время впрыска бензина в определенный момент движения (например 3 мс), переключаетесь на газ. Смотрите как меняется время впрыска бензина (условия движения и усилие на педаль газа не менять). Сравниваете с показаниями на бензине. Например получилось 4 мс, а было 3 мс. Значит произошло увеличение впрыска на 33%. Если время впрыска бензина при работе на газе увеличилось, это значит смесь беднее чем нужно. И беднее она на 33%. Теперь всю строку 3 мс изменяем на +33 единицы и так далее по всей нагрузке.
Компании производители ГБО до, примерно, середины прошлого года, в своих программах закрывали карту коэффициентов и оставляли в свободном доступе лишь грубую настройку по нагрузке. Грубая регулировка по нагрузке выглядела ввиде 8 клеток, куда вводились коэффициенты. Эти коэффициенты накладывались на топливную карту. Первый столбец из 4 клеток отвечал за холостой ход. Первая клетка меняла столбец карты 1000 оборотов от 2 мс до 3 мс; 2 клетка меняла от 3.5 мс до 6 мс и так далее. Клетки второго столбца грубой регулировки меняли карту во всех столбцах кроме 1000 оборотов. То есть все кроме холостого хода.
Для наглядности я сделал скриншоты старой версии программы.
Карта коэффициентов программы OMVL. Я специально изменил все значения на 100.
Клетки настройки по нагрузке, их не стало с 6 версией.
Вводим поправочные коээфициенты в грубую настройку.
Смотрим, что стало с картой коэффициентов.
Это хорошо показывается как работает настройка по нагрузке. При регулировке по времени впрыска проще будет использовать именно старую версию программ (5.0.5 или 5.0.8).
Использование разряжения в коллекторе
Рассмотренные раннее способ настройки не удобен при настройке в движении. Очень сложно держать ногу в одном положении и найти дорогу с идеально ровным покрытием тоже не всегда возможно. Удобнее было записывать данные и анализировать их уже отключившись от автомобиля. Сначала записываем езду на бензине, потом на газе. Сравниваем время впрыска. Но тут возникает сложность. Как сравнить время впрыска в разных режимах работы? Для этого нужно синхронизировать данные при езде на бензине с данными при езде на газе по показаниям MAP сенсора.
MAP сенсор показывает разряжение в коллекторе. Его показания меняются от изменения нагрузки, но не изменяются если неправильно подобрать коэффициент в программе настройки ГБО. Например при работе на бензине на холостом ходу у Вас время впрыска 3 мс, разряжение 0.3 атмосферы. Переходите на газ, время впрыска становится 4 мс, но показания MAP сенсора не меняются и остаются 0.3 атмосферы.
Для использования этого принципа нужно воспользоваться вкладкой регистрации сигналов в программе настройки (пункт 6.1 Acquisitions (Регистрация сигналов)).
- Сначала нужно поездить на бензине километров 100, чтобы топливная коррекция пришла в норму.
- Записать данные при езде на бензине, сохранить их.
- Выписать чему равно разряжение в коллекторе при времени впрыска используемом в программе ГБО (2, 2.5, 3, 3.5, 4.5 мс и тд).
- Записать данные при езде на газе, сохранить их.
- В газовых данных смотреть на показания MAP и по ним определять на сколько ушло время бензинового впрыска.
Например нужно настроить строку 3 мс, смотрите сколько MAP равен при 3 мс при езде на бензине, например 0.3. Смотрите сколько время бензинового впрыска при езде на газе при MAP 0.3, например 4 мс. Значит в строке 3 мс смесь бедная на 33%, прибавляем 33 единицы.
Данный принцип замечательно реализован в ГБО Digitronik. Программа собирает данные, и строит график работы на бензине и на газе. Сразу становится видно где прибавить, где отнять. В простеньких блоках можно посмотреть кривые только по нагрузке — карта 2D. В блоках серьезнее Вы видите карту 3D, в ней видно изменении впрыска относительно нагрузки и оборотов. Из-за этой функции я всем рекомендую использовать блоки управления Digitronik. Для их настройки хватит только кабеля для ГБО.
Для удобства обработки записанных данных можно использовать табличный процессор — Excel либо Calc (OpenOffice). Как это сделать я расскажу в другом материале.
Настройка с использованием диагностического сканера.
Наиболее правильным вариантом является регулировка ГБО 4 поколения с помощью диагностического сканера. Диагностические сканеры показывают топливную коррекцию ЭБУ автомобиля (FuelTrim). Топливная коррекции отображает отклонение впрыска от нормы в процентах. Опять же скорее всего используются показания MAP и MAF сенсоров и таблица эталонных значений времени впрыска при определенных показаниях этих датчиков. Когда время впрыска отходят от эталонных, коррекция смещается от 0. Например все тот же пример с 3мс при работе на бензине и 4 мс при работе на газе. Коррекция при этом будет 33%.
Суть настройки по диагностическому сканеру сводится в подборе коэффициентов карты таким образом, чтобы при любых нагрузках и оборотах коррекция не выходила за рамки +-5%. Сначала я рекомендовал бы настроить карту только по нагрузке, а потом посмотреть нет ли разности по оборотам. Обычно достаточно настройки только по нагрузке.
Удобство использования сканера в том, что Вам не нужно вычислять в уме отклонения. Это очень помогает при настройке в реальном времени. Вы во время движения видите карту коэффициентов и показания топливной коррекции. Мгновенно вносите правильный коэффициент и смотрите за реакцией автомобиля. Если Вы используете не полноценный сканер, а OBD адаптер с ноутбуком, то данные так же можно записать и обработать позже. Опять же привязавшись к MAP сенсору.
Обработка данных диагностической программы в табличном процессоре, на примере Digimoto 5 версии я опишу в будущем.
Тема о самостоятельной настройке ГБО 4 поколения на форуме
Читайте также:
О четвертом поколении подробнее
Как проверить правильность настройки ГБО
Стоит ли ставить ГБО
Инструкции к ГБО
gazmap.ru
Методы балансировки газовых форсунок на автомобиле
Примечание. Данная статья применима к любой марке автомобиля на ГБО
После установки и тщательной настройки газового оборудования четвертого поколения на своем автомобиле, наблюдал небольшую, но заметную (если сравнивать с работой на бензине) неравномерность работы двигателя на холостом ходу. Ощущалось это даже в салоне по характерной вибрации рулевого колеса. Никаких явных отклонений в работе газовых «мозгов» обнаружено не было, по бензину аналогично. Проверка системы зажигания с помощью мотор-тестера также не дала результата. Единственная аномалия, которая обращала на себя внимание, -при переключении двигателя на газ сигнал датчика кислорода вместо гладкой линии принимал форму зубастой пилы (рис. 1).

Рис. 1. График сигнала датчика кислорода при работе двигателя в режиме XX на газу без коррекции форсунок

Рис. 2. График сигнала датчика кислорода при работе двигателя в режиме XX на бензине
К тому времени мною уже было перечитано большое количество доступной информации по ГБО четвертого поколения, и по газовым форсункам в частности. Анализ ситуации показал, что виновниками проблемы являются газовые форсунки, точнее их дисбаланс.
Дело в том, что следствием невысокой точности изготовления комплектующих становится существенная разница в параметрах форсунок даже из одного комплекта. И при подаче одинаковой длительности открывающего импульса, количество топлива, впрыскиваемого в разные цилиндры, сильно отличается. На холостом ходу это отражается в неравномерной работе двигателя, на мощностных режимах — в увеличенном расходе топлива. Теперь мне предстояло это предположение доказать, то есть с помощью некоего прибора получить конкретные цифры. И началось сооружение стенда для проверки и калибровки газовых форсунок, который включал в себя газовый редуктор от системы четвертого поколения и регулируемый генератор импульсов для управления форсунками. Для замера расхода газа на выходе форсунок использовался ротаметр (рис. 3).

Рис. 3. Самодельный стенд для настройки газовых форсунок
Другой вариант, альтернативный ротаметру, использовал датчик давления, установленный между редуктором и форсункой, подключенный к осциллографу. С его помощью оценивался расход газа по моментальному падению давления при открытии форсунки. Сама же регулировка производилась изменением высоты подъема штока форсунки с помощью регулировочного винта. Оба метода оценки расхода доказали предполагаемый, но неутешительный результат — форсунки имеют нелинейную характеристику во всем рабочем диапазоне. Если настроить все форсунки по одинаковому проходу газа на одной длительности впрыска, то при изменении длительности управляющих импульсов дисбаланс возвращается. Также пропускная характеристика форсунок зависит от давления газа. Стало ясно, что балансировку форсунок нужно проводить в условиях, максимально приближенных к рабочим. Или, что еще лучше, непосредственно на двигателе, в режиме частичной нагрузки. Форсунки были отрегулированы с помощью индикатора часового типа на одинаковую высоту подъема штока и возвращены на свое место под капотом, а я погрузился в раздумья… Каким образом можно измерить такую незначительную, на первый взгляд, неравномерность работы цилиндров двигателя? Инструмента, способного настолько точно измерить разницу эффективности работы цилиндров, в моем распоряжении тогда еще не было (сейчас уже имеется, но об этом позже). Благо, существует программный инструмент для тонкой настройки газовых форсунок. В программе для настройки газового контроллера есть функция «Установка газовых форсунок» (рис. 4).

Рис. 4. Окно коррекции газовых форсунок в программе настройки газового контроллера STAG
С ее помощью разработчики предоставили нам возможность корректировать производительность каждой форсунки в пределах +/- 25%.
Единственным моментом (кроме моих субъективных ощущений), который отражал неравномерную работу цилиндров двигателя, была форма сигнала датчика кислорода. Тогда появилась идея произвести настройку поцилиндрового баланса по сигналу ДК. Так родилась несложная методика («методика Пыльгуна»), которую я хочу предложить читателям. С ее помощью можно довольно быстро, без применения каких-либо дополнительных инструментов, оценить и подкорректировать поцилиндро-вый баланс газовых форсунок в режиме холостого хода. Единственным условием реализации данной методики является подключенный датчик кислорода к соответствующему входу газового контроллера.
Суть методики заключается в следующем. Двигатель прогрет до рабочей температуры и работает на газу. В программе настройки газового контроллера (в моем случае STAG, но аналогичная функция существует практически во всех системах), на вкладке «Параметры» открываем окно «Установка газовых форсунок». Переходим на вкладку «Автонастройка»
(рис. 1). Удалением галочек отключаем лишние графики, кроме графика «Лямбда 1». В окошке «Активные ГАЗ. Форсунки» нужно переключить на бензин второй, третий и четвертый цилиндры работающего двигателя, для чего кликаем мышкой по изображению соответствующих форсунок (рис. 5).
Рис. 5. Первый цилиндр двигателя работает на газу, остальные на бензине
Из-за того, что один цилиндр двигателя работает на газу, остальные — на бензине, форма сигнала датчика кислорода частично выровнялась. Теперь нужно увеличить или уменьшить производительность первой форсунки до получения, насколько это возможно, гладкого сигнала датчика кислорода. Процедуру необходимо повторить последовательно для каждого цилиндра, возможно, не один раз. В итоге, нужно вычесть из значений коррекции всех цилиндров минимальное значение. В результате, в одном из цилиндров коррекция должна равняться нулю.
Результат проведенной работы, с одной стороны, не мог не порадовать — пропала «зубастость» сигнала датчика кислорода при работе двигателя на газу, его форма уже напоминала правильный сигнал, но небольшая рваность все еще присутствовала (рис. 6).

Рис. 6. После коррекции газовых форсунок по сигналу датчика кислорода, его форма уже напоминала правильный сигнал, но небольшая рваность все еще присутствовала
Ну и, собственно, работа двигателя в режиме XX на газу теперь ничем не отличалась от работы двигателя на бензине. Только щелчок клапана на редукторе выдавал момент переключения на альтернативное топливо.
Но, с другой стороны, смотря на такие значительные цифры поцилиндровой коррекции форсунок, чувство радости сменялось другим, менее приятным чувством. Самые популярные на рынке Украины форсунки, устанавливаемые на большинстве переоборудованных автомобилей, имеют такой значительный разброс параметров. И далеко не многие установщики задаются вопросом их калибровки. В лучшем случае, используется индикатор часового типа… Вотпо-тому-то эти форсунки самые популярные, что самые дешевые.. . Успокаивая себя такой мыслью, стал посматривать в сторону дорогих форсуночных планок, с надеждой, что там ситуация получше.
За ежедневными заботами как-то незаметно пришла осень, пора очередного Слета дизелистов. На Слете встретились с диагностом Андреем Шульгиным, которому рассказал свою историю настройки форсунок. Андрей предложил оценить поцилиндровый баланс двигателя с помощью им разработанного скрипта CSS. Скрипт рассчитывает вклад каждого цилиндра в работу двигателя на основании сигнала датчика частоты вращения коленвала, записанного USB-осциллографом. Результат отображается на экране в виде графика. В перерыве между докладами подключили «Постолоскоп» к моей машине, записали сигнал, проанализировали скриптом (рис. 7).

Рис. 7. График поцилиндрового баланса, рассчитанный скриптом CSS после настройки форсунок по форме сигнала датчика кислорода. Выделенные участки отображают работу двигателя в режиме XX и режиме частичной нагрузки соответственно. Масштаб графика увеличен

Рис. 8. Результат анализа скриптом сигнала датчика положения коленвала до увеличения масштаба. Серая линия на графике отображает обороты двигателя. Для проведения дальнейшего анализа нас интересуют два выделенных участка
Андрей с удивлением отметил, что нечасто приходится видеть такую сбалансированную работу двигателя — как правило, «газированные» машины, оборудованные ГБО четвертого поколения, показывают значительную разницу в работе цилиндров. А я для себя сделал открытие — это и есть тот инструмент, с помощью которого можно с необходимой точностью оценить поцилиндровый баланс! На следующий день была опробована методика настройки газовых форсунок с помощью USB-Autoscope и скрипта CSS.
Для реализации методики необходимо подсоединить 5-ый канал USB-Autoscope параллельно сигнальному выводу датчика частоты вращения коленчатого вала двигателя. В случае если на двигателе используется либо классическая, либо DIS система зажигания с отдельно установленной катушкой (катушками), устанавливаем емкостный датчик первого цилиндра на соответствующий высоковольтный провод. Если используются индивидуальные катушки или общий модуль зажигания, для синхронизации по первому цилиндру используем накладной емкостный или же индуктивный датчик. Включаем программу USB-осциллограф, на кнопке «Запустить/Ос-тановить» нажимаем стрелочку, из всплывающего окна пользовательских настроек выбираем настройку «CSS_Sync». Запускаем двигатель и оставляем работать на холостом ходу. Для начала записи сигналов нажать кнопку «Запись» или клавишу F12.
Чтобы оценить поцилиндровый дисбаланс, в принципе, достаточно записи нескольких секунд работы на холостом ходу и одной легкой перегазовки. Но это при условии, что мы уверены в полной исправности механической части двигателя и всех систем, обеспечивающих его работу. Полная методика, предложенная Андреем Шульгиным, предусматривает, кроме этого, еще одну перегазовку «газ в пол», после чего необходимо выключить зажигание и дождаться остановки двигателя, не отпуская при этом педаль газа. В таком случае мы получим возможность оценить большее количество информации о работе двигателя. Не буду сейчас вдаваться в подробности полной методики, поскольку она описана в файле помощи к скрипту, но я бы рекомендовал до начала процедуры балансировки газовых форсунок убедиться в исправности механической части двигателя с помощью методики Шульгина. Дальше я буду описывать несколько упрощенный вариант методики — необходимый минимум для оценки поцилиндрового баланса с целью калибровки газовых форсунок.
Дайте двигателю поработать несколько секунд на холостом ходу, после чего плавно увеличьте обороты до 3000. Закройте дроссельную заслонку, дождитесь снижения частоты вращения двигателя до оборотов XX, остановите запись.
Хочу обратить внимание, что скорость увеличения оборотов двигателя (нажатия на педаль газа) влияет на качество отображения информации на участке графика, отображающего режим частичной нагрузки. При слишком быстром увеличении оборотов увеличивается и нагрузка на двигатель до уровня больше необходимой; линии на этом участке становятся почти вертикальными. И, наоборот, при очень медленном увеличении оборотов нагрузка на двигатель недостаточна, участок графика вытягивается по горизонтали. Желательно поэкспериментировать, чтоб получить на этом участке характерный горбик (рис. 9).

Рис. 9. Так выглядит график после увеличения. Отчетливо видно неравномерность работы цилиндров двигателя (линии, отображающие вклад каждого цилиндра, находятся на разной высоте). В данном случае коррекция газовых форсунок нулевая
После остановки записи необходимо нажатием соответствующей кнопки выполнить скрипт(в случае, если эта кнопка неактивна, нажать кнопку «Загрузить файл скрипта» , в открывшемся окне указать имя скриптового файла анализатора и место его расположения «*:\Program Files\USB Осциллограф\AnalyzerScreptFilles\CSS\CSS.asc», нажать «Открыть»). В появившемся окне «Введите значения» при необходимости изменить количество цилиндров двигателя, порядок работы и нажать «ОК».
После выполнения анализа, его результаты представляются в нескольких вкладках. На вкладке «Эффективность» видим построенный скриптом график эффективности, где каждому цилиндру соответствует свой цвет. Серая линия на графике показывает обороты двигателя. Выделенные на рисунке участки отображают работу двигателя на холостом ходу (слева) и начало ускорения при частичной нагрузке (справа). Они нам и нужны для проведения дальнейшего анализа (рис. 8).
С помощью соответствующих кнопок график необходимо увеличить и поместить интересующие нас участки в центр окна. Оптимальный масштаб 1:4 по вертикали и 1:4 по горизонтали (рис. 9).
На начальном этапе настройки удобнее ориентироваться по режиму XX, на заключительном — только по режиму частичной нагрузки. Сбалансированная работа газовых форсунок в режиме частичной нагрузки позволит достичь максимальной экономичности регулируемого автомобиля.
На графике отчетливо видна неравномерность работы цилиндров двигателя (линии, отражающие вклад каждого цилиндра, находятся на разной высоте). В данном случае, в режиме XX самым «слабым» оказался синий цилиндр №2, самым «сильным» -желтый цилиндр №3. В программе для настройки газового контроллера устанавливаем коррекцию для цилиндра №2 +10%. Величину коррекции подбираем опытным путем. После нескольких этапов одного взгляда на график будет достаточно, чтоб приблизительно определить это значение. Повторяем запись сигналов и анализ. Теперь мы видим улучшение поцилиндрового баланса двигателя, но неравномерность еще присутствует (рис. 10).

Рис. 10. График поцилиндрового баланса двигателя после внесения коррекции во втором цилиндре +10%. Заметно улучшение поцилиндрового баланса, но неравномерность еще присутствует
Процедуру рекомендуется повторить необходимое количество раз до получения максимально возможного совмещения линий на графике в режиме частичной нагрузки.
На заключительном этапе регулировки внесенные значения коррекции газовых форсунок равнялись 0 14 -8 5. Линии, отражающие поцилиндровую эффективность двигателя в режиме частичной нагрузки, практически совместились (рис. 11).

Рис. 11. График поцилиндрового баланса работающего на газу двигателя после регулировки с помощью скрипта CSS. Значения поцили-ндровой коррекции газовых форсунок О 14-8 5. Линии, отражающие поцилиндровую эффективность двигателя в режиме частичной нагрузки, практически совместились (выделенный участок)
Форма сигнала датчика кислорода работающего на газу двигателя (рис. 12) после проведения калибровки форсунок с помощью скрипта CSS не отличается от формы сигнала датчика кислорода работающего на бензине двигателя (рис. 2).

Рис. 12. Форм а си гнал а датчика кислорода работающе го на газу двигателя после регулировки с помощью скрипта CSS. Его форма уже не отличается от формы сигнала ДК работающего на бензине двигателя (рис. 2)
На практике процедура настройки газовых форсунок с использованием USB-осциллографа и скрипта CSS занимает не больше двадцати минут. Методика может быть полезна как при настройке газового оборудования четвертого поколения, так и при диагностике неисправностей, связанных с неравномерной работой двигателя на газу. Кроме того, используя эту методику, мы получаем возможность достаточно легко оценить и компенсировать неравномерность работы двигателя на газу, вызванную другими причинами, не связанными с пропускной способностью форсунок. Особенно это актуально при установке ГБО четвертого поколения на многоцилиндровых двигателях, где не всегда имеется возможность правильно расположить форсунки, штуцеры-распылители и соединяющие их шланги. В таких случаях ничем, кроме программной коррекции форсунок, невозможно добиться сбалансированной работы двигателя. Тогда скрипт CSS может стать незаменимым инструментом для оценки поцилиндрового баланса настраиваемого двигателя.
Владимир Пыльгун
АвтоМастер
largus-mcv.ru
ГБО 4 поколения. Секреты газовых форсунок.
Сегодня газобаллонное оборудование четвертого поколения на пике популярности. Чаще всего это комплекты, в которые входят узлы от разных производителей. На первый взгляд это неправильно, но в случае с ГБО такой подход оправдан. Например, газовые форсунки отличаются по ряду параметров.
Конструктивно газовые форсунки очень схожи с бензиновыми – исключение составляют всего несколько моделей. Но даже похожие по конструкции газовые форсунки существенно отличаются от бензиновых аналогов по своим параметрам. Так как объем испаренного в редукторе газа, подаваемого в цилиндры, в 250 раз превышает эквивалентную дозу бензина, все проходные сечения у газовой форсунки в десятки раз больше. Кроме того, газовые форсунки имеют низкое электрическое сопротивление – 1–3 Ом, в то время как у их бензиновых коллег оно составляет 16–17 Ом. Это обусловлено тем, что газовым форсункам необходимо пропускать через себя гораздо больше топлива (по объему). Соответственно, у них должна быть другая стратегия управления. Бензиновая форсунка открывается простым импульсом 12 В, но если такой же импульс подать на газовую, из-за низкого сопротивления обмотки она просто сгорит. Поэтому газовые форсунки открывают при помощи широтно-импульсной модуляции (см. графики 2), т.е. на форсунку подается первоначальный импульс, который открывает ее, потом импульс исчезает и снова появляется. Это происходит настолько быстро, что форсунка не успевает закрыться и обмотка при этом не перегревается.
Так как газ находится в испаренном состоянии, в отличие от бензина, нет необходимости в применении высокоточных распылителей, достаточно обычного штуцера, который установлен во впускном коллекторе около бензиновой форсунки.
Важные параметры
У газовой форсунки, как, впрочем, и у бензиновой, есть ряд важных параметров, от которых зависит стабильность и равномерность работы двигателя, расход топлива, отказоустойчивость и др.
Один из важнейших параметров – линейность работы. Если форсунка открывается на 3 мс и выдает определенную порцию газа, то при ее открытии на 6 мс порция газа должна быть в два раза больше. При абсолютной очевидности подобных вещей у большинства бюджетных форсунок это не так. Характеристика их производительности не линейна. Использование таких форсунок ведет к перерасходу газа, потере мощности, преждевременному выходу из строя каталитического нейтрализатора, подгоранию клапанов и их седел. По этому параметру наилучшими считаются форсунки Hana, Barracuda и бесспорный эталон Keihin.
Другая важная характеристика – время реакции (отклика). Это время, через которое физически открывается форсунка после того, как на нее пришел сигнал (электрический импульс). Чем это время меньше, тем лучше. Как мы видим из графиков, первое место разделили Keihin и Barracuda, потом с большим отрывом идет Hana, а за ней Valtek. Форсунки Matrix очень быстро открываются, но очень медленно закрываются, что отрицательно сказывается на точности дозирования.
Наиболее надежные и долговечные газовые форсунки Keihin, Barracuda и Hana имеют конструкцию, схожую с бензиновыми новыми инжекторами.
Кроме того, форсунки, установленные на одном двигателе, должны выдавать одинаковое количество газа на каждый цилиндр, т.е. должны иметь одинаковую производительность. Опять же, это не всегда так, особенно у недорогих моделей.
Так как форсункам приходиться работать в достаточно широком диапазоне температур – от -25 до +120 градусов, они должны обладать стабильностью параметров при изменении температур. На этот параметр влияет то, как детали форсунки меняют свои размеры под действием различных температур. Это зависит от качества применяемых материалов. Например, в газовой форсунке Barracuda плунжер изготовлен из металла с очень малым коэффициентом температурного расширения. Ход плунжера, который дозирует газ, очень маленький – около 0,5 мм. А если он увеличится в длину, он будет открываться на меньшую величину. Это снизит производительность форсунки со всеми вытекающими последствиями – падением мощности и ростом расхода топлива. У дешевых изделий ход плунжера из-за температурного «удлинения» может уменьшаться даже на 20%!!!
Очень важна стабильность характеристик и по мере износа форсунки. Это механический исполнительный элемент, который в процессе работы совершает миллионы циклов. И характеристика производительности может меняться. Очень важно, чтобы она на протяжении всего срока службы изменялась не более чем на 5%. Так, по информации производителя, форсунки Barracuda обеспечивают стабильную характеристику производительности на протяжении 300 млн. циклов (примерно 250 тыс. км пробега). На практике это еще не проверено из-за их новизны. А вот из уже проверенных форсунок, судя по отзывам установщиков, изделие Hana выхаживает около 200 тыс. км, Valtek – 50–70 тыс км, Matrix при отсутствии периодической чистки (очень боятся газового маслянистого конденсата в газе) – до 100 тыс. км. Если маслянистый конденсат зимой попадает в форсунки Matrix, электромагнитные катушечки не могут оторвать лепесток от седла, поэтому их обмотки перегорают.
Время реакции проверяли с использованием осциллографа, который позволял проследить моменты открытия-закрытия и время открытия форсунки. В качестве эталона выступили японские форсунки Keihin из комплекта ГБО Prins. Короткий вывод по тесту: Keihin вне конкуренции. Очень приличны новые форсунки Baraccuda. Разочаровали Matrix, которые включаются быстро, но выключаются долго.
gbo4.ru